Для связи в whatsapp +905441085890

Анализ раннего детского воспоминания по А. Адлеру — Альфред Адлер — жизненный путь

Одним из самых выдающихся психологов, порвавшим с Фрейдом и решившим разработать собственную теорию, был Альфред Адлер. С самого начала он страстно поддерживал широту и новизну теории Фрейда. Однако со временем он выступил против чрезмерного акцента учителя на сексуальности и агрессии, считая их центром человеческой жизни.

Адлер внес значительный вклад в понимание личности, и некоторые из его идей актуальны и по сей день. Центральное место в системе взглядов Адлера занимает идея о том, что индивидуум не может быть отделен от общества.

Альфред Адлер является основоположником индивидуальной психологии, которая стремится к более глубоким знаниям о человеке, которые могут быть получены только путем определения отношения человека к его социально навязанным задачам. Она также дает нам представление о характере, вдохновении, физическом и психическом желании человека.

Жизненные цели Адлера воплощены в главах книги «Очерки об индивидуальной психологии», «Создание индивидуальной психологии», «Основы нео-фрейдизма».

Книга «Очерки о психологии личности» содержит эссе, статьи и работы Альфреда Адлера об индивидуальной психологии личности. На мой взгляд, эта книга — одна из самых интересных работ Адлера. Читая его, вы узнаете себя, научитесь справляться со стрессом и беспокойством, а также научитесь ставить новые цели, не боясь новых вызовов и проблем.

Термин «психотерапия» в связи с его буквальным переводом с греческого (psyche — душа и tchegarea — забота, уход, лечение) имеет две интерпретации — «лечение души» и «исцеление душой». Термин был введен в 187 г. В. Тьюком («Иллюстрация влияния разума на тело») и широко используется с конца Х1Х в. Однако на сегодняшний день нет единого мнения о границах, формах и методах психотерапии и подготовки специалистов в этой области, как нет и общепринятого определения этого понятия. Учитывая тот факт, что в отечественной науке и практике психотерапия традиционно ассоциировалась с медициной и рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний (в 1985 г. она была выделена в самостоятельную медицинскую специальность), следующее определение следует признать наиболее подходящим: Психотерапия — это целенаправленное применение психических (психологических) методов для лечения заболеваний. Считается комплексным терапевтическим воздействием на психику больного, применяемым к его эмоциональным реакциям, познавательным, интеллектуальным, волевым возможностям, обусловленным рефлексивным связям, и как следствие — на весь организм с целью устранения болезненных симптомов, изменения отношения к болезни, к его личности и окружающей среде.

Случаи влияния одних людей на психическое состояние других известны с глубокой древности. В основе лечения некоторых болезней священниками, «лечебного эффекта» заклинаний, «священных танцев» шаманов лежит влияние на психику через механизмы внушения. Выражение: «Медицина придерживается трех китов: ножа, травы и слова», т.е. это слово с древних времен было признано обладающим той же силой, что и нож хирурга. Христианское учение говорит нам, что Слово обладает огромной силой: «…жизнь и смерть во власти языка…».

Анализ раннего детского воспоминания по А. Адлеру - Альфред Адлер - жизненный путь

Альфред Адлер — жизненный путь

Альфред Адлер был австрийским психиатром и психологом, основателем школы индивидуальной психологии и одним из основателей современной психотерапии. Он родился 7 февраля 1870 года в Пензинге, Австрия. Альфред получил образование в Вене и жил там до 1926 года, когда его пригласили в Колумбийский университет в Нью-Йорке.

В 1895 году Адлер окончил медицинскую школу при Венском университете, а в 1898 году опубликовал свою первую работу «Учебник здоровья моряков».

В начале 1900-х годов Адлер начал заниматься психопатологией в контексте общей медицины. Он был одним из немногих психологов, заинтересованных в книге Зигмунда Фрейда о толковании снов; Адлер опубликовал ее обзор в одной из венских ежедневных газет. Фрейд направил Адлеру приглашение посетить еженедельную встречу дискуссионной группы для обсуждения новых подходов к изучению психических заболеваний. Адлер сначала колебался, потому что его интересовала другая тема того времени, влияние физических ограничений на развитие личности, но после того, как Фрейд заверил его в том, что в его кругу обсуждаются различные темы, он принял приглашение (1902).

В отличие от Фрейда, Адлер не верил в то, что причины психического заболевания можно найти в сексуальной травме, полученной в раннем детстве, и не оспаривал свой метод толкования сновидений. Каждый из этих ученых пытался втянуть другого в свою область исследований. Расхождения между ними стали еще более очевидными после того, как Адлер опубликовал в 1907 году свою книгу «Исследование неполноценности органов». В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал связь с кругом Фрейда. Сначала он называл свою группу «Обществом свободных психоаналитических исследований», но к 1912 году начал использовать термин «индивидуальная психология», и в том же году Адлер опубликовал книгу «Нейронный характер», в которой обобщил основные понятия ученого. Книга была отвергнута группой венских профессоров во главе с Юлиусом Вагнер-Джаурггом, который считал, что это произведение относится к области философии, а не медицины. Поскольку Адлеру не разрешили преподавать в медицинском училище, он читал лекции во многих высших учебных заведениях для взрослых. Одна из его книг — «Человечество» (Menschenkenntnis, 1927) — представляет собой сборник конспектов этих лекций, сделанных одним из его слушателей.

Адлер подчеркнул целостность и уникальность человеческой личности. В отличие от Фрейда, который придавал особое значение событиям прошлого, Адлер считал, что вся динамика психической жизни человека подчинена достижению его целей, как сознательной, так и бессознательной. Адлер считал, что основной движущей силой права человека на рождение является агрессивное стремление к превосходству над другими, что нереально в слабом и беспомощном ребенке и приводит к ощущению неполноценности, которое требует компенсации. Отсутствие компенсации приводит к формированию комплекса неполноценности и является одной из причин возникновения тяжелых психологических проблем (неврозов). Реакцией на чувство неполноценности является так называемый «мужской протест». Развитие личности обусловлено творческой силой самого себя как источника осознанного активного построения человеком собственной жизни и ее смысла.

В 1912 году Адлер основал Журнал индивидуальной психологии, издание которого было прервано Первой мировой войной. Два года Адлер служил на русском фронте, а по возвращении в Вену в 1916 году стал главным врачом в военном госпитале.

В 1921 году при поддержке австрийского правительства основал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене насчитывалось около тридцати таких клиник, которыми руководили студенты Адлера. В каждой клинике работали врач, психолог и социальный работник. Работы Адлера стали известны во всем мире. Реабилитационные клиники для детей появились в Германии, Голландии, а позже в США, где они функционируют и по сей день — в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе.

В 1922 году был возрожден Журнал индивидуальной психологии под названием «Международный журнал индивидуальной психологии». Публикация была снова прервана в 1938-1946 годах и возобновлена в 1946-1948 годах. С 1935 года Адлер редактирует англоязычный журнал (с 1957 года — Журнал индивидуальной психологии).

Приехав в 1927 году в Колумбийский университет в качестве приглашенного профессора, Адлер провел лето в Вене, где продолжил преподавать и лечить пациентов.

Адлер читал лекции во многих учреждениях США и Европы; во время своей последней поездки он посетил Голландию, Францию, Англию и Шотландию. После лекции в Голландии в апреле 1937 года он, должно быть, перенес сердечный приступ, но ограничился коротким отдыхом в гостинице и не упомянул об этом в своих письмах к родственникам и друзьям. Месяц спустя, 28 мая 1937 года, Адлер внезапно скончался от сердечного приступа во время чтения серии лекций в Абердине, Шотландия.

«Очерки об индивидуальной психологии»

«Очерки по индивидуальной психологии» — сборник эссе психоаналитика Альфреда Адлера. В данной работе автор излагает основные положения своей идеи, теории индивидуальной психологии. С точки зрения собственных представлений о движущих силах человеческого развития — стремлении к власти и чувству общности, он рассматривает механизмы формирования невротической психики, в том числе связанные с ошибками воспитания, а также основные цели и методы терапевтической работы.

С древних времен люди пытались справиться со своими личными проблемами, но потом не справились со своими задачами, и никто не смог им помочь. Альфред Адлер — основатель индивидуальной психологии, помогающей людям с неврозами.

Индивидуальная психология — не более чем ответвление фрейдизма и начало нео-фрейдизма. Фрейдизм — это отрасль философии конца XIX — начала XX веков, посвященная изучению человеческой психики. Нео-фрейдизм — движение в психологии, возникшее из фрейдизма в 20-30-х годах 20 века, основанное последователями Зигмунда Фрейда, перенявшими основы его теории, но при этом переосмыслившими ключевые понятия фрейдистского психоанализа.

Создание Индивидуальной Психологии заложило основу для поиска соответствующих решений для изучения личности. Свою первую задачу она видела в том, чтобы более адекватно решать проблему души и тела и рассматривать человека не как биологическое, а как социальное существо. Вторая задача индивидуальной психологии, однако, состояла в том, чтобы найти спасательный круг «нервного характера» и вылечить его методом поощрения.

Появление произведения Альфреда Адлера «Очерки об индивидуальной психологии» приходится на конец 20-го века. Вскоре после окончания Первой мировой войны люди и страны еще не оправились от событий тех лет, в них уже доминирует Германия, где в то время правил Адольф Гитлер. Адольф Гитлер — основатель и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, лидер Национал-социалистической рабочей партии Германии, рейхсканцлер Национал-социалистической Германии, главнокомандующий немецкими вооруженными силами во Второй мировой войне.

Адольф Гитлер — последователь Бенито Муссолини, основателя фашизма. Сторонники «фашизма» (национализма в СССР) считают, что события новейшей и новейшей истории свидетельствуют о моральном, физическом и духовном регрессе белой расы, ее стремительном вырождении и вымирании. Национал-социализм, по их мнению, является единственной политической идеологией в мире, способной остановить этот процесс. Расизм и различные формы ксенофобии (такие как преследование гомосексуалистов) приветствуются как необходимые для спасения. Преступления против человечества преподносятся как неизбежная цена выживания ариев, которые рассматриваются как избранный народ и высшая раса.

Когда нацисты пришли к власти, работа Адлера и его учеников в Германии была остановлена, и в 1934 году все детские реабилитационные клиники в Австрии были закрыты. Первая и наиболее известная экспериментальная школа была основана в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф. Бирнбаумом; она была закрыта после аннексии Австрии и Германии 11 и 12 марта 1938 года и возобновила свою деятельность в 1946 году.

Человек и его душа всегда были предметом трудов философов, и Альфред Адлер не является исключением. В основе всех его произведений, докладов и статей лежит человек, его душа и душевное состояние. Индивидуальная психология сосредоточена на исцелении человеческой души. Работать с людьми, а тем более с больными людьми, очень сложно, распознать их проблемы и помочь им еще сложнее. «Очерки по индивидуальной психологии» помогут не только здоровому человеку лучше понять себя, но и больному человеку излечить себя. Это цель всей работы Адлера. «Очерки…» включают в себя не только психологию личности как таковой, но и психологию индивидуальных отношений как индивидуальных отношений, психологию власти, воспитание мужества и размышления о смысле жизни.

Успехи Адлера в исследовании комплекса неполноценности

Давайте теперь обратимся к собственной теории Адлера, его основным идеям. Комплекс неполноценности, с которым Адлер начал развивать свою концепцию, не следует понимать как нечто патологическое, свидетельствующее о болезни. Нездоровство — нормальное, естественное человеческое чувство. Адлер даже сформулировал афоризм: «Чтобы быть полноценным человеком, нужно иметь комплекс неполноценности». Как это понимать? Во-первых, Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценности каждого органа: на самом деле не у одного человека все органы хорошо сформированы и развиты. У одного сильное сердце, но больной желудок; у другого хорошее зрение, но плохой слух; у другого сильный интеллект, но вялость чувств и т.д. Органы и функции могут в какой-то степени заменять, компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает таким образом, что производит сильную сердечную мышцу. Инвалид имеет тенденцию слушать чаще. Но Адлер в основном интересуется компенсацией внутри функции: слабовидящий ребенок практикует искусство смотреть на объекты, слабослышащий человек напрягает орган слуха и постепенно учится различать мельчайшие различия в звуках. Известно, что у некоторых художников в детстве была врожденная близорукость, а у композиторов — плохой слух. Великий греческий оратор Демосфен заикался в детстве. Люди со слабым здоровьем развили свои силы и способности, борясь с болезнью. Они часто делают выдающиеся открытия и создают культурные шедевры [14, p. 72].

Помимо физических недостатков, существуют также социокультурные формы неполноценности. Адлер с готовностью идентифицирует их по возрасту, полу, экономическим, политическим и моральным условиям. Возраст — самый важный и универсальный источник неполноценности. Ребенок — жалкое существо. Ведь он почти во всем зависит от взрослых, должен им подчиняться, искать их помощи. И сами отношения детей не идиллические. У них мало нравственности, сострадания, долга и много борьбы, эгоизма, напряжения. Даже некоторые прозвища детей («Толстяк», «Прищуриться», «Блоха») могут раскрыть много драматических историй. Детство длится долго. К тому времени, как человек подрастает, он чувствует себя неполноценным, и это чувство неполноценности потом сохраняется на протяжении всей жизни — даже в успешных людях, не говоря уже о неудачниках. Повышенное чувство неполноценности сопровождает вступление человека в каждую новую эру. Молодые люди очень неуверенны в себе. Они входят в группу, в социальную жизнь, где нет родительской опеки и где необходимо проявить интеллект, отзывчивость, внимание и силу. Среди подростков идет борьба за престиж и лидерство в группе, за успех с противоположным полом. Поражение создает у подростка сильное чувство неполноценности. Зрелый человек также склонен к этому чувству, когда по какой-то причине теряет свой социальный статус. Нет нужды говорить о том, насколько разочаровывающим, наполненным унижением и бессилием может быть ощущение старика, потерявшего работу, чьи средства ограничены, потерявшего много друзей и родственников, забытого собственными детьми.

Сексуальные отношения формируют у молодых людей чувство неполноценности. У девочки такое чувство, потому что с детства к ней относились как к «второсортному» человеку. Их возможности поначалу ограничены, так как большую часть выигрышных, высших социальных позиций занимают мужчины. Но молодые люди также часто сомневаются в том, что они «настоящие мужчины», достаточно ли у них мужества, интеллекта, свирепости, силы и других качеств, связанных с мужским идеалом. Быть мужчиной для большинства означает быть во власти, быть «вверх», а быть женщиной означает быть покорным, быть «вниз». Фрейд отметил неполноценность женщин и связал ее с женской анатомией и женской «завистью» пениса. Адлер считал, что физиологически и психологически оба пола равны — и это должно быть непреложным принципом образования. Он объяснил гендерное неравенство неравными социальными ролями мужчин и женщин, различными культурными требованиями к поведению мужчин и женщин. Адлер назвал протест против униженного положения, связанного с полом, «мужским протестом» и подчеркнул, что его можно наблюдать как у девочек, так и у мальчиков, которые боятся, что их будут называть «женщиной», «слабаком», «девочкой»

Детская концепция неврозов

Адлер видел сущность невроза в конфликте между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению, жаждой власти. Он видел невротическое состояние как переживание слабости и беспомощности, которое он называл «комплексом неполноценности». Для преодоления чувства неполноценности и удовлетворения потребности в самоутверждении человек прибегает к механизмам компенсации и гиперкомпенсации. Таким образом, невротический симптом рассматривается как выражение борьбы, направленной на преодоление чувства неполноценности. Невротический симптом — результат неудачной компенсации, мнимый метод повышения самооценки. Развитие невротических симптомов рассматривается как «бегство в болезнь», «желание, власть», «протест человека». Первый и третий симптомы — это способ привлечь внимание к себе (с помощью симптома человек может получить его даже больше, чем здоровый человек), в то время как стремление к власти — второй — вступает в конфликт с чувством близости с другими людьми. Адлер определил невроз как экзистенциальный кризис, который затрагивает всего человека. Он видел основное явление психических расстройств не в защите от приводов, а в невротическом характере, в неадекватном отношении к жизни.

С точки зрения Адлера, невроз следует понимать как диагностически неоднозначный термин, охватывающий многочисленные поведенческие расстройства, для которых психиатрия используется и сегодня. Эти расстройства характеризуются различными симптомами (например, беспокойство, мысли о смерти, страхи, навязчивое поведение). Через клиническое наблюдение Адлер изучал, как невротические пациенты используют свой прошлый и настоящий опыт, чтобы избежать ответственности и сохранить чувство собственного достоинства.

В отличие от точки зрения Фрейда, согласно которой симптомы служат средством управления приводными импульсами и способом удовлетворения приводов, Адлер рассматривал появление симптомов как самозащитный механизм — защитную стратегию самого себя: Этот симптом служит «оправданием», «алиби» или «оправданием обстоятельств», средством защиты престижа личности.

Адлер в своей «Практике и теории индивидуальной психологии» дает следующее определение невроза и невротизма и причины этого состояния: «Невроз — это диагностически неоднозначный термин, охватывающий многочисленные поведенческие расстройства». Это естественное, логическое развитие личности, которая относительно неактивна, эгоцентрично стремится к превосходству и имеет замедленное развитие социальных интересов. Это наблюдается в наиболее пассивном, избалованном образе жизни.

Люди с неврозом выбрали неправильный образ жизни главным образом потому, что им либо приходилось переносить физические страдания в раннем детстве, либо они были перезащищены и избалованы, либо их отвергали. В таких условиях люди становятся очень встревоженными, не чувствуют себя в безопасности и начинают разрабатывать стратегию психологической защиты, чтобы справиться с чувством неполноценности. В перегруженных детских ситуациях творческое эго создает «невротический» образ жизни, ребенок ставит перед собой эгоистическую иллюзорную цель. «Невротики ведут себя так, как будто они живут во вражеской стране».

В своей критике сексуальной теории неврозов, которая утверждает, что является «единственно верной теорией», А. Адлер обратил внимание не на блокировку либидо и чувство наслаждения, а на «воспаленное стремление к превосходству» невротика. По его мнению, в действительности та же борьба развернулась и в сексуальной сфере, что и во всей психической жизни человека. Первоначальные ощущения неполноценности, о которых писал Фрейд, побуждают обходить и стремиться исключить любой эротический опыт, чтобы не потерять ориентацию на цель достижения превосходства. В то же время схема, по которой осуществляется восприятие и поведение, является полным противоречием.

Из-за систематических искажений в детстве цель невротика по своей природе враждебна окружающей среде, и при постановке цели всегда очевидны два бессознательных предположения: во-первых, человеческие отношения — это борьба за превосходство при любых обстоятельствах; во-вторых, женский пол уступает и служит в его реакциях мерой мужской силы.

По словам А. Адлера, эти два бессознательных предположения приводят к отравлению и увечьям всех человеческих взаимоотношений, внезапной активизации и нарушениям аффекта, а также к постоянному недовольству и невротическим симптомам вместо желаемого душевного спокойствия.

Чувство неполноценности, основанное на реальных впечатлениях, которые впоследствии имеют тенденцию затвердевать и которые уже в детстве углублялись, постоянно побуждает пациента направлять свое стремление к цели далеко за пределы человеческой меры, приближаясь к «богоподобной», и заставляет его следовать строго изложенным руководящим принципам. Таким образом, возникает жесткий план жизни невротика, ограничительный стиль его поведения, «сетка защиты».

Влияние идей Адлера на дальнейшее развитие психологической науки

Индивидуальная психология — это название, данное Альфредом Адлером его психологической и терапевтической системе; оно основано на гипотезе, что все человеческое поведение может быть понято из стремления к власти и влиянию. С самых ранних лет жизни ребенок осознает степень своих способностей, а когда он не в состоянии утверждать свою индивидуальность, особенно перед превосходством взрослых, подавляющих ее насмешкой или тяжестью, он захватывается сознанием своей неполноценности. Позднее такое же чувство неполноценности («комплексы») может быть вызвано неадекватностью собственной социальной или общественной ситуации. Из этого вытекает либо стремление к возвышению, направленное на достижение чувства превосходства над природой и человеком, либо бегство от проблемы путем «бегства в болезнь», злоупотребление беспомощностью и т.д., что, подобно склонности к самоаградации, приводит или может привести к нервным заболеваниям и социальной неполноценности. Задача индивидуальной психологии — найти линию жизни «нервного персонажа» и вылечить ее методом поощрения, т.е. методом глубинной психологии.

Адлер внес значительный вклад в развитие философии и науки. Его работы и методы актуальны и по сей день. Благодаря Адлеру в мире растет число здоровых, сильных, морально сильных людей, которые не боятся никаких проблем в будущем. Миллионы людей на Земле испытывают страхи, еще миллионы избегают и боятся решать свои проблемы, а индивидуальная психология помогает нам их решать.

После прочтения «Очерков…» вы поймете себя, поймете, как ставить цели и как их правильно достигать, чего стоит избегать и что стоит только решить.

«Очерки…» и Индивидуальная психология были актуальны, актуальны сейчас и не утратят общественного интереса в течение сотен или даже тысяч лет.

Альфред Адлер по праву считается основоположником индивидуальной психологии, в основе которой лежит понимание индивида как единого целого, не отделенного от социальной среды. Он заложил основы «социальной ориентации» в лечении пациента, создав основу для целой области психотерапии.

Идеи Альфреда Адлера, несомненно, были очень прогрессивными и важными для развития психологической науки в целом. Его исследования и выводы даже предвосхитили развитие науки в этой области.

Принцип компенсации, который является одной из основ концепции Адлера, связан с более поздней доктриной гомеостаза. Адлер интерпретировал компенсацию как универсальный механизм умственной деятельности. Стремление к изобилию и личному превосходству он видит в основе всей человеческой деятельности, реализуемой через механизм компенсации первичного ощущения неполноценности. Эта идея-головоломка, хотя и смутно осознанная индивидууму, становится центром формирования личности и определяет его психику. Характер цели и способы ее реализации создают уникальный «образ жизни». Однако фактическая неполноценность личности проявляется только по отношению к окружающей среде; поэтому Адлер приходит к выводу, что личность является социальной в своем становлении.

Ряд особенностей его системы получили дальнейшее развитие и в других психологических школах: тезис о превосходстве целого над отдельными психологическими элементами гештальт-психологии, принцип компенсации со стороны немецкого экзистенциалиста Ясперса и других, а также идея достижения «здорового общества» посредством терапии так называемыми социальными фрейдистами (Фромм, Хорни).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогическое общение, его нюансы и необходимость
  2. Задачи психотерапии
  3. Развитие сознания
  4. Роль эмоционального интеллекта в развитии профессиональной мотивации
  5. Креативность как черта личности и предпосылка успешности
  6. Особенности развития этических представлений у дошкольников — Особенности усвоения этических идей у детей дошкольного возраста
  7. Формы сознания
  8. Изучение принципов и методов психологического совершенствования совместной деятельности
  9. Что такое распад в клинической психологии
  10. Значение цвета в психологии