Для связи в whatsapp +905441085890

Блез Паскаль — Афористическая литература как жанр. Ее признаки

Афористическая литература как самостоятельный жанр зародилась во Франции в 17 веке. В эту эпоху появились первые писатели-афористы. Писатели-афористы не создавали романов, повестей или рассказов, а лишь короткие, предельно сжатые прозаические миниатюры или записывали свои мысли — плоды жизненных наблюдений и размышлений.
Ларошфуко, Паскаль, Вовенарг и Шамфор — блестящие мастера афоризма, классические представители жанра.
Истоки афористики следует искать в «Характерах» древнегреческого писателя Теофраста.
Задачами данной работы являются — выделение особенностей афоризма как жанра литературы, определение основных направлений в афористической литературе, определение ее основных черт на примере литературных произведений Паскаля и Ларошфуко.
Цель работы — на примере произведений Ларошфуко и Паскаля показать особенности построения данного жанра и его отличительные черты.
Актуальность работы обусловлена тем, что в теории жанра литературного афоризма до сих пор не исследованы его истоки и границы, часто возникает путаница в терминологии. Практически нет работ, раскрывающих основные особенности этого жанра.Дать точное определение литературного афоризма очень сложно, так как существует множество различных трактовок понятия «афоризм». Этот вид художественной литературы существовал и под другими названиями — максимы, сентенции, мысли и т.д. Но, тем не менее, существуют критерии, которые и определяют сущность афоризма как литературного жанра, афористическая литература соответствует следующим признакам:
автор выражает особенности своего мировоззрения, своей философской концепции;
философские и психологические аспекты изучения человека и его взаимоотношений с окружающим миром;
взаимодействие принципов научного мышления и художественного видения мира;
неожиданное освещение фактов, но не их изложение;
предназначение для широкой публики;
Таким образом, афоризм — это прозаический литературный жанр; афористические произведения представляют собой собрание отдельных высказываний, объединенных мировоззрением автора, где каждая мысль, не претендуя на универсальность, имеет определенную ценность, освещает, учит всему с неожиданной стороныОсобенностью жанра афоризма является то, что он формально не входит в систему классицистических жанров, так как не описывает действие. Но, тем не менее, он был связан с эстетикой классицизма своей способностью ясным и точным языком отражать вечные, устойчивые временные ценности, решение нравственных проблем.
Афоризм во французской литературе XVII века занимал особое место, он стал своеобразной «формой времени». В той или иной степени он встречался во всех жанрах эпохи: поэзии и трагедии, в небольшой степени — в романе. Афоризмами насыщены научные трактаты, письма, мемуары.
Афористическая литература — важная часть общественной жизни. Удачные изречения широко ценились в обществе, передавались устно и письменно. Многие государственные деятели отдавали дань моде на афоризмы, например, королева Швеции составила обширные и серьезные комментарии к «Максимам» Ларошфуко.

Блез Паскаль - Афористическая литература как жанр. Ее признаки
Блез Паскаль — Афористическая литература как жанр. Ее признаки

Афористическая литература как жанр. Ее признаки

Блез Паскаль (1623 — 1622 г. г.) — выдающийся математик, физик, философ и автор «Мыслей». Сборник «Мысли» (1776 г.) — это главный философский труд Паскаля, здесь собраны фрагменты размышлений автора, в них нет остроты, присущей Ларошфуко, автор наблюдает за человеком, он размышляет: «Хороший острослов — дурной человек» (фрагмент 46). Паскаль широко использует приемы научного письма: строгую аргументацию, ясную и четкую терминологию, убедительность выводов. Его афористический стиль стал школой для его известных современников, в первую очередь, для Ларошфуко и Лабрюйлера.Как философ Паскаль интересовался религиозно — этическими проблемами. Двойственность природы человека — такого основное положение размышлений Паскаля. По мнению автора, человек в онтологическом плане — это соединение двух различных субстанций — души и тела. В моральном — соединение доброго и злого. Только христианская религия по его мнению дает удовлетворительное объяснение двойственности человека. Второе основное положение Паскаля состоит в утверждении испорченности, ограниченности и ничтожности человека. Ничтожность эта проявляется в большей мере в его неспособности понять мир. «Человек ничтожен, и как моральное существо он исполнен»… гордости, честолюбия, похоти, слабости, духовной нищеты и несправедливости…» (фрагмент «Мысли»). Наконец, страдания и неизбежность смерти — величайшие проявления ничтожности человека.Паскаль высказывал крайне пессимистический взгляд на жизнь, которую сравнивал с существованием осужденных на смерть узников, ежедневно видящих, как гибнут другие узники, ожидающих часа своей погибели, но не знающих, когда он наступит. Человек должен иметь силу осознать трагизм своего положения и искать выход в христианкой вере, чтобы воссоединиться с богом и избавиться от отчаяния. Чувство любви к другим людям, по мнению Паскаля, — это грех, так как любви достоин лишь бог. «Вся суть веры в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом» (фрагмент «Мысли»).Таким образом, Блез Паскаль сотворил знаменитые афористические выражения о философии человека, его выражения стали крылатыми, наиболее известное из них — «Мыслящий тростник»: «Человек всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник. Не нужно Вселенной ополчаться против него, чтобы его уничтожить: достаточно пара, капли воды, чтобы убить его. Но если бы Вселенная его уничтожила, человек всё же оставался бы более достойным, чем то, что его убивает, и он знает, что умирает, тогда как о преимуществе, которое над ним имеет Вселенная, она ничего не знает»…Франсуа Ларошфуко (1613 — 1680) — французский писатель, признанный автор многих афоризмов. Результат его обширного жизненного опыта — «Максимы». «Максимы» — сборник афоризмов, составляющий цельный кодекс житейской философии. Неизменный успех «Максим» объясняется афористической точностью автора. В этом произведении афоризмы представлены простыми утверждениями, также встречаются и более сложные обороты: исправление всеобщего заблуждения, нереальное предположение, парадокс и т.п., что способствовало поиску ритма и особого звучания. Не следует забывать также о сочетании красочных образов с юмором. «Максимы» — это произведение нового типа, которое положило начало новому жанру, где каждый фрагмент может читаться как отдельно взятый, но объяснен ближайшим или отдаленным контекстом, предоставляя возможность читателю воспринимать книгу как единое произведение.

Мысли 

Однако неизвестно, смог ли сам Шикард построить свой арифмометр. В его переписке с астрономом Иоганном Кеплером (1571-1630) есть свидетельства того, что незаконченная модель погибла во время пожара в его мастерской. Кроме того, автор, вскоре умерший от холеры, не успел ввести информацию о своем изобретении в научное сообщество, и оно стало известно только в середине ХХ века.

Поэтому Блез Паскаль (1623-1662), который первым не только разработал, но и построил работоспособный арифмометр, начал, как говорится, с нуля. Гениальный французский ученый, один из создателей теории вероятности, автор нескольких важных математических теорем, естествоиспытатель, открывший атмосферное давление и определивший массу земной атмосферы, выдающийся мыслитель, в повседневной жизни был любящим сыном председателя королевской палаты пошлин. Девятнадцатилетним юношей в 1642 году, желая помочь отцу, который тратил много времени и сил на составление финансовых отчетов, он сконструировал машину, которая могла складывать и вычитать числа. Первая модель постоянно ломалась, и через два года Паскаль сделал более совершенную модель. Это была чисто финансовая машина: она имела шесть десятичных знаков и два дополнительных: один делился на 20 частей, а другой — на 12, что соответствовало пропорциям денежных единиц того времени (1 су = 1/20 ливра, 1 денье = 1/12 су). Каждому делению соответствовало колесо с определенным количеством зубцов.

За свою короткую жизнь Блез Паскаль, проживший всего 39 лет, успел изготовить около пятидесяти счетных машин из самых разных материалов: меди, различных пород дерева и слоновой кости. Одну из них ученый подарил канцлеру Сегье (Pier Seguier, 1588-1672), некоторые модели распродал, другие демонстрировал на лекциях о последних достижениях математики. До наших дней сохранилось восемь экземпляров. «Мысли Паскаля» в русском издании 1892 года состоят из 23 статей. Первые 6 посвящены человеку, его величию и слабости: «Человек велик, сознавая свое жалкое состояние». Человек также определяется как «мыслящий тростник». Начиная со статьи 7, Паскаль начинает критиковать атеистов (фр. des Athées). В статье 8 излагается знаменитое «пари» Паскаля. «Давайте взвесим выигрыш и проигрыш, заключив пари на то, что Бог есть». В статье 9 (в издании 1670 года это вторая статья) он размышляет о религии, противопоставляя язычество и христианство. В отличие от первого, второе имеет не только внешнюю (церемониальную), но и внутреннюю (моральную) сторону. В статье 10 он размышляет о первородном грехе (le péché originel), который устанавливает двойственность человека (невинность и испорченность). В статьях 11-12 Паскаль говорит о том, что разум (la raison) не следует ни возвеличивать, ни принижать. Статьи 13-14, 19 посвящены евреям и Ветхому Завету («имя евреев будет оставлено для проклятия», — пишет Паскаль). Статьи 15-17, 20, 23 посвящены Иисусу Христу. В статье 22 Паскаль отмечает, что Бог открывается не уму, а любви («Бог осязаем для сердца, а не для ума»).

Изобретения и открытия

Во время семинаров Паскаль познакомился с геометром Дезаргом и начал изучать его труды. Рукописи Дезарга были написаны сложным языком, поэтому Блез, черпая идеи и вдохновение в его научных трудах, придал математическим формулам упрощенный вид.

Затем 17-летний юноша дебютировал в печати: в 1640 году он опубликовал «Опыт теории конических сечений», который стал основополагающим трактатом для дальнейших работ в области геометрии. Третья лемма этой работы — теорема Паскаля, которая помогает построить каноническое сечение по пяти точкам. В этом городе Паскаль-старший трудился по своей специальности, производя утомительные и монотонные вычисления в столбцах. Блез хотел упростить работу отца, вследствие чего у него возникла идея создать суммирующую машину.

Уже в 1642 году Блез работал над созданием чудо-машины. Его арифмометр, сделанный по принципу старинного таксометра, выглядел как ящик с многочисленными шестеренками и позволял производить расчеты с шестизначными числами, причем вычисления производились полуавтоматически.Однако изобретение Паскаля не принесло почетных лавров своему создателю. В те времена во Франции налоговые расчеты производились в ливрах, су и деньгах, поэтому использование десятичной машины только усложнило процесс, хотя Паскаль потратил десять лет на попытки усовершенствовать свое творение. Но открытие Паскаля стало ключом к дальнейшей научной работе: в конце XVI века страна Сезанна и Пармезана окончательно перешла на метрическую систему, а в 1820 году был запатентован первый механический калькулятор, принесший богатство его создателю — Шарлю Ксавье Томасу де Кольмару.В конце 1646 года Блез Паскаль, узнав об изобретенной Торричелли трубке, заинтересовался физикой. Ученый начал ставить эксперименты, доказывая, что гипотеза Аристотеля о «страхе пустоты» имеет границы. Итальянский гений Торричелли экспериментировал с трубкой, наполненной ртутью, чтобы доказать существование атмосферного давления, и пришел к выводу, что в трубке, опущенной в ртуть, образуется пустота.

Блез модифицировал этот эксперимент и пришел к выводу, что верхняя часть трубки не была заполнена химическим паром, тонкой материей или другим веществом. Результаты своей работы Паскаль опубликовал в трактате «Новые опыты о пустоте» и в дальнейшем стремился прийти к выводу, что столб ядовитого металла удерживается давлением воздуха.Кроме того, Блез Паскаль опубликовал рукопись «Трактат о равновесии жидкостей» (1653), сформировал идею гидравлического пресса и установил основной закон гидростатики, опровергнув учение древнегреческого философа.

В 1651 году умер отец Паскаля, а его сестра Жаклин, в которой он нашел подругу, распрощалась с мирской жизнью и ушла в монастырь. Чтобы отвлечься от жизненных трудностей, Блез стал чаще появляться в обществе, а в 1652 году получил признание и славу, подарив свою суммирующую машину шведской королеве Кристине. Успех пробудил в Паскале интерес к дальнейшей научной деятельности, славе и светской жизни. Ученый часто оставался в компании своих друзей и играл в азартные игры. Наблюдая за игрой в кости, Паскаль и Фермат заложили основы теории вероятности, в результате чего Гюйгенс, заинтересовавшийся этими расчетами, написал сочинение «О расчетах в азартных играх» (1657).

Философия

Блез Паскаль оставил след в истории как математик и физик, но мало кто знает, что Паскаль отошел от научной деятельности, отдав предпочтение философии.

Дело в том, что в 1654 году Блез Паскаль, планировавший написать трактат под названием «Математика случайностей», решил уйти от светской жизни из-за озарения, случившегося в половине двенадцатого ночи. После бессознательного потока мыслей пришедший в себя Блез начал записывать свои идеи на первом попавшемся куске пергамента, зашивая черновик в подкладку своей одежды. Эта запись, получившая название «Мемориал» и изменившая судьбу ученого, была обнаружена только после смерти Паскаля.

Блез решил покинуть столицу Франции и стать священнослужителем в монастыре Порт-Руаяль, приравняв к греху все светские связи, которые раньше давали ему надежду на счастливую жизнь. Паскаль был принят в монастырь и стал придерживаться аскетичного образа жизни. Несмотря на тяжелый распорядок дня, малое количество сна и постоянные молитвы, ученый чувствовал улучшение здоровья и возвышение духа.Среди прочего, Блез Паскаль, после дискуссии с янсенистами и иезуитами, которые наметили продвижение моральных ценностей в духе рационализма, создал «Письма к провинциалу». Трактат Паскаля, опубликованный под псевдонимом и осуждающий казуистику, вызвал скандал в обществе, поэтому ученый, рискуя попасть в тюрьму, был вынужден некоторое время скрываться и жить под вымышленным именем. Стоит отметить, что Вольтер, противник претенциозной религиозности, высоко оценил рукопись Паскаля, отметив, что в его работе иезуиты выглядят не только отвратительно, но и смешно. Паскаль, который отказывался от новых изобретений, продолжал обсуждать математику со своими приятелями, но в то время он начал изучать циклоиду, чтобы отвлечься от больного зуба.

Паскаль, рассматривавший задачу Мерсенна, пришел к правильному решению за одну ночь, нехотя сделав новое открытие. Ученый не хотел представлять свои результаты публике, но его друг, герцог де Роанн, устроил конкурс среди гениев Европы, которые в ходе соревнования должны были определить центр тяжести и площадь тела вращения циклоиды. Несмотря на усилия многих умов, решение Паскаля было признано жюри лучшим, а его рукопись повлияла на дифференциальное и интегральное исчисление.

Несмотря на свой научный триумф, Паскаль продолжал заниматься особым способом познания мира и начал аргументировать «Apologia Christiana», где критиковал приверженцев атеизма. Но с созданием «Апологии» у Паскаля возникли трудности, различные жизненные ситуации стали камнем преткновения в написании этого философского труда. Да и его религиозные намерения со временем менялись, поэтому фрагментарные записи ученого, проповедующего христианскую апологетику, отличались как по жанру, так и по содержанию. Позже эти рукописи стали частью сборника идей под названием «Мысли о религии и других предметах», в котором писатель размышлял о первородном грехе и размышлял о личности Иисуса Христа.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Индивид, индивидуальность, личность
  2. Пространство и время в философии
  3. Иоган Готлиб Фихте, представитель немецкой классической философии
  4. Анаксимандр, древнегреческий философ
  5. Формационная парадигма общественного развития как разновидность стадиального подхода к анализу истории
  6. Корни философской культуры древней руси
  7. Чарльз Пирс как основоположник прагматизма
  8. От древности к средневековью: два типа умозрения
  9. Понимание деятельности и ее всеобщих начал. Специфика в понимании социального субъекта
  10. Априорное и апостериорное