Для связи в whatsapp +905441085890

Блаженный Августин — Духовный путь Блаженного Августина

Жизнь святого Августина столь же замечательна, сколь и поучительна для любого христианина. Его богословское наследие уникально в своем роде. В своих трудах блаженный Августин затрагивал различные вопросы: догматические, нравственные, философские, церковные и практические. На Востоке в то время было много богословов, среди которых невозможно выделить какого-то условного лидера. Однако на Западе Августин Гиппонский не имел себе равных, его учение доминировало в латинском богословии вплоть до возникновения средневековой схоластики. Последняя возникла во многом из-за неправильного толкования суждений Блаженного Августина. В данной статье рассматриваются труды этого великого богослова Западной Церкви по вопросу об излиянии Святого Духа и по вопросу межконфессиональных отношений, который стал актуальным в последнее время.
Будучи великим богословом своего времени, святой Августин оказал значительное влияние на развитие церковной богословской мысли. По словам его ученика Посидия, блаженный Августин, включая его слова и письма, является автором около 1030 произведений. Сам богослов утверждал, что им было написано 93 сочинения в 132 книгах. Он был одним из лучших и наиболее плодовитых писателей среди учителей Церкви. Оценивая объем трудов блаженного Августина, можно смело сказать, что к нему применимо крылатое выражение Иеронима Стридонского об Оригене: «Кто мог когда-либо прочитать столько, сколько он написал?».
Выбранная тема вызвала много дискуссий и поэтому достаточно хорошо изучена богословами. Среди ее исследователей можно найти как наших современников, так и представителей прошлых веков. Это, в частности, святитель Григорий II Кипрский, патриарх Константинопольский, протоиерей Иоанн Мейендорф, протоиерей Максим Козлов, протоиерей Митрофан Зноско-Боровский, Евгений Успенский, Иван Попов.Блаженный Августин родился в 354 году в нумидийском городе Тежу, в Северной Африке. Его отец был язычником и принял христианство только к концу своей жизни. Блаженная Моника, мать блаженного Августина, происходила из христианской семьи и была верной и ревностной христианкой. Первый молитвенный опыт блаженного Августина и уважение к имени Спасителя — ее заслуга. Их семья не была очень богатой, но родители дали сыну достойное образование. До получения среднего образования в соседнем городе Мадаура он ходил в школу в своем родном городе.

По окончании школы, в возрасте шестнадцати лет, блаженный Августин отправился в Карфаген, столицу Африки, изучать риторику. Вся греческая литература читалась здесь в переводе, так как обучение велось преимущественно на латыни. Августин хотел читать оригиналы, но, как бы он ни старался, его попытки выучить греческий язык не были достаточно успешными, чтобы его желание исполнилось. Зато он в совершенстве овладел риторикой, «для него язык как средство общения был искусством, требующим совершенства по причинам любви к ближнему» Скурат К.Е. Воспоминания и труды по патрологии (I-V вв.). Яхрома, 2006. С. 275..

В Карфагене Августин вел очень разгульную жизнь. Через некоторое время после прибытия в африканскую столицу он вступил в конкубинат (сожительство) с женщиной, которой был верен 15 лет.

Блаженный Августин - Духовный путь Блаженного Августина
Блаженный Августин — Духовный путь Блаженного Августина

Духовный путь Блаженного Августина

В возрасте 19-ти лет у Августина проявляются первые признаки нравственного кризиса. Он проявляет интерес к религии. На высланные матерью деньги он приобретает рукопись сочинения Цицерона «Гортензий», не дошедшего до наших дней. Оно было написано Цицероном после смерти его любимой дочери, уже в преклонных летах. Это сочинение определяло философию как высшее благо, превосходящее те гедонические ценности, которые разделяли обыватели: материальное благосостояние, телесные наслаждения и славу.

Вдохновившись этими идеями, блаженный Августин начинает чувствовать внутренний разлад между тем, чего он желал своей возвышенной душой, и реальным укладом его жизни. «Теоретически сочувствуя идеалу мудрости, практически он предавался тем же низменным влечениям» Попов И. В. Патрология: краткий курс. М., 2003. С. 485..

Так как он не встретил в сочинение Цицерона имени Христа, которое с самого детства вложила ему мать, оно не могло полностью утолить его жажду истины. Он начинает изучать Священное Писание, но на тот момент и оно не производит должного впечатления на Августина должного впечатления, так как кажется ему слишком грубым.

Молодой ритор по-прежнему не может преодолеть свой внутренний конфликт, что приводит его к манихейству, отличавшемуся столь привычной для античного мира идеей дуализма, существования противоборствующих начал — доброго и злого. Имя Христа использовалось здесь, но в далеко не христианском смысле и контексте. Рациональное, упрощенное понимание Божественного Откровения привлекало своей внешней логичностью. Блаженный Августин около десяти лет был последователем и проповедником манихейства. Вернувшись в Тагасту, Августин преподает грамматику, но затем он ещё раз отправляется в Карфаген и там изучает естественные науки. Надеясь на его обращение к истине, его мать отправляется вслед за ним.

Августина интересуют, главным образом, астрология, эстетика, астрономия и естественные науки. Постепенно углубляясь в астрономию, ритор начинает понимать, что манихейские космологические мифы больше походят на сказку. По этой причине у него возникает множество сомнений, которые местные манихеи развеять не смогли. Наиболее авторитетным представителем манихейства был, на тот момент, епископ Фавст. Дождавшись его приезда в Карфаген, Августин мгновенно озадачил его массой неразрешенных вопросов. Епископ честно признался, что не сможет дать нужных ответов, так как не обладает необходимыми сведениями. Августина потрясла эта искренность, он становится другом Фавста. Однако из ученика Августин становится учителем. Он помогает епископу в изучении литературы и риторики. Исходя из этого, можно утверждать, что Августин внутренне разочаровался в манихействе к этому моменту.

Приход к христианской вере

Жизнь Блаженного быстро меняется. Он решает вступить в законный брак и по просьбе матери отпускает свою наложницу. Однако Августину приходится ждать еще два года до свадьбы, потому что его невеста слишком молода, а он тем временем берет другую наложницу. Несмотря на жизненные трудности, он по-прежнему стремится к идеалу, но пока не в состоянии осуществить свою мечту.

Чуть позже он знакомится с неоплатонизмом, в котором его привлекла идея опровержения дуализма. В глазах Блаженного это, в некотором смысле, было сродни христианству: «Бог един, и все, что с Ним связано, хорошо» Скурат К. Е. Воспоминания и труды по патрологии (I-V вв.). Яхрома, 2006. С. 276-277.. Согласно неоплатонизму, зла как такового не существует, оно есть лишь отклонение от добра, то есть от Бога. Зло напоминает паразита, болезнь.

На отношение Августина к Церкви значительное влияние оказало Священное Писание и знакомство с одним из трудов Афанасия Великого, а именно с житием святого Антония. На него также произвел впечатление поступок языческого ритора Мария Викторина, который перевел одно из произведений Плотина с греческого на латынь — он вышел и с кафедры отрекся от язычества, исповедуя себя христианином. Августин подумывал стать христианином, но от крещения его удерживало осознание собственной привязанности к страстям и соблазнам этого мира. Он понимал, что крещение должно стать толчком к полному изменению его образа жизни, поэтому откладывал его. Именно тогда он неоднократно произносил в своих молитвах ставшее хрестоматийным высказывание: «Дай мне целомудрие и воздержание, но не сейчас». Яхрома, 2006. С. По словам блаженного Августина, он твердо убедился в необходимости изменить свой образ жизни после одного случая. Однажды, когда он внутренне сокрушался о своей греховности, вдруг услышал детский голос из соседнего дома: «Возьми и читай! Возьми и читай!» Августин, восприняв это как Божье указание, взял Послания апостола Павла, открыл их наугад и прочитал первую попавшуюся главу. Это была глава Послания к Римлянам: «Будем вести себя прилично, не предаваясь ни пьянству и разгулу, ни похоти и распутству» (Рим. 13:13). Он не хотел читать дальше, да и не нужно было, потому что эти слова так потрясли его душу, что он почувствовал необыкновенный душевный покой, который мгновенно развеял все сомнения на пути ко Христу.

В 389 году Августин принял крещение. Вспомнив из жизни Антония, как тот, придя в церковь, услышал из Евангелия: «пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и следуй за Мною» (Мф. 19:21), он следует этим евангельским словам и, похоронив мать, возвращается в Тагасту, где продает все свое имущество и отдает вырученные деньги в распоряжение Церкви.

Затем он переезжает в Гиппо, где основывает первый монастырь в Нумидийской Африке. Стремясь привлечь Августина к служению Церкви, престарелый епископ Гиппо Валерий вскоре рукополагает его в пресвитеры.

Приход к христианской вере

По словам блаженного Августина, он твердо убедился в необходимости изменить свой образ жизни после одного случая. Однажды он, внутренне сокрушаясь о своей греховности, вдруг услышал детский голос из соседского дома: «Возьми и читай! Возьми и читай!» Августин, восприняв это как Божье указание, взял Послания апостола Павла, открыл их наугад и прочитал первую попавшуюся главу. Это была глава Послания к Римлянам: «Будем вести себя прилично, не предаваясь ни пьянству и разгулу, ни похоти и распутству» (Рим. 13:13). Он не хотел читать дальше, да и не нужно было, потому что эти слова так потрясли его душу, что он почувствовал необыкновенный душевный покой, который мгновенно развеял все сомнения на пути ко Христу.

В 389 году Августин принял крещение. Вспомнив из жизни Антония, как тот, придя в церковь, услышал из Евангелия: «пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и следуй за Мною» (Мф. 19:21), он следует этим евангельским словам и, похоронив мать, возвращается в Тагасту, где продает все свое имущество и отдает вырученные деньги в распоряжение Церкви.

Затем он переезжает в Гиппо, где основывает первый монастырь в Нумидийской Африке. Стремясь привлечь Августина к служению Церкви, престарелый епископ Гиппо Валерий вскоре рукополагает его в пресвитеры.

С благословения епископа Августин начинает проповедовать в Церкви и усердно изучать Писание. Именно по этой причине в его трудах этого периода появляются чисто христианские понятия закона, возрождения, призвания и благодати.

Наиболее усердно в это время блаженный участвует в антиманихейской полемике. В 395 году епископ Валерий, опасаясь, что Августина могут попросить служить епископом в другом городе, решает сам рукоположить его в епископы и сделать своим соепископом.

После смерти Валерия Августин стал правящим епископом епархии Иппонии и оставался им в течение 35 лет, вплоть до своей смерти. Он стал незаменимым участником всех африканских соборов, потому что в Африке епископа ставили над каждым приходом, насчитывающим более 12 человек, и большинство из них были необразованными людьми, слабо разбирающимися в богословии.

Таким образом, Августин, как единственный ритор и богослов, фактически руководил всей церковной жизнью в Африке. Во время своего епископства святой Августин написал множество философских, догматических, экзегетических, морально-аскетических и практических работ, которые оказали влияние на церковную жизнь не только в Африке, но и во всем западном христианстве.

В 426 году, ослабленный годами и болезнями, Августин назначил пресвитера Ираклия своим преемником.

28 августа 430 года Августин Блаженный почил в Гиппо, осажденном вандалами. В Никейско-католическом Символе веры говорится об излиянии Святого Духа следующим образом: «И о Духе Святом, Господе Животворящем, Который исходит от Отца. От Отца, и исключительно от Него. Господь Иисус Христос в Своей прощальной речи говорит Своим ученикам: «Дух Истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15:26). Святая Церковь учит, что Святой Дух единосущен Отцу и Сыну, что Он имеет ту же сущность, что и Отец и Сын. Он получает свое ипостасное бытие от Отца, покоится на Сыне и послан Им в мир, поэтому Его называют и Духом Сына, и Духом Отца.

Исторический путь появления ереси на Западе

Римско-католическое учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына стало одной из главных догматических причин разделения христианской церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Оно до сих пор является ключевой доктринальной ошибкой католиков, препятствующей воссоединению церквей.

Как богословский взгляд, доктрина Filioque возникла задолго до разделения церквей. Она исходит из своеобразного толкования ряда евангельских отрывков, в которых можно обнаружить указания на такое исхождение. Например, в Иоанна 15:26 Спаситель говорит: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины. Который от Отца исходит», и в Его словах мы видим прямое свидетельство о пришествии Святого Духа, Которого Иисус обещает послать от Себя. Стих, когда Иисус «сказав сие, дунул и сказал им: примите Духа Святого» (Иоанна 20:22) и слова апостола Павла в Послании к Галатам: «Бог послал Сына Своего Духа в сердца ваши» (Галатам 4:6), а также некоторые другие отрывки очень часто используются.

Испанская церковь была первой, кто включил Filioque в Символ веры. Дело в том, что Испания в это время была завоевана вестготами, которые были арианами, так как из язычества в христианство их обратили арианские епископы. Вторжение вестготов-ариан стало суровым испытанием для испанской церкви.

Известно, что ариане отрицали единосущность Бога-Сына с Богом-Отцом, признавая в Нем сыновство не по сущности, а по благодати, признавая Его совершенным творением. Здесь сыграла свою роль доктрина Filioque. Испанские епископы созвали III Толедский собор, на котором к Никейскому Символу веры была добавлена вставка «и Сына», чтобы подчеркнуть равенство Лиц Святой Троицы, то есть соприродность Бога Отца и Бога Сына, указывая на то, что Сын не является меньшим Богом, чем Отец. Это произошло в 589 году. Это решение было скорее практическим, чем догматическим.

Таким образом, кроме испанской церкви, больше никто на Западе не включал доктрину Filioque в Символ веры. Как доктрина, эта вставка начала распространяться на Западе только после создания империи франков великим полководцем и императором Карлом Великим. Он хотел объединить два государства — Рим и Константинополь. С этой целью он решил выдать свою дочь Ротруду замуж за Константина, наследника константинопольского престола. Но брак, по определенным причинам, не состоялся. Тогда Карл Великий с помощью своих богословов решил найти другой способ решения проблемы. Он хотел обвинить Восточную империю в ереси и тем самым лишить ее права возглавить христианский мир. В книгах каролинской эпохи, автором которых был Алкуин, можно найти самые резкие комментарии и высказывания в адрес греков: «Седьмой Вселенский Собор «они называют крайне нелепым синодом», Ирина и Константин «говорят на языке самой глупой гордости», Григорий Нисский — «чужак, чье свидетельство не считается», наконец, Тарасий, глава и вдохновитель Собора, покрыт самыми оскорбительными ругательствами» (A Reader’s Guide to Comparative Theology. Москва: Лавра Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. С. 160..

Когда учение о Filioque дошло до восточных отцов, святой Максим Исповедник изучил его и заключил: «Многочисленными свидетельствами они доказали, что не делают из Сына причину Святого Духа, ибо знают, что единое происхождение и Сына, и Духа — Отец. Один — по рождению, другой — по происхождению. Но их формулировка имеет целью показать, что Дух исходит через Сына, и таким образом установить единство и тождество сущности» Мейендорф Иоанн, о. Введение в Священное богословие. Клин, 2001. С. 30.. Так святой Максим Исповедник умиротворял Восток, пока в 808 году следы этой доктрины не были обнаружены в Иерусалиме приехавшими франкскими монахами-паломниками. Во время Божественной литургии они пели Символ веры со вставкой Filioque. Это, конечно, привлекло внимание местных монахов и, по сути, дало повод для нового разбирательства.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности познания духовного
  2. А.И. Герцен. «Письма об изучении природы» — Биография Герцена
  3. Философия политического сознания
  4. Учение Гераклита
  5. Философия и мифология — Социально-исторические истоки философии
  6. Многообразие пространственно-временных уровней бытия
  7. Экзистенциал
  8. Джордж Герберт Мид, американский философ, представитель прагматизма
  9. Эстетическое как универсальный критерий ценности
  10. Человек как творец и наследник духовного богатства