Для связи в whatsapp +905441085890

Групповое сознание — Теории сознания

Проблема сознания в психологии всегда была и остается одной из центральных. Сознание непосредственно представлено каждому из нас в нашем бытийном опыте, но, несмотря на это, а возможно именно поэтому, оно является одним из самых сложных предметов психологического исследования.

Первые попытки изучения феномена сознания были предприняты в философии. Представления о феномене сознания изменялись с течением исторического времени. В античности представления о сознании отражались при помощи метафоры вощеной дощечки, на которой писец процарапывал буквы: как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на «дощечке разума».

В средние века отношение к сознанию меняется. Основной задачей человека средневековья становится преобразование душевных качеств и поступков в соответствии с Божьими заповедями. Вырабатываются качества самосознания и управления своими душевными порывами. Христианство впервые вводит временную перспективу, в которой четко разделены настоящее, прошлое и будущее. Приходит осознание необратимости времени, хрупкости и эфемерности настоящего момента, который неумолимо перетекает в прошлое.

В Новое время сознание сравнивается с «сосудом», в котором содержатся идеи и образы еще до того, как оно включится в общение с миром. Приходит понимание активного участия сознания субъекта в формировании окружающего его мира.

В самом общем смысле сознание определяется как рефлексивная способность.

Сознание — особый, высший уровень организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психических образов, которые служат регуляторами целенаправленной деятельности.

Словарь по истории психологии определяет сознание как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Сознание — восприятие внешней и внутренней реальности, характеризующееся такой психической деятельностью человека, при которой мыслеобразование становится знанием этой реальности. В психоанализе сознание является не сущностью, а качеством психического и единственным источником, освещающим глубины человеческой психики .

Б.В. Зейгарник определяет сознание как «высшую, связанную с речью функцию мозга, отражающую в обобщенном виде реальную действительность и целенаправленно регулирующую деятельность человека».

П.Б. Шошин под сознанием понимает три совместно действующих психических феномена: чувство собственного существования; чувство присутствия в данном месте и в настоящий момент; идентификация себя в мире (различие себя и мира).

Групповое сознание

Теории сознания

Классическими теориями сознания в отечественной психологии считаются работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др. Авторы классических теорий сознания указывают на его социальную обусловленность. Так, для А.Н. Леонтьева сознание является продуктом предметной деятельности как неотъемлемого элемента общественных отношений. Автор культурно-исторической концепции Л.С. Выготский указывал на основополагающую роль социальной ситуации развития в формировании индивидуального сознания. А.Р. Лурия говорит о сознании как о «продукте общественно-исторического развития». Таким образом, авторами классических теорий сознания отрицается возможность существования индивидуального сознания в отсутствии системы общественных отношений.

Авторы классических теорий сознания указывают на тесную взаимосвязь сознания и речи. Л.С. Выготский считает, что в основе механизма сознания лежат «речевые рефлексы», однако мысль, находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме, зарождается в сознании человека как неразличимый «сгусток смысла». А.Р. Лурия в качестве фундаментальной особенности сознания определяет способность человека к опосредованному отражению действительности, которая дает возможность человеку оперировать не только собственным непосредственным наглядно-чувственным опытом, но и опытом, накопленным за всю историю человечества и передаваемым из поколения в поколение с использованием различных знаково-сигнальных систем. Аналогичным образом А.Н. Леонтьев определяет сознание как открывающуюся субъекту картину мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния.

Сознание не тождественно речи. В некоторых исследованиях доказано, что потеря речевой функции не приводит к нарушению сознания.

Классические теории сознания сходятся в том, что сознание является формой отражения объективной действительности, поэтому центральной категорией в классических теориях сознания является категория образа.

А.В. Петровский определяет сознание как целостный образ действительности, реализующий мотивы и отношения субъектов и включающий в себя его самопереживание, наряду с переживанием внеполо-жности мира, в котором существует субъект.

В современной психологии сформировались различные направления изучения сознания. К ним относятся структурологическое, функциональное, онтологическое, нейрофизиологическое, философско-метафорическое и проблемное направления.

При структурологическом подходе объектом изучения являются структура сознания и механизмы взаимодействия его компонентов. При функциональном подходе выделяются функции сознания, анализируются законы и принципы «работы» сознания. Онтологический подход связан с исследованием развития сознания в онтогенезе или филогенезе, а также причин его возникновения. Нейрофизиологический подход связан с изучением структуры головного мозга. При использовании философско-метафорического подхода активно используется философская терминология либо создается метафорическая модель сознания. При использовании проблемного подхода автор видит свою задачу в постановке вопросов, а не в их решении.

В изысканиях В.С. Чернышова, проведенных под руководством Т.В. Семеновой, изучены соотношения направлений исследования сознания в отечественной и зарубежной психологии. Основными направлениями исследования сознания за рубежом являются нейрофизиологическое, философско-метафорическое и проблемное. В отечественной психологии на первый план выходят структурологический и проблемный подходы.

Индивидуальное и групповое сознание

Сознание есть продукт социальных отношений. Фундамент для формирования сознания закладывается в едином коммуникативном пространстве социума, индивидуальные черты приобретаются под влиянием врожденных особенностей и индивидуальных условий существования. Таким образом, сознание каждого индивида содержит как общие с другими индивидами — членами социальной группы, так и индивидуальные черты.

Для обозначения комплекса структур сознания, свойственного индивиду как члену социальной группы (язык, образы, представления, смыслы, значения и т.д.), и общего для всех представителей данной группы было введено понятие «групповое сознание». Одним из первых термин групповое сознание употребил К.К. Платонов, разделяя систему проблем современной психологии на две подсистемы: система индивидуальной психологии, предмет которой -индивидуальное сознание как субъективный компонент психики человека; система психологии, изучающей групповое сознание и психические явления, возникающие только в результате общения как психологического взаимоотражения.

Групповое сознание — это тип сознания, который существует в индивидуальных сознаниях как особенное наряду с единичным и всеобщим. Под групповым сознанием понимаются те стороны сознания индивида, которые присущи ему как представителю данной группы. Г.В. Акопов включает в понятие группового сознания три класса явлений: на уровне группы — общее во взглядах, суждениях, оценках; на уровне личности — осознание своей общности, идентификация с группой, гордость за группу, готовность отстаивать ее интересы; на уровне межличностных взаимодействий и взаимоотношений — групповые нормы, ценностные ориентации, установки.

В структуру группового сознания включено шесть элементов (рис. 5): стиль управления в группе, традиции коллектива, групповая перцепция, психологический климат, система групповых норм, санкций и одобрений, общение и выработка общественного мнения. Данное структурное построение основано на схеме В.А. Ганзена.

Стиль управления в группе задает направленность группового внимания: расставляются приоритеты, которые учитываются в процессе группового восприятия (посредством которого обеспечивается связь группы с «внешним миром»). Преобладание тех или иных групповых эмоций формирует свойственный ей психологический климат, в котором складывается соответствующая система групповых норм, санкций и одобрений (групповое мышление приводит к выработке значимых для группы правил взаимодействия).

Аналогичную структуру имеет групповое сознание большой социальной группы, которое включает групповое внимание (особенности управления группой); групповую перцепцию; эмоциональную сферу (психологический климат группы); групповое мышление (выработанные группой социальные нормы); групповую волю (общественное мнение); групповую память (традиции). Все это определяет групповую волю, т.е. характер внутригруппового общения и формирование на его основе общественного мнения, которые формируют определенные традиции («память группы»).

Трехуровневая модель группового сознания, предложенная Г.В. Акоповым, представляет специфическое промежуточное образование между общественным и индивидуальным сознанием:

  • уровень группы: общее во взглядах, суждениях, мнениях, оценках по основным вопросам жизнедеятельности группы;
  • уровень личности: идентификация с группой, осознание общности с ней, появление чувства «Мы», «Наше», гордость за группу, отстаивание ее интересов;
  • уровень межличностных взаимодействий и взаимоотношений: групповые ценности, традиции, нормы, установки.

Групповое сознание развивается поэтапно. Оно появляется в социальных группах, члены которых имеют возможность общаться непосредственно или с использованием различных коммуникативных средств (СМИ, Интернет и др.). На важную роль общения в процессе становления групповых черт сознания указывали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, В.Е. Семенов и др.

Ментальность как групповое сознание

История возникновения понятия «ментальность», так же как и его исторические коннотации, описаны А.Я. Гуревичем, С.В. Гриневой, В.А. Шкуратовым и др. Сущность современного понимания термина «ментальность» имеет две разные традиции, выделенные В.А. Шкуратовым: англо-саксонская и французская. Англо-саксонская традиция близка к первоначальному определению позднелатинского mentalis («умственный»), подразумевает под ментальным «то, что есть в голове человека», — ум, мышление, образ мыслей. Французская традиция подразумевает под ментальностью «то, что имеет место между людьми», — т.е. психическое заражение, социальное влияние, культурный код, который связывает между собой людей.

Существует множество определений ментальности. Приведем некоторые из них. По словам Ж. Дюби, ментальность — «это система образов, представлений, которые в разных группах или странах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей». А.В. Метелев определяет ментальность как «систему надындивидуальных, устойчивых, преемственных и неосознаваемых предпосылок, представлений, образов и образцов мышления, которые стоят за многочисленными культурными явлениями и фактами, но вместе с тем проявляются в особенностях мышления и поведения, а также накладывают свой отпечаток на опредме-ченные продукты культуры и, таким образом, определяют своеобразие культуры той или иной социальной общности». Менталитет определяется и как некая интегральная характеристика людей, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него. Каждый отдельный представитель данной культуры присваивает выработанный группой способ восприятия мира, образ мыслей, систему оценок окружающей действительности.

Ментальность есть нечто общее для всех людей данной группы, связывающее их и отличающее их от представителей других групп.

Ментальность характеризуют не только когнитивные структуры («групповые ментальные репрезентанты»), общие для всех членов данной группы, но и общая для всех членов группы специфика протекания когнитивных процессов («групповые когнитивные схемы»), которая определяет формирование у всех членов группы указанную выше общность когнитивных структур.

Ментальность включает принятые в конкретном сообществе способы реагирования на окружающую действительность определенным образом, или «групповые поведенческие стереотипы».

В некоторых контекстах есть смысл различать понятия «ментальность» и «менталитет». Ментальность и менталитет могут представлять разные уровни группового сознания — более «поверхностный» (осознаваемый) — это ментальность, а более «глубинный» (неосознаваемый, подсознательный) — менталитет. Ментальность более изменчива, а менталитет более фундаментален. Иногда под ментальностью понимают совокупность менталитетов. В последнее время термин ментальность все чаще используют для описания ментальных (когнитивных) процессов, а менталитет -для содержательного описания общественного сознания.

Особенности современного российского менталитета

Особенности российского менталитета изучали многие исследователи: психологи, социологи, историки, философы. Исследования, посвященные теме российского менталитета, затрагивают различные его аспекты: это русская идея (О.М. Здравомыслова); этническая основа России (Л.О. Рыбаковский); базовый российский менталитет (В.Е. Семенов); «средние слои» России (А.Л. Андреев); идея счастья в российском менталитете (И.А. Г-дарян); ценностно-мотивационная структура личности в российской культуре (Н.М. Лебедева); экономические реформы в России через призму российской ментальности (И.В. Грошев); отношения Запада, России и Америки (В.Ф. Шаповалов, Г.Г. Дилигенский, С.Н. Бурин, Н.В. Лайдинен и др.); проблемы социальной идентичности (Н.Л. Иванова) и этнических стереотипов (Т.Г. Стефаненко).

И.А. Джидарьян на основе эмпирического исследования определил содержание и ценностную структуру повседневного человеческого счастья, о котором мечтают россияне. Абсолютный приоритет был отдан категориям «любить и быть любимым», «семья», «радость жизни». С точки зрения россиян, счастливый человек ориентируется на следующие качества: общительность, доброжелательность, оптимизм, услужливость, уверенность в себе, порядочность, целеустремленность, благополучие в семейной и личной жизни, осознание смысла жизни и т.д. Такие качества, как религиозность, скромность, привычка «жить сегодняшним днем» получили низкую оценку. Так, по мнению И.А. Джидарьяна, основными характеристиками счастливого русского человека являются оптимизм, целеустремленность и уверенность в себе.

Ценностно-мотивационную структуру личности в русской культуре изучала Н.М. Лебедева. Автор выделил основные мотивационные блоки, к которым относятся такие черты, как склонность к риску, азартность, безрассудство, надежда на счастье, любовь к переменам, поиск нового, знаменитое русское «авось», тяга к алкоголю, потребность активизировать наслаждение жизнью, потребность в чуде, жажда праздника. Второй блок включает добро как основу русского мировоззрения, достижение общего блага как высшей цели, а также стремление понимать других, ограничивать и смирять себя, сострадать, сочувствовать и помогать. Автор особенно подчеркивает отсутствие злопамятности и необходимость творить добро.

И.В. Грошев предпринял исследование экономических реформ в России через призму российского менталитета. Индивидуализм, разграничение деловых и личных отношений, независимость, быстрый рост доходов, решительность, деловой настрой, близость и привязанность, агрессивность, предприимчивость были названы нетипичными для российской культуры. По мнению И.В. Грошева, портрет базовой личности в глазах русского народа выглядит следующим образом: Доброта (38%), терпение, гостеприимство, трудолюбие, смелость, лень (12%) и т.д.

Интересны исследования, посвященные представлениям жителей западных стран о России. По мнению В.Ф. Шаповалова, западный образ России не имеет сходства с оригиналом и выполняет функцию преломления российских реалий. Эти восприятия сложны, разнообразны и неоднозначны; практически невозможно сделать образ преимущественно положительным. Как правило, в эмоциональных оценках сочетаются высокомерная снисходительность и уважение, страх и восхищение, акцент на слабых сторонах и признание сильных; отношение к России как к культурной периферии и осознание мирового значения ее культурных достижений и т.д. Существовал миф о том, что Россия — бастион деспотизма и агрессивности; с помощью Рейгана стало популярным выражение «империя зла». Запад обнаружил, что Россия — это особый мир, в котором больше различий, чем в любой другой западноевропейской стране. Россия не вписывается в рамки западной цивилизации и не может быть отнесена к Востоку.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологическая коррекция в социальной работе
  2. Ах Нарцисс Каспар, немецкий психолог — Исследование и анализ волевого акта
  3. Понятие, структура и типология личности
  4. Групповые эффекты
  5. Методы исследования характера
  6. Психология воздействия игрушки и отношение ребенка к ней
  7. Критерии сформированной личности
  8. Виды и специфика социально-психологического знания — Виды социально-психологического знания
  9. Педагогическая практика пробных уроков и внеклассных мероприятий
  10. Ситуационная динамика мотивации