Для связи в whatsapp +905441085890

Атомистические концепции Демокрита и Эпикура

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Функции и методы философии
  2. Философия в системе культуры
  3. От Мифа к Логосу: этапы становления философии
  4. Древнеиндийская философия
  5. Древнегреческая философия
  6. Античная философия
  7. Основные философские идеи М.М. Бахтина
  8. «Идеальное государство» Платона и его критика
  9. Философско-правовые взгляды Платона и Аристотеля
  10. Способы философствования

Введение

Мир вокруг нас поражает наше воображение своим разнообразием. Существует так много различных объектов, отношений, процессов и свойств. Рядом с нами есть океаны, леса, реки и горы. Мы можем наблюдать за полетом комет и северным сиянием. Мир так разнообразен, и это разнообразие не поддается учету. Человек должен обладать большим воображением и способностью мыслить, чтобы за всем многообразием явлений мира увидеть их единство и общность.

В это время почти каждый человек представляет себе атом. Это нечто невероятно малое и то, что является основой окружающего мира. Атомы имеют общую природу и относятся к категориям, характеризующим основу всего сущего — материю. Атомы предоставляют нам чрезвычайно удобную систему для научного мировоззрения. Обычно 20 век изображают как век атомизма, но чтобы найти истоки атомизма, мы должны обратиться к Древней Греции.

Яркой особенностью греческой философии является протонаука и стремление понять природу космоса, природы и мира в целом. Многие греческие философы размышляли об устройстве мира, его происхождении, пытались понять становление и его причины. Этот фокус интереса во многом определялся характером древнегреческой мифологии, традиционных культов и верований. Греческая мифология задалась главным вопросом — вопросом о происхождении мира. Мифология задавала вопрос о том, кто породил все сущее, философия, в свою очередь, задавала вопрос — откуда оно взялось? Со временем эта наука приобрела ту ясность, которую принесла математика. Аналогичным образом, математика привнесла систематический подход и доказательства и заложила основу для логического анализа.

Философы-атомисты смогли оригинально решить проблемы движения и небытия. Их идеи впоследствии вдохновили Резерфорда, Эйнштейна, Томсона и Оппенгеймера. Их идеи ознаменовали собой высшую точку в развитии научной натурфилософии. И по сей день они остаются актуальными и вызывают много споров.

Атомизм Лейциппа

Согласно различным источникам, Левкипп был родом из Элея, Абдеры или Милета. Эпикур, который был сторонником атомистической доктрины, отрицал существование философа с таким именем. Существует предположение, что имя Лейципп было псевдонимом молодого философа Демокрита. Однако благодаря исследованиям, проведенным в прошлом веке, существование Лейциппа было подтверждено. Также более вероятно, что Левкипп был родом из Милета.

Лейципп был сторонником рабовладельческой демократии и был вынужден покинуть свой родной город после переворота, совершенного аристократией в 449 году до нашей эры. По некоторым данным, Лейципп затем отправился в Элей, где стал учеником Ксенофана и Парменида. Есть также свидетельства, что он учился у Зенона.

Практически ничего из трудов Левкиппа не сохранилось. Г. Дильс, однако, утверждает, что Левкипп написал по крайней мере две книги. Их названия — «Великий диакосмос» и «О разуме».

После пребывания в Элее, Левкипп отправляется в Абдеры, где он, скорее всего, становится учителем Демокрита и, возможно, Протагора.

Основные принципы атомистической философии были разработаны Лейциппом. Он признал, что существует бесчисленное множество подвижных элементов — атомов, имеющих множество форм. Он понял это, потому что видел, как вещи постоянно возникают и изменяются. Его учение заключалось в том, что бытие равнозначно несению, и оба они в равной степени являются причиной создания вещей. Бытие для него было атомами, которые обладали полнотой и плотностью и двигались в пустоте. Пустота была носителем, но не меньше, чем сущность.

Атомы обладают размером, формой, порядком и расположением. Они также являются причиной создания вещей и их разрушения, в процессе соединения и разделения.

Качественно новым элементом в античном материализме является концепция атома. Но атомы характеризуются полнотой, как это было в более ранних философских течениях. Однако Левкипп допускает существование пустоты, в которой движутся эти атомы.

Существование пустоты решает проблему движения, существовавшую в ранней философии. Это делает возможным движение атомов.

Лейципп — автор основной концепции. Впоследствии Демокрит развивает атомистическое учение в логически непротиворечивую систему.

Атомизм Демокрита

Демокрит происходил из знатной семьи, жившей в Абдерах. Он унаследовал большое состояние и смог посвятить себя науке.

Существуют предания, что Демокрит учился у халдейских магов, которые остались в Абдере благодаря персидскому царю Ксерксу.

Демокрит также был учеником Лейциппа и учился у Анаксагора.

Демокрит много путешествовал. Его целью было изучить идеи мыслителей из других стран. Источники утверждают, что он посетил Египет, Персию, Вавилон и некоторые районы вокруг Красного моря. Во время этих путешествий Демокрит углубил свои знания в области астрономии, математики и естественных наук.

Труды Демокрита составляют своего рода энциклопедическое знание о том времени. Диоген Лаэртский цитировал более 70 работ Демокрита по этике, математике, физике, риторике, музыке, астрономии и т.д.

Демокрит разделял учение Лейциппа об атомах и пустоте. Демокрит добавил размер к свойствам атомов.

Демокрит утверждал, что атомы бесконечны по числу, размеру и форме. Он также утверждал, что материя бесконечна.

Качественно новой чертой античной мысли было понимание Демокритом бесконечности, несотворимости и неуничтожимости Вселенной, а также его вера в существование множества миров, которые возникают и исчезают. Демокрит говорил, что нет никакой разницы между нашим миром и другими мирами, кроме того, что наш мир цветущий.

Демокрит решает вопрос о соотношении движения и материи совершенно по-новому. Он считал, что движение присуще всем атомам в их естественном состоянии. Точно так же Демокрит считал, что атомы неделимы и, в силу плотности тела, движутся в пустоте, в которой ничего нет. В этой пустоте атомы сталкиваются друг с другом и соединяются. Именно из этого столкновения проистекает все то, что мы видим сейчас. Движение является основным источником развития.

Демокрит, как и другие атомисты, ссылается на механическое движение. Движение — это основной способ существования атомов.

Миропонимание Демокрита связано с принципами его теории бытия и его пониманием отношений между явлениями. Все, по сути, определяется механическим движением атомов. Поэтому в системе Демокрита нет никаких «случайностей» в существовании. Они объясняются незнанием причин того или иного явления. В системе Демокрита все возникает в силу необходимости. Эту необходимость он назвал вихрем. Демокрит перевел все, что использует природа, как необходимость.

Взгляды Демокрита на знание остаются проблематичными. Это происходит потому, что информация, которая доходит до нас, иногда противоречит сама себе. Но ясно одно: Демокрит отвергал негативное отношение к чувственному знанию. О важности чувственного восприятия можно судить, если рассмотреть его концепцию образов. Образы возникают между вещью и органом чувств, который ее воспринимает. Этот образ, как своего рода отпечаток, попадает в соответствующий орган чувств.

Демокрит и Левкипп придавали большое значение чувственному познанию и рассматривали его как главную предпосылку для дальнейшего познания.

Демокрит, однако, также открыл важность и функцию рационального знания. Он считал знание, основанное на разуме, истинным и достоверным, а знание, основанное на чувственных впечатлениях, считал темным и непостоянным. Исходя из этого, можно сказать, что Демокрит выделял несколько ступеней познания, первой ступенью было чувственное познание, которое давало нам информацию об окружающем нас мире, а второй ступенью — рациональное познание, которое позволяло нам приблизиться к познанию истины.

Роль, которую Демокрит приписывает разуму, не противоречит его материалистической ориентации. Разум также является частью души. Душа — это совокупность самых легких атомов, которые имеют сферическую форму.

Такие суждения привели Демокрита к атеизму. Он дает материалистическое объяснение происхождения богов. Она заключается в том, что когда люди не могли объяснить какие-либо явления, они верили, что боги — суть этих явлений.

Кроме того, Демокрит занимался физикой, математикой, риторикой, этикой и астрономией.

Атомизм Эпикура

Эпикур родился на острове Самос и жил в 342-270 гг. до н.э. Он был основателем одной из самых известных философских школ. Его учителем был Навсифан.

К свойствам атомов, описанным Демокритом, Эпикур добавил массу атома. Под действием своего веса атом образует различные корпуса, поэтому вес тела связан с весом атома. Это дополнение не противоречило логике, предложенной Лейциппом и Демокритом.

Эпикур продолжал преследовать цель более глубокого обоснования атомистической концепции. Он попытался описать внутреннюю логику этой концепции, в отличие от Демокрита, учение которого было в значительной степени сосредоточено на натурфилософии. Эпикур пытался выяснить, чем полезен атомизм.

Эпикур пришел к выводу, что Вселенная состоит из пространства и тел. О существовании тел свидетельствуют ощущения людей. Если бы не было пустоты, то тела не имели бы того, благодаря чему они осуществляют движение. Некоторые тела являются сущностью соединения, в то время как другие тела являются материалом для соединения. Последние тела неизменны и неделимы. Необходимо, чтобы посвящаемые были неделимыми телесными натурами.

Другая идея Эпикура заключалась в том, что полные и неделимые тела имеют множество форм, потому что множество различий в объектах не может быть образовано из численно ограниченных форм. В каждой форме число атомов безгранично, а различие форм не безгранично, а лишь огромно.

Миры, которые похожи на наш мир и которые не похожи на него, также бесконечны. Атомы, из которых создаются и формируются миры, не могут быть все израсходованы на создание миров, похожих на наш мир и не похожих на него. Таким образом, ничто не мешает осознать, что существует бесконечное число миров.

Эпикуру также принадлежала идея о свойствах тел. Он утверждал, что все, что касается постоянных свойств тела, присущих всем телам и познаваемых чувственным восприятием, не может быть представлено как сущность; их существование нельзя отрицать; их нельзя считать частью тела. Однако следует понимать, что тело обязано своим существованием этим свойствам, но не в том смысле, что тело образовано из этих свойств, а в том, что они обеспечивают его непрерывность. Эти свойства обладают особыми возможностями, благодаря которым они узнаваемы и различимы.

Это размышление о свойствах тела очень важно, и здесь углубляется спор с теми, кто провозглашал эти свойства независимой материей. Эпикур утверждал, что свойства тел существуют, но есть разница между телом и его свойством. Свойства присущи телу, но тело — это не просто набор свойств.

Эпикур развил доктрину Демокрита о чувственном восприятии и придал смысл его концепции идолов. Эпикуру было ясно, что выделения, исходящие из тела, нельзя увидеть, но они телесны. Он утверждает, что существуют различные эффузии, эффузии, напоминающие тела, но не сравнимые с объектами по своей тонкости. Такие излияния пронизывают воздух. Изображения обладают определенной тонкостью и быстротой. Формирование образа приравнивается к быстроте формирования мысли.

Еще одним дополнением к атомистической теории стало предположение о большей свободе в движении атомов. Атом должен обладать определенной свободой в движении, случайностью. Атомы движутся в разных направлениях, а не в одном направлении. Имеет место неупорядоченное, свободное движение атомов, и поэтому комбинации, получаемые в ходе этого движения, не свободны от элементов случайности, имеет место отклонение от жесткого порядка. Здесь необходимость сотрудничает со случайностью.

Заключение

Категории научного мышления впервые появились в древней культуре и начали развиваться. Большой вклад древних мыслителей в развитие математики, астрономии, этики, политологии и других наук. Поэтому древняя наука и философия сыграли важную роль в развитии науки и техники в будущем. Культура античности послужила основой для развития мировой культуры в целом.

У истоков концепции атомизма стоял Левкипп. Долгое время он считался мифической фигурой, но последние исследования показывают обратное. Согласно теории Лейциппа, мир состоит из атомов, которые вечно находятся в движении, однородны по качеству, но имеют бесконечное разнообразие форм, неделимы и пусты там, где они движутся.

Его учеником был Демокрит, выходец из Абдеры, величайший греческий натурфилософ. Демокрит был разработчиком первого этапа античной атомистики. Согласно Демокриту, все тела состоят из атомов — мельчайших, неделимых частиц. Атомы имеют разный объем, форму и расположение. Они не обладают свойствами макровеществ, которые из них образуются. Мы воспринимаем эти макросубстанции нашими органами чувств, через действие «идолов» или «образов», которые вытекают из тел. Сенсорное восприятие дает нам лишь поверхностное знание. Выше чувственного восприятия находится «светлое» знание, которое приходит из темноты. Движение, образование и разрушение макротел является результатом движения атомов, но для того, чтобы атомы могли двигаться, им нужна пустота.

Эпикур развил идеи Лейциппа и Демокрита. Он выдвинул три принципа в концепции атомизма:

  1. Ничто не рождается из ничего. Это формулировка закона сохранения материи;
  2. Происходит постоянное преобразование веществ, процессы создания и разрушения. Таким образом, основным свойством материи является ее движение;
  3. Пустота необходима для движения атома.

Список литературы

  1. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. Ф. — М.: Высшая школа, 1976, 544 стр.
  2. E. Богомолов, А.С. Античная философия: учебник, 2-е издание / Богомолов А.С. — М.: Высшая школа, 2006, 390 стр.
  3. 3-й Бучило Н.Ф. Философия в двух частях. Часть 1: История философии / Н.Ф. Бучило — М.: Юристъ, 2007, 435 с.
  4. Гайденко П. П. История греческой философии в ее отношении к науке / Гайденко П. П. — М.: Наука, 1980.
  5. Дынник Н.А. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / Дынник Н.А. — М.: Политическая литература, 1955, 237 стр.
  6. Иовчук М.Т. Краткий очерк истории философии. Изд. 3-е / Иовчук М.Т. — М.: Мысль, 1975.