Для связи в whatsapp +905441085890

Биография психолога Уотсон Д.Б и проблема счастья в психологии — исследования Джона Бродуса Уотсона

Джон Бродус Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Каролине.

Американский психолог, основатель бихевиоризма (от английского «поведение»), одной из самых популярных теорий в западной психологии XX века.

24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке свою знаменитую лекцию (манифест) — «Психология с бихевиористской точки зрения». Со времен бихевиоризма психология начала процветать как экспериментальная наука.

Уотсон вообще отвергал сознание как объект научного исследования и сводил психические явления к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы из внешней среды.

Первое образование он получил только в 1894 г. (Фурманский баптистский университет) в Гринвилле, намереваясь стать священником. После окончания университета в 1900 году он получил степень магистра, но после смерти матери отказался от своих первоначальных намерений и поступил в Чикагский университет.

Ученик Дж. Энджелла и Дж. Дьюи. Именно под влиянием этих людей Джон заинтересовался психологией.

В 1903 году, после защиты докторской диссертации на тему «Связь между стадией развития центральной нервной системы и сложностью поведения у белых крыс». Он остался работать в том же университете. Изучая белых крыс, Уотсон пришел к мысли, что в экспериментах с животными он сможет узнать все то, что его коллеги изучали в исследованиях с людьми. Сам ученый отверг идею экспериментов на людях. В это же время, в 1903 году, Д. Уотсон женился на своей студентке.

С 1908 по 1920 г. — профессор и руководитель лаборатории психологии в Университете Дж. Хопкинса, читал там курсы по сравнительной и экспериментальной психологии. Работая в университетской лаборатории, он постепенно пришел к идее создания нового направления в психологии под названием «бихевиоризм», целью которого было изучение поведения.

По мнению Уотсона, именно поведение легче всего наблюдать и изучать, в отличие от сознания и человеческих эмоций. Впервые эти идеи были изложены им в книге «Психология с точки зрения бихевиоризма», опубликованной в 1913 году. В этой работе Уотсон высказал идею о необходимости поведенческих исследований, поскольку аналогичные эксперименты, проведенные ранее, внесли вклад в теорию психических процессов с участием органов чувств человека. Однако этих исследований было недостаточно для определения новых направлений экспериментальных исследований. Таким образом, ученый пришел к выводу, что необходим компромисс: либо психология будет изучать поведенческие факты как таковые, независимо от того, затрагивают ли они проблемы сознания, либо бихевиоризм будет пониматься как отдельная наука, независимая от психологии.

Отличительной особенностью бихевиористского подхода было то, что исследования людей и животных были по сути неразличимы; по мнению Уотсона, при изучении поведения человека должны использоваться те же методы, что и при изучении поведения животных. Основными понятиями являются стимул и реакция. Любое поведение следует рассматривать как реакцию организма на стимулы окружающей среды. Таким образом, ученый утверждал, что на основе реакции можно сделать вывод о стимуле, который ее вызвал, а зная стимул, можно предсказать последующую реакцию.

В 1915 году он стал президентом Американской психологической ассоциации. Бихевиоризм распространился, и его методы стали использоваться в других науках, социологии, антропологии и образовании. Особенно в последнем он активно использовался. По мнению Уотсона, используя принцип подкрепления, можно воздействовать на развивающуюся личность ребенка для достижения желаемого результата. Он считал, что ребенка можно обучить любой профессии, даже вора или бродягу, независимо от его изначальных способностей, талантов, занятий или происхождения. Такой подход был распространен во многих учебных заведениях в течение нескольких десятилетий. Считалось, что любой ребенок, если его правильно воспитать, может стать гением. Если учитель не справлялся, это объяснялось недостатком образования.

Уотсон Джон Б. умер в 25 сентября 1958.

Биография психолога Уотсон Д.Б и проблема счастья в психологии

Исследования Джона Бродуса Уотсона

Автор программного документа нового направления «Психология с бихевиористской точки зрения» Bihavior. Введение в сравнительную психологию. N.Y., 1914, написан в 1913 г. В отличие от интроспективной психологии, он предложил опираться исключительно на объективные методы, предпосылки которых были разработаны в естественных науках.

В книге «Психология с бихевиористской точки зрения» Уотсон утверждал, что психология человека не отвечает требованиям, предъявляемым к ней как к естественной науке. Психологи, в первую очередь занимающиеся изучением сознания, предпочитают основывать свои рассуждения на наблюдениях, поскольку не могут проводить эксперименты.

Таким образом, по мнению Уотсона, психология является слишком мало экспериментальной и слишком спекулятивной наукой и не решает жизненно важных человеческих проблем. С другой стороны, бихевиоризм, как писал Уотсон, является экспериментальной и объективной областью естественных наук.

Поведение людей и животных изучается одинаково, без учета влияния сознания. С этой точки зрения, факты, полученные при изучении поведения различных животных, значимы сами по себе. Так, в своей работе Уотсон предложил отказаться от изучения сознания как отдельного объекта исследования, тем самым приблизив психологию к другим естественным наукам.

Ученый признавал, что такое изменение предмета психологии оставит без внимания некоторые проблемы, но верил, что эти оставшиеся проблемы можно впоследствии переформулировать таким образом, что бихевиористские методы приведут и к их решению.

Д. Уотсон использовал метод подкрепления в своих экспериментах по обучению крыс. Ответы, которые он считал необходимыми, поощрялись, а нежелательные ответы наказывались. Перенося этот метод на поведение человека, ученый считал, что подкрепление можно использовать для воздействия на человека, чтобы направить его поведение в нужное русло.

Он понимал поведение человека от рождения до смерти как предмет психологии. Его главной задачей было изучение процесса обучения или формирования новых реакций на протяжении всей жизни с целью прогнозирования и контроля поведения. Терапия. Основываясь на своей теории психики, он разработал методы поведенческой психотерапии. Классическими являются его эксперименты по уничтожению фобии у маленького Альберта.

Ученый, предпринял попытку популяризировать эти идеи, выступал по радио, печатал статьи в популярных журналах. Розалия Рейнер стала новой женой Ватсона. Вместе они опубликовали книгу «Психологическая помощь ребенку», в которой изложили практические советы для молодых родителей.

Его вклад в психологическую науку значителен как вклад человека, создавшего новое направление в психологии. На основе экспериментов, проведенных им с животными, Джон Уотсон пришел к выводу о важной роли поведения в изучении психологии человека. Поведение, в отличие от сознания, можно изучать с помощью объективных методов, что сближает психологию с естественными науками. Трудности, возникшие в жизни ученого, отразились на его творчестве: ему пришлось оставить науку и обратиться к коммерции. Тем не менее, он продолжал развивать свои идеи и занимался наукой до конца своей жизни.

Психологические аспекты феномена счастья

Несмотря на то, что проблема счастья изучается уже давно, каждый раз появляются новые ракурсы ее реализации. Проблема счастья приобрела особую актуальность в современной России. Исследуемая проблема всегда и везде была интересна, но с разных сторон; она всегда содержала новые неисследованные вопросы, нераскрытые моменты. Эта тема всегда актуальна и нова, а значит, интересна для исследователей. И сегодня им занимаются не только представители философии, но и психологии и педагогики.

Абрахам Маслоу, американский психолог, видел счастье человека в его самоактуализации, путь которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от самых простых в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализированная личность спокойна, уверена в себе, талантлива, снисходительна, не склонна к депрессии и истерии, имеет здоровую самооценку и гармоничную внешность.

Гедонизм и утилитарные философские течения отождествляли счастье в основном с чувственными удовольствиями. Это легко объясняет состояние счастья у влюбленных. Здесь, конечно же, имеет место и удовлетворение потребности в признании, и не до конца осознанная химическая и биологическая реакция.

Ницше считал, что, по крайней мере, для большинства европейцев его времени, она, скорее всего, недостижима. Христианство убило истинного Бога, Бога дающего, создав для себя идеал страдающего Бога. Человек должен стремиться приблизиться к Богу, очищаясь от грехов через лишения и мучения. Он просто не имеет права быть счастливым, он должен страдать ради чистоты своей души.

С изучаемой проблемой счастья тесно связан вопрос о смысле жизни. Меняется ли он в течение жизни или остается неизменным? Может ли счастье быть смыслом жизни или только средством реализации последнего?

Следует отметить, что большинство отечественных философов обходили тему счастья стороной. Но некоторые из тех, кто говорил о смысле жизни, также затрагивали тему счастья.

Василий Розанов — один из таких мыслителей. Его обращение к этой теме основано на противоречии: с одной стороны, человек не может действовать иначе, чем подчиняясь побуждению быть счастливым; с другой стороны, человек должен просто следовать этому побуждению (то есть он признает, что люди иногда борются с ним). Пытаясь разрешить это противоречие, В. Розанов затем обращается к историческому происхождению идеи счастья. Люди всегда следуют своему стремлению к счастью (часто даже не осознавая этого). А в требовании, чтобы каждый руководствовался только своим счастьем, кроется отрицание необходимой важности для человека этих идей, которые «должны быть объектом его стремлений и антипатий только в той мере, в какой они соотносятся с его счастьем». Сам В. Розанов определяет счастье как «понятие, указывающее на высший руководящий принцип или идеал, которым мы связываем определенный строй мысли с определенным объектом». Он также признает, что универсального счастья не существует, т.е. у каждого человека есть свое субъективное ощущение. В. Розанов пишет, что счастье можно понимать как состояние, когда человек достиг пика удовлетворения, когда ему уже не хочется напрягаться, идти и что-то искать. Единственное различие в ощущении счастья у разных людей — это его продолжительность и интенсивность. И предпочтение следует отдавать тому счастью, которое является более продолжительным и большим по количеству. Если есть возможность сделать счастливыми несколько человек, а не только одного, желательно ее реализовать.

Теории тела (т.е. цели и потребности)

Теологические теории утверждают, что счастье достигается при достижении цели или удовлетворении потребности.

Теория потребностей утверждает, что существуют врожденные и приобретенные потребности, которые человек стремится удовлетворить. Эти потребности могут быть как осознанными, так и неосознанными. В любом случае человек начинает чувствовать себя счастливым после исполнения своих желаний. В отличие от теории потребностей, теория целей предполагает осознание желаний. Человек сознательно пытается достичь каких-то целей, и в случае их достижения возникает счастье. Цели и потребности могут быть соотнесены, например, базовые потребности могут мотивировать определенные цели. Потребности могут быть универсальными, как у Маслоу, или значимо отличаться у разных людей, как у Мюррея. Тем не менее, общепризнано, что удовлетворение потребностей, реализация целей, желаний приводит к ощущению счастья.

Маслоу предложил универсальную иерархию потребностей, которые, по его мнению, возникают в одинаковом порядке у всех людей. Человек должен испытывать субъективное ощущение счастья через удовлетворение потребностей на определенном уровне, причем более интенсивное удовлетворение возможно, по его мнению, на более высоком уровне пирамиды потребностей. Мюррей предложил множество потребностей различного происхождения. Потребности разных людей значимо отличаются друг от друга, например, потребность в достижении и подкреплении. Он считал, что люди счастливы, когда удовлетворены их конкретные потребности.

Цели и желания обычно считаются более осознанными, чем потребности. Считается, что большинство людей испытывают чувство счастья, когда достигают значимой цели. Однако неизвестно, как долго длится это ощущение. Некоторые теоретики, например, Чекола (Чекола М. Г.) считают, что ощущение счастья зависит от последовательного выполнения жизненного плана и интегрированного набора личных целей. Таким образом, согласно этому подходу, субъективное ощущение счастья зависит от двух факторов: гармоничного включения целей в жизненный план человека и их реализации.

Другим подходом, разработанным в этом направлении, является теория Палиса и Литтла, в которой определяющей является жизненная стратегия, предполагающая определенные личные цели, связанные с достижением счастья. Палис и Литтл утверждают, что люди, имеющие долгосрочные жизненные цели с отсроченным вознаграждением, несчастны. С другой стороны, у большинства счастливых людей проекты менее сложные и приносящие больше удовлетворения, которые имеют значение для человека в течение определенного периода времени.

Согласно телистическому подходу, счастье зависит от нескольких факторов. Во-первых, индивидам необходимо достигать целей, которые приносят краткосрочные моменты счастья, в то время как в долгосрочной перспективе они испытывают неудовлетворенность, поскольку краткосрочная цель не соответствует цели с временной задержкой. Во-вторых, цели и желания могут противоречить друг другу, что делает их полное удовлетворение невозможным. А поскольку эти цели и желания могут быть неосознанными, будет трудно определить и интегрировать их, если они противоречат друг другу. Достигая целей, которые приносят краткосрочные периоды счастья, люди становятся неудовлетворенными, потому что они несовместимы с глобальными целями. В-третьих, люди могут быть лишены возможности испытать счастье, когда цели и желания отсутствуют. И в-четвертых, люди могут быть неспособны достичь своих целей, потому что у них нет достаточных навыков и способностей, а их цели поставлены слишком высоко.

Теории сравнения

Теории сравнения рассматривают счастье как результат сравнения реальных условий с принятыми стандартами человека. То есть, человек формирует представление об удовлетворительном стандартном состоянии и сравнивает фактическую ситуацию с этим стандартом. Если, с точки зрения человека, фактические условия превышают стандарт, то человек воспринимает свою жизнь как удовлетворительную и счастливую. Стандарт может быть установлен по собственному усмотрению человека, исходя из его собственного восприятия или отношения к нему его родителей. Стандарты могут варьироваться от ситуации к ситуации. Например, сравнение себя с менее успешным человеком может повысить состояние внутреннего удовлетворения.

Согласно этой теории, невозможно предсказать, какие события человек воспримет как позитивные или негативные, но можно предсказать возможные последствия, вызванные этими событиями.

В теории социального сравнения Карпа и Михалоса референтная группа определяет стандарт, воспринимаемый индивидом как субъективная норма. В теории адаптации Брикмана прошлая жизнь человека считается стандартом. Если текущая жизнь человека превышает этот стандарт, он испытывает чувство удовлетворенности жизнью и счастья. Человек может сам установить этот стандарт, основываясь на собственном воображении или на отношении родителей. Хотя в разных ситуациях стандарты могут быть установлены по-разному, они формируют основу для сравниваемых условий. Сейдман и Рапкин приводят доказательства влияния социального сравнения на психическое здоровье, а Уилсон предполагает, что сравнение с менее успешным человеком может усилить состояние субъективного удовлетворения.

Керл обнаружил, что уверенность в том, что у других жизнь хуже, может способствовать собственной удовлетворенности, а Истерлин обнаружил, что удовлетворенность своим доходом возникает в результате сравнения себя с другими людьми в обществе. Недостатком теории социального сравнения является то, что она не рассматривает, когда человек испытывает потребность сравнивать себя с другими. Как отмечает Фридман, для некоторых областей, таких как гендерные предпочтения, социальные сравнения не имеют смысла, поскольку в них действуют индивидуальные стандарты, основанные на ценностях и потребностях человека. Тем не менее, Эммонс обнаружил, что социальные сравнения являются самым сильным предиктором ощущения счастья в большинстве сфер жизни.

Одной из форм теории сравнения является теория адаптации. Теория адаптации основана на стандартах собственного опыта человека. Она основана на том, что человеческой природе свойственно приспосабливаться к существующим условиям. Когда текущие события лучше стандартных, человек испытывает чувство счастья. Но когда продолжительность этих событий велика, происходит корректировка, и стандарты поднимаются на новый уровень. Согласно этой теории, например, постоянное увеличение дохода имеет гораздо большее значение для переживания субъективного удовлетворения, чем просто его более высокий уровень по сравнению с другими. Отдельные стандарты изменяются в разных направлениях в зависимости от обстоятельств до тех пор, пока они не начнут оказывать свое действие.

Беркма сообщает о доказательствах того, что победители лотерей не более счастливы, чем контрольные группы. Он предполагает, что люди привыкают ко всем событиям, как позитивным, так и негативным. Эти результаты также подтверждают исследование, проведенное Ворманом и Сильвером на парализованных людях. Даже несмотря на то, что парализованные люди чувствовали себя невероятно несчастными после трагедии, которая с ними произошла. Тем не менее, они довольно быстро начали двигаться в сторону большей удовлетворенности, что говорит о формирующемся привыкании даже к такой неудовлетворенности.

Однако, несмотря на то, что адаптация является мощным процессом, ее пределы или параметры влияния окончательно не изучены.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гендерная социализация современных подростков
  2. Психологический дебрифинг
  3. Преподавание и учение как две стороны процесса обучения
  4. Параметрические и непараметрические методы статистики в психологии
  5. Задачи социальной психологии
  6. Психология суда присяжных
  7. Психологическая готовность к браку молодежи
  8. Особенности свойств внимания у лиц, относящихся к разным возрастным группам
  9. Специфика состояний страха, тревоги и экзистенциальной тревоги у спортсменов
  10. Творческое мышление как высшая форма мышления