Для связи в whatsapp +905441085890

Анаксимандр, древнегреческий философ — Этапы развития древнегреческой философии

Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае в середине I века до н.э. Древнегреческая философия — крупное, относительно самостоятельное направление историко-философского процесса, тесно связанное с религией и культурой данного региона. В ее рамках было создано большое количество оригинальных философских доктрин, школ, течений и направлений, внесших огромный вклад в развитие человеческой цивилизации.
Начало развития европейской философии относится к Древней Греции V-IV веков до н.э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зарождением конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были также естествоиспытателями. Они предпринимали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека.
Особенностью древнегреческой философии раннего периода является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о происхождении мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу — кто породил сущее, то философы ищут субстанциальное начало — от чего все произошло. Фалес, основатель греческой философии, рассматривал все существующее многообразие вещей и природных явлений как проявление единого, вечного начала — воды.
Анаксимен и Анаксимандр развивали аналогичную точку зрения. Для Анаксимена воздух является первоначалом и субстратом всех вещей. У Анаксимандра — апейрон («бесконечное»), неопределенное, вечное и бесконечное первоначало, постоянно находящееся в движении.
Одним из крупнейших философских учений ранней греческой философии является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита — «О природе». Гераклит считает огонь субстанциональным и генетическим началом Вселенной. Согласно Гераклиту, мир — это упорядоченный космос. Он вечен и бесконечен. Он не был создан ни богом, ни человеком; он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, который воспламеняется и гаснет по законам. Космология Гераклита основана на трансформации Огня. По Гераклиту, все изменения во Вселенной происходят с определенной закономерностью, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость — это универсальный закон — Логос. «Логос» по-гречески означает «слово», но в то же время «Логос» означает разум, закон. В самом общем виде Логос Гераклита — это выражение логической структуры Космоса, логической структуры образа мира, непосредственно данного живому созерцанию.
Таким образом, ранняя греческая философия сочетает философский и естественнонаучный подходы в объяснении сущности мира. С одной стороны, в них достаточно четко реализуется субстанциальный подход, с другой стороны, субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретным элементом, явлением природы. Этот элемент в той или иной степени приобретал значение метафоры, в образной форме давал представление об изначальной вездесущности.
Гелейская школа — древнегреческая философская школа, учение которой развивали три великих философа — Парменид, Зенон и Мелисс — с конца VI века до н.э. до начала второй половины V века н.э.
Первые два, Парменид и Зенон, жили в небольшом итальянском городе Элея, а третий, Мелисс, был уроженцем Самоса, расположенного далеко от Элеи. Но поскольку основные доктрины школы были разработаны Парменидом и Зеноном, жителями города Элея, школа в целом стала называться элейской.
Первым деятелем и корифеем школы был Парменид (родился около 540 года до н.э.).
древнегреческая философия Гераклит Анаксимандр

Достигнув зрелости, Парменид разработал оригинальное философское учение. Некоторые его положения были направлены против пифагорейцев, от которых он в это время отдалился. Но еще более «резко» он выступил против Гераклита и Анаксимена, то есть против ионийских материалистов.

Анаксимандр, древнегреческий философ - Этапы развития древнегреческой философии
Анаксимандр, древнегреческий философ — Этапы развития древнегреческой философии

Этапы развития древнегреческой философии

Согласно учению второй — гипотетической и в то же время натурфилософской — части, в основе всех явлений лежит противопоставление света и тьмы. Это учение в чем-то схоже с учением Анаксимандра. Природа светил, их взаимное расположение в пространстве и движение объясняются так же, как и у Анаксимена, взгляды которого в это время пользовались большим авторитетом.

Дальнейшие детали излагаемой Парменидом физики содержат объяснения, также гипотетические, ряда явлений, наблюдаемых на небосводе, а также объяснения атмосферных процессов, предположения о происхождении и природе чувственных восприятий и, наконец, предположения о природе мышления.

Некоторые из догадок Парменида имели огромное значение для дальнейшего развития научных идей. Такова была догадка о темной природе Луны, которая лишь отражает свет Солнца и сама не способна излучать свет. Также ценной была догадка о зависимости наших чувств и нашего разума от нашей физической природы и от состояния наших телесных органов.

Все эти догадки трудно совместить с категорическими утверждениями некоторых ученых о том, что Парменид был полным реакционером в науке и философии.

В своем учении об истине и в своих взглядах на познание Парменид пришел к выводам, которые с точки зрения обычного восприятия наблюдаемых явлений выглядят крайне парадоксальными. Наблюдение, основанное на внешних чувствах, показывает множественность вещей в окружающем нас мире. Парменид, напротив, отрицает мыслимость множественности. Множественность существует только для органов чувств. Однако органы чувств не дают нам истинной картины мира. Для мысли, для разума, мир предстает как строжайшее единство.

Для органов чувств все вещи в мире представляются постоянно движущимися, изменяющимися: возникающими и исчезающими. Но, согласно учению Парменида, это тоже лишь иллюзия органов чувств. Истинная картина мира открывается и проверяется только разумом. Эта картина такова: мир тождественен, он не знает ни возникновения, ни гибели. Мир вечен, неизменен, неподвижен. Именно этот тезис о неизменности и неподвижности мира сделал Парменида основателем античной метафизики и антагонистом диалектики Гераклита.

Как с точки зрения обычного восприятия, так и с точки зрения физики, разработанной пифагорейцами, мир состоит из отдельных вещей, отделенных друг от друга пустыми пространствами. Но даже здесь Парменид утверждает, что это не достоверная картина мира, а иллюзия, порожденная обманом чувств. Напротив, открывшееся разуму представление требует признания того, что пустота, то есть пространство, отделенное от тел, от материи, не существует, невозможно. Пространство неотделимо от материи.

Ко всем этим положениям, крайне парадоксальным с точки зрения обычного чувственного восприятия и наблюдения, Парменид присоединил еще одну мысль, которая, должно быть, показалась его современникам чрезвычайно новой и трудно усвояемой. А именно: Парменид пытается установить строгое различие и даже противопоставление между истиной и мнением, между знанием совершенно достоверным и знанием, о котором можно сказать, что оно не просто лишено вероятности, а является лишь правдоподобным предположением.

С тех пор логика и теория познания уже давно прояснили огромное значение вероятностного знания для практики, для науки и для логического мышления. Ни современная наука, ни современная техника, ни современная логика, которая обобщает операции доказательства и вывода, используемые в математике, в технике и в физике, были бы совершенно невозможны без вероятностного знания и без умозаключений и рассуждений, которые являются результатом такого знания.

Таким образом, сама по себе мысль Парменида, указывающая на различие, существующее между знанием, которое является определенным, и знанием, которое является просто вероятностным, была ценной мыслью. Однако Парменид излагает это положение в контексте метафизики, а не диалектики. Он определенно противопоставляет два вида знания. Достоверное знание он связывает с деятельностью разума, а вероятное — с чувственным восприятием, и утверждает, что чувственное восприятие не может дать истинного знания. Такое знание дает нам только мысль, различение разума.

Особенности философии Древней Греции

Основой древнегреческой философии были мифология, предфилософия, протонаука, учение орфиков и лирическая поэзия. Древнегреческая философия началась с вопроса «Что есть начало всех вещей?». Значительное влияние на формирование античной философии оказала деятельность «семи мудрецов». Непосредственный состав этой группы точно не указан в источниках, но есть согласие относительно четырех из семи: Фалес, Солон, Биентес, Питтак. Лирическая поэзия была также связана с философскими афоризмами житейской мудрости: Фокилид, Феогнид, Хилон, Клеобул, Каллин и др.

Древние атомисты, сначала Лейципп и Демокрит, позже их последователи Эпикур и эпикурейцы, решили вопрос о происхождении бытия и все связанные с ним философские проблемы. Должен существовать неделимый предел. В материи это атомы. У пространства есть атомы, у времени — хроны. Надо отдать должное древним атомистам, которые, при отсутствии экспериментальной и теоретической базы, смогли уловить идею атомарности материи.

В V веке до н.э. проблематика античной философии начала расширяться. Если ранее философы сосредоточились на проблемах бытия, космоса и физиса, т.е. преобладала натурфилософия, то софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др.) выдвинули на первый план проблему человека как члена общества. В этом их объективная заслуга. Но сами взгляды софистов подверглись резкой критике со стороны древних и современных философов, и эта критика имела веские основания.

Главный постулат философии софистов был выдвинут Протагором: «Человек есть мера всех вещей: существующих — что они существуют, несуществующих — что они не существуют». Это означает, что, во-первых, все в мире относительно, а во-вторых, мерой относительности является человек. В-третьих, собственные представления, знания и этические идеалы человека также относительны. Такая абсолютизация условности, относительности бытия называется крайним релятивизмом. Философское понимание человека было продолжено учеником софистов Сократом, который, однако, был их последовательным критиком. Его девизом было изречение: «Познай самого себя». Объективное знание является общим для всех, оно не зависит от предпочтений человека. Но знание рождается в душе и не может быть привнесено извне.

Идеи Сократа оказали большое влияние на его ученика, одного из величайших философов античности и всей мировой философии — Платона. Каждая идея, согласно Платону, имеет свою сущность и прообраз. Человек состоит из тела и души, тело — это темница души, оно смертно. Душа — это идея человека. Она бессмертна и переходит из одного тела в другое. В решении проблемы познания Платон опирается на теорию реинкарнации и сократовскую идею о существовании истины в глубинах души.

Если для Платона бытие — это только сверхчувственный мир идей, то для Аристотеля оно имеет множество разновидностей и значений. Он делит их на четыре группы: а) бытие как категория; б) бытие как акт и потенция; в) бытие как присоединение (философский термин, введенный Аристотелем, описывающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи); г) бытие как истина. ); г) бытие как истина.

В теории познания философ опровергает скептицизм и субъективный идеализм. Аристотель также считается отцом логики — науки о законах мышления. Аристотель выделял три типа наук о познании: теоретические, практические и творческие. По Аристотелю, проблематика практических наук определяется высшей целью человеческой деятельности. Это достижение высшего блага, которым является счастье. Смысл жизни заключается в совершенствовании себя как человека.

Проблемы натурфилософии

В древнегреческой философии четко сформировались два основных типа философского мышления и мировоззрения (идеализм и материализм), было осознано предметное поле философии, определены важнейшие области философского знания. Это был расцвет античной философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.

Общей чертой античной философии, в большей степени ее раннего развития, был космоцентризм. Введение понятия «космос» приписывается милетским мыслителям и Пифагору. С ними же происходит и окончательный разрыв с мифологическим мировоззрением. Представителями этой школы являются: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Не удовлетворившись мифологическими объяснениями происхождения Вселенной, они формулируют фундаментальный вопрос — что есть начало всех вещей? — который еще долго будет стимулировать философские размышления древних мудрецов. Сначала этот вопрос решался в основном с натуралистических позиций: Фалес — вода, Анаксимен — воздух, Ксенофан — земля, Гераклит — огонь. В период расцвета греческой философии выдвигались и другие версии: Платон — идеи, Лейципп и Демокрит — атомы.

Важное достижение античных мыслителей-физиков заключается в следующем открытии: существует множество вещей, они возникают и гибнут, то есть преходящи, но есть одна, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и в которую возвращаются.

Другая школа представлена Пифагором. Известно, что он основывал свою философию на числовых соотношениях, понимаемых как универсальные абстрактные законы, принцип всеобщей гармонии. «Мудрейшее число» Логично, что такой подход способствовал превращению математики из эмпирической практики в настоящую теоретическую науку.

Философская школа элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) продолжила разработку понятийного аппарата греческой философии проблемы субстанции, Основной заслугой Парменида является введение в философию понятия «бытие» Бытие у него и есть субстанция, которая неделима и неподвижна.

По сути, Парменид ставит две проблемы: 1) отношения бытия и небытия; 2) отношения бытия и мышления.

Уже в ранний период греческой философии возникают диалектические идеи. Сначала их развивает Анаксимандр, затем Гераклит. Последний уже четко выражает две диалектические идеи: 1) вечность и всеобщность изменений в мире и 2) единство и противоположность противоположных начал, развивающихся из Единого.

Диалектические мотивы можно услышать и в работах Зенона. Однако, будучи последователем Парменида, он лишь ставит проблемы, но не решает их.

Отметим еще несколько важных идей ранней греческой философии, Гераклит развивает идею «логоса» (слово) — некое разумное первоначало, которое присуще всем вещам и в то же время управляет их бытием.

Эмпедокл начинает диалектически рассматривать проблему изменчивости мира, Меллис впервые формулирует «закон сохранения бытия» — предпосылку элеатского учения. Анаксагор выдвигает тезис «Все во всем», подразумевающий тесную взаимосвязь и взаимопроникновение явлений бытия. Кроме того, философ переосмысливает понятия «возникновение» и «уничтожение». «Ибо ни одна вещь не возникает, не уничтожаясь, но состоит из смеси существующих вещей или отделяется от них» То есть живое возникает из живого.

Понимание первоосновы мира философами

Для зарождения милетской натурфилософии (философии природы, космоса) характерно еще наличие многих мифологических образов. Вместе с тем она представляет собой уже рационализацию космогонической мифологии, то есть является выражением в абстрактных терминах концепции мира, выработанной мифом и религией. Основателем первой античной философской школы был гражданин Милета,(6) один из знаменитых «семи мудрецов» древности Фалес. Первый из ионических философов — Фалес из Милета — жил приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира. Он попытался ответить на вопрос о том, как устроен мир, можно ли объяснить его «из самого себя» что является первопричиной, первоначалом всего существующего. Первоначально Фалес определил термином «физис», что означало природу как первую и фундаментальную реальность. Таким первоначалом у Фалеса выступает вода: все произошло из воды, и все, в конце концов, в воду превращается. Фалес мыслил воду именно как физис, то, что мы пьем, — лишь одно из его состояний. Таким образом, по Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется душой или Богом. «Все полно богов», — утверждал милетский мудрец. Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. (1) Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «стойхейон», так и в смысле «архе». Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 гг. до нашей эры). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным». Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. Его «апейрон» характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых стихий, но является «какой-то иной неограниченной природностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них». «Апейрон» Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и по временном отношении. Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности. Т.е. у этого философа мы, видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по отношению к развитию.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, — проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи. Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Типы мировоззрений
  2. Современная философия
  3. Индивид, индивидуальность, личность
  4. Пространство и время в философии
  5. Иоган Готлиб Фихте, представитель немецкой классической философии
  6. Формационная парадигма общественного развития как разновидность стадиального подхода к анализу истории
  7. Блез Паскаль
  8. Корни философской культуры древней руси
  9. Чарльз Пирс как основоположник прагматизма
  10. От древности к средневековью: два типа умозрения