Для связи в whatsapp +905441085890

Реферат на тему: Чайковский

У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

  1. Реферат на тему: Лихорадка
  2. Реферат на тему: Грипп и его профилактика
  3. Реферат на тему: Карибский кризис
  4. Реферат на тему: Сельское хозяйство
Реферат на тему: Чайковский

Введение

О Петре Ильиче Чайковском написано много, но большая его часть — это музыкальная литература. Когда мы упоминаем его имя, то сразу вспоминаем Клин, маленький подмосковный городок, где Петр Ильич провел последние годы своей жизни. Но знаменитый дом в Клине, сегодня Государственный музей Чайковского, вовсе не принадлежал ему — Петр Ильич арендовал там несколько комнат на первом этаже. А после его смерти этот дом был куплен братом Чайковского Анатолием Ильичем и превращен в музей.

Но Санкт-Петербург значил для композитора гораздо, гораздо больше, чем Москва или любой другой город. В Петербурге есть много памятных мест, связанных с именем Петра Чайковского, о которых я хотел бы рассказать вам немного. Здесь он учился на юридическом факультете, музыкальных классах, затем в Санкт-Петербургской консерватории. Он также был похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.

Поэтому мне бы хотелось рассказать о Чайковском, как о петербургеце, о памятных местах, которые он когда-то посещал, о людях, которые знали и любили его.

Туманный город молодежи

В начале 1848 г. отставной И.П. Чайковский переехал из Воткинска, где он был директором горных предприятий, в Петербург. Семья Чайковского была большой. Самый старший из детей — Зинаида, потом были сыновья — Николай десять и Петр восемь лет, дочь Александра шесть лет и пятилетний Ипполит.

На линии обмена Васильевского острова до наших дней сохранился большой, уединенный дом. Дом «Утюг» называется его обитателями. Этому дому суждено было стать первым домом Петра Ильича в Санкт-Петербурге.

Сложно сказать, в какой квартире в то время жила семья Чайковских. В то время дом был трехэтажным, а в 1879 году был построен четвертый этаж, в 1887 году над частью здания, выходящей на Биржевую линию, возвышалась надстройка пятого этажа, которая долгие годы служила мастерской для художников, в этом доме жили и умирали Крамской и Королева.

Сейчас это дом №18/ 2 по Биржевой линии, тогда почтовый адрес был написан так: «Васильевский остров, возле Биржи, дом Меняева».

В том же году Николай и Петр были переданы частному пансиону Schmelling. Потребовалось много времени, чтобы найти адрес этого пансиона. Поддерживается объявление в старом петербургском путеводителе: «B.pr.16 Petr . Менда . Муж в школе. Язык: английский, немецкий, французский и латинский. Танцы и гимнастика. Стоимость питания 350 рублей, полупансион 225 рублей, приезжайте. 80 рублей». Петр Чайковский хотел прийти.

В это же время он начал свои первые уроки музыки с учителем Филипповым. В декабре Петр тяжело заболел, и врачи запретили ему давать какие-либо уроки. После поездки на Урал в 1849-50 годах здоровье ребенка было восстановлено, и встал вопрос о дальнейшем обучении. Сначала они хотели, чтобы оба брата учились в горном корпусе, но потом решили принять Петра в подготовительные классы юридического факультета, который открылся в 1847 году и который впоследствии был сформирован вместе со школой учебного заведения.

Он был основан в 1835 году для подготовки судебных чиновников и изначально характеризовался необычайно мягким режимом для Николаевской России.

Однако спокойная жизнь в школе продлилась лишь до 1848 года — начала «темных семи лет», которые были самыми трудными во время правления Николая 1. Новости о революции во Франции быстро пробудили молодые умы. Школа радикально изменила режим. Генерал-майор Языков был назначен директором бывшего начальника рижской полиции. Старых губернаторов в основном заменяли офицеры. Также появилась новая должность студенческого инспектора, которую занял полковник Рутенберг, в прошлом инструктор по верховой езде. Один из учеников подготовительных классов В. Мещерский вспомнил свое первое знакомство с новым режиссером.

«Я помню вчера, когда он появился на наших подготовительных занятиях. Он не вошел, он прилетел, как ураган, поприветствовал нас, а потом начал выкатываться, чтобы избежать экономических мер за нашими прохладными столами… Я стоял руками на столе. Он подошел ко мне, шлёпал меня по рукам.»

Как ты смеешь так стоять? — Он лаял: «Руки на швы!» А потом он сказал: «Посмотрите на меня, ведите себя хорошо, иначе резня будет кратковременной»! — покинул класс… Это было первое впечатление о новом режиме».

После организации курса для сына Александре Андреевне Чайковской пришлось отправиться на Урал, где ее ждала семья. Они познакомились только год спустя, осенью 1852 года, когда вся семья переехала в Петербург. На этот раз Чайковский снял квартиру по улице Сергеевской (сейчас ул. Чайковского), в доме № 41.

Осенью того же года двенадцатилетний Петр Чайковский перешел в 7-й (младший) класс юридического факультета.

Надо сказать несколько слов о доме № 6 на Фонтанке, где Петр Ильич провел 7 лет.

В этом доме, построенном на месте, где когда-то стояла Биронная конюшня, когда-то жил знаменитый русский генерал-фельдмаршал Барклай-де-Толли, который затем вернулся из ссылки и написал государственные законы М.М. Сперанского.

Там было много жильцов. Последним был датский посланник Блум. Специально для школы дом был перестроен архитектором В.П. Стасовым.

В 1893-1896 годах здание было вновь реконструировано. Были сделаны некоторые расширения и изменен фасад. Одно осталось неизменным — еще летом из всех окон фасада можно было видеть светлую ртуть Фонтанки, а за ней — вековые деревья летнего сада, украшавшие здание.

История старого дома будет неполной, не говоря уже о том, что в ноябре 1917 г. там проходил внеочередной съезд Советов крестьянских депутатов.

… Так, в 1835 году здесь открылась юридическая школа, где обучались чиновники «новой модели» судей. Это были композитор и критик А.Н. Серов, искусствовед В.В. Стасов, который вместе с М.А. Балакиревым много сделал для создания сообщества передовых русских музыкантов, его брат Д.В. Стасов, выдающийся юрист, известный своим участием в ряде судебных процессов против революционеров.

Весной 1853 года Петя переехал в 6 класс, а осенью семья переехала в новую квартиру в Сальянном переулке — «Дом Лещева возле пустого рынка» (сегодня номер 6 в Сальяном переулке). Именно в этом доме произошло самое печальное событие в жизни Чайковского: 13 июня 1854 года умерла его мать Александра Андреевна.

Пребывание в этой квартире было невыносимо тяжелым, и осенью 1854 года осиротевшая семья переехала на Васильевский остров, на 4-ой линии, в дом Хаке (этот дом найти не удалось).

В том же году Ипполит, младший брат Петра Ильича, был передан в морскую пехоту. Ипполит Ильич позже сказал, что выбор жизненного пути был довольно произвольным. Сам он хотел стать моряком, но отец решил отдать его в горную школу, где учился его старший сын Николай. И вот на двух листах бумаги он написал названия этих школ, положил их для иконы, а маленький ипполит, залезший на стул, нарисовал один из них: «Морской корпус». Таким образом, судьба мальчика была решена.

Илья Петрович, который заботился о музыкальном развитии своего сына, пригласил его в 1855 году к своему учителю, известному пианисту Рудольфу Васильевичу Кюндингеру. Однако уроки не продлились так долго: учитель не заметил в своем ученике больших способностей.

… А в школе жизнь шла своим чередом. Мне также пришлось пройти обязательные курсы. Сейчас в средней школе изучаются специальные предметы. В старших классах (3, 2 и 1 класс), например, преподавались следующие предметы: Словарь права, римская конституция, гражданское и уголовное право, судебная медицина, уголовное и гражданско-процессуальное право, финансовое и полицейское право с предварительным изложением политэкономии, гражданская и уголовная правовая практика и т.д.

Осенью 1855 года Илья Петрович поселился в доме № 39 на 8-й линии Васильевского острова. Квартира Чайковского находилась на двух этажах — третьем и четвертом с внутренней лестницей. Перед капитальным ремонтом в комнате Петра Чайковского была установлена небольшая табличка с надписью: «1855-1858″. П.И. Чайковский провел здесь свою юность с 15 до 18 лет — начало своего музыкального развития». Так или иначе, но, возможно, Петр Ильич начал здесь сочинять. Видимо, в 1857 году молодой Чайковский написал здесь свой роман «Мой гений», «Мой ангел», «Мой друг».

Роль хозяйки в этом доме взяла на себя младшая сестра Петра Санья. Многочисленные тёти были в ужасе от того, что хозяйкой будет 14-летняя девочка. Но она была в порядке, все шло быстро, было весело и было любовью.

Радостную жизнь молодых людей прервало новое несчастье: Илья Петрович обанкротился, а его семья осталась без средств к существованию.

Той же зимой Чайковский оказался в первом (последнем) классе юридического факультета, закончив 13 мая в звании титульного консультанта.

Государственный служащий или музыкант

Не верьте, что я представляю себя великим художником — я только хочу делать то, что мое призвание призывает меня делать; будь я известным композитором или плохим учителем — но моя совесть будет тихая, и я не буду иметь никакого права роптать о судьбе и о людях.

П.И. Чайковский. Из письма к сестре.

На улице Малый Сад, напротив нынешнего Дома Радио, находится большое здание. По обе стороны массивных дверей находится множество досок, указывающих на ряд учреждений, которые в настоящее время размещены здесь.

До 1917 года весь дом и вилла Шувалова над итальянской улицей, построенная в середине 18 века по проекту архитектора С.И. Чевакинского, была заселена департаментом Министерства юстиции. Петр Чайковский был назначен здесь, в первом административном отделе, сразу после окончания университета. Позже он был назначен коллегиальным заседателем, а затем судебным заседателем.

Петр Ильич сидел за «петиционным столом» и готовил доклады и проекты решений. Дела Чайковского были, в основном, крестьянскими, которые в то время, как правило, разбирались в министерстве.

В 1861 году была проведена крестьянская реформа и отменено крепостное право.

«В воскресенье будет объявлена свобода. Я сознательно пошел в приходскую церковь, чтобы посмотреть, какое впечатление произведут манифест на мужчин», — писала сестра Чайковская.

Наступил вечер, часы дежурства закончились, и Чайковский собирался стать светским молодым человеком. Прогулки по Невскому и летним садам, ресторанам и встречи с друзьями. Он посетил Итальянскую оперу и французские постановки в Михайловском театре, побывал на Александринке, там были спектакли классического репертуара и эстрадные шоу с Каратыгиным, Мартыновым, Самоймовым.

До января 1859 года на месте нынешнего Мариинского театра находилось здание с круглой ареной и большой сценой — так называемый цирковой театр. Были спектакли и конные представления, выступала джигитовка с винтовкой и акробаты. После пожара на месте циркового театра был построен цирковой театр, а в 1860 году был открыт Мариинский императорский театр, где, помимо опер и балетов, проходили некоторые драматические спектакли.

Перед ним, где сегодня стоит здание консерватории, находился Большой театр. В основном это была итальянская опера, иногда и русская.

Чайковский узнал от своего двоюродного брата, что есть курсы по теории музыки. «Я сразу же поехал туда и зарегистрировался у профессора Н.И. Зарембы.

Так Петр Ильич Чайковский начал посещать курсы Русского музыкального общества (РМО), которые располагались на нижнем этаже левого крыла Михайловского дворца (где сейчас находится Русский музей).

Поначалу Чайковский был довольно небрежен в своих занятиях. Антон Григорьевич Рубинштейн обратил внимание на небрежность молодого человека. Говорят, что он достаточно решительно обратился к молодому музыканту и предложил Чайковскому «либо усердно учиться, либо уйти из класса». С того дня Петр Ильич начал учиться с большой настойчивостью, которая не отпускала его до конца жизни.

8 сентября 1862 года в Петербурге была открыта консерватория (тогда она еще называлась музыкальной школой). Одним из первых учеников стал Петр Чайковский, который решил наконец-то посвятить себя музыке, на что его дядя Петр Петрович отреагировал так: «А Петр! Какая жалость! Он обменял свой закон на звуковой сигнал!»

В консерватории он учился у А. Рубинштейна (композиция и инструментарий), Н. Зарембы (контрапункт и формы), в то же время он изучал флейту со знаменитым тогда Чезаре Жираром и орган у Генриха Штиля.

До недавнего времени считалось, что сегодня нет дома, где была открыта первая русская консерватория, нет даже его фотографии; ни в Петербурге, ни в доме-музее Чайковского в Клине, ни в архивах — словом, нигде. Известно только, что первая русская консерватория располагалась в одном из крыльев Демидовского дома в Демидовом переулке (ныне улица Гривцова).

Читаем воспоминания современного композитора Чайковского: «Я был на открытии. Семь или восемь комнат в доме Димидова на углу Мойки и Демидовского переулков образовали все пространство и служили классными комнатами для фортепиано, струнных инструментов и пения.

Мы читаем в другом месте: «В одном из крыльев дома Демидова… «на углу Мойки и Демидовского переулка был английский клуб. В этом же доме позже открылись первые курсы, основанные Консерваторией им. Сегодня этих крыльев больше нет: на их месте новый владелец построил большой дом». Поэтому этого крыла больше не существует.

Будучи чиновником Министерства юстиции, Чайковский в 1861 г. обратился в дирекцию РМИ с заявлением о приеме в недавно открытую консерваторию, а осенью 1862 г. стал ее учеником. В течение года Петр Ильич совмещал службу в министерстве с музыкальными занятиями, но в мае 1863 года отказался принять зарплату и должность служащего, но остался «классифицированным министерством», т.е. при необходимости мог вернуться на свою должность.

Весной того же года в связи с начавшимися студенческими волнениями Илья Петрович был вынужден покинуть пост директора Института технологии и горного дела. Материальное положение семьи было очень напряженным. Им пришлось выйти из квартиры директора института и переехать в небольшую квартиру на углу Загородного проспекта и Лештуковского переулка (Джамбулский переулок), чтобы жить в доме № 16 и уехать на пенсию.

Петру Ильичу пришлось потратить много времени, чтобы заработать хотя бы немного денег, давая уроки музыки — фортепиано и теории, аккомпанемент певцов и т.д. Следует отметить, что молодой композитор в то время не обладал особым талантом, ему даже говорили, что он плохо знает музыку.

О музыкальных знаниях Чайковского в настоящее время можно сказать не так много. Ограниченный, но явно недостаточный для человека, решившего посвятить себя именно музыке. Нужно искать в истории музыки пример «выдающегося композитора, который так феноменально поздно начал». Само собой разумеется, что его знания быстро росли…» Примечание: Из воспоминаний друга Чайковского Г. Лароша. Однако, получив диплом, он читает суровый и убийственный приговор критика К.А. Цуя: «Композитор Чайковского в консерватории довольно слаб».

Однажды Чайковский «играл на флейте довольно умело, — вспоминал Г. Ларош. — Он был учеником знаменитого Жирара.

В 1863 году студенческие концерты были перенесены из зала дворянского собрания (Невский проспект, 15, где сегодня находится кинотеатр «Баррикада») в здание Городской думы. «Студенческие вечера во вторник привлекли аудиторию еще больше, чем раньше»: Зал был переполнен и душно… Тебе пришлось задержаться. Но никто не ворчал, потому что вечера были свободны. Примечание: Из воспоминаний студента консерватории А.И. Рубца.

Помимо студенческих сочинений, так называемого домашнего задания, композитор создал свои первые музыкальные произведения — «Песню Земфиры» и «Характерные танцы» для симфонического оркестра. Первое исполнение «Характерных танцев» состоялось 30 августа 1865 года в Павловском вокзале или, как тогда его называли, в курзале под руководством Иоганна Штрауса.

Работа прошла успешно и была хорошо принята общественностью. В то же время материальные проблемы Чайковского не прекращались, несмотря на его успехи в обучении музыкальному искусству.

По окончании консерваторских курсов Петр Чайковский получил заказ на крупное произведение. В архиве Дома-музея Клина хранится запись о «назначении» старшеклассников Чайковского и Рыбасова с вручением публичного экзамена на диплом этой кантаты 1865 года с оркестром к оде Шиллера «Цур Фрейд».

Чайковский получил диплом вольного художника и… и серебряную медаль.

Уже в сентябре будущий директор Московской консерватории Н. Г. Рубинштейн приехал в Санкт-Петербург в поисках учителя теории музыки. Они решили пригласить кого-нибудь, кто закончил обучение в Санкт-Петербургской консерватории и остановился у Чайковского.

И вот в январе 1866 года Чайковский покинул Санкт-Петербург, темную царскую резиденцию, город своего детства и юности, город величественной Невы, Летний сад, город Пушкина и «Пиковую даму».

Нет жизни без творчества

Таким образом, Петр Ильич Чайковский стал учителем Московской консерватории с начала 1866 года. «Молодой, со сладкими, почти красивыми чертами и глубоким взглядом с красивыми темными глазами, с роскошными, небрежно расчесанными волосами, с прекрасной бородой». «В лечении своих учеников Петр Ильич был удивительно нежным, чутким и терпеливым… Комментарии и дополнения Чайковского были удивительно ясными, лаконичными и понятными… Он любил иллюстрировать различные правила ссылками на Глинку и Моцарта. Как учитель он был красивым, трудолюбивым и честным. Примечание: Г.А. Прибегина, «П.И. Чайковский». М., музыка, 1882, с. 8-9, в память о своих учениках в классе гармонии, оркестровки и композиции пианиста Ростислава Геники и скрипача Александра Литвинова. Он преподавал в консерватории 12 лет.

Чайковскому удалось закончить Зимнюю симфонию мечты, которая началась летом 1866 года в Москве. Его Первая симфоническая зимняя мечта» — единственное сочинение, написанное и оркестрованное частично под Петербургом после окончания консерватории. Чайковский не написал ни одного слова после этого в нашем городе.

Прибыв в Петербург в 1868 году, Петр Ильич встретил «Могучую горстку» 28 марта на вечеринке под Балакиревом: Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, К.А. Кюи. Это случилось в доме Бендардака на Невском проспекте № 84.

Визиты Чайковского в Санкт-Петербург в то время были очень короткими. В 1869 году он приехал в Петербург всего на два дня. Это видно из его записей: «Скромный! Я приехал сюда на два дня… Приезжайте в Володу (Шиловский): у Аничкова моста в доме М.В. Бегичевой» …

Дом Бегичевой на Фонтанке 25 Интересным является прошлое этого дома, который был построен в конце 18 века: В начале 1814 года его купила мать декабриста Никита Муравьева Екатерина Федоровна. Здесь жили писатель и историк Карамзин, художник Кипренский, поэт Батюшков и собрались друзья декабриста Н. Муравьева. Из десятой главы «Евгения Онегина», которую сжег Пушкин, сохранились строки об этих людях, об этом доме.

Это он, «неугомонный Никита» Муравьев, который страстно проповедовал здесь свои вольнодумственные идеи, здесь были его друзья Вяземский, Жуковский, Гнедич и Пушкин.

Если можно сказать, что в Петербурге Чайковского преследовал злой дух, то «духом» был музыкальный критик Цезарь Кюи. После сообщения в Петербургской газете о своем последнем концерте в 1869 году, Кюи написал о Симфоническом Фатуме Чайковского, сочиненном в 1868 году: «Все это узко, тяжело, низко летит. Несомненно одно: Кюй с острым отвращением к произведениям Петра Ильича.

Период до 1877 года был отмечен взлетами и падениями, успехами и неудачами и, конечно же, активным творчеством. Создавались оперы «Воевода» (кстати, у критиков «Воеводы» есть такие разногласия, которые у автора сожгли партитуру), «Опричник», «Буря» Шекспира.

В 1875 году был проведен конкурс на сочинение оперы «Кузнец Вакулы» по мотивам либретто гоголевской повести «Ночь перед Рождеством». За это Чайковский получил первый приз. В 1876 году закончил балет «Лебединое озеро», заказанный для Московского театра. В середине мая 1877 года композитор оказался «на грани» одного из своих лучших сочинений — «Евгений Онегин».

В 1877 году, в июле 1877 года, Чайковский женился на Антонине Ивановне Миллюковой. Однако этот брак не был успешным. В письме он писал: «Мне казалось, что я, или, по крайней мере, лучшая, даже единственная хорошая часть моего эго, т.е. моя музыкальность, безвозвратно умирает. В то время Петр Ильич был близок к самоубийству. Как только он оправился, Анатолий увез своего брата за границу.

Завершилось и московское время, начинается время блужданий, переездов из города в город.

В 1878 году Петр Ильич писал Анатолию: «Человек, который хотел жениться в мае, в июне, как будто ничего не случилось, написал целую оперу, в июле женился, в сентябре сбежал от жены — это был не я, а другой Петр Ильич, из которого сейчас один мизантроп, но который едва ли когда-нибудь умрет. В том же году, однако, была завершена работа над «Евгением Онегиным».

Петр Ильич посещает Санкт-Петербург и Москву. Последний урок Чайковский дал 6 октября, а 7 октября после прощального ужина отправился в Санкт-Петербург, после того, как окончательно покинул консерваторию. В ноябре он снова отправился за границу в Санкт-Петербург.

Годы блужданий были очень плодотворны для композитора. В 1879 году он посетил Швейцарию и Италию. А в январе 1880 года он начал работу над новым произведением на итальянские народные темы. Он хотел написать что-то вроде «Испанских фантазий» Глинки. К февралю «Итальянская фантазия», как он любил ее называть, «Каприччо», была закончена.

Петр Ильич постоянно посещает Санкт-Петербург, но останавливается здесь только на короткое время, не дольше двух недель. В начале марта он пишет брату: «…как я боюсь Санкт-Петербурга! Ты знаешь, куда я хочу пойти? — За Питера, за ненавистного Питера… Признаюсь, что, несмотря на мою апатию к берегам Невы, меня там очень тянет.

Между тем в Петербурге ставятся его сочинения: симфоническая фантазия «Франческа да Римини», в Мариинском театре опять «Кузнец Вакулы», Четвертая симфония, опера.

Орлеанская дева» по драме Шиллера «Жанна д’Арк» в переводе Жуковского, оперы «Мазепа», «Онегин» (премьера «Онегина» в Петербурге 8 октября 1884 года).

С середины 1980-х годов Чайковский привлекает в Санкт-Петербург все больше и больше людей. Город его детства, юности, становится городом цветущего таланта, затухающей славы.

Слава, которая быстро росла благодаря большому успеху «Евгения Онегина», не только изменила жизнь Петра Ильича, но и перестроила его внутренний мир. В своих письмах он больше не жалуется на «ненавистный» Санкт-Петербург. Жизнь в столице для него уже не та. Здесь он уже не бесправный композитор, ищущий возможности и связи, чтобы увидеть свои произведения на сценах императорских театров, а великий музыкант, которого обожает публика, особенно петербуржцы, их любимое место.

Так что премьера «Онегина» уже позади, но дискуссия не безмолвна. В газетах и в дискуссиях об огромном успехе оперы, который становится все более очевидным, все еще есть определенное недоумение. После трех-четырех спектаклей Чайковский сказал брату Анатолию: «Евгений Онегин» — успех, коллекции великолепны…». Иван Сергеевич Тургенев, не принявший часть мест в либретто, был в восторге и сказал: «Для меня, например, Ленский стал чуть больше, чем Пушкин в творчестве Чайковского, как будто он вырос».

В конце 1884 года Чайковский встретился с молодыми композиторами, которые составили ядро Беляевского круга, во многом продолжающего традиции Балакиревца.

14 декабря 1888 года он встретился с Чеховым. Чайковский и Чехов! Без этих двух имен невозможно представить себе русскую культуру 80-90-х годов прошлого века, так же, как невозможно представить себе ее первую половину без Пушкина и Глинки. Они встретились на Фонтанке 24 Модеста Ильича Чайковского, куда Чехова пригласили на завтрак.

Встреча в Петербурге, одна в Москве и по три письма — это внешнее проявление дружбы двух великих людей, прерванной смертью композитора. А Чехов так и не решился написать для либретто Чайковского на тему Бела Лермонтова.

«Он хороший человек, — писал Антон Павлович после встречи, — и не похож на полубога. Писатель посвятил ему сборник рассказов «Мрачные люди». А в письме к Скромному Ильичу мы читаем следующие слова: «Я готов день и ночь стоять на почетном карауле на веранде дома, где живет Петр Ильич, — я его так уважаю»…

Игорь Всеволожский, директор Императорского театра, давно мечтавший поставить балет Чайковского на сцене Мариинского театра, еще в мае 1888 года писал ему: «Балет — это не то, что можно гуглить. Кстати, было бы неплохо написать балет. Я планировал написать либретто «Спящей красавицы» по мотивам сказки Перро. Я хочу сделать мисс-энсцену в стиле Луи 14″.

Весной 1888 года Чайковский получил от руководства театра заказ на новый балет по сценарию Всеволожского.

24 января 1889 года Петр Ильич уехал за границу. Он посетил Германию, Швейцарию, Францию и Англию. После возвращения в начале мая во Фроловское (небольшая подмосковная усадьба) он сразу же приступил к работе, и к концу месяца «Спящая красавица» была готова. Балет был немедленно принят на постановку в Мариинском театре.

Одновременно с подготовкой балета Петру Ильичу пришлось участвовать в другом событии из музыкальной жизни Петра. В ноябре 1889 года отмечалось пятидесятилетие музыкальной деятельности Антона Г. Рубинштейна. Его дань была открыта торжественным актом на собрании знати. 18 ноября 1889 года был исполнен хор «Алло и Рубинштейн» Чайковского, написанный специально к юбилею. 19 ноября — самая сложная ораторская работа Рубинштейна «Вавилонская колонна». Чайковский возглавил команду из более чем 700 человек.

Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года. Они выражали это роскошно, великолепно, как никогда прежде: и грандиозные овации не остались безмолвными.

«Пиковая дама»

Уже во время репетиций «Спящей красавицы» в театре стали говорить о том, что Чайковский должен написать оперу к следующему сезону. И неудивительно, что в туманном Петербурге родилась идея музыкально воплотить самое странное творение великого поэта, историю, которая произошла в Петербурге. За несколько дней до премьеры «Спящей…» был задан вопрос, согласится ли Чайковский написать «Пиковую даму».

В декабре 1889 года во Всеволожском собралось много людей. Модест и Петр Чайковский, Погоняев, некоторые режиссеры и сборочная часть. Скромный Ильич читал сценарий, много спорил, обсуждал будущую оперу. Петр Ильич дал согласие на написание музыки.

После обсуждения всех преимуществ и недостатков либретто подходят только первые две картины. Тем не менее, остальным Модестам пришлось передать Ильича брату, как только он был готов, чтобы работа не задерживалась.

Петр Ильич, уже жаждущий работы, спешил уехать из Петербурга: Он никогда не мог здесь писать музыку. 14 января 1890 года он уехал во Флоренцию.

Работая с братом над либретто, Петр Ильич делал особый акцент на лаконичность и лаконичность изложения. Он представляет эпизоды, которые считает необходимыми. Например, он настаивал на сцене Лизы через канавку: «Нужно, чтобы зрители знали, что случилось с Лизой».

Объясняя главное отличие либретто от пушкинской истории, Модест Ильич указал на два момента: перенос сюжета времени в эпоху Екатерины и введение любовно-драматического элемента. В Пушкине это образ нравственности общества, в Чайковском — трагедия личности, тема любви и фаталии. В Пушкине — инженер, в Чайковском — гусар. В Пушкине Лиза — бедная девушка, салон, которая после смерти Германа могла выйти замуж за нелюбимого, в Чайковском Лиза — богатая наследница, внучка графини, девушка с крепким, сильным характером, страстная, влюбившаяся в горячего и бескорыстного Германа и не способная жить без него. «Либретто М. Чайковский сделал эгоистичного и карьерно ориентированного человека страстным, Лиза из бедной студентки становится богатой внучкой». Композитор, усугубляющий конфликтную ситуацию, вводит образ жениха Лизы — князя Железкого.

На картине старой графини Пушкин изображены черты двух светских дам. Одна из них — княгиня Наталья Петровна Голицына, другая — Наталья Кирилловская Загряшская. На фотографии графини, однако, есть и другие особенности, которые она получила от Голицыны. Описание дома пиковой дамы во многом соотносится с домом Н.П. Голицыны. Найти этот дом было несложно: На углу улиц Малого моря и Гороховой.

Маленькое море 10. Сейчас есть клиника. Просторный вестибюль, над камином — антикварные часы с надписью «Лерой». Интересно, что Герман, уйдя с запиской Лизы, поймал часы столовой «Великолепного Лероя».

25 февраля 1890 года Чайковский пишет: «В настоящее время я совершаю возмутительный подвиг: шесть недель назад я приехал с оперным либретто в кармане, а через два месяца нужно, чтобы все было готово. Я работаю со страстью и бесконечным удовольствием, потому что мне нравится действие, я в рабочем настроении»…

После того, как 19 января 1890 года Петр Ильич начал писать «Пиковую даму», он закончил эскизы за 44 дня, т.е. 3 марта (дата не видна!). После этого в течение месяца была изготовлена клавиатура, а вся оркестровка была завершена к 8 июня. Счет был завершен дома во Фроловском.

7 декабря 1890 года в Мариинском театре состоялась премьера «Пиковой дамы», которая прошла блестяще.

В 1892 году Чайковский получил два очень почетных и лестных послания: во-первых, Кембриджский университет спросил, примет ли Петр Ильич звание доктора музыки без диссертации; во-вторых, он получил из Парижа известие о том, что его избрали членом-корреспондентом Парижской академии изящных искусств.

Заключение

Во время своего последнего визита в Санкт-Петербург Чайковский поселился в доме № 13 на углу Малой Морской и Гороховой. Это была последняя резиденция Петра Ильича Чайковского. Напротив этого дома находился тот же особняк, где в начале века жила Наталья Петровна Голицына, «графиня с усами», как ее называли в обществе. Из окна комнаты Петра Ильича отчетливо виден этот особняк, хотя он уже был реконструирован, но все же сохранил внешний вид этого дома «старой архитектуры», как говорил Пушкин.

До 20 октября 1893 года Петр Ильич вел активную жизнь: посещал театры, навещал друзей, дирижировал, участвовал в постановках. Но уже 21-го числа его состояние здоровья значительно ухудшилось. Прибывшие врачи определили его холеру. За три дня болезнь взяла его полностью, спасти Чайковского было невозможно. 25 октября 1893 года, в 3 часа ночи, все закончилось…

Теперь мемориальная доска на этом доме увековечивает память великого композитора: «Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Воткинской фабрике в Вятском воеводстве. Он умер в этом доме 25 октября 1893 года».

Конец жизни, начинается бессмертие…

Список литературы

  1. Л.М. Конисская. Чайковский в Санкт-Петербурге. Л-Д, Лениздат, 1974 год.
  2. Г.А. Прибегина. Петр Ильич Чайковский . М., музыка, 1985.
  3. Л.С. Третьякова. Страницы с русской музыкой . М., Знани, 1976.
  4. П.Е. Вайдманн, К.Я. Давыдова, И.Г. Соколинская. «Петр Ильич Чайковский». М., музыка, 1977 год.
  5. «Дом-музей Чайковского в Клину», Москва, Советская Россия, 1976 год.