Для связи в whatsapp +905441085890

Атеизм — Основы современного атеизма

Атеизм (фр. atheism от греч. atheos — безбожный) — исторически разнообразные формы отрицания религиозных идей и культов и утверждения самоценности мира и человеческого существования А. Радугин Введение в религиоведение: Теория, история и современные религии. М. 2000. с: 158. Находит выражение в свободомыслии, вольнодумстве и т.п.; в более узком смысле — убеждение, что богов не существует. В самом широком смысле атеизм — это простое отсутствие веры в существование любого из богов. Атеизм противоположен теизму, понимаемому в самом общем смысле как вера в существование хотя бы одного бога. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного в целом — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т.д. По отношению к религии атеизм — это мировоззрение, отрицающее религию как веру в сверхъестественное Пищик Ю.Б. Атеизм // Большая советская энциклопедия. В 30 т. — М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. .
Атеизм характеризуется верой в самодостаточность естественного мира (природы) и в человеческое (не сверхъестественное) происхождение всех религий, включая религии откровения. Многие из тех, кто считает себя атеистами, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических доказательств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, основываясь на философии, социологии или истории. Большинство атеистов являются сторонниками светских философий, таких как гуманизм и натурализм. Не существует единой идеологии или модели поведения, характерной для всех атеистов, Виталий Гинзбург Религия и наука. Разум и вера // Наука и жизнь. — 9-2007. .
Термин «атеизм» возник как уничижительный эпитет, применяемый к любому человеку или учению, находящемуся в конфликте с устоявшейся религией. Лишь позднее это слово стало означать определенную философскую позицию. С распространением свободы убеждений, свободы мысли и совести, научного скептицизма и критики религии термин приобрел более конкретное значение и стал использоваться атеистами для обозначения самих себя.Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание. Это наиболее общее определение, данное в светской научной литературе. Оно требует конкретизации.
Атеизм в двадцатом веке, особенно в форме практического атеизма, распространился во многих обществах. Атеистическая мысль нашла признание во многих других широких философиях, таких как экзистенциализм, объективизм, светский гуманизм, нигилизм, логический позитивизм, марксизм и феминизм.
Сознание верующих воспринимает атеизм прежде всего как неверие. Его формы могут быть различными в зависимости от причин и предпосылок. Неверие — это состояние души человека, при котором существование Бога не ощущается, отрицается или выводится за рамки человеческой жизни в целом. Можно выделить несколько форм неверия в зависимости от его содержания.

  • Неверие как синоним невежества. Здесь имеется в виду неосознанность, непросвещенность человеческого сознания в отношении существования Бога. Такое состояние вызвано внешним фактором, поэтому вины самого человека в неверии нет, так как в невежестве нет противостояния.
Атеизм - Основы современного атеизма
Атеизм — Основы современного атеизма

Основы современного атеизма

Неверие как нежелание верить. Причины этого состояния могут быть различными. Человек не хочет Бога, потому что иначе его жизнь, его привычки были бы несовместимы с волей Бога; или гордость вызывает неспособность подчинить себя; или страх ответственности в беззаконной жизни заглушает голос совести; или все эти причины вместе; или другие, подобные им.

  • Неверие как неверность. Здесь подразумевается отказ от веры в результате неспособности вести свою жизнь в соответствии с требованиями норм религиозного поведения. О таких апостол Павел говорит: «Они исповедуют, что знают Бога, но делами своими отрицают это, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу».
  • Неверие как безразличие. По словам М. Вениамина (Федченкова), «это практический индифферентизм, полусонное состояние людей, которые ничего глубоко не обдумали и ничего до конца не решили».
  • Неверие как рациональная проблема, или теоретический атеизм. Те, для кого разум является единственным критерием истинности утверждений, оказываются неспособными принять религию. Ибо они сталкиваются с теоретическими препятствиями на пути к религиозной истине.
  • Неверие как противостояние Богу. Яркий пример — ницшеанство Фреркинга, Кена. Атеисты совершают больший прыжок веры, чем «верующие», Columbia Daily Tribune. 2005-210 с.. .
    Прежде всего, прежде чем начать говорить об идеологии современного атеизма, я хотел бы отметить, что во многих отношениях атеизм сегодня вырос. Подавляющее большинство крупных работ, отечественных и переводных, было опубликовано при советской власти. Некоторые из них сегодня уже не принимаются атеистами, некоторые пересмотрены, а некоторые оставлены без изменений.
    Атеизм — одна из наиболее последовательных форм свободомыслия в критике религии. Согласно атеистической точке зрения, мир един и самодостаточен, а религия — творение человека. Атеизм отрицает существование сверхъестественного мира (Бога, богов, духов и т.д.). Это фундаментальные постулаты атеизма. В прошлом они были выстроены в относительно стройную систему. В настоящее время атеисты в мире не так едины идеологически, как раньше. Сегодня можно наблюдать множество форм атеизма. Классифицировать их непросто, поскольку все современные формы так или иначе являются наследниками одной и той же «атеистической платформы», тем более что активный обмен информацией и материалами в Интернете иногда приводит к тому, что на сайтах либеральных атеистов появляются статьи, содержащие идеи воинствующего атеизма, и наоборот.
    Логический позитивизм и сциентизм подготовили почву для неопозитивизма, аналитической философии, структурализма и натурализма. Неопозитивизм и аналитическая философия отвергли классический рационализм и метафизику в пользу строгого эмпиризма и эпистемологического номинализма. Бертран Рассел, сторонник аналитической философии, считал, что христианский бог не более вероятен, чем олимпийские боги. В своих ранних работах Людвиг Витгенштейн пытался отделить метафизику и язык сверхъестественного от рационального мышления. Альфред Айер, ссылаясь на приверженность эмпирическим наукам, объявил религиозные утверждения бессмысленными и не поддающимися проверке. Прикладной структурализм Леви-Стросса объявил человеческое подсознание источником религиозного языка, отрицая его трансцендентное значение. Джон Финдли и Джон Смарт утверждали, что существование Бога не является логически необходимым. Натуралисты и материалисты-монисты, такие как Джон Дьюи, рассматривали естественный мир как основу всего сущего, отрицая существование бога или бессмертия Радугин А.А. Введение в религиоведение: Теория, история и современные религии. М. 2000. с: 158.

География атеизма

В западном мире, Европа бесспорно является тем место, где наибольшее число само определенных, нерелигиозных, людей, а также атеистов и агностиков. Особенно высока нерелигиозная прослойка населения в Скандинавии. Согласно энциклопедическим данным, в Европе живет около 41 миллиона атеистов. А вот в Австралии и Новой Зеландии доля нерелигиозной прослойки чуть меньше, но все же достаточно высока и составляет приблизительно пятнадцать процентов. Например, во время проведения национальной переписи в Австралии, которая проходила в 1996 году, меньше чем одна десятая доля процента опрашиваемых людей ответила на поставленные вопросы, что они (респонденты) — атеисты. А вот в Соединенных штатах Америки процент нерелигиозного населения еще ниже. Так, например, в Соединенных штатах Америки приблизительно 13,2 % населения страны считает себя нерелигиозными людьми, и только пятая десятая процента респондентов ответила, что они — атеисты. По результатам исследований этого вопроса, которые были проведены в 2005 году, были получены очень интересные результаты. В ходе этих исследований были компилированные результаты, полученные, в основном во время опросов, также результаты опросов были разбиты на каждую отдельную страну мира. Еще раз повторимся, что результаты были получены на основе опросов и обзоров не приверженцев религий и религиозных течений в пятидесяти странах мира с самым высоким соотношением людей, которые не верят в Бога в религиозным людям. Также, к этим странам были добавлены те страны, в которых достаточно высокая плотность населения — это такие страны как Мексика, Польша, Молдова Румыния, Грузия, Узбекистан, Индия, Ирландия, и Чили.

Согласно предварительно обработанным результатом исследований, всего в мире насчитывается не религиозных людей и атеистов где-то между 504 962 830 и 749 247 571. здесь, соответственно, приведено минимальное и максимальное число нерелигиозных людей. То есть средний процент нерелигиозных людей составляет 2,5 процента. А вот в таких густо населенных странах, как Египет, Бразилия, Индонезия, Нигерия, Бирма, Танзания, и Иран число не верующих людей, точнее соотношение не верующих людей к верующим, было значительно больше. Также, стоит отметить, что приведенные выше числа характеризуют число не религиозных людей. Если учесть всех не религиозных людей, включив в данную выборку атеистов и агностиков, то получиться число, двое превышающее приведенные выше данные. Нужно помнить, не религиозные люди, а также атеисты и агностики, занимают четвертое место, после христианства (2 миллиарда людей), ислама (1.2 миллиарда людей), и индуизма (900 миллионов людей) в терминах глобального ранжирования обычно-проведенных систем веры. Согласно полученным и обработанным данным было выяснено, что добавление «нерелигиозной» доли мирового населения к расчетному максимуму 749 247 571 человек (приблизительно 750 миллионов человек), с учетом атеистов, агностиков и людей, которые не верят в существование Высшей силы и Высшего разума приведет к тому, что число неверующих людей увеличиться вдвое, и составит около 1,5 миллиардов человек.

Атеизм религия мировоззрение

Нужно помнить, что это число в 1,5 миллиарда людей — это не только секулар, атеисты, агностики, так как половина этих нерелигиозных людей основывается исключительно на вере в единственное теологическое суждение о Боге, а не на религиозном предпочтении религиозного человека. Большая часть людей в подобного рода обзорах была объединена для того, чтобы достигнуть вот такого общего количества — это явно сторонники достаточно известных религий, таких как буддизм, индуизм, иудаизм, китайская народная религия и христианства.

Очень многие из этих людей, которые не верят в Бога, божество или более высокую власть — однако, являются достаточно набожными почитателями различных вер или, даже, относятся к духовенству. Эти люди были перечислены выше как сторонники тех вер, они также не подсчитаны среди нерелигиозного населения, атеистов и агностиков, потому что их первичная религиозная идентичность не является не атеизмом или агностицизмом. Это обязательно нужно помнить, так как не все виды религий и религиозных направлений основаны на вере в Бога или более высокую власть, или же в божество. Хотелось бы остановиться еще на одном аспекте исследований. Всегда нужно помнить о том, что все те, кто выражает религиозную веру, на самом-то деле совсем не обязательно зарегистрированы как члены церкви или религиозного направления. Например, в Соединенных штатах Америки большая часть христиан и сторонников других религий официально присоединяется к этой религиозной организации. Большая часть агностиков, атеистов и, конечно же, не религиозных людей — не являются членами религиозных организаций, которые представляют религиозные или нерелигиозные предпочтения этих людей.

Более раннее исследование ссылается на британскую энциклопедию, в которой указывается, что нерелигиозными являются около 14,7 % населения мира и атеистами — около 3,8 %. Довольно сложно узнать, растёт ли число атеистов. Не вызывает сомнений и тот факт, что в некоторых районах мира (например, в Европе или в Южной Америке) авторитет атеизма растёт и происходит процесс секуляризации, а в других районах мира (например, в Китае и других нынешних и бывших коммунистических государствах) количество атеистов уменьшается «Atheism». Encyclopedia Britannica (1995), Т. 32. .

Хотя сейчас атеистов на Земле больше, чем когда-либо прежде, из-за увеличивающегося население планеты, но доля атеистов в обществе постепенно падает. Это можно объяснить намного более высоким уровнем рождаемости у верующих людей. Этот результат подтверждается исследованием сайта Adherents.com 2002 года, которое оценивает долю людей в мире, являющихся «светскими, нерелигиозными, то есть агностиками и атеистами» в 14 %.

В 2004 году опрос, проведенный BBC в десяти странах показал, что доля не верящих в Бога колеблется от 0 % (Нигерия) до 39 % (Великобритания) и в целом близка к 17 %. Около 8 % респондентов заявили, что они считают себя атеистами. 65 % опрошенных в 2011 году британской Ассоциацей гуманистов (англ.) русск. не ответили утвердительно на вопрос: «Вы религиозны?».

Данные, приведенные в World Factbook ЦРУ за 2004 год, показывают, что около 12,5 % мирового населения не являются верующими и только 2,4 % причисляют себя к атеистам Oxford English Dictionary. — 2nd. — 1989. . В том же году опрос, проведённый Pew Research Center (англ.) русск. показал, что в США 12 % людей младше 30 лет и 6 % людей старше 30 лет могут быть охарактеризованы как неверующие [13] . По исследованию 2005 года, проведённому в десяти странах мира, люди из развитых стран были увереннее в вопросе «Существует ли Бог или иная высшая сила?» (всего 2 % атеистов и 4 % агностиков), в то время как Франция оказалось самой скептически мыслящей страной (19 % атеистов и 16 % агностиков), у Южной Кореи был самый большой процент неверующих людей (41 %), а в Италии — наименьший (5 %).

Как правило, в странах с высокими экономическими показателями уровень религиозности относительно низок, хотя существуют некоторые исключения, наиболее заметными из которых являются США. Совершенно иная ситуация в развивающихся странах: как правило, чем беднее страна, тем важнее для населения религия. В исламских странах, таких как Иран, Судан, Пакистан и Саудовская Аравия, действует шариат, по которому отказ от ислама расценивается как измена и наказывается смертной казнью Рассел Р.. Я атеист или агностик? // Скепсис, 2010-№3. С 123-125. .

Атеизм в современной России

В современной России атеизм представлен рядом общественных организаций и неформальных объединений, а также отдельными гражданами, осознающими себя как нерелигиозные.

Кроме того в России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Таким же образом невозможно выявить и число атеистов. Результаты таких опросов весьма противоречивы. Так, в опросе от 2007 года, РПЦ утверждала, что в числе её последователей около 120 млн граждан России, в то время как лидеры ислама считали, что мусульман в стране от 13 до 49 миллионов. И поскольку в РФ всего проживает 144 миллиона человек, очевидно, что как минимум одна из конфессий преувеличивает свою «популярность» Религия в цифрах и фактах // Статистика. ру, 05. 12.2007

Оценки численности атеистов сильно различаются из-за различной трактовки понятия «атеизм».

По данным социологического опроса, проведенного в августе 2012 года, нерелигиозными и атеистами себя назвали 12.9% россиян.

В ходе исследования Левады-Центра в ноябре 2012 года атеистами назвали себя 5% опрошенных, 10% заявили, что не принадлежат ни к какому вероисповеданию.

По данным ФОМ на июнь 2013 года 25% россиян не считают себя верующими людьми Верю — не верю. «Ogonek», № 34 (5243) — 2012. .

В рамках исследования «Арена: Атлас религий и национальностей», проведённого службой Среда в 2012 году, 13% россиян заявили, что не верят в Бога.

Согласно данным всероссийских опросов, больше всего атеистов в Приморском крае (35%), Алтайском крае (27%), Якутии (26%), Новосибирской области (25%) и Амурской области (24%).

Религия как общественное явление — это историческая реальность. В современном мире она имеет еще социальные и психические основы. Проблема ее выживания или отмирания отнюдь не исчерпывается тактическим мастерством религиозных организаций, заинтересованных в ее сохранении, или умелой стратегией атеистов, ведущих с ней борьбу. С точки зрения познания проблемы, связанные с местом религии в жизни современного общества, ничем не отличаются от любых других, которые наука считает необходимыми разрабатывать. Научное исследование религии так же важно, как и разработка других научных проблем. Исторические преобразования, осуществляемые реформами общества, вызывают глубокие изменения и в коллективном и в индивидуальном сознании. Эти изменения могут стать плодотворным полем исследования для ученых, в том числе и для тех, кто занимается современной эволюцией религиозных явлений.

Секуляризация означает торжество человека, полностью включившегося в преобразование общества, человека, для которого мир перестает быть сотворенным богом и превращается в природу. Человек, занятый в промышленности, как и житель, села, переживающий процесс урбанизации, имеют дело с действительно новой природой. Они участники постепенного формирования такого способа восприятия и оценки природы, когда последняя рассматривается в плане ее соотношения с естественными законами, а не с божественными силами.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Онтологические и ценностные теории человека. Проблема необходимости и свободы личности
  2. Идеи современной синергетики
  3. Метафизический этап в позитивизме
  4. Общественное сознание: сущность, уровни и активная роль в жизни человека и общества
  5. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
  6. B.C. Соловьев: Учение о Софии. «Смысл любви» — Идея всеединства
  7. Эволюция постмодернизма
  8. Идея тождества идеального и материального в философии Шеллинга — Философия Шеллинга в общих чертах
  9. Бенедикт Спиноза
  10. Вильгельм Дильтей и его философия