Для связи в whatsapp +905441085890

Аристотель как основоположник современной психологии — Краткая биография Аристотеля

По словам Гегеля, «лучшее, что у нас есть в психологии до сегодняшнего дня, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель является основоположником научной философии наивысшего уровня и на самом деле оказал наибольшее влияние на развитие человеческой мысли по сравнению со своими предшественниками.

Аристотель родился в Страгире в 384 году до нашей эры. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей он получил образование у Проксена Афаринского. В восемнадцатый год своей жизни будущий философ приехал в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался в течение 20 лет преподавателем и членом сообщества платоновских философов. После смерти Платона в 335 году Аристотель основал собственное учебное заведение. Занятия проводились во время прогулок и поэтому назывались «Перипата». После смерти Александра Македонского (согласно некоторым источникам, в смерти тирана виноват сам Аристотель) Аристотель был подвергнут преследованиям за свои промакедонские пристрастия и отправился в свое имение в Халкиду, где вскоре скончался от язвы желудка. «Его характер, — пишет о нем Эдвард Целлер, — который его политические и научные оппоненты давно стремились опорочить, отражен в его работах как бесспорно благородный, и нет ни одного достоверного факта, который давал бы нам повод не верить этому впечатлению». Его научное значение вне всякого сомнения; сочетание в нем чрезвычайно разносторонних знаний с независимостью суждения, глубокое понимание, широкое мышление, и методическое исследование создает из него так необыкновенное явление …».

Изучая практически все проблемы развития природы и общества, Аристотель ввел терминологию, которая не утратила своей значимости и по сей день. Его можно назвать основателем большинства наук, в том числе и психологии, где он обладал первой полной теорией психических явлений. Он создал учение о процессах познания (о ощущениях, процессах памяти, о воображении и мышлении), о чувствах (описывает ощущения удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, мысль о катарсисе — очищении аффектов). Аристотель также придавал большое значение проблеме свободы воли и создал широко известное учение о характере (в своем трактате «Черты характера» он выделил 30 персонажей). Но самое почетное место в наследии Аристотеля занимает первое в мире систематическое изучение души — фундаментальный трактат «О душе».

Учение Аристотеля о душе — кульминация древней мысли. Он основан на анализе огромного эмпирического материала. Это учение преодолело ограничения демокритического толкования души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание, согласно которому «…душа не движет живым существом таким образом, но каким-то решением и мыслью». Аристотель, по сути, является основоположником психологии как науки души.

В данной работе рассматривается учение Аристотеля о душе и то влияние, которое Аристотель оказал на дальнейшее развитие идей о душе и психике. Кроме того, один из пунктов статьи посвящен сравнительному анализу идей Аристотеля и его учителя Платона, кратко рассматривая идеалистическую психологию Платона и более рационалистический взгляд на одни и те же вещи и явления Аристотеля.

Аристотель как основоположник современной психологии - Краткая биография Аристотеля

Краткая биография Аристотеля

Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагира, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отцом Аристотеля был Никомах, придворный врач Аминты III, царя Македонии. Аристотель остался без родителей в раннем возрасте. Он получил образование в Атарни у Проксенов, его родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где пробыл до самой смерти Платона около 347 г. до н.э. Во время работы в Академии Аристотель изучал философию Платона, его сократовские и презократовские источники и многие другие дисциплины. Видимо, Аристотель преподавал риторику и другие предметы в Академии. Не исключено, что работы по логике были написаны в этот период его творчества.

Примерно в 348-347 гг. до н.э. преемником Платона в Академии был Специпп, с которым у Аристотеля были натянутые отношения, что вынудило его покинуть Академию, хотя Аристотель впоследствии продолжал считать себя платонистом. С 355 года он жил сначала в Ассе, в Малой Азии, под покровительством тирана Атарнея Гермии. Последний предложил ему отличные условия для работы. Аристотель здесь женился на некой Фиаде — не на той дочери, не на той приемной дочери, не на племяннице Гермии, а по некоторым сведениям — на наложнице. Три года спустя философ отправился в Митилену на острове Лесбос. Это произошло незадолго до или сразу после смерти Гермии, которая была вероломно захвачена в плен и распята персами.

Гермий был союзником македонского царя Филиппа II, отца Александра, и поэтому, возможно, именно благодаря Гермию Аристотель получил приглашение в 343 или 342 г. до н.э. занять должность наставника молодого наследника престола, которому тогда было 13 лет. Аристотель принял предложение и переехал в Пеллу, столицу Македонии. Мало что известно о личных отношениях между двумя великими людьми. Судя по имеющимся у нас посланиям, Аристотель понимал необходимость политического объединения небольших греческих общин, но стремление Александра к мировому господству не привлекало его. Когда Александр взошел на престол в 336 г. до н.э., Аристотель вернулся к себе на родину, в Стагиру, а через год вернулся в Афины.

За это время изменилась природа мышления и идей Аристотеля. Часто его идеи вступали в прямой конфликт с взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями его собственного учения. Этот критический подход нашел свое выражение в диалоге «О философии» и в ранних разделах сочинений, дошедших до нас под условными названиями «Метафизика», «Этика» и «Политика». Чувствуя идеологическое расхождение с учением, преобладающим в Академии, Аристотель предпочел основать новую школу в северо-восточном пригороде Афин — Лицее. Целью лицея, как и Академии, было не только преподавание, но и независимые исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных студентов и помощников.

Аристотель и его ученики сделали много важных наблюдений и открытий, которые оставили значительный след в истории многих наук и послужили основой для дальнейших исследований. Им помогли образцы и данные, собранные в далеких походах Александра. Однако директор школы все больше и больше посвящал себя фундаментальным философским проблемам. Большинство сохранившихся философских произведений Аристотеля были написаны в этот период.

В 323 г. до н.э. Александр внезапно умер, и волна антимакедонских демонстраций прокатилась по Афинам и другим греческим городам. Позиция Аристотеля была поставлена под угрозу его дружбой с Филиппом и Александром, а также четко выраженными политическими убеждениями, которые вступили в конфликт с патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой гонений Аристотель покинул город, чтобы, как он сказал, предотвратить, как он сказал, афиняне во второй раз совершили преступление против философии (первый раз это была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось поместье, унаследованное от матери, и где он умер после короткой болезни в 322 году до н.э..

Интересный факт: Есть мнение, что Аристотель, имевший очень сложные отношения не только с македонскими правителями, но и с афинскими патриотами, не только отравил Александра Македонского, но и сам отравился волчьими палочками, о чем сообщает Диоген Ляэртиус.

Учение Аристотеля о душе

Аристотель, как упоминалось выше, считается основоположником психологии как науки души. В своем трактате «О душе» он систематизировал существующие взгляды на природу психики и вывел на ее основе собственную теорию.

Аристотель отверг как материалистические учения души (душа как разновидность материи), так и идеалистические учения (душа — нематериальная сущность).

Согласно Аристотелю, душа с одной стороны связана с материей, а с другой — с Богом, поэтому психология стоит на полпути между физикой и богословием.

«Рассмотрение души формирует в некоторых случаях объект физики, именно когда речь идет о той части души, которая не без материи»(1). Но поскольку только душа связана с материей, физика рассматривает душу как движущую силу, существо, начало движения которого само по себе.

Аристотель рассматривает понятие «душа» с точки зрения своей теории категорий: все вещи представляют собой сочетание материи (вещества) и формы (вечной сущности вещи), которые изначально представляли собой несвязанные возможности, но в единстве составляют реальность. И живое существо также «образует сущность», состоящую из материи (тела) и формы (души). В своем трактате «О душе» Аристотель определяет это понятие следующим образом: «Душа непременно является сущностью в смысле формы естественного тела, обладающего жизнью как возможностью». Сущность (как форма) — энтелеки* . Душа — это сущность бытия и форма одного и того же естественного тела, которое само по себе имеет начало движения и покоя».

Аристотель первым в истории человечества выдвинул идею неразрывности души и живого тела. «Сказать, что душа злится, равносильно тому, как кто-то скажет, что душа занимается ткачеством или строит дом». Согласно Аристотелю, душа неотделима от тела, это нечто, что принадлежит ей, и поэтому пребывает в теле, которое ей соответствует (а не в других). Как энтелехия тела, душа смертна вместе с ней.

Все живые тела являются орудиями души, существующими ради нее самой. В то же время, Аристотель разделяет несколько видов душ. Поскольку душа является сущностью жизни, она присуща всем живым существам. Там, где есть жизнь, есть душа. Но «что-то также живое, если оно обладает хотя бы одним из следующих качеств: ум, чувства, движение в смысле снабжения, снижение и рост». Таким образом, растения также одарены жизнью и одушевлены.

1.Растительная душа — первый и самый общий этап, ее функции — размножение и питание. Однако растения не чувствуют, их взаимодействие с окружающей средой является чисто материальным.

2.Второй тип души, душа животного, обладает способностью воспринимать формы восприятия без материи.

3. Человеческая душа обладает кроме функций растительной и животной, разумом.

Учение о «лестнице души» впервые ввело в теорию психического развития принцип развития — высшие факультеты возникают из низших и на их основе; в человеке представлены более ранние стадии жизни и психического развития. Аристотель рассматривает функции души как этапы ее развития; Аристотель считает человека самым совершенным материальным телом. Конечно, при переходе от младенца к зрелому существу каждый человек проходит через все те предыдущие стадии, которые органический мир преодолевал на протяжении всей истории.

Таким образом, Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как объекта психологического познания. Источником этого знания для него стали не физические тела, не бесплотные идеи, а организм, в котором физическая и духовная формы являются неразрывным единством.

По мнению Аристотеля, такие функции души, как интеллект, мышление, рассуждение, умение рассуждать, составляют исключительно человеческую душу и «только эти факультеты могут существовать отдельно, как вечные — отдельно от скоропортящихся». Аристотель, однако, отмечает, что пока неясно, могут ли они быть независимыми от тела, но он не находит причин считать разум единым с телом, так как в противном случае он обладал бы определенным органом и обладал бы определенными свойствами (например, он мог бы быть горячим или холодным). Аристотель отрицает существование физического органа для мышления. По его мнению, она автономна и, в отличие от души, бессмертна. То есть рациональная часть души не умирает вместе с телом, а существует вечно. Согласно Аристотелю, Бог есть высшая из всех форм, «мысль о мыслях» — это чистый разум.

Аристотель разделяет рациональную душу на две части, каждая из которых обладает своей интеллектуальной добродетелью и по-своему относится к этическим добродетелям.

Логические произведения Аристотеля

К логическим работам Аристотеля относятся «Категории», «О толковании», «Аналитика» первая и вторая, «Топика» и «О софистических размышлениях».

Категории» говорят о словах, выраженных «без контекста» и обозначают наиболее общие свойства бытия. Аристотель перечисляет десять категорий: Сущность, Качество, Количество, Отношение, Место, Время, Позиция, Владение, Действие, Страдание. (Этот вопрос уже обсуждался выше, поэтому мы не будем вдаваться в него). Они отвечают на вопросы «Что именно?», «Что именно?», «Сколько?» и т. д. В Метафизике Аристотель либо сокращает все категории до трех (сущность, свойство, отношение), либо делит последние четыре категории первого списка на одну — движение.

Предметом второй работы «О толковании» являются не отдельные слова, а сложные выражения («Сократ», «человек», «сидит», «бежит» и т. д.), а составленные из них высказывания или суждения, выражающие истину или ложь («Сократ сидит», «человек бежит», «Сократ — человек» и т. д.). Утверждения делятся на четыре типа в зависимости от количества (общее и конкретное) и качества (положительное и отрицательное): общее положительное, конкретное положительное, общее отрицательное и конкретное отрицательное.

Далее Аристотель рассматривает модальности предложений: возможность и невозможность, непредвиденные обстоятельства и необходимость, а также следы того, какие предложения, выражающие их, совместимы, а какие — нет. Взаимоотношения предложений (суждений) определяются правилами или законами мысли: это закон личности, закон исключения противоречий, закон исключаемых третьих. Иными словами, термины (термины) и суждения (предложения) не могут противоречить друг другу в суждениях и выводах; истина утвердительного суждения подразумевает лживость его отрицания и т.д. На этой основе построена доктрина силлогизма.

Наиболее важной и интересной частью аристотелевской логики является учение о силлогизме. Силлогизм — это «речь, в которой, если что-то позировано, то что-то иное, чем позировано, следует по необходимости в силу того, что позировано». Силлогизм — это заключение, состоящее из трех частей — основной предпосылки, второстепенной предпосылки и заключения. Существует много различных видов силлогизмов. У каждого из них есть имя, данное учёными. Самого известного зовут «Барбара». Все мужчины смертны (основная предпосылка). Сократ — это человек (вторичное помещение). Поэтому: Сократ смертен (заключение). Или: все люди смертны. Все греки — люди. Поэтому все греки смертны. Другие формы — следующие силлогизмы: ни одна рыба не умна. Все акулы — рыбы. Поэтому ни одна акула не умна («целерожденная»). Все люди рациональны, некоторые животные — люди, поэтому некоторые животные рациональны («дарий»). Ни один гречанин не черный, некоторые люди — греки, так что некоторые люди не черные. Эти четыре силлогизма образуют первую фигуру. Аристотель обнаружил вторую и третью, а позже и четвертую. Было доказано, что все эти цифры, так или иначе, сводятся к первым. Некоторые выводы можно сделать из первого предположения. Из фразы «некоторые люди смертны» мы можем сделать вывод, что некоторые смертные для людей. По словам Аристотеля, это также можно вывести из предпосылки «все люди смертны». Из предложения «Нет бога смертного» можно сделать вывод, что «Нет бога смертного», но из предложения «Некоторые люди не греки» вовсе не следует, что некоторые греки не люди. В дополнение к вышеизложенным выводам, Аристотель и его последователи считали, что все дедуктивные выводы, когда они четко определены, являются силлогизмами. Создание допустимых типов силлогизмов, по их мнению, должно помочь избежать многих ошибок. Эта система была началом формальной логики. Как таковой, он и чрезвычайно важен, и просто прекрасен, хотя Аристотель не смог избежать некоторых ошибок.

Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие идей о душе и психике

Учение Аристотеля о душе и законах познавательных и аффективно-волевых процессов было основой для тех, кто вплоть до XVII века занимался проблемами души, и было взято на вооружение более поздними научными исследованиями психики.

Многие достижения современной психологии (концепции, методология) уходят корнями в аристотелевские представления о душе и психике.

Согласно Аристотелю, идеальное богатство мира сокрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и проявляется в непосредственном, эмпирическом общении с ними. По своему предмету психология (в своей физической части) совпадает с биологией (хотя, в отличие от последней, она изучает не материальные, а целенаправленные, движущие причины живых существ). Таким образом, здесь можно наблюдать, описывать и анализировать конкретные проявления жизни как у животных, так и у человека, что является экспериментальным объективным методом исследования. В то же время, однако, Аристотель отмечает, что при изучении души (особенно ее нематериальной части) очень трудно добиться чего-либо достоверного, на многие вопросы практически невозможно ответить. Можно изучать природу посредством наблюдений и экспериментов, что приводит к обобщению знаний. Таким образом, психологическое учение Аристотеля основано на обобщениях биологических фактов. Петровский пишет, что это обобщение привело к трансформации основных объясняющих принципов психологии: организации, развития и причинно-следственной связи.

Также в учение о «лестнице души» впервые введён в теорию психического развития принцип развития — высшие факультеты возникают из низших и на их основе; в человеке представлены предыдущие этапы жизни и психического развития. Функции души становятся уровнями ее развития.

Следуя этому принципу развития, Аристотель пытался найти связи, ведущие с одного уровня на другой. Он описал особое царство мысленных образов, которые происходят без прямого воздействия вещей на органы чувств: Фантазии (мы знаем их лучше как память и воображение), которые, как неотъемлемая часть памяти, подвержены механизму ассоциации. Аристотель также рассматривал другие когнитивные процессы, такие как ощущение, которое является источником когнитивных способностей, и мышление, которое характеризуется вынесением суждений. В доктрине эмоций Аристотель подробно описывает чувства удовольствия и неудовольствия и рассматривает аффекты: Суть доктрины аффектов заключается в идее очищения аффектов (Аристотель позаимствовал этот термин у Гиппократа, чья медицина рассматривала высвобождение ядовитых веществ из организма как катарсис). Аристотель также уделил большое внимание проблеме воли и создал широко известную теорию характера. В своем трактате «Характеристики» он идентифицировал 30 персонажей и описал их на основе наблюдений за действиями человека.

Таким образом, вклад Аристотеля в развитие современной психологии нельзя недооценивать.

Большая заслуга Аристотеля в том, что он первым сделал методы мышления предметом научных исследований, а не только эти или другие составляющие мышления.

Благодаря философии Аристотеля, многие науки получили логическое переосмысление. Возможно, создание такой науки стало первым шагом в попытке сделать мир более логичным, рациональным и упорядоченным, а значит, и понятным.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Опросник для измерения мотивации достижения А. Мехрабиана
  2. Психология экстремальных и критических ситуаций
  3. Индивидуальная стресс-резистентность и надежность деятельности персонала
  4. Методы личностно-ориентированной психотерапии
  5. Типичные проблемы в супружеских отношениях
  6. Особенности речевого развития у дошкольников с заиканием — Заикание как нарушение речи
  7. Диагностика и коррекция аномалий поведения в период подросткового кризиса
  8. Анатомия ЦНС для психологов — Биологическая основа психики
  9. Восприятие пространства и движения. Теории стабильности видимого мира
  10. Возрастные особенности влияния тревожности на статусное положение личности в группе — Психологические особенности подросткового возраста