Для связи в whatsapp +905441085890

Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Организационная структура современной науки
  2. Научные сообщества и их исторические типы
  3. Роль научных школ в развитии знания
  4. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции
  5. Синергетика как феномен постнеклассической науки
  6. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций
  7. Этические измерения современной науки
  8. Экологическая этика и её философские основания
  9. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского в биосфере, техносфере и ноосфере
  10. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов

Введение

Глобальный эволюционизм— это интегративное (объеденительное) исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой. Концепция глобального эволюционизма оформилась в 80-е гг. XX в.

Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: эволюцию космическую, химическую, биологическую исоциальную — объединяя их генетической и структурной связью. Целями глобального эволюционизма являются: объединение представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и техники; интегрирование естественно-научного, обществоведческого, гуманитарного и технического знания. Таким образом, глобальный эволюционизм претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего научные, методологические и философские основания.

Концепция глобальной эволюции

Общефилософская теория развития, начав реальное сближение с современной наукой, породила два варианта общенаучных концепций развития — в форме эволюционики (или эволюционистики, как полагает Л.Е. Гринин ) и глобального (универсального) эволюционизма.

Здесь стоит обратить внимание на различие концепций эволюционики (эволюционистики) и глобального эволюционизма как формы знания, которые иногда не разделяют. Эволюционика (эволюцинистка) понимается как общая теория развития систем природы, общества и мышления, продолжая на общенаучном уровне философскую теорию развития, нередко даже с использованием средств математики, информатики и т.д. Глобальный же эволюционизм акцентирует внимание лишь на процессе непрерывного прогрессивного развития во Вселенной, который представляет наибольший интерес для существования человечества среди всех процессов развития в мире.

Глобальный эволюционизм и эволюционика, используя достижения всех наук, исследующих проблему развития, по сути дела, фoрмируют междисциплинарно-общенаучную панораму видения эволюции и программу исследования развития (или дополняющие друг друга картины в рамках различных подходов). В соответствии с этим в глобальном эволюционизме идет поиск не всеобще-философских, а универсально-общенаучных законов, принципов и тенденций развития (универсалий), причем не всякого вида развития и эволюции, а лишь тех из них, которые не прерываются, а существуют на протяжении всего темпорального срoка существования Вселенной, начиная с Большого взрыва.

Эволюция в свете современной науки понимается в широком смысле — как процесс спонтанной самоорганизации материальных систем, направленные и в основном необратимые изменения их структуры и содержания, включающие как восходящие и нисходящие ветви, так и другие составляющие, например, структурные (одноплоскостные), циклические и иные изменения. Глoбальный эволюционизм предполагает акцентирование внимания на выявлении направлений, тенденций и закономерностей только перманентного (постоянного, непрерывного) прогрессивного развития всего сущего, доступного современной науке, которые носят инвариантный характер и могут претендoвать на то, чтобы объяснить появление человечества и прогнозировать его дальнейшее взаимодействие с природой Земли и космоса. Развитие глобального эволюционизма как общенаучной концепции идет в русле тех исследований, которые именуются меж-, трансдисциплинарными, интегративно-общенаучными и т.д.

Глобальный эволюционизм представляет собой основу современной общенаучной картины мира и форму научного знания o глобальной (универсальной) эволюции, в которой самоорганизация материальных систем выступает в качестве главного постоянного процесса прогрессивного развития в видимой Вселеннойhttp://e-notabene.ru/fr/article_116.html — 3. Глобальная эволюция — это непрерывная самоорганизация материальных систем вначале в неживой природе, затем продолжающаяся в живом веществе и обществе, а далее — в социоприродной форме и все бoлее охватывающая материальные системы видимой Вселенной.

Сoвременная общенаучная картина мира, в существенной степени представляющаяся более системной, чем в прошлом веке, стала также и более эволюционной, по крайней мере, для вещественного фрагмента Вселенной. Вместе с тем эта картина содержит и принципиально неэволюционную часть в форме космологических представлений о темных фрагментах Вселенной и, прежде всего, о темной энергии, сoставляющей три четверти материального содержания мироздания). 

Социоприродные перспективы глобальной эволюции

Социоприродное развитие, т.е. направленное изменение природных систем, с включением в них социальных компонентов (человека, социума, человечества, возможных иных представителей социальной ступени) и представляет собой одну из центральных форм эволюции. Социоприродная эволюция — это развитие таких сложных систем как «человек-природа», «общество-биосфера», «человечество-космос», «человек-Земля-Вселенная» и т.д. Важно определить как социоприродные системы, включаясь в процесс глобальной самоорганизации, воздействуют на нее и каковы перспективы этого влияния не только в планетарном, но и космическом будущем.

Включение в концепцию глобальной эволюции цивилизационного фактора и социоприродных взаимодействий не завершает, а продолжает на новом этапе процессы усложнения как роста информационного содержания материальных систем, и эволюция выступает уже как социоестественный процесс. На пути социоприродного продолжения глобальной эволюции возникают новые стабильные тенденции, что позволяет высказать ряд предположений и создать серию сценариев и моделей, путей и возможностей дальнейшей глобальной самоорганизации материи во Вселенной. Философско-мировоззренческое осознание будущего социоприродной эволюции в русле выявления универсалий и векторов развития во Вселенной (Мультиверсе) позволяет дать более аргументированные поисковые и нормативные прогнозы о будущем человеческой цивилизации и ее взаимодействии с природой Земли и Космоса.

Появление социальной ступени развития требует более детального анализа дальнейшего продолжения прогрессивно-эволюционного ряда либо с участием социальной ступени, либо без нее. Последний вариант реализуется, если социальная ступень исчезает из прогрессивного ряда развития как случайно появившийся «низкоэнтропийный продукт», находящийся на периферии главной самоорганизационно-эволюционной магистрали в мироздании. Да и современное человечество ведет себя самоубийственным образом, обостряя глобальные проблемы и ускоряя приближение планетарной антропоэкологической катастрофы.

Поэтому возникает вопрос: по какому пути пойдет дальше человечество? Оказавшись в точке глобальной бифуркации, можно дальше пойти двумя основными путями. Либо сохраниться, выжить и далее продолжать свое существование, либо погибнуть в пучине планетарно-космического катаклизма. Если реализуется дальнейшее стихийное развитие, то человечество уйдет с главной магистрали универсальной эволюции, подтверждая мысль И.С. Шкловского, который в книге «Вселенная. Жизнь. Разум» (М., 1974) полагал, что социальная ступень — это побочный продукт эволюции во Вселенной. Авторы, ратующие за стихийность дальнейшего существования цивилизации без его перехода на путь устойчивого развития придерживаются той же точки зрения о неизбежности гибели человечества как настоящего конца его истории. В этом случае всемирная история не только завершится, но и далее не впишется в глобальную эволюцию, и развитие во Вселенной будет продолжаться без участия человеческого разума (хотя и не ясно сейчас — будет ли это уже иным типом эволюции?).

Однако если на человечестве оборвется прогрессивно-эволюционный ряд, то это будет противоречить одной из устойчивых и общих тенденций, четко прослеживающейся в предшествующей эволюции материи, по крайней мере, на пути действия информационного вектора глобальной эволюции. Имеется в виду сохранение предыдущих структурных уровней в более высоких ступенях и коэволюционном их взаимодействии с более высокой ступенью. Поэтому ясно, что для того, чтобы процесс самоорганизации в мироздании продолжался на главной ее магистрали, социальная ступень должна сохраниться и продолжать свое перманентно-безопасное существование и поступательное развитие уже в социоприродной коэволюционной форме со всеми другими (ей предшествующими и ее окружающими) материальными структурами. Именно эта рабочая гипотеза принимается для дальнейшего видения перспектив продолжения эволюционного ряда процессов самоорганизации с участием социальной ступени. А это потребует нового подхода к рассмотрению развития социальной ступени, отличного от того, который предлагался до недавнего времени в социально-гуманитарных науках.

В обществоведении эпохи специализации и дифференциации науки использовался достаточно ограниченный подход к изучению социальной ступени, которая противопоставлялась природе и все больше преобразовывала ее. Человек в антропоцентристском обществоведении объявлялся венцом творения, которому подвластна вся окружающая его природная среда, рассматриваемая в основном как ресурс развития. Исследования последних лет показывают, что цели и ценности такого подхода противоречат будущему человечества, его сохранению на Земле и во Вселенной, лишь по видимости выступая в качестве гуманистических принципов и подходов.

Исследования глобальных процессов и глобальный эволюционизм

Глобальный эволюционизм стал играть важную роль не только как собиратель научного знания, но и проводника эволюционных взглядов в науке, особенно при становлении новых областей научного поиска. Рано или поздно на эволюционный путь становится любое научное направление и этого этапа не могло избежать глобальное знание и его основа — глобалистика, еще не успевшая выйти из своего описательного и «инвентаризационно-энциклопедического» состояния.

Глобальный эволюционизм как, как выше отмечалось, представляется как часть, но наиболее важная составляющая, эволюционики, как общей теории развития, имеющей междисциплинарный статус, даже несмотря на начальный этап ее развития. Вместе с тем глобальный эволюционизм оказывается частью и другого междисциплинарного феномена, появившегося в последние десятилетия — глобальных исследований.

Пока еще нет общепринятых, устоявшихся знаний и мнений как по поводу «номенклатуры» глобальных процессов, так и определений наук или научных направлений, исследующих глобальные процессы. С одной стороны, глобальные процессы в самом широком смысле исследует глобальный эволюционизм, где даже космическим характеристикам придается «глобальный» статус. С другой стороны, глобальные процессы как планетарные исследуют глобалистика и глобальные исследования.

Усиливающаяся роль глобализации науки и всего технико-технологического развития ставят проблему адекватного определения роли и места глобальных исследований в современной науке, а в социальной деятельности — роли формирующихся глобальных процессов и технологий социально-экономической и гуманитарной направленности. В связи со стихийным их развитием место глобальных исследований в науке еще не определено достаточно адекватно. Превалируют плюралистическая (множественность мнений) их панорама и зачастую противоположные мнения относительно их роли в науке и общем научно-технологическом и научно-образовательном комплексах, модернизационных и инновационных процессах нашей страны и мирового сообщества. В силу этого становится необходимым создать общую концепцию глобальных феноменов в современной науке и оценить перспективы развития глобалистики и глобальных исследований. Ведь некоторые специалисты считают глобалистику и глобальные исследования научной дисциплиной, другие — сферой общественной практики, третьи — наддисциплинарной областью научного знания. Есть и авторы, вовсе отказывающие этому научному феномену в праве на существование.

Исследуемые здесь научные направления не похожи ни на одну из конкретных дисциплин, так как возникли на стыке естественных, гуманитарных, технических, фундаментальных и прикладных наук и являются интегративно-общенаучным знанием об общепланетарных и даже космических процессах. В отличие от отдельных наук, занимающихся тем или иным аспектом или фрагментом реальности, глобалистика и другие глобальные исследования нацелены на решение проблем, решить которые можно только на пути интеграции компонентов науки, междисциплинарного взаимодействия, в котором особая роль отводится интегративно-общенаучным формам и средствам научного познания. Это ведет к тому, что исследование глобальных процессов нарушает сложившиеся в условиях дифференциации науки традиции и вызывает неадекватную реакцию на свое появление и развитие.

 Функции научной картины мира

К числу функций научной картины мира относятся систематизирующая, объяснительная, информативная и эвристическая.

Систематизирующая функция научной картины мира определяется, в конечном счете, синтетическим характером научного знания. Научная картина мира стремится так организовать и упорядочить научные теории, понятия и принципы, составляющие ее структуру, чтобы большая часть теоретических положений и выводов была получена из небольшого числа фундаментальных законов и принципов (это соответствует принципу простоты). Так, оба варианта механической картины мира упорядочивали систему знаний эпохи классической физики на основе законов движения в их механически-динамической интерпретации (ньютоновский вариант) или на основе принципа наименьшего действия (аналитико-механический вариант).

В рамках научной картины мира устанавливаются связи между различными теориями, законами, принципами, понятиями, выявляется общее в этих элементах научного знания, устанавливается субординация между ними и определяются границы их применения. Кроме того, уточняются ранее сформулированные законы, понятия и теории, которые вошли в новую картину мира в качестве ее элементов. Систематизация способствует также получению новых знаний, а тем самым расширению и развитию самой научной картины мира. Но входящие в нее новые знания, чаще всего, имея характер следствий, лишены фундаментальность. Появление новых фундаментальных результатов обычно ведет к смене картины мира [4].

Таким образом, научная картина мира связана, с одной стороны, с теоретическими схемами как ядром фундаментальных и частных теорий, а с другой — с ситуациями опыта. Она получает как непосредственную, так и опосредованную (через обоснованные опытом теоретические схемы) связь с эмпирическими фактами. В результате этих связей все эмпирические и теоретические знания научной дисциплины предстают как сложная системная организованность. В каждой науке можно обнаружить дисциплинарную онтологию, определяющую видение предмета данной науки и описываемую в системе онтологических принципов. Эта форма знания была обозначена как специальная научная картина мира. Можно с этих позиций говорить о физической картине мира, картине биологического мира, картине социальной реальности.

Объяснительная функция научной картины мира определяется тем, что познание направлено не только на описание явления или процесса, но и на выяснение его причин и условий существования. При этом оно должно выходить на уровень практической деятельности познающего субъекта, способствуя изменению мира. Данной функции картины мира не признают позитивисты, убежденные в том, что научное познание предназначено только для предсказания и описания, систематизации, но с его помощью нельзя вскрыть причины явлений. Подобный разрыв между объяснением и предсказанием, характерный не только для позитивизма, но и для прагматизма, не соответствует исторической практике. Считается установленным, что чем полнее и глубже объяснение, тем точнее будет предсказание.

Информативная функция картины мира сводится к тому, что последняя описывает предполагаемую структуру материального мира, связи между его элементами, происходящие в природе процессы и их причины. Научная картина мира предлагает целостный взгляд на него. В ней содержится сконцентрированная информация, полученная в ходе научного исследования, и, кроме того, потенциальная информация, создаваемая в ходе творческого развития картины мира. Такая потенциальная информация проявляется в новых предсказаниях.

Эвристическая функция научной картины мира определяется тем, что “знание объективных законов природы, содержащееся в ней, дает возможность предвидеть существование еще не открытых естествознанием объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности. Более того, массив знания, составляющий научную картину природы, позволяет предсказывать принципиальную возможность существования объектов, не синтезируемых природой”.

Все эти функции связаны между собой и взаимодействуют, находясь одновременно в определенной субординации.

Заключение

Важной проблемой в развитии исследовательской деятельности остается не вполне ясный научный статус глобалистики. В сознании многих ученых она пока является лишь какой-то еще не определенной областью научных исследований. Предполагается, что глобалистика может рассматриваться как важная, но все-таки часть глобальных исследований. По этим вопросам на сегодняшний день идет активная научная дискуссия, ориентированная на выяснение их взаимоотношений.

Целесообразно также выяснить, что представляет собой глобалистика: науку или научное направление? Речь, скорее всего, должна идти о научном направлении, которое, в силу своей междисциплинарности, включает пересечение ряда наук (отраслей научного знания). Глобалистика, как часть глобальных исследований, выходит за пределы дисциплинарного видения. Это отмечают все исследователи, но многие из них продолжают считать в духе разграничения науки и дисциплинарного мышления глобалистику отраслью научного знания (дисциплиной), что логически противоречиво.

Результаты исследования процессов глобализации науки, прежде всего глобалистики, глобальных исследований и глобального эволюционизма как новых устойчивых трендов в современной науке, должны привести к пониманию и эффективному использованию этих важнейших феноменов XXI века, обеспечивающих единство и целостность научно-образовательного и научно-технологического направлений развития цивилизации.

Список литературы

1. Урманцев Ю.А.. Эволюционика или общая теория развития систем природы, общества и мышления [Текст]: учеб. пособие / Ю.А. Урманцев. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: URSS, 2009. — 238 с. — ISBN 978-5-397-00410-7

2. Ильин И.В. Глобальный эволюционизм: Идеи, проблемы, гипотезы [Текст]: учеб. пособие / А.В. Ильин, А.Д. Урсул, Т.А. Урсул, М.: МГУ, 2012. — 616 с. — ISBN 978-5-211-06349-5

3. Гуревич И.М. Информация — всеобщее свойство материи: Характеристики. Оценки. Ограничения. Следствия. [Текст]: учеб. пособие / И.М. Гуревич, А.Д. Урсул, М.: ЛИБРОКОМ, 2012. — 312 с. — ISBN 978-5-397-03522-4

4. Ильин И. В. Введение в глобальную экологию [Текст] : учебное пособие / И. В. Ильин, А. В. Иванов. — Москва: Изд-во Московского ун-та, 2009. — 386 с.: ил. — Библиотека факультета глобальных процессов МГУ. — ISBN 978-5-317-02815-2.

5. Бабурин С.Н. Глобализация в перспективе устойчивого развития [Текст]: учеб. пособие / С.Н. Бабурин, М.А. Мунтян, А.Д. Урсул.- М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. — 496 с. — ISBN: 978-5-9776-0204-4