Для связи в whatsapp +905441085890

Агностицизм в философии И. Канта. Учение о познании и морали

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Гуманистическая философия Возрождения: Н. Кузанский и Дж. Бруно. Антропоцентризм
  2. Философия Нового времени: проблема метода научного познания
  3. Проблема субстанции в философии Г.В. Лейбница. Монадология
  4. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек. Сравнительный анализ воззрений Д. Дидро и Ж. Руссо
  5. Критика идеи материальной субстанции в философии Дж. Беркли
  6. Диалектический идеализм Гегеля и его учение об Абсолютном духе
  7. Антропологический материализм Л.Фейербаха: «Человек человеку – Бог»
  8. Марксизм как идея и как реальность
  9. Мистицизм философии В.С. Соловьева
  10. Проблема смысла жизни человека

Вступление

Современная философия отказывается от общепринятых, рационально-теоретических утверждений и выбирает путь сомнений, гипотез, размышлений. Именно поэтому опыт прошлого так важен для него. С другой стороны, рациональное, доминирующее сегодня в философии, теряет свою монументальность и быстро заменяется эмоционально чувствительными факторами.
Это ни в коем случае не означает возражения против роли разума и материальной культуры в современном, динамичном мире с новыми достижениями науки и техники. Однако это делает современную философскую науку более уязвимой для всевозможных спекуляций. Человечество стоит перед угрозой духовного упадка, поэтому философская мысль все чаще обращается к тому внутреннему фактору, который направляет поведение человека. Особое внимание уделяется сфере духовности, сфере познания человеком самого себя и окружающего мира. Духовные ценности не разрушаются, они хотят быть сохраненными. Человеческий ум, воля, разум и их проявление — духовность — это «высшее бытие», «трансценденция», которую не так-то просто понять. Философия Канта пыталась постичь тайны познания человеком мира и самого себя, роль морали в жизни человека и общества. В этом учении заложена суть гуманизма и рационализма, столь необходимых для современной философии.
Поэтому мы можем смело сказать, что Кант современен, однако доказать это следует, изучив основные положения его философских трактатов, а также проанализировав факторы, повлиявшие на научное мировоззрение Канта и результаты его научной деятельности.

Иммануил Кант — основатель немецкой классической философии

Любопытный факт: выдающийся философ Иммануил Кант родился в российском городе Калининграде, который тогда назывался Кенигсберг. Это знаменательное событие произошло 22 апреля 1724 года. Но в тот день никто не мог предположить будущей славы сына простого ремесленника и домохозяйки. Четвертый ребенок среди одиннадцати братьев и сестер, маленький Кант рос в слабом здоровье, но с быстрым умом. Когда его родители заметили это, они отправили юного Иммануила учиться в гимназию в возрасте 9 лет. Почти сразу же мальчик проявил живой интерес к истории и латыни. Хотя основной предмет — теология — не казался ему таким уж интересным. Но что больше всего удивило биографов мыслителя, так это то, что в средней школе Кант не проявлял ни малейшего интереса к философии. Его учеба была посредственной, но он всегда учился строгой дисциплине.
После окончания гимназии Кант в 1740 году поступил на теологический факультет Кенигсбергского университета, который был основан еще в 1544 году и имел давние академические традиции. Однако вскоре он понял, что совершил ошибку, поскольку у него появился неожиданный интерес к философии, математике, физике, антропологии, филологии, медицине и многим другим наукам. Возможно, это было связано с духом, царившим в этом древнем центре науки. Молодой ученый планировал защитить магистерскую диссертацию по философии, но смерть отца помешала этому. Чтобы содержать младших братьев и сестер и себя, Кант устроился частным репетитором и проработал там 10 лет. Именно в этот период он вел активную научную деятельность, переосмысливая научное мировоззрение эпохи. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 448 с.
Ряд выдающихся ученых эпохи Просвещения, таких как Коперник (1473-1533), Спиноза (1632-1677), Гоббс (1588-1679), Локк (1632-1704), Лейбниц (1646-1716), Ньютон (1642-1727), поколебали средневековые научные представления, долгое время господствовавшие в Европе. В обществе происходили постепенные, но важные изменения: Абсолютизму и феодализму начал противостоять зарождающийся капитализм. Производство становилось более эффективным и требовало развития прикладных наук. Прикладные науки, особенно механика, также повлияли на развитие абстрактных научных дисциплин. Открытия Коперника, Лейбница, Ньютона, Кеплера (1571-1630) и других создали настоящую научную революцию. Гелиоцентрическая теория пришла на смену геоцентризму, материалистическая метафизика заменила религиозную схоластику, философия перестала служить только теологии, а начала развиваться как самостоятельная дисциплина. В то же время мировоззрение людей освобождалось: На первый план вышли ценности разума и прагматизма, а романтические идеалы рыцарства и монашества были отодвинуты на задний план. В людях пробудилась жажда знаний об изучении общества, потребность объяснить окружающий мир с научной и философской точки зрения, отделенной от теологических представлений. Следует отметить, что эти тенденции еще не были чисто атеистическими. Термин «Бог» использовался как в философии, так и в теологии. Но философия трактовала его как совершенно новую категорию, отождествляя с «высшим разумом» и «природой». Мыслители эпохи Просвещения (конец 17-18 века) пытались сквозь нагромождение догм и элементов культа «истинного Бога» увидеть природу гармоничных отношений в треугольнике «Бог-Природа-Человек». В то же время общество еще не было готово принять эту «гармонию», слишком полную свободы мысли и равенства. Религиозные конфликты сменились войнами за политическую власть. Возникла острая необходимость в формировании новой рационалистической, но в то же время гуманистической философии, с новым взглядом на общество, государство и право, этику, науку, культуру, религию и т.д. Грядовский Д. И. История философии. Книга 3.

Педагогическая деятельность Канта

В период своей педагогической деятельности с 1747 по 1755 гг. Кант активно занимался самообразованием и наблюдением за человеческими характерами, особенностями общественных отношений Пруссии того времени. Основываясь на космогоническом учении Ньютона, И. Кант выдвинул революционную теорию возникновения Солнечной системы из космической туманности, а также теорию динамической эволюции Вселенной, которая не потеряла своей актуальности и по сей день. Кант понимал образование звезд и планет как результат трения притягивающих и отталкивающих частиц. Изучая строение Вселенной только с точки зрения механики, Канту во многом удалось опередить астрономическую науку своего времени, что указывало на несомненную гениальность ученого. Безусловно, в его теории были недостатки, но их нельзя оценивать строго с точки зрения неразвитых научных идей того времени.
В 1755 году Кант представил в Кенигсбергский университет две диссертации, одну из которых он защитил и успешно сдал экзамен для поступления на философский факультет. Позже он получил звание приватдоцента — внештатного лектора, который мог брать со студентов деньги за свои лекции. Чтобы зарабатывать деньги на такой должности, требовался немалый талант, ведь нужно было удерживать внимание студентов именно на его лекциях. И Кант с успехом справился с этой задачей. После этого в течение 41 года он преподавал, вызывая неизменный интерес и репутацию среди молодежи. Лекции по логике, метафизике, математике, естественным наукам чередовались с лекциями по географии, механике и этике. Позже были добавлены такие экзотические дисциплины, как фортификация и пиротехника, которые свободно подчинялись энциклопедическому уму Канта. Нарский И. С. Кант. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 208 с.
После Семилетней войны Кант некоторое время был подданным России, что вновь связало его судьбу с Россией. С 1770 года он получил официальную должность на кафедре университета. Постепенно ему удалось заработать состояние, но преподавание отнимало много сил, оставляя Канту мало времени для философской деятельности. Однако Кант использовал даже эти «крохи» удивительно эффективно. Каждый день мыслитель четко планировал, выделяя расчетные часы для интеллектуальной работы и размышлений.
Больше всего Канта интересовали проблемы метафизики, морали, религии и антропологии. Докритический период его творчества (1744 — 1770), был отмечен повышенным интересом к предфилософским вопросам. В частности, как мы отмечали выше, Кант создал собственную космогоническую систему, занимался вопросами классификации животных, проблемами происхождения человеческих рас, некоторых природных явлений.
В непосредственный философский, так называемый критический период своего творчества Иммануил Кант посвятил себя разработке своего гносеологического и метафизического учения. Его ум был занят вопросами познания и существования, морали, эстетики и права. В 1781 году была опубликована его знаменитая работа «Критика чистого разума», затем появились «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790) и ряд других работ. В них мыслитель поднял важнейшие вопросы гносеологии, этики и эстетики и дал миру свой оригинальный взгляд на эти проблемы, повлиявший на дальнейшее развитие философии. Появились и прочно вошли в терминологию философии такие основные понятия философии Канта, как «вещь в себе», «Anschauung», «apriori», «трансцендентализм», «антиномия», «целесообразность», «ценность» и др. Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма // История государства и права. 2012. № 15.С. 12-18.
Так родилась классическая немецкая философия — дитя немецкого Просвещения, подарившая миру две новые идеи: активную природу человека и непрерывное развитие.

Гносеология Иммануила Канта в истории философии

Таким образом, я. Кант в своей работе «Критика практического разума» изложил свой совершенно новый взгляд на теорию познания. Что это было? Основная идея работы — «критика» эпистемологии (доминирующей в то время эпистемологической концепции), тезис о том, что прежде чем выяснять суть вещей, человек должен определить границы своих познавательных возможностей (что он может знать, а что нет). Здесь уже содержалось унаследованное от Юма и других современных философов сомнение Канта в возможности знания как такового. Это, можно сказать, первый строительный блок в эпистемологии Канта. Это первый элемент агностицизма мыслителя. Как известно, агностицизм — это учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира человеческим разумом.
Кант требовал, чтобы познание осуществлялось теоретически, а не в процессе практической деятельности. Гегель писал в этой связи, что Кант подобен человеку, который хочет научиться плавать, прежде чем войти в воду.
Второй элемент агностицизма Канта — размышление об инаковости, нетождественности самого предмета и его образа. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. — МОСКВА: ПЕР СЭ, 2011. — 480 с.
Природные объекты, согласно Канту, находятся вне нашего сознания, независимо от него. Но образы их, возникающие в нашем сознании, не похожи, не идентичны самим объектам, так же как дым не похож на огонь, а крик боли не похож на саму боль.
Третьим элементом эпистемологической доктрины Канта является представление о категориях мышления как о «чистых», априорных, данных до опыта формах знания. Априори (от лат. a ðiri — первоначально) — термин в идеалистической философии для обозначения знания, которое приобретается до и независимо от опыта и изначально присуще сознанию. Так, Кант утверждал, что такие категории, как пространство и время, являются априорными формами знания.
Более того, согласно учению Канта, все категории трансцендентальной логики являются «чистыми», априорными, свободными от «примесей» опыта, практики. Трансцендентальный (от лат. transcendere — превосходить) — все, что выходит за пределы, трансцендирует, не дано в нем, то есть является априорным. Эта интерпретация Канта подверглась наиболее сильной критике со стороны других философов. Для всех категорий понятия науки имеют практическое, апостериорное происхождение. Они являются результатом обобщения практического опыта.
Апостериори (от лат. a posteriori — из чего следует) — это термин, который, в отличие от априорного, означает знание, полученное через опыт, практическую деятельность.
Четвертый элемент агностицизма Канта — это отмена диалектической связи между сущностью и видимостью, установление фундаментального различия между ними. Кант считал, что сущность — это «вещь в себе» и не может быть познана, что человек может познавать только явления. С точки зрения диалектики, однако, не существует фундаментальной границы между явлением и сущностью, а есть лишь различие между тем, что уже известно, и тем, что еще не известно. Когда мы распознаем явление, мы одновременно распознаем его сущность. Таким образом, сущность проявляется, а явление дает представление о сущности. В противном случае человек не сможет понять сущность предметов и явлений.
На основе этих определений Кант разработал концепцию трех ступеней познания: разумное мировоззрение, рассудок и понимание. Априорные формы чувствительности размещают и упорядочивают данные ощущений в пространстве и времени, в результате чего появляются явления. Но сами явления, по Канту, еще не дают познания, а являются лишь необходимым подготовительным материалом. Для того чтобы получить знания из этого материала, его необходимо концептуализировать. Это можно сделать с помощью понятий, данных разумом. Кант считал, что существуют два основных ствола человеческого познания, растущие из общих корней: чувственность, через которую даются предметы, и рассудок, посредством которого они постигаются. Что касается содержания знания, то разум полностью зависит от чувственности. Кант определяет разум как способность воспринимать объект чувственного созерцания и одновременно как способность мыслить его в определенной независимости от чувственных впечатлений.

Этические, правовые и политические воззрения Иммануила Канта

Кант много думал о человеке как части природы, о человеке как конечной цели познания, а не как средстве для достижения каких-либо целей, то есть он признавал самоценность человека, человеческой личности. Мыслитель поднял вопрос о соотношении понятий «человек» и «личность». Кант известен также как создатель учения о надисторической морали, независимой от условий жизни, общей для всех людей. Он создал, как уже говорилось, доктрину так называемого категорического императива (закона, заповеди), который существует в сознании людей как вечный идеал поведения. Существование такого императива дает людям свободу и в то же время совместно создает универсальный моральный закон для общества. Чекушкина Е.Н. Гносеология морали И. Канта // В мире научных открытий. 2013. № 1-1.С. 237-247.
Так, в отношении проблемы необходимого и свободного в деятельности людей он считал, что дано мыслимое расхождение: человек действует по необходимости в одном отношении, свободно — в другом. Человек действует по необходимости, потому что он поставлен своими мыслями, чувствами под другие природные явления и в этом отношении подчинен необходимости мира явлений. В то же время человек — существо нравственное. Как моральное существо он принадлежит к духовному миру. И как таковой человек свободен. Моральный закон, данный только разуму, — это «категорический императив», а закон, которому должен ежедневно подчиняться каждый человек, становится частным моральным законом для каждого живого человека.
Если поступок отдельного человека не соответствует всеобщему моральному закону, а совершается человеком на основе его собственных склонностей и желаний, его нельзя назвать моральным. Действия человека являются нравственными только тогда, когда они совершаются в соответствии с универсальным моральным законом (императивом). Выполняя императивы всеобщего морального закона, человек может чувствовать себя несчастным, то есть он не получает эмпирического счастья, поэтому моральное сознание человека часто испытывает разлад, вызванный несоответствием между моральным поведением человека и ожидаемым результатом. Поэтому счастье принадлежит не к миру вещей, а к миру духовного. «Счастье — это состояние разумного существа в мире, когда все в его существовании происходит согласно его воле и желанию» Кант I. Критика практической концепции. — М.: Либроком, 2012. — 194 с. . Но чтобы это было так, человек должен достичь высокой степени нравственности, чтобы его воля и желания не противоречили категорическому императиву. Отдельные императивы могут быть гипотетическими, то есть выполнение того или иного правила может способствовать успеху человека в его профессии, в обществе, но главный нравственный императив стоит над ними. Она производит действия, которые, безусловно, хороши: Честность, мужество, благородство и многие другие. Если человек направит свою волю и желания на них, он испытает истинное счастье через их исполнение и достижение. В то же время человек достигает высшей цели своего существования.
С этой точки зрения человек также может рассматриваться как «вещь в себе» и феномен. Когда люди подчиняются только гипотетическому императиву, то есть поступают «хорошо», чтобы достичь материальных благ, эмпирического счастья, они становятся феноменом. И только действуя в соответствии с велениями категорического императива, иногда в ущерб своему эмпирическому счастью, они становятся «вещью в себе», обретают сущность и частичную возможность познания себя. Это высшее, неэмпирическое счастье воплощено в добродетели, высшей ценности бытия. Таким образом, Кант ставил моральные принципы выше практических интересов, преобладавших в капиталистическом обществе его современников. Это было высоким достижением этики Канта, ее руководящей гуманистической ценностью. Он открыто заявил, что человек является высшей ценностью, и что воспитание в человеке нравственности и добродетели является главной задачей философии и педагогики.

Философия Канта

Позитивной в учении Канта была также идея о роли антагонизмов в развитии общества и необходимости вечного мира, который может быть достигнут путем взаимопонимания между нациями, международной торговли, сотрудничества, учета взаимных интересов, невмешательства во внутренние дела государств, статус-кво границ и так далее.
Согласно Канту, закон, система законов, есть не что иное, как применение категорического императива. Все законы так или иначе вытекают из высших моральных устоев. Государство, как добровольное объединение граждан, покоится на этих основах. Люди имеют право на свободу слова и совести, но при этом они должны подчиняться законам, обеспечивающим благополучие общества. А законы и формы государственного устройства постоянно меняются по мере развития человеческого сознания. Кант называл республику самой совершенной формой государственного устройства, но его смелые идеи простирались еще дальше — до мировой республики, как равноправного союза государств, между которыми не будет конфликтов. Но прежде всего, люди должны научиться избегать конфликтов из-за прав собственности. В этом им должны помочь законы и принудительная сила государства. Новгородцев Н. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. — М.: Книга по Требованию, 2013 г. — 253 с.
Нравственный человек также должен быть хорошим гражданином. Такой гражданин отстаивает личные права, не нарушает права других, в том числе права собственности, старается во всем соблюдать справедливость и бороться за нее. Все эти действия также имеют априорный характер, как и сама частная собственность, которая существовала с момента появления мыслящего человека и не исчезнет из общества ни при каких обстоятельствах. Такая точка зрения подвергалась критике социалистическими философами, особенно Марксом и Энгельсом, но, как показывает практический опыт, частная собственность фактически остается неотъемлемым элементом каждого общества в каждой стране. А задача государства и закона — обеспечить справедливое распределение материальных ресурсов в рамках существования частной собственности. И несмотря на то, что право регулирует самые обыденные прозаические аспекты реального мира, оно больше связано с миром духовным, с теми идеальными идеями справедливости, счастья, долга и добра, о которых писал Кант.
Таким образом, Кант называет закон проводником «чистого разума» в общественных отношениях. Именно на закон возложена функция сделать человека высшей ценностью в обществе, утвердить такой статус, чтобы человек мог полноценно познавать мир, развивать свои добродетели и стремиться к возвышенному. Понимание права как такой априорной ценности нашло свое практическое применение в современной правовой концепции развитых демократических государств, где человек, его права и свободы являются неоспоримыми приоритетами. Поэтому политические и правовые взгляды Канта опередили свое время. Пытаясь сформулировать новую рационалистическую и одновременно гуманистическую философскую доктрину с новым взглядом на общество, государство и право, этику, науку, культуру и религию, Кант в значительной степени преуспел, сосредоточившись на человеческой способности познания. Этот выдающийся мыслитель, основатель немецкой классической философии, несмотря на спорность своего учения и ошибочность отдельных суждений, много сделал для развития философии, социологии, теории государства и права, педагогики. Место и роль Канта в истории философии и науки в целом трудно объективно оценить, но можно с уверенностью сказать, что без Иммануила Канта современная философия имела бы совсем другие черты.

Заключение

Кратко рассмотрев биографию и философское учение выдающегося немецкого мыслителя Иммануила Канта, мы убеждаемся, что он оказал судьбоносное влияние на историю философии. Главной заслугой философа является разработка оригинальной эпистемологии, а также этических, эстетических, антропологических и правовых доктрин, которые легли в основу немецкой классической философии. Будучи агностиком, Кант отрицал возможность абсолютного познания мира человеком, но считал, что в процессе познания важнее не объект, а субъект, «вещь в себе». Таким образом, человеку дано чувственное и «чистое знание» — представления о количестве, качестве и модальности объектов. Знание дано нам априори, поэтому постигать его должен «чистый разум», но он не в состоянии разрешить противоречия — антимонии. Поэтому главной целью познания является формирование морали, нравственности в человеке, основанной на категорическом императиве, всеобщем априорном законе морали. И сам человек становится высшей ценностью в этой системе.
Конечно, противоречивое учение Канта нельзя свести к одному абзацу. Благодаря ему диалектика стала активно развиваться в философии, синтез появился как метод научного исследования. Благодаря вкладу Канта, повлиявшему на многих выдающихся философов прошлых веков, философская наука получила такие черты, как строгость и систематичность, профессионализм и академизм, историзм, концептуализм и критицизм, научность и рациональность, диалектика и гуманистическая направленность. В его учении были четко сформулированы фундаментальные философские проблемы, в частности, гносеологические, онтологические и этические, и сделана попытка охарактеризовать природу человека, природу знания и истины, пути развития человека. Скорее, она предписывала дальнейшее развитие философии и других гуманитарных наук, являясь образцом профессионального диалектического философствования, в котором человек и его потребности стоят на первом месте. Этот подход очень актуален и для сегодняшнего дня.

Список литературы

  1. Абдильдин Ж.М.: Диалектика Канта. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 160 с.
  2. Грядовский Д.И. История философии. Книга 3. Европейское просвещение. Иммануил Кант. — Издательство «Единство-Дана», 2011 г. — 472 с.
  3. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. — МОСКВА: ПЕР СЭ, 2011. — 480 с.
  4. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 448 с.
  5. Кант И. Критика практического разума. — М.: Либроком, 2012. — 194 с.
  6. Кант И. Критика чистого разума. — М.: Эксмо, 2012. — 736 с.
  7. Кант И. Наброски метафизики морали. — М.: Мысль, 2001. — 1472 с.
  8. Минасян Л.А. Трансцендентальная философия и постнеклассическая наука: перечитывая Канта // Научная мысль Кавказа. 2005. № 4. С.21-30.
  9. Нарский И.С. Кант. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 208 с.
  10. Никитина И.П. Эстетика. — М.: Юрайт, 2013 г. — 680 с.
  11. Новгородцев Н. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. — М.: Книга по Требованию, 2013 г. — 253 с.
  12. Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма // История государства и права. 2012. № 15. С.12-18.
  13. Самылов В. Формирование принципа историзма в немецкой классической философии (Кант и Гегель) // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С.56-67.
  14. Семенов Е. В. Трансцендентальная семантика И. Канта // Вопросы философии. 2011. № 11. С.152-162.
  15. Сердечна В. В. Учения о познании в английской традиции // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 2-3. С.76-94.
  16. Чекушкина Е.Н. Гносеология морали И. Канта // В мире научных открытий. 2013. № 1-1. С.237-247.
  17. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии нового времени. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 304 с.