Для связи в whatsapp +905441085890

Архетипы мужчин — Концепция архетипов по Юнгу

Психическая жизнь, происходящая без участия сознания, психические явления, состояния и действия, происходящие вне контроля разума, называются термином бессознательное.

Основателем учения о бессознательном считается австрийский врач З. Фрейд (1856-1939) — австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основатель психоанализа.

Идеи психоанализа были разработаны студентом Фрейда, а позднее критиком, швейцарским психологом и теоретиком культуры Карлом Густавом Юнгом.

Анализируя бессознательное сознание, К. Юнг пошел дальше, чем 3. Юнг пошел дальше, чем Фрейд, хотя и принял основные идеи последнего о том, что структура мозга и физиология не дают объяснения процессам сознания и что человек не создает психику так, как он считает нужным.

Юнг считал, что душа (ассоциируемая в теории Юнга с личностью) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих между собой структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эта концепция стала основной причиной расхождений во взглядах Юнга и Фрейда.

Юнг предложил довольно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики. Его труды включают глубоко развитую теорию строения и динамики бессознательного и подсознательного, детальную теорию психических типов и, что более важно, детальное описание универсальных и психических образов, возникающих в глубочайших слоях бессознательной психики. Юнг назвал эти первобытные образы архетипами коллективного бессознательного.

Личность Карла Юнга

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Кесвиле, Швейцария. Его отец был священником, а дед — профессором медицины в Базельском университете; он приехал в Швейцарию из Германии по рекомендации А. фон Гумбольдта (а также, как говорят, незаконнорожденного сына Гёте). Мать Карла Густава происходила из семьи среднего класса, которая несколько поколений была лютеранским пастором. Так что семья принадлежала к «хорошему обществу», но едва сводила концы с концами.

В подростковом возрасте, размышляя о собственном внутреннем мире, Юнг пришел к выводу, что он живет в двух совершенно разных идентичностях. Первым был сын его родителей, неуверенный в себе школьник. Вторым был взрослый, тоже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, очень близкий по своей сути и характеру.

Выбирая свою будущую профессию, Юнг долгое время выбирал между двумя интересующими его сферами. С одной стороны, он интересовался естественными науками — зоологией, антропологией и палеонтологией, а с другой — гуманитарными науками, особенно религиоведением, богословием и археологией. После тщательного рассмотрения он принял решение о последнем, но за неимением денег он мог позволить себе учиться только в Базеле, а археология не преподавалась в Базельском университете. Пятна были растворены в пользу естественных наук, особенно медицины.

Еще будучи студентом, Юнг начал понимать, что его истинное призвание — психиатрия. В 1890 году Юнг начал работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с творчеством Зи. Фрейд и становится его открытым последователем и промоутером теории Фрейда. В то время это было небезопасно для новичка: большинство авторитетов в научном мире восприняли идеи Фрейда с враждебностью. В 1906 году он отправил Фрейду свое первое эссе, и между ними началась переписка, а затем и дружба. Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом всегда были дружескими. Хотя он признал авторитет Фрейда и даже назвал его своим учителем, Юнг не согласился с ним по многим вопросам, и в 1912 году дружеские отношения между учеными были прекращены. Юнг тяжело воспринял разлуку и написал об этом в своих мемуарах и письмах друзьям.

Карл Юнг умер в 1961 году.

Архетипы мужчин - Концепция архетипов по Юнгу

Концепция архетипов по Юнгу

Согласно комплексной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов:

  1. Личное сознание.
  2. Коллективное сознание
  3. Личное бессознательное
  4. Коллективное бессознательное («разум наших древнейших предков, то, как они понимали жизнь и мир, богов и людей»). Некоторое отражение исторического опыта всех предыдущих поколений в душе человека. К коллективному бессознательному относится семейное, национальное, расовое и общечеловеческое бессознательное. Передается из поколения в поколение через структуры мозга и играет решающую роль в жизни общества и человека.

По словам Юнга, коллективно унаследованные аспекты бессознательного восприятия образуют определенные «архетипы».

В целом, «архетипы» представляют собой наиболее древние и универсальные формы мысли, которые проявляются в сознании в виде огромного массива коллективных образов и символов (мать, отец, ребенок и т.д.). Эти изображения и символы являются своеобразно закодированными, формализованными шаблонами и программами человеческого поведения. Юнг рассматривал основные архетипы индивидуального бессознательного как таковые:

Эго. Является центральным элементом личных знаний, как бы собирая разрозненные данные из личного опыта в единое целое и формируя из них целостное и осознанное восприятие своей личности. При этом эго пытается противостоять всему, что угрожает хрупкой целостности нашего сознания, пытается убедить нас игнорировать бессознательную часть души.

Персона. Часть нашей личности, которую мы показываем миру, как мы хотим быть в глазах других. Персона оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на нашу личность. Доминирующая личность может подавлять индивидуальность человека, развивать конформизм, желание слиться с той ролью, которую окружающая среда накладывает на человека. В то же время персона и защищает нас от давления окружающей среды, от любопытных глаз, которые пытаются проникнуть в нашу душу, и помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень. Тень — центр личного бессознательного. Подобно тому, как эго собирает данные о наших внешних переживаниях, тень фокусирует и систематизирует те впечатления, которые были подавлены сознанием. Содержание тени — это те устремления, которые отвергаются индивидом как несовместимые с его личностью, с нормами общества. В то же время, чем больше личность доминирует в структуре личности, тем больше становится содержание тени, так как человеку приходится подавлять все больше и больше желаний в бессознательном.

Анима (у мужчин) или анима (у женщин) — это части души, которые отражают межсексуальные связи, восприятие противоположного пола. На их развитие сильное влияние оказывают родители (у мальчиков — мать, у девочек — отец). Этот архетип оказывает большое влияние на поведение и творчество человека, так как является источником проекций, новых образов в человеческой душе.

Я — это центральный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части; это «архетип порядка и целостности личности». Его главное значение состоит в том, что он не противопоставляет друг другу разные части души (сознательной и бессознательной), а соединяет их таким образом, что они дополняют друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность и становится свободнее в своем выражении и самопознании через индивидуализацию.

«Архетипы, по мнению Юнга, формируют материал снов, мифов, религий, искусства и проявляются в опосредованной форме в философии, социологии, политике и другой человеческой деятельности.

Юнг заявил, что психологически люди находятся в стадии детства. Они пока не имеют необходимого опыта развития и биопсихологического закрепления культуры. Полагая, что основой культуры является прогресс в формировании символов, Юнг интерпретировал развитие культуры и человека как болезненный процесс подавления инстинктивной природы человека.

Следует отметить, что в попытке типологизировать систему отношений между индивидом и окружающей средой Юнг предложил классификацию личностей по их отношению к социальному окружению. В качестве исходного атрибута он принял определенную ориентацию распространения психической энергии (либидо).

Юнг выделил два основных типа личностей, которые противостоят друг другу:

  1. Экстравертированный — чужой по отношению к самоанализу, самоанализу, ориентации психической энергии на внешнее окружение.
  2. Интровертированный — превращение психической энергии в себя.

Эта типология, как и ряд других фрагментов психосоциологии Карла Густава Юнга, стимулировала интерес ученых к проблемам взаимодействия личности и социальной среды и оказала определенное влияние на развитие как социологии, так и социальной психологии.

Анима и Анимус

В частности, мы остановимся только на двух архетипах — «анима» и «анима». Основываясь на подходе теории архетипов, можно представить внутреннюю реальность человека любого пола как состоящую из мужского и женского принципов как две основные архетипичные части личности. Мужчину в женщине К. Г. Юнг называют анимом, а женское начало в мужчине — анимом.

Анима и анима (от латинского anima — душа, анима — дух) — это бессознательные представления, которые появляются в образах женского начала в мужчине и мужского начала в женщине.

Термины anima и animus были использованы К.Г. Юнгом для характеристики вечных образов унаследованного опыта женственности и мужественности, женственности и мужественности. Анима и враждебность — это образы женщины и мужчины, восходящие к древним временам, наследственно запечатленные, переданные из поколения в поколение предками. Эти образы бессознательно проецируются (передаются) на другого человека, лежат в основе увлечения противоположным полом и способствуют возникновению чувства любви и ненависти. Это архаичные формы тех психических явлений, которые в своей полноте и целостности часто называют душой.

По мнению К.Г. Юнга, образы анима и ануса локализованы в психическом строе: они живут и функционируют в филогенетически глубоком слое бессознательного. В фигурах анима и ануса автономный характер того, что он назвал «коллективным бессознательным», находит свое выражение. Анима и Анимус олицетворяют те его элементы, которые могут быть интегрированы в сознание и в этом смысле представляют собой функции, которые отфильтровывают содержимое коллективного бессознательного и передают его в сознание. Благодаря интеграции анимация становится эросом, а анимация — логотипом.

К.Г. Юнг верил, что анима и враждебность привносят в сознание дух неизвестных предков. Их функционирование заключается в том, чтобы думать и чувствовать, знать жизнь и мир, богов и человека. Они существуют в мире, отличном от внешнего, где рождение и смерть человека не в счет. Оба архетипа наделены своего рода предопределением, которое иногда может привести к трагическим последствиям. Их природа настолько нехарактерна и настолько чужда современному человеку, что их проникновение в его сознание часто равносильно психозу.

В аналитической психологии К. Г. Юнга анимация и анимация играют важную роль в понимании особенностей мужской и женской психологии. Анима представляет собой архетип жизни и воспринимается человеком как дух. Вражда — это ментальный образ женщины, но воспринимается ею как эрос. Анима — это связь чувств, которые влияют на мужское восприятие мира. Вражда — это совокупность спонтанных взглядов, которые влияют на эмоциональную жизнь женщины. В то время как анимация способствует формированию настроения, анимация ведет к генерации мыслей. Если анима — это иррациональное чувство, как выразился К.Г. Юнг, то анима — это иррациональное суждение. Анимация эротично-эмоциональна по своей природе, в то время как анимация спорно-критична. С помощью вражды мужчина пытается понять природу женщины. С помощью вражды женщина пытается понять мужчину. Следует иметь в виду, что с точки зрения К.Г. Чжуна, женщина имеет образ мужчины, в то время как мужчина имеет образ женщины.

В сущности, анима направлена на единство, в то время как анима направлена на отрыв. В реальной жизни образы анима и ануса могут способствовать гармоничным отношениям между мужчиной и женщиной. Однако они также могут привести к конфликту из-за искажений, связанных с тем, что анима и враждебность являются персонифицированными комплексами, которые держат человека в своих руках и создают ощущение враждебности. Оба образа представляют собой бессознательное и могут действовать как падшая женщина и недостойный мужчина, вызывая раздражение, создавая нестабильное настроение и агрессию. Как негативные образы, анимация и анимация часто появляются во сне у человека.

Анима может действовать как женское проявление в мужчине, а анимация как мужское проявление в женщине. По словам Ч.Г. Чжуна, нет такого мужчины, который был бы настолько мужественным, что в нем не было бы чего-то женского. В этом смысле можно говорить о женственности мужчин и мужественности женщин. Но женщина, охваченная анимацией, рискует потерять свою женственность, так же, как и мужчина рискует стать феминизированным, когда он попадает под влияние анима.

Для ребенка в первые годы жизни анима сливается с матерью, а анима — с отцом. В период полового созревания происходит идентификация (идентификация) с родителями. Мужской архетип возникает как женщина, а женский — как мужчина. Ранее скрытые под маской родительского образа, анимация и анимация приобретают самостоятельное значение. В этом процессе бессознательное влияние родительских образов оказывается настолько эффективным, что зачастую диктует последующий выбор любимого человека в качестве позитивной или негативной замены матери или отца.

Мужские архетипы и их характеристики

На основе понятия «анус» (жизненная сила человека) была создана следующая система для определения архетипа в более сильной половине человечества:

Невинный. Человек со схожим архетипом — это человек со слабой волей, который не в состоянии координировать собственную жизнь. Комфорт, стабильность и максимальное расслабление — кредо таких представителей сильного пола.

Сирота. Хороший парень — второе имя мужского архетипа. Иметь такого друга — значит постоянно получать от него поддержку. Такие люди не любят сидеть на одном месте и пытаться узнать все новое. Уважение к другим, отсутствие желания получить свой путь за счет других, а также мирская мудрость делают этих людей достойными гражданами общества.

Воин. Само название этого архетипа говорит о том, что его представители обладают силой воли, героизмом и определенными амбициями. Воины-мужчины отличаются с детства своими лидерскими качествами. В то же время они направляют свою энергию в положительное русло и буквально хотят помочь всем. Кроме того, они растут как хорошие семейные люди, которые являются надежной защитой для своих близких.

Хранитель. Этот архетип является воплощением сострадания и альтруизма. Личные потребности таких людей находятся на заднем плане, они отдают все свое время, чтобы помочь другим людям и человечеству в целом.

Странник. Бунтарские души принадлежат именно к этому архетипу людей. Постоянные поиски себя и изменение пейзажа — отличительная черта Странника. У него также есть неудержимое желание достичь новых высот, не боясь экспериментов.

Бунтарь. Мужчины с таким архетипом всегда будут идти против устоявшегося образа жизни. Как правило, они не согласны с мировым порядком в целом, поэтому их можно смело называть революционерами. В некоторых случаях такие эмоциональные всплески в них граничат с агрессивностью, но с этим недостатком мятежники являются отличными кандидатами для успешных бизнесменов.

Влюбленные. Любители мужчин могут как действовать открыто, так и тайно стремиться к цели. Для них главное — достичь чувственных наслаждений, что не характеризует их как плохого человека. Обычно, достигнув зрелого возраста, они посвящают все свое свободное время семье и верны своей второй половинке.

Создатель. Творчество и оригинальность являются основой поведения таких людей в обществе. В любой сфере деятельности — будь то искусство, строительство или бизнес — они проявят себя как необыкновенные личности. Создатели не только способны к инновациям, но и хотят улучшить мир.

Правители. К этому архетипу принадлежат наиболее выдающиеся исторические личности. Такие люди рождаются не только для того, чтобы координировать свою жизнь, но и для того, чтобы решать судьбы целых народов. Это влияние на массы может быть как положительным, так и отрицательным.

Волшебник. Аналогией этого архетипа является проявление женственности в форме колдуньи. Маг способен чувствовать законы мировоззрения, поэтому у него развитая интуиция. Мужчины с таким архетипом не редкость среди духовных лидеров.

Дурак. У людей с такой моделью поведения большое количество друзей, потому что они очень общительны и никому не навязывают свои взгляды. Иногда их даже можно назвать ленивыми, но они, очевидно, не дураки. Дурак никогда никуда не спешит, и невозможно заставить его делать то, к чему он не склонен.

Философ. Этот архетип человеческой жизни — во имя нахождения истины, а не во имя улучшения своей жизни. Основное занятие философа — созерцание, поэтому среди таких людей много подвижников. Его также можно назвать интеллектуалом и в некоторой степени даже психологом, потому что он умеет слушать своего собеседника.

Решение приписать к архетипам Юнга стопроцентную характеристику человека было бы явной ошибкой. Каждый из рассматриваемых архетипов имеет свои достоинства и очевидные недостатки человека.

Мужские архетипы в киноискусстве

В подавляющем большинстве кинофильмов присутствует узнаваемая мифологическая основа. В советском и новом российском кино это сеть: «Человек-амфибия» — «Баллада о солдате» — «Семнадцать мгновений весны» — «Ирония судьбы» — «Москва слезам не верит» — «Особенности национальной охоты» — «Любовь по-русски» — «Принцесса и горошина» и так далее. На Западе это в основном серия про агента 007 Джеймса Бонда. Мы намеренно сосредоточимся на этой конкретной серии, так как она наиболее наглядно иллюстрирует органическую связь между кассовыми сборами и рекламой.

Джеймс Бонд и реклама — тема отдельного исследования. Простое перечисление одежды, всякого рода атрибутики и автомобилей, продаваемых благодаря Бонду, заняло бы много места (вспомните о мужском портфеле — «Дипломат» и часы Breitling Naviumer). В одном из последних эпизодов, GoldenEye, Bond продвигает спортивный BMV Z3. Он получает сообщения из штаб-квартиры через автомобильное радио Alpine от дочерней компании Motorola, ведущего поставщика цифровой аудиосистемы для автомобилей. В фильме «Завтра никогда не наступит» герой ездит на 7-м БМВ Серии и постоянно находится на пятах у преследователей марки «MERSEDES». Он пьет только водку «SmirnofF» и в экстремальных ситуациях использует электрошокер, встроенный в мобильный телефон «Ericsson». Его оппоненты также не брезгливы, когда дело доходит до использования поддержки известных брендов. 19-я серия, «Одного мира недостаточно», представляет зрелищную дуэль на лодках при технической поддержке Volvo.

Композиционная структура серии напоминает рыцарские и приключенческие романы, стремящиеся к бесконечной череде подобных эпизодов, построенных на неизменной модели. Наконец, мифы также трансформируются из магических историй о богах и героях в линейные эпосы, заложенные в историческое время. Сравнительное изучение мифов позволяет предположить, что, несмотря на их крайнее разнообразие, ряд мотивов и тем имеют устойчивую тенденцию к повторению.

Джеймс Бонд — это современный фольклор. А в фольклоре, несмотря на разнообразие их национальных моделей, основные мотивы структурно повторяются. Жизнеспособность таких архетипов можно проиллюстрировать сравнительными мифологемами о Вестерн Бонде и русском сказочном герое:

Сказочный герой отправляется спасать принцессу.

Бонд отвечает за спасение человечества.

Сказочному герою противостоят Баба Яга, Змей Горыныч и другие злые духи.

Против Бонда выступает демонический сумасшедший или злодей, который укрывает злые планы в планетарном масштабе.

  • Герою сказки помогают волшебный ковер, скоростные сапоги и Серый Волк.
  • У Бонда есть пожилой джентльмен Кью, который занят в своей лаборатории, изобретая всевозможные технологические устройства, чтобы помочь герою.

Герой сказки не может не бороться в своих приключениях.

Бонд также оказывается в руках злодея, который сталкивается с ним.

Триумф сказочного героя всегда заканчивается его браком с принцессой.

Финал всегда захватывает Бонда в любящих объятиях.

Это сравнение наглядно показывает единство мифологической основы и иллюстрирует тезис о том, что человек всегда моделировал и интерпретировал окружающий мир в народных образах. В этом смысле каждый мифологический герой, в том числе и Бонд, — это «собор», созданный не только его непосредственными создателями, но и зрителями.

По словам Юнга, это «коллективное бессознательное». В кинематографической версии героем мифа всегда является «тень, брошенная из зала на экран, красочная широкоформатная проекция тайных мыслей и очевидных соблазнов»….. «(М. Туровская). Это элемент массового сознания. Массовые ожидания и идеалы создают миф.

Тайна рождения кинозвезды, кассовый хит, также является одним из самых интимных механизмов массового сознания. Возьмем, к примеру, еще один современный русский миф. Это шпион Штирлиц-Исаев. Феномен 12 вечеров с этим персонажем в серии «Семнадцать мгновений весны» до сих пор до конца не объяснен. Фильм, несомненно, «поднял планку национальной самоуверенности» (Н.Зоркая) и вызвал чувство героического достоинства. Балансируя на границе между летописью и легендой, он превратил Штирлица в фигуру, похожую на Василия Ивановича Чапаева, который ранее стал героем народного фольклора.

Мужские архетипы в в мифологии и повседневной жизни

Каждый человек живет, сознательно или бессознательно, своим личным жизненным сценарием, который он сам написал. Согласно теории К.Г. Юнга, коллективное бессознательное хранит основные модели поведения, которые когда-то отражались в древнегреческих мифах. Такие соответствия не случайны, в жизни постоянно разыгрываются сцены из мифов, которые также возникают в процессе наблюдения за жизнью.

Человек обычно комбинирует до трех архетипов, иногда они дополняют друг друга, и тогда мы говорим о гармоничной личности, но это не всегда так, бывает, что архетипы борются друг с другом или даже мешают друг другу, тогда могут возникнуть внутриличностные конфликты или другие проблемы любого рода. Архетипы — это инстинкты, типы мышления, реакции, особенности восприятия и ценности, установки и правила, по которым человек строит свою жизнь. Естественно, все эти факторы приводят к логическим результатам и успехам в жизни. Таким образом, сценарий жизни пишется самим человеком, подтверждая тем самым поговорку о том, что нет ни хорошего, ни плохого, но все зависит от того, как человек с этим справляется.

Зевсова архетип — это человек, который уверен в себе, обычно имеет некую власть и склонен править людьми. Основным фокусом энергии такого человека является желание владеть своей территорией (своим царством). Такие мужчины стремятся создать империю, воплощенную семьей как системным ребенком, как его продолжение и карьеру как символ его признания в обществе. Архетип Зевса — это образ патриархального человека; он является главой семьи, выбирает жену, чтобы заботиться о доме и воспитывать детей, он также берет на себя роль правителя и наблюдает со стороны. Эти люди стремятся к власти, поэтому они стремятся к лидерским позициям или открывают собственное дело.

Посейдонский архетип — Этот архетип олицетворяет эмоции, которые часто подавляются мужчинами из-за социальных стереотипов. Такие мужчины обладают сильными переживаниями, в которых в полной мере присутствуют яркие чувства и эмоции, радость, печаль, гневный страх, но мужчина не всегда способен их выразить.

Человек Посейдон, как и Зевс, стремится к силе и обладанию, но Посейдону не хватает хладнокровия и стратегического мышления, ему мешает жестокая эмоциональность. Эти люди очень эмоциональны, ярки и долго переживают собственные чувства, этот архетип часто подавляется, потому что в современной культуре считается, что человек должен быть беспристрастным. Он интересуется всем новым и позволяет своим чувствам. Высоко переключаемое внимание мешает планам, а поскольку Посейдон постоянно выбирает новые цели, он редко их достигает.

Аид как архетип — Согласно мифу, этот архетип живет в полностью закрытой комнате, отражая, как бы, все, что происходит, но только в глубине подсознания. Человек, у которого этот архетип сильно выражен, обычно впитывается в себя, но не в свой опыт, а в свой мир, он просто не присутствует в обществе. Другие мужчины склонны не рассматривать его как сильного конкурента. Он склонен жить и действовать монотонно, интровертный по натуре, редко обращает внимание на свою внешность и обычно не заботится о мнении окружающих. Главная проблема таких мужчин — быть принятыми в обществе и добиваться успеха. Его трудно адаптировать, для успеха в жизни такому человеку нужна помощь других архетиков.

Архетип Аполлона внешне гармоничен и приятен в общении. Мужчины, у которых архетип Аполлона сильно выражен, полагаются на свое мышление, любят точность и порядок, предпочитают внешние события своим собственным чувствам, объективно оценивают ситуацию и редко используют субъективные впечатления. Как правило, такие мужчины профессионально успешны и востребованы в обществе. Такой человек имеет логическое мышление, ставит реальные цели и знает, как их достичь.

Аполлон живет во всех сферах жизни с разумом, а не изнутри, даже выстраивая отношения с женщиной, эти отношения вполне практичны. Как правило, этого мужчину привлекают сильные и независимые женщины, в которых он видит больше интереса, чем страсти, хотя он бессознательно пытается их контролировать. Аполлон не испытывает глубоких эмоций и в отношениях с женщиной присутствует элемент конкуренции, общность интересов или профессии играет решающую роль в «решении влюбиться». Союз с активной женщиной с такими же идеями может быть успешным. С другой стороны, все эти качества и привычки лишают отношения страсти и эмоциональной глубины, а это часто становится причиной разрыва отношений.

Гермес — это архетип, который символизирует бодрость ума, талант к общению и способность действовать быстро. Часто развитие Гермеса вызвано необходимостью конкурировать со старшим братом или сестрой.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Практика наблюдений и организации различных видов деятельности и общения детей
  2. Психоанализ в психологии
  3. Педагогика свободы л.Н. Толстого
  4. Психологический анализ детского рисунка
  5. Перспективы клинической психологии
  6. Мышление, сознание, язык и речь
  7. Копинг-стратегии у студентов, обучающихся творческим профессиям
  8. Гипноз-психотерапия
  9. Гуманистическая психология
  10. Развитие самооценки учащихся подросткового возраста педагогом-психологом