Для связи в whatsapp +905441085890

Антропология в русской средневековой философии — Первый период русской философской мысли

Многовековая история философии в России является неотъемлемой частью мирового историко-философского процесса.

Русская философия, прошедшая самобытный путь развития, отразила культурно-историческое развитие нашей страны. Зародившись позже, чем в соседних странах, русская философская мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, а затем западноевропейской философии.

Русская философия как особая сфера духовной жизни общества сформировалась сравнительно поздно. По словам выдающегося русского мыслителя Г. Шпета, история нашей философии «началась с Петра Великого, но протекала она в темноте общественного философского сознания. Только к концу второго века после Петра забрезжил свет, индивидуальные и одинокие вершины стали сиять золотым светом, умы стали просыпаться и разбегаться для работы. Такова история русской философии…». Шпет, пожалуй, слишком категоричен, отказывая русской культуре до XVIII века в философском статусе. Несомненно, русская философская мысль существовала и до Петра I, но она была органично вплетена в другие формы выражения мировоззрения. Философские идеи вошли в древние летописи, литературные произведения, а русская живопись (особенно иконопись) была удивительно философична. Но только к XVIII веку философия возникла в России как самостоятельная форма духовного освоения мира. К тому времени западноевропейская философия уже имела богатое прошлое, включавшее в себя и великую античность, и совершенную средневековую схоластику, и гимн человеку и его разуму, сложенный мыслителями эпохи Возрождения, и идеи Просвещения. Россия, создавая свою самобытную философскую традицию, не могла избежать ученичества. Многие идеи и темы в русской философии были заимствованы, но русская философия в целом не осталась ученицей, она смогла создать драгоценную амальгаму свободного и оригинального творчества и традиций мировой философской мысли.

В рамках данного реферата я рассмотрю основные особенности направлений русской философской мысли, сложившихся в русской философии.Русская философия находится в центре многих дискуссий. При изучении социокультурных основ цивилизационного процесса обнаруживается огромная жизнеспособность духовного, и в частности, философского наследия России.

Существует две формы философской рефлексии: чисто теоретическая, основанная на строго научных принципах, и нравственная. Русская философия чаще всего принимает последнюю форму. Она всесторонне обобщает целостный опыт духовно-практического освоения бытия. Поэтому содержание русской философской мысли находится в неразрывной связи с религией, литературой, политикой.

Вклад русской философии в мировую культуру определяется оригинальными решениями антропологических, этических, историософских проблем, целенаправленной критикой европейского рационализма и индивидуализма, переработкой и синтезом византийской средневековой традиции и достижений европейского Просвещения.

На основе критики новоевропейского рационализма в русской философии возникла новая парадигма философствования, связанная с идеей соборности, духовного синтеза, отражающего единство космоса и человека, материальной и духовной жизни, практики и созерцания, нравственного и эстетического образов бытия и познания, индивидуального и социального. Своеобразным отражением этих особенностей является Русская идея, объединяющая представления о своеобразии исторической судьбы и культуры России и ее мессианской роли, связанной с уникальным вкладом России в европейскую и мировую культуру.

Антропология в русской средневековой философии - Первый период русской философской мысли
Антропология в русской средневековой философии — Первый период русской философской мысли

Первый период русской философской мысли

Отечественной философской мысли присущи некоторые общие признаки:

Во-первых, отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые. Философское значение имело даже изобразительное искусство — средневековая иконопись, названная кн. Е.Н. Трубецким «умозрением в красках», а затем — русский авангард начала ХХ века (Кандинский, Малевич, Филонов). В то же время в русской философии невелик удельный вес институциализированной мысли — университеты и аналогичные им духовные учебные заведения появились лишь в эпоху Просвещения, преподавание философии в них неоднократно ограничивалось, а то и вовсе воспрещалось. В результате русская философия приобрела такое качество как диффузность, означающее, что она существует, лишь пронизывая собой всю духовную культуру, а не в формальной изоляции от нее, как это часто бывало в Европе.

Во-вторых, отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия — в этом видят онтологизм русской философии.

В-третьих, особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична.

В-четвертых, с проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична.

В-пятых, русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, большое внимание к внутреннему миру человека.

В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.

Следует иметь в виду, что некоторые исследователи выделяют в рамках отечественной философии оригинальную русскую философию, по сути религиозно-мистическую. По замечанию А.Ф. Лосева, «русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западно-европейским ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом».

В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов:

1-й — философская мысль Древней Руси (подготовительный период) — XI — XVII вв.;

2-й — просветительская философия (XVIII — начало XIX века);

3-й — развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века — начало XX века);

4-й — послеоктябрьский период (большая часть XX века).

Русское Средневековье продлилось почти восемь столетий: от «призвания варягов» в 862 г. до избрания на царство династии Романовых (1613 г.). Общей духовной и идейной санкцией феодальной системы явилось христианство. Оно вывело Русь из идолопоклонства и открыло путь к «самобытному мудрованию». Это было время «накопления духовных сил, а вовсе не дремоты духовной», и потому оно не могло просто исчезнуть, бесследно кануть в Лету под напором европеизации. Отечественные древности еще долго оставались главным источником и опорой русского национального самосознания и духовности. Первым толчком к появлению русской философии послужило принятие христианства, обращение к греческой патристике (каппадокийцев Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина) и ее специфическое освоение в кирилло-мефодиевской традиции. Кирилл Философ сближал философию с моралью, этикой. Согласно его воззрениям, Бог равно благодетельствовал всех людей одинаковой способностью к самосовершенствованию, поставив их между ангелами и животными. Помимо патриотических трактатов философские идеи проникали на Русь в составе всевозможных исторических хронографов и морально назидательных сочинений («Пчела», сыграла «Толковая Палея» и др.). Киевская Русь (IX — начало XII вв.) освоила раннехристианскую и византийскую литературу, библейские книги, житийные истории, апокрифы. В XI в. развивается оригинальная литература. В числе тех, кто стоял у истоков русской философии были крупные мыслители-книжники — Иларион Киевский (XI в.), Никифор Грек (конец XI — середина XII вв.), Климент Смолятич, Кирилл Туровский (конец XI — середина XII вв.), духовные искания которых получили законченное выражение в методологии московского иосифлянства (XV — первая треть XVI вв.).

Первый период русской философской мысли

С другой стороны, языческо-волховское противостояние христианству послужило социальной базой для проникновения на Русь общехристианских ересей, что значительно стимулировало развитие «самобытной мудрости» на древнерусской почве. Апологеты восточно-христианской мистики Симеон Новый Богослов (942-1022), Григорий Синаит (ум. 1346) и Григорий Палама (ум. 1358) много сделали для просвещения древнерусских «подвижников». Симеон был поборником аскезы и «умственного труда», он учил о «Фаворском свете», который пребывает в душе человека и реализуется в уединении и безмолвии (исихии). Палама придерживался абсолютного противопоставления божественного и мирского и выступал против рационализации богословия. Большое влияние оказали арианство и богомильство. Последние, превознося сотворение мира над дьяволом, считали, что всякое земное служение и всякий земной обычай направлены против Бога, против светской власти, угнетения и эксплуатации. Стригольники исповедовали обряд поклонения земле, которой приписывали способность прощать и отпускать грехи. А Феодосий Косой (16 век) отрицал божественность Христа и утверждал равенство всех людей и народов.

Ереси внесли в церковь дух соперничества и раздора. К началу XVI века духовенство раскололось на основателя Иосифа Волоцкого (1439-1515), продолжавшего традиции религиозного рационализма, и несторитов, ориентировавшихся на наследие византийской исихастики. Нилус из Сора (1433-1518) выступал против монастырской собственности и предлагал отказаться от украшения храмов.

Иосифлянство, с его отказом от идеи подражания Христу, разрушало средневековые каноны мышления, заменяло веру разумом и руководствовалось в религии простой идеологической целесообразностью. Старец Филофей Псковский в первой половине XVI века выдвинул идею о том, что Москва — это третий Рим. Вершиной развития иосифлянской теории были взгляды Ф.И. Карпова и И.С. Пересветова о государственной власти Ивана Грозного.

Перспективы европеизации России, а также присоединение Украины к России (1654) и церковная реформа привели к церковному расколу в середине XVII века. Аввакум Петров (1621-1682) был ревнителем старой веры, выступал против распространения светского образования и защищал патриархальную национальную культуру. Русское Просвещение охватывает период с середины XVII века до первой трети XIX века, вплоть до восстания декабристов. Происходило формирование светской философии. Среди русских просветителей следует назвать имена Ф. Скорины (1490 — 1551), А.М. Курбского (1528 — 1588), М. Смотрицкого (1577 — 1633), Феофана Прокоповича (1681 — 1736), В.Н. Татищева (1686 — 1750) — идеологов «ученой дружины» Петра I.

Классический период русского Просвещения открывается колоссальной фигурой М.В. Ломоносова (1711-1765), который доказал свое превосходство над философскими идолами Запада, отстаивая деизм и теорию двойственной истины, первым в России воздвиг «храм мудрости» и науки. Он не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации предметов и явлений внешнего мира, а опирался на теорию, логическое обобщение, что позволило ему построить материалистическую натурфилософию. Материя вечна и неуничтожима. Природа идеально проста, изначально создана во всей своей необходимой полноте и развивается на основе естественных законов. Ломоносов составил правила «изобретения» вымыслов; его теория воображения глубоко вскрыла причины ошибок в сфере научного знания и выявила истоки эстетического отношения к действительности. Он преодолел односторонний гносеологизм западноевропейской философии, ибо не мыслил духовность иначе, как в неразрывном единстве веры, истины и красоты.

«Славянофильство» и «западничество»

Еще одним очень важным моментом развития отечественной философии стала борьба «западничества» и славянофильства в духовной жизни русского общества.

Историческая судьба России опровергает схемы, устанавливающие жесткие границы культурно-исторических ареалов Запада и Востока. Евразийское положение страны приобрело символическое значение для национального самосознания. Борьба «западничества», у истоков которого стоял П. Чаадаев, и славянофильства, связанного прежде всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, стала постоянной детерминантой развития русской философии и культуры. Призывы «западников» приобщить Россию к плодам западной культуры и цивилизации, взять европейскую модель развития за образец для нашей страны принимали иногда крайние формы отрицания ценности всего русского, пренебрежения прошлым страны. Такое крайнее «западничество» (не изжитое, к сожалению, и сегодня) во многом само, «от противного», порождало свою противоположность — славянофильские концепции самобытности России, ее особого исторического пути и предназначения. Это были два взаимно предполагавшие друг друга полюса русской культуры.

Спор между «западниками» и славянофилами ставил перед русской философией проблему взаимоотношения различных культурных традиций. Критика Запада славянофилами во многом явилась протестом против европоцентристской идеологии, ограничивавшей многообразие духовного опыта человечества и утверждавшей в качестве единственно возможной модели исторического развития схему прогресса западной цивилизации. Именно славянофильское движение выдвинуло так называемую «русскую идею» — мысль об особой исторической миссии России. Логика рассуждения была приблизительно следующей: Россия — это и не Восток, и не Запад, она причудливо соединяет в себе и то, и другое. Значит, она сможет сыграть роль объединяющей человечество силы.

Необходимо отметить, что господствовавший долгое время в литературе подход к славянофилам как к реакционерам националистического толка (и «возрождение» сегодня славянофильства в карикатурной форме национального самодовольства и исключительности) не имеет под собой почвы: славянофилы были привержены идеалу единства общечеловеческой духовно-нравственной традиции, может быть, сильнее, чем «западники», ограничивавшие столбовую дорогу цивилизации европейскими проспектами.

Идейное столкновение двух подходов к объяснению исторического процесса помогло выработке специфических тем русской философии. Это — проблема «Восток — Запад», интерпретация смысла западноевропейской и русской истории, попытки постановки и решения «славянского вопроса», обоснование «русской идеи» и др. Многие из названных тем волнуют общество и сегодня. Видимо, точка в споре между «западниками» и славянофилами еще не поставлена, хотя он и принял сейчас форму обсуждения различных путей реформирования общества.

Русская религиозная философия

Для духовной жизни России второй половины ХIХ — начала ХХ века огромное значение имело такое сложное явление, как собственно религиозная философия.

С точки зрения представителей этого направления, главным для человека является духовная, божественная субстанция, а истинный смысл человека и его существования заключается в соединении человека с Богом.

В русской религиозной философии вопрос о человеке органично превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге — в человеческий. Человек раскрывает свою истинную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке. Следовательно, одной из центральных проблем этого направления является проблема Богочеловека, или сверхчеловека. В отличие от концепции Ницше, у которого сверхчеловек — это человек-бог, в русской философии сверхчеловек — это богочеловек. Его антропология носит чисто гуманистический характер, утверждая превосходство добра над злом и бога над дьяволом.

В учении Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) проявились основные черты светского богословия: стремление к синодальности, мистицизм, попытка соединить небесное и земное. Его главный труд — «Оправдание добра».

В центре учения Соловьева стоял принцип единства всего сущего, который означает, что все предметы и явления находятся во взаимосвязи, не существуя отдельно друг от друга. Следовательно, считал Соловьев, «всеединство» может быть постигнуто «цельным знанием», в которое входят: богословие, философия, положительная, т.е. опытная наука. А в центре этого целого — абсолютное бытие, Бог, общая идея, реальный факт. Именно это, считал В. Соловьев, делает возможным цельное знание.

Рядом с понятием всеведения в его учении стоит понятие софистики. «София», по Соловьеву, — это воплощение Логоса, вечное тело Бога и вечная душа мира. Каждый отдельный человек, согласно учению Соловьева, вечен во Христе, поэтому бессмертен и универсален, и до своего физического появления находился в разумном существе Софии. Через мистические принципы, а именно непосредственное чувство и любовь, человек познает мир и соединяется с другими в универсальное Единство. Человек, в философии Соловьева, соединяет в себе все виды противоположностей, которые сводятся к одной великой оппозиции между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением или видимостью. Человек есть одновременно божество и небытие.

В.С. Соловьев ярче других проявил свое стремление синтезировать лучшее из христианства, отвергая некоторые черты православия.

Русский космизм и философия вездесущности Соловьева вдохновлены общими идеями всеединства, мира, единства человечества. Принципиально новой чертой русского космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа в развитии мира, когда человечество направляет его в русло, диктуемое разумом и нравственным чувством. Считалось, что человек еще промежуточное существо в процессе развития, еще не совершенное, но вместе с тем он призван изменить не только окружающий мир, но и свою собственную природу. Космическая экспансия человечества — лишь одна из частей этой грандиозной программы. В русском космизме соединились в единое целое идеи преобразования как макрокосмоса (Земли, биосферы, космоса), так и микрокосмоса (человека как биологического отражения макрокосмоса). Неудивительно, что столь важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезни и смерти и как логическое следствие — о достижении бессмертия. Ведь на русский космизм особое влияние оказало христианство с его надеждами на будущее воскресение. Среди наиболее ярких черт русского космизма — вера в человека и гуманизм. Гуманизм, который основан на знании и который является следствием естественной космической эволюции как таковой.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эпоха поздней античности
  2. Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее сущность и основные функции
  3. Социально-философская проблема направленности исторического процесса
  4. Павел Александрович Флоренский, российский религиозный философ, богослов
  5. Философия личности и проблема идентичности
  6. Субъект познания в современной гносеологии
  7. Социальные группы как «субкомпоненты» общества. Основные типы социальных групп
  8. Эстетическое в различных формах творческой деятельности
  9. Идеальное государство Платона
  10. Русская философия имени (П. Флоренский, С. Булгаков, А.Ф. Лосев)