Для связи в whatsapp +905441085890

Абсолютное мышление — Психологическая природа мыслительного процесса

Среди ментальных факультетов человека есть такой, который веками был предметом пристального научного внимания, и все же является самым сложным и загадочным предметом науки. Эта способность думать. Мы постоянно сталкиваемся с этим на работе, в учебе и в повседневной жизни.

Вся деятельность рабочего и агронома, студента и ученого неразрывно связана с работой мысли. В любом реальном случае нужно разбить голову, размышлять разумом, т.е. языком науки, нужно выполнять мыслительную операцию, интеллектуальную работу.

Известно, что задача может быть решена и не решена, один справляется с ней быстро, другой долго думает. Это задача выполнимая и детская, а по некоторым годам бьет вся команда ученых. То есть, есть, есть способность думать. У некоторых людей это лучше, чем у других.

Что это за способность? Каким образом это происходит? Как нам его приобрести? Это будет обсуждаться в моем эссе.
Наше познание реальности начинается с ощущений и восприятий и переходит к мышлению. Функция мышления заключается в том, чтобы расширить границы познания, выйдя за пределы сенсорного восприятия. Мышление позволяет нам выявить по умозаключению то, что непосредственно не дано в восприятии.

Задача мышления — раскрыть связи между объектами, выявить связи, отделить их от случайных совпадений. Мышление работает с концепциями и выполняет функции обобщения и планирования.

Мышление является наиболее обобщенной и опосредованной формой умственной рефлексии, создающей связи и отношения между узнаваемыми объектами.

Хорошо известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, никогда не сможет научиться правильно мыслить с нашей точки зрения. Таков случай с мальчиком Виктором, который вырос в джунглях и которого описывает Годфруа. Таким образом, навыки и образ мышления развиваются у человека во время онтогенеза под влиянием окружающей среды — человеческого общества.

И как исторически изменились формы человеческой мысли, установленные культурой общества? Это изменение связано с общим культурным развитием. Например, арифметика отсталых в культурном отношении народов неотделима от практических нужд и не может рассматриваться отдельно от объекта арифметики. За запросом на подсчет следует вопрос: «Что считать?». Таким образом, медведей можно насчитать только до 6, потому что «никто не убивал больше их на охоте». То же самое относится и к другим абстрактным понятиям. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит «прелогический» характер.

По мере развития общества мышление все больше эволюционирует и переходит на обобщенный, теоретический уровень, к концепциям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Подобно тому, как развитие технических возможностей общества приводит к операциям с физическими явлениями, которые не могут быть восприняты чувствами, так и мышление переходит к операциям с понятиями, которые имеют не только сенсорные, но и вовсе не воспринимаются. Хорошим примером для иллюстрации являются многие концепции современной ядерной физики.

Абсолютное мышление - Психологическая природа мыслительного процесса

Психологическая природа мыслительного процесса

В своей внутренней структуре мыслительный процесс представляет собой действие или акт деятельности. Она направлена на решение конкретной задачи. Эта задача включает в себя цель мыслительной деятельности человека, соотнесенную с условиями, которые ее ставят. Фактический акт мышления субъекта исходит из различных мотивов. Момент, когда начинается процесс мышления — это проблемная ситуация. В то же время, возникает необходимость понять что-то. Сюрприз или недоумение, противоречие, вопрос или проблема — это то, что обычно начинает процесс мышления. «Наличие знаний и умение их усвоить являются необходимыми условиями для продуктивной работы мышления и развития ума» (5) с.

Эти ситуации втягивают человека в процесс мышления. Так что ситуация возникла, и это фактор, который может произойти, но если в этом случае есть начало, то должен быть конец. Конец достигается при решении поставленной задачи. Случай невыполнения поставленной задачи воспринимается субъектом как провал или неудача. Мыслительный процесс в целом — это сознательно регулируемый процесс. Эмоциональное состояние мыслителя, напряжение в начале и удовлетворение в конце напрямую связаны с динамикой мыслительного процесса. В общем, весь процесс естественным образом связан со всей душевной жизнью человека. Особенностью мышления является то, что оно окрашивается воздействием определенных эмоциональных состояний субъекта, в том числе и любого интеллектуального процесса, исходящих из потребностей и интересов человека.

Мыслительный процесс — это активный, целенаправленный акт воли. Решение проблемы требует значительных усилий воли для преодоления трудностей в мышлении. Сознательная целеустремленность необходима для процесса мышления. Осознание задачи перед мышлением определяет весь процесс мышления. Это своеобразная система сознательно регламентированных умственных операций. Мышление сравнивает, соотносит каждую мысль с задачей, на решение которой направлен мыслительный процесс. Мышление как сознательный процесс характеризуется обзором, критикой и контролем. Привилегия мышления как сознательного процесса — это возможность распознать ошибку. Все мыслительные процессы осуществляются в обобщенном виде. Обобщения выражаются в понятиях — специфическом содержании мысли. Понятия не изолированы, а функционируют в сочетании с визуальными аспектами представления и с языком, который также является своего рода зрительным или слуховым образом. Визуальные элементы включены в процесс мышления. Они включены в виде графических изображений, в виде диаграмм и в виде слов. Концептуальное мышление работает со словами, как со словами. Процесс мышления включает в себя слабо и сильно обобщенные живописные представления. Как абстрактное значение слова, так и визуальное изображение могут быть носителями смысла и содержания.

«Таким образом, мы можем мыслить не только абстрактно, но и образно, поскольку существование метафор и художественной мысли в целом подтверждается особым самосвидетельством» (2) с.319.

Изображение, как и изображение объекта, имеет семантическое содержание. Изображение, воспринимаемое или воображаемое объектом, обычно появляется в связи с определенным значением, выраженным в слове: оно обозначает объект. Сам образ интеллектуализируется, принимая на себя семантические функции и будучи включенным в мыслительный процесс. Обобщенный смысл изображения преобразует чувственное содержание мыслительного процесса, а черты, связанные со смыслом, выходят на первый план, а случайные — на задний план. В результате изображение воспринимается как более совершенное средство мысли. Переход от представления к схеме является завершающим этапом интеллектуализации изображения. Схема играет важную роль. Мы не всегда мыслим в расширенных словесных формулировках; мысль часто предшествует слову. Когда мысль работает быстро, мы как будто помечаем место мысли в какой-то системе, а затем перемещаем ее. Случай, когда мы оперируем мыслью на основе схемы, только способствует предвосхищению еще не развитой системы мышления в нашем сознании.

Различные типы мышления и его уровни

Человеческое мышление включает в себя мыслительные операции различных типов и уровней.

Их когнитивная ценность может быть различной. Неравенство в познавательном отношении к элементарному акту мышления, с которым ребенок решает стоящие перед ним трудности. Система мыслительных операций, с помощью которой ученый может решить научную проблему о закономерностях протекания любых сложных процессов. Мы можем различать различные уровни мышления в зависимости от того, насколько высок уровень обобщения, насколько глубоко оно переходит от феномена к сущности, от определения сущности к более глубокому определению сущности. Таким образом, разные уровни мышления — это визуальное мышление в его элементарных формах и абстрактное, теоретическое мышление. Теоретическое мышление, раскрывающее законы своего субъекта, является высшим уровнем мышления. Теоретическое мышление направлено на знание наиболее общих законов и правил. Он работает с наиболее общими категориями и концепциями. Всевозможные научные концепции, теории, методологические основы науки являются продуктом такого мышления. Теоретическое мышление составляет основу научного творчества. Но было бы совершенно неправильно сводить мышление в целом только к теоретическому мышлению в абстрактных терминах. Мы выполняем мыслительные операции не только путем решения теоретических задач, но и визуально, так как в некоторых случаях мы решаем стоящие перед нами задачи, оперируя в основном визуальными данными. Визуальное мышление и абстрактно-теоретическое мышление сливаются по-разному. Разница между ними относительна и не подразумевает внешней полярности, но она существенна. Все мышление происходит в более или менее обобщенных, абстрактных понятиях, и все мышление включает в себя более или менее яркие смысловые образы; понятие и изображение-представление дается в нем в неразрывном единстве. Человек не может мыслить только в концепциях, без понятий, оторванных от чувственных проявлений, не может мыслить только в чувственно-образных образах, без понятий. Поэтому нельзя, правда, говорить о визуальной и концептуальной мысли как о внешних противоположностях; но всё же, поскольку представление и концепция связаны не только друг с другом, но и отличаются друг от друга, мы можем различать в рамках единой мысли, с одной стороны, визуальную мысль и, с другой стороны, абстрактно-теоретическую мысль. Первое отличается тем, что единство представления и понятия, единственное и общее, реализуется в нем главным образом в форме визуального изображения-представления, а понятие в нем главным образом в форме общего понятия. Поскольку они являются разными уровнями или этапами познания, то образное и абстрактно-теоретическое мышление — это одновременно, в некотором смысле, разные стороны одного и того же процесса и одинаково адекватные способы познания разных сторон объективной реальности. Понятие абстрактной мысли отражает общее; но общее никогда не исчерпывает конкретного и единственного; последнее отражается в образе. «Отсюда идея, последовательно проводившаяся особенно в гегелевской системе, как если бы образ был только самой низкой ступенью познания, которая на самом высоком уровне должна и может быть заменена без остатка концепцией, является заблуждением рационалиста, который ошибочно представляет себе, что реальность может быть исчерпана концепцией». Поэтому мы различаем концептуальную мысль и абстрактно-теоретическую мысль не только как два уровня, но и как два вида или два аспекта унитарной мысли; не только концепция, но и образ появляется на каждом, даже самом высоком уровне мысли.

В работе с визуальными данными мы используем визуальное активное мышление и визуальное образное мышление. Визуально-активное мышление — это мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в визуально воспринимаемой ситуации. Здесь минимизируются внутренние, ментальные действия, а задача решается в основном внешними, практическими действиями с реальными, материальными объектами. Визуальное образное мышление — это мышление, при котором задачи решаются не манипулированием реальными, материальными объектами, а внутренними действиями с образами этих объектов.

Понятия о мышлении. Различие абсолютного и относительного

Наше познание реальности начинается с ощущения и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления заключается в том, чтобы расширить границы познания, выйдя за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет обнаружить по умозаключению то, что не дается непосредственно в восприятии.

Задача мышления — раскрыть связи между объектами, выявить связи, отделить их от случайных совпадений. Мышление работает с концепциями и выполняет функции обобщения и планирования.

Мышление является наиболее обобщенной и опосредованной формой умственной рефлексии, создающей связи и отношения между узнаваемыми объектами.

Хорошо известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, никогда не сможет научиться правильно мыслить с нашей точки зрения. Таков случай с мальчиком Виктором, который вырос в джунглях и которого описывает Годфруа. Таким образом, навыки и образ мышления развиваются у человека во время онтогенеза под влиянием окружающей среды — человеческого общества.

И как исторически изменились формы человеческой мысли, установленные культурой общества? Это изменение связано с общим культурным развитием. Например, арифметика отсталых в культурном отношении народов неотделима от практических нужд и не может рассматриваться отдельно от объекта арифметики. За запросом на подсчет следует вопрос: «Что считать?». Таким образом, медведей можно насчитать только до 6, потому что «никто не убивал больше их на охоте». То же самое относится и к другим абстрактным понятиям. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит «прелогический» характер.

По мере развития общества мышление все больше эволюционирует и переходит на обобщенный, теоретический уровень, к концепциям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Подобно тому, как развитие технических возможностей общества приводит к операциям с физическими явлениями, которые не могут быть восприняты чувствами, так и мышление переходит к операциям с понятиями, которые имеют не только сенсорные, но и вовсе не воспринимаются. Хорошим примером для иллюстрации являются многие концепции современной ядерной физики.

Ключ к пониманию абсолютного и относительного следует искать в учениях по философии.

Абсолютная идея — это единство субъективной и объективной идеи, есть понятие идеи, самосознания, которое мыслит себя как мыслящую, логическую идею. Абсолютная идея — абсолютная и полная истина.

До сих пор идея появлялась в своем развитии, в прохождении ряда этапов, теперь сама идея объективна и осознает себя,

Абсолют стабилен, неизменен в явлении, внешнем виде, процессе; относительное — преходящее, изменчивое. В то же время, когда явление переходит из одного состояния в другое, что-то всегда остается, что-то меняется; соответственно, Абсолют является относительным, и Абсолют появляется в относительном.

Индивидуальные особенности мышления

Индивидуальные особенности мышления у разных людей разные. Существует связь между различными и взаимодополняющими типами и формами мыслительной деятельности (образное, визуально-объективное и абстрактное мышление). К индивидуальным особенностям мышления относятся и другие качества познавательной деятельности: гибкость, быстрота мышления, самостоятельность. Независимость мышления выражается, прежде всего, в умении увидеть и задать новый вопрос, новую проблему, а затем решить ее собственными силами. Именно эта независимость наглядно демонстрирует творческую природу мышления. Гибкость мышления заключается в способности изменять запланированный способ решения задачи, если он не соответствует условиям задачи, которые постепенно появляются в процессе ее решения и которые не могли быть учтены с самого начала. Быстрое мышление необходимо, особенно в тех случаях, когда человеку приходится принимать определенные решения за очень короткое время. Такое внезапное замедление мышления под влиянием подавления эмоций и чувств часто проявляется в повседневной жизни. Все перечисленные качества и многие другие характеристики мышления тесно связаны с его основным качеством или свойством. Важнейшей характеристикой любого мышления — независимо от его индивидуальных особенностей — является способность отфильтровывать самое необходимое и самостоятельно приходить к новым обобщениям. Когда человек думает, он не ограничивается названием определенного факта или события, даже если оно яркое, интересное, новое и неожиданное. Мышление должно идти дальше, углублять суть явления, открывать общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они ни были неотличимы друг от друга. Хлеб размышлений — это умение ухватиться за весь вопрос, не игнорируя деталей, необходимых для дела. Глубина мысли — это способность проникать в суть сложных вопросов. Качество, противоположность глубине мысли, это поверхностность, суждения, когда человек обращает внимание на детали и не видит главного. Гибкость мышления выражается в свободе от ограничивающего влияния зафиксированных в прошлом приемов и решений, в способности быстро менять действия при изменении ситуации. «Концепция гибкого мышления, введенная
Н.А. Менчинской, незаменима в отечественной психологии. Она считает, что гибкость мышления проявляется в соответствующем изменении курса действий, в легкости восстановления существующих знаний и перехода от одного действия к другому. Мы считаем, что гибкость мышления основана на механизме посредничества. В российской психологии развитие медиации рассматривается как формирование знаковой функции сознания».

Критический ум — это способность человека объективно оценивать свои собственные мысли и мысли других людей, тщательно и всесторонне изучать все предложенные определения и выводы. В настоящее время существует как минимум три интерпретации термина «интеллект»: 1. биологическая интерпретация: «способность сознательно адаптироваться к новым ситуациям» 2. педагогическая интерпретация: «способность учиться, обучаемость» 3. структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптировать средства к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект — это набор определенных способностей. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, мыслить рационально и хорошо справляться с обстоятельствами жизни» (Векслер), то есть интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, которые пытались ответить на этот вопрос. Например, Спирмен в начале века различал общий фактор интеллекта «фактор 0» и «фактор 5», который служит индикатором специфических способностей. По мнению Спирмена, каждому человеку свойственен определенный уровень общего интеллекта, который определяет, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, все люди обладают разной степенью специфических способностей, проявляющихся в решении тех или иных задач. Терстоун использовал статистические методы для изучения различных аспектов общего интеллекта, которые он называл первичными психическими потенциалами. Он определил семь таких потенциалов:

1) счетная способность, то есть способность работать с числами и выполнять арифметические операции;

2) вербальная (словесная) гибкость, т.е. легкость, с которой можно объясниться наиболее подходящими словами

3) вербальное восприятие, или способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственная ориентация, или способность воображать различные объекты и формы в пространстве;

5) память;

6) умение рассуждать;

7) скорость восприятия сходств или различий между объектами и изображениями.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Работа психолога с насилием в семье
  2. Роль физкультуры и спорта в развитии личности
  3. Проблема личности в современной психологии
  4. Блонский Павел Петрович, русский и советский философ, педагог и психолог — Общепедагогическая деятельность
  5. Свойства речи
  6. Виды психических процессов: внимание
  7. Личностный опросник Бехтеревского института (лоби)
  8. Общая психология
  9. Защитные механизмы подростков
  10. Виды гендерной идентичности