Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема свободы воли в философии зарубежного востока XX века — Позитивизм и его модификации

В двадцатом веке выдвигаются смелые и новые идеи, которые успешно конкурируют с «классической» философией.

Во-первых, это идея изучения жизни человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея о том, что у человека есть не только «ум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится объектом исследований в современной антропологии. В-третьих, сознание и ум человека и общественное сознание уже не воспринимаются как самостоятельные структуры. Напротив, провозглашается, что они оказываются объектами манипуляций со стороны различных сил: Государства, стороны и т.д. В-четвертых, активно продвигается идея существования и взаимодействия двух непересекающихся линий человеческого познания — научной и философской, с их конечным продуктом «научная правда» и «философская правда».

В результате возникло принципиально новое философское мировоззрение и стиль мышления. Например, социально-экологический образ мышления и мировоззрение, определяющее современную науку и культуру.

Новое мировоззрение поставило человека в центр истории, а не безличных сил. Культурное развитие человека отстает от энергетических и технических возможностей общества. Выход из этой ситуации проявляется в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами (основами нового гуманизма) являются: глобальное мышление, любовь к справедливости и отвращение к насилию. Это также порождает новые вызовы для человечества

  • Сохранение культурного наследия;
  • создание глобального наднационального сообщества;
  • сохранение природной среды;
  • …для повышения эффективности производства..;
  • надлежащее использование природных ресурсов;
  • развитие интеллектуальных, чувствительных и соматических способностей человека.

Философия ХХ века — это сложная интеллектуальная формация. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.

Философия ХХ века развивается в различных направлениях. К ним относятся идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, ученый и антинаучный.

Наука — это философская и идеологическая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решать все социальные проблемы. Наука лежит в основе многих теорий и концепций технологического детерминизма, концепций неопозитивизма (особенно философии науки).

Антигражданство не отрицает силу влияния науки на общественную жизнь и людей. Они интерпретируют это влияние как негативное. Антинаучный переосмысливает такие понятия, как истина, рациональность, социальная гармония и т.д.

Эти две тенденции в философии ХХ века органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологией и натурализмом. В XX веке рационализм и иррационализм представляются как философское осмысление основных средств познания мира, управления человеческой деятельностью и влияния на развитие общества.

Основными моделями современной философской мысли, философских школ и течений являются позитивизм, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика.

Проблема свободы воли в философии зарубежного востока XX века

Позитивизм и его модификации

Рационалистическое направление во внешней философии представлено позитивизмом. Основные принципы философии позитивизма были сформулированы О. Контом в рамках «Позитивной философии» и являются той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций в XIX — XX веках. Важным в учении О. Конта является предложенная им классификация наук, главный принцип которой заключается в следующем: «Все науки тесно взаимосвязаны и взаимосвязаны».

Научные знания и отдельные науки имеют разную степень глубины и обобщенности в понимании мира. О. Комте вводит иерархию в систему наук: На первом месте — математика, на втором — астрономия, физика, химия и биология. Научную систему завершает социология, задачей которой является организация социальной жизни человека. Решающим фактором, определяющим процесс социального развития, является прогресс знаний и науки. Под научным знанием О. Конте понимает только знания естественных наук; гуманитарные науки заменяются «естественной» социологией.

Вторая историческая форма позитивизма», называемая «мачизм», появляется в конце 19-го — начале 20-го веков. Его основными представителями являются Е. Мах, Р. Авенарий, Ж. Пуанкаре, К. Пирсон. Это направление развивается на основе последних открытий естествознания и утверждает, что это философия реализма: любое позитивное (научное) знание — физическое, астрономическое, биологическое — само по себе является философским знанием, и что философия не может иметь отдельного объекта от науки.

Третья историческая форма позитивизма» — неопсивизм — возникла в 1920-е годы. Идеологическим ядром стал Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него вошли М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нейгель, А. Айер, Ф. Франк и Л. Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логического позитивизма) развивается как аналитическая философия, которая, в свою очередь, развивается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия.

Большую роль в формировании основных принципов аналитической философии сыграл Л. Витгенштейн, который устанавливает культ обычного языка и считает необходимым его эмпирическое описание. Он против неправильного отношения к языку, потому что, по мнению Л. Витгенштейна, всякого рода свободы с языковыми формами приводят к всякого рода философским псевдо-проблемам. Он считает, что все знания, благодаря языку, сводятся к набору элементарных предложений, основанных на наблюдении и опыте. Философия, по его мнению, является лишь критикой языка.

R. Карнап, основатель семантической философии, внес большой вклад в развитие неопозитивизма. Его целью является разработка единого языка науки, имеющего единую основу. Эта единая основа обеспечивается математической логикой. Carnap изучал семантику, то есть связь между языком и областью, которую он описывает. Он рассматривал философию как свой собственный анализ языка в сочетании с сенсорной (эмпирической) верификацией.

Неопозитивизм поставил основные проблемы методологии науки в связи с достижением истинного знания. Многие из них были философски традиционными, например, проблема соотношения сенсорного и рационального в знании; другие были абсолютно новыми, например, проблема факта, вера в знание, и творчество, логика знания.

Главным принципом неопозитивизма является принцип верификации, то есть сравнение всех детерминаций науки с фактами опыта. Понятие имеет значение и представляет интерес для науки только в том случае, если его можно проверить фактами. Согласно неопозитивизму, большинство проблем ранней философии — бытия, сознание, идея, Бог — не поддаются проверке, и поэтому эти проблемы являются псевдопроблемами. Они должны быть исключены из философии.

Структурализм

В 20-х годах ХХ века возникло новое научное направление в гуманитарном знании, которое впоследствии получило различные идеологические и философские интерпретации. Структурализм — это общее название некоторых течений в социокультурном знании ХХ века, которые связаны с идентификацией структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, определяемых взаимодействием всех элементов друг с другом. Основные представители структурализма: К. Леви-Строес, М.П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Бартес.

Структурализм как специфический метод исследования относится к процессам деятельности, опосредованным общением его участников с помощью знаковых систем, прежде всего естественного языка, а также примитивных социально-культурных структур.

Применение метода системно-структурного анализа специализированными науками дало положительные результаты. Например, в лингвистике с помощью этого метода решались проблемы описания неписаных языков.

В 1960-х годах системно-структурный метод не только был изучен и применен, но и возведен в ранг философской системы. Этот процесс определяется потребностями развития науки и практики. Например, характерной особенностью социальных понятий структурализма является изучение различных форм общественного сознания как определяющих социальных структур.

Философы-структуристы подняли ряд весьма интересных проблем: Зарождение и развитие языка, мифологии, религии, культуры и их влияние на социальные структуры; взаимосвязь между психическим и социальным, структурой личности и ее самосознанием. Философия структурализма развивается в потоке позитивизма, является его модификацией.

«Философия жизни». Иррационализм XX века представлен «философией жизни» (Ф. Ницше, В. Дилтей, Х. Симмел, А. Бергсон), психоаналитической философией (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), экзистенциализмом.

«Философия жизни» относится к системе представлений о смысле и ценности жизни, фокусируется на социально-этических, ценностных вопросах. Представители «философии жизни» понимают понятие жизни по-разному: как биологическое явление («воля к власти»), космологическое («жизненный импульс»), культурно-историческое (поток культурно-исторических переживаний). В зависимости от этого можно выделить следующие направления: биологическое-натуралистическое (Ницше, Кладжес), космологическое (Берсон), культурно-историческое (Дильтеи, Симмел, Шпенглер).

Немецкий философ В. Дилтей считал, что философия — это «наука о науке» и поэтому не дает знаний о сверхчувствительных сущностях. Науки подразделяются на «науки природы» и «науки разума». Объектом последней является социальная жизнь, которая охвачена «описательной психологией». Человек, по мнению У. Дильтея, — это сама история, которая задумана психологией как «понимание» взаимосвязи всей жизни человеческой души, ее мотивов и решений.

Психоанализ

Психоаналитическая философия (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг) была основана З. Фрейд, который обратился к изучению бессознательных явлений, их природы и проявлений. Основная идея философии Фрейда заключается в том, что поведение человека определяется иррациональными психическими силами, а не законами социального развития.

З. Фрейд представляет новую концепцию либидо. В своих более поздних работах он определяет либидо не только как сексуальное влечение, но и как целое поле человеческой любви, включая дружбу, родительскую любовь и т.п.

З. Фрейд указывает на огромную роль драйвов в жизни человека. Он выделяет два основных инстинкта — «Эрос» и «Танатос». И эти инстинкты взаимосвязаны и косвенно борются друг с другом.

Изучая человеческую психику, Фрейд говорит о трех уровнях психики: «Я» — мир бессознательного, где хранятся подавленные человеческие желания; «Я» — посредник между всеми компонентами психики; «Я» — человеческое сознание; «Суперэго» — «высшая цензура»: законы, запреты, нравственность, культура, традиции и т.п. Это подсознательный уровень.

Уровень бессознательного подавляется индивидом, но иногда он прорывается во снах, отречениях, писателях, непроизвольных движениях и т.д.

З. Фрейд ввел понятие сублимации, или трансформации. Фрейд утверждал, что сексуальную энергию можно контролировать сублимацией, т.е. преобразованием сексуальной энергии в творческую.

А. Адлер утверждал, что основой «больших» действий человека, его гиперактивности и суперспособности является комплекс подавленной неполноценности, который человек стремится компенсировать успехом в бизнесе, политике, науке, искусстве и личной жизни. Стремясь преодолеть комплекс неполноценности и утвердиться среди людей, человек реализует свой творческий потенциал. А. Адлер называет это чрезмерной компенсацией. Например, карьера Наполеона Боанопарта объясняется с точки зрения этой теории тем, что он пытался компенсировать свой физический недостаток — свой небольшой рост — за счет своего успеха.

К. К. Юнг заложил основу трансперсональной психологии, которая рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и вселенной, с возможностью доступа к универсальному информационному полю. В 30-40-х годах XX века К. Юнг пришел к осознанию того, что помимо сознания и индивидуальной бессознательной составляющей человеческой психики существует также коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества.

К. К. Юнг считал коллективное бессознательное творческим принципом, соединяющим человека со всем человечеством, с природой, с космосом и Вселенной. Философ выдвинул теорию архетипов, согласно которой коллективное бессознательное, как общая душа, представляет собой совокупность архетипов.

Археотип — это универсальные образы, высшие истины, «закодированная» история человечества, которая унаследована наряду со структурой мозга. Задача человека — «расшифровать» архетипы, понять их смысл и через них самих и окружающую действительность.

Э. Фромм ставит проблему противоречивой природы человеческого существования. Фромм считал, что основные противоречия заключаются в следующем:

  • между патриархатом и матриархатом;
  • гуманистическое и авторитарное сознание;
  • власть и подчинение;
  • личное существо и историческое существо;
  • желание владеть и просто быть;
  • между «свободой от» и «свободой для», негативной и позитивной свободой.

Цель человека — разрешить эти противоречия путем культивирования вселенской любви.

Экзистенциализм

Наиболее распространенным и актуальным течением философии иррационализма является экзистенциализм или философия существования. Эта философия оказывается антропологической по своей направленности. Его проблема — проблема человека, его существования в мире.

Экзистенциализм возник как пессимистическое философское мировоззрение, задававшее вопрос о заботе человека в условиях современной цивилизации: «Как может человек жить в мире острых противоречий и исторических катастроф?». Экзистенциалисты пытались ответить на этот вопрос, ставя под сомнение прежнюю философскую мысль и изучая современные формы человеческого бытия, культуру, исследуя переживания субъекта, его внутренний мир. Среди экзистенциалистов есть не только профессиональные философы, но и писатели, художники, кинорежиссеры и другие. Выделяются две основные школы в философии экзистенциализма — немецкая школа, возникшая в 1920-е годы и представленная К. Ясперсом и М. Хайдеггером, и французская школа, возникшая в годы Второй мировой войны (Ж. П. Сартр, А. Камю, Х. Марсель).

Экзистенциализм, возникший во времена мировых войн, отражал драму эпохи, ощущение человека, стоящего между жизнью и смертью, между бытием и небытием. Его главной проблемой было отчуждение личности от общества.

Особенно глубокий экзистенциализм анализирует субъективный опыт отчуждения человека от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, безразличия, тревоги. М. Хайдеггер считает, что существо внешнего мира формируется существом внутреннего, личностного мира. В книге «Бытие и время» Хайдеггер вводит понятие «существование», которое обозначает различные проявления состояния бытия. Он строит целую систему существования: «быть в мире», «быть с кем-то», «быть где-то» и т. д. Для того чтобы понять смысл каждой формы бытия, человек должен оторваться от всех практических целей и признать свою смертность и «немощность». Присвоение значения личного бытия возможно только потому, что присвоение бытия является доходом от человека, путем поиска своего собственного «я».

Для Яшперса личное существо связано с поиском человеком своей индивидуальности, что проявляется в общении. Существование проявляется в свободе, которая, в свою очередь, связана с трансцендентностью. К. Джасперс очерчивает вариант религиозного экзистенциализма. Присвоение сущности и свободы человека происходит в «пограничных ситуациях»: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины. Это дает человеку возможность понять себя как экзистенциалиста, что помогает ему понять иллюзорную природу своего существа и вступить в контакт с Богом. Экзистенциализм справедливо предполагает, что «пограничные ситуации» на самом деле заставляют человека задуматься о смысле и содержании своей жизни и переоценить свои ценности.

Проблема личного бытия и «пограничных ситуаций» присутствует и во французском экзистенциализме. Так, А. Камю пишет об одиночестве и безысходности человека в «абсурдном мире». Ж. Сартр и Марсель связывают экзистенциальные понятия не только с индивидом, но и со всем человечеством: оно находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед глобальной катастрофой. Задача экзистенциалистской философии — помочь человеку, который неотделим от человечества. Переосмысливая ценностные ориентации и мышление, человек должен создать такие исторические условия, которые предлагают решения всех острых проблем.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Религия как воплощение представлений о совершенстве (идеале). Миф и религии.
  2. Новое качество жизни как итог техногенного развития и проблема пределов роста
  3. Учение о разуме. Деятельный разум в арабо-исламской философии
  4. Аль-Фараби, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии
  5. Эстетическое сознание и философия искусства
  6. Каппадокийские отцы
  7. Ханс-Георг Гадамер и его философия
  8. Неклассическая философия религии
  9. Софисты как оппоненты Сократа — Появление софистов
  10. Джон Остин, английский философ, представитель лингвистической философии