Для связи в whatsapp +905441085890

Бенедикт Спиноза — Предрассудки людей в их понятии Бога

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) — голландский философ, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Один из главных представителей философии Нового времени.

Монизм (единобожие) — философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции — материи или духа. «Богословско-политический трактат», «Этика».

Бенедикт Спиноза родился в Амстердаме в еврейской семье, которая поселилась здесь, спасаясь от испанской инквизиции. Он был воспитан как ортодоксальный еврей и посещал еврейскую религиозную школу, которая готовила иудейских священнослужителей. Но ему пришлось оставить школу, чтобы помогать отцу вести торговый бизнес. Поскольку это его совершенно не занимало, после смерти отца Спиноза через некоторое время занялся тем, что интересовало его больше всего: научной и философской работой. Среди его друзей и знакомых были голландские республиканцы и сектанты из протестантской секты так называемых «коллегиантов».

В то же время Спиноза оставался членом амстердамской еврейской общины, руководители которой были им недовольны. После нескольких предупреждений он был подвергнут великому отлучению (1656) как еретик, что было суровым наказанием, поскольку в этом случае еврей становился изгоем. Спиноза покидает Амстердам, живет в сельской местности и зарабатывает на жизнь шлифовщиком линз, что хорошо оплачивалось и позволяло ему спокойно заниматься наукой. Основными интересами Спинозы были изучение и разработка философских проблем, хотя он также интересовался математикой. В 1660 году Спиноза переехал в Гаагу, где написал свои основные работы: О Боге, человеке и его счастье, Трактат о совершенствовании разума (незаконченный), Богословско-политический трактат (1670), Этика (1675, опубликован посмертно), Политический трактат (также опубликован посмертно). Спиноза, как и другой крупнейший философ XVII века Декарт, стремился построить философию на надежных основаниях. Надежность и строгое доказательство, как считалось в то время, обеспечивала математика, поэтому Спиноза принимает геометрию с ее аксиомами как форму, в которой можно обосновать философскую систему. Свой главный труд, «Этику», он изложил в геометрических терминах.

Все пять основных частей «Этики» начинаются с определений — простейших определений основных понятий. За определениями следуют аксиомы, в которых излагаются интуитивно очевидные ясные идеи, не требующие обоснования в подтверждение. За определениями и аксиомами следуют утверждения, которые выводятся из определений и аксиом, поэтому они требуют доказательств, опирающихся либо на определение, либо на аксиому. Затем Спиноза дает свои замечания, или заметки, которые фактически содержат философскую аргументацию, охватывающую все предшествующие утверждения, выраженные в определениях и аксиомах.

Он решительно отвергал представление о мышлении как особой субстанции, будто оно существует само по себе и проявляет себя через себя. Монизм Спинозы является пантеистическим (религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой, со всей Вселенной): Бог отождествляется с природой. Спиноза видит Бога, идеальное и материальное слитыми в одну бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). За пределами сознания существует единая субстанция, которая является причиной самой себя (causasui) и не нуждается в других причинах. Бог — это бесконечное существо с бесконечным числом атрибутов. Атрибут — это то, что составляет сущность субстанции, ее фундаментальное свойство. Атрибуты абсолютно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Однако как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи выражение бытия через атрибут протяженности и мышления является последовательным: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей».

Бенедикт Спиноза - Предрассудки людей в их понятии Бога
Бенедикт Спиноза — Предрассудки людей в их понятии Бога

Предрассудки людей в их понятии Бога

Аналогично свободе, Спиноза крайне необычно трактует понятия цели природы, и отсюда добра и зла, порядка и беспорядка. Прежде всего, он утверждает, что общее мнение людей, что как они сами, так и все прочие вещи имеют какую-то цель существования, ошибочно. Более того, и Бог также не имеет цели. По его мнению, возникновение этого предрассудка вызвано тем, что не зная причин своего существования люди стремятся к своей личной пользе. Естественно, что они начинают считать такую личную пользу своей целью. Все естественные вещи, которые их окружают, воспринимаются ими как “средства для своей пользы”. Судя о Боге с антропоморфической (перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека) позиции, они распространяют свое понятие о цели и на Бога. Естественный эгоцентризм человека, который также распространяется на Бога, приводит к тому, что цель видят в существовании человека лишь постольку, поскольку он верит в Бога и оказывает ему почести. Соответственно, такая концепция цели приводит к тому, что как цель человека рассматривается почитание Бога, а как цель Бога — устроение всего для наилучшей пользы людей (что бы его почитали) и наказание людей, если они его почитают недостаточно.

Ложность такого представления Спиноза доказывает, опираясь на уже доказанные им к тому времени свойства субстанции. Он утверждает, что она (а она и есть Бог) не наделена волей и, следовательно, не может иметь и цели.

Отрицание случайности естественно полагает, что все в природе определяется не какой-то абстрактной целью, а простым следованием причинно-следственной цепочки. Основное доказательство сторонников теории божественной воли состоит в том, что зачастую сочетание причин, приведших к данному следствию, слишком невероятно, чтобы произойти само по себе, без вмешательства божественной воли. Спиноза же утверждает, что ссылка на божественную волю есть «убежище незнания» и все это прекрасно может быть объяснено, если знать всю совокупность причин, которые воздействуют на происходящее в данном случае.

Естественным итогом неправильного представления о цели Бога и человека становиться, с точки зрения Спинозы, возникновение целой группы понятий — антонимов, таких как добро-зло, порядок-беспорядок, красота-безобразие, тепло-холод. Соответственно, каждое из этих понятий рассматривается в преломлении отношения к ним человека. Спиноза считает неправильным, что человек выступает, как критерий качеств (или атрибутов), применяемых к природе, как ее основные атрибуты, поскольку человек a) склонен к антропоморфизму; b) склонен к неправильной оценке ситуации; c) суждения человека сугубо индивидуальны.

Философия Спинозы

Я постоянно старался не высмеивать человеческие поступки, не огорчать их и не проклинать, а понимать их. Бенедикт Спиноза

Тяжелый жизненный путь — это, наверное, та цена, которую платят все великие люди за дарованный им талант. Однако их учения критикуют, их самих преследуют, часто в тяжелых материальных условиях, а их произведения запрещают. В этом отношении Барух (Бенедикт) Спиноза не был счастливым исключением. В его жизни было все: отлучение от церкви раввинами, преследования инквизиции и запрещенные произведения.

Родившись в семье маранов (мараны — евреи, ставшие жертвами насильственного крещения в Португалии, и их потомки, тайно сохранившие верность иудаизму), которые вернулись к иудаизму после переезда в Нидерланды, Барух стал учеником Амстердамской общинной школы, известной во всем еврейском мире. Поскольку жизнь философа изучена недостаточно хорошо, существует два мнения о том, кто был ключевой фигурой в его биографии, которая так сильно повлияла на его мировоззрение и сформировала его критическое отношение к религии.

Традиционно считается, что критические взгляды Спинозы возникли под влиянием бывшего иезуита Ван ден Эндена, у которого Барух изучал латынь. Однако многие ученые XIX и XX веков склонны считать, что главным источником взглядов Спинозы были неортодоксальные взгляды, существовавшие в еврейской общине Амстердама. Эти взгляды обычно приписывают имени Уриэля Акосты. Так или иначе, в начале 1656 года еретические взгляды Спинозы привлекли внимание членов еврейской общины. Спиноза подверг сомнению то, что для верующего еврея было священным и неприкосновенным. Например, что Моисей был автором Пятикнижия, что Адам был первым человеком, что закон Моисея имеет приоритет над «естественным законом».

Спинозу также обвиняли в том, что он отвергал Моисеев закон и бессмертие души, а также считал, что Бог существует только в философском смысле.

Отказавшись отречься от своих взглядов, он был отлучен раввинами 27 июля 1656 года, и на него был наложен херем: всем членам еврейской общины было запрещено любое общение со Спинозой. Современники сообщают, что ненависть еврейской общины к Спинозе была настолько сильна, что предпринимались даже попытки убить его.

В 1663 году Спиноза занялся разработкой своей философской системы, написав «Принципы философии Декарта» (единственное произведение Спинозы, которое не было опубликовано анонимно), в котором он критиковал философию Декарта, оказавшую столь большое влияние на мировоззрение самого Спинозы. Хотя философы разошлись во мнениях по некоторым основным вопросам философии, ученые отмечают, что Спиноза позаимствовал у Декарта модель построения философской системы на основе положений математики.

Спиноза завершил свою главную работу, «Этику», в которой он анализировал различные аффекты, в 1674 году, но предпринял неудачную попытку опубликовать ее, когда протестантские богословы обвинили его в отрицании существования Бога. Ведь в «Этике» Спиноза отождествляет Бога с вечной и бесконечной природой, в представлении Спинозы Бог не обладает свойствами личности, поэтому человек не может ожидать, что Бог полюбит его в ответ — такая концепция противоречит христианскому учению о Боге. И Спиноза рассматривает Бога в терминах своего учения об аффектах: познание Бога связано с аффектом радости, любви к вечному философскому Богу.

Гений — это интеллект, зажатый в тиски необходимости

Спиноза навсегда вошел в историю человеческой культуры как философ, который с такой ясностью и остротой ставил нерешенные человечеством до сих пор проблемы, и не только ставил, но и нашел для них решение, которое до сих пор озадачивает своей общетеоретической точностью, бескомпромиссностью и неумолимой последовательностью ведущих к нему размышлений…
Великий голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Эспиноза) родился в 1632 году в еврейской купеческой семье, переселившейся в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны испанской инквизиции. В амстердамской еврейской общине существовало фанатичное преследование инакомыслящих евреев. Спинозу отправили учиться в семиклассную еврейскую школу, где готовили раввинов. Благодаря своим выдающимся способностям молодой Спиноза считался будущим еврейской религии. Однако он не оправдал этих надежд. В кругу выдающегося учителя, гуманиста и врача ван ден Эндена, у которого Спиноза изучал латынь, он познакомился с математикой, естествознанием и медициной, а также с философскими идеями того времени. Спиноза все больше отдалялся от общины и еврейской религии. Раввинский совет сделал ему строгое предупреждение, но это мало на него повлияло. Тогда, после неудачной попытки подкупить Спинозу, раввинский совет проклял его и изгнал из общины. Не ограничившись простым отлучением, раввины подали жалобу на Спинозу городским властям Амстердама, представив его как опасного атеиста и добиваясь его изгнания из города. В результате этой жалобы философ был вынужден покинуть Амстердам.
Вокруг Спинозы постепенно собирался круг философов-единомышленников, который продолжал существовать и после того, как он покинул Амстердам и поселился в деревне Рейнсбург, где около 1658-1660 годов написал свою первую философскую работу «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье». Там же он начал работу над «Трактатом об усовершенствовании разума» и над своим главным трудом «Этика», который он писал с интервалом в 12 лет. Наконец, в Рейнсбурге Спиноза подготовил и опубликовал «Принципы философии Декарта, доказанные геометрически» с приложением «Метафизических мыслей». Эта работа является единственной, опубликованной при жизни Спинозы под его именем.
В 1663 году Спиноза переехал в деревню близ Гааги, где близко познакомился с известным физиком, математиком и астрономом Христианом Гюйгенсом. Здесь Спиноза продолжил работу над «Этикой» и написал «Богословско-политический трактат», который был опубликован в 1670 году. Этот трактат вызвал бурю негодования против его автора, имя которого вскоре стало известным. В 1674 году трактат был запрещен к продаже и распространению.

В этот период ожесточенных нападок и преследований Спиноза переехал в Гаагу, где получил предложение преподавать в Гейдельбергском университете. Людвиг Поральц, пригласивший его, не знал, что Спиноза является автором «Богословско-политического трактата», и знал его только как автора «Основ философии» Декарта. Поэтому он предложил Спинозе свободу философствовать при условии, что тот не будет осуждать государственную религию. Спиноза, однако, отклонил это предложение на том основании, что он не знал, до каких пределов будет распространяться его свобода философствовать, чтобы не вызвать подозрений в посягательстве на государственную религию.

В трудных материальных условиях Спиноза продолжал работать над главным трудом своей жизни — «Этикой». Эта работа была завершена в 1675 году. Но все его попытки опубликовать ее оказались безуспешными, и Спиноза был вынужден отложить «Этику» и начать работу над «Политическим трактатом». Он умер от туберкулеза 21 февраля 1677 года.

Работы Спинозы были опубликованы в декабре 1677 года его ближайшими друзьями под названием «Посмертные сочинения». Через несколько месяцев после публикации они были запрещены и не переиздавались до начала XIX века.

Учение Спинозы о субстанции

Идейное развитие Спинозы началось и продолжалось в течение нескольких лет в еврейской религиозной школе, где, помимо религиозных текстов, изучались также труды некоторых еврейских схоластических философов. Большое влияние на будущего философа оказал своими философскими взглядами еврейский философ-богослов и врач XII века Маймонид. Его взгляды основывались на пантеизме, т.е. более или менее последовательном отождествлении Бога и природы.
Философское учение Спинозы можно рассматривать как высший этап трансформации пантеизма в материализм. Во многом это сопровождалось влиянием на Спинозу крупнейших фигур того времени: Джордано Бруно, Декарта, Т. Гоббса и Т. Бэкона. Однако Спиноза пошел дальше них.
В философской системе Спинозы нет заметных, резких скачков, он достаточно последователен в своих убеждениях. Характерной чертой метода Спинозы было стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился сделать философию такой же точной наукой, какой в его время была геометрия. Философская система Спинозы ближе всего к системе Декарта. Он разделял как рационалистический метод Декарта, так и его физические идеи. Не случайно одна из шести основных работ Спинозы посвящена доказательству идей Декарта. Однако в отличие от Декарта, который сосредоточился на методе, Спиноза был больше заинтересован в применении этого метода к познанию окружающего мира и рассуждениям об этом мире.
На Спинозу не могла не повлиять эпоха, в которую он жил. Это было время зарождения буржуазных и прогрессивных отношений. Спиноза родился и провел свою жизнь в первой в мире буржуазной республике, он был свидетелем самой значительной буржуазной революции — английской. Ученые и философы других стран стремились в Голландию, где была наибольшая в тех условиях свобода вероисповедания и лучшие возможности для научных исследований. Именно в этой стране провел свою жизнь Спиноза. Также в это время математика и механика получили наибольшее развитие, благодаря открытиям Д. Бруно, Галилея и И. Кеплера. Развитие этих наук повлияло и на философию, основным направлением которой стал механистический рационализм.
Главное отличие философской системы Спинозы от большинства философских учений XVII века — ее этическая направленность. Он считал, что философия должна увеличивать власть человека над природой. Исследуя вопросы этики, Спиноза стремился определить место человека в природе, а также в обществе и государстве. Философская система Спинозы приняла окончательную форму в главном произведении его жизни — «Этике». В основе учения Спинозы о природе лежит учение о субстанции, которую он отождествляет с Богом, то есть с природой. Под субстанцией Спиноза понимает «…то, что существует само по себе и представляет себя через себя». Согласно этой доктрине, сущность субстанции состоит из составляющих, которые называются атрибутами. Бог, то есть природа, имеет бесконечное число атрибутов, но наше познание сводится к двум из этого бесконечного числа атрибутов. Первый из них определяет телесную субстанцию — это атрибут протяженности. Спиноза трактует протяженность в физическом смысле как отрицание пустоты. Однако субстанция, по Спинозе, не сводима к протяженной материи, поскольку она обладает также атрибутом мышления. В этом заключается главное отличие учения Спинозы от учения Декарта, который разделял две совершенно разные субстанции — протяженность и мышление, связь между которыми осуществлялась высшим существом (Богом), стоящим вне обеих субстанций. Декарт, при всем своем рационализме, в этом важнейшем вопросе оставался на позициях религии, поскольку сохранял представление о Боге как о личном существе, независимом от природы и действующем по свободной воле. У Спинозы же субстанция, обладающая двумя основными атрибутами — протяженностью и мышлением, отождествляется с Богом. Таким образом, Спиноза отрицает существование Бога как конкретной личности. Таким образом, существует только одна субстанция, которая и есть Бог. Эта субстанция — Бог: свободная, потому что существует и действует по своим собственным законам; вечная, потому что существование заключается в ее сущности и это единственная субстанция, которая существует.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
  2. Атеизм
  3. B.C. Соловьев: Учение о Софии. «Смысл любви» — Идея всеединства
  4. Эволюция постмодернизма
  5. Идея тождества идеального и материального в философии Шеллинга — Философия Шеллинга в общих чертах
  6. Вильгельм Дильтей и его философия
  7. Общество как особая надприродная реальность
  8. Иоганн Шефлер
  9. Абсолютный идеализм Гегеля
  10. Гуманизм эпохи возрождения