Для связи в whatsapp +905441085890

Арт-терапия — История арт-терапии

Арт-терапия — это направление психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на привлечении клиентов (пациентов) к изобразительному искусству. Арт-терапию можно считать одним из направлений арт-психотерапии, наряду с музыкотерапией, драмотерапией и терапией танцевальных движений.

Термин «арт-терапия» впервые был использован в англоязычных странах примерно в 40-х годах XX века. В нем говорится о вариантах лечебной и реабилитационной практики, которые различаются по форме и теоретическим основам. Некоторые из них были инициированы художниками и осуществлялись в основном в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической интерпретации зрительной продукции пациентов и подчеркивали их взаимоотношения с аналитиком. В настоящее время арт-терапия — это терапевтическое применение визуального творчества клиента, которое предполагает взаимодействие автора произведения, самого произведения и специалиста. Создание зрительных образов рассматривается как важное средство межличностного общения и как форма познавательной деятельности для клиента, позволяющая ему выразить прошлые или настоящие «здесь и сейчас» переживания, которые трудно выразить словами.

Хотя арт-терапия тесно связана с лечебной практикой, во многих случаях она имеет в первую очередь психопрофилактическую, социализационную и развивающую направленность. За время своего существования арт-терапия вобрала в себя достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и методики различных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, педагогические методы и индивидуальные представления теории культуры, социологии и других наук. Она активно развивается в настоящее время, завоевывая новые области практического применения и обогащаясь идеями путем интеграции с другими научными дисциплинами.

Арт-терапия - История арт-терапии

История арт-терапии

Арт-терапия является частной формой терапии, связанной с творчеством и в основном ассоциируется с так называемыми изобразительными искусствами (живопись, рисунок, фотография, скульптура и их различные сочетания с другими формами творческой деятельности). В отечественной литературе западный термин арт-терапии наиболее близок к термину изотерапии. Помимо арт-терапии, в группу различных форм терапии с творчеством входят также музыкальная терапия, драматическая терапия, терапия танцами и движением и т.д. Некоторые авторы также рассматривают арт-терапию (или терапию творческого самовыражения) как терапию творческой коммуникации с искусством и наукой, терапию творческого коллекционирования и другие формы творческой деятельности, имеющие психотерапевтическое и психопрофилактическое значение.

Арт-терапия имеет древнее происхождение. Его прототипом в некотором смысле являются различные виды сакрального искусства, часто используемые в терапевтических целях, которые включают в себя суггестивно-магические, дидактические, эстетические и другие компоненты терапевтического воздействия. Утратив атрибуты святости в эпоху правления ньютоновско-картезианской научной парадигмы, так называемая эмпирическая терапия, или эрготерапия через различные формы творческой деятельности пациентов, была достаточно популярным вариантом гуманистической клинической психотерапии вплоть до середины прошлого века. Впоследствии, однако, он оказался на заднем плане из-за дифференциации психотерапевтических подходов.

Термин «арт-терапия» был придуман Эдрианом Хиллом в 1938 году. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «я» человека возникает в визуальной форме, когда он спонтанно рисует и принимает формы, а также на мысли Юнга о личных и универсальных символах. Центральная фигура в процессе арт-терапии — это не пациент (как больной человек), а человек, стремящийся к саморазвитию и расширению своих возможностей.

Новый рост интереса к терапии творчества, особенно к арт-терапии, можно отметить примерно с середины XX века, когда она получила все более широкое распространение как вид трудовой терапии, особенно в психиатрических и общепрофилактических больницах. Помимо отдельных случаев, он рассматривался как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолеть последствия социальной изоляции пациентов. В то же время, арт-терапия находилась под большим влиянием биомедицинских концепций. Профессионалы, выполнявшие такие арт-терапевтические работы, как правило, не имели серьезной академической подготовки и не могли играть активную роль в лечении пациентов. Их основная роль заключалась в том, чтобы позволить пациентам относительно свободно заниматься простыми графическими мероприятиями, в которых они могли бы отвлечься от негативных переживаний, связанных с их болезнью.

Исключением были психодинамические подходы последователей Фрейда и особенно Юнга, которые использовали материал из зрительной деятельности своих клиентов для анализа различного содержания отраженного в нем бессознательного. В нашей стране до недавнего времени арт-терапия применялась в основном в работе с душевнобольными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Реорганизация западной психиатрии в 1950-х и 1960-х годах, повлекшая за собой закрытие многих психиатрических больниц и расширение амбулаторных и дневных отделений, привела к тому, что арт-терапевты стали более тесно сотрудничать с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами, а также с церковными приходами и широкой общественностью. Это оказало большое влияние на развитие теории и практики арт-терапии, обогатив ее новыми идеями в духе экзистенциального гуманистического подхода, который в то время был одним из самых влиятельных в психологии, психотерапии и образовании. Арт-терапия значительно расширила спектр своих эмпирических возможностей, успешно сочетая их с установками, характерными для описанного выше подхода к развитию человеческого потенциала, самореализации личности и интеграции различных аспектов психической деятельности.

Теория арт-терапии

С самого начала психоанализ занимался анализом зрительного творчества. Дело в том, что спонтанная зрительная активность способна выразить бессознательное содержание психической жизни. Визуальное творчество — это особый вид сублимации, который возникает, когда инстинктивный импульс сменяется художественно-образным представлением. По мнению Фрейда, визуальное искусство имеет много общего с фантазиями и мечтами, потому что, подобно им, оно выполняет компенсаторную функцию, снимая психическое напряжение, которое возникает, когда возникает разочарование (невозможность удовлетворения либидинальных потребностей). Это компромиссная форма их удовлетворения, которая реализуется не в прямой, а в опосредованной форме.

Каковы мотивы для творчества? Депрессивная личность восстанавливает в творчестве то, что она воспринимает как разрушенное; шизоидная личность ищет скрытые значения в объектах, а не в отношениях с людьми; навязчиво-компульсивная личность сопротивляется навязчивым идеям творчества.

«Символические игры» являются незаменимым элементом всего изобразительного искусства, ибо язык изобразительного искусства является глубоко символическим, а цвет, форма, линия, объем и другие их живописные элементы имеют глубокий и сложный смысл, даже если он часто непризнан. Арт-терапия обращается к символической функции изобразительного искусства как фактора психотерапевтического процесса, помогающего пациенту понять и интегрировать бессознательный материал, а арт-терапевт — оценить динамику этого процесса и изменения, происходящие в психике пациента.

«Социальные игры» или «игры с правилами» — наиболее значимые в реализации групповых форм арт-терапевтической работы, предполагающие применение определенных норм группового поведения, в том числе и в процессе совместной живописной деятельности участников группы.

Для арт-терапевтической работы необходим широкий спектр различных графических материалов. Помимо красок, карандашей, восковых мелков или пастелей, используются журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальный пластилин для моделирования, песок с мелкими фигурками для «игры в песочницу», дерево и другие материалы. Чертежная бумага должна быть разных размеров и оттенков. Также необходимо иметь кисти разных размеров, губки для покраски на больших площадях, ножницы, нитки, различные виды клея, скотч и т.д. Качество материалов должно быть максимально высоким, иначе это может снизить ценность самой работы и ее результаты в глазах пациентов.

Следует отметить, что выбор того или иного материала может быть связан с характеристиками состояния и личности пациента, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Пациенту должна быть предоставлена возможность выбрать конкретный материал и средства для визуальной работы. Обычно пациенты предпочитают использовать карандаши, восковые мелки или маркеры в начале работы. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что удовлетворяет потребность пациентов избегать конфронтации со своими чувствами на ранних стадиях работы. Выбор этого средства может быть связан с потребностью пациента в психологической безопасности. На последующих этапах арт-терапии пациенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе цвета, которые дают им больше возможностей для выражения различных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, смешивая и создавая различные оттенки, цвета делают живописный процесс менее предсказуемым и включают в себя тонкие нюансы эмоциональных состояний пациента и различные аспекты его переживаний. Когда оборонительные тенденции преодолены, цвета могут вызвать сильную эмоциональную реакцию, ощущение исследования и стимулировать воображение. Глина, пластилин, песок и другие пластиковые материалы предоставляют значительные возможности для выражения сильных эмоций, в том числе чувства гнева. Работа с ними требует более высокого уровня физической вовлеченности и мышечной активности, а значит, более «энергопотрясающего» вовлечения психофизиологических процессов. Поэтому работа с ними часто может положительно влиять на психосоматические расстройства и соматовегетативные проявления невротических состояний.

Сущность, подходы и цели арт-терапии

Метод арт-терапии привлекателен для современных людей, так как использует в основном невербальные способы самовыражения и общения. Правое полушарие мозга активно участвует в процессе творчества. Современная цивилизация, напротив, использует в основном систему вербальной коммуникации и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека требует равного развития обоих полушарий и нормального межполушарного взаимодействия. Кроме того, некоторые виды человеческой деятельности требуют работы правильного полушария — творчества, интуиции, культурного образования, семейных отношений, воспитания детей и, конечно же, романтики в любовных отношениях. Арт-терапия обращается к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, которые тесно связаны с его творческими способностями. Особенностью человека является способность и в то же время потребность отражать его внутренний мир. Эта особенность позволяет активно обрабатывать информацию, поступающую извне. В результате в психике человека развиваются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше адаптироваться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. В процессе взаимодействия с миром человек стремится реализовать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в форме экономической деятельности, но и в продуктах его активной умственной деятельности. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество. Искусство и творчество являются результатом процессов обработки информации во взаимодействии с окружающим миром. Кроме того, личность будет гармонично развиваться, если эти процессы во всей их полноте будут носить конструктивный характер.

Метод арт-терапии наиболее часто используется в реабилитации людей с особенностями психофизического развития и в работе с детьми. Дети с нарушениями развития испытывают трудности в адекватном восприятии мира. У таких людей нарушено восприятие мира в целом. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный, хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни или стать полноправным членом общества. В результате то, как он или она взаимодействует с окружающей средой, как правило, становится разрушительным. На такую ситуацию можно повлиять несколькими способами. Самым естественным является создание условий для развития человека, его «созидания» с помощью природных элементов, а также гармонизирующей деятельности, которая является частью человеческой жизни — уход за домашними животными, украшение его дома, ремесла и творчество. Человек также является частью природы, и специально организованное взаимодействие с элементами природной системы, естественно, должно иметь положительный результат. Произведения искусства обычно отражают природу и то, как мы с ней взаимодействуем. Арт-терапия приглашает ребенка выражать свои эмоции и чувства через моделирование, рисование, строительство с использованием натуральных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также использовать другие формы искусства — боди-импровизацию, театральные постановки, литературные произведения. Таким образом, цели достигаются:

  • Выражение эмоций и чувств, связанных с переживанием собственных проблем, самих себя;
  • активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
  • подтверждение собственной индивидуальности, уникальности и значимости;
  • и, как следствие трех предыдущих, повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкость).

Арт-терапевт преследует эти цели при работе как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не в состоянии точно сформулировать то, что его беспокоит. Например, он может выразить свои страхи простыми словами: «Я боюсь, что кто-нибудь придет и украдет меня в темноте». Если спросить ребенка, кто это может быть, он может не ответить, а попытаться нарисовать его страх или придать ему образный смысл (кто-то, гуляющий в темноте, это может быть Баба-Яга). Арт-терапия — это самый щадящий способ работы со сложными проблемами. Ребенок может не говорить или не признавать своих проблем, но он формирует, двигается и выражает себя движениями тела. Сеансы арт-терапии могут также снять психологическое напряжение.

Два основных подхода в арт-терапии:

  1. Искусство само по себе обладает целебным эффектом, произведения искусства дают возможность выразить и пережить внутренний конфликт, они являются средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и творческого потенциала, основным механизмом является сублимация и трансформация. Фасилитатор призывает членов группы доверять своим собственным представлениям и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.
  2. терапевтические цели стоят на первом месте, творческие цели вторичны, арт-терапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание своего внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к его реализации, основным механизмом является перенос. Лидер группы поощряет свободное объединение членов группы и их попытки самостоятельно раскрыть смысл своих работ. Некоторые упражнения состоят из совместной групповой работы, например, создание групповой фрески и создание универсального группового рисунка.

Основными целями арт-терапии являются самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (ее различные аспекты и компоненты), интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арт-терапии спонтанное рисование и формирование — это не проявление художественного таланта, а своего рода творческая деятельность. Визуальное творчество — это мост между миром воображения и реальностью. Она содержит элементы как того, так и другого и позволяет создать некий синтез, который ни дети, ни взрослые не смогут создать без помощи художественных средств.

Важным понятием в арт-терапии является сублимация — выражение бессознательных инстинктов и движущих сил (иногда деструктивных), трансформируя их в творения искусства; искусство может направлять и выражать чувства гнева, боли, тревоги и страха.

Преимущество метода арт-терапии в том, что это он:

1) предоставляет возможность выражать агрессивные чувства социально приемлемым способом. Рисунок, живопись цветами или скульптура — это безопасный способ снять напряжение;

2) ускоряет прогресс в терапии. Бессознательные конфликты и внутренние чувства легче выразить через зрительные образы, чем через разговоры в вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации с большей вероятностью избегают сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретации и диагностической работы во время терапии. Творческое производство, в силу своей реальности, не может быть опровергнуто пациентом. Содержание и стиль художественного произведения дают терапевту богатую информацию, кроме того, сам автор может внести свой вклад в интерпретацию собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (потеря, смерть, травма и насилие, страхи, внутренние конфликты, детские воспоминания, сны). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, позволяющим раскрыть и прояснить интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить терапевтические отношения. Элементы перекрытия в творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и позитивных чувств;

6) способствует развитию чувства внутреннего контроля и порядка;

7) развивает и повышает осведомленность о чувствах;

8) повышает самооценку и художественную компетентность. Побочным продуктом арт-терапии является удовлетворение, которое приходит от открытия скрытых способностей и их развития.

Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии (то, что оказывает целебное воздействие):

1) фактор художественного выражения — воплощение чувств, потребностей и мыслей заказчика в работе, опыт взаимодействия с различными художественными материалами и художественным образом;

2) фактор психотерапевтических отношений — динамика отношений между клиентом и терапевтом в группе (перенос и контрперенос), проекция, влияние личного опыта;

3) фактор интерпретации и вербальной обратной связи — трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смысловых значений.

Руководитель арт-терапии обеспечивает группу необходимым материалом и проявляет максимальную гибкость для стимулирования художественного творчества В комнате должно быть место для движения и шумных игр. Роль лидера заключается в поощрении творчества. Участников призывают полностью отдавать себя чувствам и не беспокоиться об артистизме своих творений.

Оригами — относительно новое направление в арт-терапии

Среди современных средств и направлений арт-терапии все чаще объявляется относительно новое направление — оригами.

Оригами, традиционное японское искусство конструирования разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без резки и склеивания, все больше интегрируется в мировую культуру и науку, становясь предметом исследований специалистов в таких областях, как инженерное дело, архитектура, математика, инженерное проектирование, образование, практическая психология и арт-терапия. В наше время оригами успешно используется как метод арт-терапии в медицинской и реабилитационной практике врачами различных специальностей. В материалах I Международной конференции «Оригами в педагогике и арт-терапии» был отмечен положительный эффект от практики оригами в работе с инвалидами по слуху, зрению, опорно-двигательного аппарата, пациентами психоневрологических, психиатрических клиник, глухими, онкологическими больными, а также социальной реабилитации наркоманов, алкоголиков и заключенных. Многочисленные исследования показали, что уроки оригами улучшают качество жизни пациентов, уменьшают тревогу, помогают забыть о боли и горе, повышают самооценку, способствуют установлению дружеских отношений и взаимной поддержке в коллективе, улучшают взаимоотношения между врачом и пациентом. Поэтому не случайно в практике арт-терапии появился новый термин — «образ жизни оригами».

Практикуя оригами, пациент становится участником увлекательного действия — превращения квадрата из бумаги в оригинальную форму — цветок, коробку, бабочку, динозавра. Этот процесс похож на трюк, маленькое шоу, которое всегда преподносит радостный сюрприз. Последовательно просто складывая бумагу по геометрическим линиям, мы получаем модель, которая работает в своей красоте и меняет эмоциональное состояние пациента к лучшему. Есть желание показать кому-то чудо, сложить что-то другое. Чувство изолированности исчезает, и общение становится лучше даже между врачом и пациентом, что особенно важно, когда пациент находится в детстве. Бывают случаи, когда дети в состоянии страха или тревоги отказываются принимать пищу или лекарства. Тогда помощь куклы в руках арт-терапевта, и невозможное становится возможным. Такой же «волшебной палочкой» является оригами. Но не в каждой больнице можно найти специалиста по кукольной терапии, в то время как складывание в искусство оригами доступно практически каждому, а бумага всегда под рукой. Примеры успешного использования оригами даже в аутизме. Известно, что сын Николая II, Алексей, был больным и замкнутым ребенком с симптомами аутизма. Преподаватели из Англии с помощью уроков оригами не только сумели пообщаться с мальчиком, но и повысили его интерес к английскому языку. Еще один пример того, как взрослый терапевт пытается привлечь внимание пациента, перелистывая перед ним красочно иллюстрированный журнал. Пациент не реагирует. Затем терапевт вырывает страницу из журнала и складывает ее в фигурку оригами, и пациент начинает проявлять интерес к тому, что видит — контакт устанавливается. Эффект усиливается, если прикрепить отсоединяемые оригами, например, прыгающую лягушку, колючую ворону, журавля, хлопающего крыльями и т.д. Такие бумажные игрушки интересны как взрослым, так и детям, особенно если они складываются собственными руками. С ними, в больнице, можно устраивать игры-конкурсы для детей. А тем, кто ограничен в движении, будут доступны и веселые кукольные театры и сюжеты оригами, разнообразные головоломки из бумаги — все это принесет новые яркие краски в серую реальность больничной жизни больного. Врачи со всего мира, где уже более 20 лет используют оригами, утверждают, что эта деятельность значительно улучшает эмоциональное состояние пациентов, снимает депрессию, повышает уверенность в себе, способствует установлению дружеских отношений, что в целом улучшает психологическое состояние пациентов и делает лечение более эффективным. Уникальность художественно-терапевтического эффекта оригами заключается еще и в том, что даже в полной изоляции человек может вести диалог с самим собой, со своим интеллектом. Это приносит большую радость.

Есть много причин для успеха занятий оригами по арт-терапии и отдыха для пациентов в больницах и реабилитационных центрах:

  • Прежде всего, это сама бумага с ее знакомым, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: мяться, рвать, рисовать на ней, а бумага для оригами служит в новой необычной роли — ее можно складывать множество интересных моделей. Есть мотивация, желание научиться этому;
  • Освоить технику оригами очень просто, в любом возрасте, как дети, так и взрослые (в больнице преподавателями могут быть как специалисты-психологи, так и родители, и медицинский персонал);

-результаты достигаются быстро;

  • есть предсказуемый положительный результат — если сложить фигуру точно и аккуратно, то она обязательно получится красивой, и залогом этого является природа этой строительной техники, где есть точность, симметрия и гармония геометрических линий;

-Дается возможность «контролировать» процесс, т.е. вносить изменения в фигуру по своему усмотрению, изобретая множество собственных моделей;

  • устраняется барьер между врачом и пациентом, создается атмосфера доверия;
  • В сеансах оригами невербальный контакт осуществляется в общении, которое в некоторых случаях является единственным вариантом;
  • Оригами сочетает в себе приемы и рабочие формы некоторых других областей арт-терапии: Сказочно-игровая терапия (сказки оригами), игровая терапия (игры с фигурками-активами), терапия с помощью драмы и кукольной терапии (игры с куклами оригами, масками и тому подобное), терапия с помощью музыки, хорового пения и эвритмии с присущей им гармонией и ритмическими движениями (которые также происходят во время складывания оригами и имеют терапевтический эффект), цветотерапия (с разноцветной бумагой);
  • Метод повторения и ритм складывания модульных оригами (звезды, орнаменты, «3-D» модели) уравновешивают душевное состояние человека;
  • Форма некоторых фигур (кусудамы, многогранники, каркасные конструкции) имеет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология проблем развития личности
  2. Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами
  3. Роль научных сообществ в развитии личности ученого
  4. Влияние эстетики на развитие личности
  5. Проведение исследования на установление взаимосвязи между научной и житейской психологией.
  6. Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний студентов с коммуникативными навыками и умениями — Самооценка как фактор человеческой личности и ее истоки
  7. Психологические особенности формирования реципрокности у старших дошкольников
  8. Типы мышления и приемы стимуляции мышления в зависимости от типов
  9. Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву
  10. Профессиональный стресс и его особенности