Для связи в whatsapp +905441085890

Учение о личности — Проблема человека и личности в психологии

В российской психологии последнего десятилетия складывается парадоксальная ситуация. Признанные успехи практической психологии определяются не только повышенным социальным спросом, но и конкретными результатами, разработанными в рамках естественнонаучной традиции. Но жизнь начала ставить новые задачи. Проблемы психологической помощи людям, оказавшимся в трудной и экстремальной ситуации, психологического обеспечения государственных и коммерческих структур, политических партий, движений, избирательных кампаний и т.д., приобрели большую остроту. Практические психологи столкнулись с реальностью сложнейших зарождений и механизмов субъективного сознания человека, с поиском оптимальных жизненных стратегий, способов преодоления повседневных трудностей и психических кризисов. Но категории разума, души и сложных феноменов сознания лежат за пределами естественнонаучной традиции. Они существовали и существуют до сих пор в философии, этике, богословии и других гуманитарных науках.

В последние годы отечественная психология осознала необходимость понимания путей своего дальнейшего развития. Основным направлением поиска является более широкое, целостное понимание феномена человека. Линия гуманизации отечественной психологии была разработана многими авторами. Она активно изучалась практически всем профессиональным психологическим сообществом. Особое признание здесь заслужил Б.С. Братузиус. Он ввел термин ≪humanitarian психология, представил обоснование и опыт развития новых течений в этой области. Гуманитарная направленность особенно соответствует мышлению практических психологов.

Тема гуманитарной психологии по-прежнему изложена в очень общих выражениях. Методологически она ориентирована на традиции гуманитарных наук, которые имеют в качестве единицы анализа целостное человеческое существо. В более широком смысле, его предлагается рассматривать как постклассический период развития психологической науки. Значительно расширяется область исследований в области гуманитарной психологии.

Естественнонаучная психология занимается психикой как специальным аппаратом или инструментом для размышлений о мире и ориентирования в нем. Но человек — это родовое, безразмерное, саморазмножающееся существо. В. Франкль подчеркнул, что человек — это больше, чем просто психика: человек — это дух. В российской психологии неоднократно высказывалась идея расширения области исследований психологии за счет включения в нее психологических проблем человека, его сущности и развития. В своих более поздних работах С.Л. Рубинштейн писал, что проблема психологического ≪ по праву, обязательно сопровождается другой, более оригинальной и фундаментальной — о месте сознания как такового в контекстах явлений материального мира, но и о месте человека в мире, в жизни.

Гуманитарная психология объединяет философско-психологический, культурологический, конкретно-психологический и другие подходы к феномену человека и выдвигает на первый план проблему его саморазвития, раскрывая его сущность и личность. В психологии 20 века эти проблемы были рассмотрены и обоснованы К. Юнгом. Он обратился к изучению духовных основ личности, он по-новому интерпретировал динамику жизни своей души. Проблема саморазвития человека, его существа и личности стала центральной в духовно-ориентированных концепциях личности.

П.Д. Успенский выделяет две основные подструктуры в человеке — сущность и личность. По сути, он понимает врождённые духовные и наследственные природные качества человека. Они стабильны и не могут быть потеряны. Необходимые природные качества определяют центры простейших психических функций — интеллектуальных, эмоциональных, сексуальных, двигательных и инстинктивных. Существенные психические качества определяют развитие сознания и высшие эмоциональные и интеллектуальные функции.

П.Д. Успенский ссылается на черты личности, которые человек приобретает и которые выражают его отношение к другим людям и к другим сторонам света. Они могут меняться и даже теряться, но играют важную роль в его жизни. По мнению П.Д. Успенского, личность уступает только сущности в структуре психики. Но личность так же необходима человеку, как и его сущность, и они должны развиваться одинаково, а не подавлять друг друга, и поддерживать иерархию духовного лагеря человека.

Условия современной жизни, отмечает П.Д. Успенский, благоприятствуют недоразвитости человеческой сущности. С другой стороны, отличительные черты личности, ожидания и стремления могут как способствовать, так и препятствовать его развитию.

Учение о личности - Проблема человека и личности в психологии

Проблема человека и личности в психологии

В русской психологии проблема сущности человека привлекла внимание С.Л. Рубинштейна в его последних работах. Главной характеристикой человека является его отношение к другому человеку: ≪…Первое из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, к человеку, формирует основную ткань человеческой жизни, ее суть….. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека с другими людьми, составляет ядро подлинной психологии life≫. Б.С. Братусс находит новые пути философско-психологического и конкретно-психологического понимания человека и сближает эти подходы. Во-первых, автор устанавливает необходимость преодоления подмены личности индивидуумом, попытку вывести из нее основы человеческой жизни, своего рода персоцентризм, успешно навязанный в психологии.

Внутренние психологи, которые так много сделали для разделения понятий ≪individuality≫, ≪individuality≫ и т.д., пропустили важный вопрос разделения понятий ≪person≫ и ≪individuality≫. Человек рассматривается как родовое существо без масштаба, выходящее за его пределы и не поддающееся конечному определению. Аппарат психологии не может и не должен применяться к нему в полной мере.

Личность, с точки зрения психолога, это другое дело. Его можно понимать, по мнению автора, как особый психологический инструмент саморазвития человека. В психологии принято подчеркивать, что замечает или думает не память или ум, а человек. Точно так же, это не человек, а человек. Субъект бытия — это только человек. Следует отметить, что личность далеко не единственный психологический инструмент личности. Она включает в себя познавательные процессы, эмоции, характер и другие психологические образования. И каждый из них играет свою роль в формировании субъекта. Когда юноша вырабатывает характер, мальчик уже является личностью с характером, и на определенном этапе личность в зрелом человеке исчерпывает свои возможности, отступает, ≪ — это withdrawn≫, как будто он служил, и открывает во всей полноте то, чему он служит.

Таким образом, личность является сложным, уникальным внутренним ключом человека. В чем отличительная черта личности как психологического инструмента? Существенные психические качества человека даются в потенцию при рождении. Он должен их разработать, ≪ изолировать их на himself≫. Ему нужен орган, который бы направлял и координировал очень сложный процесс самообразования внутри себя, внутри своего существа. Этот орган — личность. Мы говорим о развитии человека. Личность как инструмент или средство оценивается в зависимости от того, как она выполняет свое предназначение, т.е. вносит ли она вклад в человеческую сущность субъекта или нет.

Во-вторых, Б.С. Братусс установил главный способ или принцип психологического исследования человека — корреляцию его измерений ≪vertical≫ и ≪horizontal≫. Традиционная психология в основном связана с контекстами личности ≪horizontal≫, рассматривающей ее как социальное существо, субъект деятельности.

Здесь накоплен большой материал, вполне оправданы объективные методы, направленные, прежде всего, на изучение отдельных качеств личности. Эти методы вошли в фонд психологической науки и обязательно войдут в него по адресу ≪ act≫. По словам А.С. Выготского, целые поколения отечественных психологов только мечтали о ≪verbal≫ психологии.

Б. Б.С. Братусс поднял вопрос о том, что на протяжении многих лет психология разводила понятия ≪individual≫, ≪personality≫, ≪subject из activity≫, ≪individuality≫. Настало время искать способы их подключения. Гуманитарные науки, в орбитальную психологию которых входит психология, имеют целостного человека в качестве своей единицы анализа. Автор предлагает рассматривать корреляцию измерений ≪vertical≫ и ≪horizontal≫ в качестве основного принципа психологического исследования человека.

Психология характеризуется упорным стремлением преодолеть присущий ей узкий элементализм, функционализм и понять человека как целостное существо. Но основы полноты понимаются по-разному. На ключевые вопросы о природе человека даются различные ответы — о ведущих источниках внутренней активности, о внутренней свободе или детерминированности, о рациональности или иррациональности и другие.

Формируется целый комплекс общих психологических понятий, связанных общей направленностью на решение этих вопросов и разделенных полученными результатами, выводами и обобщениями. Среди этих теорий наибольшее влияние в отечественной психологии получили три направления: психодинамическое; культурно-историческое и поведенческое; гуманистическое и духовное. На основе каждого из этих направлений разработаны общетерапевтические методы. На их основе в последние годы появились новейшие психотехнологии и другие психотехнические разработки. Таким образом, в области преподавания общей психологии происходит прорыв и сближение академической и практической психологии. Первой такой общей психологической теорией была теория 3. Фрейда.

Учение З. Фрейд

Учение австрийского психиатра 3-го Фрейда (1856-1939) формировалось в последние годы XIX и первые десятилетия XX века и называлось психодинамической теорией, или психоанализом.

В структуре личности 3-й Фрейд различает три сферы: бессознательное, или ≪ID≫(es); сознательное, или эго (Я); и суперэго (Супер-Эго). Главную роль в психике играет ИД. Его содержание состоит из двух групп движений: движений продолжения жизни, или эрос, чью энергию Фрейд назвал либидо, и движений смерти, разрушения, агрессии, или танатос. Энергия этих инстинктов раскрывается с самого раннего детства. У мальчиков Эрос проявляет себя в повышенной нежности к матери и чувстве соперничества с отцом; у девочек — наоборот. Эти бессознательные, сублимированные (репрессированные) формы младенческой сексуальности были выявлены Фрейдом. Фрейд называет Эдипов комплекс (для девушек — Электра). На более поздних стадиях психического развития человека эрос проявляется в энергии полового влечения, творчестве и жизненной активности. Танатос проявляется в междоусобицах, воинственности у детей, затем у взрослых в агрессии, конфликтах, преступлениях, войнах.

На психологическом уровне Эрос и Танатос проявляются в виде драйвов. Это одна из оригинальных концепций Фрейда. Приводы энергичные, интенсивные, всепоглощающие, руководствуются принципом удовольствия и стремятся контролировать поведение. Но эго, сознание, стоит на их пути. Она содержит систему социально детерминированных представлений, концепций, руководствуется принципом реальности. Его задача — координировать желания между собой, определять их выполнимость и разрабатывать пути, планы действий. Верховный цензор личности, супер-эго, супер-эго, следит за сознанием. Она включает в себя совесть, моральные табу и идеалы, а также высшие морально-духовные идеи. По мнению Фрейда, они формируются в раннем детстве под влиянием образов родителей, их требований и жизненного опыта ребенка.

Основным источником внутренней активности является ИД, бессознательное. Эго и суперэго переключают только часть внутренней энергии на себя, снижая напряжение последней. Фрейд следующим образом представляет взаимосвязь трех основных сфер личности. Он сравнивает ид и эго с лошадью и всадником. Всадник движется благодаря энергии лошади. Еще одно сравнение: маленький темный прихожая, где кипят страсти. Через узкую дверь можно попасть в светлую, просторную гостиную. За дверью — высший цензор личности, суперэго, суперэго. Кроме того, в одной из последних работ Фрейд сравнивает бессознательное с морем, на котором выделяется маленький остров ≪Я≫, сознание.

Мужчины в похожих ситуациях ≪ отступают к профессиональной или другой деятельности, спорту, хобби или интересуются алкоголем. Перемещение как прямой способ избежать тревоги проявляется как специфический процесс удаления мыслей и чувств, которые вызывают страдание ума, как ≪conscious≫ забывчивость. Предположим, у человека неожиданная неприятность или значительный шок. Он понимает это и пытается перестать беспокоиться об этом. В других случаях механизм перемещения практически не реализуется. Человека преследуют личные неудачи, но благодаря механизму вытеснения он настолько невнимателен, что даже говорить о них не может.

Самообвинение — это способ избавиться от тревоги, частично пренебрегая достоинствами своей личности. Другой молодой человек в аналогичной ситуации, переживая неудачу в отношениях с любовником, начинает спорить таким образом: ≪ Чего я мог ожидать? Урод? Урод? Отстойная задница? Lopt!!!≫ Проекция — это атрибуция собственных неадекватностей, социально неодобренных поведенческих мотивов, мыслей другим людям. Скупый человек скорее приписывает скупость другим, завистливый человек — зависть и т.д.

Таким образом, студент объясняет свою низкую оценку на экзамене плохим настроением экзаменатора, неудачливый предприниматель фокусируется на интригах конкурентов, отсутствии преимуществ, которыми обладают другие.

Рационализация проявляется как стремление найти социально приемлемые объяснения для маскировки своих истинных, социально неодобренных мотивов. Этот механизм фальшивых аргументов в пользу поведения распространен в межличностном и деловом общении. Пример: В группе студентов один из студентов обсуждает ситуацию, связанную с финансовым дефицитом. Один из участников разговора, известный в группе как скупой человек, говорит, что предложение помощи может обидеть сокурсника, что это тонкое, деликатное дело, что нет спешки и т.д.

Определенная категория людей сознательно развивает определенный стиль общения — мягкий, уклончивый, запутанный. Как будто они не спешат прямо и открыто выражать свою позицию, прикрывая ее популярными стереотипами, фразами ≪dejour или якобы рациональными, но в основном надуманными аргументами.

Мы рассмотрели ряд защитных механизмов сознания. Фрейд описывает более широкий круг. В работе с клиентом важно уловить его механизмы индивидуальной защиты и продолжать полагаться на них.

Давайте теперь перейдем к другому аспекту обучения Фрейда. Учение Фрейда о динамике личности — учение о бессознательных путях. Нереализованные и подавленные приводы создают напряжение в бессознательном и ищут свой путь обратно в сознание. Фрейд распознал карусели бессознательного. Он называл их свободными ассоциациями, мечтами, оговорками, пилингами, орфографическими ошибками и юмором. Феномен свободных ассоциаций, по мнению ближайших учеников Фрейда, является одним из самых выдающихся его открытий. Он заметил, что если долго и конфиденциально говорить с клиентом на бесплатные темы, он начинает указывать на проблемы, которые для него важны.

Это еще раз подтверждает известную народную мудрость: ≪Whoever испытывает боль, говорит об этом. И 3. Фрейд зажег смелую идею — на основе этого психологического факта построить новый метод изучения глубоких психических чувств — метод свободных ассоциаций. Клиенту предлагается рассказать все, что он думает, что его тревожит, радует или беспокоит. Или психотерапевт предлагает клиенту подробно рассказать обо всем, что приходит ему в голову, совсем не заботясь о том, разумны ли его высказывания, реалистичны ли они и логичны. Психоаналитик интерпретирует эмоциональное и семантическое содержание переживаний и раскрывает глубокие, подавленные потребности, мотивы и желания.

Фрейд уделил большое внимание интерпретации и разработал требования к ней. Впоследствии, на основе метода свободных ассоциаций, последователи Фрейда разработали целый арсенал так называемых проективных методов: тест Розенцвейга и Лушера, тематический тест на апперцепцию, тест на рисование, метод незавершенных историй и т.д.

Понятие Фрейда о механизмах внутренней защиты личности, об обратных траекториях бессознательного и ряд других, более конкретных новых понятий позволили ему собрать когерентную психодинамическую теорию, с точки зрения которой он начал объяснять наиболее сложные явления личности. Он интерпретировал любовь как рационализацию селективного сексуального влечения. Эстетические и этические предпочтения в любви должны рассматриваться как рационализация секса. Многочисленные оппоненты обвиняли Фрейда в недостаточном учете духовной стороны любви. В одной из своих последних работ — ≪ «I» и «IT» ≫ 3. Фрейд пересматривает свою интерпретацию этого феномена и пишет, что только у немногих культурных людей любовь — это синтез физических и умственных влечений. В большинстве людей любовь — это всего лишь рационализация избирательного полового влечения. 3. Фрейд вносит значительные коррективы в свое преподавание, но в целом остается на позиции биологического детерминизма.

Теория и практика психоанализа значительно обогатили психологию XX века, впервые подняли ее до уровня, с которого открывается возможность целостного взгляда на природу человека, общую динамику его душевной жизни и реальной помощи в разрешении глубоких внутриличностных и межличностных конфликтов, психологической травмы и других сложных психологических проблем. В то же время учение Фрейда было и остается весьма противоречивым. В настоящее время пересматривается биологический детерминизм — сведение человеческой природы к энергии инстинктов. Многие ученики и последователи Фрейда стремились преодолеть его биологический монизм и понять человека не только как биологическое существо, но и как социальное и духовное существо. Некоторые из них вернулись во времена Фрейда. Фрейд отошел от ортодоксального психоанализа и по существу разработал новые представления о человеке, но более или менее основанные на фрейдистских представлениях о механизмах, процессах динамики личности. Самыми великими и влиятельными фигурами в этой области были А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и Г. Салливан.

Индивидуальная психология Адлера

Альфред Адлер (1870-1937), венский психиатр, активно принимал учение 3-го Фрейда и стал одним из соучредителей, а затем президентом Венского психоаналитического общества. Адлер занимался большой и успешной психотерапевтической практикой на протяжении всей своей жизни. Он по-новому определил причины психологических проблем своих пациентов: они были связаны с работой, дружбой, любовью, культурно-политическими интересами и др. Его речи, в то время доклад Венскому психоаналитическому обществу, вызвали острую критику. Он вышел из него и вместе с группой единомышленников основал ≪Society Individual Psychology≫, который быстро завоевал поддержку, а затем и всемирное признание.

А. Адлер последовал за социализацией учения Фрейда. Он значительно расширил и изменил понятие первобытных, импульсивных сил личности. Помимо первобытных инстинктов жизни и смерти, он включал в себя триаду врожденных социогенных потребностей (мотивов): чувство неполноценности, стремление к совершенству (превосходство), социальное чувство.

Адлер также обнаружил, что чувство неполноценности, социальное чувство и стремление к совершенству характерны для потребностей каждого человека. Взаимодействие этих первоначальных мотиваций формирует направляющие стратегии и способы восприятия, мышления, переживания и поведения. Он вводит новое понятие — индивидуальный стиль жизни.

Индивидуальный образ жизни возникает из взаимодействия чувства неполноценности, социального ощущения и стремления к превосходству (совершенству). Но что направляет этот процесс? Адлер упорно, настойчиво искал ответ на этот вопрос и пришел к выводу, что внутренний источник интеграции личности, ее индивидуальный образ жизни, является творческим (творческим) началом. Для Адлера природа этого происхождения не была ясна, но он начал рассматривать его как основную основу личности. Это творческий элемент, который определяет его внутреннее единство, его целостность.

Концептуализация творческого ядра личности является кульминацией учения Адлера и позволяет считать его одним из первых предвестников гуманистической психологии.

Представленные основные положения теории Адлера характеризуют его понимание природы человека. Адлер видит в человеке единое и внутренне последовательное существо. Он представляет структуру саморегулирующейся личности как индивидуальный стиль жизни, объединяющий изначальные мотивационные тенденции: мотив неполноценности и компенсации, социальный интерес; стремление к совершенству. Более того, человек является свободным, самоопределяющим существом, стремящимся к совершенству, росту и развитию. Личность каждого человека — это его собственное творение. Источником внутренней свободы является творческий ≪YA≫ человека.

Аналитическая психология К.Г. Юнга

C. Х. Юнг (1875-1961), швейцарский психиатр, в начале своей карьеры также оказал влияние на ранние работы 3. Фрейд. В экстрасенсорной жизни своих пациентов К. Юнг открыл существенную роль психических компонентов. И он пытался понять роль духовности в человеческой природе.

K. Юнг рассматривал структуру психики как взаимодействие сознания, индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Сознание включает в себя самосознание и обеспечивает целостность и стабильность личности. Индивидуальное бессознательное содержит психическую энергию индивидуума.

Коллективное бессознательное представляет собой более глубокий пласт в структуре психики и содержит в себе самые глубокие духовные основы. Коллективное бессознательное, отметил К. Юнг, содержит в себе все духовное наследие эволюции человека. Он считал, что содержание коллективного бессознательного формируется благодаря наследственности и является одинаковым для всех людей. К. Юнг пытался запечатлеть хотя бы часть первичной основы в динамике духовного бессознательного. Он отстаивал и обосновывал идею о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, которые он называл архетипами или первичными моделями. Архетипы — это врожденные духовные предрасполагающие идеи, мотивы, под влиянием которых люди реализуют универсальные модели восприятия, мышления, поведения в ответ на определенные ситуации. К. Юнг описал целый ряд архетипов, среди которых выделил себя, личность, тень и т.д.

По словам К. Чжуна, структура личности является всеобъемлющей, психологически богатой сущностью. Она включает в себя универсальные, расовые, культурные и индивидуальные особенности. Он также попытался обобщить различия между людьми в том, что касается мира. К. Юнг выделил два универсальных типа ориентации или типа жизненной ориентации: экстравертность и интровертность. Первое проявляется в преобладающем интересе к внешнему миру. Эти люди открыты, общительны, активно выходят на улицу и общаются. Интроверты сдержанны, впитывают в мир собственные мысли и переживания, не очень коммуникабельны. В индивидууме доминирует экстравертная или интровертная ориентация.

Эта типология, ставшая классикой в психологии, была дополнена еще одной типологией К. Юнга. Другая типология Юнга, основанная на преобладании одной из основных психических функций: Думать, чувствовать, интуиция. Он различал психологические типы: мышление, ощущения, ощущения, интуиция.

И, наконец, есть еще одно направление в учении Юнга — концепция развития личности. Можно выделить три новые идеи. Во-первых, развитие личности происходит как динамический эволюционный процесс, который происходит на протяжении всей жизни и наиболее активен на стадиях духовной зрелости. Положительно, большое значение имеет осознание человеком своего духовного, религиозного и даже мистического опыта. Эта позиция находится в прямой оппозиции к фрейдистскому представлению о раннем детском опыте и его травмах как важнейших факторах развития личности.

Второе место. Конечной целью жизни является, который является результатом стремления различных компонентов личности к единству. Основным процессом этого движения является процесс индивидуализации или интеграции противоположных внутриличностных тенденций. Результатом процесса индивидуализации является самореализация.

Третья позиция — самореализация или ≪acquisition сайта self≫ — это сложный, труднодостижимый результат. Это включает в себя жизненный опыт, умственную зрелость и особые усилия, умственную работу. Поэтому высокий уровень личностного роста возможен только для духовно зрелых и одаренных людей.

Культурно-исторические личности

Вышеуказанные теории принадлежат к одной и той же научной школе, имеют общее поле исследования, но формировались в разные годы советского периода отечественной психологии на основе разных культурных традиций и представляют собой принципиально разные концептуальные учения.

Психологические взгляды Л.С. Выготского сложились в конце Серебряного века или в эпоху Возрождения русской культуры. Представления В.С. Соловьева о вертикальности человека ≪spiritual и ≪unity чувственного, рационального и духовного знания были живы и поныне; влиятельными были учения Г.Г. Шпета, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского. В то же время Л. С. Выготский был искренне увлечен марксистской идеей формирования нового человека и его социальной обусловленностью.

Теория Л. С. Выготского называется культурно-исторической. Попробуем кратко охарактеризовать его суть. Существенной особенностью сознания является его посредничество с помощью культуры. Выготский исследует внутренние механизмы или психологические инструменты культурного посредничества сознания и показывает, что такими инструментами являются знаки, а точнее системы знаков культуры. В процессе коммуникации между ребенком и взрослыми ассимилируются системы культурных знаков. Они выступают посредниками ≪ lower≫, непроизвольных психических функций внимания, памяти, мысли, эмоций, и тем самым обеспечивают интернализацию, или формирование новых качественных образований в сознании ребенка.

Проблема знаков обсуждалась в литературе до Л.С. Выготского и после него. Его заслуга в том, что он эмпирически, на большом фактическом материале, прослеживает роль знака и слова в психологическом развитии ребенка и устанавливает позицию знака ≪ organization≫ или знаковой функции сознания и всех психических процессов.

Затем Л.С. Выготский перешел к изучению внутренней стороны сайта ≪, т.е. его значений, и рассмотрел этапы развития значений у ребенка. Таким образом, благодаря знаковой организации сознания, его семантике формируется система значений и контекстов смысла. Автор развивает доктрину системно-семантической структуры сознания и подчеркивает ее целостность. Л.С. Выготский мечтал и предсказывал развитие психологии ≪verbal≫. Его доктрина знаковой организации или знаково-символической функции сознания является значительным шагом в этом направлении и фундаментальным вкладом в развитие теоретических основ гуманистической психологии.

Еще одна проблемная область в исследованиях Л.С.Выготского — психология развития ребенка. Он много занимался изучением мысли, речи и других психических процессов, рассматривал общий ход психического развития ребенка, определял позицию по социальной ситуации развития, новым формациям, характеризующим этапы возрастного развития, зону следующего развития ребенка, опережающий характер обучения и др. Эти положения определили ведущие направления исследований в области возрастной и педагогической психологии, которые продолжили ученики Выготского.

Л.С. Выготский подвергался критике за преувеличение роли знака в формировании сознания, за его идеализм, за недостаточный вклад в марксистскую психологию, за вовлеченность в педологические исследования. Его работы не были опубликованы, он был изгнан, но не забыт.

А. Леонтьев, затем ряд других сотрудников Л.С. Выготского учли жесткую критику в его адрес, отделились от него и приступили к поиску нового подхода к изучению сознания, который получил название психологической теории деятельности. A. Н. Леонтьев (1903-1979) на самом деле руководил ≪official≫ психологией в течение тридцати лет.

Теория деятельности фокусируется на описании структуры этого процесса, в котором выделяются три составляющие: Действие — мотив; Действие — цель; Процесс — состояние. В характеристике сознания автор подчеркивает роль смысла и значения. Последнее рассматривается как связь между мотивом и целью. Таким образом, смысл деятельности структурирует сознание. Предмет, практическая деятельность в целом является основным источником формирования сознания и личности в целом. В каком смысле? По мнению А.Н. Леонтьева, основным инструментом или инструментом деятельности субъекта является действие. В процессе деятельности реального субъекта происходит интернализация действия во внутренний план действий. Более сложный вопрос — как развивается этот внутренний план действий, поскольку он осуществляется без видимого влияния предметной деятельности? Какие внутренние процессы обеспечивают дальнейшее развитие внутреннего плана деятельности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология взаимоотношений
  2. Гипноз
  3. Вклад К. Г. Юнга в историю психиатрии — Теория об архетипах и коллективном бессознательном
  4. Групповое поведение
  5. Жесты рук
  6. Теория деятельности А.Н. Леонтьева
  7. Задачи психотерапии
  8. Взаимосвязь лидерских способностей и социального статуса в малой группе — Основы лидерства: концепция и функции
  9. Карл Юнг
  10. Высший уровень сознания