Для связи в whatsapp +905441085890

Архетипы в аналитической психологии Юнга — Биография К.Юнга

Идею о существовании архетипов Юнг получил, исследуя сны, грёзы, рисунки и галлюцинации своих пациентов. Он открыл в них древние символы, мифологические фигуры и образы, и они появились даже у тех, кто никогда их не видел, кто совсем не интересовался историей древних цивилизаций и не имел представления о мифологии. Они появились как безусловное знание. Еще одним доказательством своей теории Юнг считал тот факт, что сказки, легенды, религиозные тексты разных народов мира построены на одних и тех же сюжетах — рассказах о любви, верности, предательстве, возмездии, непорочном зачатии, смерти и воскресении. Мы также видим в них похожие персонажи, соответствующие архетипам Бога, Дьявола, Мудрого Старшего, Матери, Героя, Младенца и т.д. Поскольку они появляются в фольклорном наследии очень далеких и часто изолированных культур, они также имеют сходное эмоциональное и смысловое содержание. Архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций», — объясняет Юнг. «Когда в жизни происходит что-то, что соответствует архетипу, оно активируется; возникает непреодолимое принуждение, которое, подобно инстинктивной реакции, побеждает, несмотря на разум и волю….». …на кораблях. Это фактический механизм действия архетипа. Таким образом, когда мы попадаем в ситуацию борьбы, в которой мы должны противостоять чему-то или кому-то, мы можем обнаружить в себе некоторые качества (например, смелость и склонность к самопожертвованию), которые не проявляются в нас в результате воспитания или образования. Это демонстрация «первичных психических инстинктов» — архетипов. В этом случае можно говорить о влиянии архетипа героя.

Архетипы «характеризуются чисто формальными, а не семантическими чертами, которые, к тому же, весьма ограничены». Первичные образы приобретают семантические свойства только тогда, когда они входят в сознание и наполняются материалом сознательного опыта. …Архетип сам по себе является пустым, формальным элементом, простой способностью к формализации, априорной возможностью визуализации. Архетипы не подвергаются коррекции сознания, поэтому для них характерна мифологическая символика. Архетипы не являются формализованными мифами, а отражают отдельные «составляющие» мифа, например, архетип отца, архетип матери или образ младенца.

В процессе жизни, когда человек соприкасается с различными архетипами и тем самым обнаруживает содержание своего бессознательного, он идет по пути самопознания и самопринятия во всех его проявлениях, приводя к открытию своего истинного «я», своего полного потенциала. Юнг назвал это «открытием собственного «я» или индивидуализацией.

Архетипы в аналитической психологии Юнга - Биография К.Юнга

Биография К.Юнга

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в небольшом швейцарском городке Кесвиль на Боденском озере в кантоне Тургау в семье протестантского пастора. Когда ему было 4 года, семья переехала в пригород Базеля. Отец придавал большое значение воспитанию и образованию Карла и, несмотря на относительную нищету его семьи, нашел способ отправить сына в лучшую городскую гимназию.

Карл Густав Юнг получил докторскую степень на медицинском факультете Базельского университета. Первоначально специализируясь на внутренних болезнях, он уже получил место в известной мюнхенской клинике. В последнем семестре ему пришлось заниматься психиатрией, он открыл учебник и прочитал на первой странице, что психиатрия — это «наука о личности». «Мое сердце внезапно пульсировало», вспоминал Юнг в преклонном возрасте. — Волнение было необыкновенным, потому что, как и во вспышке просветления, я понял, что психиатрия, возможно, единственное возможное место назначения для меня. Только в нем слились два потока моих интересов. Здесь было эмпирическое поле, общее для биологических и духовных фактов, которое я искал везде и нигде не нашел. И здесь тоже столкновение природы и духа стало реальностью».

С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе ассистентом известного психиатра Э. Блейера. С 1909 по 1913 год работал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции, знакомящие с психоанализом.

После того, как весной 1909 года Юнг покидает пост врача клиники в Бургельцли, он открывает собственную частную практику и принимает пациентов в приемной своего дома в Кюснахте — куда он переехал в 1906 году, через три года после заключения брака.

В 1911 году Юнг ушел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике.

Разрыв с Фрейдом произошел после того, как Юнг опубликовал свою работу «Либидо, его метаморфозы и символы», в которой он впервые установил теорию общности бессознательного индивидуума и бессознательного общего (коллективного бессознательного), которую он впоследствии развил в теорию коллективного бессознательного и архетипов, ставшую основой всей аналитической психологии. Стоит отметить, что произведение состоит из двух частей: первая, которая является фрейдистской по ориентации, и вторая, которая является юнгианской по ориентации.

Анализируя Фрейда и лидера другого заново отколовшегося движения, Адлера, и опираясь на богатство фактического материала, приобретенного им за время работы в психиатрии, Юнг выделил два основных психологических типа: «отношения» — экстраверты (Фрейд был примером и притягательностью его учения к внешнему) и интроверты (Адлер был примером, он сосредоточился на внутреннем и черпал свою теорию из внутренних противоречий личности). Впоследствии он разработал и добавил к этим типам. Эта классификация по-прежнему востребована и сегодня, и многие из его преемников пересмотрели ее и внесли в нее изменения.

После разрыва с Фрейдом Юнг пережил кризис, который позже преодолел, создав принцип индивидуализации.

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии в Швейцарской политехнической школе в Цюрихе. Одновременно он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии. Ряд историков обвиняют Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом и Государственным институтом психотерапии во главе с Германом Герингом. После захвата власти нацистами в 1933 году Юнг присоединился к правлению Allgemeine Drztliche Gesellschaft fьr Psychotherapie. Его работа «Вотан» по арийской мифологии 1936 года, в которой фюрер описывался как «медиум коллективного бессознательного», была высоко оценена Гитлером, а ее автор был назначен президентом Немецкого психотерапевтического общества. С 1933 по 1939 год редактировал журнал «Психотерапия и смежные поля».

В апреле 1948 года в Цюрихе был основан Институт Юнга. Институт предлагает обучение на немецком и английском языках. Сторонники его метода основали Общество аналитической психологии в Англии и аналогичные общества в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско и Лос-Анджелес) и в ряде европейских стран.

Карл Густав Юнг умер в своем доме в Куснахте 6 июня 1961 года.

Структура психики по Юнгу

По мнению К. Юнга, человеческая психика включает в себя три уровня: сознательный, личный и коллективный бессознательный. Решающую роль в структуре личности играет коллективное бессознательное, которое имеет врожденную природу и формируется из следов памяти всего прошлого человечества. Коллективное бессознательное проявляется в индивидууме в виде архетипов.

Юнг изобразил человеческую психику в виде диаграммы: «Наша психическая сфера выглядит как светящийся глобус. Поверхность, с которой появляется свет, является доминирующей функцией личности».

На диаграмме ощущения действуют как периферийная функция. Второй круг думает. Потом приходят чувства и интуиция. Все вместе образуют эктопсихическую систему. Следующая сфера на диаграмме представляет собой комплекс сознательного эго, на который направлены функции: Память, субъективные компоненты функций сознания, эмоции и аффекты, инвазии — эндопсихическая система.

Суть диаграммы Юнга состоит в том, чтобы показать увеличение бессознательного от периферии к центру и место индивидуального бессознательного в коллективном бессознательном. «…Энергия или интенсивность комплекса ЭГО, проявляющаяся в усилиях воли, уменьшается по мере приближения к темной сфере, бессознательному».

«Сознание — чрезвычайно своеобразная тема». Это дискретное явление природы. Пятую или треть, возможно, даже одну секунду нашей жизни мы проводим в бессознательном состоянии. Раннее детство человека совершенно бессознательно. Каждую ночь мы погружаемся в бессознательное, и только в промежутках между пробуждением и сном мы более или менее ощущаем себя в сознательном состоянии. В некотором роде сам факт ясности или уровня сознания также является проблематичным. Например, предполагается, что у десятилетнего мальчика или девочки есть сознание, но легко доказать, что здесь есть особый вид сознания, сознание, в котором отражение себя не допускается; сознание ЭГО отсутствует».

Более того, Чжун считает, что сознание накапливается. И это происходит как в период онтогенеза, так и в период филогенеза — чем старше существо, тем менее сознательным оно является, и Юнг вообще отказывается от сознания животным. Существует интересная теория, что с появлением печати и постепенным распространением книг, чтения и грамотности произошел качественный скачок в повышении сознания. До этого люди жили в мире звука, в мире «мистического участия» (мистицизма участия) в своем окружении; они узнавали о мире через зрение, звук и другие чувства. Термин «мистическое участие» был придуман антропологом Люсьеном Леви-Брулем и широко использовался Юнгом. Этот термин описывает состояние сознания, которое, по мнению обоих исследователей, было характерно для «первобытных» людей. В этом состоянии наши мысли и чувства находятся вне нас, так сказать, как звуки физического мира. Хотя мир наполнен смыслом, истинного сознания не существует, так как все сливается со всем остальным.

«Чем более ограничена область человеческого сознания, тем многочисленнее элементы (образы) психической составляющей, которые посещают его, как будто это внешние явления. На живых людей (магов, ведьм и т.д.) может быть проецирован образ духов или магических сил ….. (когда это происходит, даже деревья и камни начинают говорить)…»

С распространением чтения человек узнает мир через «призму» книг, буквы не передают, а преображают слова, человек воспринимает печатное слово, а не звуковое — таким образом, он отделяет себя от мира, и это увеличивает сознание, так как он может абстрагироваться от внешнего мира и распознавать его дискретно, с боку.

Архетипы и основные понятия

Невозможно определить, сколько архетипов существует. Кажется, что существуют архетипы для каждого человека, места, объекта или ситуации, которые оказывали эмоциональное воздействие на большое количество людей в течение длительного периода времени.

Если архетипов так много, то они должны иметь иерархические уровни. Поэтому архетип матери должен быть внутри архетипа женского. Другими словами, архетипы не имеют четких границ; каждый архетип на своей границе сливается с другим. Поэтому в своей работе я ограничусь изучением важнейших архетипов: Персона, Анима и Анимус, Тень и Я.

Общая концепция коллективного бессознательного обсуждалась в части 2.1. Более подробно она будет рассмотрена в этой части, поскольку понятие архетипов неразрывно связано с понятием коллективного бессознательного.

Хотя генезис теории архетипов связан со сходством снов пациента и основных типов в мифологии, как это видит Юнг, мифологические персонажи не должны пониматься так же, как и архетипы: «Архетип как таковой существенно отличается от форм, которые стали историческими или были пересмотрены». На самых высоких уровнях загадочного учения архетипы появляются в рамках, которые безошибочно указывают на влияние сознательной переделки в суждении и оценке. С другой стороны, непосредственные проявления архетипов, с которыми мы сталкиваемся во снах и видениях, гораздо более индивидуальны, непонятны или наивны, чем, скажем, мифы. По сути, архетип представляет собой то бессознательное содержание, которое изменяется, когда оно становится сознательным и воспринимается; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно появляется (для точности необходимо различать «архетип» и «архетипическое представление»). Сам по себе архетип является гипотетическим образом, недоступным для созерцания, как, например, то, что в биологии называют «образцом поведения»)»). Таким образом, архетип в чистом виде можно наблюдать либо во сне, либо, в меньшей степени, в верованиях различных ранних племен.

Из-за своей бессознательной природы архетипы практически недоступны для понимания человеком.

«Именно потому, что люди почти никогда не сомневаются в значении архетипичных образов, эти образы полны смысла». Боги умирают время от времени, потому что люди вдруг обнаруживают, что их боги ничего не значат, сделаны из дерева и камня и совершенно бесполезны. На самом деле, единственное, что обнаруживается, это то, что человек не задумывался об этих образах вообще раньше. И когда он начинает думать о них, он прибегает к тому, что сам называет «разумом», но на самом деле это лишь сумма его близорукости и предрассудков».

Юнг придает большое значение символам. Бессознательное выражается, прежде всего, через символы. Хотя не существует конкретного символа или изображения, полностью представляющего архетип, чем больше символ соответствует бессознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем сильнее и эмоциональнее реакция, которую он вызывает. Юнг разделяет символы на индивидуальные и коллективные, подчеркивая последние, потому что они являются выражением коллективного бессознательного, то есть часто это религиозные образы, такие как крест, шестиконечная Звезда Давида и буддийское колесо жизни. Символические выражения и изображения представляют собой понятия, которые мы не можем полностью определить или понять. Символы всегда имеют дополнительные значения, которые неясны или скрыты от нас.

Под индивидуальными символами Юнг подразумевает «обычные» символы, которые являются выражением одного и того же коллективного бессознательного через призму индивидуального бессознательного и обрабатываются сознательным сознанием, и поэтому весьма далеки от «идеального» бессознательного. В частности, он демонстрирует, что все религии со временем приобретают индивидуальные символы для замены оригинальных; то же самое происходит с архетипами — Юнг приводит яркий пример: преобразование образа «лица гнева Божьего» в Ветхом Завете, который соответствует архетипу Отца, главного Бога, в образ Бога в Новом Завете.

Кроме того, в Архетипах и Символах он выдвигает гипотезу о том, что повышение рациональности в нашем мире коррелирует с уменьшением значимости символов, что приводит к их отрицанию (этой гипотезой интересно объяснить увеличение числа атеистов). Что, в свою очередь, является следствием духовной маргинализации общества. Это тем более важно, что одной из проблем современной России является эта маргинализация: и советская система ценностей, и дореволюционная (только что искорененная в первые годы существования советского государства) были отброшены, а новая не успела сформироваться.

Архетипы как этапы пути индивидуации

Рассмотрим процесс духовного созревания — индивидуализации — с точки зрения основных архетипов, вовлеченных в это преобразование, которые являются своеобразной метафорой для этого длинного, извилистого пути.

Процесс индивидуализации, в котором человек проходит через три основные стадии трансформации (тень — прохождение через ад; образ души, мудрого старца и Великой Матери — любовь, служение; Я — прозрение, связь с внутренним Богом), Юнг считал идентичным алхимическому процессу «Великого творения» — создания «Философского камня», который также включает в себя три стадии: Нигредо (черное вещество, свинец), Альбедо (белое вещество, серебро, маленький эликсир), Рубедо (красное вещество, большой эликсир, магистрий, золото).

Этот процесс целенаправленный. Хотя бессознательное, как чистая природа, не имеет четко определенной цели, оно имеет своеобразную «потенциальную направленность»: свой внутренний порядок и целеустремленность. Таким образом, «когда сознание активно участвует во всех этапах процесса и переживает их, или хотя бы показывает некоторую степень интуитивного понимания, следующий образ возникает на более высоком уровне, чем тот, который был достигнут на предыдущем этапе; в конечном итоге целеустремленность обретает новый смысл». Суть этого процесса не в последовательной демонстрации все новых и новых символов, а в периодическом обновлении по мере того, как очередная задача обрамляется и становится неотъемлемой частью сознания.

Первая стадия индивидуализации приводит к переживанию тени, которая символизирует «другую сторону» или «тёмного брата», который является невидимой, но неотъемлемой частью нашей психической целостности. «Живая форма не может обрести пластичность, если у нее нет тени». Без тени он остается только двумерным призраком».

Встреча с тенью часто совпадает с осознанием типа функции и характера общего психологического отношения личности. Недифференцированная функция и неразвитый тип отношения — это наша «темная сторона», врожденная коллективная предрасположенность, которую мы отвергаем и подавляем по этическим, эстетическим или другим причинам, потому что она не соответствует нашим сознательным принципам. Потому что мы должны подавлять определенные качества в нашей жизни, тень никогда не реализуется полностью. Тем не менее, очень важно, чтобы его важнейшие признаки были распознаны и приведены в гармонию с самим собой: это помогает укрепить и исцелить последнего, развить чувство его укорененности в нашей природе.

Освобождение тени — первая веха на пути индивидуализации. Психоаналитики пытаются добиться этого «раскапыванием» биографических данных, особенно относящихся к детству. Работая с «теневыми» качествами человека в первой половине своей жизни, Юнг в значительной степени придерживался принципов Фрейда: «Одного осознания этих качеств достаточно для того, чтобы добиться результата». Однако, по опыту современных психотерапевтов различных полос, этого не всегда достаточно.

Личный или коллективный характер проявления тени определяется тем, относится ли она к сфере личного или коллективного бессознательного. Тень может показаться нам фигурой из царства нашего сознания, как наш старший брат или сестра, как наш лучший друг, или как человек, во всех отношениях противостоящий нам. Если проецируемое содержание исходит из глубин коллективного бессознательного, то тень может принять мифическую форму (Мефистофель, Фаун, Локи, Вергилий и т.д.). Широко известен и архетипичный мотив дуализма эго и тени (Кастор и Поллукс, Каин и Авель и др.).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности инфантилизма в период ранней взрослости — Общие характеристики инфантилизма
  2. Специальная психология
  3. Эмоциональная направленность личности младших школьников
  4. Этапы становления психологической науки
  5. Пассивная агрессия как форма девиантного поведения у молодежи
  6. Криминогенное общение в среде осужденных
  7. Психология народов
  8. Виды личностного развития
  9. Процедурная память в психологии
  10. Зоопсихология