Для связи в whatsapp +905441085890

Борис Михайлович Теплов, советский психолог — Вклад в изучение индивидуальных различий

Борис Михайлович Теплов родился 20 октября 1896 года в Туле, где провел детские и юношеские годы. В 1914 году он поступил на философский факультет филологического и исторического факультета Московского университета, но обучение было прервано военной службой. В результате ему удалось закончить университет только в 1921 году. До 1933 года Теплов работал в различных научно-исследовательских институтах Красной Армии, изучая проблемы военного камуфляжа, а с 1929 года одновременно занимался научной работой в Психологическом институте Московского университета. В это время он занимался лабораторными исследованиями, а также опубликовал ряд теоретических статей. Особый интерес представляет его статья 1926 года «Психология как основа техники маскировки». Борис Михайлович счел необходимым искать научные решения проблем маскировки, поэтому начал изучать некоторые экспериментальные законы восприятия и ощущения. Организация этих исследований потребовала решения вопроса о взаимосвязи между психологическими исследованиями чувств и восприятий и физическими исследованиями стимулов, которые их вызывают. Существует сложная связь между стимулами и вызываемыми ими ощущениями, на основании которой Б.М. Теплов предложил использовать не только свойства стимулов, но и психофизиологические закономерности их отражения при решении проблем военной маскировки.

В 1927-1928 гг. Теплов опубликовал ряд работ, в которых обобщил результаты своих исследований по пространственным изменениям цвета и формы объектов. В них ученый привел некоторые закономерности трансформации цвета на расстоянии, такие как неразличимость красного и оранжевого, осветление желтого, потемнение синего и фиолетового, относительная стабильность зеленого.

В 1940 году Борис Михайлович защитил диссертацию «Психология музыкальных способностей». В этой работе он выразил мысль о том, что музыкальность присуща всем людям, но музыкальные способности разных людей различны.

Большое внимание Теплов уделил вопросу о природе способностей и роли врожденных качеств. Он критиковал идеи о предопределении индивидуальных способностей. Он заявил, что биологические предрасположенности являются лишь предпосылками для развития. Они могут влиять на развитие определенной способности только во взаимодействии с определенными условиями.

В начале Великой Отечественной войны Б.М. Теплов вступил в ряды Народной милиции, но через несколько месяцев был откомандирован в институт. Здесь в начале 1950-х годов Б.М. Тепловым была организована лаборатория по изучению свойств нервной системы человека как физиологической основы индивидуальных психологических различий. Эта проблема была полностью неразработана: теории И.П. Павлова были посвящены изучению нервной системы животных, в то время как серьезных исследований в отношении человека не проводилось. Теплов, прежде чем приступить к конкретной разработке необходимых методик, провел тщательный анализ проблемы методики в изучении основных особенностей нервной системы человека. Теплов рассматривал вопрос об относительной роли экспериментальных и жизненных показателей в изучении свойств нервной системы как один из важнейших вопросов в клинической психофизиологии. Б.М. Теплов критиковал этот взгляд в своей работе. Он считал, что использование «непроизвольных» методов позволит получить наиболее точные данные о свойствах нервной системы человека.

Помимо методологической разработки проблемы, Б.М. Теплов занимался экспериментальными исследованиями. Для того, чтобы выделить общее свойство, инвариант, он сравнивал различные эксперименты и искал общий, общий фактор в них. Однако вместо этого часто получался ряд групповых факторов, подтверждающих его теорию о существовании общих и особых свойств нервной системы.

Борис Михайлович Теплов, советский психолог - Вклад в изучение индивидуальных различий

Вклад в изучение индивидуальных различий

Очень важным моментом теории Теплова было преодоление им оценочного подхода к различиям в нервной системе, принятого И.П. Павловым.

Это выражалось в гипотезе об обратной связи, существующей между силой нервной системы как предела ее работоспособности и ее чувствительностью.

Согласно этой гипотезе, низкая работоспособность нервной системы связана с высокой чувствительностью, которая может компенсировать снижение функциональных возможностей. Здесь проявилась основная идея всех теорий Теплова: различия в способностях не означают различий в степени совершенства нервной системы, а говорят лишь о различиях в ее возможностях.

С 1950-х годов Борис Михайлович занимал должность заведующего отделом психологии и логики Академии общественных наук при ЦК КПСС, долгое время был главным редактором журнала «Вопросы психологии».

28 сентября 1965 г. скончался талантливый теоретик Борис Михайлович Теплов, решивший ряд общеметодических проблем в психологии. Значительным вкладом в психологию стала доктрина факультетов Б.М. Теплова, а также его экспериментальные разработки в области ощущений и восприятий.

Несколько лет Теплов читал лекции по психологии специально для преподавателей музыки. Его заботило общение с аудиторией и погружение в практический опыт слушателей. Именно во время чтения этого курса у него родилась идея психологически исследовать проблему музыкальных способностей.

Есть достаточно доказательств того, что в психологии его интересовали не столько элементарные психические качества и их предпосылки (хотя ему приходилось иметь дело с ними в силу различных обстоятельств), сколько высшие возможности человека. Об этом свидетельствуют его две работы, ставшие классикой: Психология музыкальных способностей», написанная во второй половине 1930-х годов и защищенная как диссертация в 1940 г., и «Ум командира», написанная в 1942 г. Эти работы обобщили исследования, направленные на выявление истинно человеческих, личностных качеств в человеке.

Основное внимание в обеих работах уделялось изучению индивидуальных различий. Он до конца остался верен этому курсу. Сборник его жизненных трудов «Проблемы индивидуальных различий» (М., 1961).

В то время, во второй половине 1930-х годов, у Теплова не было намерения ввязываться в идеологические или философские споры о непохожести человека или значимости индивидуальных различий. Он задумал и начал проводить чисто эмпирические, основанные на фактах исследования.

Первая статья Теплова по проблеме способностей и склонностей была опубликована в 1940 году в журнале «Советская педагогика» (до тех пор, пока через несколько лет после решения ЦК(б) КПСС о педагогике никто из советских психологов не осмелился даже упомянуть эти понятия). Данная статья являлась выдержкой из вступительной части его диссертации и была в высшей степени новаторской для своего времени.

Теплов рассматривал способности с точки зрения индивидуально-психологических различий. Он ввел в определение термина дифференциальный момент: «Во-первых, способности понимаются как индивидуально-психологические характеристики, отличающие одного человека от другого…». Далее в определении говорится, что возможности не сводятся к знаниям, навыкам и способностям. Последнее означает, что как бы ни была важна для субъекта деятельности важность того, какие ассимиляты могут быть приняты, нельзя игнорировать фактические внутренние индивидуальные условия психологических характеристик, влияющих на успех деятельности.

Исследование, написанное на основе военно-исторического материала и соответствующее актуальным задачам того времени, до сих пор представляет большой интерес и сохраняет свою научную значимость. Она касается, по определению автора, «общих умственных способностей, качеств ума, необходимых для конкретного вида практической деятельности».

Сама направленность работы была необычной — рассуждения о том, что умственная деятельность в «практической» сфере не проще и не менее ценна, чем фактическая теоретическая деятельность. Новизна и важность работы также лежат в чем-то другом. Был проведен анализ характеристик отдельных выдающихся личностей, показывающий важность внутренних личностных условий для успешного осуществления деятельности. В то же время, характеристики личности здесь не появляются как «проекция» характеристик деятельности. Хотя эта сфера деятельности, как и любая другая, подбирает для нее личностей и необходимые характеристики и оказывает на нее свое формирующее влияние, субъект деятельности, как показал Теплов, выбирает методы деятельности, оценивает происходящее и создает свое собственное участие в ней. Каждый достигает желаемого результата по-своему — индивидуальность формирует деятельность.

Понятие способности и одарённости

При определении основных понятий теории одаренности удобнее всего начинать с понятия «способности».

Три особенности, как мне кажется, всегда включаются в понятие «способности», когда они используются в практически значимом контексте.

Во-первых, способность понимается как индивидуально-психологическая характеристика, отличающая одного человека от другого; никто не будет говорить о способности с точки зрения характеристик, по которым все люди одинаковы. Именно в этом смысле слово «способность» используется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: «От каждого по его способностям».

Во-вторых, способности — это не все индивидуальные характеристики в целом, а только те, которые связаны с успехом одного или нескольких видов деятельности. Такие черты, как нетерпение, вялость или инерция, которые, безусловно, являются индивидуальными характеристиками некоторых людей, обычно не называют способностями, потому что они не считаются условиями для успешного выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие «способности» не ограничивается знаниями, навыками или способностями, которыми человек уже обладает. Часто бывает, что учитель не удовлетворен работой ученика, даже если он демонстрирует столько же знаний, сколько и некоторые его одноклассники, которые также удовлетворены его работой. Учитель оправдывает свое недовольство тем, что работа ученика неадекватна; если бы он хорошо справлялся со своими обязанностями, то ученик, «учитывая его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний.

Когда молодого сотрудника переводят на какую-либо организационную работу, и это продвижение оправдано на основе «хороших организационных навыков», он, очевидно, не думает, что наличие «организационных навыков» означает наличие «организационных навыков и умений». Верно и обратное: вы мотивируете продвижение молодого и неопытного сотрудника своими «организаторскими способностями» и предполагаете, что, хотя он еще не обладает необходимыми навыками и способностями, он может их быстро и успешно приобрести благодаря своим способностям.

Эти примеры показывают, что в реальной жизни способности обычно понимаются как индивидуальные характеристики, которые не сводятся к имеющимся навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить легкость и быстроту, с которой человек может приобрести такие знания и умения.

Мы не можем определять способности… как врожденные способности человека, потому что мы определили способности как «индивидуально-психологические особенности человека», и они по своей природе не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только анатомо-физиологические особенности, т.е. предрасположенности, лежащие в основе развития способностей, в то время как сами способности всегда являются результатом развития.

Таким образом, мы отвергаем понимание способностей как врожденных человеческих качеств, но не отвергаем тот факт, что в большинстве случаев некоторые врожденные особенности, предрасположенности, лежат в основе развития способностей.

Термин «врожденный», иногда выражаемый другими словами, такими как «рожденный», «природный», «данный природой» и т.д., очень часто ассоциируется со способностями в практическом анализе.

Важно отметить, что во всех случаях мы имеем в виду не врожденность самих факультетов, а основополагающее развитие их предположений. Вряд ли кто-то понимает что-либо еще в практическом употреблении этого слова, когда он говорит о врожденной способности. Никому не приходит в голову, что «чувство гармонии» или «чувство музыкальной формы» уже присутствует в момент рождения. Наверное, каждый здравомыслящий человек представляет себе дело таким образом, что с самого рождения существуют лишь предпосылки, предрасположенности или что-то еще такого рода, на основе которых развивается чувство гармонии или чувство музыкальной формы.

Способности и их классификация

Когда мы встречаем разных людей, наблюдаем за ними на работе, сравниваем их достижения, сравниваем скорость их умственного роста, мы всегда убеждены, что люди значительно отличаются друг от друга по своим способностям. Термин «способность» очень часто используется в повседневной жизни. Каждая способность — это способность что-то делать, своего рода деятельность. Каждое более или менее специфическое действие требует различения некоторых свойств. Мы говорим об этих качествах как о способностях человека. Способность должна включать в себя множество психических характеристик и качеств, требуемых характером этой деятельности и предъявляемыми к ней требованиями.

Проблема способностей находилась в центре психологических интересов Бориса Михайловича Теплова. По его словам, понятие возможностей всегда состоит из трех особенностей. Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические характеристики, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способности — это не все индивидуальные характеристики, а только те, которые имеют отношение к успеху определенного вида деятельности или многих ее видов. Такие качества, как раздражительность, вялость, инерция, которые, несомненно, являются индивидуальными характеристиками людей, обычно не называют способностями. В-третьих, понятие способности не ограничивается знаниями, навыками или способностями, уже развитыми в этом человеке. Таким образом, под способностями понимаются «те индивидуальные характеристики, которые не сводятся к существующим навыкам, способностям или знаниям, но которые могут объяснить легкость и скорость приобретения знаний и навыков». Б.М. Теплов также отметил, что навыки не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только анатомические и физиологические особенности, т.е. исходные условия для развития способностей, в то время как сами способности всегда являются результатом развития.

С.Л. Рубенштейн в своей работе также говорит о роли потенциала в развитии способностей. Потенциалы имеют органические, наследственные условия для их развития в виде потенциалов. Люди с рождения могут быть наделены разными предрасположенностями, хотя различия не столь велики. По мнению С.Л. Рубенштейна, различия между людьми в потенциалах заключаются главным образом во врожденных характеристиках их нервно-мышечного аппарата, в его анатомо-физиологических и функциональных особенностях. Первоначальные естественные различия между людьми — это не различия в конечных способностях, а именно в предрасположенности. Между предрасположенностями и способностями существует большая дистанция: весь путь развития личности проходит между первым и вторым. Поэтому учет способностей является лишь предпосылкой развития способностей. Способность по своей природе является динамической концепцией, так как она существует только в движении, только в развитии. Но развитие происходит не иначе, как в процессе практической или теоретической деятельности. И из этого следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Выше было отмечено, что только те индивидуальные психологические качества, которые имеют отношение к успеху того или иного вида деятельности, можно назвать способностями. Однако «не индивидуальные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного осуществления деятельности, а только то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует конкретного человека».

На сегодняшний день существует множество классификаций способностей. Л.Д. Столяренко классифицирует способности следующим образом:

  1. Природные (или природно-детерминированные) способности, в основном биологически детерминированные, связаны с врожденными задачами и формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта механизмами изучения типа условно-рефлексивных связей;
  2. Специфические человеческие способности, имеющие социально-историческое происхождение и позволяющие жить и развиваться в социальной среде.

Музыкальные способности и их развитие

Диссертация Б.М. Теплова была посвящена музыкальным способностям, значительно продвинувшим развитие общей теории способностей. В своих исследованиях он отрицал общность людей, но в то же время обнаружил, что, например, музыкальность (понимаемая как совокупность способностей, необходимых для осуществления музыкальной деятельности) — это единство эмоциональной восприимчивости к музыке и особенностей слухового восприятия, «слух» музыки, свойственный всем (или почти всем) людям, и все же разные люди обладают разной музыкальностью. Существуют как качественные различия (особенность способностей), так и количественные (степень, уровень способностей). По его мнению, именно качественный аспект является наиболее важным в музыкальных способностях.

Способности человека формируются в деятельности, согласно определенным психологическим закономерностям. Существует возможность изменения, развития основных сенсорных качеств, которые тесно связаны с музыкальными способностями, т.е. нет способностей, которые не развивались бы в процессе обучения и воспитания. Б.М.Тепловым были получены данные, свидетельствующие о компенсации одних объектов другими. Для музыкальной деятельности важны не только музыкальные, сенсорные и эмоциональные данные, но и те качества, которые необходимы для музыки и для многих других видов деятельности, таких как внимание, воображение, волевые черты. Общие черты, к которым в первую очередь относятся качества интеллекта, проявляются внутри и неотделимы от особых способностей. Таким образом, особые способности существенно зависят от особенностей интеллекта и других особенностей личности.

В практике музыкального образования под основными музыкальными способностями обычно понимают следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. Термин «музыкальный слух» обычно очень широк и недостаточно определен по содержанию. Мы должны разбить концепцию музыкального слуха на концепцию слуха ступеней и тембра. Так как основной носитель смысла в музыке — это высота тона и ритмическое движение, а элемент тембра имеет очень важное, но подчиненное значение, то к основным музыкальным факультетам, составляющим ядро музыкальности, следует отнести те, которые связаны с восприятием и воспроизведением высота тона и ритмического движения. К ним относится музыкальный слух, например, высота тона и чувство ритма.

Базовые музыкальные навыки:

  1. Чувство гармонии, то есть способность эмоционально различать гармонические функции мелодических звуков или воспринимать эмоциональную выразительность тональных движений. Эту способность можно назвать эмоциональной или перцептивной составляющей музыкального слушания. Чувство высоты тона образует нераздельную единицу с чувством музыкальной высоты, то есть высоту, отделенную от тембра. Ключ к музыкальному слуху лежит в восприятии мелодии, в ее распознавании, в чувствительности к точности интонации. Вместе с чувством ритма, оно формирует основу эмоциональной восприимчивости к музыке. В детском возрасте ее характерным проявлением является любовь к музыке, интерес к ее прослушиванию.
  2. Способность к аудиорному представлению, т.е. способность произвольно использовать аудиоизображения, отражающие движение звука. Эту способность также можно назвать слуховой или репродуктивной составляющей музыкального слуха. Это проявляется непосредственно в слуховом воспроизведении мелодий, особенно в пении. Вместе с обертоновым ощущением он формирует ядро гармонического слуха. Эта способность формирует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
  3. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (моторно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и воспринимать его точно. В ранней жизни музыкально-ритмический смысл проявляется в том, что слух музыки сразу же сопровождается такими или иными моторными реакциями, как более или менее точно воспроизводят ритм музыки. Этот смысл лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением темпорального хода музыкального движения. Вместе с чувством моды, оно формирует основу эмоциональной восприимчивости к музыке.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Влияние эстетики на развитие личности
  2. Эмоции и чувства дошкольника
  3. Психологические особенности воспитания ребёнка в неполной семье
  4. Поведение работников внутренних органов (мчс, полиция) в экстремальной ситуации
  5. Современные подходы и методы психологического консультирования
  6. Уровни общения в психологии
  7. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
  8. Экспериментально-генетический метод
  9. Индивидуальные различия памяти у людей
  10. Взаимосвязь качества жизни и локуса контроля у женщин в декретном отпуске