Для связи в whatsapp +905441085890

Антропология возрождения — Антропологические концепции Возрождения

Термин «антропология» имеет греческое происхождение и означает «наука о человеке». Но антропология появилась как самостоятельная наука только в конце 18-го и начале 19-го веков. Хотя, конечно, попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его разнообразие столь же стары, как и само научное знание. Зачатки научных знаний о человеке восходят к древней философии. Зачатки эволюционного взгляда на человека находятся в Democritus и Empedocles. Древние философы пытались выявить основные источники различий между человеком и животными. Анаксагор и Сократ считали, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию руки. Мысли об огромной роли слов (речи) были разработаны известным афинским учителем красноречия Изократом. Однако философия была не единственным источником, породившим антропологические обобщения. Анатомические знания были накоплены задолго до работ греческих ученых (искусство бальзамирования трупов в Египте, критская скульптура). Путешествия также имели большое значение, так как позволяли изучать жизнь и обычаи других народов. Изучение человека достигло своего пика в древности с Аристотелем. Аристотель разрабатывает классификацию животных, рассматривает функциональную роль частей тела и механизмы их образования. Он обладает идеей лестницы живых существ или ряда постепенных увеличений в организации. Ему приписывают заслуги в развитии проблемы места человека в органическом мире. Видимо, сам термин «антропология» впервые был использован Аристотелем, который использовал его для обозначения изучения духовной природы человека.

Важнейшим периодом в развитии антропологии и ее становлении как самостоятельной науки стала середина прошлого века. Этот период характеризовался растущим интересом к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения. В 1859 году в Париже было основано Антропологическое научное общество. Позднее подобные общества были сформированы во всех европейских столицах, в том числе и в Москве. Эти общества в основном занимались изучением человеческих рас и этнографией.

Важнейшим событием в истории антропологии стало появление работ К. Дарвина.

Таким образом, в конце прошлого века проблема антропогенеза стала неотъемлемой частью антропологии. А также проблемы физической организации человека, культуры и быта различных народов и племен в прошлом и настоящем.

В России первые шаги антропологии как формализованной науки связаны с деятельностью Карла Баера (основоположника современной эмбриологии). Баер известен как выдающийся географ и путешественник, а также как один из величайших антропологов своего времени. Он организовал обширные антропологические и этнографические исследования в России.

Ценный вклад в антропологическую науку внесла Н.Н. Миклухо-Маклай собирал материалы. Его самая большая заслуга в том, что он опроверг тогдашнее преобладающее научное заблуждение о фундаментальных различиях между разными расами.

Важнейшим событием в истории российской антропологии стало основание в 1863 году Общества любителей естествознания, основанного профессором А.К. Богданов из Московского университета. Одно из первых мест в творчестве нового общества сразу же заняли антропологические сюжеты. Богданов очень широко понимал антропологию и всегда подчеркивал ее философское значение, ее роль в разработке наиболее общих вопросов естествознания.

Таким образом, антропология может быть определена как отрасль естественных наук, изучающая происхождение и развитие физической организации человека и его рас. Следует подчеркнуть, что человек — это существо, качественно отличающееся от других животных, его жизнь может происходить только в условиях общества и коллективно осуществляемого производства, то есть его биология социально детерминирована. Поэтому очевидно, что антропологию нельзя приравнивать к частным разделам зоологии.

Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических закономерностей, к которым существование живого предка человека подчинялось закономерностям социального. Изучая человека, антропология входит в область знаний, в которой действуют социально-исторические факторы. Антропология неотделима от других биологических наук и в то же время находится в тесном контакте с социальными науками.

Антропология возрождения

Антропологические концепции Возрождения

В эпоху Возрождения, пришедшую на смену средневековью, сначала появились специальные (медицинские и юридические) школы, затем университеты. Первый в мире университет был открыт в Болонье в XI-XII веках, затем появились Кембридж, Краков, Оксфорд, Париж, Прага и другие. По сравнению со средневековьем ситуация в обществе начинает качественно меняться, формируется светская культура и новое понимание гуманизма, человеческий мир освобождается от средневековых оков. Таким образом, новый этап в развитии европейской культуры, которая продолжает исследовать человека, выработанного древними философами. В то же время Ренессанс — это переходная эпоха, имеющая фундаментальное значение для будущего, поскольку в этот период начинается разделение науки и ценностей, знаний и добродетели, которые оказали глубокое влияние на всю последующую историю. Вся философская и образовательная мысль должна формировать более прагматичный, специализированный взгляд на события.

Человек больше не является кульминацией и центром космической жизни. Как пишет Н.А. Бердяев, «западная христианская мысль, от святого Фомы Аквинского до Лютера к механическому мировоззрению XIX века, слишком сильно нейтрализовала, обезличила пространство. Можно даже утверждать, что в эпоху Возрождения, в отличие от средневековья, земная жизнь и человек стали представлять особый интерес. Его образ тоже изменился.

В человеке развивается осознание красоты окружающей его природы, которой раньше не было. О Ренессансе П.С. Гуревич пишет: «Человек открывает для себя, что он и другие — индивиды, отдельные существа. Он понимает, что природа — это нечто отдельное от него, и эта отдельность имеет два аспекта. Во-первых, она должна быть освоена теоретически и практически, а во-вторых, ее красотой можно наслаждаться. Человек открывает мир и практически, открывая новые континенты, развивает тот дух, который заставил Данте сказать: «Моя страна — это весь мир».

Гуманисты Ренессанса открыли для себя культуру и познание древности. Стремясь подражать античности во всем, они называли свое время «Ренессансом», то есть возрождением всего того, что было лучшим в человеке и природе в древней традиции.

Лучшие умы эпохи Возрождения, такие как Н.Кузанский, Э.Роттердамский, М.Монтень, Т.Море, Т.Кампанелла, Ф.Рабле и другие, определяли человека как главную ценность на земле, разрабатывали новые формы и методы обучения, старались видеть в человеке лучшее. Духовно и физически развитый человек стал их идеалом. Выдающиеся представители Ренессанса часто сами являлись образцом мудрости, духовности и нравственности.

Религия в эпоху Возрождения

Особое внимание гуманисты уделили религиозным трактатам Гермеса Трисмегиста, Зороастера и Орфея, которые они считали подлинными, не подозревая, что эти сочинения были написаны не в древности, а в более поздний период (в период упадка Римской империи, во II-IV вв. н.э.). Эти работы послужили сильным стимулом для пересмотра традиционного учения католической церкви. Они воспринимались некритично гуманистами, которые, например, приписывали тексты Гермеса Трисмегиста временам библейских патриархов (начиная с XX века до н.э.). Записи «Свода Гермеса» стали одним из фундаментальных текстов для мыслителей эпохи Возрождения. Из этого гуманисты сделали вывод, что человек может получить Божественное откровение даже как язычник вне Церкви. Сама церковь считалась вредным, консервативным и заблуждающимся учреждением. После окончания Римской империи гуманисты также стремились возродить «истинное» христианство, но это можно было сделать только рациональными методами. В связи с такими устремлениями и чувствами очень популярным стал термин «humanitas» (латинский «человек», «человек»). Гуманистические науки (studia humaniora) провозглашались как наиболее подходящие для формирования истинной, духовной природы человека. Понятие «человек» святых отцов утратило свой теологический и морально-этический смысл и было переосмыслено с точки зрения языческого образования.

Основными антропологическими идеями тела Гермеса были следующие: Высший Свет и Дух рождает Изначального Сына — Логоса, Рационального Демиурга и Антропоса, человека, имеющего бесплотный образ Бога. Высший Бог порождает Разум, Высшую Сущность, и, объединяясь с ним, Антропос наиболее совершенно приравнивается к Богу, поскольку Разум — это Божественное в человеке. Логотипы и Демиург создают Космос, а Антропос, подражая им, тоже хочет творить. Получив одобрение Всевышнего Бога, Антропос, пройдя через семь небесных сфер, оказывается в подсознательном мире. Его план созидания провалился, потому что, увидев своё отражение, он влюбляется в него и, следовательно, отпадает в попытке объединиться с ним. В результате появляется земной человек, соединение небесного антропоса и земной материи. Искупление Антропоса заключается в освобождении от уз земной материи, а средством искупления является познание его божественной природы и доступ к мудрости. Гермес Тела содержит отрывки из Нагорной Проповеди и аллюзии к Воплощению Логосов. Гуманисты, пораженные такими «предсказаниями», приняли астрологические и гностические идеи как оправдание так называемой «белой магии», практиковавшейся в образованных кругах вплоть до эпохи научных революций.

Антропология возрождения как инструмент самоутверждения человека

Антропоцентризм эпохи Возрождения имел два аспекта, характеризующих идею самоутверждения человека: во-первых, крайняя аморальность, которая дошла до невиданных в европейской истории зверств церковных и светских деятелей эпохи. А.Ф. Лосев пишет: «Все это, все это безграничное распространение страстей, пороков и преступлений, вряд ли можно полностью отделить от спонтанного индивидуализма и славного титанизма всего Ренессанса» . Хорошо известны своими злодеяниями такие фигуры эпохи Возрождения, как Франческо Сфорца, отравительница Екатерина де Медичи, Чезаре Борха, папа Александр VI и многие другие.

В сочетании с безудержным индивидуализмом и самоутверждением человека в своей естественности, не контролируемой религиозными запретами, возрастает ощущение утраты человеком, разрушения основ его бытия в Боге. Не случайно в это время становится популярной старая древняя идея о смертности человеческой души, теоретическую разработку которой осуществил Пьетро Помпонацци (1462-1525). Идея смертности души строится на диалектике понятий общего (абсолютного) и сингулярного (индивидуального). Хорошо известно произведение Помпонацци «Трактат о бессмертии души», в котором автор переосмыслил аристотелевскую трактовку сущности и строения души.

Помпонацци основывал свои идеи на трех авторах: Аристотель, Платон и Пико делла Мирандола. Он также сослался на Ареопагитику, которую он считал неоплатоническими сочинениями. Душа — это форма (энтелехия) тела, и поэтому, отделившись от тела, она должна погибнуть под тяжестью страстей. В земной жизни человек редко поднимается над растительной и чувственной частями души и редко соединяется с интеллектом, высшей частью души: «Поскольку природа человека почти полностью погружена в материю и лишь незначительно вовлечена в разум, то человек более далек от рассудка, чем больные от здорового» . Поскольку бессмертна лишь рациональная часть души, то даже большинство людей, погруженных в полуживотное состояние и не связанных с разумом, не имеют иного бытия, кроме земного. Что же касается рациональных людей, которые своим разумом поднимаются над массами, то после их смерти их разум объединится с божественной сущностью, с Высшим Разумом, и потеряет свое индивидуальное существование, то есть личность. По мнению Помпонацци, вера в бессмертие каждой души — это предрассудок, антирациональная вера, основанная ни на чем. Религия — это политический институт, она существует для моральной сдержанности невежественных масс и является творением «трех великих обманщиков» — Моисея, Христа и Мухаммеда.

Уровни интеллекта в эпоху Возрождения

В антропологии Помпонацци различают три уровня рациональности (интеллекта): 1) созерцательный (спекулятивный, спекулятивный); 2) практический (оперативный, оперативный), связанный со способностью различать добро и зло, хотя не все опираются на этот тип интеллекта; 3) активный (фактивистский). Все люди обладают тремя уровнями интеллекта, но в разной степени. Все они принадлежат активному интеллекту, который способен ориентироваться в простейших вопросах поддержания жизни. Однако не каждый может сделать жизнь созерцательного (философского) ума содержанием своей жизни. Нравственность не является отличительной, центральной чертой человеческого существования, потому что, согласно Помпонацци, она не санкционирована Богом, но формируется социальной средой. Помпонацци считает, что после смерти нет наград или наказаний, но каждый получает то или иное уже в земной жизни, в зависимости от поступков и распорядка души. Помпонацци, во имя свободы и достоинства человека, причудливо понимаемого им, борется против идеи посмертных наград и наказаний: «Ибо и надежда на возмездие, и страх возмездия приносят в душу нечто рабское» .

Таким образом, на основе двух возвышенных предположений: цельность человека (единство его души и тела) и свободная, возвышенная природа его личности, Помпонацци пришел к парадоксальному выводу о смертности человеческой души. Вывод Помпонацци можно считать безупречно логичным, поскольку, по его мнению, личность не укоренена в Абсолюте, то есть не имеет абсолютных измерений.

Другой важной и оригинальной идеей Помпонацци является утверждение единства человеческого рода: «…весь человеческий род подобен телу, состоящему из различных членов, имеющих различные цели» . Общей основой человеческого рода является интеллект на трех уровнях. Человек, как бы там ни было, вымирает из единства человеческого рода и присоединяется к интеллекту как к одному из моментов этого вселенского безличностного разума, который также является великим супраментальным единством. Помпонацци, таким образом, компенсирует отсутствие Абсолюта в виде личного Бога, вводя два суррогата одного и того же: человеческий род и его супрамунданный коррелят, универсальный сверхличностный интеллект. Когда он говорит о смысле существования человеческого рода, он ссылается на свою теорию трехуровневого интеллекта, благодаря которому человечество живет и действует. Согласно убеждению Помпонацци, «человек не может быть свободен от этой цели» .

Моральное разделение в антропологии возрождения

С моральной точки зрения, человечество делится Помпонацци на три категории: 1) те, кто принимает и разделяет его взгляды; 2) последователи трех мировых религий, которые основывают свою жизнь на самых основных мотивах — страхе наказания и желании награды; 3) аморальные люди, преступники и грешники. Помпонацци заявляет, что «человек — самое совершенное животное», поскольку его душа возвышена и принадлежит к единству над миром, а тело — материально-животное. Человек является полностью коллективным существом, как в аспекте своего земного бытия, так и в загробной жизни, безликим. В контексте идей Помпонацци душу скорее следует понимать как силу, оживляющую тело энергией.

Трактат Помпонацци очень близок к материалистической школе мысли. Что отличает Помпонацци от материализма, так это то, что он еще не порвал с религиозными источниками Средневековья; его система подразумевает идею Абсолюта, по крайней мере, в форме коллективного космического происхождения. Как и во всех трактатах Ренессанса, в его работах есть слова «Бог», «божественность» и «божественное». Однако более пристальный взгляд показывает, что это скорее атрибуты самого человека или человеческой расы. Мыслители Ренессанса не избегали называть человека «божественным» при каждой подходящей возможности, хотя и не в буквальном смысле. Однако в Ренессансе был один мыслитель, который явно обожествлял человека, и в этом смысле привел общую тенденцию мысли, характерную для Ренессанса, к логическому завершению.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Дэвид Юм
  2. Философия Ф. Шопенгауэра
  3. Неоевразийство конца xx – начала xxi вв.
  4. Основные теоретико-методологические подходы к осмыслению общества: социальный номинализм и социальный реализм
  5. Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха — Критика религии и теологии
  6. Революционизм и реформизм как типы политического менталитета
  7. Модерн и постмодерн в исследовании феномена человека
  8. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека
  9. Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникновение научно-технической периодики, создание научно-технических организаций и обществ, проведение съездов, конференций, выставок
  10. Философские истоки и основные принципы скептицизма — Периоды развития скептицизма