Для связи в whatsapp +905441085890

Кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения — Стихийные группы и массовые движения

Массовые сообщества имеют следующие общие характеристики, присущие им:

  • Это неорганизованные, случайные, спонтанные сборки;
  • и существуют только в течение относительно короткого периода времени;
  • объединены схожим поведением своих членов.

Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. В толпе пространственная ассоциация приводит к социальному взаимодействию, даже если люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных.

Известный американский социолог Герберт Блумер (1900 — 1987) выделял четыре типа толпы: случайная толпа, условная толпа, действующая толпа и экспрессивная толпа.

Случайная толпа (случайная толпа, толпа зевак) — имеет наименее неопределенную структуру. Случайное скопление людей на улице может быть вызвано дорожно-транспортным происшествием, поимкой правонарушителя, появлением знаменитости, недовольством поведением прохожего и т.д. Условная толпа — это заранее спланированное и относительно структурированное собрание людей (на стадионе, в театре). Выразительная толпа — организованная для личного удовольствия ее членов (например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т.д.). Актерская толпа — это шумное сборище или другие формы сообщества с экстремальным поведением.

Актерская толпа — это кратковременное собрание людей с целью совместного времяпрепровождения в связи с каким-либо зрелищем. Аудитория отличается от толпы. Публика — это часто заранее спланированное и относительно структурированное собрание людей.

Хотя публика является формой спонтанной группировки, элемент спонтанности в ней менее выражен, чем в толпе, и она более управляема. На поведение людей, составляющих публику, в определенной степени влияют социальные нормы, которые предопределены и приняты в этом типе организации зрелищ. Аудитория, собравшаяся на представление в театре, например, ведет себя иначе, чем аудитория на стадионе.

Аудитория может быть смонтированной или не смонтированной. Своего рода собранная аудитория — это аудитория.

Аудитория — это социальная общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором — человеком или группой людей, которые обладают информацией и передают ее этому сообществу. Слушаем ли мы оратора в лекционном зале или тамаду за столом, читаем ли мы газету или слушаем радио — во всех случаях мы являемся членами аудитории разных типов.

Толпа — это аморфное собрание людей с минимальной степенью групповой интеграции и организации. Нет ни свода обычаев, ни фиксированного набора правил или ритуалов, ни организованного набора установок, ни структуры статусных ролей, ни закрепившихся навыков. Тем не менее, массовое поведение — это совокупность индивидуальных линий, которые могут оказывать значительное влияние на общество. Когда отдельные линии сближаются, масса становится мощной силой.
Социальные круги — это социальные сообщества, созданные с целью обмена информацией между их членами. Различают контактные круги (социальные сообщества людей, которые постоянно встречаются на спортивных соревнованиях, в транспорте или в очередях); профессиональные круги; дружеские круги; круги социального статуса (аристократические круги, круги аутсайдеров, женские или мужские круги, круги пенсионеров).

Общественность — это продвинутая часть общества, которая выражает свое мнение. По мнению Г. Блумера, это естественная реакция людей на определенную ситуацию, которая находит свое выражение в коллективном мнении или решении. В связи с этим многие социологи уделяют большое внимание изучению такого явления, как общественное мнение.

Кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения - Стихийные группы и массовые движения

Стихийные группы и массовые движения

Спонтанные группы — это краткосрочные объединения большого количества людей, часто с очень разными интересами, но которые, тем не менее, собираются вместе по определенной причине и демонстрируют общие действия. Членами такого временного объединения являются представители различных крупных организованных групп: Классы, нации, профессии, возрастные группы и т.д. Такую единицу ни в коем случае нельзя считать «субъектом совместного действия», но и недооценивать ее важность тоже не стоит. В современных обществах политические и социальные решения часто зависят от действий таких групп. Среди спонтанных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массы, публику.

Важным фактором в их формировании является общественное мнение. Она формируется по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно подвижна, может быстро менять оценку этих явлений под влиянием новых, часто кратковременных обстоятельств.

Типы спонтанных групп:

Толпа — образуется на улице по поводу какого-либо события, продолжительность ее существования определяется важностью события. Она может быстро рассеяться, а может возникнуть волнение, и толпа перейдет к действиям. Состояние толпы нестабильно, поведение спонтанно и может привести к агрессивным формам.

Толпа — это более стабильное образование с нечеткими границами. Толпа — это не обязательно сиюминутное образование, как толпа людей; она может оказаться гораздо более организованной, когда определенные слои населения собираются вместе вполне сознательно для какого-либо действия, например, манифестации, демонстрации или собрания. В этом случае роль организаторов выше: они обычно не сразу представляются в момент начала акции, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых участвовали в данной массовой акции. Поэтому в массовых акциях и конечные цели, и тактика поведения более четкие и продуманные. В то же время масса, как и толпа, весьма неоднородна, в ней сосуществуют и сталкиваются различные интересы, поэтому ее существование может быть нестабильным.

Публика — это также кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-либо зрелищем — на трибунах стадиона, в большом зрительном зале, на сидении перед громкоговорителем во время прослушивания важного выпуска новостей. Публика всегда собирается для общей и определенной цели, поэтому она более управляема, прежде всего она в большей степени следует нормам, принятым в выбранном способе организации развлечений. Но общественность также остается массовым скоплением людей, и к ней применимы законы массы. Любого инцидента здесь достаточно, чтобы общественность взбудоражилась.

Общие черты различных типов спонтанных групп позволяют говорить о схожих средствах коммуникативного и интерактивного процесса в них. Представленное в них общественное мнение дополнено информацией из различных источников. С одной стороны, из официальных сообщений СМИ, которые в условиях массового поведения часто интерпретируются произвольно и неверно. С другой стороны, в таких группах популярен еще один источник информации — различного рода слухи и сплетни. У них есть свои законы распространения и циркуляции, что является предметом специальных исследований в социальной психологии. Этот источник служит не только для дополнения, но и для проверки информации, поступающей из официальной пропаганды. Сформированный таким образом сплав мнений и высказываний начинает действовать в массе или толпе и играет роль импульса к действию. В этом процессе теряется необходимость в собственной интерпретации информации, и происходит групповое стимулирование действий. Создается особый эффект доверия, а именно к той информации, которая получена «здесь и сейчас» без необходимости проверять ее подлинность. Именно это порождает специфические формы общения и взаимодействия.

Общественные движения

Общественное движение — это достаточно организованная группа людей, которые ставят перед собой конкретную цель, обычно предполагающую изменение социальной реальности. Общественные движения имеют разные уровни:

это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за защиту окружающей среды и т.д.).

локальные движения, ограниченные либо территорией, либо социальной группой (против использования Семипалатинского полигона, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.); и

Движения с чисто прагматическими целями в очень ограниченном регионе (для смещения кого-то в администрации муниципалитета).

Общие характеристики:

Всегда опирается на определенное общественное мнение, которое в некотором смысле подготавливает общественное движение, хотя оно формируется и укрепляется по мере развития движения.

Любое общественное движение направлено на изменение ситуации, в зависимости от уровня — в обществе в целом, в регионе или в группе.

Организация движения формулирует свою программу, с разной степенью проработанности и ясности.

Движение осознает, какие средства оно может использовать для достижения своих целей, в частности, приемлемо ли насилие как одно из средств.

Любое общественное движение так или иначе реализуется в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, митинги, собрания и так далее.

Важное значение имеют как относительно устойчивые социальные идеи, сформированные в ходе предыдущего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформированные на основе новой, часто неполной и односторонней информации. Поэтому всегда относительно легко изменить содержание лозунгов и целей движения.

С точки зрения социальной психологии, важны следующие три вопроса: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства и характеристики лидеров.

Механизмы присоединения к движению можно объяснить, проанализировав мотивы участников. Они делятся на фундаментальные, определяемые условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом и устойчивым интересом к тому или иному явлению, политическому решению или законодательству, и сиюминутные, порожденные проблемной ситуацией, социальным событием или новым политическим актом. Последние обычно основаны на чисто эмоциональных реакциях на происходящее в обществе или группе. Соотношение между фундаментальными и сиюминутными мотивами во многом определяет основательность и «долговечность» движения и прогноз на успешное достижение его целей.

Социальная психология больших (спонтанных) нестабильных групп

Под стихийными группами в социально-психологической литературе чаще всего понимаются толпы, массы и публика. Как уже упоминалось выше, история социальной психологии «началась», так сказать, с анализа таких групп (Лебон, Тарде и др.).

Толпа на улице образуется из-за самых разных событий: дорожно-транспортного происшествия, задержания правонарушителя, недовольства действиями должностного лица или просто проходящего мимо человека.

Толпа обычно описывается как более устойчивое образование с довольно нечеткими границами. Толпы не обязательно действуют как мгновенные образования, такие как толпа; они могут быть гораздо более организованными, когда определенные слои населения собираются вполне сознательно для какого-либо действия, например, манифестации, демонстрации или митинга.

Публика — еще одна форма спонтанной группировки, хотя элемент спонтанности здесь менее выражен, чем, например, в толпе. Это также кратковременное собрание людей, чтобы провести время вместе в связи с чем-то, что можно увидеть, будь то на трибунах стадиона, в большом зрительном зале или на площади перед громкоговорителем, чтобы услышать важное сообщение. В более закрытых помещениях, таких как лекционные залы, аудиторию часто называют слушателями. Аудитории всегда собираются для общей и конкретной цели, поэтому они более управляемы; в частности, они с большей вероятностью будут придерживаться норм, действующих в выбранном ими способе организации зрелищ. Но публика также остается массовым скоплением людей, и к ней применимы законы толпы. Любого инцидента здесь достаточно, чтобы общественность взбудоражилась. Известно, что драматические случаи приводят к необузданным страстям, например, футбольные фанаты на стадионах и т.д.

Общие черты различных типов спонтанных групп позволяют говорить о схожих средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Представленное в них общественное мнение дополнено информацией из различных источников. С одной стороны, из официальных сообщений СМИ, которые в условиях массового поведения часто интерпретируются произвольно и неверно. С другой стороны, в таких группах популярен еще один источник информации — различного рода слухи и сплетни. Они имеют свои законы распространения и циркуляции, что является предметом специальных исследований в социальной психологии.

При изучении внушения были выявлены некоторые закономерности в отношении ситуаций и обстоятельств, при которых его эффект усиливается. Таким образом, дети в целом более восприимчивы к внушению, чем взрослые. Аналогично, люди, которые устали и физически ослаблены, чаще подвергаются влиянию, чем те, у кого хорошее здоровье. Но самым важным является то, что в случае внушения действуют специфические социально-психологические факторы. Например, многочисленные экспериментальные исследования показали, что решающим условием эффективности внушения является авторитет внушающего, который создает особый, дополнительный фактор влияния — доверие к источнику информации. Этот «эффект доверия» проявляется как в отношении личности внушающего, так и в отношении социальной группы, которую этот человек представляет. В обоих случаях авторитет суггестора выполняет функцию так называемого косвенного рассуждения, своего рода компенсатора отсутствия прямого рассуждения, что является специфической особенностью внушения.

Методы влияния в спонтанных группах

С древних времен заражение изучается как особый метод воздействия, который определенным образом интегрирует большие толпы, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Она проявляется не через более или менее сознательное принятие какой-то информации или поведенческой модели, а через передачу определенного эмоционального состояния или «ментальной установки».

Особой ситуацией, в которой последствия усиливаются благодаря заражению, является паника. Непосредственной причиной паники является появление новости, которая вызывает своего рода шок. Паника впоследствии усиливается, когда включается рассмотренный механизм взаимного отражения.

Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно наблюдать непосредственно, во-первых, потому что мы никогда не знаем заранее условий ее возникновения, во-вторых, потому что в ситуации паники очень трудно оставаться наблюдателем: В этом их сила, и заключается она в том, что каждый человек, находящийся «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.

Степень заразительности различных аудиторий зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и особенно от степени их самосознания. В этом смысле можно сказать, что заражение играет гораздо менее важную роль в современных обществах, чем на ранних этапах человеческой истории. Справедливо утверждается, что чем выше уровень развития общества, тем слабее действие механизма заражения, тем критичнее отношение индивидов к силам, которые автоматически увлекают их по пути определенных действий или переживаний.

Индоктринация — это особый вид влияния, а именно целенаправленное, необоснованное воздействие одного человека на другого или на группу. Суггестия — это процесс передачи информации на основе ее некритического восприятия.

Согласно концепции Г. Тарде, основным принципом развития и существования общества является подражание. Подражание порождает групповые нормы и ценности. Подражание — это частный случай более общего «закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе — через подражание. Подражание — источник прогресса: время от времени в обществе появляются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения впоследствии впитываются в ткань общества и передаются через подражание.

Такая концепция представляет собой классический пример абсолютизации роли имитации в обществе, когда все социальные проблемы рассматриваются с точки зрения неких психологических механизмов.

Изучение механизма имитации стало предметом специальной теории имитации, разработанной в рамках необихевиористского направления Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Основываясь на концепции «подкрепления», Бандура описывает три способа следования подкрепленному поведению в качестве «модели», а именно:

(a) когда наблюдение за моделью может вызвать новые реакции,

б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усилить или ослабить заторможенное поведение,

c) когда наблюдение за моделью может способствовать актуализации тех моделей поведения, которые были известны наблюдателю ранее.

В любом случае, реализация влияния с помощью этих средств сталкивается с определенной критикой со стороны личностей, составляющих толпу. Воздействие в целом нельзя рассматривать как однонаправленный процесс: Всегда существует взаимное движение — от человека к оказываемому влиянию. Все это приобретает особое значение в спонтанных группах. Стихийные группы и проявляющиеся в них массовое поведение и массовое сознание являются неотъемлемой частью различных общественных движений.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Что изучают на психологическом факультете
  2. Наличие психических процессов у животных — Развитие психики и поведения у животных
  3. Социально-психологические аспекты одаренности
  4. Деятельность воображения
  5. Теория отражения от Аристотеля до И.С. Павлова
  6. Педагог-психолог
  7. Теории клинической психологии
  8. Предмет возрастной психологии
  9. Виды слушания в психологии общения
  10. Психологическая роль семьи в воспитании ребенка