А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Технология проблемного обучения в школе
  2. Технология развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер)
  3. Личностно-ориентированное обучение в школе
  4. Проблема соотношения воспитания, обучения и развития
  5. Способности и мастерство преподавателя в педагогике
  6. Причины, характер и пути преодоления конфликтов в профессионально-педагогической деятельности учителя
  7. Такт как основа педагогического общения учителя
  8. Элементы театральной педагогики в деятельности учителя
  9. Проблема манипуляции в педагогической деятельности
  10. Сущность и методы педагогического стимулирования

Введение

Современное время требует яркой, масштабной, творческой личности учителя, призванной овладеть культурой общечеловеческих ценностей, профессиональным мышлением, методологическими знаниями как надежным инструментом теоретической и практико-преобразующей деятельности. Современная педагогическая наука разработала концепцию индивидуальной деятельности учителя, суть которой заключается, во-первых, в развитии его богатой, самобытной личности, во-вторых, в слиянии социальных и личностных смыслов. Индивидуальность учителя как субъекта профессиональной деятельности выражается в форме и содержании. Формальная сторона — это внешнее выражение индивидуальных особенностей личности учителя. Она выражается в виде индивидуального стиля педагогической деятельности, общения, поведения и т.д. Содержательная сторона имеет серьезную философскую основу.

Почти все без исключения выдающиеся педагоги прошлого и настоящего имеют глубокие философские основания своих педагогических концепций. Поэтому большинство исследователей педагогического творчества уделяют особое внимание описанию и анализу философско-педагогических взглядов. Раскрыть философские истоки творчества, проследить духовное становление учителя, значит понять процесс формирования его индивидуальной деятельности.

Ярким примером проникновения философских идей в отечественную педагогику являются философско-педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

Цель реферата — проанализировать взгляды В.А. Сухомлинского на профессию учителя.

Требования В.А. Сухомлинского к личности учителя

Наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического образования в 50-60-е годы XX века внес В.А. Сухомлинский, директор Павлышской гимназии Полтавской области. Его идеи гражданственности и гуманности в педагогике созвучны нашему времени. Воспитание ради счастья детей — таков гуманистический смысл педагогических произведений В.А. Сухомлинского, а его практическая деятельность является убедительным доказательством того, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая мудрость, все методы и приемы обучения и воспитания бесполезны..

В.А. Сухомлинский разработал теорию и практику формирования педагогического коллектива. Будучи сам директором школы в течение многих лет, он пришел к выводу, что педагогическое сотрудничество играет решающую роль в достижении целей школы. Изучая влияние преподавательского состава на группу студентов, В.А. Сухомлинский выявил следующую закономерность: Чем богаче духовные ценности, накопленные и бережно хранимые в педагогическом коллективе, тем активнее и реальнее группа студентов как участников образовательного процесса, как воспитателей. На вопрос, как и чем создает педагогический коллектив, В.А. Сухомлинский отвечает однозначно — создает коллективная мысль, идея, творчество.

Педагогическая справедливость — это своего рода мера объективности учителя, уровень его нравственного воспитания. В.А. Сухомлинский писал: «Справедливость — основа доверия ребенка к воспитателю….. чтобы стать справедливым, нужно знать духовный мир каждого человека».

В.А. Сухомлинский считал, что «мастер педагогики настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, по ходу предмета, его внимание сосредоточено не на самом содержании изучаемого, а на учениках, их умственной работе, их мышлении, трудностях их умственной работы».

Роль и значение педагогического стиля в формировании коллектива и личности не нова, она неоднократно рассматривалась в нашей психолого-педагогической литературе, и особенно в работах В. А. Сухомлинского. Авторитарный стиль и злоупотребление властью со стороны учителей подвергаются особенно жесткой критике.

В.А. Сухомлинский писал: «Власть над детьми — одно из самых трудных испытаний учителя, один из показателей педагогической культуры….. Ценить доверие ребенка, а значит, его беззащитность — этой педагогической мудростью должна быть пронизана вся наша работа».

Сухомлинский считал, что перед каждым ребенком, даже самым посредственным и трудным, учитель должен открыть сферы, в которых он сможет достичь своей вершины, сформировать свое человеческое достоинство, свою душу. Поэтому он создал «Азбуку нравственности», которая учила понимать суть добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и обмана. Этот букварь стал средством преодоления эмоционального недоразвития. В детях необходимо открыть способность чувствовать состояние других, способность ставить себя на место других.

Наибольшего внимания заслуживают рекомендации В.А. Сухомлинского по способам общения в классе. Он бескомпромиссно выступал против чрезмерного возбуждения психики учащихся повышенным тоном, напряжением, против перегрузки информацией в речи учителя, ненужных повторений и вопросов. Учитель, по словам В.А. Сухомлинского, должен делать с учеником «то, что ему подсказали мудрые мысли», а не «то, что ему подсказывает сиюминутное, мимолетное настроение».

Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности учителя как руководителя и организатора воспитательного процесса: «Мы должны быть примером богатства духовной жизни молодежи; только при этом условии мы имеем нравственное право воспитывать. Высокие личные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны быть непререкаемым авторитетом для детей. Под авторитетом Василий Александрович не имел в виду возвеличивание, отрыв от детей эрудицией, требование беспрекословного послушания, формальное и авторитарное руководство ребенком, но он утверждал, что без постоянного душевного общения педагога с ребенком, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга эмоциональная культура как плоть и кровь педагогической культуры немыслима.

«Главный источник эмоционального воспитания педагога — это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, в котором учитель не только наставник, но и друг, товарищ.»

Пытаясь найти ответы на многие жизненно важные вопросы, В. А. Сухомлинский, его коллеги и ученики размышляли над этическими и эстетическими проблемами. Так, для В. А. Сухомлинского проблемы жизни и смерти, памяти и забвения, трагического и прекрасного были постоянными темами размышлений. Преодоление смерти в философско-педагогических взглядах В.А. Сухомлинского — это символическое бессмертие результатов человеческого творчества. Педагога всегда волновало, что понимание жизни и смерти, чувствование и переживание близкого человека способствует взрослению ребенка, вносит зрелость в его жизнь, способствует умению ценить людей, относиться к ним как к большой ценности. «Понимание этической стороны смерти — важнейшая предпосылка для истинного оптимизма, для любви к жизни, для умения ценить жизнь и защищать ее. Многолетний опыт педагогической работы убедил меня в том, что ребенок, признающий смерть неизбежным страданием, вместе со взрослыми черпает оптимистическую веру во всепобеждающую силу жизни». В.А. Сухомлинский считал, что учитель в беседе с учениками обязан затрагивать вопросы жизни и смерти, объединяющие биологическую и социальную сущность человека, хотя это почти неисследованная область образования. Поэтому такие беседы требуют очень внимательного и осторожного обращения с материалом и должны быть основаны на знании, понимании и чувстве состояния ребенка, его характера, его эмоционального мира. Учитель, который, исходя из своего образа мышления, не имеет желания думать и говорить на эти темы, должен просто отбросить их в процессе работы.

Соблюдение этических принципов обеспечивает успех педагогической деятельности учителя. Этическая культура учителя способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. И самое главное условие для этого — педагогический такт. Учитель как никто другой должен контролировать свои эмоции, темперамент, быть примером для детей — ведь разными проявлениями своих эмоций, отношением к людям он передает детям настоящую науку высоконравственного поведения. Неосмотрительность, жестокое отношение к детям наносит глубокую психологическую травму, вредит всему делу воспитания и образования.

«Будьте благосклонны!» — Сухомлинский консультировал учителей и связывал этот совет с «Азбукой педагогической культуры».

Взаимоотношения между учителем и учеником в процессе обучения и воспитания

В.А. Сухомлинский считал, что отношения между учителем и учеником играют важную роль в образовании. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. На основе таких установок в школе Сухомлинского стали совершать совместные походы, писать и читать стихи, слушать «музыку» леса, реки, полей, воздуха. Например, он писал: «Музыка — самое чудесное, самое тонкое средство привлечения к доброму, прекрасному и человеческому» Именно через такие моменты создается ценный опыт общения между студентами и педагогами.

Учитель, прежде всего, по мнению Сухомлинского, должен уметь познать духовный мир ребенка, понять «личностное» в каждом ребенке. Как писал Сухомлинский: «Нет ничего в мире сложнее и богаче человеческой личности». И именно к этой личности обращается учитель в своей деятельности, поэтому учитель — это человек, который не только владеет теорией педагогики, он еще и практик, который чувствует ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику.

Ребенок не может быть счастлив, если в школе скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы освоить школьные науки. Сделать ребенка счастливым — это, прежде всего, помочь ему учиться.

Обучение не принесет желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником в качестве первой цели: «Учись, учи наизусть!». Вред заучивания огромен — оно непреднамеренно разрушает основные идеи предмета. Учитель должен точно различать, что нужно запомнить на всю жизнь, а что только понять и усвоить без зубрежки — в упражнениях.

Сухомлинский постепенно делает маленькие открытия: Получается, что каждый учитель, независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть учителем слов….. Слово — первый шаг к мышлению студента.

В воспитательной работе важны и содержание материала, и тон беседы, и время этой беседы, и внешний вид педагога, и его поведение.

слово учителя находит отклик в сердцах учеников и становится их личным достоянием только в том случае, если мудрость учителя привлекает, вдохновляет учеников цельностью, красотой идеологии жизни, морально-этическими принципами. Дети очень чувствительны к лживым словам, если они не согласны с моральными убеждениями учителя. Их презирают те, кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное яркими словами.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и ученика — это пути, ведущие к сердцу человека, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и ученика. Учитель и ученик должны быть связаны духовным общением, забывая о том, что учитель — это проводник и наставник. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовного общения с ним сравнимо с блужданием в темноте.

Так Сухомлинский показывает: дети всегда должны испытывать радость от успехов, преодолевать трудности. Нельзя позволять ребенку чувствовать, будто он хуже других, не может сделать, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживайте ребенка, не ставьте ему плохих оценок, не ставьте оценок, пока он не добьется успеха. Цените не знания сами по себе и не усердие, а прогресс, этот результат сочетания знаний и усердия. «Учение — это труд, серьезный труд ребенка, поэтому оно должно быть радостью, ибо труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат — все это надежные источники человеческой радости.»

Единство духовной жизни учителя и ученика — основа педагогических принципов В.А. Сухомлинского

Многолетний опыт убедил Сухомлинского, что влияние одного человека на другого в раскрытии лучших человеческих качеств — самая благоприятная среда для воспитания личности. Чувство достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, что вы можете вложить часть своих духовных сил в другого человека и стремиться сделать его лучше. Сам педагог должен быть высокоморальным человеком, чтобы добиться успеха в обучении детей. Эту цель Сухомлинский неустанно преследовал в своей работе с педагогическим коллективом Павлышской гимназии. Воспитание, по мнению Сухомлинского, — это единство духовной жизни воспитателя и воспитанника. Он посоветовал молодым директорам стремиться, прежде всего, к дружеской и творческой атмосфере в педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского объединяла студентов и преподавателей.

Василий Александрович не верил в спасительную силу наказания, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», был убежден, что воспитание можно организовать так, чтобы необходимости в наказании не было вовсе. Действительно, это возможно, если между учителем и учениками устанавливается духовное единство, если на этапе развития взаимоотношений они становятся единомышленниками в провозглашении высоких моральных ценностей.

Сухомлинский учит, что учитель, воспитатель должен чувствовать в каждом своем ученике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но в то же время — оберегать, щадить его неуязвимость, ранимость, восприимчивость его. Он предостерегал от нанесения ран и обид, страхов и беспокойства и настаивал на уважении личности ученика. Но наставник должен передать этот навык своему ученику. Только уважая достоинство других, можно добиться уважения к себе. Нет большего зла в межличностных отношениях, чем повышенное внимание к себе и безразличие (или, что еще хуже, высокомерие) к другим. «Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, узнавать горе другого, переживать его как свое собственное».

Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности. Она не наследуется генетически, а приобретается вместе с другими чертами характера и формируется в процессе воспитания. Детство — самый важный период в жизни человека. То, как его воспитывали, кто водил его за руку в детстве, что вошло в его ум и сердце из окружающей среды, во многом определяет, каким человеком ребенок может стать сегодня.

«Сердце отдаю детям» — так Сухомлинский назвал книгу, которая стала результатом тридцатитрехлетней работы в сельской школе. В предисловии он рассказывает, какое огромное влияние на него оказали жизнь и поступки Януша Корчака. «Жизнь Януша Корчака, его достижение удивительной нравственной чистоты, — пишет Сухомлинский, — были для меня вдохновением. Я понял, что, чтобы стать настоящим учителем детей, нужно отдать им свое сердце».

Названия некоторых статей Сухомлинского, опубликованных в различных журналах и газетах, свидетельствуют о ярко выраженной гуманистической направленности его педагогики: «Человек уникален», «Чтобы души не ржавели», «Воспитывайте чувства», «Не бойтесь быть любящими», «Чистота и благородство» и др.

Сухомлинский глубоко верил, что каждый может достичь совершенства в определенной области деятельности, и стремился пробудить творческие способности своих учеников. «Нет одаренных и неталантливых, талантливых и обычных детей. Признать, выявить, раскрыть, взрастить в каждом ученике его уникальный индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень раскрытия человеческого достоинства».

В одном из очерков Сухомлинский рассказывает о судьбе мальчика, который, как считалось, не имел никаких способностей. А учитель — биолог открыл в нем скрытый «источник», с помощью которого пробудился интерес и начало развиваться творчество. Только труд пробуждает разум и открывает неиссякаемый источник волевых усилий, направленных на преодоление трудностей. Автор подчеркивает, что волевые мотивы преодоления трудностей должны быть связаны не с удовлетворением личного тщеславия, самооценкой и сознательным отношением к работе, а с подготовкой к будущей деятельности.

Воспитание интереса, потребности в самостоятельной осмысленной деятельности носит характер стимулирования самосознания личности. Равнодушие, безразличие школьников — его собственный враг номер один. Сухомлинский призвал докопаться до корня этой опасности и решительно ее устранить. Один из этих корней — навязывание готовых формулировок, лозунгов, увещеваний, риторических правил. В этом случае тормоза активируются в сознании. Их можно устранить только живым трудом и примером.

Работа и культура, вся жизнедеятельность современного человека из года в год все больше зависит от уровня его духовности, его нравственной позиции. Обучение не принесет желаемых результатов, если учитель в первую очередь ставит перед учеником цель: «Выучить, запомнить!». Чем больше эта цель выдвигается на первый план, чем больше она захватывает внутренние силы ученика, тем больше задача нравственного воспитания отходит на второй план. Большой вред зубрежки — она невольно разрушает основные идеи предмета. Полагаться только на формальное заучивание готовых формул, на простое увеличение идейного или нравственного содержания изучаемых предметов и надеяться при этом, что мы решим все проблемы формирования всесторонне развитой личности, было бы чрезмерным упрощением. Такое образование касается только логической, абстрактной системы мышления и не затрагивает сферу чувств и эмоций.

Великое несчастье, считал Сухомлинский, если педагог не может выбрать из сокровищницы языка именно те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка, если в процессе воспитания морали и этики мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые возникают у человека при контакте с чем-то близким и дорогим. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональный тон, оно должно оставить след в сознании и душе ребенка. Ведь если слова, даже самые нужные и красивые, о высокой нравственности не вызывают эмоций, не волнуют, они остаются пустыми звуками, благочестивыми пожеланиями. Мастерство учителя заключается в том, что беседа с учеником вызывает у него собственные мысли и переживания и побуждает его к активному участию.

В педагогической работе важны, и содержание материала, и тон беседы, и время этой беседы, и внешний вид учителя, и его поведение. Слово учителя находит отклик в сердцах учеников и их личным достоянием становится только в том случае, если «мудрость учителя привлекает, вдохновляет учеников цельностью, красотой идеологии жизни, морально-этическими принципами». Дети очень хорошо чувствуют неправильные слова, если они не согласны с моральными убеждениями учителя. Они презирают тех, кто пытается выдать темное за светлое, темными словами прикрыть темное. Сухомлинский отмечал: «Корень многих неудач в образовании заключается именно в том, что ученика часто призывают следовать за знаменем, в то время как это знамя никто не несет.

В этом В.А. Сухомлинский видит высшую задачу учителя.

«Профессия учителя, — писал Сухомлинский, — это изучение человека, постоянное, непрекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта постоянно открывать новое в человеке, удивляться новому, видеть человека в процессе его становления — это один из тех корней, которые питают призвание к педагогической деятельности. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке уже в детстве и юности, в семье и в школе. Она формируется под влиянием забот старейшин, отцов, матерей и учителей, которые воспитывают детей в духе любви к людям и уважения к ним. Так родился педагогический талант Сухомлинского, источник которого — любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитать каждого ребенка так, чтобы не нужно было исправлять ошибки с раннего детства. Терпимость к детским слабостям, понимание самых тонких мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке — всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.

Понятие истинного и ложного авторитета учителя/педагога

В организации учебного процесса не может обойтись без такого мощного педагогического фактора, как характер учителя, свойства и качества его личности. Учитель обладает слишком сильным характером и сильной волей, большой социальной активностью. Он старается все делать сам, подавляет спонтанность детей, заставляет их выглядеть невовлеченными и равнодушными. Другой — мягкий, он не умеет требовать от учеников элементарного порядка. Отсутствие знаний по педагогике и психологии, нежелание преодолевать себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями, дают простор для непосредственного, спорадического проявления натуры: вспыльчивости, жесткости или отсутствия характера, требовательности.

Выходом из этой ситуации является правильное понимание того, что определяет характер образовательных отношений. Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в образовании, осуществляемую специально подготовленным человеком, обладающим педагогическим авторитетом. Дети добровольно следуют за учителем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения поддерживаются по чисто формальным причинам и внешним требованиям, теряют свой позитивный педагогический смысл и оказывают негативное влияние.

Термин «авторитет» буквально означает общепризнанную значимость человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность творить добро, использовать все силы для общего дела.

Сущность, особенности и функции своего педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни детских глаз просвечивают, как рентгеновские лучи, раскрывая нравственное состояние личности учителя. У настоящего учителя и воспитателя нет иного морального выбора, кроме чистоты, искренности, откровенности и прямоты. В противном случае учитель неизбежно теряет свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии учителем в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок приносит воспитателю свое уважение, доверие, расположение, основанное на естественном предположении о высоких качествах его личности.

Подлинная власть не может быть навязана сверху. Его можно заработать только честным и упорным трудом. Бытует мнение, что должность учителя сама по себе дает ему авторитет среди учеников. Но это не так. В наше неспокойное время официальная власть полностью заменилась личной властью. Проводится различие между ролевым авторитетом, то есть авторитетом власти, и авторитетом власти. Если первое дается должностью учителя, то второе — результат длительных отношений. Позиционный авторитет ненадежен и быстро исчезает, если он не подкреплен личным авторитетом, добровольным признанием учениками профессионализма учителя.

Каждый учитель стремится завоевать авторитет. Но не желая работать над собой, отдельные преподаватели пытаются завоевать авторитет неправильным путем. Это приводит к обретению ложного авторитета.

Впервые в педагогической науке Макаренко разделил авторитет педагога-воспитателя на истинный и ложный. Истинный — один, ложный — много разновидностей. Ложный авторитет относится к такому отношению учеников (студентов) к учителю (лектору), которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный авторитет основан на желании учителя/наставника добиться послушания ученика. Преследуя послушание как непосредственную цель и тратя на это много сил и времени, педагогические работники остаются неспособными преследовать другие цели, конечные, главные. Во многих случаях учителям не удается добиться послушания, и ребенок с каждым годом становится все более непослушным. Дети, демонстрируя послушание, очень часто развивают черты характера, которые противоречат самим целям обучения и воспитания.

Среди учителей наиболее распространены следующие виды ложного авторитета.

Репрессивный авторитет: приобретается за счет систематической демонстрации превосходства в правах и способности держать учеников в постоянном, необъяснимом страхе наказания или насмешек, если они не ответят или не выполнят упражнение до крика.

В наши дни такие учителя встречаются редко, но ущерб, который они наносят, огромен. Они провоцируют учеников на трусость, покорность или, наоборот, агрессивное отношение к старшему, желание опозорить его, но при этом тонко маскируют нарушение дисциплины, неуважение к учителю. Никакие разговоры о воспитании, сознательной дисциплине, в данном случае, не могут идти. Кроме того, грубость — это подрыв нервной системы учащихся, неприязнь к образованию и школе, уважение к старшим. Требовательный учитель, не подкрепленный уважением к личному достоинству учеников, становится формальным — бюрократическим.

Расстановка авторитетов. Педагог старается держать учеников на расстоянии. Он/она имеет с ними только официальные контакты. Стремясь быть недоступным и скрытным, такой учитель возвышает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до преподавания чужих дел, проходит мимо президиума школы или ученического собрания, хотя не ставил его туда, получает питание в столовой без очереди.

Авторитет педантизма. У учителя-воспитателя есть система мелких, ненужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к ученикам. И его придирки не соответствуют здравому смыслу, они просто неразумны. Педант несправедлив, а его действия неэффективны. Студенты теряют уверенность в своих силах; в классе одна часть студентов грубо нарушает дисциплину, другая — держит себя принудительно и напряженно.

Резонансный авторитет. Преподаватель, который пытается таким образом завоевать авторитет, бесконечно читает лекции студентам, считая, что лекция — главное средство воспитания. К лепету таких преподавателей студенты быстро привыкают, перестают отвечать им и раздраженно, а иногда и со смехом слушают поток морализаторства, который льется из уст собеседника восторженного красноречием преподавателя.

Авторитет мнимой доброты. Чаще других видов ложного авторитета он встречается среди молодых учителей. Не имея достаточного педагогического опыта, эти молодежные лидеры считают, что ученики оценят их доброту и вежливость и ответят послушанием, вниманием и любовью. Оказывается, все как раз наоборот. Студенты игнорируют указания и даже просьбы старших, и, более того, смеются над ними.

Настоящий авторитет — это такое отношение учеников к учителю, которое побуждает учеников постоянно быть младшими товарищами учителя, то есть участвовать вместе с ним и под его руководством в заботе об улучшении жизни.

Педагог должен знать, что испытывают его дети и что их интересует. Все это не требует много времени, необходимо лишь внимание к детям и их жизни. В жизни ребенка бывает много моментов, когда он не знает, как поступить, когда ему нужна помощь и совет. И если он обращается к учителю за помощью, значит, он доверяет ему, а значит, учитель для него авторитет. Ребенок будет чувствовать его заботу, но в то же время он будет знать, что учитель чего-то от него требует, что учитель не снимает с него ответственности.

Моральная чистота — непременное условие авторитетного учителя. Моральная целостность пронизывает все аспекты общения между учителем и учеником. Каждый хороший или плохой поступок обязательно имеет моральное измерение. Когда ученики с энтузиазмом сотрудничают в классе и не слышат звонка на перемену, когда они не перебивают, когда они выполняют каждую просьбу учителя, авторитет последнего высок.

Авторитетный учитель не должен лгать или обманывать, даже по пустякам. Он никогда не должен быть грубым. Он не должен ссориться с коллегами в присутствии своих учеников. Не вовлекает учащихся в группировки против других учащихся, родителей и т.д. Он не должен подрывать авторитет коллег-педагогов или пренебрежительно отзываться об их дисциплине или работе.

А подрывает авторитет не только плохое знание предмета, но и неумение общаться с людьми. Там, где нужно улыбаться, отвечать на розыгрыши остроумно и удалять ненужные конфликтные ситуации, часто устраиваются тренировки.

Заключение

Школа — как называл ее в свое время выдающийся педагог В.А. Сухомлинский — это не только место, где дети приобретают знания и навыки, но и место формирования духовного мира ребенка. С первого дня поступления в школу учителя стремятся сделать эту среду как можно более приятной и совершенной. На это уходят годы, десятилетия, столетия. Меняется мир, жизнь, взгляды и обычаи, политическая и экономическая структура. Тем не менее, школа была и остается самым важным и центральным институтом человеческого образования. И для каждого ребенка и взрослого школа — это, прежде всего, учитель и воспитатель.

В.А. Сухомлинский, оставивший богатое литературное и педагогическое наследие, описывая основные требования к учителю, писал: «Что делает хорошего учителя? Это, прежде всего, человек, который любит детей, который находит радость в общении с ними, который верит, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, который умеет дружить с детьми, который принимает близко к сердцу детские радости и горести, который знает душу ребенка и никогда не забывает, что сам был ребенком».

Сухомлинский подчеркивал, что если учитель становится другом ребенка, если эта дружба освещена благородным энтузиазмом, порывом к чему-то светлому и разумному, то зло никогда не появится в детском сердце. И если в школе есть осторожные, замкнутые, подозрительные, а иногда и злые дети, то только потому, что учителя не знают их, не подошли к ним, не смогли стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовного общения с ним, сравнимо с блужданием в темноте. Отсюда вывод, с его точки зрения, главные требования к учителю — стать другом для своих учеников.

Список литературы

  1. Лушников А.М. История педагогики. — Екатеринбург, 1995.
  2. Подласый И.П. Педагогика. — М.: Владос, 1996. — 432 с.
  3. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. — М., 1991.
  4. В.А. Сухомлинский. Избранные произведения в пяти томах. — Киев: Радянська школа, 1980. — Т.2, 5.
  5. В.А. Сухомлинский Не только умом, но и сердцем…. — M., 1986.
  6. В.А. Сухомлинский. Об образовании. — М.: Школьная Пресса, 2003.
  7. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — М., 1969.
  8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — М.: Педагогика, 1983. — 318 с.
  9. Сухомлинский В.А. учитель — методист — наставник. — М.: Просвещение, 1988. — 289 с.
  10. Харламов И.Ф. Педагогика. — Минск: Издательство Минского государственного университета, 2000. — 560 с.