Для связи в whatsapp +905441085890

Научно-педагогические идеи Н. И. Пирогова о гуманистическом и общественном воспитании и образовании

В настоящее время в образовательных системах различных уровней ведется поиск общечеловеческих ценностей и идеалов, которые в полной мере отвечали бы гуманистическим запросам ХХI века. Настойчиво заявляет о себе проблема становления и развития человека в контексте преемственности культурно-исторических традиций российского образования. Одной из ключевых традиций российской педагогической культуры является идея гуманизма, очеловеченного воспитания (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский). Классическое наследие российской педагогики является неисчерпаемым источником современных инноваций как основы «возвращения к лучшим образцам российского образования» (Е.В. Бондаревская).

Большой научный интерес в изучении  проблемы формирования гуманистических основ воспитания представляет собой прогрессивная русская педагогика ХIХ века. Это в особенности касается второй половины ХIХ столетия, когда в жизни России происходили крупнейшие общественно-политические события и перемены, связанные с государственными реформами и революционно-освободительным движением.

В целом период ХIХ–ХХ столетия оказался важнейшим этапом в развитии идей гуманистической педагогики, давшей начало актуальному направлению современной педагогической науки – личностно-ориентированному образованию.

Преемником  гуманистических традиций ХIХ века  —  Н.И. Пирогов впервые в российской педагогике затронул проблему воспитания «истинного» человека, изменив систему педагогических представлений о назначении человека, его роли и месте в обществе.

Биография

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве, в семье казначейского чиновника. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В 1856 г. Пирогов опубликовал статью «Вопросы жизни», которая вызвала бурную дискуссию по вопросам воспитания, сделала его известным в педагогических кругах.

«В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы призваны? чего должны искать мы? Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым в его статье. В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество, и каждая отдельная личность. Примечателен эпиграф, написанный к  статье: «К чему Вы готовите вашего сына? – Быть человеком, – отвечал я… Правда это или нет?» Здесь сформулирована проблема цели воспитания, его содержания в связи с вопросами о сущности человеческой природы, о смысле жизни человека. Пирогов полагает, что без решения вопроса о смысле человеческого бытия невозможно понимание смысла воспитания и образования, постановка целей педагогической деятельности и следование им. Поэтому он придает такое значение этой проблеме и в своей статье пытается разрешить ее.

Человек в процессе воспитания всегда усваивает какие-то представления о смысле и цели существования. То, какими будут эти представления, согласно Пирогову, зависит, прежде всего, от психического склада человека, а также от его социального окружения, влияния со стороны других людей.  Большинство людей просто принимают те цели, которые являются общепринятыми и которые соответствуют особенностям психики этих людей. Если человек от природы энергичен, активен, чувственен, то он склоняется к принятию в качестве цели жизни наслаждения. Если у человека разум преобладает над инстинктами, то такой человек будет иметь практический склад натуры, он будет сторонником прагматического взгляда на цели.

И, по мнению Пирогова, остается только третий путь – воспитать человека. Целью этого воспитания должна быть не передача каких-то профессиональных знаний и умений, не воспитание «солдат, моряков, или юристов», а воспитание личности, ее волевых и нравственных качеств, воспитание внутреннего человека.

«Истинный» человек

Составляющими содержания гуманистического идеала Н.И. Пирогова выступают понятия «истинный» человек, «идеал», «гуманистический идеал».

Пирогов был сторонником, как он это называл, «общечеловеческого» воспитания. Независимо от талантов и склонностей, каждый ребенок должен стать человеком в полном смысле этого слова. Для этого необходимо дать детям, прежде всего, гуманитарное образование. Причем,

под гуманитарным знанием Пирогов понимает знание, необходимое для каждого человека, «знания, которые передаются от поколения к поколению и остаются навсегда «светильниками на жизненном пути и древнего, и нового человека». С этим трудно не согласиться, т. к. именно гуманитарные науки позволяют воспитать личность, воздействовать на нравственные качества человека, образовывать не профессионала, а человека. Таким образом, поставленные цели воспитания требуют определенных условий. Педагог их определяет так: во-первых, ребенок должен иметь какие-то интеллектуальные задатки и способность чувствовать, «иметь от природы – притязание на ум и чувство», во-вторых, необходимо дать свободу для развития этих задатков. И третьим необходимым условием воспитания истинного человека является религиозное воспитание, которое даст нравственную основу личности, придает смысл ее существованию. Человек, по сути дела, на протяжении всей своей жизни стоит перед вопросом – кто он такой? И единственный способ узнать – это заглянуть в свою душу, познать «внутреннего человека».

В этой статье Пирогов обосновывал свой идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Он возмущался тем, что родители, не считаясь со склонностями детей, “самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или иной касты общества”, спешили подготовить его к выполнению сословных обязанностей, забывая о том, что надо прежде всего обеспечить развитие личности, сформировать нравственные убеждения, необходимые человеку при вступлении на самостоятельный жизненный путь.

Таким образом, он поставил ряд важных вопросов семейного воспитания детей. Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного возраста Пирогов считал той ступенью, с которой начинает формироваться нравственный человек, той основой, на которой строится дальнейшее дошкольное и школьное образование. Основные мысли Пирогова о воспитании нравственного человека с самого раннего возраста, о важной, ответственной роли матери в первоначальном семейном воспитании детей, об идеале матери-воспитательницы. Главное назначение матери,— утверждал Пирогов,— “отдать себя полностью семье, делу воспитания детей”, и женщина должна быть подготовлена к воспитательной деятельности. Чтобы выполнить это призвание, матери необходимо постоянно стремиться к самовоспитанию и самообразованию, иметь способность ясно говорить с детьми, а главное — “постоянно трудиться над улучшением воспитания детей”. В семейном воспитании имеется больше возможностей руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности.

Каково должно быть направление воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в семье?»

Сам Пирогов  дал этому вопросу оригинальное решение: в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры. «… В ребенке,— писал Пирогов,— весьма рано развивается уже множество различных способностей к реальному образованию (понятие, например, о форме и других физических свойствах предметов), развивается уже в нем очень рано. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию. Самый важный, самый сильный рычаг первоначального образования — детские игры». Эти взгляды Пирогова имели большое значение для русской дошкольной педагогики. Педагоги второй половины XIX в. использовали идею реального образования детей дошкольного возраста при составлении программ и методических разработок игр и занятий, наблюдений в природе, при проведении простейших физических опытов,  и которые находят свое отражение в современности.

Заметим, что новый документ ставит во главу угла индивидуальный и личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, и игру, как форму образовательной деятельности, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства. В ФГТ чётко прослеживается повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места и это, безусловно, положительно. Необходимость отказа от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса в ДОУ давно назрела.

Федеральными государственными требованиями определены ведущие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

К середине XIX в. в России была подготовлена почва для понимания антропологической сущности человека, т.е. педагогической антропологии. Для Н. И. Пирогова термин «педагогическая антропология» обозначал «новую педагогику». Педагогической антропологии требовался «новый» педагог: не просто хорошо знающий определенную науку, но обладающий фундаментальными знаниями о человеке, о ребенке, о познавательном процессе, с одной стороны, и о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества, с другой. Ей был необходим воспитатель, который творчески участвовал бы в педагогическом процессе и воспринимал ребенка как равноправного участника этого процесса.

В настоящее время антропологический принцип — ОДИН из ведущих в педагогике, а антропологическое знание — стержень профессиональной подготовки педагога.  Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного знания о ребенке как целостном существе, полноправном участнике воспитательного процесса.

Объектом современной педагогической антропологии являются отношения человек-человек.

Для антропологически безупречного воспитания характерен целый ряд особенностей в основе которых лежат гуманистические идеи:

  1. осознанная постановка гуманистических целей;
  2. антропологическая ориентированность — акцентирование на развитии человека (и ребенка и взрослого, и ученика и учителя и т.д.);
  3. целостность и продуманность всех компонентов системы;
  4. четкая организация педагогического процесса;
  5. высокие нравственные ориентиры и природосообразные, не насильственные методы воспитания.

Все антропологически безупречные, педагогические системы:

  1. поддерживают свойственную детям активность;
  2. опираются на их жизненный опыт;
  3. прилагают специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребенку успех в той или иной деятельности и признание значимыx для него людей;
  4. организуют творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями;
  5. создают условия для активного освоения ребенком пространства своего бытия;
  6. бережно относятся ко времени ребенка.

Все это способствует индивидуализации воспитательного процесса, обеспечивает развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы, креативность и рефлексии, тела и духа; развертывание личностной индивидуальности всех его участников — и детей, и взрослых.

Профессиональная подготовка

Главным для педагога, по мнению Пирогова, является профессиональная подготовка, знание предмета, методики его преподавания и отношение к своим обязанностям, к детям. Важен внутренний мир и личный пример учителя.

В своих трудах Н.И. Пирогов   четко выдвигает следующие требования к учителям и их методам преподавания: опытный учитель должен уметь активизировать внимание и раз- вить интерес к учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, главное для успешного обучения.

Разрабатывая новую школьную систему, ученый во многих педагогических трудах особенно большое внимание уделял, кроме содержания обучения, также его формам и мето- дам, подчеркивая, что надо знать не только то, чему учить детей, но и как учить. Установки педагога о значении наглядности в обучении и необходимость сочетания слова и наглядно- сти не утратили своего значения и сегодня. Реализация в деятельности учителей активных методов обучения было главным методическим требованием Н.И. Пирогова. Такие методы, которые бы способствовали развитию мышления учащихся, их способностей и интересов, формированию навыков самостоятельной работы, должны прежде всего применяться педа- гогами.

Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строил по принципу единой школы.

Пирогов предлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно не- продолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы

— прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов — с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту сис- тему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения).

Главное место в системе средней школы Пирогов отводил древним языкам (латин-скому и греческому), русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет об- щеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профессиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое ре-альной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классиче-ской гимназии — 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение ла-тинскому языку, а с IV класса — греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или

в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую работу. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в высшие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу.

Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, бездушное отношение к детям и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.

В своей статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» (1858), которая явилась откликом на служебный отчет директора гимназии Одесского учебного округа, Пирогов принципиально осудил телесные наказания детей и горячо доказывал, что применение розог антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, раз- вращают детей и должны быть отменены.

Рассматривая наследие Н.И. Пирогова, невозможно не остановиться на такой проблеме, как гуманизация национального образования. Великий педагог особенно обращает внимание на формирование нравственных убеждений, воли, чувства гражданской ответственно- сти и осознание необходимости самовоспитания, т.е. глубокое освоение гуманистического потенциала человека, тех общечеловеческих ценностей, которые составляют суть человеческого в человеке.

Гуманизмом

Гуманное отношение к ребенку — основное условие развития детской личности. «Ни- что так не способствует развитию самых драгоценных свойств человеческой натуры, мысли и слова, как гуманизм», — утверждает педагог. Подъем человеческого достоинства ребенка, предотвращение его унижению поможет избежать негативных качеств характера. Гуманизмом и любовью пронизано обращение к меценатам: «Теперь, когда мы, кажется, начинаем уже серьезно убеждаться, что настоящего прогресса можно достичь одним — единственным путем воспитания, теперь, говорю, кто по — настоящему любит Родину, для кого грядущее и потомки составляют идею земного бессмертия, тот должен и милосердие посвятить исклю- чительно детям. Дети — вот современная специальность для наших благодетелей ».

Гуманизм педагога прослеживается и в личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку. Он подчеркивает: «Главная задача педагогики состоит в том, чтобы, пользуясь естественной склонностью человека, живущего в обществе, дать надлежащее направление и направлять его к развитию чувства законности, правды и чести».

Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение,

«гармоничное развитие всех врожденных сил народа», воспитание человека — гражданина, полезного своей стране.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности дистанционного обучения взрослых
  2. Коррекционная и специальная педагогика
  3. Проектирование предметно-пространственной среды дошкольной организации
  4. Особенности педагогических наблюдений
  5. Технология исследовательской деятельности дошкольников
  6. Воспитание и обучение в киевской Руси и русском государстве (до 18 века)
  7. Обучение пересказу младших школьников с ОНР
  8. Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей
  9. Сложение и вычитание в специальной коррекционной школе viii вида
  10. Отрасли педагогики как науки