Для связи в whatsapp +905441085890

Бернар Клервоский и Перт Дамиани: восприятие монашеством новой аристотелевой логики — Средневековая культура

Помимо попыток гармонизировать науку и философию, в западной схоластике существовало еще одно направление: мистицизм. Главным представителем средневекового западного мистицизма является Бернар Клервоский (1091-1153). Бернар Клервоский происходил из знатной рыцарской семьи, в юности был глубоко религиозен и позже вступил в монашеский орден цистерианцев. Этот орден отличался строгим аскетизмом, но Бернар основал свой собственный монастырь в Клерво, который был еще более аскетичным, а монахи занимались тяжелым физическим трудом. Будучи аббатом этого монастыря, Бернар приобрел огромную духовную и физическую силу. Фактически, не папа, а Бернар из Клерво управлял всей католической церковью при жизни двух пап. Именно он организовал Второй крестовый поход, именно он разработал теорию о том, что папская власть превосходит светскую. Еще при жизни Бернарда многие католики считали его святым, а вскоре после его смерти он был фактически канонизирован католической церковью. Среди его работ — «О степенях смирения и гордости», «О почитании Бога», «О благодати и свободной воле» и другие. Бернар Клервоский характеризуется полным пренебрежением к философии. Не только на словах, но и на деле Бернар подчеркивал не только свое равнодушие к философии, но и враждебность к ней. Бернар указывал, что философия и любое разумное познание Бога ведет только к неудаче. Познание Бога возможно только через непосредственное созерцание Его, через интуитивное видение Бога. Науку, однако, Бернар не отрицал, признавая ее лишь постольку, поскольку она полезна для познания Бога. Но Бернар отрицал науку и философию как самоцель, сосредоточившись в первую очередь на познании человеческого духа и смысла человеческой жизни.

Бернар Клервоский видел смысл жизни в постижении Бога. Всей своей жизнью, всеми своими делами человек должен заслужить благодать Божью через любовь к Нему и через смирение. Эта благодать дается не каждому, человек, будучи грешным существом, не может полностью и в один момент исправиться от всех своих грехов. Поэтому всю свою жизнь человек должен стремиться к Богу, чтобы заслужить Его благодать. Человек должен понять, что зло исходит от его собственной греховной воли, и, отказавшись от своей свободы, от своих желаний, от любви к материальному миру, и прежде всего, как от самого большого греха, от любви к себе, человек может получить Божественную благодать. Человек должен осознать свое ничтожество, и только осознав это, он может созерцать Бога. Самое полное познание Бога — это состояние экстаза, когда душа становится подобной Богу.

В таком состоянии существует опасность пантеизма, но Бернард избегает ее, говоря, что душа созерцает Бога не благодаря собственным усилиям, а по милости Божьей, данной в результате праведной жизни. Поэтому в экстазе душа не становится тождественной Богу, но лишь приближается к Нему и уподобляется Ему.

Бернар Клервоский и Перт Дамиани: восприятие монашеством новой аристотелевой логики - Средневековая культура
Бернар Клервоский и Перт Дамиани: восприятие монашеством новой аристотелевой логики — Средневековая культура

Средневековая культура

На рубеже античного и средневекового миров сформировалась патристика — свод христианских доктрин, сформированный отцами церкви — Августином (354-430), Иеронимом (342-420), Амвросием Медиоланским (339-397), Григорием I Великим (540-604).

До эпохи Возрождения (начало 14 века) средневековая культура определялась церковно-религиозной идеологией. Церковь и церковная идеология служили высшей санкцией для всех сторон жизни жителей средневековой Западной Европы. Схоластика была основой религиозного мировоззрения Средневековья.

Средневековая доктрина формировалась под влиянием разработок и трудов теологов, среди которых особенно известен Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Он родился в Пьемонте, Италия. Ученый монах и первый схоластик, он стал архиепископом Кентерберийским (главой английской христианской церкви).

Ансельм считал веру необходимой основой рационального знания («Я верю, чтобы понять»). Он разработал онтологическое доказательство существования Бога. Ансельм учил, что вера должна быть преобразована в знание. В своих трудах Pros logium («Дополнение к разуму») и Monologium он обосновал существование Бога из случайности конечного, Троицы на основе разума. Ансельм дал догматическое обоснование доктрине о детерминации и искуплении. Будучи архиепископом, он боролся с английскими королями Вильгельмом I и Генрихом I за инвеституру и отстаивал в этой борьбе позицию папы Григория VII. В 1720 году папа Климент XI возвел Ансельма Кентерберийского в ранг католических ученых-доктринеров. Крупным представителем схоластики был Пьер Абеляр (1079-1142). Он был профессором Парижского университета и одним из его основателей. Учение Абеляра было пронизано рационализмом. Он считал разум условием веры. Для Абеляра церковные традиции и догмы должны быть проверены разумом. Он считал, что только Священное Писание и церковные таинства не нуждаются в проверке разумом. В «Да и нет» Абеляр сопоставил цитаты из трудов Отцов Церкви, выявив их противоречивый характер. Вся система учения Абеляра не была принята официальными теологами. Бернар Клервоский и папа Иннокентий III были особенно ярыми противниками Абеляра. Учение Абеляра было осуждено на соборах в Сюиссоне (1121) и Сансе (1140). Трагические повороты своей судьбы Абеляр описал в своей работе «История моих печалей». Последние двадцать лет своей жизни Абеляр провел в монастыре.

Видным представителем мистического направления в католической доктрине был Бернар из Клерво (1090-1153). Он был цистерцианским монахом, аббатом монастыря в Клерво. Бернар вдохновил западный мир на Второй крестовый поход (1147). Как богослов, он отстаивал святость церковной традиции и догмы, осуждая схоластику за ее рационалистические тенденции. Бернар проповедовал смирение, ведущее к любви к Богу, открывающей путь к высшему совершенству, которое может быть достигнуто только в экстатическом состоянии «слияния души с Богом». Богословие Бернара из Клерво не оставляло сомнений в авторитете церковного учения и было сосредоточено на самоуглубленном, мистическом восприятии мира. Учение Бернара Клервоского оказало сильное влияние на мистическую теологию Средневековья. Он был канонизирован в 1174 году.

Семь свободных искусств

Позже немецкие земли станут очагом мистицизма. В XIV и XV веках здесь появятся такие известные мистики, как Иоганн Таулер (1300-1361) и Фома Кампанский (1379-1471).

Выдающийся теолог Альберт Великий (1193-1280), немецкий теолог и естествоиспытатель, работал над созданием теологического корпуса католицизма. Альберт Великий стал широко известен как комментатор Аристотеля, труды которого он комментировал на основе католической теологии. Будучи монахом-доминиканцем, Альберт стал провинциалом (управляющим всеми делами ордена на определенной территории) этого ордена в Германии, а затем был рукоположен в епископы. Позже Альберт добился от папы епископской отставки, чтобы полностью посвятить себя богословию. В своей «Сумме теологии», «О причинах и происхождении всеобщего», Альберт Великий попытался создать единую систему католической теологии. Он боролся с теологами, которые отклонялись от канонов католической теологии (знаменитый теолог Зигер Брабантский). Альберт обладал энциклопедическими знаниями, за что его противники обвиняли богослова в колдовстве. Католическая церковь присвоила ему титул «универсального доктора». Альберт Великий был канонизирован в 1931 году. Ученик Альберта Великого, Фома Аквинский (1225-1274), монах-доминиканец, был одним из самых выдающихся теологов Средневековья. Он известен как богословский систематизатор ортодоксальной схоластики и основатель религиозного учения — томизма. Фома Аквинский был доктором богословия, преподавал в университетах Парижа, Рима и Неаполя. Как и его учитель, он боролся против Сигера Брабантского и сторонников аверроизма (учение арабского богослова из Кордовы, толкователя Аристотеля, Аверроэса (ибн Рушда), выступавшего за свободу философии от теологии).

Основные труды Фомы Аквинского — «Сумма теологии» и «Сумма философии», «Об истинности католической веры против язычников». Фома Аквинский стремился дать философское обоснование католической доктрине, примирить веру и знание. Он учил, что человеческая воля свободна и что совершенное знание и блаженство заключаются в созерцании Бога, которое возможно только в раю или в состоянии религиозного экстаза. Он считал, что все формы правления происходят от Бога и что церковная власть превосходит монархическую (Фома Аквинский, как и Аристотель, предпочитал монархию всем формам правления). Теологическая система Фомы Аквинского была вершиной ортодоксальной схоластики и с 14-го века являлась ведущим направлением в католической теологии.

Фома Аквинский носил титул «ангельского доктора», «универсального наставника» и «князя схоластов». Он был канонизирован в 1323 году. В 1567 году он был назван «пятым учителем церкви» после Августина, Иеронима, Амвросия Медиоланского и Григория I. В 1879 году энциклика папы Льва XIII признала теологическую доктрину Фомы Аквинского «единственной истинной философией католицизма». Доктрина Фомы Аквинского, томизм, стала в современное время основой неотомизма, доктрины современной католической церкви.

В средневековом мире также прославился Роджер Бэкон (1214-1292), английский теолог и естествоиспытатель.

В 11-13 веках схоластика начала сложный процесс: разработку важнейших методов и механизмов познания мира, который свелся к спору о природе универсалий. Этот спор разделил схоластов на две группы: номиналистов и реалистов. Номиналисты считали, что общие понятия — универсалии — не существуют в природе, а являются лишь названием (potep) механизмов познания мира. Реалисты, напротив, настаивали на том, что универсалии имеют реальное, независимое существование. Спор между номиналистами и реалистами был продолжением древней линии борьбы между материалистами и идеалистами (линии Гераклит — Демокрит, Аристотель — Платон и т.д.).

Аристотелевская логика

Мы будем называть понятия, выражающие свойства ситуации в целом, аристотелевскими, поскольку логика Аристотеля есть не что иное, как последовательная теория правильного использования таких понятий. Каждому аристотелевскому понятию соответствует определенное множество ситуаций, а именно тех ситуаций, в которых имеет место свойство, выражаемое этим понятием. Поэтому аристотелевское понятие можно также описать как определенное множество или класс ситуаций (явлений, объектов — в том предельно общем смысле, в котором эти термины здесь используются, все они эквивалентны друг другу и термину «нечто», который является наиболее точным, но и наиболее неудобным из-за необходимости считаться с грамматикой). Поэтому все законы аристотелевской логики можно легко вывести из простейших свойств операций над множествами.

Рассмотрим классический пример силлогизма.

Все люди смертны.
Сократ — человек.

Следовательно, Сократ смертен.
В этом рассуждении задействованы три аристотелевских понятия: «человек», «смертный» и «Сократ». Понятие «человек» характеризуется множеством ситуаций, в которых мы говорим: это человек. То же самое относится и к остальным понятиям. Для наглядности свойств множеств представим каждую ситуацию в виде точки внутри квадрата (рис. 6.3). Тогда этот квадрат будет представлять собой множество всех мыслимых ситуаций, что соответствует предельно общему понятию «нечто». Другие понятия, которым соответствуют различные наборы точек, будут представлены различными областями квадрата. Утверждение «все люди смертны», или, другими словами, «каждый человек смертен», означает, что каждая точка, входящая в область «человек», входит также в область «смертный» («смертное существо»), то есть область «человек» полностью входит в область «смертный». Аналогично, вторая посылка силлогизма означает, что область «Сократ» полностью входит в область «человек». Отсюда следует, что область «Сократ» входит в область «смертный», т.е. утверждение «Сократ смертен» истинно. Логика Аристотеля сыграла важную роль в развитии европейской культуры. Но она недостаточно проникает в структуру нашего мышления, не способна отразить процесс расчленения ситуации на отдельные части (объекты) и исследовать отношения между этими частями. Когда речь идет о свойствах объектов, аристотелевская логика вполне адекватна, поскольку можно представить изолированный объект как некоторую ситуацию. Сформировав множество таких ситуаций-объектов, мы получаем абстрактное понятие, выражающее одно из свойств объекта. С отношениями дело обстоит иначе. Аристотелевская логика может выразить понятие множества объектов в данном отношении, но у нее нет средств для выражения понятия отношения как такового. Можно представить себе набор картинок, имеющих форму контура с точкой внутри; этот набор порождает аристотелевское понятие (свойство) «быть контуром с точкой внутри». Но не существует аристотелевского понятия «быть внутри». Логика Аристотеля слишком глобальна, слишком поверхностна. Возьмем такой вывод: Иван — брат Петра.

Следовательно, Петр — брат Ивана.
Этот вывод верен, но для его обоснования необходимо явно добавить предпосылку о симметрии отношения «брат», которая здесь неявно подразумевается. Эту предпосылку можно выразить фразой:

Если x — брат y, то y — брат x.

Основные принципы средневековой философии

Пара (Иван, Петр) обладает свойством: первый — брат второго.
Каждая пара, обладающая свойством: первый — брат второго, обладает свойством: второй — брат первого.

Следовательно, пара (Иван, Петр) обладает свойством: второй — брат первого.
Это громоздкое рассуждение, хотя формально и совпадает с предыдущим, но не отражает главного в нашем исходном силлогизме — симметрии отношения «брат». Свойства «первый — брат второго» и «второй — брат первого» никак не разобщены, никак не связаны друг с другом и с тем, что они применяются к объектам, имеющим вид упорядоченной пары.

Мы не случайно начали наше кибернетическое исследование понятий с аристотелевских понятий. Они проще, так как допускают определение исключительно в терминах входных и выходных состояний, без обращения к внутренней структуре распознающей системы. Так было и в истории человеческой мысли. Сначала были распознаны аристотелевские понятия, и только гораздо позже были распознаны отношения.

Поскольку главное в математике — это исследование отношений между объектами, аристотелевская логика совершенно недостаточна для выражения математических доказательств. Это было замечено давно; примеры из математики, используемые традиционной логикой, говорят сами за себя: они крайне примитивны и неинтересны. До самого конца XIX века, когда началось создание новой («математической») логики, математика и логика развивались независимоВ каждом из этих периодов обычно выделяют «рационалистическую» и «мистическую» линии. Однако стоит подчеркнуть, что разум был мистически ориентирован, а мистицизм — рационально организован. Эти две линии были неразделимы до тринадцатого века, когда разум и вера разошлись. Такое мышление характеризовалось тем, что называлось «сближением ума с сердцем»; это, в свою очередь, потребовало новых способов бытия души: это были умозрение, молитва, исповедь, наставление, облеченное в форму притчи. Именно потому, что философия и теология составляли единый идеологический комплекс, он развивался не только в светских школах (с XI века) или университетах (с XIII века), но прежде всего в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известными были францисканцы (Александр Гайский, Бонавентура, Иоанн Донс Скотус, Уильям Оккам) и доминиканцы (Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский). Даже имена средневековых философов и школ связаны с самыми известными соборами и монастырями (Гуго Сен-Викторский, Теодорик Шартрский, Бернар Клервоский, Ансельм Кентерберийский)… Патристика делится на раннюю, до-Никейскую (II-IV вв.) и пост-Никейскую (IV- VI вв.), греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.) и латинскую (Августин, Боэций и др.). Греко-византийская философия отводит решающее место непосредственному созерцанию Бога в’ интуитивном акте, т.е. мистицизму, в то время как латинская мысль развивается в пересекающихся линиях мистицизма и рационализма. Огромное значение в этот период имела полемика с неоплатонизмом, гностицизмом и ересями.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблемы главы государства и отделение политики от морали в доктрине Макиавелли — Биография Макиавелли
  2. Современные методологические программы
  3. Природное основание общества
  4. Эстетика в экзистенциализме
  5. Псевдо-Дионисий Ареопагит
  6. Проблема детерминационных связей между основными подсистемами общества в истории социально-философской мысли
  7. Религиозно-философские идеи Симеона Полоцкого
  8. Феноменологическая антропология А. Шюца
  9. Философия Климента Смолятича
  10. Эстетика Просвещения — Важные этапы в истории эстетики