Для связи в whatsapp +905441085890

Арнольд Гелен, немецкий философ — Основатель философской антропологии

Профессор в Лейпциге (с 1934), Кёнигсберге (с 1938), Вене (с 1940), Шпайере (с 1947), Ахене (1962-69). Антропологические взгляды Гелена изначально формировались в русле консервативной критики культуры, характерной для философии жизни. Наиболее полно они сформулированы в его главной работе «Человек. Его природа и место в мире» (Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt, 1940). Философская антропология, по замыслу Гелена, должна объединить данные отдельных наук о человеке. Вслед за М. Шелером и Г. Плеснером он стремится раскрыть специфику положения человека в мире как особым образом организованного живого существа, не обращаясь, однако, к понятию «лестницы существ», отражающей ступенчатую структуру органического мира («растение» — «животное» — «человек»). Вслед за Й. Г. Гердером Гелен называет человека «недостаточным» существом: в отличие от животного, человек лишен полноценных инстинктов, то есть не имеет устойчивых стимулов вовне и столь же устойчивых реакций в себе; он не находится в изначальной гармонии с «окружающим миром», то есть во взаимном соответствии со средой, специфически значимой для данного вида живых существ: человек открыт миру.

Отсутствие специфически значимого «окружающего мира» связано с внутренним избытком мотивов у человека, и главным для него становится их «разгрузка», дающая ему возможность относиться к среде и к себе более опосредованно. Избыток мотивов делает невозможной их одновременную реализацию (реализация одних мотивов задерживает другие и т.д.). Появляется «саморазвитие», которое позволяет человеку, в отличие от непосредственной деятельности животных, не просто «жить», а «вести жизнь», изменять себя и среду своими действиями планомерно и осмотрительно. Действие как единство — основная характеристика человека: в действии нет дуализма процесса и результата, субъекта и объекта, души и плоти и т.д. Постепенная разгрузка, понимаемая как активная самореализация, все больше освобождает действие от ситуативной определенности, и на более высоком уровне необходимая функция выполняется «символически». Зрение приобретает ведущую роль среди органов чувств, позволяя ориентироваться без непосредственного контакта с вещами, язык еще больше отдаляет его от особенностей ситуации. Действуя, человек создает культуру, которая принадлежит именно человеческой природе и не может быть «разведена» с ней. Действие, соотнесенное с другими действиями и «скооперированное» с ними, позволяет говорить о различных типах «сообщества». Понятие действия позволяет Гелену перейти к учению об институтах, то есть фиксированных формах антропологической организации (Urmensch und Spätkultur (Первобытный человек и поздняя культура, 1956)). Действие мотивируется целесообразностью, но его постоянное повторение может оказаться полезным и в другом отношении: непреднамеренная целесообразность может пробудить мотивы для дальнейшей стабилизации полученного результата. Так, архаичные институты семьи, животноводства, земледелия и т. д. — непреднамеренный результат религиозно-ритуального изобразительного действия, удовлетворяющего фундаментальную потребность в поддержании стабильности мира через его ритуальную образную фиксацию. Возникшие институты не только «разгружают» человека от опасности, но и позволяют ему действовать инстинктивно, определяя его сознание и волю. Гелен выделяет три эпохи в истории: культура охотников, культура земледельцев и индустриальная культура, возникшая около 200 лет назад.

Арнольд Гелен, немецкий философ - Основатель философской антропологии
Арнольд Гелен, немецкий философ — Основатель философской антропологии

Основатель философской антропологии

Вслед за М. Вебером он описывает прогрессирующую рационализацию институтов, отводя ведущую роль технологии. В то же время институты все больше подчиняются имманентным законам: института, связывающего совокупную интерпретацию мира и нормирование поведения, каким он был в архаическую эпоху, больше не существует. Отсутствие взаимного согласования институтов между собой и с моральной жизнью индивида означает, что на него ложится тяжелое бремя необходимости каждый раз принимать решения по собственному усмотрению. Вместе с прогрессирующим освобождением людей от опасности, физического труда и т.д. это провоцирует развитие «современного субъективизма». Печать консервативной социальной критики отмечена концепцией «плюралистической этики» Гелена (Moral und Hypermoral, 1969). Он постулирует существование четырех независимых источников морали («этоса»): стремление к взаимности; «физиологические добродетели» (инстинктивное стремление к благополучию, переходящее в эвдемонизм); родовая мораль братской любви, предельно выраженная в морали человечности; институциональный этос. В ходе рационализации институтов, заставляющей их все больше полагаться на свой внутренний порядок и решать объективные проблемы в соответствии с давлением обстоятельств, клановая (гуманистическая) мораль становится универсальной и вступает в конфликт с этосом политических институтов. Ситуация усугубляется интеллектуалами, которые за проповедуемой моралью братства скрывают собственную жажду власти. В 1970-х годах Гелен стал ведущим идеологом неоконсерватизма в ФРГ. В начале 1960-х годов «технократический консерватизм» Гелена на некоторое время стал ведущим идеологом неоконсерватизма.
Гелен на некоторое время стал влиятельным идеологом
правящей в то время ХДС-ХСС, хотя никто из политиков,
разумеется, не ссылался на пессимистические прогнозы
Гелена. Его книга «Мораль и гипермораль» (1969)
способствовала консолидации большой группы немецких
правых идеологов и публицистов вокруг журнала
«Kritikon». Критика Гелена в адрес леволиберальных
интеллектуалов была не просто полемикой с политическими
оппонентами, но содержала оригинальную трактовку
проблемы социологии знания. Можно сказать о нескольких
направлениях его творчества: разработка ряда тем социальной
психологии в небольшой книге «Душа в техническую эпоху».
статьи по этнологии и т.д. Но и в различных областях
философии Гелен продолжал выдвигать заслуживающие внимания
достойные внимания идеи. В статье начала 50-х годов «О
кристаллизации» он развил идею пост-истории,
которая получила широкое распространение после смерти Гелена.
Гелен, когда начались дебаты о
«постмодернизме» (с его статьями дебаты о конце
Просвещения», «конец современности»); философия Гелена о
«Философия технологии» Гелена была основой очень пессимистической
концепции индустриального общества и массовой культуры;
его философия искусства (книга «Образы времени») до сих пор остается
его философия искусства (книга «Образы времени») до сих пор высоко ценится специалистами. К философским теориям своих современников, где проблема
Гелен с иронией относился к философским теориям своих современников.
относился с иронией. Он сравнивал эти теории с
с произведениями писателей, которые, конкурируя на рынке,
хотят угодить читателю и ориентируются на вкусы
публики, вместо того чтобы знакомиться с фактами науки.
Потеряв связь с наукой, философия культивирует
эстетизированную субъективность. Феноменология Гуссерля
Гелен сравнивает с живописью, которая от классицизма
к импрессионизму, в то время как Хайдеггер
живопись была добавлена к экспрессионистской литературе,
используя секуляризованные представления о христианстве: его
философия создает у его читателей чувство собственной
значимости в мире, что немаловажно в век субъективизма.

Критические очерки

Главным для Гелена является то, что человек
в том, что человеческие существа совершенно непригодны для жизни, если следовать
требованиям естественного отбора. То же самое можно сказать и о
психическом аппарате: человеку не хватает инстинктивных
реакций, которые способствуют адаптации животных к
окружающей среде. У него нет среды (×ïygnv), нет
автоматической адаптации к ней, и это поначалу дает
нам чисто негативное определение человека как
«недостаточное существо». Но именно эта недостаточность требует
замены инстинктов и специализированных органов
интеллектом и рукой, способной к инструментальной деятельности.
«Лишенный органической специализации, человек открыт для
стимулам, которые не приспособлены к какой-либо
конкретной природной констелляции, но сам он
поддерживает себя в любой такой констелляции посредством
планомерного изменения заранее намеченного и с помощью средств
ориентации (интерпретаций, толкований, интерполяций,
новые комбинации, репрезентации и т.д.). Следовательно, он имеет
также субъективный мир, то есть расширяющийся и лишь частично
Это целое, которое воспринимается им лишь частично и которое он воспринимает во времени и пространстве.
времени и пространстве».
9
. Длительное детство включает в себя
воспитание, социализацию, передачу навыков и умений по
традиции, а не биологическим путем. Другими словами, эта
«недостаточность» предполагает общество и культуру.
«Вторая природа» человека оказывается системой инструментальных
Это и есть культура; мир культуры — это мир человека.
10
. 10 Без этого.
У человека нет ни малейшего шанса выжить, поэтому нет и
Не существует «естественного человека» — он с самого начала является социальным существом.
является социальным существом, и каждое общество
предполагает язык, технологию, формы общения,
сотрудничество и т.д. Поэтому бессмысленно говорить об окружающей среде».
по отношению к человеку, поскольку он живет в мире культуры,
который опосредует его адаптацию практически к любому
Редукция инстинктов ведет к редукции инстинктов.
Редукция инстинктов приводит к тому, что поведение человека
в минимальной степени определяется врожденными…
моделями реакций. Между влечениями и действиями
существует «разрыв» (Jkãvwõ), в котором отношение человека к миру…
отношение человека к миру. Человек
реагирует не на стимулы, а на объекты действительности, к которым относится и его внутренний мир.
к которым относится и его внутренний мир. Животное — это
замкнутая система, у него нет «внутреннего» мира, как и
нет внешнего» — у человека они оба являются условиями
друг друга. Гелен использует выражение Новалиса
«внутренний внешний мир» (kppgtg Awõõgpygnv), чтобы
для обозначения того, что обычно называют душой».
Отношение ко времени и пространству меняется: животное
живет здесь и сейчас», тогда как человек также открыт для того, что
тому, что лежит за горизонтом его зрения, и будущему, т.е,
тому, что еще не существует.
На этой основе и возникают те формы деятельности,
которые изучаются различными науками о человеке. Более чем
книга Гелена представляет собой описание системы, в которой
в которой взаимодействие руки, глаза и языка задает различные
психические функции. Он пишет об особенностях
человеческого зрения, пластичности двигательного аппарата.
языке, символизме, сознании, воображении и так далее.
и так далее. Здесь Гелен ближе всего подходит к прагматизму Дж.
Дьюи и Мида, а его активистское учение о психических
функций сопоставима с идеями, развиваемыми
L. Выготским и его последователями. Гелен критикует
Гелен также критикует ассоциативную психоло

Теория влечений

Гелен разрабатывает свою собственную теорию приводов, из которых
Он всегда говорит во множественном числе (Apvtkgdg). У
человека есть только остатки инстинктов», но нет ни одного
инстинкта, который определял бы то или иное
поведение. Бывают, конечно, ситуации, когда мы почти
«механически притягиваемся» к чему-то, и голод или сексуальные
или сексуальные влечения могут в той или иной ситуации преобладать…
над всеми другими влечениями. Но из этого не следует,
«как будто любовь и голод правят миром», или как будто можно
вывести из сексуального влечения множество других.
как это удалось сделать Фрейду. Почти
автоматические действия также могут быть вызваны небиологическими
биологически обусловленными потребностями и интересами.
Они как будто черпают энергию из всех других влечений…
и захватывают всю личность. Но все эти влечения…
выкристаллизовываются в процессе воспитания и предшествующей жизни.
и ни одно из них не является «чисто
естественным — все они даны нам в общении с другими
людьми и в ситуации, которая всегда включает в себя как
«внешний», так и внутренний мир. Не только человек живет в
мире, но мир проникает в человека, и это всегда мир
культуры. И поэтому у человека нет влечений (Vtkgdg),
задаваемых только инстинктами, но есть влечения и
стремления, в которых к остаткам инстинктов добавляются
разнообразные мотивы и потребности. Поскольку у нас исчезла
инстинктивная регуляция поведения, существует
«избыточность» возбуждения. Энергия, которая раньше
направлялась инстинктами, теперь высвобождается и
и способствует порабощению мира умом и руками человека.
По Гелену, человек — это Прометей, способный создать свой собственный мир.
свой собственный мир, но это лишь оборотная сторона его
«недостаточности». Более того, человеческое существование
всегда рискованно, «небезопасно»: утратив свои инстинкты,
человек
96
должен постоянно координировать изменения внешнего и
внутренних состояний, а избыток стимулов приводит к
к хаосу впечатлений. Некоторые из них необходимо сдерживать и
подавлять их ради других. Стабильность мышления и
деятельности возможна только при «разгрузке» сознания от
чрезмерных впечатлений, отбора поступающей информации.
Животное от природы гармонично, человек должен
создавать гармонию и преодолевать угрозу хаоса. Как говорил Гелен
Гелен не устает повторять, человек — это задача для самого себя.
себя.
Упорядочение опыта достигается как посредством языка и
концептуального мышления, так и через социальные
институты. Как только они ослабевают, поведение человека
становится примитивным и начинает следовать…
прямым стимулам и впечатлениям. Теории..,
которые изображают человека как подчиненного инстинкту…
не являются вечной природой человека.
но современная ситуация распада традиционных институтов…
семьи, религии, собственности, морали и т.д.
Различные группы потребностей автономизируются и
вступая в конфликт с другими, овладевают сознанием…
как слепое влечение. Гелен использует
данные этологов (Лоренц, Тинберген и др.) относительно
инстинкта агрессивности, но дает им другую интерпретацию.
Животное устроено так, что агрессия против представителей
собственного вида ограничена небольшим числом ситуаций
(брачная конкуренция, территория, положение в стае) и
редко приводит к истреблению противника. У людей нет
врожденных сдержек и противовесов», он не знает границ в
проявлении своих стремлений, включая агрессивность».
В обществе, где рушатся институты, «атомная агрессивность» немедленно дает о себе знать.
«Атомная агрессивность», приобретая характер
«борьба всех против всех». Она не существует в животном мире, и мы
приписываем животным те черты, которые характеризуют…
человека определенной эпохи. Слова «волк человеку.
«волк» — это клевета на волков, которые очень редко…
что они очень редко истребляют себе подобных.

Оценка современной культуры Диалектике Просвещения

Гелен вел непримиримую полемику с франкфуртскими
и, в более широком смысле, с «новыми левыми»», видя в их учениях
«секуляризованную религию самообожествления человека…
проповедь эвдемонизма, этику гуманизма…
«на службе доктрины субстанционального потустороннего…
равенства людей».
14
. 14 Эта этика берет свое начало в
14 Эта этика берет свое начало в моральных нормах малых групп — семьи, клана, племени;
Здесь общее благо и счастье являются безусловной целью.
цель. Начиная с учений киников и стоиков, а затем в эпоху
Просвещения, эта мораль отделяется от своей семьи
и становится лозунгом всеобщего равенства и инструментом…
государства, церкви, традиции.
Сегодня ее носителями являются интеллектуалы.
Морализирующие критики либо капитализма…
капитализма и технической цивилизации. Но они вовсе не озабочены решением истинных
истинных проблем современного общества. Даже там,
где они не прокладывают путь к некоему тоталитарному…
«раю», они представляют элиту, которая хотела бы
свергнуть существующее правительство и занять его место. Это
уже случалось в истории, и Гелен не видит ничего.
ничего, кроме того, что новые маленькие Робеспьеры…
разрушают основы
99
культуры, тех институтов, которые защищают человечество от
самоуничтожения человечества. Да, и то, к чему стремятся интеллектуалы,
эти конформисты отрицания», определяется Геленом как
«неограниченная свобода для себя, равенство для всех
остальных».
15
. 15 Он прослеживает связь «этики любви» не только с
социализмом, пацифизмом или
феминизмом, но и с триумфом великих империй над
национальными государствами и их богами. Этос любви к
любви к ближнему в изображении Гелена заставляет вспомнить
яростные нападки Ницше на христианство. Этика
гуманизма отрицает то, чем Гелен дорожит больше всего, а именно
а именно ценности национального государства.
Пруссия времен Бисмарка является для него образцом. В
Этика «любви к ближнему» — победителя «любви к ближнему» — не применима к международной политике.
«любовь к ближнему» — сильнейший побеждает, навязывая
побеждает сильнейший, навязывая моральное осуждение побежденным. Консервативный и
антикоммунист Гелен одобрил ввод советских танков в
Прагу в августе 1968 года, потому что, по его мнению, это
нормальное действие геополитической силы, а не болтовня о
«социализме с человеческим лицом». Ôgãnòqnqvkm находится по
другой стороне добра и зла. Статьи и публичные выступления Гелена сделали его
одним из ведущих теоретиков немецкого неоконсерватизма,
но его послевоенная деятельность ни в коем случае не ограничивается
этой идеологической программой. Его концепции
индустриального общества и постистории» повлияли на
повлияли как на правых», так и на левых».
16
. Консерватизм
Гелена в конечном счете определяется его видением
человека и общества, а также перспективами западной
культуры. Обычно консерваторы ссылаются на неизменность
человеческой природы, в то время как реформаторы и революционеры
говорят о ее зависимости от социокультурных условий. Для
Гелена, именно «незавершенность» человеческой природы
именно в неполноте человеческой природы.
появление, погружение в варварство или даже завершение своей
историю самоуничтожением.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема направленности функциональных связей
  2. Функции философии в управленческой деятельности
  3. Сравнение философии нового времени и эпохи просвещения
  4. Проблема закономерности исторического процесса
  5. Переосмысление соотношения бога и человека в философии зарубежного востока XX века
  6. Джайнизм как одно из направлений древнеиндийской философии
  7. Фундаментальные свойства бытия
  8. Философия эпохи возрождения и нового времени
  9. Философская антропология
  10. Предмет и методы политической философии