Для связи в whatsapp +905441085890

Бессознательное поведение — Феномен бессознательного в работах З. Фрейда

Человек — единственное живое существо на планете, способное анализировать события и прошлое, строить планы на будущее и воплощать их в жизнь. Он обязан этим сознанию.

Сознание — это высший уровень умственной рефлексии объективной реальности, высший уровень саморегуляции, присущий только человеку. Она определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, трансформации окружающего мира.

Сознание — не единственный уровень, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Существует большое количество психических процессов и явлений, ход или проявление которых не распознается человеком. Эти процессы относятся к группе так называемых бессознательных процессов, или бессознательных.

Бессознательные психические процессы стали активно изучаться в начале XX века. Результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся информация, которую человек осознает, является лишь вершиной айсберга, большая часть которого не видна наблюдателю.

Целью данной статьи является введение понятий сознательного и бессознательного, проявлений сознательных и бессознательных психических процессов в человеческом поведении.

Анализируя литературу, посвященную истории проблемы бессознательного, можно выделить как минимум два направления его развития — философское и технико-практическое (т.е. конкретные методы использования бессознательных явлений в практике некоторых религиозных культов, медицинской практике и т.д. на протяжении всей истории развития человека).

В рамках философии проблема бессознательного развивалась по двум основным направлениям: как проблема «космических принципов» и основы жизненного процесса в целом (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон), и как проблема соотношения ума и страстей, интеллекта и чувств, сознательных желаний и непонятных желаний отдельного человека.

Представители последнего направления также могут быть разделены на две группы по принципу: «отрицательное» или «положительное» определение бессознательного. Первый, кто признал наличие в человеческой психике иррациональных движений и «тускло воспринимаемых впечатлений», считал, что они всегда могут быть подчинены сознательному контролю и, таким образом, становятся более или менее отчетливыми сознательными. То есть они дали «отрицательное» определение: бессознательное существует только как неподвижное или не совсем сознательное. Вторая группа авторов понимала бессознательное не как «отсутствие сознания», а как особую реальность с определенными законами существования и развития.

«Отрицательное» определение бессознательного становится широко распространенным с того момента, когда сознание на время становится синонимом психики вообще. Можно упомянуть Гербарта в первой половине 19 века, который разделил восприятия на три группы в зависимости от степени ясности, в зависимости от того, находятся ли они в поле «ясного сознания» (Вандт позднее назвал его «полем внимания»), сознания или бессознательного, с границами между полями — порогами. Фехнер во второй половине 19 века говорит о бессознательных ощущениях и предлагает ряд методов количественного определения порога ощущений, границы, которая, по мнению Фехнера, разделяет ощущения на сознательные и бессознательные.

Но стали появляться и положительные определения бессознательного. Гельмгольц уже говорит о бессознательном, когда говорит о бессознательных умозаключениях, не как о «смутно» сознательном, а как об особом механизме, который, хотя и никогда не может быть сознательным, тем не менее оказывает значительное влияние на ход психических процессов в сознании и помогает сориентироваться в мире.

Однако ориентация на «позитивное» толкование бессознательного как особого мира стала особенно очевидной в медицинской и особенно психиатрической практике. Эта линия развития проблемы бессознательного уходит в глубины веков и до сих пор перекрывается с философской линией развития той же самой проблемы, особенно в Европе. Европейская психотерапия 18-19 веков сосредоточилась на трех аспектах бессознательного: снах, сомнамбульных состояниях и роли бессознательного в развитии болевых симптомов. Таким образом, к моменту появления психоаналитической доктрины представления о бессознательном были распространены как среди философов, так и среди врачей.

Бессознательное поведение - Феномен бессознательного в работах З. Фрейда

Феномен бессознательного в работах З. Фрейда

З. Фрейд — центральная фигура, вокруг которой сгруппированы почти все теории бессознательного.

В целом, Фрейд разделяет человеческую психику на две противоположные сферы — сознательную и бессознательную, которые являются сущностными чертами личности. Согласно Фрейду, сознание — это «идея, которая существует в нашем сознании и которую мы воспринимаем как таковую, и мы утверждаем, что это единственное значение термина «сознание». Сознание обязано своим происхождением бессознательному и строится над ним в процессе душевного развития. Поэтому, по мнению Фрейда, сознание — это не сущность психики, а только ее качество, которое может добавляться или не добавляться к другим качествам.

Чем было бессознательное до Фрейда?

Мы считаем, что движение от сознания является наиболее правильным способом понимания бессознательного в том виде, в каком оно было понято З. Фрейд понял. То есть, давайте возьмем, к примеру, экстрасенсорный элемент — понятие, которое мы воспринимаем в данный момент. Хорошо известно, что через некоторое время мы теряем всякую осведомленность об этом представительстве. Что мы получаем, так это то, что данный психический элемент перешел в бессознательное состояние. Но воспроизводя условия, при которых представление было сознательным, мы возвращаем его в царство сознания. Затем, в момент, когда представление было бессознательным, оно было бессознательным.

Приведенный выше пример относится к скрытому бессознательному. З. Фрейд назвал этот вид бессознательного — предсознательным, которое способно стать сознательным. Он также выделил подавленное бессознательное, которое само по себе не способно к сознанию.

Сам Фрейд, однако, обнаружил бессознательное, когда изучал природу и причины неврозов. Он счел необходимым исследовать ту область человеческой психики, которая осталась вне поля зрения предыдущей психологии. В результате он пришел к выводу, что человеческая психика — это конгломерат различных компонентов, которые по своей природе являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными. Пример, который мы описали выше, послужил толчком к тому, чтобы задать вопросы о том, что происходит и почему происходит это «исчезновение» из области сознания.

Чтобы дальше говорить о феномене бессознательного в учении Фрейда, нужно взглянуть на его модель личности, которая предстает в виде комбинации трех элементов.

Первый элемент модели — «эго». Это глубочайший пласт бессознательных влечений, основа деятельности человека, руководствующегося только «принципом удовольствия». Отдельно следует отметить, что этот компонент модели демонстрирует полное безразличие к социальной реальности и может действовать вопреки ей.

Второй элемент — это «я». Она представлена как сфера сознания, посредник между «я» и многочисленными природными и социальными институтами, а также внешним миром в целом. Здесь деятельность первого элемента, «я», соответствует «принципу реальности», целесообразности и навязанной извне необходимости.

Третий элемент — «супер-самостояние». Этот элемент содержит внутриличностное сознание, психическую цензуру, которая опосредует между «Я» и «Оно» из-за неразрешимости конфликта между ними, неспособности «Я» взять под контроль бессознательные импульсы и подчинить их требованиям «принципа реальности».

Стоит отметить, что первый и третий элементы модели относятся к бессознательному разуму. Под первым элементом мы понимаем, что бессознательное включает в себя как процессы бессознательной автоматизации, так и приводы, которые часто нарушают общественные нормы и поэтому сталкиваются с сопротивлением на пути к реализации во внешнем мире. Почему же тогда мы определяем «супер-я» как элемент, который находится не в сознании, а в бессознательном состоянии?

Проявление бессознательного в человеческом поведении.

Все бессознательные психические процессы делятся на три класса:

  • бессознательные механизмы сознательного действия,
  • бессознательные триггеры сознательного действия,
  • «сверхсознательные» процессы.

К бессознательным механизмам сознательных действий относятся: бессознательные автоматизмы, бессознательные мировоззренческие явления, бессознательные спутники сознательных действий.

Под бессознательными автоматизмами обычно понимаются действия или поступки, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами по себе». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе, «в которой голова остается свободной».

Процессы, принадлежащие бессознательным автоматизмам, имеют двойную природу. Некоторые процессы никогда не были сознательными, в то время как другие сначала были сознательными, а затем перестали быть сознательными.

Процессы, которые никогда не были сознательными, образуют группу первичных автоматов. Иногда их называют автоматическими действиями. В эту группу входят действия, которые врожденные или сформировавшиеся в первый год жизни ребенка. К ним относятся, например, сосательные движения, мигание и схождение глаз, захват предметов, ходьба и многое другое.

Вторая группа явлений, относящаяся к подклассу бессознательных автоматизмов, называется автоматизированными действиями или умениями. К этой группе действий относятся те, которые изначально были сознательными, то есть выполнялись с участием сознания, но затем в результате многократного повторения и улучшения их выполнения уже не требовали участия сознания, и они стали выполняться автоматически. Процесс формирования навыков является основополагающим для каждого человека, так как он лежит в основе развития всех наших навыков, знаний и способностей.

Например, обучение игре на музыкальных инструментах. Все начинается с одной простой вещи — изучения правильного положения рук. Затем отрабатывается аппликатура и техника игры. Благодаря непрерывной практике, со временем вы достигнете более высокого уровня музыкального исполнения, которое начнет звучать выразительно и чувственно. Таким образом, переходя от простых к сложным движениям, переводя уже освоенные действия на бессознательные уровни, вы получаете мастерство исполнения.

Другой пример — когда мы бегло читаем любой текст, не задумываясь о значении каждой буквы, мы сразу же распознаем смысл прочитанного. Превращение графических символов (в данном случае букв) в логические понятия проходит совершенно незаметно для нас. Аналогично, радист, работающий с азбукой Морзе и воспринимающий звучание коротких и длинных сигналов, довольно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Все это, однако, становится возможным только при длительном обучении.

Феномены бессознательного отношения. Понятие «отношение» занимает очень важное место в психологии, поскольку стоящие за ним явления проникают практически во все сферы психологической жизни человека. В отечественной психологии было целое направление, развивающее проблему отношения. Это направление было создано основателем Грузинской школы психологов Д. Н. Узнадзе (1886-1950), который разрабатывал его в течение многих лет вместе со своими учениками.

По мнению Узнадзе, отношение — это готовность организма или субъекта выполнить определенное действие или отреагировать определенным образом. Если предположить, что скорость и точность реакции человека на стимул зависит от способности выполнять определенные действия, то способность и отношение — одно и то же. Однако способности и отношение ни в коем случае не идентичны. В то время как способность возникает во время действия, готовность относится к периоду до действия.

Существуют различные типы установок: двигательная установка — это готовность к выполнению определенного действия; психическая установка — это готовность решать интеллектуальные проблемы известными способами, доступными вам; перцептивная установка — это готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть и т.д.

Отношение очень важно для человека, потому что оно обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнить заранее спланированное действие. Такая готовность, даже при воздействии иного, непредвиденного стимула, может привести к выполнению ранее запланированных действий, что, конечно, очень часто является ошибкой. Это явление называется «ошибка отношения».

Бессознательные мотивы сознательных действий

Изучение процессов, связанных с бессознательными мотиваторами сознательных действий, связано, прежде всего, с именем одного из самых известных психологов ХХ века Зигмунда Фрейда, создавшего свою теорию бессознательного.

Согласно теории Фрейда, в психике человека есть три сферы или сферы: сознательная, предсознательная и бессознательная.

К категории сознательных он отнес все, что сознательно и контролируется человеком.

Фрейд считал латентное или скрытое знание бессознательным. Это знание, которым человек обладает, но отсутствует в сознании. Они срабатывают, когда возникает соответствующий стимул. Например, мы все знаем теорему Пифагора. Но пока мы не упомянули об этом, его не было в нашем сознании.

По мнению Фрейда, царство бессознательного обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержимое этого царства не является сознательным, а оказывает чрезвычайно важное влияние на наше поведение. Область бессознательного эффективна. Вторая особенность заключается в том, что информацию в бессознательном царстве трудно передать в сознание. Это объясняется работой двух механизмов: подавления и сопротивления. По мнению Фрейда, жизнь души человека определяется его стремлениями, самым главным из которых является половое влечение (либидо). У каждого младенца он уже есть, но из-за многих социальных запретов сексуальные желания подавляются от сознания и остаются в бессознательном состоянии. Они (порывы) имеют большой энергетический заряд, но они не проникают в сознательный разум, потому что сознательный разум сопротивляется им. Тем не менее, они периодически проникают в сознательную жизнь человека и принимают искаженную или символическую форму».

Фрейд выделил в своей теории три основные формы проявления бессознательного:

  • Мечты,
  • Невротические симптомы,
  • Неправильные действия.

Мечты представляют собой особую категорию бессознательного. По мнению Фрейда, содержание снов связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не полностью удовлетворенными важными жизненными потребностями. Во время сна снижается степень контроля сознания и происходит частичный прорыв в сферу сознания человеческих приводов, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Нейротические симптомы — это следы подавленных травматических обстоятельств, которые формируют высокозаряженный фокус в бессознательном состоянии и оттуда делают разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Фрейд считал, что для того, чтобы избавиться от невротических симптомов, необходимо раскрыть этот фокус, то есть донести до пациента причины его состояния, тогда невроз излечится.

Фрейд видел важнейшую биологическую потребность всех живых существ — потребность в воспроизводстве, которая у человека проявляется в виде полового влечения, — как основу для развития невротических симптомов. Подавленное сексуальное влечение является причиной невротических расстройств. Однако такие расстройства могут быть вызваны другими причинами, не имеющими ничего общего с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, которые сопровождают обычную жизнь. Подавляя их в бессознательное, они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых «заблуждениях».

Фрейд называл заблуждения непреднамеренным забвением определенных фактов, намерений, имен, обещаний, объектов, событий, а также ошибок, оговорок и т.д. Он объяснил эти явления как результат трудных или неприятных переживаний, связанных с определенным объектом, словом, именем и т.д.

«Надсознательные» индивидуальные процессы

Одним словом, их можно описать как процессы формирования некоего интегрального продукта длительного труда сознания, который затем «входит» в сознательную жизнь человека и, как правило, изменяет его привычный ход. Например, человек долго думал о проблеме и искал ее решение, а через некоторое время, совершенно неожиданно, появляется новое решение «само по себе» и качественно другое. Это решение является интегральным продуктом предыдущего процесса, без четкого понимания субъектом его курса. Впервые такие процессы были описаны У. Джеймсом. Дж. Б. Гиппенрайтер использовал термин «бессознательное», чтобы подчеркнуть особый вид описанных им процессов, поскольку Иаков не предвидел, что с появлением психоанализа термин «бессознательное» приобретет слишком особый смысл. С их точки зрения, эти процессы выходят «за пределы» сознания в том смысле, «что их содержание и временные масштабы больше, чем то, что сознание может вместить, они проходят через сознание в своих отдельных частях, но в целом они находятся за его пределами». (Ю.Б.Гипенрайтер, 1998).

Основные характеристики процессов в сверхсознании заключаются в том, что, во-первых, субъект не знает конечного результата, к которому движется процесс, а во-вторых, не замечает момента завершения процесса — результат появляется внезапно и неожиданно.

Процессы творческого мышления, процессы переживания больших страданий или очень значимых жизненных событий, эмоциональные кризисы, кризисы личности и т.д. можно отнести к классу сверхсознательных процессов. Джеймс собрал множество ярких описаний этих процессов («Разнообразие религиозных переживаний»); Фрейд также писал на эту тему в своей статье «Горе и меланхолия», Линдеман «Клиника острого горе» (оба — в книге «Психология эмоций. Тексты») и Ф.Е. Василюк «Психология переживаний».

Неосознанные мотивы сознательных действий (проблемы мотивационного определения личного поведения).

К этому классу проявлений бессознательного относятся бессознательные мотивы и смысловые ориентации личности — мотивации и нереализованные предрасположенности к действию, определяемые тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные действия и события приобретают различный личностный смысл (Асмолов, 2002).

Существование этого класса явлений стало известно в результате изучения отложенного постгипнотического внушения. Особенности этого явления следующие: человек совершает загипнотизированное в него действие, не зная истинных причин; причины абсолютно эффективны, т.е. человек выполняет задание, не зная, зачем он это делает; человек пытается найти мотивацию своего действия; в некоторых случаях долгий допрос может привести человека к воспоминаниям об истинной причине своего действия. Такие явления, описываемые как мотивы «отстранения» от сознания, раскола сознания и т.д., назывались термином «бессознательное» (П.Джанет). Чтобы объяснить природу этих явлений и позже понять многослойные мотивационные структуры личности, Фрейд ввел понятие бессознательного в узком смысле — «динамически подавленное бессознательное». Согласно теории Фрейда, в психике человека есть три сферы: сознательная, предсознательная (где хранится латентное знание, которое может обновляться по мере необходимости) и бессознательная. Сфера бессознательного формируется нереализованными влечениями, которые подавляются от сознания или не допускаются в сознание из-за конфликтов с социальными требованиями — скрытыми аффективными комплексами, предрасположенностью к действиям, которые влияют на жизнь человека и проявляются в символических формах — мечты, юмор, оговорки, заблуждения, забывчивые имена и намерения и т.д.

Существенной особенностью динамических проявлений бессознательного является то, что осознание человеком причинно-следственной связи между нереализованными влечениями и связанными с ними травматическими переживаниями в прошлом не приводит к исчезновению переживаний, вызванных этими влечениями (например, страхами), поскольку информация воспринимается безлично.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические особенности развития личности психолога в процессе обучения
  2. Диалектическая поведенческая психотерапия
  3. Психология профессиональной этики
  4. Психологические особенности переживания послеродовой депрессии у женщин
  5. Психологическая характеристика семьи
  6. Книги по психологии отношений
  7. Классификация психологических методов
  8. Психологическая практика в школе
  9. Психологические школы
  10. Проектирование образовательных технологий