Для связи в whatsapp +905441085890

Актуальность философии Конфуция в наши дни

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Вопросы философии науки в работе Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре»
  2. Проблема первоначала в античной философии
  3. Основные законы материалистической диалектики
  4. Предмет философии права
  5. Закон отрицания отрицания и Закон перехода количественных изменений в качественные
  6. Конфуций — личность и учение
  7. Специфика античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества
  8. Жизнь и личность Платона
  9. Философия Сократа и его судьба
  10. Идеальное государство Платона

Введение

Китайская культура так же стара, как и сама китайская этническая группа. Первые свидетельства цивилизации на территории Китая относятся к 6 тысячелетию до нашей эры. Признаки того, что эта цивилизация была именно китайской, несут предметы, относимые экспертами к периоду династии Шан (16 век до н.э.).

Первым исторически сложившимся создателем философской теории в Китае был Конфуций (551-479). Он создал философскую и религиозную доктрину. Учение Конфуция повлияло на последующее развитие Китая. Выступал за иерархическую систему социальной организации и верховенство государственных интересов. Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, который не слышал бы о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции, чье имя на китайском языке звучит как Кун-цзы или Кун-фу-цзы (Кун Мудрый). В традиционных трактатах Конфуция обычно называют не его собственным именем, а просто иероглифом «цзу» — «учитель», и таким образом он предстает скорее как символическая фигура, чем как личность. Но читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом сотен миллионов людей. На Конфуция ссылаются философы, политики и ученые всего мира, а один из самых известных текстов Дальнего Востока, «Лунь юй», часто цитируют даже необразованные китайские крестьяне. «Лунь юй» — главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких записей, фиксирующих изречения, поступки учителя и диалоги с ним. Я хотел бы продолжить эту тему в своей будущей работе.

Актуальность темы исследования определяется не только растущим интересом представителей западной культуры к восточной, в том числе китайской, философской традиции, но и задачей культурного самоопределения философов.

Цель данной работы. Изучить и проанализировать основные положения философии Конфуция, чтобы доказать ее актуальность в наше время.

Методы решения поставленной задачи. При работе над данной темой использовался принцип конкретно-исторического подхода к явлениям прошлого, единство исторического и логического, анализ противоречий, метод сравнения.

Конфуций был древним китайским мыслителем

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 гг. до н.э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства.

551 до н.э. — рождение Конфуция (возможно, 28 сентября, до сих пор отмечаемое в некоторых частях Юго-Восточной Азии как его день рождения).

548 до н.э. — смерть отца Конфуция.

536 до н.э. — погружение в учебу.

533 до н.э. — женитьба на Пею.

520-510 до н.э. — создает школу, обучая своей новой «религии».

510-500 до н.э. — назначен министром внутренних дел провинции Лу.

500 до н.э. — уходит с государственной службы провинции Лу.

500-490 до н.э. — отправляется в странствие в поисках дальнейшей работы.

484 до н.э. — возвращается домой в провинцию Лу.

479 до н.э. — смерть Конфуция в 73 года.

Кун-фу-цзы дословный перевод Учитель Кун. Кун — это родовое имя Конфуция, а при рождении он был назван Цю. Его детство было довольно обычным и прошло в бедности и лишениях: Его отец умер, когда ему было всего три года, и его воспитывала мать. Его отец был знаменитым воином своего времени. Когда Конфуцию было семнадцать лет, умерла его мать. Он усердно разыскал могилу отца (ни он, ни престарелые супруги матери не позволили ему окончательно проститься с Шу Ляньхэ) и похоронил мать рядом с ним по религиозному обряду. Исполнив свой сыновний долг, юноша вернулся домой и стал жить один. Из-за бедности он даже был вынужден выполнять женскую работу, которой занималась его умершая мать. Разные источники по-разному рассказывают о том, как Конфуций относился к работе, не соответствующей его происхождению, но более вероятно, что он не испытывал отвращения к «рутинному» труду. В то же время Конфуций осознавал свою принадлежность к высшему классу и прилагал все усилия, чтобы получить образование. Позже он сказал: «В пятнадцать лет я обратил свои мысли к учебе. В тридцать лет я стала независимой. В сорок лет я избавился от сомнений, в шестьдесят научился отличать истину от лжи. В семьдесят лет я стал следовать желаниям своего сердца и не нарушал ритуала». Судьба, словно в компенсацию за неудачно начатую жизнь, наделила его здоровьем, недюжинной силой, природным умом. Женившись в 19 лет, он поступил на государственную службу, надеясь воплотить их идеалы на практике. Конфуций получил незначительную должность надсмотрщика по сбору налогов с земли Лу, но не сделал карьеры, а после десяти лет службы на чиновничьем поприще удалился, чтобы полностью посвятить себя преподаванию идей, которые он усвоил благодаря постоянному чтению древних книг и размышления.

В течение многих лет он странствовал со своими учениками, надеясь найти применение своим идеям среди правителей империй, на которые в то время был разделен Китай. Но все они отвергли его идеи, хотя и оказали ему уважение, и в конце концов он отказался от намерения занять государственный пост и вернулся в свое родное королевство Лу, где посвятил себя преподавательской деятельности. В оставшиеся годы он составил так называемый «Конфуцианский канон», в который вошли такие древние памятники, как «Ши цзин» (Книга песен), «Шу цзин» (Книга истории или Книга документов) и «И цзин» (Книга перемен).

Несмотря на неудачную карьеру в правительстве, Конфуций пользовался высоким авторитетом как учитель. Многих людей привлекали его личное обаяние, честность и бескорыстное служение истине. Ученики Конфуция из поколения в поколение распространяли его учение по всему Китаю, и в конце концов, во II веке до н.э., во времена династии Хань, оно заняло положение государственной идеологии, а самого Конфуция стали называть «Великим мудрецом-учителем». Его философию изучали и продолжают изучать на протяжении веков не только в Китае, но и в Японии, Корее и Сингапуре. Подобно Пифагору и Сократу, Конфуций учил устно и не оставил потомкам ни одной строчки. Все, что нам известно, — это записи его учеников. Конфуций брал скромную плату со своих слушателей, а позже жил на средства нескольких состоятельных учеников, которые предоставили ему помещение для школы. У него было 3000 студентов, 72 из них — особенно близкие, 12 из них были с ним без перерыва. Изречения Конфуция передавались из поколения в поколение; его учение и сегодня имеет большое культурное значение. Конфуций занимает в Китае такое же место, как Шекспир у англичан или Гете у немцев.

Основные учения конфуцианства

Жизнь человека — главная тема конфуцианства.

Конфуцианцы — это прежде всего социологи и гуманисты. Конфуцианская школа учила морали, языку, политике и литературе. Основную характеристику школы и направления Конфуция можно определить как принципиальный традиционализм. Сам Конфуций говорил о своем учении: «Я излагаю старое и не создаю ничего нового».

Самые важные взгляды Конфуция записаны в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»), которая была составлена после его смерти и сохранилась в веках. Эта книга доносит учение Конфуция до нашего времени. Основываясь на личном общении с людьми, он вывел закономерность, что нравы в обществе со временем ухудшаются.

Конфуций был обеспокоен социальной и моральной незрелостью своего поколения. В ответ на вызов жизни Конфуций дал радикальный ответ, что законы и обычаи его времени были противоестественны и поэтому их следует избегать. Конфуций, как истинный консерватор, учил, что лучшее из того, что осталось от прошлого, должно быть сохранено и правильно развито. В этом прошлом лежит ключ к настоящему и будущему. Он не хотел устанавливать новую религию или новую этическую систему.

Главные вопросы Конфуция таковы: Что такое жизнь? Как я могу жить лучше всех в этом мире? Как я могу жить, чтобы быть счастливым? Кто я? За некоторыми ответами Конфуций обратился к природе. Он заметил, что все в природе находится в гармонии. Он пришел к выводу, что человек может учиться у природы. Лучшее, что может сделать человек в этом мире, — следовать пути природы и гармонии. Идеалом для Конфуция в то время была гармония.

Социальный порядок покоится на фундаменте морали — морали правильных слов и поступков. Как и древние, Конфуций считал, что мораль должна применяться во всех сферах жизни, но особенно важно применять ее в сфере управления, поскольку правители являются учителями для всех. Они могут преподать урок нравственности, если сами являются примером высокой морали и добродетели. Только таким образом, говорили они, может наконец наступить новый золотой век, в котором все люди будут относиться друг к другу доброжелательно и с уважением.

Конфуцианцы часто говорили об «истинной человечности». Человек может прийти к ней, потому что, как считали конфуцианцы, она уже присутствует в каждом человеке при рождении. Эту природную доброту и любовь можно развить через чувство полезности для других. Когда Конфуций говорил о доброте человека, он имел в виду его способность жить в постоянной гармонии с другими людьми. Поведение, привычки, образ мышления и суждения человека должны быть совершенными. Когда человек развивается до уровня совершенного человека, он может быть душевным, отзывчивым и добрым. Человек становится способным на такое количество добрых дел, что китайцы даже не пытаются перечислить их по порядку. Их Золотое правило выражается отрицанием, но оно наполнено смыслом для других. «Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы они делали тебе».

Конфуцианцы исповедовали идеалы доброты и милосердия по отношению к своим ближним и всем людям на земле. Однако человек не встречает всех остальных людей на земле. Круг его друзей ограничен. На самом деле, для человека гораздо лучше относиться доброжелательно и уважительно к тем немногим людям, с которыми он часто имеет дело, чем торжественно заявлять о своей «любви» ко всем людям. Он никогда не познает всех людей. Правильная жизнь заключается в правильном поведении по отношению к людям, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.

Конфуций поощрял поклонение или почитание предков, поскольку считал, что это помогает человеку выработать правильное отношение и поведение. Когда человек приносит дары к мемориальной табличке в память об умершем предке, он вспоминает о своем происхождении и любви. Он вызывает чувство уважения и преданности. Сохранение сыновней почтительности даже после смерти предка свидетельствует о еще большей почтительности, чем простое уважение к живым родителям.

Конфуций настаивал на важности этикета и исполнения традиционных обрядов в повседневной жизни. Но это исполнение должно быть осмысленным; если оно превращается в простую формальность, это делает психически больным как отдельного человека, так и общество в целом. Целью Конфуция было воспитание цзюньцзы (благородных людей), которые жили бы гармоничной и добродетельной жизнью, свободной от страха и страданий. «Когда Конфуция спросили, что значит «чжэнь», он ответил: «Это значит «любовь к».

Конфуцианское этико-политическое учение

Конфуцианство — этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказавшее огромное влияние на развитие интеллектуальной культуры, политической жизни и общественного строя в Китае на протяжении более двух тысяч лет.

В эпоху войн и феодальной раздробленности конфуцианство стремилось стать идеологической основой для укрепления общественного порядка и устанавливало формы правления, призывающие к строгому следованию древним традициям. Следует отметить, что конфуцианство является традиционалистской философией, то есть идеализирует принципы взаимоотношений между людьми в семье и обществе, которые были установлены предками.

Основные положения доктрины изложены в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Фактически, общая ориентация конфуцианства на лидерство свела отношения «начальник-подчиненный» к модели «отец-сын». Однако конфуцианство считало, что универсальным законом справедливости является существование эксплуататоров и эксплуатируемых, то есть людей умственного, управленческого и физического труда, соответственно, с доминированием первых и подчинением вторых в рамках вышеупомянутой «модели семьи».

Поэтому главным вопросом здесь была этика, мораль и управление. Поэтому правомерно считать конфуцианство первой философской концепцией управления, в которой управление рассматривалось как этическая доктрина.

Основным принципом конфуцианской этики является концепция жэнь («гуманность») как высший закон человеческих отношений в обществе и семье. Рэн достигается путем нравственного самосовершенствования на основе ли («этикета») — норм поведения, основанных на почитании и уважении старших по возрасту и положению, почитании родителей, лояльности к правителю, вежливости и так далее.

Согласно конфуцианству, только элита, так называемые цзюньцзы («благородные люди»), могут изучать чжэнь. Они также являются представителями высших социальных слоев. Обычные люди, сяо чжэнь (буквально… «маленькие люди»), не способны понять чжэнь. Это противопоставление «благородных» и простолюдинов и утверждение превосходства первых над вторыми, распространенное среди Конфуция и его последователей, является ярким выражением социальной ориентации и классового характера конфуцианства. Конфуцианство, уделявшее большое внимание вопросам гуманного правления, опиралось на идею обожествления власти правителя, существовавшую до Конфуция, но развитую и дополненную им. Император был объявлен «сыном Неба» (Тянь-цзы), который правил по велению Неба и выполнял его волю. Конфуцианство, считавшее, что «управлять — значит исправлять», придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имен»), которое призывало ставить каждого на его место в обществе, строго и точно определяя обязанности каждого, что было выражено в словах Конфуция, смысл которых в различных переводах таков: государь должен быть государем, подданный должен быть подданным, отец должен быть отцом, сын должен быть сыном.

Конфуцианство призывало правителей управлять людьми не законами и наказаниями, а добродетелью, примером высоконравственного поведения, основанного на обычном праве, и не обременять народ тяжелыми налогами и бременами. Это, согласно Кунг-фу-цзы, должно было укрепить главный элемент управления. Один из самых выдающихся последователей Конфуция — Мэн-цзы (IV-III вв. до н.э.) — допускал в своих высказываниях мысль о том, что народ имеет право свергнуть правителя путем восстания. Эта идея в конечном итоге была обусловлена сложностью социально-политических условий, острой классовой борьбой и войной между королевствами.

В такой обстановке конфуцианство, направленное на укрепление существующего общественного порядка, иногда допускало критику отдельных правителей, противопоставляя их «мудрым» и «добродетельным» правителям древности — Яо, Шуню, Вэнь Вану и другим.

Отчасти это связано с тем, что конфуцианство проповедует социальную утопию общества Да тун («Великое единство»), так называемый «Золотой век» китайской истории, в котором якобы не было войн и распрей, было равенство людей и искренняя забота о народе.

Конфуцианство продолжало развиваться и перенимать многие черты других идеологических течений, особенно легизма, который в условиях создания централизованной империи, имевшей гибкую и разветвленную административную.

Роль конфуцианства

Конфуцианство — это этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении людей и основанном на морали общественном устройстве, зародившееся в Китае.

Как и некоторые другие восточные религии, конфуцианство часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет сохранял религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.

Конфуций придавал большое значение отношениям между правителем и народом. Правитель был мыслящим человеком, а его подданные — безликой серой массой, предназначенной для слепого повиновения. Конфуций не верил, что простые люди способны усвоить его учение. «Ничтожный человек, — говорил он, — не способен познать веления небес и не боится их; он презирает великих людей и пренебрегает речами совершенных мудрецов.

В конфуцианской книге «Цзя-юй» отношения между правителем и народом сравниваются с отношениями «между всадником и лошадью». «Всадник» — это император, наделенный великой мудростью, а «лошадь» — это народ, неспособный к самостоятельным действиям. Император управлял народом не напрямую, а с помощью «узды» и «вожжей» — чиновников и законов. «Старое правило, — говорится в книге, о которой идет речь, — было следующим. Сын Неба считал придворных вельмож своими руками, добродетель и закон — уздечками, чиновников — поводьями, наказания — шпорами, а народ — лошадьми.

Для того чтобы хорошо управлять лошадьми, они должны быть правильно запряжены, необходимо держать поводья ровно и использовать стимул, необходимо соизмерять силу лошадей и обращать внимание на последовательный бег последних, при этих условиях правителю нельзя издавать ни единого звука, не хлопать поводьями и не использовать стимул — лошади сами бегут.

Этические и политические взгляды Конфуция и его последователей в форме ортодоксального конфуцианства составляли основу духовной жизни древнего Китая. И какую бы сторону этой жизни вы ни рассматривали — отношения между людьми, воспитание и обучение, повседневную жизнь и обычаи, ритуалы, привычки — везде можно увидеть влияние конфуцианских идей.

Каждый китаец должен был руководствоваться конфуцианской моралью, и даже если он не мог прочитать сложные изречения в старых конфуцианских книгах, это не считалось главным. Главным было воспитать всех в духе нравственных учений Конфуция. «Учение Конфуция, — писал академик В. М. Алексеев, — пронизывая всю общественную жизнь Китая на протяжении веков, не могло не войти в кровь народа».

В отличие от мифических богов, Конфуций был реальным человеком. В то время как другие религии обещали верующим награды в загробной жизни, конфуцианство в первую очередь заботилось о том, чтобы жизнь удалась в этом мире. Представители низших классов верили в человечность, добродетель и справедливость, провозглашенные Конфуцием, и поддерживали словесный протест конфуцианцев против жестокости, скупости и лицемерия.

Эксплуататоры рассматривали конфуцианство как залог верности однажды данным основам, сохранения установленного порядка классового общества и оправдания повиновения нижестоящих вышестоящим. Жестокое угнетение китайских рабочих маскировалось строгой моралью и любовью к народу, проповедуемой конфуцианством.

Учение Конфуция было развито и переосмыслено его последователями. Одним из его выдающихся последователей был Мэн-цзы (372-289). Он родился в местности Цзоу, на территории нынешней провинции Шаньдун.

Именно здесь, в княжестве Лу, около двух веков назад жил его великий предшественник Конфуций. Мэн-цзы много путешествовал по стране, читая многочисленные лекции, в которых излагал суть своего учения.

Его попытки убедить местных правителей следовать его учению были не очень успешными. Вернувшись в княжество Лу, он провел последние годы своей жизни, развивая свое учение, которое было записано в книге, носящей его имя: «Мэн-цзы». В своей книге Мэн-цзы развил многие учения Конфуция и попытался решить ряд новых проблем.

Мэн-цзю отстаивал святость конфуцианского деления людей на «благородных людей» и «низких людей». В его трактате говорится: «Одни занимаются духовной работой, другие — физической. Те, кто занимается умственным трудом, управляют людьми, а те, кто занимается физическим трудом, управляют людьми.

Современный этап Конфуцианства

Ф.И. Гиренок, специалист по философской антропологии, утверждает, что каждый китаец — конфуцианец. XVII съезд партии КПК подчеркнул важность реализации концепции научного развития, построения гармоничного социалистического общества со средним уровнем дохода и поставил цель окончательно построить общество «Сяокан» к 2020 году и ускорить социальное строительство на основе улучшения жизни людей. За 28 лет реформ и открытости мы совершили огромный прорыв в социально-экономическом развитии, а сводный показатель социальной гармонии ежегодно увеличивался на 5,5%.

На современном этапе реализация социально-экономических реформ была направлена на гармонию и стабильность, способствовала успешному преодолению экономических проблем и спадов. Важной предпосылкой экономического успеха страны является конфуцианский принцип: «Китайцы не боятся бедности, они сосредоточены на справедливом распределении прибыли».

Успех конфуцианских идей в государственной практике определялся тем, что Конфуцию удалось выразить традиционные особенности менталитета. Конфуцианство как экономическая философия все чаще рассматривается как фактор, способствующий развитию экономики, поскольку принципы китайской нации, воплощенные в этом учении, способствуют стабильному, гармоничному развитию как отдельного человека, так и государства.

Принципом поведения человека в Китае становится общее благо, благосостояние народа и государства, а не личная корысть.

Единство этического и политического обеспечивается культивированием индивидуальных моральных принципов в единстве с правилами поведения, принятыми в обществе.

Правил, принятых для установления порядка в государстве, недостаточно. Помимо законов, необходима глубокая внутренняя трансформация человека, чему конфуцианство способствует по своей сути. В концепции построения гармоничного общества можно проследить конфуцианские принципы. Для правителя важна «щедрость» и умение ценить народ, что означает, что он позволяет простым людям определенную степень автономии для удовлетворения собственных интересов. Требование строгого подчинения общественным законам сочетается с одновременным признанием возможности личной жизни. Таким образом, общественное и частное не противоречат друг другу, а находятся в гармоничном единстве.

Конфуцианская теория управления позволила преодолеть основные противоречия, угрожающие стабильности общества, такие как противоречие между богатыми и бедными, поскольку происходил отбор правящей элиты из всех социальных классов и была обеспечена поддержка большинства населения. Кроме того, можно отметить, что благодаря политической направленности образования не было противостояния между интеллигенцией и властью, что было характерно для других цивилизаций, особенно западной. Образованный человек, представитель интеллигенции, оказывался частью государственной системы и направлял свои усилия на ее поддержку и сохранение, а не на критику и разрушение.

Таким образом, эта система позволяла минимизировать глобальное противоречие между индивидуальным и социальным, а внутренние мысли и переживания индивида не входили в противоречие с интересами государства. Для западной цивилизации столкновение верхов и низов, интеллекта и власти, индивидуального и общественного закончилось разрушительными потрясениями. Официальная идеология стремится к идеалу конфуцианской «золотой середины», которая служит для объединения идей, которые на первый взгляд кажутся непримиримыми. Это стремление проявляется, прежде всего, в сочетании различных форм собственности и различных политических принципов.

Современные китайские экономические реформы, представляющие собой модернизацию страны и фактор ее стабилизации, осуществляются в контексте специфической китайской парадигмы экономического развития, от парадигмы Дэн Сяопина («одно государство — две системы») до Ху Цзиньтао (гармоничное общество, инновационное государство), с учетом принципов экономической философии конфуцианской цивилизации: «перейди реку, почувствуй камни», «хорошо и быстро», «обгони, не догоняй».

Эволюционирующая парадигма экономического развития Китая (от социалистической рыночной экономики к гармоничному обществу и инновационному государству.

Заключение

Таким образом, образ благородного сановника, благородного правителя и его основные функции вполне ясны и недвусмысленны. Конфуций впервые в истории Китая подчеркнул важность бюрократии в системе государственного управления и общества в целом через образ Цзюнь-цзы. Бюрократия должна была не только следить за тем, чтобы правила (пи) соблюдались, но и реализовывать их на собственном примере. В конфуцианской модели государства оно было и толкователем, и носителем правил. Это одна из основных причин, почему бюрократия была более важна в конфуцианской модели государства, чем в легистской, где она была связана законами и не имела такой творческой свободы в интерпретации законов, как конфуцианские сановники в интерпретации правил. Можно предположить, что Конфуций вполне сознательно связал руки небольшой части правителей из числа своих высокопоставленных представителей и оставил толкование правил на их усмотрение. Таким образом, правитель и его ближайшее окружение всегда могли интерпретировать то или иное правило, даже концепцию, в удобный момент и в выгодном для себя смысле.

И в заключение работы необходимо отметить, что Конфуций, являясь сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений в абсолютизации императорской власти. Его модель государства показывает, что Конфуций хотел ограничить права императора. Это, по-видимому, стало одной из причин появления концепции благородного мужа, прототипа будущего «идеального» бюрократа.

Список литературы

  1. Древнекитайская философия. — Москва: Мир, 2012. ? 279с.
  2. Кобзев А.И. Философия китайского конфуцианства. — М.: Логос, 2009. — 356 с.
  3. Лукашин, С.П. Конфуций. — М.: Мир книги, 2011. — 368 с.
  4. Ломанов А.В. Современное конфуцианство. — В: Орион, 2009. ? 276 с.
  5. Малявин В.В. Конфуцианство. ? М.: Астриль, 2010. — 357 с.
  6. Мартынов А.С. Конфуцианство: классический период / перевод с китайского А.С.Мартынова. ? СПб: Азбука-классика, 2006. ? 384с.
  7. невилл р. Бостонское конфуцианство // Проблемы Востока. 2011. — №3.