Для связи в whatsapp +905441085890

Архетипы в жизни — Концепция Архетипа

Актуальность данной работы обусловлена широким использованием термина «архетип» в различных источниках, в том числе и научных, значение которого для широкого круга читателей и часто в профессиональной среде психологов кажется непонятным. Существует некоторая путаница в терминах «архетип», «изображение», «символ», «знак», «психологический тип» и т.д., которая искажает понимание текста, в котором используются эти термины. Между тем, феномен «архетипа» имеет неоспоримое значение для профессионалов, сферой деятельности которых является человеческая психика. Благодаря концепции архетипов и их взаимодействию с эго, многие процессы, происходящие в психическом мире как пациента, так и практикующего психотерапевта, могут быть лучше поняты.

Исчерпывающую информацию об архетипах можно получить, прочитав труды К. Г. Юнга — психиатра, основателя школы аналитической психологии (начало прошлого века), благодаря которому понятие «архетип» стало широко использоваться в профессиональной среде психологов и психотерапевтов.

Однако большое количество его книг и изысканный стиль изложения, увлекательный и полный исторических, литературных, философских и богословских отступлений, требуют значительного времени для переваривания материала и выделения данных по интересующему предмету.

В связи со всем этим, целью данной работы было как дальнейшее, более глубокое разъяснение термина «архетип» для себя, так и предоставление читателям сжатой, полезной экспозиции по данной теме. При написании статьи были включены как произведения самого К.Г. Юнга, так и современные литературные источники, в которых рассматривается данная тема.

Психическая жизнь, происходящая без сознания, психические явления, состояния и действия, происходящие вне контроля разума, обозначаются термином бессознательное.

Основателем учения о бессознательном считается З. Фрейд (1856-1939), австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основатель психоанализа.

Идеи психоанализа были разработаны студентом Фрейда, а позднее критиком, швейцарским психологом и теоретиком культуры Карлом Густавом Юнгом.

При анализе подсознания К. Юнг пошел дальше 3. Юнг пошел дальше Фрейда, хотя и принял его основные представления о том, что структура и физиология мозга не дают объяснения сознательным процессам и что человек не создает психику так, как он считает нужным.

Юнг считал, что душа (в теории Юнга она ассоциируется с личностью) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эта концепция стала основной причиной расхождений во взглядах Юнга и Фрейда.

Юнг предложил довольно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики. Его труды включают глубоко разработанную теорию строения и динамики бессознательного и подсознательного, детальную теорию психических типов и, что более важно, детальное описание универсальных и психических образов, возникающих в глубочайших слоях бессознательной психики. Юнг назвал эти первобытные образы архетипами коллективного бессознательного.

Архетипы в жизни - Концепция Архетипа

Концепция Архетипа

Архетип (от греческого BscfErp — архетип) — это универсальная, оригинальная, врожденная ментальная структура, представляющая содержание коллективного бессознательного, которое признается в нашем опыте и обычно проявляется в образах и мотивах сновидений. Эти же структуры лежат в основе универсальной символики религий, мифов, легенд и сказок. Термин «архетип» был введен Карлом Густавом Юнгом. Он предложил, чтобы помимо человеческого сознания (эго) и личного бессознательного («id»; хранилища подавленных эмоций, чувств и травматических воспоминаний), в структуре человеческой психики существовал более глубокий пласт — коллективное бессознательное. Он общий для всех людей и является сосудом вселенского опыта, передаваемого из поколения в поколение. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов — архетипов. Юнг писал о них как о моделях и образцах инстинктивного поведения, моделях, которые приводят людей к восприятию реальности и реагированию на жизненные события определенным образом. Это своего рода первозданные представления о мире, жизни и человеческих отношениях, которые не менее фундаментальны, чем животные инстинкты, и не зависят от воспитания.

Согласно Юнгу, коллективное бессознательное идентично самому себе, поэтому оно присутствует в каждом человеке как сверхличностная, врождённая психическая основа. Особенность содержания коллективного бессознательного в том, что оно принадлежит к тому типу, который несет в себе характеристики всего человечества как своего рода единого целого. Экстрасенсорное содержание коллективного бессознательного, или «архаичных остатков», Юнг называл архетипами, используя выражение Блаженного Августина.

Юнг придумал идею о существовании архетипов, исследуя сны, грёзы, рисунки и галлюцинации своих пациентов. В них он открывал древние символы, мифологические фигуры и образы, и они появлялись даже у тех, кто никогда их не видел, кто не интересовался историей древних цивилизаций и не знал мифологии. Они появились как безусловное знание. В качестве дополнительного доказательства своей теории Юнг считал тот факт, что сказки, легенды, религиозные тексты разных народов мира строятся на одних и тех же историях — рассказах о любви, верности, предательстве, возмездии, непорочном зачатии, смерти и воскресении. Мы также видим в них похожие персонажи, соответствующие архетипам Бога, Дьявола, Мудрого Старшего, Матери, Героя, Младенца и т.д. Поскольку они появляются в фольклорном наследии очень далеких и часто изолированных культур, они также имеют сходное эмоциональное и смысловое содержание. Существует столько же архетипов, сколько и типичных жизненных ситуаций», — объясняет Юнг. «Когда в жизни происходит что-то, что соответствует архетипу, оно активируется; возникает непреодолимое принуждение, которое, как и инстинктивная реакция, преобладает, несмотря на разум и волю….». победы». …на кораблях. Это сам механизм архетипа. Поэтому, когда мы находимся в ситуации борьбы, когда нам приходится иметь дело с чем-то или с кем-то, мы можем обнаружить в себе определенные качества (такие как мужество и готовность пожертвовать собой), которые не проявляются в нас из-за воспитания или образования. Это демонстрация «первичных психических инстинктов» — архетипов. В этом случае можно говорить о влиянии архетипа героя.

Архетипы «характеризуются чисто формальными, а не семантическими чертами, которые, к тому же, весьма ограничены». Первичные образы приобретают семантические свойства только тогда, когда они входят в сознание и наполняются материалом сознательного опыта… Сам по себе архетип является пустым, формальным элементом, простой способностью к формализации, априорной возможностью визуализации. Архетипы не подвергаются коррекции сознания, поэтому для них характерна мифологическая символика. Архетипы не являются формализованными мифами, а отражают отдельные «составляющие» мифа, такие как архетип отца, архетип матери или образ меланхолии.

Когда человек в течение своей жизни соприкасается с различными архетипами и тем самым обнаруживает содержание своего бессознательного, он идет по пути самопознания и самопринятия во всех его проявлениях, что приводит к открытию своего истинного «я», своего полного потенциала. Юнг назвал это «самопознанием» или индивидуализацией.

Архетипы по Юнгу

В общем, Юнг понимал коллективное бессознательное как «дух наших древнейших предков, то, как они понимают жизнь и мир, богов и людей». В основе концепции культуры Юнга лежит «коллективное бессознательное». Она, по мнению Юнга, «идентична во всех человеческих существах и, таким образом, формирует универсальную основу психической жизни каждого человека, поскольку по своей природе является сверхличностной». В этой предпосылке юнгианской теории легко прослеживается некоторая аналогия с фрейдистской концепцией суперэго. По мнению Юнга, «коллективное бессознательное» наследуется и является основой, на которой растет человеческая психика. Изучая поведенческую мотивацию действий как отдельных лиц, так и групп (и на разных уровнях — от малых групп до национальных сообществ), Юнг ввел идею архетипа — некоего глубокого, неосознанного фактора поведения.

Археотип — это содержание бессознательного, некоторые первичные отпечатки, сходные по форме и содержанию с мифологическими мотивами, встречающимися исключительно в фольклоре, мифах и легендах. Архетип — это абстракция, наполненная содержанием в культуре, хотя есть много общих мотивов — приключения героя, борьба за отделение от матери — архетипы, архетипичные фигуры — божественное дитя, двойник, древний мудрец. Архетипы эмоционально окрашены и связаны с личным бессознательным, потому что коллективное и личное бессознательное тесно взаимосвязаны.

Выделяются элементы архетипов:

1) Эго — оценка в сознании, игнорирует бессознательное, эго — чисто сознательное.

2) Персона — как человек представляет себя миру, это в некотором смысле личность человека. Persona — латынь, означающая «маска, маскировка». Выражение неадекватной персоны — человек без кожи.

3) Тень — центр личного бессознательного, антипод персоны, не следует пытаться искоренить тень, необходим компромисс с тенью.

4) Анима — женский компонент в мужской душе.

5) Анимус — мужской компонент в женской душе. (Эти два компонента — целостность человеческой природы).

6) Я — индивидуальный личностный архетип, его центр, структура, связывающая сознательное и бессознательное вместе.

Эго — это центр, «я» — снаружи. Я» функционирует как субъект целостной психики человека, как центр личности, который предопределяет всю жизненную деятельность человека, направленную на достижение целостности и единства ее составляющих. По словам Юнга, человек бессознательно осознает свое отчуждение от природы, растущую пропасть между его природным состоянием и нынешним состоянием. Он ищет выход в магии, в заклинаниях, но чем больше он развивается, тем больше он недоволен этими заменителями, и бессознательный процесс сублимации останавливается.

Сублимация больше не работает, психическое напряжение растет, увеличивается внутренний дисбаланс как личности, так и общества в целом. В то же время бессознательное пытается компенсировать односторонность и беспощадность сознания. Вторжение в «коллективное бессознательное» приводит не только к индивидуальному, но и к массовому психозу, к появлению лжепророков (в истории XX века это ярко проявляется в появлении таких одиозных фигур, как Гитлер, Сталин, Муссолини), а следовательно, и к массовым беспорядкам, насилию, войнам, тоталитаризму.

По мнению Юнга, коллективное безумие современного мира было естественным следствием развития европейской культуры, особенно ее технократической направленности. История Европы — это история упадка символических знаний. Триумф технической цивилизации был куплен за высокую цену — цену отказа от единства с «душой» природы, от символа как образа бессознательной энергии. Символы, по мнению Юнга, открывают человеку священную природу и в то же время защищают его от прямого развратного контакта с колоссальной психической энергией архетипов. Юнг ввел в психоанализ понятие «комплекс», в том числе и «комплекс Электра», под которым понималось врожденное эротическое влечение девушки к отцу и вытекающее из этого отвращение к матери.

Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понять под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетические основы развития культуры и цивилизации.

Психологическое воздействие архетипов

Архетипы обеспечивают общую структуру личности. Их можно рассматривать как психическое побуждение, проявляющееся во снах, фантазиях, в процессе творческой деятельности и проявляющееся только через образы и символы.

Сам по себе индивидуальный архетип, являющийся очень сложным органом сознания, переплетается с другими архетипами и вместе они образуют «осязаемое единство». Когда они дополняют друг друга, мы говорим о гармоничной личности, но это не всегда так. Иногда архетипы противостоят друг другу, и тогда могут возникнуть внутриличностные конфликты.

С архетипами можно работать двумя способами: давать готовые архетипы или ждать, пока они выйдут через сны, медитации, фантазии, шутки. Сначала проявляются символы, соответствующие определенным архетипам, затем проявляются сами архетипы. Последовательная активизация основных архетипов сопровождает процесс духовного созревания — индивидуацию, о которой мы поговорим ниже.

В современном мире принцип активации архетипов специально используется во взаимодействии с аудиторией и в рекламе. Архетипы являются эффективным средством передачи рекламного сообщения адресату не только потому, что они воспринимаются сразу, но и потому, что их смысл остается практически неизменным среди различных людей, принадлежащих к любой культуре, возрастной группе, национальности. Важной особенностью архетипов является также их взаимодействие с бессознательными сторонами личности. Таким образом, чем меньше «обработанный» контингент будет знаком со своим бессознательным материалом, тем эффективнее будет PR-акция.

При работе с целевой аудиторией определяется преобладающий архетип и в соответствии с поставленными целями выбирается наиболее подходящее изображение для целевой аудитории. Например, для того, чтобы эффективно убеждать и убеждать в своей точке зрения в публичном выступлении, выступающий должен взять на себя роль лидера (архетип правителя). Выбрав архетип для своей аудитории, важно четко следовать ему. Чем более последовательно осуществляется позиционирование, тем больше уверенности носитель архетипа будет внушать целевой аудитории, тем харизматичнее будет выглядеть человек.

Принцип использования отдельных архетипов в рекламе построен на эффекте «суммирования психической энергии». То есть при совмещении содержания, эмоциональной части и соответствующих архетипичных форм собственная эмоциональная энергия сообщения дополняется внутренней психической энергией архетипа, что дает эффект дополнительной убедительности и силы.

Архетипичность дает определенное устойчивое ощущение «правильности» всего изображения, его соответствия некоторой внутренней реальности восприятия. Более того, поскольку содержание сообщения связано с определенным узнаваемым состоянием человека, контакт с рекламой оставляет «след». Позже, когда возникает это архетипичное состояние, отзываются изображения или темы рекламы. А когда след еще глубже, реклама начинает жить в случайных ассоциациях, шутках, метафорах.

Выбирая подходящий архетип для конкретного рекламного проекта, автор определяет, какое настроение, ассоциации и стиль он хочет «включить» в свое «послание» так, чтобы они пробуждали у зрителя желаемую тему. Затем эта эмоциональная тема уточняется для достижения единообразия и последовательности послания. Затем остается выбрать действие или изображение по сравнению с известными архетипичными. Чаще всего использование только одного архетипа эффективно, тогда сообщение воспринимается как полное, «сильное», действенное и недвусмысленное. Использование двух и более архетипов создает видимость сюжета и поэтому менее надежно, так как труднее «удержать» внимание зрителя с уверенностью. Неслучайными комбинациями архетипов, как правило, являются вариации на темы сказок.

Архетипы россиян

Архетипы язычества лежат в основе объединения всех народов и народностей России, и они до сих пор держат русские суперэтносы как единство этнического многообразия. Например, архетип кумира или архетип идола, древнего божества. Неосознанная потребность в высшем духовном существе, покровителе и защитнике оказала сильное влияние на формирование монархической власти в России и культа личности в СССР (поклонение богам перешло в поклонение царю, затем вождю, генеральному секретарю). Здесь также проявляется архетипичная фигура правителя. Сейчас, когда люди получили несравненно больше свободы и независимости по сравнению с недавним прошлым, они не проявляют должной активности из-за бессознательного ожидания руководства сверху. Это темное проявление архетипа — подавление активности и независимости. Хорошая сторона архетипа в том, что он способствует организации, сплоченности людей.

Из архетипа матери происходят различные образы богинь. В славянской мифологии это Мокош и другие, после прихода православия действие архетипа было перенесено в образ Богородицы и канонизировано святыми женщинами. Это сопровождалось превращением в образы Родины и Матери-России. Для русских термин «Родина» имеет женское происхождение. Она доминирующая фигура везде, где происходит возрождение и воскресение. Работа архетипа всегда давала нам силы для возрождения после войн и потрясений, а во время войн служила стимулом для защиты Родины. Мать — это забота, доброта, поддержка роста и плодородия. Сюда также включен архетип Великой Матери, Матери-Земли.

Многие исследователи отмечают выражение русских архетипов, таких как Друг (Славный маленький человек) и Искатель, которое во многом объясняет «загадочную русскую душу». Стремление к размышлениям, поиск смысла жизни, новаторские научные открытия и в то же время поразительная непрактичность, коллективизм и искренность — все это проявления этих архетипов. Конечно, Россия остается непостижимой и загадочной для представителей западной культуры, которые, как и американцы, ориентированы либо на культ героя и правителя, либо на немцев (которым близки опекун и мудрец). Американская внешняя политика является примером гипертрофированного проявления темной стороны основных архетипов, но попытка навязать русским «чужеродные» архетипы западной культуры может, как это неоднократно происходило, вызвать восстание — «бессмысленное и жестокое».

Архетип дуализма (амбивалентности) выражается в сильной поляризации чувств, действий и мыслей. Н. Бердяев писал, что русский — «поляризованный народ», он — «комбинация противоположностей». «В национальном характере русских» есть особенность, которая была замечена давно, и которая является несчастьем русских. Его суть в том, чтобы во всем идти до крайности; до пределов возможного».

На самом деле, под влиянием внешних обстоятельств взгляды и действия россиян меняются на противоположные. Существуют внезапные и мгновенные переходы «от любви к ненависти», «от огня к огню». Это оказывает разрушительное и дестабилизирующее воздействие на человеческие отношения и делает нас уязвимыми для манипуляций. Этот архетип возник и закрепился во время принятия православия и навязывания русскому народу иностранной веры, что привело к ситуации «двойной веры». Менталитет, близкий к восточному, с одной стороны, и к европейскому, с другой, усиливает эффект архетипа. Яркая ипостась архетипа в том, что он делает нас восприимчивыми к изменениям, к новым тенденциям, которые расширяют восприятие и способствуют развитию.

Русский архетип «Если бы только, то…», историческая привычка жить «оглядываясь назад», оказывал и продолжает оказывать негативное влияние на все сферы российского общества: «Если бы здоровье позволяло, я бы занимался спортом», «Если бы у меня был литературный талант, я бы написал об этом книгу, снял фильм», «Если бы у меня были деньги…» и др. Самооправданные высказывания типа «Если бы я знал, куда падаю, я бы положил соломинку на землю» или «Если бы я только мог, у меня во рту были бы грибы» приводят к фразе: «Мы хотели самого лучшего, но получилось так же, как всегда».

Взаимосвязь архетипов и рекламы


Миф и реклама — два культурных феномена, которые, казалось бы, являются противоположными полюсами как теоретически, так и исторически. Миф в общем сознании ассоциируется с чем-то давно ушедшим, несвоевременным и несуществующим. Реклама, с другой стороны, вполне реальна, современна и эфемерна. Однако при более внимательном рассмотрении эти явления оказываются весьма взаимосвязанными. Образно говоря, рекламу можно назвать праправнучкой древней мифологии. Его шутливо или серьезно определяют как искусство XX века. Реклама может представлять культуру современной эпохи, так же как изобразительное искусство — античность, живопись — Ренессанс, а музыка и поэзия — романтизм. Дело в том, что реклама, как и лакмусовая бумажка, имеет много отличительных черт, которые весьма показательны для постмодернистской эпохи. И, пожалуй, самое значительное из них становится заметным, когда реклама рассматривается под «рентгеновскими лучами» мифологической мысли, которая концентрирует в себе те качества, которые являются глобальными для общественного сознания нашего времени.

Общественное сознание абсолютно мифологическое. Юнг, например, приписывал это спасительной роли мифов для дифференцированного, отчужденного сознания современного человека. Понятна и мифологизация политической культуры, «важнейшую и тревожную особенность» которой Кассирер назвал «силой мифологического мышления».

Однако самым грандиозным полем мифологической деятельности, несомненно, является массовая культура, порожденная средствами массовой информации. Во-первых, «массовое сознание — это, по сути, миф»; во-вторых, массовая коммуникация (особенно электронная) играет объединяющую роль, объединяя людей в «глобальной деревне», в которой «каждый человек является не только потребителем, но и со-создателем телевизионного мифа, формирующего все основные типы и стили, цели и возможности социальной и культурной жизни». В-третьих, по мнению зарубежных социологов, массовое сознание, тяготеющее к коллективному бессознательному, подвергается глубокому психологическому воздействию со стороны средств массовой информации, сравнимому с религиозным; и, в-четвертых, инструментами этого воздействия являются современные мифы, созданные и распространяемые средствами массовой информации. Поэтому вывод о том, что «массовая культура стала мифотворчеством», представляется вполне логичным.

Сегодня реклама оказывает большое влияние на формирование массового сознания. Й. Хейсинга видела свою «заслугу» в том, что культура становится иррациональной. Речь идет о возрастающей роли эмоциональных, бессознательных мотивов во всех сферах культуры, в том числе в средствах массовой информации. Этот процесс называется «дискурсивным разрушением» и связан, с одной стороны, с «пиком мифологии» в современной культуре, а с другой — с растущей ролью рекламы. В любом случае, последний является наиболее ярким индикатором процесса изменения парадигмы мышления и коммуникационной ситуации. И, наконец, социокультурная динамика. Эти изменения связаны, прежде всего, с актуализацией мифологического типа мышления в современной культуре.

Рекламная символика часто обращается к архетипам (первобытным, врожденным образам, лежащим в основе снов, мифов и сказок разных народов), которые изучал Юнг. Например, мотив мудрого волшебника можно увидеть в любом рекламном ролике с участием известных и уважаемых людей. Например, в рекламе омолаживающего крема «Сто рецептов красоты» Г.П. Малахов, ведущий популярной оздоровительной программы, рекомендует этот крем как самый эффективный. Еще один популярный мотив среди создателей рекламы — ребенок (малыш), а также используется в связи с продуктами, не имеющими прямого отношения к детям, он используется как бы указание на возобновляющую силу товара. Например, реклама молочных продуктов «Дом в деревне». Очень распространен миф о двойнике, в котором один из них выступает как культурный герой — мифологическая фигура, которая делает или впервые создает культурные блага для людей, обучает их различным ремеслам. Это иллюстрируют такие сюжеты, в которых два персонажа с разным успехом пытаются достичь одной и той же цели, один — используя рекламируемый продукт, другой — используя неназванные «обычные» средства. Такие участки часто используются в рекламе чистящих средств: два брата-близнеца стирают штаны одинаково хорошо, но один из них делает это дешевле (реклама порошка «Досья»); жители двух деревень Velaribo и Velabaggio моют посуду после отпуска, но жители Velaribo делают это намного быстрее и эффективнее (реклама «Фея»); два соседа отбеливают свое белье, но в одном из них оно быстро желтеет (реклама моющего средства «Прилив»).

Особое значение для рекламы имеет магия. Сам факт, что реклама существует и что она воздействует на мир через повседневные действия клиентов, убеждает нас в ее магической силе. Подтекст или прямой текст каждой рекламы так или иначе содержит обращение к магии в сочетании с надеждой (со стороны покупателя) и обещанием (со стороны производителя) достичь ожидаемого результата кратчайшим, не обязательно рациональным путем. Эта надежда жила и живет в каждом человеке, а реклама должна только разжигать и эксплуатировать ее. Поэтому товарам часто приписывают магические свойства, а слово «магия» часто используется в рекламных слоганах: Такие выражения, как «волшебный вкус» (батончики), «волшебное очарование» (косметика «Орифлэйм»), стоковые кубики «Магги», в рекламных кондиционерах для стирки «Ласка» — волшебство цвета используются часто.
Миф характеризуется постоянством своих образов, а постоянное повторение одних и тех же идей и действий в рекламе призвано дать современным людям уверенность в том, что в изменчивом мире сегодня есть нечто стабильное и абсолютное. Реклама апеллирует к ценностям, разделяемым большинством. В нем в значительной степени используются чувства любви, надежды, силы, традиции, самосохранение, тоска по дому и т.д. Таким образом, лозунг, предлагающий, например, не сборные дома за определенную сумму денег, а «счастливые семьи» за те же деньги, окажется более выгодным и эффективным. Таким образом, рекламное предложение трансформируется и становится не только обращением к врожденным инстинктам, но и иллюстрацией того, как легко удовлетворить те желания, которые они вызывают. В рекламных роликах AXE, например, персонажи, использующие продукцию, получают внимание и любовь противоположного пола.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Анализ психологического климата в классе — Характеристики социально-психологического климата группы
  2. Методика диагностики социально-психологических установок личности
  3. Особенности самоактуализации у студентов гуманитарной и технической направленности — Проблема самореализации в работах российских психологов
  4. Основы деловой и публичной коммуникации в профессиональной деятельности — История этикета
  5. Психологические проблемы подростков
  6. Социально-возрастные характеристики взаимосвязи готовности к прощению и субъективного благополучия
  7. Закономерности развития личности
  8. Взаимоотношение отца и ребенка в полной и неполной семье — В чем разница между полными и неполными семьями?
  9. Психотерапия булимии
  10. Влияние индивидуально-личностных особенностей на психологическое здоровье человека