Для связи в whatsapp +905441085890

Бессознательное в современной философии — Любовь к мудрости

Общие представления о мире и человеке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением. Это явление многомерно, оно формируется в различных сферах человеческой жизни, практики и культуры. К духовным образованиям, относимым к мировоззрению, мы относим философию. Ее роль в осмыслении проблем мировоззрения велика. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, что такое философия, необходимо хотя бы в общих чертах прояснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира и места человека в нем, а также убеждения, программы поведения и поступки людей. Мировоззрение — необходимый компонент человеческого сознания, это не просто набор нейтральных знаний, беспристрастных оценок и рациональных действий. В его формировании принимает участие не только хладнокровная работа разума, но и человеческие эмоции. Различные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, установок, стремлений и надежд, объединяясь в мировоззрение, составляют более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя. Мировоззрение обобщает когнитивную, ценностную, поведенческую сферы в их взаимосвязи. (2, p. 7-8)

Философия (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости», форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и место человека в нем; изучает познавательные, социально-политические, ценностные, этические и эстетические отношения человека к миру. Исторически сложились основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделялись такие противоположные направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и т.д.; основные направления философии 20 в. — неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. Основные направления современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место человека в нем, судьба современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытия и языка. (1)

В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, философская мысль принесла с собой принципиально новый тип мировоззрения, прочно опирающийся на доводы разума. Реалистические наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы и доказательства постепенно вытеснили фантастический вымысел, сюжеты, образы и сам дух мифологического мышления, оставив их в сфере художественного творчества. С другой стороны, есть мифы, распространенные в народе, и они переосмысливаются с точки зрения разума, получают новую, рациональную интерпретацию. Само понятие мудрости имело возвышенный, небюджетный смысл. Она рассматривалась как противоположность более мирским проявлениям разумности и благоразумия. Она ассоциировалась со стремлением к интеллектуальному пониманию мира, основанному на бескорыстном стремлении к истине. Таким образом, развитие философской мысли означало постепенное отмежевание от мифологии, рационализацию мифа и преодоление узких рамок и ограничений обыденного сознания.

Бессознательное в современной философии - Любовь к мудрости
Бессознательное в современной философии — Любовь к мудрости

Любовь к мудрости

Помимо познания мира, любовь к мудрости предполагала также размышления о природе и судьбе человека, о целях человеческой жизни и ее разумной организации. Ценность мудрости видели в том, что она позволяет принимать продуманные и взвешенные решения, указывает верный путь и направляет поведение человека. Мудрость рассматривалась как уравновешивание сложных отношений между человеком и миром, согласование знания и поведения, образа жизни. Важность жизненно важного и практического аспекта мудрости хорошо понимали как ранние философы, так и великие мыслители последующих эпох.

Таким образом, возникновение философии было специфическим духовным становлением: поиском гармонии между знаниями о мире и жизненным опытом людей, с их верованиями и идеалами. Древнегреческая философия сохранила и передала грядущим векам понимание того, что одного знания недостаточно и оно имеет смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Блестящее понимание ранней философской мысли заключалось в том, что мудрость — это не что-то готовое, что можно обнаружить, записать и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже постигая мудрость великих и опыт веков и современности, должен пройти сам. (2, p.15)

Рассмотрев общее понятие философии, я перехожу к вопросу о природе человеческого сознания.

Природа человеческого сознания

Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначает способность человека к идеальному воспроизведению действительности в мышлении. Сознание — это высшая форма психического отражения, присущая социально развитому человеку и связанная с речью, идеальной стороной целенаправленной деятельности. Оно выступает в двух формах: индивидуальной (личностной) и общественной. (1)

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и абстрактно мыслить, осмысливать свое прошлое, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные для него планы и программы. Все это вместе относится к сфере человеческого сознания. (4, p.132)

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его отношений с окружающей действительностью требует выяснения природы человеческого сознания. Эта проблема важна для философии потому, что тот или иной подход к сущности сознания, к природе его отношения к бытию, влияет на исходные мировоззренческие и методологические принципы любого философского направления. Естественно, эти подходы различны, но по существу все они имеют одну и ту же проблему: анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, в том числе и управления им.

Сознаниеодно из основных понятий философии

Существенным отличием человека как вида от животных является его способность рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя предназначенные для него планы и программы. Все это вместе относится к сфере человеческого сознания». (4, p.132)

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его отношений с окружающей действительностью требует выяснения природы человеческого сознания. Эта проблема важна для философии потому, что тот или иной подход к сущности сознания, к природе его отношения к бытию, влияет на исходные мировоззренческие и методологические принципы любого философского направления. Естественно, эти подходы различны, но по существу все они имеют одну и ту же проблему: анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как специфической реальности, как носителя специфических способов взаимодействия с окружающим миром, в том числе и управления им.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, о включенности человека с сознанием в мир, о возможностях, которые сознание предоставляет человеку, и об ответственности, которую сознание возлагает на человека. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им; короче говоря, нет человека без сознания, независимо от той или иной формы.

Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание предстает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествовали человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ взаимоотношений живых существ с окружающей средой, внутри которой, как их «обслуживающие механизмы», возникают соответствующие регуляторы поведения.

Появление современного человека (homo sapiens) ознаменовалось значительным прогрессом в изготовлении орудий труда. Переход к инструментальному способу взаимодействия с окружающей средой в условиях общества обусловил качественно новое развитие психики человека. Изготовление простейших орудий труда связано с мысленным предвосхищением их назначения, структурно-функциональных особенностей, социального разделения процесса их производства. Все это стимулировало развитие аналитико-синтетической деятельности, развитие интеллекта человека.

Во взаимодействии с себе подобными возникли осознанные, оторванные от непосредственной биологической цели действия, связанные с человеческим мышлением и волей.

Труд стимулировал человека к осознанию значимости своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека требовала: 1) осознания человеком смыслов своих трудовых действий; 2) появления сигнификатора этих смыслов — слова; 3) социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации и главного средства этой коммуникации — речи. (3, стр.25-29)

Развитие последнего предполагает формирование телесных органов, через которые протекают процессы психики и сознания — нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела — головного мозга. Но определяющим фактором в развитии этих телесных органов является реальная жизненная функция, ради которой эти органы работают. Человек обладает сознанием с помощью мозга, но сознание — это не функция мозга как такового, а функция определенного, специфического типа отношения социально развитого человека к миру. (2, p.432)

Сознательное и бессознательное в психике человека

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности человеку свойственны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно на трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Сознание не всегда управляет нашими поступками и чувствами, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Часто оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.

Бессознательный уровень психической деятельности — это врожденная инстинктивная и рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются бессознательными биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — сохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не является автономной, она находится под контролем высших и позднее сформированных структур мозга. Только в особых критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) эта сфера человеческой психики может переходить в режим автономной саморегуляции. (3, p. 37)

Существует также бессознательная память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Именно она управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

Существует также неосознаваемая мотивация, которая влияет на направление и характер поступков, и многое другое, что не осознается в психических процессах, свойствах и состояниях.

Большой вклад в разработку проблем личностного бессознательного внес З. Фрейд.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.д., которые человек не осознает, присущи ему (ей) и которые проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп — ошибочные действия: оговорки, промахи, ошибки в написании или восприятии слов. Вторая группа сознательных явлений основана на непроизвольном забывании имен, обещаний, намерений, предметов, событий и прочего, что прямо или косвенно связано с неприятными для человека переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к категории представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сны, дневные грезы, сновидения. Оговорки — это бессознательно обусловленные артикуляторные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их семантический характер, не случайны. З. Фрейд утверждал, что они выявляют скрытые от сознания человека мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека, других его мотивов с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в конфликте со скрытым мотивом. Когда бессознательное берет верх над сознанием, возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают из взаимного действия, или, лучше сказать, противодействия двух различных намерений». Что, в свою очередь, также указывает на наличие диалектики: единства и борьбы противоположностей.

Автоматизмы подсознательного уровня

Эти поведенческие автоматизмы освобождают разум для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторяющихся решений стандартных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, различные страхи и тревоги, амбиции, завышенные притязания (нарциссизм, неполноценность и т.д.). Эти комплексы склонны к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в подсознательной сфере, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности. Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они отвечают за обработку сублиминальных (бессознательных) влияний, формируют бессознательные мотивации, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые аспекты деятельности. Подсознание — это сфера внутренних состояний и установок, в том числе и высшего, нравственного уровня. Подсознание активно во всех случаях, когда возможности сознательной деятельности исчерпаны (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).

Высшая сфера подсознания — интуиция (иногда ее еще называют сверхсознанием) — представляет собой процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, возникновения неожиданных решений, бессознательного предвосхищения развития событий на основе спонтанного обобщения предыдущего опыта. Однако интуитивные решения возникают не только в подсознательной сфере. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный сложный блок ранее полученной информации.

Бессознательная сфера психики человека — это глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформировавшихся в значительной степени в процессе эволюции человека.

Такие явления, как вера, надежда и любовь, различные парапсихологические феномены (ясновидение, телепатия) коренятся в бессознательной сфере. Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанное беспокойство и радостное предвкушение также являются сферой подсознания. Готовность человека действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно, также относится к проявлениям бессознательной сферы психики.

Подсознательная сфера очень стабильна, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне может быть лишь в некоторой степени скорректировано методами психотерапии и гипноза.

Процессы, которые начинаются в бессознательной сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу.

Фрейд считал бессознательную сферу источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием.

В отличие от Фрейда, К. Г. Юнг, другой психоаналитик, не только не противопоставлял сознательное и подсознательное, но считал, что сознательное основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах — идеях, сформировавшихся у человечества в далеком прошлом. Где не мысль, не сознание, а чувство, подсознание подсказывает нам, что для нас хорошо, а что плохо.

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствие нормам, зафиксированным в подсознании.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Наука, её значение и роль в духовной жизни общества
  2. Протагор о человеке как мере всех вещей
  3. Объект и предмет философского анализа
  4. Предназначение и смысл философии
  5. Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль— немецкий философ, основатель феноменологии
  6. Влияние общества и личности на развитие сознания
  7. Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Кальвин. М. Лютер. Значение протестантизма
  8. Философия и наука. Роль философии в развитии науки
  9. Проблема смысла истории
  10. Лидерство и власть — их связь и противоречие