Для связи в whatsapp +905441085890

Способы представления человека в русской культуре и философии — Проблема русской мысли

История русской философии — одна из важнейших составляющих нашей культуры. Длительная история философской мысли в России является неотъемлемой частью общего историко-философского процесса. Она появилась значительно позже, чем в других странах, и в результате русская философия испытала значительное влияние сначала на древнюю и византийскую, а затем и на западную философскую мысль. Русские мыслители, в свою очередь, внесли значительный вклад в развитие мировой духовной и интеллектуальной традиции и смогли выработать свой особый стиль философствования, сблизив философию, науку, религию и литературу.

Русская философия универсальна по своему содержанию: она охватывает широкий спектр различных тем и вопросов. Говоря о его существенной сфере, нельзя игнорировать важную роль социальных проблем. В то же время вряд ли в мире найдется такая национальная философия, которая уделяла бы столько же внимания судьбам своей страны, как мы это делаем в России. Как охарактеризовать внутренние процессы в России, что их ждет в будущем и какие меры должны быть приняты в этой связи? Это ключевые проблемы, которые решаются мыслителями разных направлений.

Наряду с этим проблемы человека, его судьба, его место в обществе всегда были в центре русской философии. Пытаясь понять цели и смысл жизни человека, русские мыслители пытались понять цели и смысл человеческой истории. Конечно, проблемы эпистемологии и проблемы природы изучались и нашими учеными, но главным фокусом русской философии всегда был человек, поиск единства всех граней его жизни, всех порывов его духа. Все это определяет несомненную актуальность нашей работы.

Основные тенденции развития философской мысли в России и их особенности.

Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. Она обратилась к тем же проблемам, что и западноевропейцы, хотя подход к ним, способ их понимания был глубоко национальным.

Подход к этим проблемам в XIX-XVII веках. — Поднятие философских проблем и поиск ответов на них в рамках религиозного сознания (Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.);

XVII век. — Первая четверть 19 века. — Философия русского просвещения (М. Ломоносов, В. Татищев, А. Радишев, М. Щербатов, П. Чаадаев), философия декабристов (П. Пестель, М. Фонвизин, Н. Муравьева, И. Якушкина и др.).

Вторая четверть 19 века — начало 20 века. — Появление и развитие независимой философии в России включает в себя множество течений: вестернизация (А. Герцен, В. Белинский, Т. Грановский, Н. Станкевич) и славянофил (А. Хомяков, И. К. Аксаков, Ю. Самарин), революционно-демократическое (Н. Чернышевский, В. Белинский; анархисты — М. Бакунин, П. Кропоткин; Народники — Н. Михайловский, П. Лавров, А. Ткачев; Марксисты — Г. Плеханов, В. Ленин; Возвращение» (А. Григорьев, Н. Данилевский, Ф. Достоевский; консерваторы (М. Н. Катков, К. Н. Леонтьев, К. П.). Победоносцев); русский космизм (Н. Фёдоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский); религиозный идеалист (В. Соловьев, Н. Трубецкой, Г. Флоровский, П. Флоренский, Л. Шестов, В. Розанов).

Способы представления человека в русской культуре и философии - Проблема русской мысли

Проблема русской мысли

Русская философия имеет ряд важных особенностей. В отличие от представителей немецкой классической философии, русские мыслители рассматривали философию как средство решения конкретных проблем человеческого существования. В мейнстриме русской философии (Н.А. Бердяев) были созданы оригинальные историософские концепции. В них, в отличие от европейской традиции, история интерпретируется не как результат действия абсолютного разума, а как историческое действие людей и личностей. Социальная направленность в решении проблемы человека проявилась в представителях материалистической и социалистической мысли. Русские философы отстаивали идеал Богочеловека как нравственный абсолют. Русская философия характеризуется панморализмом: Они видят в нравственности путь к всеобщему спасению, к созданию нового образа жизни, к духовному обновлению человека и общества. Русская философская мысль характеризуется обоснованием общечеловеческих норм и ценностей, которые нашли свое выражение в христианстве. Среди этих ценностей центральное место занимает идеал коллегиальности, вездесущности.

Характерной чертой русской философии является ее генетическая связь с эллинизмом, истоки которого лежат в греческом (восточном) христианстве. Другая основная черта, которая четко выделяется в русской философии, — это глубокий интерес к человеку: Кто я такой? Что такое мужчина? Характерно для русской философии и русской мысли в целом, что ее видные представители не рассматривали духовную жизнь человека как сферу субъективной (и уж точно не как сферу абстрактной темы) — они видели в ней особый мир, своеобразную реальность, связанную в своей глубине с космическим и божественным существованием; характеризовались акцентом на способность человека и его судьбу быть подобно Богу, на включение человека в космос.

Проблемы нравственности сыграли особенно важную роль в развитии русской философской мысли. Яркий пример — система философии нравственности В. Соловьева, в которой добро как онтологическая сущность, «через которую все реализуется» становится центральной составляющей содержания. Русский мыслитель всегда ищет истину, хочет не только понять мир и жизнь, но и понять нравственные принципы мироздания, чтобы изменить мир. Этот вопрос также формирует тему русской литературы, русской поэзии (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев и др.).

Одной из главных проблем русской мысли является связь русского мира с западноевропейской культурой.

К особенностям русской философии можно отнести эпистемологический реализм. Человек видит мир как входящий в него сам и входящий в него сам. Человек не противостоит миру, но принадлежит ему и не сомневается в принципиальной узнаваемости мира. Помимо интеллектуальных, рациональных, логических видов знаний, большую роль играет непосредственное восприятие реальности, интуиция, чувственный опыт. «Российские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опыту….. но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту», — писал Н.О.. Лосски.

Религиозность русской философии

Рассмотрение человеческого духа в социальной и исторической философии функционировало здесь как религиозная этика коллективного человечества. В отличие от западного мировоззрения, русское мировоззрение содержит ярко выраженную философию «мы». Она находит свое объяснение, прежде всего, в простой религиозной уверенности в том, что спастись можно только вместе. Более того, «мы» — это органическое целое, единство, в котором его части соединены и пронизаны им, но в то же время свобода и оригинальность «я» не отрицается.

В философии ряда русских мыслителей (А.С. Хомякова и др.) нашло свое развитие понятие синодальности. Идея соборности была очень важна. Соборность означала единство и свободу многих людей на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Легко заметить, что принцип Соборосты имел значение не только для церковной жизни, но и для решения многих вопросов с точки зрения синтеза индивидуализма и универсализма, для рассмотрения вопросов духовной и социальной жизни.

Одной из особенностей (и недостатков) русской философии XIX — начала XX вв. является отсутствие системности, систематическая незавершенность и несколько недооцененные рационалистические конструкции.

Наконец, следует упомянуть о религиозности русской философии. В конце концов, религия и богословие сами по себе были первой формой философской мысли и были поражены философской рефлексией. Более того, как уже упоминалось выше, русские философы испытывали особое доверие к мистическому религиозному опыту, который устанавливает связь между человеком и Богом. Религиозный опыт, стресс Н.О. Лосский, предоставляет важнейшие данные для главной задачи философии — развития теории мира в целом. Ряд русских мыслителей — Соловьев С. Г., Булгаков С. Г., Флоренский П. А. и многие другие — посвятили свою жизнь развитию целостного христианского мировоззрения.

Схематически основные направления русской философии показаны на рис. 1 в Приложении.

К сожалению, формат нашей работы не позволяет нам детально и внимательно рассмотреть все вышеперечисленные направления русской философской мысли, поэтому мы вынуждены ограничиться наиболее важными и значимыми течениями рассматриваемого периода.

В 40-х годах XIX века стали спорить о пути развития России, который продолжался до 80-х годов. Славянофилы выступали за особый путь исторического развития России, принципиально отличающийся от западноевропейского. Сфера теоретических интересов славянофилов определялась задачей выявления идентичности русской истории, ее национальной исключительности. В своем понимании особенностей мировоззрения и исторической миссии славян они опирались на тезис о самоуважении и самодостаточности русского национального самосознания и культуры. В сфере политической жизни русское национальное самосознание находит наиболее подходящее выражение в монархии. Эти идеи были распространены в работах К.С. Аксакова, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова.

Религиозно-идеалистическая философия — одно из ведущих направлений в русской философии XIX — начала XX в.

Российская жизнь в ХХ веке характеризуется не только революционным движением в общественно-политической сфере, но и не менее характерным для революционного или реформистского движения в религиозно-философской сфере. Это движение развивается под знаком «нового религиозного сознания» и выстраивает свою программу в сознательном противостоянии историческому христианству, — ждет новых откровений, создает (под влиянием В. Соловьева) утопию «религиозной общественной сферы» и в то же время насыщено эсхатологическими ожиданиями. Все это очень сложно, богато, порой смутно, но мы коснемся, конечно, только философских размышлений этого замечательного периода в русской жизни ХХ века. Эти размышления очень разнообразны и разнообразны, и в то же время они оказались очень плодотворными для развития русской философской мысли.

Основное влияние во всем этом оказал В. С. Соловьев, и было бы трудно «измерить», на какой аспект его творчества он оказал большее влияние — как религиозный мыслитель и философ или как поэт. Соловьев создал традицию русской философии универсализма. Он предвидел наиболее плодотворную тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рациональных и мистических способов философствования, западных и восточных культурных традиций и реализовал ее своими способностями. В то же время, будучи чужим для любого рода национализма и интеллектуальной нетерпимости, он оставался глубоко русским, христианско-коллективным мыслителем, чей интеллектуально-теоретический призыв к единству поддерживался личной нравственной искренностью и жизненным достоинством.

Следует помнить, что философия Соловьева была во многом реакцией на недостатки западной философии, а также на атеизм и материализм, очевидные в русской философии. Он был недоволен противостоянием между рационализмом и эмпиризмом. Его можно устранить, признав субъект в своей полноте. Бог В. С. Соловьева — воплощение целостности, «позитивной единственности». Мир, человек и сфера супербизнеса кажутся единым целым. Никакое явление не может существовать и быть известно вне его связи с другими явлениями. Каждая вещь известна в своем отношении к целому. И все это не просто множество вещей, а тотальность. Единство существует во всех его элементах, является носителем всех его мировых свойств. Единство включает в себя необусловленное (абсолютное бытие — Бог) и условное (материя). «Единство» захватывается «целым знанием», которое представляет собой синтез религии, философии и науки, или, другими словами, веры, мысли и опыта.

Соловьев строит метафизическую систему «целого знания», в которой онтология должна раскрыть «все», гносеология — установить иррациональное знание, а социология — найти высший идеал общества. Метод интуитивного, образного и символического постижения истины выдвигается как ядро системы целостного знания. В.С. Соловьев представляет концепцию Софии. Он говорит о трех стадиях воплощения Софии, одна из которых — Бог-человек. Это воплощение Софии во всем человечестве.

Н.А. Бердяев считается одним из важнейших представителей русской оригинальной философской мысли.

Основные идеи философской концепции

1) Дух и природа — противоположности. Дух — предмет, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность — различия, преодолеваемые любовью; природа — предмет, вещь, необходимость, пассивная деятельность — все то, что плюралистично и делимо. Бог есть дух. Природа вторична и производна. Только человек, обладая свободой и способностью к творчеству, способен преобразовывать и одухотворять природу.

2) Приоритет свободы над бытием. Бог не несет ответственности за зло в мире — Он не создал свободу, которая искушала человека грешить. Есть три вида свободы: первичная иррациональная свобода, которая существовала перед Богом и человеком и от которой все возникало; рациональная свобода, т.е. исполнение рационального долга; и свобода, пронизанная любовью. Человек отпадает от Бога по собственной воле, движимый иррациональной свободой, и призван возвратиться к Богу по собственной воле и, объединившись любовью, привести к Нему весь мир!

3) Антроподиция (оправдание) человека. Человек — это пересечение двух миров, он отражает в себе мир высшего (божественного) и мир низшего — в этой двойственности лежит сложность его существования. Он — корона вселенной и микрокосма. Как образ Бога, человек — это личность. Личность — это духовно-религиозная категория. Как личность он имеет большую ценность, чем общество, нация и государство. Человек — соучастник Бога; он призван к созидательной работе; его предназначение — продолжать Божье сотворение мира. Человек творит из ничего, начиная со свободы, как «основание бытия без основания». И именно в творчестве человек преодолевает костное вещество и прорывается в высшую духовную реальность.
Философия, по мнению Н.А. Бердяева, обязательно антропологическая, она признает бытие в человеке и через человека.

Л. Шестов критикует рационализм, столь характерный для западной философии. Мир иррационален и полон бесчисленных тайн. Мы понятия не имеем, что происходит во вселенной. Мир вокруг нас — это хаос, доминирование стихии и случайность. Наш разум способен различить только необходимое, законное, а случайное и хаотичное, то, что является сущностью мира, скрыто от него. Поэтому притязания науки и рациональной философии на знание реальности несостоятельны. Настоящая правда лежит по другую сторону разума.

А.Ф. Лосев объединил в своей философии четыре составляющие: филологию, феноменологию, диалектику и символизм. Лосева интересует, прежде всего, живая сущность предмета, пронизанная смыслом. Понятие не «улавливает» сущность живой конкретики; это делает только эйдос. Однако мир не состоит из неподвижных эйдосов и их выражений на словах. Соответственно, истинная философия приобретает диалектический, движущийся характер. Движение эйдос и слов приводит к связи друг с другом, взаимосвязанные реалии свидетельствуют друг о друге, они являются символами в этом смысле. Лосев видит язык, миф, религию, искусство и философию как сферы эйдос, слова и символы. Ему удалось создать очень своеобразную философскую систему, достоинства которой еще недостаточно изучены. Это можно назвать философией жизненной силы эйдос, слов и символов.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса
  2. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей
  3. Дмитрий Сергеевич Мережковский, русский поэт, писатель, религиозный философ
  4. Габриэль Оноре Марсель, французский философ, драматург
  5. Вольтер и его философия
  6. Арабоязычная философия — История арабской философии средних веков
  7. Теизм
  8. Специфика человеческого бытия
  9. Философия древнего Китая
  10. Труд как исходный пункт анализа взаимодействия природы и общества