Для связи в whatsapp +905441085890

Антропологический материализм Фейербаха — Суть антропологического материализма и его принципы

Анализ ситуации в «гуманитарных науках» особенно важен для сегодняшнего дня, когда наука переходит в новое измерение — постклассическое. В этом новом измерении зарождается новое понимание человека. Сегодня из отдельных наук исходят мощные импульсы в направлении целостного знания о человеке. И все более заметной становится тенденция замены философии научными парадигмами. И рассмотрение проблемы познания человеческого бытия, как и прежде, связано с классической философской методологией. Не принимается во внимание то, что в 20 веке изменились предметы философской мысли. Две трансформации имеют решающее значение: изменение в понимании разума и роли субъекта, которое развивается в Новое время. Опыт современности открывает новую антропологическую реальность. Но понимание этой реальности, требуя неклассического философского подхода, остается невозможным без рассмотрения классических универсальных философских доктрин. Одним из них является антропологический материализм Л. Фейербаха, немецкого философа с мировой известностью, без пересмотра наследия которого невозможно изучение современной философии.

Людвиг Андреас Фейербах (1804 — 1872) был выдающимся философом-материалистом 19 века, чьи работы и научное наследие оказали большое влияние на философию 20 и 21 века. Начав с изучения теологии, мыслитель переключился на преподавание философии и в итоге стал материалистом-атеистом-рационалистом. Эта парадоксальность его жизненного пути во многом определила парадоксальность его философии.

Антропологический материализм Фейербаха основан на трех компонентах: учении о человеке и обществе, учении о природе религии и концепции любви, которая служит объединяющим элементом. Бытие по Фейербаху — это бытие материи, которая первична по отношению к сознанию, не создается и не может быть уничтожена. Из материи возникла природа и человек как часть этой природы. Человек неотъемлем и абсолютно неотделим от природы, поэтому и индивид, и общество живут по биологическим законам. Общество создается в процессе общения, общения индивидов (общение между «я» и «ты»). В то же время в сознании человека движущими элементами являются воля, разум и любовь. Человек может и должен любить и себя («я»), и других людей («ты»); только так можно построить процветающее общество, в котором люди достигнут личного и общего счастья, выполнят свой долг и обретут свободу. Все религии основаны на любви, но они подменяют любовь человека к Богу любовью человека к Богу и поэтому ведут к ненависти и вражде. Поэтому религии должны быть упразднены и заменены новой религией обожествления человека.

Фейербах оказал определенное влияние на философию своего времени и будущего, наиболее сильно проявившееся в младогегельянстве и марксизме. Его учение имеет как сильные, так и слабые стороны, например, игнорирование социальных причин многих явлений. Сильные стороны: глубокий этический характер и большое сокровище в изучении психологии религии.

Антропологический материализм Фейербаха - Суть антропологического материализма и его принципы

Суть антропологического материализма и его принципы

С позиций антропологии немецкий философ критикует идеализм (в том числе гегелевский) и призывает отказаться от всех спекуляций о сверхчувственном. Признавая изначальную рациональность наших чувств, Фейербах устанавливает связь между сенсорной и рациональной стадиями познания. Но это еще не все, ибо заслуга Фейербаха состоит в том, что он видит универсальный характер человеческих чувств. Фейербах видит особенность человеческого чувственного познания в том, что человек способен не только видеть, слышать, чувствовать, но и понимать то, что он воспринимает.

Согласно Фейербаху, человек — существо родовое, и в его деятельности результат лишь очень косвенно связан с целью, общее перевешивает единичное (частное). Как правило, сами люди не признают «авторства» своих творений и приписывают их сверхъестественной, сверхчеловеческой сущности (Богу, идее). Так будет до тех пор, считает Фейербах, пока не будет преодолена дуалистическая концепция человека, пока не будет признано, что человек един в природе, что в нем нет ничего сверх и вне природы, что мысль — такой же естественный акт, как и другие проявления природного мира. «Единство бытия и мышления истинно и осмысленно только тогда, — пишет Фейербах, — когда основу, субъект этого единства берет человек. Поэтому Фейербах настаивает на том, что всеобщим предметом философии должен быть не дух (в противоположность природе) и не природа (в противоположность духу), а человек — в единстве его телесного и духовного бытия. В загадке человека кроется загадка всех проблем мира. Философия должна изучать человека, поэтому она должна стать антропологией. Фейербах утверждает: «Новая философия делает человека, включая природу как основу человека, единственным универсальным и высшим объектом философии, а значит, антропологию, включая физиологию, универсальной наукой.

Фейербах видит в человеческом мозге непосредственное тождество души и тела, а значит, идеала и материи. «…В мозговом акте, — пишет в этой связи Фейербах, — как высшем акте, добровольная, субъективная, психическая деятельность и непроизвольная, объективная, материальная деятельность тождественны, неразличимы. Другими словами, Фейербах прямо отождествляет душу и тело и доказывает, что они едины на уровне мозга. Таким образом, Фейербах, отказываясь от идеализма, также игнорирует открытия Фихте, Шеллинга и Гегеля. Ибо серьезным достижением немецкого идеализма было рассмотрение души как системы активных способностей человека. Мозг — это инструмент мыслящего субъекта, доказывали они, и именно с помощью мозга и других телесных и культурных органов субъект создает идеальные образы внешнего мира.

Таким образом, только в своей деятельности мозг становится органом идеального. И не просто любая деятельность, а только культурно-историческая рождает в нашем мозгу мысли о прекрасном, возвышенном и многом другом. Общаясь с миром культуры, мы высекаем из этого активного посредничества искру мысли. А животные, общаясь с природой, довольствуются привычками, повадками, элементарными мысленными образами. Что касается самого мозга, то он, конечно, не является немного совершенным. Сказать о нем, что он «идеален», все равно что сказать, что камень идеален. Разница в сложности этих органов здесь непринципиальна.

С позиций антропологии немецкий философ критикует идеализм (в том числе гегелевский) и требует отбросить все рассуждения о сверхчувственном. Все тайны идеализма, считает он, исчезнут сами собой, когда мы поймем их природу: обожествление человека его собственными потенциями. Фейербах считал естествознание своим союзником в борьбе против мистицизма и спиритизма. Действительно, многие выдающиеся натуралисты — биологи и медики (как на Западе, так и в России) — очень любили его философскую антропологию.

Материалистический взгляд на человека и общество в философии Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии в семье известного криминолога Пауля Фейербаха. Получив в юности образование теолога, он очень скоро перешел к материалистическому мировоззрению и атеизму. Вдохновленный философией Гегеля, Фейербах начал строить свое собственное видение мира и человека в нем. После обучения в Эрлагенском университете с 1828 года мыслитель сам читал ряд лекций и публиковал собственные работы, среди которых наиболее известны «О критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Наброски философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845).

В центре интересов Фейербаха и, конечно, в центре всей его философии был человек. Его учение о человеке и обществе было чисто антропоцентрическим. По словам одного из героев горьковского произведения, «мужик — это звучит гордо». Все в человеке, все для человека»

В своих «Набросках будущей философии» ученый предлагает «новую» философию, которая в первую очередь изучает человека в рамках антропологии, психологии и физиологии. В антропологическом материализме Фейербаха (так называется его учение в классической немецкой философии) человек является главным объектом изучения в философии и высшей ценностью. Философ построил свою концепцию человека и общества на принципе физиологии (общество — это «живой» организм), в отличие от механистического понимания общественного бытия более ранних мыслителей. Человек и общество — часть природы, и, следовательно, они действуют в соответствии с законами природы. Демина И.В. Модель человека в философии Л. Фейербаха и в классической европейской метафизике // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 2. С. 102-104.

Фейербах всегда подчеркивал важность природы для жизни человека. Своим происхождением и существованием человек обязан природе. Человек — часть природы и может существовать только в природе и благодаря ей. В своем понимании природы Фейербах был последовательным материалистом, который рассматривал природу как целостный организм. «… Природа телесна, материальна, разумна…». — Фейербах писал Фейербах Л. О критике философии Гегеля: Материя не создана, она вечна, она бесконечна. Основание природы можно найти в самой природе. Природа, материя первичны, сознание вторично.

Не природа основана на разуме, как думали идеалисты, а наоборот, разум на природе. Природа предшествует духу. И эта природа многообразна, доступна человеку всеми его органами чувств. «… Под природой я понимаю совокупность всех разумных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя как нечеловеческие. Под словом «природа» я не понимаю ничего больше, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического».

Правдивость, простота, определенность должны быть отличительными чертами антропологической философии, согласно Фейербаху.

Человек — это телесное, физическое, пространственно-временное существо, и только в этом качестве он способен созерцать и мыслить. Теологи и философы идеалистического толка пытались выделить отдельные части этого целостного существа, что привело к внутреннему конфликту. А тот факт, что формуле «cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую») была противопоставлена его формула «śentio ergo sum» («Я воспринимаю, следовательно, существую»), еще больше сближает философию и психологию Фейербаха с физиологией, душу с телом, поскольку воспринимающее существо обязательно является телесным существом.

Фейербах всегда подчеркивал единство и целостность человеческой природы. Он был глубоко убежден, что мысль, изолированная от тела, превращается идеалистами в божественную силу, которая якобы создает материю. Поэтому мыслитель всячески критиковал теологическую концепцию человека и общества.

Антропологический принцип философии Фейербаха упразднил конфликт между разумом и телом. В то же время он разрешил главный вопрос философии, поставив материю выше сознания: «Реальное отношение мысли к бытию, — сформулировал он, — таково: бытие — субъект, мысль — предикат».

Учение о нравственности

Антропологический материализм Фейербаха определил его социально-философские и этические воззрения.

Фейербах выводит принципы морали из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижение которого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к людям. Мораль, сконструированная Фейербахом, носит абстрактный, внеисторический характер и создана по единой мерке для всех времен и народов.

Религиозно-идеалистическому истолкованию всемирной истории Фейербах противопоставляет натуралистическую концепцию, исходным пунктом которой является антропологическая характеристика человеческой чувственности, как главной и определяющей силы поведения каждого индивида и общества в целом. Фейербах утверждает, что человек действует по велению чувственности. Формы чувственности многообразны: это — любовь к жизни, стремление к счастью, эгоизм, интерес, потребность удовлетворения чувственной человеческой природы, удовольствие в самом широком смысле этого слова и т.д.

Следуя своему природному влечению к счастью, человек тем самым следует необходимости и вместе с тем поступает свободно. «Только чувственная свобода есть истина свободы духовной, только стремление к счастью связывает свободу с необходимостью, т.е. делает необходимые акты желаемыми, свободными. Когда человек действует свободно? Лишь тогда, когда он действует с необходимостью». Для Фейербаха свобода — это единство человека с условиями, в которых проявляется его сущность. Птица свободна в воздухе, рыба — в воде, человек свободен там и тогда, где и когда условия его жизни позволяют ему удовлетворять его естественное стремление к счастью, к реализации своих способностей.

Фейербах почти не интересуется реальной социально-экономической структурой общества. Рассматривая человека как природное существо, Фейербах стремится обнаружить в обществе естественные условия человеческого существования, т.е. такие условия, которые позволяют индивидууму более или менее беспрепятственно осуществлять свое стремление к счастью. Субъективно Фейербах, конечно, был далек от того, чтобы оправдывать нищету и эксплуатацию трудящихся. Он глубоко верил в возможность уничтожения нищеты и бесправия. При этом Фейербах приходит к выводу, что «все вещи — за исключением противоестественных случаев — охотно находятся там, где они есть, и охотно являются тем, что они есть». Этот фейербаховский вывод, как отмечал Энгельс, содержит в себе, независимо от намерений самого философа, апологию буржуазного общества.

Идеализм Фейербаха в понимании общественной жизни особенно обнаруживается в том, что он пытается построить свои социологические гуманистические воззрения на чисто этической основе. Подобно французским материалистам XVIII в., он полагает, что разумный эгоизм, т.е. правильно понятый интерес каждого отдельного человека, в конечном счете совпадает с общественным интересом, и, следовательно, между ними нет и не должно быть никакого конфликта. Но, если эгоизм и альтруизм образуют антропологическое единство (без эгоизма, говорит Фейербах, у тебя нет головы, а без альтруизма у тебя нет сердца), то, значит, любовь является средством и целью осуществления гармонического сообщества. Любящий человек не может быть счастлив в одиночку: его счастье неразрывно связано со счастьем того, кого он любит.

«Любовь» в философском творчестве Фейербаха — это не только совершенно земная любовь между полами, но и вообще между всеми людьми, она соединяет их наподобие религиозного братства. Но Фейербах отграничивает свое понимание любви от любви в христианской религии: он считает, что «любовь сама по себе находится вне сферы веры, а вера — вне сферы любви». Немецкому материалисту нужна безрелигиозная религия — религия, в которой сама любовь человека к человеку стала бы религией.

Гуманистическая концепция Фейрбаха

Так, вместо христианства и философии гегелевского типа Фейербах предложил программу «философии человека». Согласно гуманистической концепции Фейербаха, человек является высшей ценностью, абсолютной ценностью. Здесь речь идет не об отдельных личностях, а об их сущности, то есть о родовом происхождении. Человек не является вместилищем всех человеческих добродетелей, но человек как таковой бесконечно добр, мудр, всемогущ. Его качества — это он сам, и без них, то есть без моральных качеств, вообще нет человека, добра, мудрости, силы. В человеке все имеет ценность. Его физическая, эмоциональная, психологическая жизнь не менее важна, чем его дух. Кроме того, очень важно, чтобы человек жил в естественном контакте с природой. Внешняя природа близка к природе самого человека, она соответствует ему. Человеческая природа вполне гармонично раскрывается в человеческом существовании. Здесь нет конфликта: жизнь природы, условия бытия не чужды человеческой сущности, между ними существует глубокое единство. Таким образом, человек Фейербаха существует, существует в гармоничном единстве со своей собственной сущностью, своими качествами («предикатами»), своей внешней и внутренней природой. Высшее единство проявляется в нравственном воплощении этой гармонии. Он реализуется в императиве, высшем законе для человека, высшем моральном императиве. Этот закон или императив заключается в требовании относиться к человеку как к высшей ценности, как к Богу. Человек относит себя к Богу, когда видит божественное в другом человеке.

Фейербах был последним великим представителем классической немецкой философии. В то же время Фейербах был первым материалистическим критиком классического немецкого идеализма, первым великим материалистом девятнадцатого века, убедительно показавшим важность общечеловеческих моральных ценностей. И в более широком смысле он поставил человека, его потребности, стремления и чувства в центр философии, то есть гуманизировал мировоззрение. Фейербах — материалист, но жизнь человека в его материалистической доктрине заключается в созерцании природы и в интимном общении Я и Ты. Этика Фейербаха — это этика любви, в которой он видит выход из отчужденного состояния человечества.

Согласно Фейербаху, человеческая любовь, особенно сексуальная, является религиозным чувством. Он пишет: «Только там, где есть разум, господствует всеобщая любовь; сам разум есть не что иное, как всеобщая любовь. А поскольку истинной сущностью религии объявлена любовь, атеизм также считается истинной религией, религией без Бога. Атеист Фейербах, таким образом, провозглашает себя реформатором религии; в превращении фантастически-религиозного сознания в естественно-религиозное он видит путь обновления, демократизации общества, преодоления нищеты масс и т.д.

Но критика Фейербахом идеалистической философии, в том числе критика классического немецкого идеализма, имеет в то же время серьезный недостаток: она ведется главным образом с позиций метафизического материализма, в силу которого Фейербах вместе с идеализмом отвергает и диалектику, свойственную ее наиболее выдающимся представителям, особенно Гегелю. Фейербах не смог раскрыть «рациональное зерно» гегелевской диалектики: правильно оценив ее как идеалистическую, он не увидел в ней главного — учения о развитии, т.е. о самодвижении и прогрессивном развитии мира, общества и человека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эллинистическая философия
  2. Ремесленные знания и механические искусства в Средние века (V— XIV вв.)
  3. Телеологическая концепция истории Августина — Концепция «Града Божьего»
  4. Философия и искусство
  5. Христианская мысль 1ого и 2ого века нашей эры
  6. Видимость или кажимость
  7. Предназначение человека. Проблема жизни и смерти
  8. Н.Ф. Федоров – родоначальник русского космизма
  9. Г.В. Вернадский о влиянии монголов на русскую культуру
  10. Человек как субъект социального управления