Для связи в whatsapp +905441085890

Анализ философской лирики — Лирика как род литературы. Понятие мотива как смысловой единицы текста

Прежде чем говорить о философских мотивах в лирике Высоцкого, необходимо раскрыть содержание понятий «лирика», «философская лирика» и «мотив». Для этого необходимо обратиться к литературоведческим исследованиям. «Словарь литературоведческих терминов» С.П.Белокурова дает следующие определение термину:

Лирика — «один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и драмой), выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями».

Лирические произведения занимают особую роль в литературе, т.к. именно они наиболее глубоко раскрывают внутренний мир человека, что является одной из задач литературы. Через сопоставление себя с лирическим героем читатель постигает и свой внутренний мир.

Наиболее полно понятие «лирики» раскрывается в книге Л.Гинзбург

«О лирике», где она отмечает следующий парадокс: при всей субъективности лирики, она наиболее устремлена к общему, чем эпос и драма, изображая душевную жизнь как всеобщую. Если в лирике можно увидеть характер лирического героя, то он не будет «частным» и единичным.

Лирика, по Гинзбург, это оценочное отношение лирического субъекта к вещам и событиям. Классификация лирических жанров исходит из эмоционально-оценочных установок. Изначальная суть лирики — раскрытие высокого, прекрасного, воспевание идеалов и жизненных ценностей. Но, с помощью гротеска и обличительной сатиры, лирика может раскрывать и антиценности.

В книге также отмечается, что поэтичность не всегда достигается за счет высокого слога. Поэтическими могут быть слова разговорные и даже грубые, если они обусловлены контекстом.

Одной из разновидностей лирики является философская лирика. Понятие «философской лирики» прямо связано с понятием «философии», как науки, «изучающей особую форму общественного сознания и познания мира, вырабатывающей систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни».

Таким образом, философская лирика — это разновидность рода лирики, которая пытается осмыслить вечные вопросы бытия, жизни и смерти, добра и зла, устройства мироздания и т.д. через субъективную оценку лирического героя. Для философской лирики характерны принципы углубленного психологизма, а также обращение к аллегории и использованию метафор.

Причиной обращения авторов и читателей к философской лирике часто становится стремление людей постигнуть мироустройство. Философская лирика помогает сохранить моральные ценности личности, выступая посредником между реальностью и духовными потребностями человека.

Существуют следующие жанры философской лирики: сонеты, рубаи, газели, эссе, стихи элегического характера и т.д.

В своей работе я обращаюсь к таким категориям, как «образ» и «мотив». Поэтическое содержание в лирике раскрывается через систему мотивов и образов. Под мотивом в работе понимается семантическая единица текста, способная разворачиваться и внутренне преображаться, раскрывая дополнительные смыслы художественного произведения.

Понятие «мотива» раскрывается в работах Б.М.Гаспарова: «в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» — событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т.д.; единственное, что определяет мотив, — это его репродукция в тексте, так что в отличие от традиционного сюжетного повествования, где заранее более или менее определено, что можно считать дискретными компонентами («персонажами» или «событиями»), здесь не существует заданного «алфавита» — он формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру. В итоге любой факт теряет свою отдельность и единство, ибо в любой момент и то и другое может оказаться иллюзорным: отдельные компоненты данного факта будут повторены в других сочетаниях, и он распадется на ряд мотивов и в то же время станет неотделим от других мотивов, первоначально введенных в связи с, казалось бы, совершенно иным фактом»

Анализ философской лирики - Лирика как род литературы. Понятие мотива как смысловой единицы текста
Анализ философской лирики — Лирика как род литературы. Понятие мотива как смысловой единицы текста

Лирика как род литературы. Понятие мотива как смысловой единицы текста

Работы Б.М.Гаспарова относятся к мотивному анализу текста. Суть такого анализа заключается в том, что его предметом является компонент сообщения, преобразованный в виде мотива, смысл которого раскрывается только в связи с другими мотивами, возникающими в данном контексте в процессе его осмысления. Таким образом, при интерпретации текста в процессе его аналитического осмысления новые смыслы открываются читателю через развертывание и перестановку мотивов, которые могут создавать новые конфигурации, соединяясь друг с другом.

Таким образом, в данном разделе главы раскрываются теоретические понятия, применение которых поможет найти наиболее точные интерпретации смыслового целого лирического текста при дальнейшем анализе философских мотивов в поэтическом творчестве Высоцкого.Лирика Высоцкого изобилует философскими понятиями. И чтобы понять философский смысл его стихов, необходимо сказать о мировоззрении Высоцкого. На мировоззрение любого автора в основном влияют два фактора — эпоха, в которую жил и творил автор, и его биография, то есть отпечаток каких-либо событий, произошедших с поэтом в течение его жизни. Немаловажную роль играет и художественная литература. Поэтому в этой главе мы рассмотрим, какие тенденции преобладали в литературе того времени, какое отражение они нашли в творчестве Высоцкого. Также обратимся к биографии автора, чтобы проследить, как те или иные события в жизни Высоцкого повлияли на его мировоззрение.

1960-е годы называют переломным моментом в литературе. Этот период характеризуется сдвигом в эстетическом осмыслении действительности — на смену информативной и описательной художественной литературе пришла аналитическая манера. Литература 60-80-х годов развивалась по законам социально-нравственной характеристики той эпохи и отражала реалии и идеалы периода. Это способствует расширению и обогащению жанров и стилей советской литературы. Одной из ее особенностей является тенденция к усилению философского начала, отсюда углубление во внутренний мир человека, его взаимоотношения с миром.

Это время бурных споров о состоянии современной поэзии — о тенденциях и перспективах ее развития, а также столкновения направлений. Появились различные термины, определяющие поэзию: «тихая», «громкая», «научная», «интеллектуальная», «экспериментальная». Каждое литературное течение привносило что-то новое и стремилось отрицать другие поэтические явления.

Своеобразным отражением рассматриваемой эпохи стала авторская песня, которая была противопоставлена эстраде.

Авторская песня — это песенный жанр, в котором авторство текста и музыки, а также исполнения принадлежит одному человеку, причем текст является более значимым, а музыкальное сопровождение — ритмическим вспомогательным компонентом.

Художественная песня начала появляться в середине 20 века в студенческой среде, поэтому сначала ее называли «студенческая песня» или «туристическая песня», в зависимости от темы. Первоначальной характеристикой этой песни была камерность, то есть песни писались для узкого круга людей, а не для публики, и исполнялись, как говорится, «за кухонным столом».

В конце 50-х годов авторская песня из камерной превратилась в многолюдные концерты, а тексты песен стали выражать более глубокое настроение. В качестве примера можно взять Булата Окуджаву, основателя авторской песни, не как любительского явления, а как серьезного культурного течения.

Факторы, формирующие концепцию творчества

В конце 1950-х годов авторская песня превратилась из камерной музыки в многолюдные концерты, а тексты выражали более глубокие чувства. В качестве примера можно привести Булата Окуджаву, основателя авторской песни не как любительского явления, а как серьезного культурного направления.

В 60-е годы авторская песня достигла своего апогея, в это время она окончательно утвердилась как самостоятельное направление в отечественном искусстве. «…С приходом таких ярких личностей, как В. Высоцкий и А. Галич, самостоятельность движения в целом, его противопоставление официальному искусству стали особенно явными, а поэтика значительно обогатилась.

У этого движения были как сторонники, так и противники, которые не считали его серьезным явлением в литературе. Отмечались следующие недостатки:

  • ненужность музыкального дополнения к тексту, так как поэтическое слово самоценно;
  • упрощенный синтаксис;
  • ослабленная метафоричность.

На что сторонники авторской песни указывают на гармонию слова и мелодии и, предлагая углубиться в историю, вспоминают о первоначальном синкретизме в лирике.

Годы «оттепели» наложили отпечаток на искусство, прежде всего отразившись в литературе раскрепощением художественного слова. Это раскрепощение происходило в двух взаимодополняющих направлениях — в слове, несущем истину, и в слове, обогащенном звуком, смыслом и образом. Оба эти направления прослеживаются в творчестве Высоцкого.

На творчество Высоцкого, несомненно, повлияла его биография. Он родился 25 января 1938 года. А в 1941 году, когда будущий бард был совсем маленьким, началась Великая Отечественная война, в которой участвовал его отец. Впоследствии военная тематика прочно вошла в творчество поэта.

Характер Высоцкого начал формироваться рано. По словам отца, мальчик с ранних лет отличался добротой, которая оставалась главной чертой его характера на протяжении всей жизни. С детства он уважал старших, был ответственным и верным в дружбе, не выносил несправедливости и равнодушия. Учился неровно, но хорошо. У него отличная память: за один присест мог выучить стихотворение.

Тяга к творчеству у Высоцкого появилась в старших классах. В юности будущий поэт отличался кругозором, он много читал русской и зарубежной литературы, интересовался историей и наукой. В школьные годы он посещал драмкружок, и уже тогда проявились его актерские способности.

Окончив школу, Высоцкий, по словам родителей, поступил в Московский инженерно-строительный институт, но довольно скоро понял, что профессия инженера — не его призвание. Любовь к искусству привела его к поступлению в Школу-студию МХАТ в качестве актера.

Учась в театральном училище, по воспоминаниям однокурсницы Высоцкого Т.В. Додиной, он уже в то время интересовался философией. В то время как большинству студентов этот предмет давался с трудом, Высоцкий всегда был «отличником».

Окончив гимназию, Высоцкий начал свою актерскую карьеру в театре имени Пушкина, затем в Театре миниатюр. Но театром, в котором он служил до конца жизни, стал Театр на Таганке. Актер также снимался в кино и уже серьезно работал над сочинением собственных песен. Работа в театре нашла отражение в поэзии Высоцкого: в своих песнях-ролях он создает колоритных персонажей, лексика которых стилистически окрашена и насыщена разговорными, а иногда и жаргонными выражениями.

При съемках фильмов Высоцкий обходился без каскадеров. В этом ему помогала физическая форма и его разносторонние интересы: занятия боксом, верховой ездой, карате, фехтованием. Эти виды спорта наложили отпечаток и на поэзию автора.

Литература, повлиявшая на творческое мировоззрение Высоцкого, очень разнообразна: в его лирике встречаются аллюзии на произведения русских и зарубежных классиков, античные и библейские сюжеты, термины научной литературы, фантастические и фольклорные образы и мотивы. Поэт также использовал свои знания в области искусства, истории, спорта, философии.

Мотив жизненной стойкости

Читая Высоцкого, мы постоянно открываем для себя новые сюжеты, темы, характеры, конфликты. Его стихи о спорте, военная тематика, детские стихи (например, «Алиса в стране чудес»), песни-сказки и басни, в которых угадываются социальные типы, а также песни-вариации на исторические и мифологические темы, где мудрость веков помогает разгадать противоречия современности. В песнях Высоцкого все темы пересекаются и дополняют друг друга, в них «есть все», поэтому его лирику назвали энциклопедией нашей жизни 60-70-х годов ХХ века.

Творчество Высоцкого — это синтез таланта актера и дара мыслителя, поэтому его стихи наполнены, с одной стороны — разнообразием характеров и типажей, использованием юмористических каламбуров, а также, разговорного и просторечного лексического набора, а с другой стороны — гуманизмом, использованием риторических вопросов и философских.

Стихи Высоцкого — это сплав лирического и сатирического. Сам Высоцкий признавался: «Я предпочитаю русскую традицию Гоголя — смех сквозь слезы. Смех смехом, а на душе кошки скребут». Эту особенность его поэзии отметил В. Аксенов: «В сатире он шел прямо за Зощенко, в лирике — за Есениным».

Песни Высоцкого у всех на устах. Но можно ли из этого сделать вывод, что они нам хорошо известны? Следует ли из этого, что в них нет ничего нового? В одной из книг, к которой я обращался при написании своей работы, «Владимир Высоцкий. Поэзия и проза» В. Новиков приводит в качестве примера следующие строки стихотворения:

И я ничем не отличался от невежд.

А если и отличался — то очень мало,

-Будапешт не оставил заноз,

И Прага не разорвала мне сердце.

……………………………………. И хотя нас не косили расстрельные команды,

Мы тоже были детьми страшных лет России, Водка вливалась в нас с незапамятных времен.

Духовный максимализм и самокритика от лица всего поколения, которые читатель может найти в этих строках, являются частью традиции русской поэзии. В упомянутой выше книге отмечается, что в этом стихотворении Высоцкий отсылает читателя к Блоку («Рожденные в годы глухие, они не помнят дороги своей»). Объединяет эти стихотворения тема трусости лирического героя, который знает, что идеология власти — «мираж», но не верит в эту идеологию и подчиняется ей. Блок выражает эту тему антитезой энтузиазма против тупости. Но в данном случае во внешнем энтузиазме есть «роковая пустота», а немота — это «рев тревожного колокола», который символизирует духовную веру. У Высоцкого лирический герой тоже «не верил в миражи», но, испугавшись опасности, «заперев душу на засов», он решает не идти против властей.

И здесь также слышны отголоски лермонтовской «Думы» Лермонтова:

…Перед опасностью позорно малодушие, А перед властью — презренные рабы…

Сравнивая Высоцкого с Блоком и Лермонтовым, можно отметить, что у Высоцкого классический мотив русской литературы представлен в неканоническом стиле: подчеркнуто сочетание высокого и низкого: в одном контексте встречаются такие слова, как «Россия» и «некогда», с одной стороны, и «водка» — с другой.

Мотив смерти

Часто в поэтическом творчестве Высоцкого звучит мотив смерти, который раскрывается неоднозначно. Чтобы проследить раскрытие этого мотива в его поэзии, необходимо обратиться к анализу таких стихотворений, как «Кони привередливые», «Веселая покойницкая», «Памятник».

Стихотворение «Кони привередливые» — одно из наиболее ярко выражающих философские мотивы. Тема его — чувство приближающейся смерти и любви к жизни лирического героя.

В стихотворении используется символика: кони — символ времени, обрыв — конец жизни. Лирический герой, понимая, что его последний час не за горами, цепляется за жизнь из последних сил, обращается к времени с просьбой остановиться, при этом понимая, что он сам же и ускоряет роковой час. Изучив жизнь самого автора, можно сказать, что стихотворение отражает автобиографические черты. Высоцкий сам часто интенсивной работой, а также повышенным эмоциональным напряжением «погонял коней» времени, приближаясь к «краю обрыва». Эта мысль находит отражение уже в первой строфе стихотворения. Уже в начале стихотворения эпитет «гибельный» задает мрачный тон, который усиливается повтором глагола «пропадаю».

Но, если в первой строфе, лирический герой сам «стегает коней», то уже в рефрене, выражающем основную мысль, он просит их не торопиться. Словами «и дожить не успел, мне допеть не успеть» подчеркивается не только физическая смерть, но и конец его творческого пути.

Далее в стихотворении усиливается трагичность словами «сгину я», в которых уже не намек, а утверждение. Метафора «меня пушинкой ураган сметет с ладони» образно выражает незначительность человеческой жизни, хрупкой как пушинка, перед смертью, властной как ураган.

В стихотворении используется религиозная терминология, связанная с мотивом смерти: Бог, ангелы, — через которую, лирический герой выражает свое горестное представление о потустороннем мире, ведь ангелы кажутся ему со «злыми голосами», а «колокольчик зашелся от рыданий».

В последнем рефрене лирический герой не просто просит продлить ему жизненный путь, здесь обращение усиливается мольбой: «умоляю вас вскачь не лететь».

От первых до последних строк стихотворения можно проследить усиление напряжения. Сначала лирический герой чувствует «с гибельным восторгом», свою скорую смерть, но не осознает еще всей трагичности. Следующий этап — осознание неизбежности смерти. И, наконец, ощущение себя уже там, «в гостях в Бога».

Высоцкому в этом стихотворении удалось очень образно и в полную силу раскрыть философскую тему трагизма неизбежности рока.

В стихотворении «Веселая покойницкая» тоже звучит мотив смерти. Но здесь смерть показана по-иному. Если «Кони привередливые» более надрывное, трагическое, здесь чувствуется неприятие смерти и желание жизни, то здесь чувствуется смирение перед неизбежностью рока.

Стихотворение «Веселая покойницкая» написано в шутливой форме с юмористическим оттенком. Но смысл песни включает в себя философский вопрос. Тема этого стихотворения заключается в осознании слабости человеческой натуры, а также, что человеческая жизнь «ничто» по сравнению со смертью, которой не избежит никто.

Уже само название заключает в себе оксюморон, в котором происходит десакрализация культурных традиций, связанных с обрядом похорон. Читатель, затрагивая тему смерти, обычно настроен на грустный элегический настрой, а здесь приводится эпитет «веселая» песня. Такой прием уже вызывает в читателе противоречивые чувства.

Стихотворение написано простым языком — автор сознательно применяет снижение стиля. Также этому способствует употребление просторечных выражений, как «гуляешь, хлебнувши винца», «бывший начальник — и тайный разбойник», «силам природы на речи плевать» и т.д.. Таким образом, смерть представлена как что-то обычное, повседневное, естественное.

Основной прием, раскрывающий смысл стихотворения — антитеза. Покойник противопоставлен живым людям. Через этот прием показана сатира на человеческие слабости. Раскрывается такой порок, как лицемерие

«Бабы по найму рыдали сквозь зубы, // Дьякон — и тот верхней ноты не брал,

// Громко фальшивили медные трубы…». Здесь «фальшивят» не только дьякон и бабы по найму, выполняющие свою «работу», но и неодушевленный предмет «медные трубы».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философская герменевтика. Герменевтический круг
  2. Философия религии М. Хайдеггера
  3. Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера — «Вне закона»
  4. Теория постиндустриального общества Д. Белла
  5. Основное положение гносеологии Канта
  6. Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии
  7. Специфика постклассического типа философии.
  8. Готфрид Вильгельм Лейбниц — немецкий философ
  9. Человек в философии западного средневековья и эпохи Возрождения
  10. Понятие социальной революции