Для связи в whatsapp +905441085890

Аристотель, влиятельный философ древности — Платон и Аристотель — «вершины» древнегреческой философии

Стоицизм — учение одной из самых влиятельных философских школ античности, основанной около 300 года до н.э. Зеноном Китийским; название происходит от «Расписного портика» — «Стои» в Афинах, где преподавал Зенон. История стоицизма традиционно делится на три периода: Ранний (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, III-II вв. до н.э.), Средний (Панетий, Посидоний, Гекатон и др., II-I вв. до н.э.) и Поздний (или римский) стоицизм (Сенека, Мусоний Руф, Гиерокл, Эпиктет, Марк Аврелий, I-II вв. н.э.). Целые произведения сохранились только от последнего периода. Это делает неизбежной реконструкцию стоицизма, который сегодня рассматривается как строгая система (завершенная Хрисиппом). Стоицизм (как и кинизм, эпикурейство и скептицизм) — «практическая» философия, ориентированная на обоснование «мудрости» как этического идеала, хотя логико-онтологические проблемы занимают в ней принципиально важное место. Этика стоицизма формировалась под влиянием киников, которые в Хрисиппе и в среднем стоицизме стали сопровождаться платониками и перипатетиками.

Стоицизм делится на логику, физику и этику (наиболее важную и исторически влиятельную часть стоицизма, обоснованию которой подчинены остальные части учения). Структурная взаимосвязь трех частей выступает как доктринальное выражение общей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса (прежде всего, априорного закона причинно-следственной связи) в сферах познания, мироустройства и нравственного целеполагания.

В III веке н.э. возникает последняя крупная философская система античности — неоплатонизм. Его основателем был Аммоний Саккас (175-242), а наиболее значительным представителем — Плотин (205-270). В 244 г. Плотин открыл собственную школу в Риме.

Плотин говорил, что каждое существо остается самим собой через единство с другими. Формы единства разнообразны, но все они подчинены некоему высшему принципу единства, который называется Единым. Единое бесконечно, оно первично по отношению ко многим. Единое — причина всего. Единое порождает все остальное, не теряя при этом ничего от себя.

Первое, что произошло от Единого, — это Ум (Нус), Дух. Если Единое — это «Потенция всех вещей», то Нус — это мышление, жизнь, мир чистой красоты.

Свет, исходящий от Единого через Нус, попадает в Душу. Душа существует уже во времени. Она является связующим звеном между сверхчувственным и чувственным мирами. Душа, оставаясь бесплотной, порождает телесное.

Душа предполагает природу. Природа, с одной стороны, — это низшая, затемненная часть мировой Души, а с другой — порождение материи. Сама материя — это то, что почти ничто. Материя противостоит Единому, как зло противостоит добру.

Получается, что Единое не только нисходит во множество, но и множество стремится к Единому. Множество стремится стать Единым. Наиболее осознанно это стремление проявляется в человеке.

Порфирий (232-233 — 301) видел цель философии в спасении души. Он говорил, что в движении души к совершенству есть четыре стадии. На первой, самой низкой, спонтанные аффекты души сводятся к золотой середине. На второй — душа достигает бесстрастия. На третьем — эпизодическое обращение к Богу. На четвертом — постоянное обращение к Богу на основе победившего разума души. Если душа не обращается к Богу, она становится обителью демонов.

Введение Порфирия в «Категории» Аристотеля сыграло важную роль в последующей философии. Порфирий занимался проблемой общего вида, различия атрибутов и объектов, отношений и т.д. Он дает классический пример дихотомического деления («Дерево Порфирия»):

Прокл (412-485) исходил из утверждения единого первоначала, блага, и перехода к мировому разуму (Nus). Ум распадается на триаду: ум в себе, ум из себя, ум обратно в себя. Ум в себе также образует триаду: предел, жизнь и само-жизнь. Предел имеет свою триаду: предел, безграничное, сущность. Затем говорится о триадах ума, выходящего из себя и возвращающегося в себя. Все это очень искусственные построения.

Далее была рассмотрена мировая космическая душа. Она содержит души богов, демонов, небесных тел (астральные души), животных, полубогов-героев, людей. Наконец, на самом низком уровне находится чувственный телесный мир.

Аристотель, влиятельный философ   древности - Платон и Аристотель - «вершины» древнегреческой философии
Аристотель, влиятельный философ древности — Платон и Аристотель — «вершины» древнегреческой философии

Платон и Аристотель — «вершины» древнегреческой философии

Яркую и содержательную страницу в историю развития знаний и представлений о человеке, об общественных формах его бытия вписала философия античности Совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII века до н.э. и в древнеримском рабовладельческом обществе со II века до н.э. Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур — их имена и идеи не померкли в памяти человечества. В трудах античных философов образный стиль мышления уже соседствует со стремлением использовать строгие понятия и логически выстроенные умозаключения, космологические сюжеты постепенно уступают место общечеловеческим проблемам.

Рассмотрим более подробно взгляды Платона и Аристотеля на общественное устройство.

Платон (428/427-348/347 до н.э.) — древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор более 30 философских диалогов «софист», «парменид», «теэтет», «государство» и др. Он пытался понять причины неравенства между людьми, несправедливости в организации общественной жизни. Он считал, что людям необходимо селиться вместе, чтобы удовлетворять свои потребности в пище, крове и одежде. Такое совместное поселение называется государством.

Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений своего времени. Он широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парменида и Гераклита. Для объяснения бытия он разработал теорию существования нематериальных форм вещей, которые он называл «видами» или «идеями» и которые он отождествлял с бытием. Платон противопоставлял «идеи» небытию, отождествляемому с материей и космосом.

Чувственный мир, по Платону, порождение «идей» и «материи», занимает среднее положение между ними. «Идеи» вечны, «за небом», не возникают, не погибают, безотносительны, независимы от пространства и времени. В центре космологии Платона находится учение о «мировой душе», психология учения о том, что душа заключена в нашем теле, но способна к реинкарнации.

Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых объектов. Достоверное познание возможно только в отношении истинно существующих «видов». Источником такого познания является память бессмертной человеческой души о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, а лишь вероятное мнение. Между «идеями» и чувственными вещами

Платон поместил математические объекты, доступные рациональному познанию. Метод познания — «диалектическая наука об общих законах развития природы, общества, человека и мышления», под которым Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий до высших родов и обратный спуск от наиболее общих понятий к понятиям все меньшей и меньшей общности.

При этом процесс нисхождения касается только «видов», но не чувственных единичных вещей.

По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. В своем учении об обществе он изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде: государством правят «философы»; его охраняют «стражи» или «воины»; ниже этих двух классов свободных граждан стоят «ремесленники», т.е.

которыми правят хорошо обученные, высокоморальные люди, действительно способные мудро управлять государством. Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость. Руководствуясь справедливостью, государство решает важнейшие задачи:

  • защита людей
  • обеспечение их материальными благами
  • создание условий для их творческой деятельности и духовного развития

Смысл жизни человека

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ-энциклопедист, основатель науки логики Наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, развития самого познания. и ряда отраслей, имеющих особое значение. Маркс назвал его «величайшим мыслителем древности». Родился в Стагире на восточном побережье полуострова Халкидики; образование получил в Афинах, в школе Платона. Критиковал платоновскую теорию нематериальных форм, но не смог полностью преодолеть платоновский идеализм, колеблясь «между идеализмом и материализмом Ленин В.И. Т.29.С.258». Он основал свою собственную школу в Афинах. Развивая идеи Платона, Аристотель выделял семью и деревню как особые виды общения, наряду с государством, но ставил государство превыше всего. Аристотель не отрицал частную собственность и считал, что государство должно поддерживаться средними слоями общества. Крайне бедных он считал гражданами «второй категории», а очень богатых подозревал в использовании «неестественного способа» приобретения богатства.

К основным задачам государства философ относил предотвращение чрезмерного роста политической власти отдельных лиц, предотвращение чрезмерного накопления имущества гражданами, удержание рабов в повиновении. Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не способен отвечать за свои поступки, не может воспитать в себе многие добродетели, они рабы по природе и могут лишь выполнять волю других.

В философии Аристотель различал:

  1. теоретическую часть — учение о бытии, его частях, причинах и началах.
  2. практическую — человеческая деятельность
  3. поэтическую — творчество.

Предметом науки является общее, воспринимаемое разумом. Но общее существует только в чувственно воспринимаемом единичном и познается через него. Условием познания общего является индуктивное обобщение, которое невозможно без чувственного восприятия. Аристотель признавал четыре причины:

  1. материя, или пассивная возможность становления
  2. форма (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность.
  3. начало движения
  4. цель

Аристотель рассматривает всю природу с точки зрения последовательных переходов от «материи» к форме и обратно.

Но в материи Аристотель видел лишь пассивное начало, а всю активность приписывал форме, к которой он сводил начало движения и цель.

Конечным источником всякого движения Аристотель считал Бога, «неподвижного перводвигателя». Тем не менее, объективно-идеалистическое учение Аристотеля о форме во многих отношениях «объективнее и отдаленнее и универсальнее идеализма Платона, а потому чаще встречается в натурофилософии, чем в материализме, Ленин В.И. Том 29, с. 255».

Формальная логика Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, так как Аристотель рассматривал логические формулы вместе с формами бытия. В учении о познании Аристотель различал достоверное знание (Аподейктика — абсолютно достоверное знание, доказываемое бесспорным образом.) и вероятное знание, относящееся к области «мнения» (Диалектика — наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.). Через язык, однако, оба эти вида знания, по Аристотелю, связаны между собой. Опыт, по Аристотелю, не является последней инстанцией в проверке мнений, а высшие предположения науки непосредственно признаются истинными не чувствами, а разумом. Однако высшие аксиомы знания, воспринимаемые умозрительно, не даны нашему разуму от рождения и предполагают деятельность: сбор фактов, направление мысли на факты и т.д. Конечной целью науки, по Аристотелю, является определение предмета, а ее условием — соединение дедукции с индукцией. Поскольку, по Аристотелю, нет понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий и, следовательно, различные понятия не могут быть обобщены в один общий род, Аристотель выделил категории, т.е. высшие роды, к которым сводятся другие роды реально существующих вещей. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, которая господствовала в умах до появления гелиоцентрической системы Коперника. В этике Аристотель признал высшей добродетелью созерцательную деятельность ума.

Человек и общество

Человек — существо телесное. Природно-биологическая организация человека требует неизбежного признания того очевидного факта, что он, как и все живое на земле, смертен. Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание смерти порождает вопрос: может быть, смерть не является неизбежной?

Религии мира дают ответ на этот вопрос. Следовательно, отсюда формируется вопрос о смысле жизни. Религиозные учения утверждают, что жизнь на земле — это очень важный этап существования человека. Главный смысл земного существования человека заключается в том, чтобы подготовить его к вечной жизни.

В христианстве земная жизнь трактуется как время спасения души, способ соединения человека с Богом.

Атеистические концепции утверждают: живи, то есть удовлетворяй свои потребности, обеспечивай свое биологическое и духовное существование и радуйся.

Марксистский подход: все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается у его ближних, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках, более отдаленных потомках.

Что такое смысл жизни?

Регулятивное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, которое обосновывает и интерпретирует свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Подвергая идею смысла жизни теоретическому анализу, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого видели смысл жизни, главную цель человеческой деятельности. Отсюда вытекали их идеи о возможности преобразования мира чисто духовными средствами. Претендуя на универсальность, эти теоретические трактовки смысла жизни фактически обосновывали такие цели и идеалы, в которых выражались интересы господствующих классов. Ряд современных социальных теорий по-прежнему видят смысл жизни либо в реализации внеисторических целей, либо в достижении определенных потребительских стандартов и индивидуального благополучия, либо провозглашают бессмысленность и абсурдность любой деятельности ввиду отсутствия у нее какой-либо объективной направленности.

Широко распространены также теории, отрицающие возможность научно достоверного ответа на вопрос о смысле жизни Согласно марксистской точке зрения, существование человека определяется социальными условиями; он является активной силой, существенно влияющей на общественное развитие, ускоряя или замедляя его.

Единство личностной и социальной противоположностей, вернее их мера, измеряемая на разных этапах истории и в разных социально-экономических формациях, определяет смысл человеческой жизни, ее ценность. Она не является надличностной или надобщественной, а диалектически объединяет цели и смыслы жизни человека и общества, которые могут находиться в непримиримом противоречии или все более совпадать по мере движения общества к разумному и гуманному состоянию. Это движение связано с постоянным изменением меры личного и общественного, со все более глубокой индивидуализацией человека и одновременно его единением с обществом в целях и смысле его существования и развития. Эта устремленность в будущее придает смысл и ценность человеческой жизни, как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Таким образом, истинный смысл жизни, «тайна бытия», заключается в содействии решению насущных задач общественного развития, в творческом труде, в ходе которого формируются предпосылки для полноценного развития личности. Только такая форма человеческой жизнедеятельности имеет объективную ценность и смысл.

Понятие «стоимости» в трудах Аристотеля

Определенное осмысление фактов экономической жизни началось задолго до возникновения в семнадцатом веке особой области науки — политической экономии. Ведь многие экономические явления, ставшие объектом изучения этой науки, были известны уже древним египтянам или грекам: обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент. И прежде всего люди стали постигать, конечно, главную особенность производственных отношений той эпохи — рабство.

Экономическая мысль изначально не отделена от других форм мышления об обществе. Поскольку это так, невозможно точно определить ее первые проявления. Неудивительно, что корни экономической мысли ищут: в древнеегипетских папирусах, в каменных клинописных законах царя Хаммурапи, в древнеиндийских «Ведах», в «Библии». Конечно, и законы Хаммурапи, и Библия должны рассматриваться историками и экономистами в первую очередь как источники информации об экономической жизни древних народов. Лишь во вторую очередь можно говорить о них как о памятниках экономической мысли, что предполагает некоторое обобщение практики, умозрение, абстрагирование.

В то же время в трудах Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были сделаны первые попытки теоретизировать экономическую структуру греческого общества. «Экономика» (от слов oikos — дом, хозяйство и nomos — правило, закон) — слово древнегреческого происхождения, буквально означает «домоводство «11 Аникин А.В. Юность науки (Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса). — М., 1985. С. 13.. Впервые оно появляется у греческого мыслителя Ксенофонта, являясь названием произведения, посвященного разумным правилам ведения домашнего хозяйства и земледелия. Кстати, это значение (наука о ведении домашнего хозяйства) сохранилось за словом на протяжении веков.

Аристотель использовал слово «хозяйство» и его производное «экономика» в том же смысле. Но, как известно, экономическая мысль — это не просто сумма наблюдений и сведений о хозяйственной жизни. Она предполагает определенное обобщение, абстракцию, то есть определенный экономический анализ. Древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первым проанализировал экономические явления, установил некоторые категории политической экономии, показал в определенной степени их взаимосвязь, попытался раскрыть законы общественного развития. Поэтому его по праву можно назвать первым экономистом в истории науки.Й. Шумпетер считает, что «экономические взгляды Аристотеля важны по двум причинам» Шумпетер Й. История экономического анализа. — М., 2002. С. 15.. Во-первых, его экономические взгляды получили развитие в экономической мысли Средневековья, можно сказать, что в определенной степени она вся основана на положениях Аристотеля. Во-вторых, что более важно для экономического анализа, Аристотель первым поставил проблему, которая на протяжении веков была центральной для экономистов и до сих пор является предметом споров.

Вопрос, казалось бы, простой: «Что определяет пропорции обмена товарами?». Или, другими словами, что делает товары сравнимыми? Итак, Аристотель устанавливает две стороны товара — потребительную стоимость и меновую стоимость — и анализирует процесс обмена. Он ставит тот самый вопрос, который всегда будет волновать политическую экономию: что определяет пропорции обмена, или меновую стоимость, или, наконец, цены — их денежное выражение. Именно ответ на этот вопрос разделил экономистов на два крупнейших течения в истории экономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости и сторонников различных версий этой теории, суть которых заключается в том, что стоимость является субъективной категорией и выводится из оценки людьми полезности товаров. Сам Аристотель имел несколько точек зрения на решение этой проблемы. В его трудах можно найти зачатки трудовой теории стоимости, ссылки на то, что пропорции обмена товаров основаны на их полезности, и утверждение, что именно деньги, являющиеся общей для всех потребностью, делают товары сравнимыми.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности
  2. Истина как главная цель познания. Объект и субъект познания
  3. Научная революция начала xx века и эмпириокритицизм
  4. Политическая философия 17-18 века. Апология государства в «левиафане» Т. Гоббса
  5. Структурализм
  6. Различие направленного социокультурного изменения и стихийного процесса социальной трансформации
  7. Габриэль Оноре Марсель и его философия
  8. Что такое «средневековье» в Индии
  9. Фридрих Шлейермахер, немецкий представитель протестантской теологии и философии
  10. Научное сознание и мир науки