Для связи в whatsapp +905441085890

Аль-Фараби, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии — Биография

Бу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби, сокращенно аль-Фараби (латинизированная форма — Альфарабиус; 872, Фараб — между 14 декабря 950 и 12 января 951, Дамаск) — философ, математик, теоретик музыки, востоковед. Он был одним из величайших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби был автором комментариев к трудам Аристотеля (отсюда его почетное прозвище «Второй учитель») и Платона. Он оказал влияние на Ибн Сину, Ибн Баджа, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы. Ему приписывают создание библиотеки Отрара.

Философия

Аль-Фараби был основателем арабоязычного перипатетизма. Поэтому его представления о бытии близки к идеям аристотелианства, а также — неоплатонизма.

Согласно учению Абу Насра аль-Фараби, все сущее делится на шесть ступеней-ветвей, связанных между собой причинно-следственными отношениями.

Начала по своей природе делятся на два типа: возможно существующее и необходимо существующее. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не следует с необходимостью их существование. Для вещей второго типа характерно, что их существование обязательно следует из их сущности. Все вещи, принадлежащие к возможно существующим, нуждаются в определенной причине своего существования. Такой причиной является сущностное бытие или единство божества, которое производит мир в вечности.

Другие причины множественны. Из первой причины образуется вторая причина — небесные тела. Третья причина — космический разум, который заботится о космосе как о «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. Остальные причины связаны с реальными земными объектами.

К философским трудам аль-Фараби относятся:

«Слово о субстанции».

«Сущность вопросов».

«Книга законов»

«Книга о постоянстве движения Вселенной».

«О значении разума»

«Книга о разуме молодых».

«Большая сокращенная книга логики».

«Книга введения в логику».

«Книга о доказательстве».

«Книга об условиях силлогизма».

«Трактат о сущности души».

«Слово о сновидениях».

«Трактат о взглядах жителей добродетельного города».

«Книга об определении и классификации наук».

«Книга о смысле философии».

«Книга о том, что нужно знать, чтобы изучать философию».

Исследование модели города-государства

Ряд социально-этических трактатов аль-Фараби посвящен обучению общественной жизни («Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Указание путей счастья», «Гражданская политика», «Книга о войне и мирной жизни», «Книга изучения общества», «О добродетельных нравах»). Опираясь на политические и этические идеи греческих философов, особенно Платона и Аристотеля, и используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства.

Добродетельные города возглавляются правителями-философами, которые также выступают в качестве лидеров религиозной общины. Добродетельные города стремятся достичь истинного счастья для всех жителей, в них царят добро и справедливость, несправедливость и зло осуждаются. Добродетельные города Фараби противопоставляет невежественным городам, правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а обращают внимание только на физическое здоровье, удовольствия и богатство.

Музыка

Фараби внес значительный вклад в музыковедение. Его главный труд в этой области — «Большая книга музыки», которая является важнейшим источником информации о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В этой книге Фараби дает подробное определение музыки, раскрывает ее категории, описывает элементы, из которых складывается музыкальное произведение.

Отвечая на вопрос о восприятии музыкальных звуков, аль-Фараби, в отличие от пифагорейской школы, которая не признавала авторитета слуха в области звуков и принимала за отправную точку расчеты и измерения, считает, что только ухо имеет решающее значение в определении звуков, придерживаясь в этом вопросе гармонической школы Аристоксена.

Аль-Фараби, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии - Биография
Аль-Фараби, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии — Биография

Биография

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби, известный на средневековом мусульманском Востоке как «второй учитель» (т.е. второй после Аристотеля), родился в 870 году в городе Фараб, расположенном на Сырдарье при впадении в нее реки Арысь, в тюркской семье. Бассейн Сырдарьи — колыбель древней цивилизации, сыгравшей в истории Казахстана такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Евфрат для Месопотамии.

Фараб, по словам автора X века аль-Мукаддаси, был большим городом с населением около 70 тысяч человек, с соборной мечетью, цитаделью и базаром. Город располагался в Отрарском оазисе, который вместе с прилегающими территориями был древним центром расселения, ирригационного земледелия и городской цивилизации в Казахстане. Как поселение городского типа Отрар возник в последние века до нашей эры. О масштабах экономического и культурного развития оазиса свидетельствуют развалины более 60 поселений, замков-крепостей и городов, следы мощной и широко разветвленной ирригационной системы, относящиеся к различным историческим периодам от раннего до позднего средневековья. Главной особенностью Отрара было то, что он привлекал внимание средневековых арабо- и ираноязычных авторов как важнейший пункт пересечения караванных дорог. Он находился на стыке различных географических ландшафтов, занимая выгодное положение с точки зрения орошения плодородных земель. Поэтому А. Н. Бернштам видел в Отрарском оазисе ключ к решению важнейших вопросов взаимоотношений степных кочевников и оседлого населения — далеких предков казахского народа. В результате миграции согдийцев, имевших большой опыт в области земледельческого труда и древние традиции градостроительства, на юге Казахстана сформировалась самобытная городская цивилизация.

Именно такой была родина аль-Фараби.

Движимый жаждой знаний, аль-Фараби в юном возрасте, когда восприятие мира было еще острым и свежим, отправился в путешествие. Многие годы он провел в Багдаде, политическом и культурном центре халифата. Здесь он развивает свои знания, вступает в контакт с выдающимися учеными и, благодаря своей эрудиции, уму и силе характера, быстро становится лидером среди них. Но догматически настроенные богословы питали к нему личную неприязнь, смешанную с завистью и, главное, с неприятием его образа мышления, ориентированного на познание реальных вещей и поиск обретения счастья в земной жизни. В конце концов аль-Фараби был вынужден покинуть этот «город мира».

О Багдаде и его роли в духовном становлении аль-Фараби следует сказать особо. Прежде всего, это был центр интенсивной культурной жизни. В этом городе пересечение различных культурных традиций и влияний оказало наибольшее воздействие. Языческие верования, иудаизм, христианство (в лице несториан и монофизитов), ислам, культуры разных народов создавали импульс для столкновения идей, их шлифовки, возвышения над локально-этнической узостью. Именно к Багдаду относится то, что аль-Фараби говорит о коллективном городе:

«этот город — самый восхитительный и счастливый из городов невежд, и по своему виду напоминает красочное и пестрое одеяние, и как таковой он оказывается любимым пристанищем каждого, ибо любой в этом городе может удовлетворить свои желания и стремления. Почему-то люди стекаются [в этот город] и селятся там. Его размеры неизмеримо увеличиваются. Там рождаются люди всех видов, там заключаются браки и происходят всевозможные совокупления, там рождаются дети всех видов, воспитаний и происхождения. Этот город состоит из разнообразных, составных ассоциаций с отдельными частями, в которых чужак не отличается от местного населения и в которых все желания и все действия едины. Поэтому вполне возможно, что со временем в нем вырастут самые достойные [люди]; там могут сосуществовать мудрецы, ораторы, поэты всех мастей».

Место ал-Фараби в философской школе мусульман

Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. Здесь они «пробовали» свои силы, создавали школы, соревновались, добивались успеха, изгонялись, возвышались и унижались. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой несториане играли значительную роль. Они переводили и комментировали труды Платона, Аристотеля, Галена, Евклида. Параллельно шел процесс освоения культурных достижений Индии. Такая работа стимулировала самостоятельную творческую деятельность. Наставниками аль-Фараби в Багдаде были Юханна ибн Хайлан и Абу Бишр Матта, известный переводчик античных текстов на арабский язык. Согласно Усейбии, аль-Фараби говорил о Юханне ибн Хайлане как о человеке, который присоединился к живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам через ряд поколений. Абу Бишр Матта преподавал логику. Но, как говорят средневековые источники, ученик довольно быстро превзошел учителя. Из лет учения аль-Фараби в Багдаде следует отметить одно обстоятельство: он получил возможность познакомиться со «Второй аналитикой» Аристотеля, которую богословски настроенные несториане пытались «прикрыть», поскольку там развивались теоретико-познавательные взгляды, не оставлявшие места для религиозного откровения.

Аль-Фараби переехал в Харран, где жили несторианские ученые, вытесненные в его время из Александрии. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь большим уважением ведущего политического деятеля Северной Сирии Хамданида Сайф ад-Даула.

Аль-Фараби умер в декабре 950 года в возрасте 80 лет.

Вклад в науку

Фараби в науке

В трудах аль-Фараби нет резкого разделения философии и частных наук. В этом вопросе своеобразно его отношение к системе знаний, сложившейся в его эпоху. Прежде чем перейти к существу дела, два замечания вводного характера.

Во-первых, аль-Фараби высоко ценит авторитет науки и людей, занимающихся ею. Науке нужны люди чистого сердца, высоких помыслов, лишенные всякого тщеславия и мелкого самолюбия. Атмосфера научных исследований формирует j культуру человека, его способность быть объективным и преклоняться перед истиной. Он нетерпим к тем, кто не способен выполнить высокое предназначение человека науки и играет лишь роль камня преткновения. «И наука теряет свой престиж и унижается из-за тех, кто эксплуатирует ее, потому что она оказалась несостоятельной и бесполезной для них».

Во-вторых, изучение вклада аль-Фараби в естествознание и математику имеет принципиальное значение для опровержения тех, кто говорит об отсутствии оригинального мышления на «Востоке», поскольку развитие естествознания, по своей сути противостоящего мистицизму и суеверию, является фактом чрезвычайной важности.

Основа классификации наук Ибн Сины

Прежде всего, следует отметить идентичность методологических позиций аль-Фараби и Галилея. Последний подчеркивает, что Аристотель предпочитает чувственный опыт всем рассуждениям. «… В наш век существуют такие новые обстоятельства, которые, в этом я нисколько не сомневаюсь, заставили бы Аристотеля, живи он в наше время, изменить свое мнение». То же самое относится и к аль-Фараби. Подчеркивая внутреннее единство человеческой культуры, О. Нейгебауэр оценивает исключительную роль астрономии, «поскольку она несет в своем медленном, но неуклонном развитии корни самого решающего события в истории человечества — создания современных точных наук. Мне кажется, что прослеживание этой конкретной ветви истории культуры стоило наших усилий, какими бы фрагментарными ни были результаты». Выбрав некоторые отрывки, отметим, что Галилей прямо ссылается на предшественника аль-Фараби, аль-Фаргани, и на его старшего современника, аль-Баттани. Что касается ученых более позднего времени, то здесь следует отметить некоторые другие факты. Так, аль-Бируни, например, приводит сведения, свидетельствующие о том, что идея эквивалентности геоцентрической и гелиоцентрической систем была жива на Востоке. Аль-Бируни пишет: «Кроме того, вращение Земли ни в коей мере не уменьшает важности астрономии, потому что все явления астрономического характера могут быть объяснены так же хорошо этой теорией, как и другой». Находясь под влиянием учения аль-Фараби, Насир ад-Дин ат-Туси выступил против сложных механизмов птолемеевской теории Луны и Меркурия. Коперник использовал его построения.

Комментарии аль-Фараби к «Альмагесту» основаны на переработке текста Птолемея; в них авторский текст не изолирован от слов толкователя, а содержание произведения свободно и иногда сжато изложено комментатором. Комментарий к «Альмагесту» был написан аль-Фараби как учебное произведение, но в нем есть дополнения и усовершенствования методического характера. Например, в отличие от Птолемея, аль-Фараби по возможности изучает движение планет вместе, так как, по его мнению, у светил много общего как в астрономическом, так и в математическом отношении, и поэтому он включил в девятую книгу содержание девятой, десятой и одиннадцатой книг «Альмагеста». Здесь мы находим ряд новых дополнений и примечаний, отражающих результаты собственных исследований аль-Фараби, а также достижения его предшественников и современников.

Относительно положения о том, что Земля не совершает никакого поступательного движения, аль-Фараби отмечает, что в своей «Физике» он привел еще одно доказательство невозможности движения Земли. Он подробно останавливается на вопросах сферической астрономии. Аль-Фараби совершенствует тригонометрический аппарат Птолемея: заменяет повсюду хорды синусами, высказывает лемму, равную плоской теореме синусов, и доказывает ее для вписанного правильного треугольника, дает ряд объяснений сущности действия слагаемых отношений. Особо следует отметить, что, обобщая птолемеевский метод вычитания одного числового отношения из другого, аль-Фараби фактически рассматривает каждое отношение как число.

Развитие математических наук

В своих комментариях он использует термины «число отношения» и «число линии АВ», которые стали важным шагом в расширении понятия числа. Эти идеи аль-Фараби впоследствии были успешно развиты аль-Бируни, Омаром Хайямом и другими мыслителями. Введение тригонометрических функций (линий) и расширение понятия числа позволило Абу Насру алгебраизировать многие рассуждения Птолемея. Аль-Фараби своими наблюдениями подтверждает сделанное его предшественниками важное открытие об изменении апогея Солнца, что является его заслугой в теории Солнца и показывает, что он был не только крупным теоретиком астрономии, но и прекрасным практическим наблюдателем. Однако сам аль-Фараби приписывает это открытие астрономам обсерватории аль-Мамун. Комментарий к «Альмагесту» сыграл важную роль в освоении астрономического и математического наследия Птолемея учеными мусульманского средневековья. Об этом свидетельствует включение этих комментариев аль-Фараби в астрономический раздел энциклопедической «Книги исцеления» Ибн Сины. Как изложение Абу Насром содержания птолемеевского труда, так и особенно его «Книга приложений к Альмагесту», содержащая оригинальные разработки, еще не подвергались в литературе подробному анализу. По единодушному мнению крупнейших историков арабской науки и философии, научные труды аль-Фараби изучены не полностью, а его физико-математические работы практически не исследованы. Таким образом, в системе наук аль-Фараби уделяет большое внимание естественным и математическим наукам. Аль-Фараби считает, что знание чисел и величин лежит в основе познания многообразия мира, и придает особое значение арифметике и геометрии, а также искусству правильного логического мышления. По его словам, эти науки «проникают во все науки», поскольку оперируют понятиями и отношениями, абстрагированными от реальных объектов и от реально существующих взаимосвязей и отношений между этими объектами. Так, геометрическое тело есть не что иное, как реальное тело, рассматриваемое только с точки зрения его пространственной формы и размеров в полном абстрагировании от всех других свойств. Эта абстракция определяет спекулятивно-дедуктивный метод геометрии, выводы которой являются развитием непосредственного отражения в сознании реальных пространственных форм, отношений и их взаимосвязей. Характерно определение, данное аль-Фараби последнему разделу математики, «науке искусных методов», как науке о применении математики на практике, т.е. прикладной области математики, касающейся «естественных и воспринимаемых тел». К «науке искусных методов» мы еще вернемся. Следует отметить, что до сих пор «Слово о классификации наук» односторонне рассматривалось как чисто философское произведение, затрагивающее отдельные аспекты методологических вопросов классификации наук. На самом же деле определение предмета каждой отрасли знания в нем органично переплетается с кратким, емким и лаконичным изложением содержания самой науки. Поэтому в большей степени правы те, кто считал этот труд своеобразной энциклопедией средневековой науки. На мой взгляд, разделы «Слова о классификации наук» следует рассматривать прежде всего как миниатюрные монографии по той или иной отрасли знания и учитывать их как при изучении уровня отдельных отраслей наук рассматриваемой эпохи, так и при оценке научных интересов и достижений самого аль-Фараби как ученого.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философская антропология и социальная философия
  2. Поль Рикер и его философия
  3. Религия как воплощение представлений о совершенстве (идеале). Миф и религии.
  4. Новое качество жизни как итог техногенного развития и проблема пределов роста
  5. Учение о разуме. Деятельный разум в арабо-исламской философии
  6. Эстетическое сознание и философия искусства
  7. Проблема свободы воли в философии зарубежного востока XX века
  8. Каппадокийские отцы
  9. Ханс-Георг Гадамер и его философия
  10. Неклассическая философия религии