Для связи в whatsapp +905441085890

Античное мировосприятие — Основные положения философской концепции

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus — древний. Обычно им обозначают особый период в развитии Древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, но в основном они совпадают со временем существования античных государств: с XI — IX веков до н.э., времени формирования античного общества в Греции, до V века н.э., времени распада Римской империи под их влиянием. — гибели Римской империи под натиском варваров.

Общими для древних государств были пути общественного развития и особая форма собственности — античное рабство, а также основанная на нем форма производства. Общей была их цивилизация с единым историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия бесспорных особенностей и различий в жизни древних обществ. Религия и мифология составляли ядро античной культуры. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мироощущения, она была неотделима от жизни этого общества. Затем — древнее рабство. Оно было не только основой экономики и социальной жизни, оно было основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить науку и художественную культуру как основные явления античной культуры. При изучении культуры Древней Греции и Рима мы должны в первую очередь сосредоточиться на этих доминирующих явлениях античной культуры.

Античная культура — это уникальное явление, которое дало общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры, жизнь которых практически укладывалась в классический период древнегреческой истории, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячи лет вперед. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода — позволили грекам достичь небывалых высот, прежде чем люди стали подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.Демокрит — материалист, человек энциклопедических знаний. Он работал во всех областях: этике, математике, физике, астрономии, медицине, теории музыки. Он создал учение об атоме. Атом — «неделимый», от греческого или целостная природа.

Атом не возникает и не погибает, не подвержен изменениям извне, а становится геометрическим телом, не имеющим физических свойств. Он вечен.

Считал, что материя состоит из атомов, но отрицал делимость материи. Атом различается по форме, порядку, положению в пространстве, размеру и весу. Бесконечное разнообразие атома. Представлял атомы в виде маленьких фигурок, статуэток, не видимых и не ощущаемых человеком. Душа состоит из атомов, огненных, тонких, круглых, гладких. После смерти они распадаются на бессмертные атомы. Мышление — это высшие формы атома, хотя оно телесно по своей природе, основано на ощущениях. В этике он считал высшим блаженством видеть все освобожденным от чувственного и условного. Историческое развитие, как прогресс, и есть неотъемлемая потребность человека.

В то время, когда город Абдера во Фракии, нуждаясь в сильном союзнике, присоединился к персам, там родился будущий великий философ Демокрит. Но вскоре персидский царь был разбит греками и бежал в Абдеру, где нашел спасение. Лучезарный прием и приятное пребывание в городе персидского царя обеспечили местные богачи, вопреки воле народа, который не хотел союза с персами. Древние историки философии Филосрат и Диоген Лаэртский свидетельствуют, что среди знати, принимавшей Ксеркса, был отец Демокрита. Желая вознаградить гостеприимных абдеритов, Ксеркс оставил в некоторых семьях несколько персидских жрецов-магов в качестве учителей и наставников для детей. В их число входила и семья Демокрита. Таким образом, восточная мудрость была первым, что постиг Демокрит. Решающее влияние на формирование идей.

Античное мировосприятие - Основные положения философской концепции
Античное мировосприятие — Основные положения философской концепции

Основные положения философской концепции

Демокрита оказали не восточные мудрецы, а прибывший из Милета в Абдеры Левкипп, верным учеником, которого и стал Демокрит. Сведения о Левкиппе довольно скупы. Некоторые учёные даже ставят его существование под сомнение, но многие факты свидетельствуют об обратном. Левкипп учился у элейцев, что отразилось на его ученике, впитавшем многие взгляды этой западно-греческой школы. Левкипп, искренне ненавидевший персов, которые покорили его родной город и зверски подавили восстание в нём, привил своему ученику свободолюбие.

Ряд авторов считает что, первым слушателем и учеником Демокрита был Протагор. Протагор был беден и работал носильщиком. Случайно он повстречал Демокрита, который, определив, что у него есть ряд способностей, со словами “…ты можешь совершить вместе со мной более значительные и лучшие дела!”, взял Протагора в ученики. Однако мы не имеем прямых свидетельств того, что Протагор был учеником Демокрита, но тот факт, что Протагор многое заимствовал у Демокрита не вызывает сомнения. Возможно, они вместе слушали лекции Левкиппа. Для всех рассказов о Демокрите и его учениках характерны две детали: уважение к труду и атеизм. Известен случай, когда Демокрит, видя способности раба, выкупил его и сделал своим учеником. В начале Пелопоннесской войной Демокрит посетил Афины, где он использовал “каждую минуту для того, чтобы научиться мудрости…”. Это вызвало у Цицерона, несмотря на его пренебрежение к материалистической философии, уважение к Демокриту из Абдер.

Учение Демокрита нашло много последователей. Младший софист Антифонт сумел переработать взгляды Демокрита в софистическом духе. Другими последователями Демокрита были абдериты Анаксарх, Гекатей Абдерский, Бион, а также выходцы из других городов — Несса и Метродор из Хиоса, Аполлодор Кизикенский и Навсифан Теосский. Все эти ученики часто развивали отдельную сторону учения Демокрита, в целом не соглашаясь с его взглядами. Истинными же продолжателями учения Демокрита были Эпикур.

Около 1 в. н. э. был написан роман в форме переписки между Гиппократом и абдеритами и между Гиппократом и Демокритом. В основе романа лежат реальные факты, но в нём есть и доля вымысла. В романе рассказывается о том, как абдериты призвали великого врача Гиппократа для того, чтобы он вылечил якобы обезумевшего Демокрита. Приехав в Абдеры, Гиппократ увидел Демокрита и понял, что тот вовсе не безумен, а всего лишь погружён в научные исследования. Между двумя учёными состоялась беседа на тему социальных противоречий и роли человека в мире. После этой встречи Гиппократ и Демокрит переписывались, обмениваясь в своих письмах своими научными исследованиями.

Согласно некоторым источникам Демокрит прожил более 100 лет. Под конец жизни он потерял зрение, что позволило ему углубиться в исследование истины. Существует даже легенда о том, что Демокрит сам лишил себя зрения. Когда Демокрит почувствовал, что он уже совсем немощен, он, подобно Анаксагору, добровольно ушёл из жизни. Демокрит оставил огромное наследие. Его труды охватывают все области науки и философии, известные тогда. Однако практически все его произведения погибли. До нас дошли лишь их фрагменты, цитируемые древними авторами и другие свидетельства. Основными произведениями Демокрита были “Большой мирострой” и “Малый мирострой”. Также он написал более50 трактатов и 9 книг причин.

Оценка концепции философа

Труды Демокрита, содержащие энциклопедические знания, оказали огромное влияние на современников философа из Абдеры и особенно на последующие поколения. Где-то между III и V веками нашей эры оригинальные труды Демокрита исчезли. Мы узнаем о нем из свидетельств Платона, Аристотеля, Лукреция и Цицерона. Почти все другие упоминания о Демокрите в античности трактуют его учение в терминах идеализма и защиты религии, что приводит к искажению истинных мыслей философа.

В эпоху раннего феодализма научные и философские идеи античности были распространены на востоке. В эпоху Возрождения учение Демокрита также было актуально. Оно дало толчок учению Джордано Бруно о «минимуме». Поднимающаяся буржуазия Нового времени, отрицая авторитет церкви, возрождает атомистику Демокрита. Учение Демокрита было распространено и в России. М. Ломоносов был экспертом по Демокриту. Карл Маркс защитил докторскую диссертацию, в которой четко определил разницу между философией Эпикура и философией Демокрита. Однако у материалистического и атеистического учения Демокрита всегда было много противников. Это привело к тому, что зачастую взгляды древнего философа либо игнорировались, либо искажались.

Атомистика Демокрита — это революционное учение античности. Она отвечает на вопросы, на которые другие теории не давали однозначного ответа, и явилась апогеем умственного движения античности.Подводя итог анализу античной философии, следует отметить, что в период ее становления и развития сформировалась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникла как учение о бытии. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда объективистская, натуралистическая тенденция в ранней греческой философии. В дальнейшем, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие понималось, прежде всего, как бытие человека. В античной философии бытие рассматривается как упорядоченная система, Космос, важной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с местом и ролью, которую он занимает в Космосе. Наиболее ярко и полно этот подход был воплощен в системах Платона и Аристотеля. В итоге можно отметить, что особенностью античной философии в аспекте ее зависимости от культуры является тот факт, что культура античной эпохи во многом конституировалась философским миропониманием, в споре с которым культура часто меняла направление своего развития. Феномен античности — это непредсказуемый синтез множества явлений и процессов, в том числе и тех, которые обычно не имеют значения для судьбы культуры, но в силу особенностей той эпохи влияют непредсказуемо сильно, иногда фатальным образом. Таким образом, мы не можем точно рассчитать фактор взаимодетерминации философии и культуры, поскольку накопленные в истории данные о взаимоотношениях философии и культуры просто не могут быть применены к античности, так как нет второй такой эпохи, когда впервые зародилась философия, причудливо переплетенная с культурой. В этом смысле можно считать, что отношения между философией и культурой в ту эпоху останутся интимными.

Древняя Греция

Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: гармония, уравновешенность, упорядоченность, спокойствие, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, так как рассматривает человека как «центр вселенной и меру всех вещей». Искусство идеалистично, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Главная цель древнегреческого искусства — эстетическое наслаждение.
Трехмерный, пластичный, скульптурный характер греческого искусства был отражением цельной и гармоничной модели мира и соответствующего ей благополучного существования греков. В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура — в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, хотя и величественный, был понятен и доступен. Боги в этой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, у богов были даже понятные человеку слабости. Человек был уверен, что он подобен богам, и это было связано с идеей свободного владения пространством и временем, которая воплотилась в греческом искусстве.
В Древней Греции процветали различные виды искусства, в том числе и пространственное: архитектура, скульптура, вазовая живопись. История античного искусства включает в себя несколько этапов.
Крито-микенский или эгейский период в искусстве (III—II тыс. лет до н.э.).
Искусство этого периода характеризуется большим мастерством художников и архитекторов Крита. Раскопки А. Эванса на рубеже XIX-XX веков открыли несравненную по красоте художественную культуру Крита, которую он назвал минойской. Ансамбли дворцов, настенные росписи (фрески), керамика поражают свободной живописностью, фантазией, высоким художественным уровнем исполнения. Дворец Кноса был уникальным памятником художественной культуры Крита. Он занимал площадь 16 тыс. м2. Его росписи, архитектура, керамика представляли собой изысканные образцы искусства, напоминающие египетское, но более спокойные, с плавными линиями, красивыми силуэтами и красочными рисунками. При всем своем величии оно не подавляет человека, а действует соразмерно ему. Фрески во дворце свидетельствуют о том, что главным героем критского искусства является человек и его впечатления от окружающей жизни, которые отложились в изображениях пейзажа и животных.
Зная всего пять цветов — белый, красный, синий, желтый и черный, владея только «цветовым силуэтом», — художники Крита умели создавать яркие эмоциональные образы.
По сравнению с искусством Египта и Месопотамии, искусство Крита открывает совершенно новый мир, полный гармонии.
Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира нашли отражение в искусстве Крита, которое считается самым изящным и абсолютно законченным в своем мастерстве из всех, которые появились до и после него.
Изменчивость и движение как основа художественного образа, быстрая смена видений и стремление запечатлеть мгновенность — вот что дало миру искусство Крита.
Искусство гомеровского периода (одиннадцатый-девятый века до нашей эры) характеризуется новым типом. Художественное мастерство достигает своего апогея, особенно ценятся мастера, создающие искусно выполненные изделия. Главное в искусстве этого периода — не изображение окружающего мира, не передача впечатлений о нем, а создание нового продукта, работа в материале, конструирование новых форм, не существующих в природе, в отличие от того, что было в минойский период. Постепенно анализ, расчет, поиск рациональности преобладает над поэтическим видением мира, то есть человеческий разум становится все более независимым от природы. Стиль становится более строгим, композиции более гармоничными. Упорядоченность формы и стиля была вызвана представлениями об упорядоченности мира, космоса, его торжестве над хаосом. Расчет, ритм, симметрия в искусстве получают философское обоснование, а прекрасное как эстетическая категория и правила красоты получают математическое, числовое выражение. Основой для этой новой, более развитой формы культуры стала греческая мифология, дающая космогоническую картину происхождения мира. Именно в этот период боги, герои, мифологические существа приобретают человеческий облик, то есть абстрактно-знаковая форма сменяется изобразительной. Начинает бурно развиваться пластическая и монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности свободного и живого изображения человеческого тела, сначала в статике, а затем в динамике.

Античное наследие в литературе эпохи Возрождения

Начиная с четырнадцатого века итальянские художники и поэты обратили свой взор к античному наследию и попытались возродить в своем искусстве облик прекрасного, гармонически развитого человека. Возрождение, или Ренессанс, обозначил культурно-исторический этап, с которого началось изучение античного искусства и литературы, которые были восприняты как идеальное воплощение внешнего облика и внутренней духовной жизни человека.[11]

Особенно важное для эпохи Возрождения значение имело античное наследие. Античный гуманизм, его героическая концепция человека, его земной, пластически чувственный по сравнению со средневековьем характер были близки людям этой эпохи.

В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление прекрасного, гармонически развитого человека были особенно близки европейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Практическое, житейское мировосприятие древних было более притягательным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории.[12]

Вопрос о характере связи Возрождения с античной традицией дает нам возможность остановиться на разъяснении нашего понимания диалектического соотношения понятий наследия, традиций, с одной стороны, и новаторства — с другой, а также преемственности и разрыва в истории искусства. Известно, что Возрождение было временем решительной новаторской перестройки всей системы предшествующей художественной культуры, то есть пережившей свою историческую жизнеспособность великой культуры средневековья. Для этой эпохи характерны новая концепция роли личности художника в творческом процессе, социально-эстетической функции его искусства, само отношение художественного образа к реальности (ренессансный реализм). Искусство этого времени было действительно пронизано духом решительного новаторства. Именно поэтому в нем с принципиальной глубиной решались насущные проблемы отношения к традициям прошлого.[3]

Обращение Возрождения к традиции античной культуры, ее преображение оборачивались новаторским шагом в эволюции искусства, служили этому новаторству не в меньшей мере, чем отречение от традиций предшествующего средневековья, к которому теоретики и практики итальянского Возрождения относились достаточно отрицательно. Однако было бы неправильно понимать это слишком буквально. Почти никогда в самой художественной практике такой отказ от непосредственно предшествующего наследия не оказывался абсолютным. Внутренняя связь с прогрессивными тенденциями даже в отрицаемой в целом предшествующей традиции всегда будет иметь место. Всякая новая художественная культура при всей своей античности вырастает из старого этапа, «взрывая» его.[7]

Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли коллекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, устанавливать подлинные. Большая часть текстов античных авторов, которыми располагает современная наука, была выявлена именно гуманистами. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение и распространение книгопечатания. Важно отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но подлинно учителями, помогавшими открыть самого себя.[12]

В течение многих столетий ученые и писатели восхваляли прозой и стихами неотразимое и неувядающее очарование тех памятников литературы и искусства, которые дошли до нас от античного мира. Собрать все, что было сказано об этом, было бы задачей невыполнимой. Притом, не ограничиваясь одним только восхвалением античности, сотни писателей разных народов и эпох отражали и воплощали это увлечение ею в своем собственном творчестве и оставили нам почти необозримый материал подражаний, реминисценций, рецепций и переработок, более или менее тесно соприкасающихся с литературой двух основных наиболее известных нам культурных кругов античного мира — Греции и Рима и широких сфер их влияния. При этом каждая эпоха обращалась к произведениям античности в своих собственных целях, искала в них ответов на вопросы современности, воспринимала и изображала характеры героев древности в соответствии с представлениями и требованиями своего времени.[6]

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Объективные и субъективные факторы и детерминанты социального управления
  2. Что такое познание и историко-философские варианты ответа на данный вопрос
  3. Эстетика марксизма
  4. Эстетика структурализма
  5. Ценности и их особая роль в жизни общества
  6. Антропология и социальная философия Н.А. Радищева — Концепция философской антропологии
  7. История восточной философии
  8. Антропологический кризис: разрушение образа человека и угроза его существованию
  9. Фома Аквинский, философ и теолог, систематизатор схоластики
  10. Критика доказательства бытия божьего И. Кантом