Для связи в whatsapp +905441085890

Павел Александрович Флоренский, российский религиозный философ, богослов — Русский Леонардо да Винчи

Современники и потомки называли его «русским Леонардо да Винчи». Широта применения его необыкновенного интеллекта и разнообразных талантов поражала всех: философия, теология, математика, инженерия, филология, история, поэзия…

Павел Александрович Флоренский (22 января 1882, Евлах, Елизаветпольская губерния, Российская империя — 8 декабря 1937, похоронен под Ленинградом) — русский православный священник, богослов, философ религии, ученый, поэт.

Эта фигура особенная. Особенно его судьба. Потому что большинство русских религиозных мыслителей начала XX века были изгнаны или добровольно покинули Родину, и их судьба была связана с русской эмиграцией. Отец Павел Флоренский был одним из немногих, кто остался. Кроме того, Флоренский — человек, которого нельзя однозначно охарактеризовать. Инженер? — Да, тридцать патентов на изобретения в советское время. Философ? — Да, один из самых ярких интерпретаторов платонизма, один из самых ярких русских платоников. Поэт? — Да, возможно, не великий, но все же поэт, создавший стихи и издавший книгу стихов, друг Андрея Белого, выросший в атмосфере символистов. Математик? — Да, ученик знаменитого профессора Бугаева, который развивал очень интересные концепции в этой области, человек, который в то же время и независимо от ныне известного петроградского ученого Александра Фридмана выдвинул идею искривленного пространства. Фридман — отец теории расширяющейся Вселенной, которую он построил на основе уравнений Эйнштейна. И Флоренский очень близко подошел к этой теории в то же самое время, в 1922 году, когда он работал в совсем другой части страны.

Мышление Флоренского распространялось и на историю искусства, которая, можно сказать, была его второй профессией (или третьей, или десятой). Флоренский был ученым. Протоиерей Василий Зеньковский, автор монументальной «Истории русской философии», говорит о своей насущной эрудиции. Люди, знавшие Флоренского, говорили мне, что от него можно было получить исчерпывающий ответ практически на любой вопрос по самым разным гуманитарным и техническим наукам. Флоренский был утонченным богословом. Флоренский — историк; хотя историческая тема мало присутствует в его работах, он историк-археолог, автор многочисленных небольших монографий и статей по изучению древнерусского, средневекового искусства, иконописи и изобразительной скульптуры. Неутомимый труженик, человек, которого уважал и ценил Вернадский. Они соответствовали научным исследованиям. Вернадский шел сверху, от целостного, глобального видения; Флоренский шел снизу, стремясь к этому глобальному видению.

Павел Александрович Флоренский, российский религиозный философ, богослов - Русский Леонардо да Винчи

Русский Леонардо да Винчи

К сожалению, не все работы Флоренского были опубликованы. Тем не менее, он, безусловно, фигура огромного масштаба, даже если его работы были и остаются несколько противоречивыми. В конкурсе участвовали все, будь то Пушкин или Леонардо да Винчи. Те, кто не ссорится, никому не интересны.

Флоренский был связан с Московским университетом и планами и институтами электрификации страны; Флоренский — профессор Московской духовной академии и истории философии, редактор журнала «Богословский вестник». Многогранность его интересов зародилась в детстве. И его называли русским Леонардо да Винчи. Но когда мы говорим «Леонардо да Винчи», мы представляем себе величественного старца, взирающего на человечество с высоты своих лет. Флоренский умер молодым. Он исчез. Арестованный в 1933 году, он исчез, и долгое время его семья (жена и пятеро детей) не знала, где он и что с ним происходит, так как в 1937 году он был лишен права переписки. На самом деле Флоренского в то время уже не было в живых. Вот свидетельство о смерти, которое получила семья:

«свидетельство о смерти». Гражданин Павел Александрович Флоренский умер 8 декабря 1937 года, ему было 55 лет (неправильно — 56). Причина смерти — казнь. Место гибели — Ленинградская область».

Человек, который за несколько месяцев до этих событий, находясь в адских условиях заключения, продолжал активную научную работу; человек, который жил глубокой духовной, интеллектуальной жизнью, который передавал свои богатые знания детям (до 1937 года ему разрешалось писать, и даже были времена, когда семья могла приехать к нему) — таким человеком может гордиться любая цивилизация. Он стоит в одном ряду с Паскалем, с Тейяром де Шарденом, со многими учеными, мыслителями всех времен и народов. И он был последним преступником, которого расстреляли — он, абсолютно невиновный человек!

Среди русских философов Флоренский был самым аполитичным. Полностью уйдя в мир своих мыслей, поглощенный работой, он всегда стоял несколько в стороне от общественной жизни. Даже его попытки как-то приблизиться к ней всегда заканчивались ничем. Он был невиновен, и он был нужен стране — как инженер, как ученый, как самоотверженный работник. Но они предпочли просто застрелить его. Вместе с этим вещественным доказательством Комитет государственной безопасности передал родственникам копию акта «Приговор тройки ОНКВД по докладу № 199 от 25 ноября 1937 года в отношении Флоренского Павла Александровича, приговоренного к высшей мере наказания, приведен в исполнение 8 декабря 1937 года, в котором этот акт записан. И подписи, как и во всех офисах. И там была приложена фотография — человека со следами ударов на лице, человека, который весь осунулся, потому что его пытали и истязали. Таковы были времена, таковы были люди у власти.

Он родился 9 января в селе Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан). Его отец Александр Иванович Флоренский был русским, а мать Ольга (Саломия) Павловна Сапарова (Сапарашвили-Сапарян) происходила из города Сигнахи в Грузии из старинной семьи карабахских армян. Бабушка Флоренского была из семьи Паатовых (Пааташвили). Семья Флоренских, как и их армянские родственники, владела имениями в Елизаветпольской губернии, где проживавшие там армяне скрывались от натиска кавказских татар во время смуты. Таким образом, карабахские армяне сохранили свой диалект и специфические обычаи. Флоренский «постоянно искал какие-то особые корни своей армянской семьи», в частности, он утверждал, что его семья не из Персидской Армении, а из Карабаха.

Павел Флоренский в молодости

В 1899 году он окончил 2-ю гимназию в Тбилиси и был принят на физико-математический факультет Московского университета. В университете он познакомился с Андреем Белым, через него также встречался с Брюсовым, Бальмонтом, Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Альбертом Блоком. Он публиковался в журналах «Новый путь» и «Весы». В студенческие годы он был увлечен учениями Владимира Соловьева и архимандрита Серапиона (Машкина). После окончания университета он поступил в Московскую духовную академию по благословению епископа Антония (Флоренсова), где у него возник замысел написать книгу «Столп и утверждение истины», которую он завершил к концу обучения (1908). В 1911 году он был рукоположен в священники. В 1912 году он был назначен редактором научного журнала «Богословский вестник» (1908).

Он воспринимает события революции как живой апокалипсис и в этом смысле метафизически приветствует их, но философски и политически все больше склоняется к теократическому монархизму. Он встречается с Василием Розановым, становится его духовником и требует, чтобы тот отрекся от всех еретических сочинений. Он пытается убедить власти в том, что Троице-Сергиева лавра является величайшей духовной ценностью и не может быть сохранена как мертвый музей. Флоренского осуждают, его обвиняют в создании монархического кружка.

С 1916 по 1925 год П. П. А. Флоренский пишет ряд работ по философии религии, в том числе «Очерки по философии культов» (1918) и «Иконостас» (1922), а также свои воспоминания. В 1919 году П.А. Флоренский пишет статью «Обратная перспектива», посвященную осмыслению феномена способа организации пространства на плоскости как «творческого импульса» при рассмотрении канона иконописи в ретроспективно-историческом сравнении с другими образцами мирового искусства, наделенными теми же характеристиками.

В то же время он вернулся к физике и математике, а также работал в области машиностроения и материаловедения. С 1921 года работал в системе Главэнерго и участвовал в ГОЭЛРО. В 1924 году он опубликовал большую монографию по диэлектрикам. Его научную деятельность поддерживал Леон Троцкий, который однажды приехал в институт с ревизией и визитом поддержки, что, возможно, сыграло роковую роль в дальнейшей судьбе Флоренского.

Другой сферой его деятельности в этот период была художественная критика и музейная работа. В это же время Флоренский работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры в качестве ее ученого секретаря и написал ряд работ по древнерусскому искусству.

В 1922 году он самостоятельно опубликовал свою научно-философскую работу «Воображения в геометрии».

1928 год — летом его ссылают в Нижний Новгород, в том же году Е.П. Пешкова уговаривает его вернуться из ссылки. У него есть возможность эмигрировать в Прагу, но он решает остаться в России. В начале 1930-х годов против него разворачивается кампания в советской прессе со статьями погромного и обличительного характера.

Аресты и ссылки

Он был арестован 26 февраля 1933 года, а через пять месяцев, 26 июля, приговорен к десяти годам лишения свободы. Он был депортирован в восточносибирский лагерь «Свободный», куда прибыл 1 декабря 1933 года. Флоренский был направлен на работу в исследовательский отдел БАМЛАГа.

10 февраля 1934 года он был направлен в Сковородино на опытную мерзлотную станцию. Здесь Флоренский провел исследования, которые впоследствии легли в основу книги его соратников Н.И. Быкова и П.Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940).

17 августа 1934 года Флоренский был помещен в лагерь для интернированных «Свободный», а 1 сентября 1934 года он был отправлен специальным конвоем в Соловецкий лагерь особого назначения.

15 ноября 1934 года он начал работать на Соловецком йодскладе, где занимался проблемой извлечения йода и агар-агара из морских водорослей и сделал более десяти запатентованных научных открытий.

25 ноября 1937 года особая тройка НКВД Ленинградской области приговорила его к смертной казни и расстреляла.

Он был похоронен в братской могиле убитых НКВД под Ленинградом. Официальная дата его смерти, 15 декабря 1943 года, сообщенная его родственниками, является вымышленной.

Семья

В 1910 году он женился на Анне Михайловне Гиацинтовой (1889-1973). У них было пятеро детей: Василий, Кирилл, Михаил, Ольга, Мария.

Их второй сын Кирилл был геохимиком и планетологом.

Внуки:
Павел Васильевич Флоренский (р. 1936), профессор Российского университета нефти и газа, академик Международной славянской академии наук, искусств и культуры, академик Российской академии естественных наук, член Союза писателей России, руководитель экспертной группы по чудесам при Синодальной богословской комиссии Русской православной церкви.

Игумен Андроник (Трубачев) — директор Центра изучения, охраны и восстановления наследия священника Павла Флоренского, директор музея священника Павла Флоренского в Сергиевом Посаде, основатель и директор музея священника Павла Флоренского в Москве.

«Столп и утверждение истины».

Данная магистерская диссертация доцента Московской духовной академии Павла Флоренского — «Теодицея» Бог и справедливость), подразумевающая выражение концепции, которая является лейтмотивом — устранение противоречия между существованием «мирового зла» и господствующей идеей доброй и разумной божественной воли, управляющей миром. Название взято из Первого послания к Тимофею (3:15). Это произведение, своеобразный пример Обновления во всех особенностях стиля изложения, также представлено нетрадиционной для богословского жанра эстетикой.

Первые публикации книги были в 1908 и 1912 годах; впоследствии защищенная диссертация была опубликована в расширенном виде в 1914 году («Путь»; дополнения касаются в основном значительно расширенного комментария и приложений). Работа была одобрена Церковно-образовательным управлением. С того момента, как произведение увидело свет, оно сразу же было воспринято как значительное литературное и духовное явление и вызвало многочисленные отклики и полемику — восторженные аплодисменты и достаточно резкую критику.

«Столп» в своих общих тенденциях проявляет характерные черты, свойственные течениям философской и общественной мысли в России конца XIX — начала XX века, которые с некоторых пор принято называть интегрально «философией всеединства». Меня особенно поразила насыщенность источников, которые автор использует для рассмотрения и аргументации своих тезисов — начиная с санскрита и иврита, через патристику, до самых последних работ — от Ж. Ланге, А. Бергсона и Z. Фрейда к Н.В. Бугаеву, П.Д. Успенскому и Е.Н. Трубецкому. N. N. Трубецкой. На фоне общей, «заданной» темы в книге анализируются проблемы от физиологии до цветовой символики (от древнего хроматизма до диапазона канона иконописи), от антропологии и психологии до богословской догматики.

И последнее, но не менее важное: вопреки одобрению духовенства, книга была раскритикована ортодоксами (по определению) за эклектизм и использование источников, по сути, чуждых схоластике доказательного богословия, за чрезмерную «спекулятивность» и образ мышления, близкий к «монофизитству». Напротив, философы бердяевского крыла обвинили автора в «стилизации православия». Почти четверть века спустя мы находим такую характеристику у эмигрировавшего православного богослова: «Книга западного человека, который мечтает о Востоке и спасает себя эстетически. Романтическая трагедия западной культуры ближе и понятнее Флоренскому, чем проблемы православной традиции. Очень характерно, что в своем творчестве он то отступал за христианство, в платонизм и древние религии, то уходил в учения оккультизма и магии….. И он сам рассматривал возможность представить на соискание степени магистра богословия перевод Иамвлиха с примечаниями». Прот. Григорий Флоровский.

Как бы то ни было, это творение беспокоило и беспокоит не только философов различных взглядов и направлений, но и всех, кто интересуется вопросами, так или иначе возникающими в точках соприкосновения очень многих аспектов бытия и разума: Восприятие мира и вера, реальность и знание.

Один из основателей интуиционизма отмечает, что книга, присланная отцом Павлом в 1913 году, способствовала его постепенному возвращению в лоно церкви, и к 1918 году он уверовал; еще через 33 года он написал N.O. Лосский.

P. Особое внимание А. Флоренский уделил оформлению книги, большое внимание было уделено макету издания, шрифтам и верстке, иллюстрациям и заголовкам, предваряющим главы. Этот интерес П.А. Флоренского к типографскому делу, офорту, книжной иллюстрации, наконец, к изобразительному искусству как таковому во всем его многообразии, находит выражение во многих других его работах и повлияет на последующую теоретическую и педагогическую работу во Вхутемасе вместе с В.А. Фаворским.

Но весной 1912 года, за два года до публикации работы, сам Павел Флоренский писал своему старшему другу В.А. Кожевникову (1852-1917), который в том же году был избран почетным членом Московской духовной академии: «Моя «Колонка» так мне противна, что я часто думаю про себя: может быть, эта публикация не есть акт дерзости, ибо что я понимаю в духовной жизни? И может оказаться, что с духовной точки зрения все прогнило».

Заявления Павла Флоренского

«Я уверен, что худшее еще впереди, что кризис еще не закончился. Но я верю, что кризис очистит российскую атмосферу, даже мировую атмосферу…».

«Человек находится в мире, но человек так же сложен, как и мир. Мир находится в человеке, но мир так же сложен, как и человек».

«Политическая свобода — это опасное заблуждение и самообман масс….. Все права на власть — избирательное право, по назначению — старая тряпка, которой место в крематории…. Нужен человек с чувством будущей культуры, человек с пророческим предрасположением….. Есть право построить новую систему — сила гения. Только это право не имеет человеческого происхождения и поэтому заслуживает названия божественного».

«Человек — это бесконечность».

«Мне не трудно убить в себе многое, но что из этого выйдет? Я могу убить во мне все, что связано с сексом, но тогда во мне умрет все научное творчество. Почему так много эссе пахнет мертвечиной? Как будто все на своих местах: есть большая ученость, приличный язык, но читать невозможно — потому что пишут скопцы».

«Само появление чуда было чудом».

«Втрое преступнее хищническая цивилизация, которая не знает ни жалости, ни любви к творению, но ищет от него только собственной выгоды, которая не движима желанием помочь природе проявить скрытую в ней культуру, но которая насильно и условно навязывает внешние формы и внешние цели».

«Всмотритесь в явление, и вы увидите, что оно является оболочкой другого, более глубокого, чем оно само».

«Что я делал всю свою жизнь? Я смотрю на мир в целом, как на единый образ и единую реальность, но в каждый момент или, точнее, на каждом этапе моей жизни, с определенной точки зрения. Я смотрел на отношения мира на срезе мира в определенном направлении, на определенном уровне, и пытался понять структуру мира по той характеристике, которая занимала меня на том этапе. Уровни сечения были разными, но один не заменял другой, а только обогащал его. Таким образом, существовала непрерывная диалектика мышления (чередование уровней наблюдения) с постоянным отношением к миру в целом».

«Вещество, участвовавшее в процессе жизни и, более того, в индивидуальной жизни, навсегда остается в этом круговороте».

«Человек — это сумма мира, его усеченный контур; мир — это откровение человека, его проекция».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Массовый человек в постмодернизме (ж. Бодрийяр)
  2. Политика и нравственность
  3. Эпоха поздней античности
  4. Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее сущность и основные функции
  5. Социально-философская проблема направленности исторического процесса
  6. Философия личности и проблема идентичности
  7. Антропология в русской средневековой философии
  8. Субъект познания в современной гносеологии
  9. Социальные группы как «субкомпоненты» общества. Основные типы социальных групп
  10. Эстетическое в различных формах творческой деятельности