Для связи в whatsapp +905441085890

Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка — Мнение Я. Коменского о роли природы в воспитательном процессе

Термин «экологическое образование» появился в педагогической науке сравнительно недавно, однако проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с разных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.

Современному педагогу необходимо знать, как шло становление экологического образования детей, чтобы иметь возможность использовать в своей практике богатый, более чем двухвековой педагогический опыт.

Красной нитью через педагогические учения нескольких столетий проходят идеи природо- и культуросообразности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования с позиций целостности человеческой личности, единства человека и природы (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.).

Мнение Я. Коменского о роли природы в воспитательном процессе

Первым педагогом, внесшим значительный вклад в развитие экологического образования детей, был Я.А.Коменский. Он жил в период становления опытных наук и искренне приветствовал проникновение человека в тайны природы. Коменский глубоко изучая природу, предпринял попытки создать «Пансофию» — энциклопедию знаний о природе и обществе. Природа, по его мнению, являет собой отражение самого бога. Из этого представления о природе у него вытекает ряд выводов:

1. Проявления природы заслуживают исключительного внимания как проявления самого бога, а потому изучение природы необходимо. Природа наряду с Библией составляет своеобразную книгу и источник для изучения не только мира природы, но проявлений бога.

Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляд на материальную сторону мира как на нечто низменное и греховное. В этом взгляде Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало, созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи.

2. Понятие природы у Коменского включает признак одушевленности. Он одухотворяет природу, приписывая ей свойства целесообразности, самопроизвольного движения каждой вещи к заложенному в ней Богом. Поскольку Коменский был педагогом, его занимал вопрос о природе человека. Пристальное внимание он уделял проблеме умственного развития и обучения детей. Настаивая на посильности для детей знаний и умений, Коменский осуществлял один из важнейших принципов обучения: доступности и занимательности этого процесса.

Системе школ, разработанной Коменским, предшествует материнская школа — дошкольное воспитание в семье, где основным педагогом является мать. Главная задача материнской школы в умственном воспитании заключается в накоплении конкретных представлений о предметах и явлениях, в развитии мышления.

По мнению Коменского, жажда знаний обнаруживается у ребенка в раннем детстве, с 2—3-х лет. Ребенок входит во внешний мир при помощи «разведчиков» — органов чувств и осмысления воспринятого разумом.

В книге «Материнская школа» педагог наметил систематизированный круг первых представлений ребенка, его умений и навыков, что, по сути, является началом организованной образовательной работы в дошкольном возрасте. Необходимыми условиями обучения являются здоровье ребенка, учет возраста и развития.

В IV — центральной — главе работы Коменский излагает программу обучения. В средневековых школах не изучались явления природы. Коменский же выдвигает на первый план те знания, которые можно обозначить термином «естествознание» в самом широком смысле слова. В естествознании он выделяет знания четырех видов: физики, оптики, астрономии и географии. К физике он относит знания, касающиеся стихий: огня, воздуха, воды,земли и явлений природы (дождь, снег, лед); знания богатств природы и ископаемых (свинец, железо). Сюда же он относит ознакомление детей с названиями деревьев, трав, цветов, птиц, животных, наконец, названиями частей тела и их назначением (уши,ноги т.д.). Понятно, что Коменский во всех этих случаях предлагает ограничиться в дошкольном возрасте чисто эмпирическими представлениями об этих предметах и явлениях природы, то есть сделать их доступными внешним органам чувств детей, научить их различать сходные предметы и явления природы и правильно их называть.

Из оптики Коменский считает достаточным дошкольнику знать, что такое тьма и свет, а также различать и показывать самые употребительные цвета; из астрономии —названия небесных светил (солнце, луны, звезды); из географии —знакомство с местностью, где ребенок родился и живет (деревня, город, крепость или замок, поле, луг, лес, река, гора и т.д.). Педагог подсказывает родителям и воспитателям глубокую мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования.

Исходя из утверждения «Ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях», Коменский-сенсуалист в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Великий чешский педагог установил «золотое правило» дидактики, согласно которому следует «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое —зрением; слышимое —слухом; запахи —обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию —путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Книга «Мир чувственных вещей в картинках» представляет собой наиболее отчетливый синтез педагогических воззрений Коменского в их практическом применении к системе обучения по его дидактическим принципам. Главные идеи книги: признание внешних органов чувств главнейшими источниками познания окружающего; идея развития внешних органов чувств у детей; наглядность преподавания; дидактические правила о переходе от конкретного к отвлеченному, от общего —к частному и более специальному; от простого —к сложному. Наиболее ярко сказывается здесь одна из излюбленных Коменским идей —идея реального энциклопедического образования.

Книга содержит краткий обзор явлений окружающего нас мира, состоит из рисунков, наименований и описаний предметов.

Неодушевленная природа представлена в 9 картинках, растительный мир —в 6, мир животных —в 16, все остальные картинки посвящены человеку, его происхождению, возрастным ступеням, элементам человеческого организма, деятельности людей. Я.А.Коменский был уверен в том, что человек, руководимый природой, может достичь многого.

В своих трудах Коменский подчеркивал, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что следует исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. В своем знаменитом сочинении «Великая дидактика» он формулирует общие закономерности природы, применяя их к обучению:

1. Природа тщательно приспосабливается к удобному времени.

2. Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму.

3. Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет.

4. Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке.

5. Всякое свое действие природа начинает изнутри.

6. Всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным.

7. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.

8. Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет начатое до конца.

9. Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.

Я.А.Коменский считал человека частью природы, составной пангармонии (идеи, согласно которой все в мире согласовано между собой). Все в природе, включая человека, подчиненно единым законам. Эта мысль имеет большое значение для современного понимания экологических проблем, которые приобрели в настоящее время всеобщий характер.

Понятие Вселенной у Коменского ассоциировалось с тремя мирами —миром божественных идей, миром видимой природы, миром, созданным творческой деятельностью человека. Все эти миры взаимосвязаны между собой, в них действуют одни и те же законы, царит строгий порядок.

Ж. Ж. Руссо о природосообразности воспитания

Великий французский просветитель, мыслитель Ж.-Ж.Руссо в своей книге «Эмиль, или О воспитании» разработал план индивидуального воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера и благодатным влиянием крестьянской среды, не исковерканной феодальной культурой.

Эмиль у Руссо воспитывается не в школе и не наукам, а в поле, в лесу, на ферме. Мальчика учат не книги, а природа, люди и вещи, он воспринимает их легче, ибо они согласуются с его естественными потребностями и представлениями.

Руссо считал, что современные учебники и науки уводили человека от природы, от естественных чувств, естественных радостей. Только в природе он видел образование людей. «Все, чего мы не имеем при рождении, дает нам воспитание… Это воспитание мы получаем от природы… Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам воспитание, естьвоспитание со стороны вещей».

Воспитание у Руссо —великое дело, оно может создать свободного и счастливого человека. Воспитание можно организовать на основе принципа природосообразности. Руссо понимает этот принцип как следствие законам природы при воспитании ребенка, как естественный процесс развития его природы.

Идеализируя природу ребенка, Руссо призывал к созданию условий, в которых могли бы свободно, в соответствии с законами природы, развиваться задатки, заложенные самой природой. Воспитатель не должен мешать спонтанному развитию ребенка, не должен навязывать ему своих взглядов и убеждений.

Педагог был убежден, что свою независимость человек может обеспечить, прежде всего, собственным трудом. Вот почему труд занимает важное место и оказывается целью воспитания в педагогической системе Руссо. «Живя в деревне, ребенок получает некоторое понятие о полевых работах… Увидев раза два, как возделывают сад, как сажают, собирают, разводят овощи, он в свою очередь захочет заниматься огородничеством.

В возрасте от 2-х до 12-ти лет дети должны на основе личного опыта познакомиться с природными явлениями, развивать свои внешние чувства, выполнять посильные сельскохозяйственные работы. При этом Руссо настаивает на необходимости формирования у детей реалистических представлений о предметах природы без суеверий и страхов. «Я хочу, чтобы его приучали к виду новых предметов, к виду безобразных, отвратительных, причудливых животных, но не иначе, как постепенно, исподволь, пока не освоится с ними и, видя, как другие берут их в руки, не станет, наконец, и сам их брать. Если в детстве без ужаса он глядел на жаб, змей, раков, то и выросши он без отвращения будет смотреть на какое угодно животное».

Повседневную практику, личный опыт ребенка, его наблюдения Руссо признает лучшим источником приобретения знаний. Вот почему его воспитанник Эмиль под руководством воспитателя ищет и находит ответы на возникающие у него вопросы. Так у него развивается наблюдательность, формируется самостоятельное мышление, пробуждается непосредственный интерес. Познавательный интерес в учении Руссо называет великим двигателем, который «ведет верно и далеко». «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным; но, чтобы поддерживать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять ее. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучит науку, а выдумает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждения авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения». Влияние природы на личность ребенка Руссо считал оздоровительным и воспитывающим. По его мнению, постоянное общение с природой намного «предпочтительнее общения с людьми». Заслуга Руссо заключается в показе ценности природы для человека.

Мысли Руссо, высказанные в XVIII в., не потеряли своей актуальности в современных условиях экологического кризиса. Важно уже в дошкольном возрасте приобщать ребенка к природе, формировать у него представление о взаимосвязи человека и природы, о необходимости сохранения ее для будущей цивилизации.

Песталоцци И.Г. и его принцип природосообразности

Под влиянием взглядов Руссо швейцарский педагог И.Г.Песталоцци признавал необходимым воспитывать и учить детей под руководством «природы», в соответствии с принципом природосообразности. Цель воспитания педагог видел в гармоничном развитии заложенных природой сил и способностей. Вот почему воспитатель должен посредством упражнений возбуждать в ребенке стремление к совершенствованию.

Обеспечить гармоничное развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, включающей физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание.

Основа духовной жизни, по Песталоцци, всемерное развитие органов чувств и обогащение чувственного опыта ребенка. Для этого необходимо учить ребенка «в свободной аудитории “природы”, учить его в поле, в лесу, в горах и долинах. «Пусть он почувствует до конца, что здесь учит природа. Ты же должен со своим искусством тихо, почти крадучись, следовать за природой. Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!».

В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей» Песталоцци определяет содержание первого круга представлений маленьких детей, призывает развивать их способность к синтезу и анализу.

До 5-ти лет детям необходимо давать возможность полностью наслаждаться природой: любые впечатления от природы благотворны. Дети наслаждаются ее непринужденностью, ощущают ее силу.

Исходным моментом познания Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. Педагог указывает на три ступени познания: чувственное восприятие окружающего нас мира, осознание впечатлений и мышление.

Этим ступеням соответствуют три органически связанные способности: способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению.

Песталоцци считает необходимым знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики. Только после того, как будет заложен и упрочен фундамент человеческого сознания —созерцание природы, —можно начать обучение грамоте, связанное со сложным процессом абстракции.

Обучение должно носить развивающий характер. Этому способствуют наблюдения за явлениями природы по определенной схеме (форма, внешний вид, окраска и т.д.). Полученные знания о природе Песталоцци считал необходимым использовать в прак- тической деятельности, в труде. Важным для современного понимания использования природы в экологическом образовании детей является указание Песталоцци на необходимость руководства процессом познания природы и ее взаимосвязей со стороны взрослых.

Ф.Фребель и идея органической эволюции

Немецкий педагог Ф.Фребель уловил вырабатывающуюся в науке идею органической эволюции и первый применил ее к воспитанию. Эта идея лежит у Фребеля как в основе понимания природы, так и в основе его педагогических методов. «Все последующее должно исходить из предшествующего» —в этой форме заключается и понимание процесса развития ребенка, и основное методическое требование Фребеля.

Философское мировоззрение Фребеля близко к пантеизму, поэтому понимание естествознания им своеобразно. Подобно тому, как в процессе жизни и развития человека Фребель видел внешнее проявление внутренней жизни, отраженный свет божественного начала, так и в природе он видел «откровение бога». Природа —создание бога. Развитие природы и человека совершается по одним и тем же законам, но только в разной степени. Человек видит себя в природе, как в наглядных, живых письменах. Он усматривает в природе «свои стремления, свое назначение, свое призвание…». Дух божий таится в природе, сообщается посредством природы, образуется в природе и через природу. Поэтому Фребель требует, чтобы детей с ранних лет ставили в близость с природой. Ничто не сближает так воспитателей и детей, как обоюдное стремление заниматься изучением природы.

В основу своей педагогической теории Фребель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов в творческой самодеятельности (в речи, играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности).

Познание Фребель понимал как процесс пробуждения дремлющих внутренних сил путем сенсорного опыта и физических движений. Цель воспитания —развитие природных способностей человека.

В работе «Воспитание человека» Фребель высказывает мысль о том, что воспитание, преподавание и назидание в начале жизни человека должны быть, по необходимости, пассивными, следящими, но отнюдь не предписывающими, решающими и насильственными. Само воспитание Фребель строит на образцах и явлениях из природы, когда требует для ребенка естественного и свободного развития. «Растениям и животным, молодым растеньицам и молодым животным мы даем пространство и время, зная, что они тогда, согласно законам, действующим в каждом из них, прекрасно развиваются и хорошо растут; молодым животным и растениям дают покой и стараются не допускать воздействий, насильственно влияющих на них, зная, что в противном случае будет задержано их чистое и здоровое развитие, а молодой человек для человека —кусок воску, ком глины, из которого он может лепить, что ему угодно».

Фребель замечает, что дети крестьян, работающих с лошадью, в саду, пасущие гусей, познают глубже окружающий мир, учатся отличать петрушку от сельдерея, при этом обращают внимание на различие листьев и запаха этих растений, знакомятся с различными свойствами других растений. Огромное богатство знаний постигается путем такой работы.

Фребель подметил необычайную любознательность ребенка: «…не отталкивайте его недружелюбно, не гоните его прочь от себя, не будьте нетерпеливы при его всегда повторяющихся вопросах. Каждым грубым или резким словом вы уничтожаете почку на его жизненном дереве».

Однако, уверен Фребель, отвечая ребенку, не следует говорить ему больше, нежели это необходимо для того, чтобы он сам мог пополнить ответ взрослого, ибо, конечно, легче услышать ответ от другого, нежели самому поискать и найти его для себя. Ответ, даже в четверть верный, но найденный самостоятельно, для ребенка гораздо важнее, чем наполовину услышанный и наполовину понятный.

Фребель подчеркивал благотворное влияние частых прогулок с детьми, причем необходимо «не гонять детей, как стадо баранов, не вести их, как роту солдат, а идти с ними, как отец с сыновьями, как брат среди братьев и показать им воочию, что дает природа в каждое время года» . Не следует думать, что дети, живущие в деревне или на даче, не нуждаются в прогулках и беседах, так как «бегают по воле». «Да, они бегают на воле, но они не живут на воле, но они не живут в единении с природой. Не только детям, но и многим взрослым приходится жить в отношении к природе и ее существам, как человеку, который живет среди нее и почти не знает ее, как свою собственность… поэтому с детьми бывает то же, что и с людьми, выросшими в очень красивой местности, красоты которой они даже и не предчувствуют»

По мысли Фребеля, небольшие путешествия и отдаленные прогулки должны учить ребенка смотреть на местность, в которой он живет, как на нечто цельное, чувствовать и сознавать природу, как нечто цельное. Изучить свою долину, потом соседние, исследовать свой ручеек или речку от истока до устьев, подняться на высокие вершины, уяснить себе образование и течение реки, наблюдать на месте «продукты гор», долин и равнин, земли и воды, животных и растения в их обычной жизни и жилищах —вот цели прогулок и путешествий. Таким образом, «посредством непосредственных наблюдений вещей природы, а не посредством словесных объяснений и понятий, для которых у мальчика нет в себе образов, в нем рано, сначала смутно, а потом все яснее и яснее будет развиваться великая мысль о внутренней и живой связи всех вещей и явлений в природе». Кроме того, в ребенке формируется наблюдательность по отношению к предметам природы и внешнего мира, он учится обращать внимание и думать.

Однако важна и забота об объектах природы со стороны детей. «Осмысленный уход за маленьким садиком на окне или в горшке составляет для ребенка источник нравственного облагораживания». В работе «Детский сад», в XVIII главе «Сады детей в детском саду», Фребель говорит, что в каждом детском саду должен быть садик для детей (описывает форму, размеры, расположение).

Сад изображает отношение ребенка к своей семье, поэтому является не только развивающим, но и воспитывающим, поучительным. Ребенок, ухаживая за садом, познает природу в сравнении: сравнивая плоды и растения, стоящие рядом, познает их свойства. «При обсеменении, возделывании и засаживании общего поля показываются, следовательно, и различные семена растений детям для сравнения, сопоставляются между собой, отыскиваются общие, равно как и отличительные признаки их, чтобы ребенок был в состоянии назвать различные растения и отличить их семена друг от друга».

В процессе ухода за своей грядкой, ребенок старается добиваться лучших результатов, при этом заслуживает похвалу или, при недостаточной работе, —порицание. Работа в саду должна вызвать эмоциональный настрой у детей, он создается за счет исполнения детской садовницей-воспитательницей песенок, стишков.

Как видим, Ф.Фребель считал природу важным средством нравственного воспитания. Для решения его задач он рекомендовал привлекать детей к уходу за растениями и животными, к практическому освоению мира природы.

Монтессори и влияние природы на рост организма

В оценке воспитательного значения природы итальянский педагог М.Монтессори близка Ф.Фребелю: «Наилучший способ укрепить силы ребенка — это погрузить его в природу. Ребенок принадлежит природе и должен черпать из нее силы, необходимые для развития его тела и духа. Природа влияет даже материально на рост организма».

Монтессори критикует родителей и воспитателей, находящихся во власти предрассудков, считающих, что хорошее воспитание заключается в приказании не рвать цветов и не мять травы, когда ребенок бегает между цветочными клумбами, «как будто для удовлетворения физиологических потребностей своего тела ему довольно двигать ногами и вдыхать свежий воздух!».

Но если для полноценного физического развития необходимо предоставить ребенка живительным силам природы, то также необходимо для его психической жизни привести душу ребенка в общение с мирозданием, чтобы обогатить ее непосредственными воспитательными силами живой природы. Средством для достижения этого является направление ребенка к земледельческим работам, к разведению растений и животных, а следовательно, к сознательному наблюдению природы.

М.Монтессори в работе «Дом ребенка» выделяет ряд положений, раскрывающих влияние природы на жизнь ребенка:

1. Ребенок, приступая к наблюдению природы, постепенно начинает заботиться о живых существах.

2. Ребенок самостоятельно учится предусмотрительности, когда узнает, что жизнь посаженных им растений, животных зависит от его заботы о них. Между ребенком и живыми организмами зарождается какая-то таинственная связь, заставляющая его выполнять известные, определенные акты без вмешательства педагога.

3. В процессе труда в природе дети приучаются к терпению, доверчивому ожиданию, когда они кладут в землю семя и ожидают его всходы, видят первое проявление бесформенного растеньица и следят за его ростом, цветением и превращением цветка в плод, замечают происходящие с ними изменения, сравнивают. Так дети постепенно приобретают спокойную уравновешенность сознания.

4. Ребенок должен следовать по естественному пути развития человечества, такое воспитание приводит в гармонию эволюцию отдельной личности с эволюцией всего человечества.

Для осуществления этого при домах ребенка необходимо содержать животных, выращивать растения, пусть это будут рыбки, голуби, американские курочки, садики, участки земли. Если это невозможно, следует расставить на террасе цветочные горшки, а по стенам пустить вьющиеся растения. Монтессори, подобно Фребелю, считает в крайнем случае годным для этой цели даже горшок цветов на окне.

Таким образом, Монтессори сходится с Фребелем в признании важности для детей ухода за животными и растениями.

В работе «Упражнения с Монтессори-материалом» в главе «Космическое воспитание» педагог отмечает, что центральной идеей космического воспитания является познание человека во всем его многообразии и сложности, понимание его места в культуре, истории, природе. Человек — не сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее все, что происходит в космосе внутри, ищущее в себе, между всеми людьми планеты.

Монтессори этой идее придала дидактический смысл, показав как реально воплотить эти идеи в жизнь, работая с детьми, научить малыша быть наблюдательным, бережливым по отношению к природе. Монтессори разработала специальные занятия, в основу которых легли упражнения, опыты, в которых дошкольникам предлагался инструмент самостоятельного познания природы. Например, переливание воды с целью ознакомления с ее свойствами, ориентировки в окружающем мире; уход за срезанными цветами с целью формирования представлений о способах составления букетов, о необходимости воды для жизни растений; развитие эстетических чувств, координации движений и т.д.