Для связи в whatsapp +905441085890

Альбер Камю, французский прозаик, философ, эссеист — Философские работы писателя

Французский писатель, эссеист и драматург Альбер Камю был литературным представителем своего поколения. Его одержимость философскими проблемами смысла жизни и поиска истинных ценностей обеспечила писателю культовый статус среди читателей и принесла ему Нобелевскую премию по литературе в возрасте 44 лет.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Мондови, Алжир, который в то время был частью Франции. Его отец-француз погиб во время Первой мировой войны, когда ему был один год. Мать мальчика, испанского происхождения, смогла обеспечить небольшой доход и крышу над головой, выполняя неквалифицированную работу в бедном районе Алжира. Детство Альберта было бедным и солнечным. Живя в Алжире, Камю чувствовал себя богатым благодаря умеренному климату. Судя по высказыванию Камю, он жил «в бедности, но и в чувственной радости». Его испанское наследие дало ему чувство собственного достоинства в бедности и страсть к почету. Камю начал писать в юном возрасте; в Алжирском университете он блестяще изучал философию — ценность и смысл жизни, с акцентом на сравнение эллинизма и христианства. Еще будучи студентом, парень основал театр, одновременно занимаясь режиссурой и играя в спектаклях. В 17 лет Альберт заболел туберкулезом, что не позволило ему заниматься спортом, военной и образовательной деятельностью. Камю работал на разных работах, прежде чем стать журналистом в 1938 году. Его первыми опубликованными работами были «Загадка и лицо» (1937) и «Свадебный пир» (1939), сборник эссе о смысле жизни и ее удовольствиях, а также о тщетности. Писательский стиль Альбера Камю ознаменовал собой разрыв с традиционным буржуазным романом. Психологический анализ интересовал его меньше, чем философские проблемы.

Камю разработал идею абсурдизма, которая послужила темой для большей части его ранних работ. Абсурдизм — это разрыв между стремлением человека к счастью и миром, который он может рационально понять, и реальным миром, который запутан и иррационален. Второй этап мысли Камю вытекает из первого: человек должен не просто принять абсурдную вселенную, но и «восстать» против нее. Это восстание не политическое, а во имя традиционных ценностей. Первый роман Камю «Посторонний», опубликованный в 1942 году, посвящен негативной стороне человека. В книге рассказывается история молодого писателя по имени Мерсо, который является рассказчиком и главным героем. Мюрсо чужды все ожидаемые человеческие эмоции; он «лунатик» в жизни. Кризис романа разворачивается на пляже, когда герой, вовлеченный в спор не по своей вине, стреляет в араба. Вторая часть романа посвящена суду над ним за убийство и его смертному приговору, который он понимает примерно так же, как и причину, по которой он убил араба. Мёрсо абсолютно честен в описании своих чувств, и именно эта честность делает его «чужим» в этом мире и обеспечивает его осуждение. Общая ситуация символизирует абсурдность жизни, и этот эффект усиливается намеренно плоским и бесцветным стилем книги.

Камю вернулся в Алжир в 1941 году и закончил свою следующую книгу, «Миф о Сизифе», также опубликованную в 1942 году. Это философское эссе о природе бессмысленности жизни. Мифическая фигура Сизифа, обреченного на вечность, поднимает тяжелый камень на гору только для того, чтобы он скатился обратно. Сизиф становится символом человечества и достигает некой печальной победы в своих постоянных усилиях.

Альбер Камю, французский прозаик, философ, эссеист - Философские работы писателя
Альбер Камю, французский прозаик, философ, эссеист — Философские работы писателя

Философские работы писателя

В 1942 году, после возвращения во Францию, Камю вступил в ряды Сопротивления и занимался журналистикой в подполье до освобождения в 1944 году, где в течение 3 лет был редактором газеты «Борьба». Именно в это время были поставлены две его первые пьесы: «Недоразумение» в 1944 году и «Калигула» в 1945 году.

Главную роль в первой пьесе сыграла актриса Мария Касарес. Работа с Камю переросла в более глубокие отношения, длившиеся 3 года. Мария оставалась в дружеских отношениях с Альбертом до самой его смерти. Главная тема пьес — бессмысленность жизни и окончательность смерти. Именно в написании пьес Камю чувствовал себя наиболее успешным. В 1947 году он опубликовал свой второй роман «Чума». На этот раз Камю сосредоточился на положительной стороне человека. Описывая вымышленную вспышку бубонной чумы в алжирском городе Оран, он поднимает тему абсурда, выраженную через бессмысленные и совершенно незаслуженные страдания и смерть, вызванные чумой. Рассказчик, доктор Риех, провозглашает своим идеалом «честности» человека, сохранившего силу характера и изо всех сил, хотя и безуспешно, пытающегося противостоять вспышке болезни. На одном уровне роман можно рассматривать как вымышленный рассказ о немецкой оккупации Франции. «Чума» была известна читателям прежде всего как символ борьбы со злом и страданием, главными нравственными проблемами человечества.

Следующей важной книгой Камю стал «Бунтующий человек». В сборник вошли 3 важных философских произведения писателя, без которых трудно полностью понять его концепцию экзистенциализма. В работе он задается вопросами: что такое свобода и истина, в чем состоит быть по-настоящему свободным человеком. Жизнь, по мнению Камю, — это бунт. Две его работы были опубликованы посмертно: «Счастливая смерть», написанная в конце 1930-х годов и опубликованная в 1971 году, и «Первый человек» (1994), которую Камю писал на момент своей смерти. Смерть писателя стала трагической потерей для литературы, поскольку в более зрелом и осознанном возрасте он еще мог писать произведения и расширять свою творческую биографию.

После смерти Альбера Камю многие мировые режиссеры взялись за произведения француза, чтобы сделать из них фильмы. Уже вышло шесть фильмов, основанных на книгах философа, а также вымышленная биография, в которой приведены оригинальные цитаты писателя и показаны его настоящие фотографии.Библиография
1937 — «Лицо и изнанка».
1942 — «Аутсайдер»
1942 — «Миф о Сизифе».
1947 — «Чума»
1951 — «Бунтарь».
1956 — «Падение»
1957 — «Гостеприимство»
1971 — «Счастливая смерть»
1978 — «Дневник путешествия
1994 — «Первый человек»

Становление в Алжире

Камю заинтересовался театром; он был режиссером и актером в театре «Экип», где в 1935 году поставил пьесу по роману Андре Мальро «Годы презрения». Спектакль был поставлен после того, как автор дал свое согласие. Выступление состоялось 25 января 1936 года в прибрежном пабе, где был большой зрительный зал, и на нем присутствовало около 500 человек, хотя коммунистическая газета раздула эту цифру до 1500. В течение нескольких месяцев было организовано еще несколько выступлений[9]. Пьеса «Восход в Астурии» была также написана и опубликована Эдмоном Шарио, французским радиоведущим и редактором газет, другом Камю с ранних лет учебы в университете и до конца его жизни. В 1930-х годах Камю ненадолго объединился со своим другом Клодом Флеменвилем для основания издательства Cafre, название которого произошло от первых букв их фамилий, когда у Шарио возникли проблемы с его книжным бизнесом[10][11]. В театре ставили произведения Максима Горького, древнегреческого автора Эсхила и пушкинского «Каменного гостя», режиссером которого был Камю; он также играл роль Дон Жуана[12]. В марте 1937 года он выступил в местном Доме культуры в поддержку Леона Блюма и его законопроекта о предоставлении мусульманам права голоса, как части процесса примирения и ассимиляции мусульман с французами. Также был издан манифест от имени Коммунистической партии. Отношения Камю с коммунистами всегда были натянутыми, и отчуждение писателя от марксистского дела и его разногласия по поводу обращения с мусульманами и колониальной политики Франции привели к его исключению из партии в ноябре. В сентябре 1938 года Камю познакомился с Эммануэлем Роблесом. В это время он начал работу над своими книгами «Счастливая смерть» и «Калигула». В октябре он посетил город Сиди Бель Аббес, расположенный далеко от Алжира, где ему предложили работу учителя, но почти сразу же он решил вернуться. В следующем месяце, в декабре, и до октября 1938 года Камю работал сотрудником метеорологической службы. Летом он был принят на работу корреспондентом в левую газету Republic Algiers, где писал о политических и экономических, а также криминальных и городских событиях. Его начальником был Паскаль Пиа, с которым Камю очень сблизился за время своей работы. В общей сложности было опубликовано около 1500 статей Камю, включая рецензии на произведения Жана Поля Сартра. После начала Второй мировой войны Камю почувствовал, что должен присоединиться к борьбе против Германии. Издание «Алжирская республиканка» было прекращено в 1940 году из-за нехватки бумаги. Та же участь постигла и журнал Le Soir républicain (фр.), в котором Камю работал главным редактором незадолго до его закрытия. Из-за своих политических высказываний Камю был лишен заработка и из-за отсутствия денег вынужден был уехать во Францию 14 марта 1940 года[13].

«Чума»

В романе La Peste, опубликованном в 1947 году, рассказывается об Оране, городе, отрезанном от остального мира, где свирепствует бубонная чума. Жители города полагаются на медицинскую систему, бюрократическое чиновничество и религию, в то время как число погибших от болезни растет с каждым днем. Главный герой — Бернард Риех, врач, который изо всех сил пытается победить болезнь[22]. Традиционно «Чума» интерпретируется как борьба Сопротивления против нацистской оккупации Франции[23]. Такое прочтение романа не обошлось без влияния известного во Франции выражения, относящегося к фашистским оккупантам: «коричневая чума» (фр. La peste brune). Такого мнения придерживался и Жан-Поль Сартр. Немцы приходили и уходили из Франции, как выразился Сартр, подобно чуме, «ниоткуда в никуда», как «нечеловеческая, нематериальная сила», хотя Камю не предполагал, что нацизм или другие политические практики происходят «сами по себе», без участия человека. Философ Ролан Бартез нашел в романе «политику одиночества», то есть борьбу одинокого человека. Такие интерпретации были подтверждены самим автором: Он увидел в «Чуме» «движение индивидуального протеста с целью солидаризации большинства», проследив таким образом генеалогию от «Незнакомца» до «Чумы», то есть «обнаженность», как писал Камю, «человека перед абсурдом» и «одинаковость разных точек зрения на один и тот же абсурд». Фрагмент произведения был опубликован в литературном сборнике Сопротивления во время немецкой оккупации[24].

Работа выражает две модели поведения персонажей: полное погружение в абсурд и борьбу против новых политических и социальных практик, которые представляют собой абсурд. Хотя «победить абсурд» в строгом смысле этого слова, следуя философии Камю, невозможно. Абсурд — неотъемлемое условие существования, и борьба с чумой как абсурдом в творчестве Камю характеризует сопротивление распространению абсурда в мире, осознание невозможности победить абсурд, выйти за его пределы. Это подкрепляется словами доктора Риэ, который называет свою войну с болезнью «бесконечным поражением», подразумевая, что герои борются за счастье человека, но не за победу вечного счастья[25]. На страницах «Чумы» также раскрывается тема религии. Камю противостоит христианской морали через рассмотрение двух персонажей, доктора Риэ и священника Панлева. Первый активно противостоит болезни, а второй — хотя и преследует общие цели с Рие — пытается объяснить своим прихожанам, что события в Оране — это воля Божья, с которой нужно просто смириться. В то же время доктор настаивает: «Может быть, лучше не верить в Господа Бога и всеми силами бороться со смертью, не обращаясь к безмолвному небу». В этом проявляется вышеупомянутая дихотомия погружения и сопротивления абсурду[26]. Камю даже считал свою «Чуму» «своим антихристианским произведением»[27].

Пандемия COVID-19, вспыхнувшая в Китае в 2019 году, заставила многих людей вновь обратиться к творчеству Камю. Всемирный экономический форум включил книгу «Чума» в список пяти книг для чтения в контексте глобальной вспышки коронавирусной инфекции. Американский журналист из Vox признал, что роман может помочь людям научиться жить с COVID-19 и быть солидарными с другими, осознавая, что «мы все в одной лодке»[28]. По мнению исследователей, эпидемия чумы, описанная в произведении Камю, перекликается с тем, как люди вынуждены строить свои планы и повседневные дела перед лицом быстро распространяющейся, неожиданной болезни[29].

Автобиографичность произведений

Обстоятельства домашней жизни в детстве являются темой ранних эссе Альбера Камю, таких как L’Envers et l’Endroit (1937)[30]. Его последний роман «Первый человек», опубликованный посмертно в 1994 году, описывает его ранние годы в Алжире. Главный герой, Жак Кормери, напоминает самого автора[ком. 2]. В этом произведении Камю описывает бедность, в которой ему приходилось жить. В книге есть эпизод, в котором он рассказывает, как сделал мяч из тряпок, когда финансы его семьи не позволяли купить настоящий мяч, и описание домашнего насилия его бабушки, которое мать Камю переносила молча, не решаясь вмешаться. Тем не менее, образ матери передан повествователем с любовью, несмотря на то, что ее болезнь затрудняет социализацию и, соответственно, общение с сыном. Камю очень плохо помнил своего отца, единственным эпизодом из его жизни, который он запомнил в связи с отцом, было то, что Люсьен Камю однажды вернулся домой с чувством тошноты после того, как увидел публичную казнь. Об этом ему рассказала его мать. Это событие происходит в «Первом человеке», а также в рассказе «Падение» (1956)[32]. Этьен — сын своей бабушки, в дом которой он переехал вместе с матерью после смерти мужа, — работал бондарем, то есть делал бочки из дерева. Это занятие вдохновило молодого Камю, и впоследствии Этьен послужил прототипом для персонажа одного из рассказов сборника «Изгнание и господство»[30]. Рукопись «Первого человека» была найдена на месте автомобильной аварии, в которой погиб Камю. Профессор Кентерберийского университета Питер Робертс рассматривает роман с даосской точки зрения, видя в нем борьбу противоположностей: новое или старое, принятие или сопротивление и так далее[33]. В 2011 году итальянский режиссер Джанни Амелио[34] снял по роману одноименный фильм. Камю часто использовал некоторые мелкие обстоятельства своей жизни в качестве образных выражений в своих книгах и эссе, например, дом его подруги, который он называл «домом над миром», упоминается в некоторых эссе 1936-1937 годов и в романе «Счастливая смерть»[12]. События из его жизни также играют роль в романе «Посторонний» — суд над мошенником, о котором он сообщал в ходе своей журналистской работы, позже лег в основу ситуаций, описанных в романе[35]. Камю заинтересовался театром в 1930-х годах, и этот интерес сохранился у него на всю жизнь. Его первая работа в Театре Труда состоялась в январе 1936 года, в постановке по роману Андре Мальро «Годы презрения». Его следующее произведение под названием «Восстание в Астурии» было написано во время поездки по Европе летом 1936 года вместе с другом Сикаром и двумя учителями, с которыми Камю путешествовал. В пьесе рассказывается о событиях, произошедших в 1934 году в испанском регионе Астурия, где вспыхнула забастовка шахтеров. Он был задуман как эксперимент в эпическом театре,[36] действие происходит в шахтерском городе Овьедо на севере Испании — ряды в зрительном зале были расположены так, что вокруг зрителей были импровизированные городские улицы, а прямо перед ними находилась «центральная площадь», где происходило действие. В центре зала стоял стол, за которым сидели актеры, игравшие стороны переговоров.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Дэвид Юм, английский философ
  2. Николай Александрович Бердяев, религиозный философ
  3. Античный атомизм
  4. Экономическая мысль древнегреческих философов
  5. Законы истории как законы взаимодействия стран, народов и цивилизаций. Алгоритмы исторического взаимодействия
  6. Жан Жак Руссо, французский философ
  7. Возникновение философии как учение о предельных основаниях бытия, самосознания и сущности человека
  8. Досократическая философия
  9. Становление и развитие представлений о материи в истории философии — Бытие и его основные формы
  10. Н.А Бердяев: «Россия — страна безграничной свободы духа» — Конституционные особенности характера русского народа