Для связи в whatsapp +905441085890

Александрийская школа — Начало христианской Александрийской школы в свете древнейших исторических свидетельств

Александрия представляет собой целую эпоху в мировой культуре. Она стала одним из тех важнейших центров, где произошло столкновение мира Античности и мира христианства, что привело к возникновению новой мировоззренческой парадигмы, определившей вектор развития европейской философии на много веков вперед. Молодая христианская религия для того, чтобы объяснить свои истины образованной части языческого общества нуждалась в рациональных аргументах, которые она смогла почерпнуть из лучших образцов античной философии. С другой стороны, начавшаяся было затухать философская мысль позднего эллинизма, получила совершенно новый смысл в результате проникновения христианского учения в культурно-социальную жизнь тогдашнего общества.

Античная цивилизация явила миру немало великих философов, таких как Сократ, Гераклит, Анаксагор и др., которые, одним лишь путем логических рассуждений пришли к идеи Бога. Более того, эти люди смогли постичь Божество настолько, насколько это, быть может, вообще возможно человеческими силами. Путем рассуждения они дошли до мысли о том, что существование вселенной не случайно и есть какое-то Высшее Существо давшее начало всему сущему. Но Высший Разум (Логос, Нус) был трансцендентен человеку. Даже если Он и создал этот мир, то судьба простых смертных Его не интересовала. Осознав эту громадную пропость между собой и Богом, античный человек пришел в уныние. Радость находки сменилась скептицизмом в отношении возможности получить точнее знание об истине и Боге.

В свете вышесказанного становится понятным, насколько революционным была идея христианства о том, что Слово (логос) стало плотью. Огромная пропасть, разделявшая Бога и человека, была преодолена воплощением Слова Божьего (Иисус Христос

По справедливому замечанию Х.-Г.Гадамера, «Если Слово стало плотью… то это значит, что логос освобождается наконец от своего спиритуалистического характера, означавшего вместе с тем и его космическую потенциальность. Единственность, неповторимость акта искупления ведет к включению исторического в сферу европейской мысли, освобождая одновременно феномен языка из его погруженности в идеальность смысла и позволяя ему сделаться объектом философского размышления. В противоположность греческому логосу Слово становится теперь чистым событием». Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской геменевтики. М. 1988. С. 486-487.

Связанным новым отношением к слову, древним богословам пришлось озвучивать многие положения при помощи философского языка. Тем уникальнее положение Александрийской школы среди самых ранних из высших христианских школ, что действительно почерпнув многие конструктивные идеи в трудах дохристианских философов, тем не менее она их препарировала и подвергла критике их воззрения.

Искаженное представление о характере генезиса христианских идей ведёт к критике метода Александрийской школы, но, по словам выдающегося историка христианской мысли Прессансе , «её метод был надолго забыт, но её развитие не было напрасным. Александрийская школа посвятила себя прежде всего защите христианства. Она выполняла эту миссию перед судом высшей культуры, и выполняла успешно». Pressense E. The Early Years of Christianity. Vol. 3: Heresy and Christian Doctrine. New York, 1879. P.255

К сожалению, Александрийская школа (в том числе и её христианский период) долгое время оставались плохо изученными. Это происходило по следующим двум причинам:

Во-первых, это связано с тем, что самому понятию «Александрийская школа» очень сложно дать определение. Различные исследователи прошлого вкладывали в понятие «Александрийская школа» различный смысл.

Во-вторых, долгое время философия Александрийской школы воспринималась как несущественная прибавка к богословию и библейской экзегезе. А в двадцатом веке называть «Александрийской школой» именно христианский Дидаскалион стало прочной традицией.

Однако такой подход не позволял выявить уникальные особенности учения Александрийской школы и определить ее место в истории философской и богословской мысли. В рационалистическую эпоху Просвещения александрийцы со своими аллегорическими интерпретациями Библии не пользовались большим спросом в научном мире. Лишь в 19 веке, когда религиозная мысль перешла в контрнаступление против воинствующего секуляризма, произошло открытие александрийской теологии — особенно в лице Климента и Оригена.Эти процессы связаны с именами таких выдающихся ученых, как Маттер, Симон, Вашро, , аббат Прат, Прессансе, Винченци и др. Свой вклад на данном этапе внесла и русская церковно-историческая наука в лице архиеп. Филарета (Гумилевского), свящ. Василия Дмитревского, проф. А.П.Дьяконова, В.В.Болотова, И.В.Попова, Н.И.Сагарды и др.

Александрийская школа - Начало христианской Александрийской школы в свете древнейших исторических свидетельств
Александрийская школа — Начало христианской Александрийской школы в свете древнейших исторических свидетельств

Начало христианской Александрийской школы в свете древнейших исторических свидетельств

На исключительное значение Александрийской школы в истории развития философско-богословской мысли указывает то обстоятельство, что именно в Александрии начала действовать первая в истории христианства философско-богословская школа, которая одновременно являлась научным институтом, философским и богословским центрами. Вся система богословского образования в древности основана на достижениях этой школы. Александрия стала местом формирования трех наук: теологии (учение о Боге, Творце мира); герменевтики (науке о принципах комментария сакрального текста); экзегетики (собственно комментарии сакрального текста). В Средневековье основываясь на этих принципах была разработана идея университета.

Христианство стало вершиной всей Александрийской мысли, развивавшейся на протяжении столетий. Возникновение Александрийской христианской школы связано с конечным этапом эллинской образованности. Именно тогда появляется новая модель образования по которой все дисциплины становятся лишь подготовительным этапом для овладения высшим знанием — богословием.

В. Я. Саврей видит причину этого в том, что общий настрой эпохи был весьма религиозен. А новая молодая религия — христианство, дала эллинам то, к чему они долго стремились, но так и не смогли найти в своей философии.

Далее в этом разделе автор даёт краткую историческую справку о возникновении Александрийской христианской школы из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, кодекса Безы (D), а также текста бл. Иеронима. Евсевий и бл.Иероним рассказывают о миссии святого апостола Марка в Александрию, со времён которого в Александрии появляются церковные учителя и основывается первая огласительная школа (Дидаскалион). По мнению священника В. Дмитриевского эта школа состояла из двух уровней: подготовки к вступлению в церковь и служению в ней. Постепенно главной задачей школы становится изучение Священного писания.

О научной деятельности Александрийской школы до второй половины второго века мы почти ничего не знаем, в связи с длительным периодом гонений. Автор отмечает, что изначально Дидаскалион был центром христианского религиозного образования, в дальнейшем вышедшей за рамки обычного огласительного училища. Однако точное время когда это произошло, разные исследователи определяют по-разному.

Несмотря на то, что информация о Климнете и Пантене достаточна скудна, В. Я. Саврей всё же не сомневается в существовании некой христианской школы в Александрии до Оригена. Добавляя однако, что само понятие «школа» в данном контексте нельзя понимать буквально. Для подтверждения своих слов автор приводит высказывание Н. И. Сагарды: «Александрийскую школу, собственно говоря, нельзя назвать ни катехизаторской школой, ни богословской семинарией, ни философским институтом: хотя в ней были все элементы, представленные этими именами, однако было бы неправильно соединять её исключительно с одним из них. Она была продуктом развития церковной жизни в тех особых условиях, какие представляла Александрия, и в каждый данный момент приспосабливалась к изменяющимся потребностям времени». Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I-IV века.М., 2004. С. 413.

Автор рассказывает, как именно в этот период произошел переход от катехумената к философскому институту. В то время, когда гонения на христиан уже ослабли, живущая в Александрии многочисленная прослойка образованных христиан, зачастую бывших языческих философов, получила возможность для более глубокого изучения своей веры.

Типичным представителем этой группы христиан является Пантен, прошедший путь от стоицизма к платонизму, а далее к христианству. Он возглавил школу в 179 году. Здесь важно отметить, что до Пантена школа, по-видимому, управлялась только епископами. Возглавив катехизаторское училище, он преобразует его по образцу классической греческой школы, придав ей научно-философское направление. При Пантене курс обучения состоял не только из толкования Священного Писания и изложения христианских догматов, но также преподавалась философия.

Однако же существовали и другие аналогичные религиозные учреждения в Александрии, по мнению автора. Такие, как еврейские batte midrashot и различные гностические школы. С иудеями того времени в Александрии существовала литературная и прямая преемственность. Гностики же, активно пользовавшиеся философской терминологией, привлекали этим интеллектуально более амбициозных христиан.

Расцвет Александрийской школы при Оригене (203-231гг)

Согласно Ф. Леманну (Lehmann F. Die Katechetenschule Alexandria, kritisch beleuchtet. Leipzig, 1896.S.87., история александрийской школы делится на два периода: этико-педагогический и догматический, начало которого он связывает с Оригеном. Грант Р.М. Краткая история толкования Библии (Grant R.M. A Short History of the Interpretation of the Bible. New York, 1963.P.88 Он считает Оригена первым, кто создал последовательную программу христианского образования. Именно при нем была завершена трансформация александрийской школы. Евсевий Кесарийский Евсевий. H. E. IV.18.1-3 пишет, что Ориген был очень популярен. Все философы, среди которых было много знаменитых, стекались к нему и изучали как богословие, так и философию. Именно он не только продолжил работу с материалом христианского Священного Предания и текстом Священного Писания, но и вывел эту работу на качественно новый уровень. При Оригене начался процесс выработки единого канона толкования Библии.

Ориген хорошо понимал, что Писание — это не просто собрание этических норм, руководство к нравственной жизни. Самое главное, что дает нам Евангелие, — это Сам Христос. Поэтому, по мнению Оригена, истина (Христос) содержится в тексте Библии. Этот тезис был слишком смелым для Александрии, но признание того, что Христос — не учитель истины, а сама истина, было сделано христианами на интуитивном уровне. Это означает, что они считали, что если Истина воплотилась в человеческой плоти, то она не могла вести себя иначе, чем так, как вел себя Христос. Подобно тому, как Христос является воплощением Бога в теле и душе человека, Истина воплощается в теле и душе, то есть в букве и смысле текста Божественного Откровения. Именно наличие такого текста делает богословие наукой.

Ориген считал, что богословие — это чтение и методически организованное толкование библейских текстов. А задачу толкования этих текстов он считал двоякой.

Во-первых, она была интеллектуальной. Он был убежден, что ни одно слово Писания не было случайным, и что Библия сама дает подсказки для толкования своих притч. А основой для понимания библейского мира являются нравственные законы, данные Христом.

Во-вторых, это мистическая сторона. В подтверждение этого тезиса В. Я. Саври цитирует Анри Крузеля, ведущего исследователя Оригена в двадцатом веке, Crouzel H. Origen. Edinburgh, 1986.P.74ff., который подчеркивает, что молитва и созерцание были важны для «духовного толкования» у Оригена. Это не противоречило понятию философии, разработанному в древней Александрии. Напротив, все корифеи александрийской эпохи ясно осознавали, что без мистического опыта общения с Божеством не может быть интеллектуального осознания высшей истины. А отсутствие такого опыта делает бессмысленной всю концепцию Бога.

V. Ю. Саврей далее прослеживает мысль Оригена о том, что человек может познать высшую мудрость на самой окружающей его действительности. И что для ее успешного прохождения нужен проводник, которым не может быть философия, которая сама занята поиском такого проводника. Ориген приходит к выводу, что ни одна человеческая система мировоззрения не может служить таким проводником, а только само Священное Писание, в котором содержится Христос и проповедуемые им нравственные правила.

Автор пишет, что нравственное чувство, однако, не было конечной заботой учеников Оригена. И сам он, побуждаемый ими, получил фундаментальное философское образование в школе известного философа Аммония Саккаса.

В. И. Саври приходит к выводу, что Ориген является основателем учения, основой которого был священный текст. А главным для него был вопрос о каноне Священного Писания. В подтверждение своих слов автор приводит слова Н. И. Сагарды. «Ориген не только положил начало систематическому богословию, но и основал библейскую науку в ее главных отраслях своими трудами текстуально-критического, герменевтического и экзегетического характера» Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV вв.М.,2004.С.409.

Наиболее монументальным и трудоемким трудом Оригена является критический текст Библии «Гексапл» (от греческого слова eobrlphu, т.е. шестикратный). Ориген сравнил весь текст Ветхого Завета в разных переводах, снабдил его профессиональными знаками — обелисками и звездочками.

Преемники Оригена. Критика Оригена

С уходом Оригена из Александрии александрийская школа начала постепенно преобразовываться. Фактически, он был последним независимым учителем Дидаскалиона. Начиная с его ученика Геракла, последователи Оригена влились в церковную систему, и после катехизации многие из них стали епископами. Тем не менее, после ухода Оригена Александрийская школа продолжила деятельность, заложенную Оригеном, и не перестала выполнять свою основную функцию христианской полемики, то есть интеллектуальной борьбы.

Далее автор перечисляет основных преемников Оригена, более подробно останавливаясь на некоторых из них. Описывая деятельность преемников, В. Я. Саврей прослеживает, как менялось направление школы. После Оригена школу возглавляли Геракл (215-232), св. Дионисий Великий (232-265), Феогност (265-282), Пиерий (282-292), Серапион (290-295), св. мученик Петр (295-300), св. Афанасий Великий, Дидим Слепой (340-395) и Родон (390-405).

Геракл преподавал еще при Оригене на начальном уровне. Он оставался философом и достойным преемником таких учителей, как Климент, Ориген и Дионисий, даже на посту главы школы. Хотя он занимал эту должность недолго и не оставил значительных трудов, его высоко ценили как епископа. А позже был также противником Оригена, так как принял противоположную сторону в конфликте последнего с Димитрием.

Святой Дионисий Великий, бывший языческий ритор, был истинным представителем александрийской школы. Он не осмелился построить собственную богословскую систему, как это сделал Ориген, и больше занимался критикой различных ересей. За свою энергичную просветительскую деятельность он был назван «Великим». Здесь автор говорит, что характер его деятельности косвенно показал, как начало меняться литературное направление александрийской школы. Главной заботой теперь стала не попытка раскрыть христианство с помощью философии, а защита от неудачных экспериментов такого рода.

Процесс трансформации был долгим и медленным. Автор приводит пример Феогноста, возглавившего школу после святого Дионисия, который вновь вернулся к оригенистским толкованиям, что хорошо видно из его труда «Гиппотипос». Этот фундаментальный труд по философским и богословским проблемам позднее был использован святым Афанасием Великим в его борьбе с арианами и святым Григорием Нисским в его полемике с Евномием. Здесь В. Я. Саврей спорит с Леманном, который считал, что мы почти ничего не знаем о Феогносте. Хотя, подчеркивает автор, на основании того, что известно, невозможно говорить конкретно о характере его ученой деятельности.

Пиерий был учителем святого Памфила Кесарийского, а после его мученической смерти составил биографию со ссылкой на его обширные экзегетические труды. Пиерий был достойным продолжателем традиции критического толкования текста Оригена и использовал большое количество аргументов.

Далее автор полемизирует с французским исследователем философии Оригена Ж. Дени. Дени, который считал преемников Оригена лишь слабыми подражателями, о которых мало что известно. В.И. Саври пишет, что хотя их наследие несравненно меньше, это не значит, что эпоха до св. Афанасия была бесплодной; а Феогност и Пиерий были не подражателями, а близкими учениками Оригена.

Чтобы читатель понял, от чего произошел поворот в учении александрийской школы при святом Петре Мученике, автор подробно описывает закономерности явления «оригенизма». Они оба, Ориген и святой Петр, считали главной целью человека постижение истины и приобщение к Божественной природе. Видение реализации этой цели было разным.

«Для Оригена важна была функция Логоса как Посредника в познании, в связи с чем он подчиняет его Богу (Отцу), сохраняя тем самым постепенность бытия, характерную для платонистской теологии. Для св. Петра важна только неисчерпаемость ипостасной Премудрости Божией, вечно пребывающей и совершенной в Нем: поэтому он отвергает субординационизм Оригена в своем полемическом трактате «О Божестве». Изд. 3-е. М, 2011. С. 191, пишет В. И. Саврей.

Александрийская школа христианская

V. Книга Ю. Саври «Александрийская школа в истории философской и богословской мысли» знакомит читателя с Александрийской школой — концептуальным историко-философским понятием, охватывающим комплекс важных вопросов позднеантичного и раннехристианского мировоззрения. Автор пишет, что ни одна из философских школ античного мира не пережила столь радикальной метаморфозы от очага эллинистической учености к школе христианского просвещения и высшего богословского образования. Развитие философских идей в их тесной связи с религиозной мыслью можно проследить от возникновения александрийской школы до ее угасания и качественного возрождения в виде присущей христианской интеллектуальной традиции.

В. Я. Саври ссылается на огромное количество исследователей, благодаря которым мы видим целостную картину формирования Александрийской школы. Александрия, как мировой центр культуры, соперничала с Римом и лидировала в области философского образования. Она дала миру Плотина и Оригена, внесла решающий вклад в преодоление гностицизма как первого искушения христианской философской мысли. Отсюда начали распространяться арианство и оригенизм, но здесь же были сформулированы догматы православной веры святыми Афанасием Великим и Кириллом Александрийским. История Александрийской школы не перестала быть принципиально противоречивой даже после окончания Средневековья. Автор предупреждает читателя о сложности оценки этого явления и неоднозначности его влияния на культуру Нового Света. Взяв на себя роль посредника между Древним и Новым миром, александрийская культура была сопряжена с соблазнами и опасностями плюрализма интеллектуальной жизни. Но она также преодолела эти искушения и воспитала дух христианской веры и благочестия.

Рассмотренный мною фрагмент главы является частью введения к теме исследования. В этом введении автор дает представление о том, что мы будем понимать под предметом исследования — Александрийская школа и ее христианский период, а также излагает цели и задачи исследования. Фактически, он намечает темы исследования, которые будут подробно раскрыты в последующих главах.

Давая общую оценку достижений Александрийской школы в ее исторической ретроспективе, В.Я. Саврей пишет, что ее судьба

является зеркалом истории философских и богословских идей, она была путем преодоления застоя и нового подъема греческой философской мысли. А задачей христианского Дидаскалиона было переосмысление античной философии в терминах евангельского учения. В результате родилась система идеалистической экзегезы, плодотворная и многогранная, хотя порой и уводящая от истины своим аллегорическим методом.

Вопрос о соотношении религии и философии автор считает главной целью своего исследования александрийской школы. Для Филона, Климента и Оригена, пишет он, философия является необходимой предпосылкой теологии, которая, в свою очередь, не может обойтись без нее. Для более поздних мыслителей философия — это скорее инструмент для раскрытия истин тем, кто воспитан в этой культуре. Но сама теология существует вне и без философии. Между этими взглядами лежит пропасть. «История александрийской школы — это история идей, взаимно противостоящих и дополняющих друг друга». Саврей В. Ю. Александрийская школа в истории философской и богословской мысли. Изд. 3-е. М, 2011. С. 742, автор поясняет. В своей работе он полно и всесторонне рассматривает, как опыт переоценки античной философской мысли стал процессом напряженного поиска новых форм и целей. А борьба с остатками языческих заблуждений, стала причиной глубокого пересмотра всего философского и теологического опыта, который нашел свое воплощение в новом средневековом тысячелетии.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Пространственно-временные характеристики мира. Различные модели пространства и времени
  2. Сильные и слабые стороны буддизма
  3. Тринитарные споры в свете философии
  4. Перспективы идеологии
  5. Классическая концепция истины. Доказательство, объяснение и понимание и их роль в познании
  6. Новая онтология: бытие без субстанции в философии н. Гартмана
  7. Проблема субстанции. Поиски субстанциональной основы мира
  8. Алексей Федорович Лосев, российский философ и филолог
  9. Философские идеи Ф.М. Достоевского
  10. Логика как способ выражения смыслового содержания идеи