Для связи в whatsapp +905441085890

Бытие как центральная категория онтологии — Учение о бытии — онтология — одна из центральных проблем философии

Быть — это философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно, независимо от человеческого сознания, воли и эмоций, философская категория, обозначающая бытие так, как оно мыслит. Бытие в самом широком смысле этого слова относится к самому общему понятию существования, бытия вообще. Существо — это все, что есть — все, что видимо и невидимо.

Доктрина бытия — онтология — одна из центральных проблем философии.

Проблема бытия возникает тогда, когда такие универсальные, казалось бы, естественные предпосылки становятся предметом сомнений и размышлений. И причин для этого более чем достаточно. Ведь окружающий нас мир, как природный, так и социальный, постоянно ставит перед человеком и человечеством сложные вопросы, заставляя задуматься над необъяснимыми ранее привычными данными реальной жизни. Как и «Гамлет» Шекспира, людей чаще всего волнует вопрос бытия и небытия, когда они чувствуют, что связь времени разорвана….

При решении проблемы бытия философия руководствуется фактом существования мира и всего, что существует в мире, но ее изначальный постулат уже не этот факт, а его смысл.

Первый аспект проблемы бытия — это длинная цепь размышлений о существовании, ответы на вопросы «Что существует? — Мир. Где существует? — Здесь и везде. Как долго? — Сейчас и всегда: мир был, есть и будет. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди и их жизнедеятельность?».

Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей есть нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты реально существуют. В силу своего существования они образуют целостное единство бесконечного, неизменного мира. Мир как неизменное целостное единство находится вне и, в определенной степени, независимо от человека. Бытие является необходимым условием единства мира.

В качестве третьего аспекта проблемы бытия можно утверждать, что мир — это реальность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика предшествует, как бы предсуществует существованию людей и их сознания, и для эффективной человеческой деятельности необходимо знать эту логику, исследовать законы бытия. Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальной действительности и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психические состояния.

Эти два мира имеют разные способы существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания человека. Психический мир — мир человеческого сознания существует субъективно, поскольку зависит от воли и желания людей, отдельных личностей. Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, является основным вопросом философии. Сочетание этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.

Человек занимает особое место в этих мирах. С одной стороны, он является природным существом. С другой стороны, он наделен сознанием и, следовательно, может существовать не только физически, но и рассуждать о существовании мира и своем собственном существовании. Человеческое существование воплощает диалектическое единство объективно-субъективного и субъективного, тела и духа. Сам по себе этот феномен уникален. Материальное, природное в человеке является главной предпосылкой его существования. Однако многие поступки человека определяются социальными, духовными и нравственными мотивами. В самом широком смысле человечество — это сообщество, включающее всех людей, живущих сейчас или ранее на Земле, а также тех, кому предстоит родиться.

Бытие как центральная категория онтологии - Учение о бытии - онтология - одна из центральных проблем философии
Бытие как центральная категория онтологии — Учение о бытии — онтология — одна из центральных проблем философии

Учение о бытии — онтология — одна из центральных проблем философии

Мы должны помнить, что люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого человека. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой для умственной деятельности и здорового духа. Народная пословица говорит о том же: «В здоровом теле — здоровый дух». Правда, эта по сути верная поговорка допускает исключения, поскольку интеллект и психика человека не всегда подчинены здоровому телу. Но и дух, как известно, оказывает, а точнее, способен оказывать огромное положительное влияние на жизнедеятельность человеческого организма.

Следует обратить внимание и на такую особенность человеческого существования, как зависимость его телесных действий от социальных мотивов. Если другие природные вещи и тела функционируют автоматически, и можно с достаточной уверенностью предсказать их поведение в краткосрочной и долгосрочной перспективе, то этого нельзя сказать о человеческом организме. Его проявления и действия часто регулируются не биологическими инстинктами, а духовными, моральными и социальными мотивами.

Человеческое общество также характеризуется своеобразным способом существования. В общественном бытии переплетаются материальное и идеальное, природа и дух. Бытие социального делится на бытие человека в обществе и в процессе истории и бытие общества. Мы проанализируем эту форму бытия в разделах, посвященных обществу.

Тема форм бытия имеет большое значение для прояснения различий в философских позициях. Основное различие обычно касается того, какая форма бытия считается основной и определяющей, исходной, а какие формы бытия являются производными. Так, материализм считает основной формой бытия природное бытие, а остальные — производными и зависимыми от основной формы. О существовании имеет смысл говорить тогда и только тогда, когда речь идет о чем-то конкретном, т.е. только что-то, нечто может иметь существование. О таком нечто еще можно сказать экзистенция, оно имеет место здесь и сейчас, существует сейчас, в настоящем.

В любом языке небытие отождествляется с небытием и никак не может быть помыслено. Другими словами, небытие отрицает бытие, и именно в этом смысле используется термин небытие, когда вещь, тело, явление, сознание (то есть то, что может существовать) перестает быть собой, и о них говорят, что они ушли в небытие.

Однако в строгом философском смысле это не совсем верно. Между бытием и небытием существует диалектическая взаимосвязь.

Во-первых, согласно современным представлениям о мире, наша Вселенная возникла из вакуума, что делает его особым состоянием материи. Вакуум — не самый бедный, а самый богатый тип физической реальности, представляющий собой некое потенциальное бытие, так как содержит все возможные частицы и состояния, но в то же время в нем ничего нет фактически.

Следует также учитывать, что с точки зрения физиков (Д.А. Ландау, И.Д. Новиков и др.) сама наша Вселенная не является единственной в мире, так как состоит из бесконечного числа различных Вселенных, проходящих различные циклы развития. В этом свете проблема соотношения бытия и небытия

Диалектика бытия и небытия

На протяжении всего развития философии существовали различные подходы к трактовке проблемы единства мира.

Впервые вопрос о единстве мира был поставлен античными мыслителями Фалесом, Демокритом и другими. Поскольку их взгляды на мир и материю носили наивный характер, им не удалось полностью решить этот вопрос. Для них была характерна догадка о том, что единство мира заключается в его материальности. По-своему решали проблему единства мира другие античные мыслители, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей, или человеческих ощущений. Последовательность в признании единого начала — материи или духа — называется философским монизмом.

Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции: материя и дух.

Наиболее ярким представителем дуализма был французский философ и математик XVI века Р. Декарт.

В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII века.

Более глубоко, чем другие материалисты, к решению проблемы единства мира подошли русские философы середины XIX века. Опираясь на достижения философии, а также на новые успехи естествознания, они попытались взглянуть на мир как на процесс развития. По мнению Чернышевского, природа — это не что иное, как гетерогенная материя с различными качествами. Он утверждал, что органические и неорганические «соединения элементов» образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических элементов. Однако, рассматривая сущность социальных явлений в идеалистическом ключе, русские революционные демократы не смогли последовательно решить проблему материального единства мира до конца.

Проблема единства мира была решена с материалистической точки зрения Марксом и Энгельсом, которые опирались на достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимом разрыве между живой и неживой материей, обосновывая позицию происхождения жизни из неорганической материи определением жизни как способа существования белковых тел, являющихся ее материальными носителями.

Марксизм, рассматривая единство мира, предполагает, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться, кроме как в пространстве и времени.

Материальное единство мира как диалектическое единство разнообразия проявляется двумя способами. Во-первых, как своеобразная дискретность структуры объективной реальности. Наличие в ней качественно различных, отделенных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем. Во-вторых, как иерархические отношения между системами разной степени сложности и организованности, выражающиеся во «включении» менее сложных систем в более сложные. Несводимость специфических законов последних к первым.

Диалектико-материалистическое положение о материальном единстве мира соответствует развитию естествознания того периода. Открытие электромагнитных волн и светового давления свидетельствовало о материальности электромагнитного поля и о наличии массы света, который оказался электромагнитными волнами определенной длины. Открытие клетки показало единство в строении всех живых существ во всем их многообразии. Важными открытиями в этом отношении являются открытие закона сохранения и превращения энергии и создание Дарвином эволюционной теории происхождения видов.

Овладение спектральным анализом позволило установить, что Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты содержат те же химические элементы, что и Земля. Многообразие химических элементов раскрыто Д. И. Менделеевым. Менделеева периодическая система элементов.

Бытие как «чистая мысль»: начало онтологии

Философы бросились на поиски того единственного, но такого, которое дано не чувству, а разуму (мысли). Парменид, основатель элейской школы (IV-V вв. до н.э.), пошел дальше всех в этом направлении, объявив мысль как таковую, абсолютную мысль, высшей основой мира и космоса. Позже философы назовут ее «чистой», имея в виду содержание мысли, не связанное с эмпирическим, чувственным опытом людей. Парменид словно оповестил людей об открытии новой силы, силы Абсолютной Мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос и небытие, обеспечивает его стабильность и надежность, дает людям уверенность в том, что все с необходимостью подчинится порядку, установленному в потустороннем мире. Необходимость Парменид называл Божеством, Истиной, провидением, судьбой, вечным неразрушимым, тем, что истинно существует. «Все по необходимости» означало, что ход вещей, установленный во Вселенной, не может вдруг, случайно, измениться: день всегда будет сменять ночь, солнце не погаснет вдруг, люди не вымрут все вдруг по какой-то неизвестной причине и т.д. Иными словами, Парменид постулировал существование за вещами некоего иного мира, который являлся гарантом стабильности и устойчивости всего на земле и на небе. А это означало, что у людей не было причин отчаиваться по поводу крушения стабильного старого традиционного мира.
Как же характеризует бытие сам Парменид? Бытие — это то, что является реальным миром за пределами предметно-чувственного мира. Бытие мыслимо, оно едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, оно не имеет внутри себя разделения на субъект и объект; оно есть вся возможная полнота совершенства, среди которых первое место занимают Истина, Благо, Добро, Свет. Определяя бытие как истинно сущее, Парменид учил, что оно не сотворено, не уничтожено, едино, неподвижно, бесконечно во времени. Оно ни в чем не нуждается, не имеет чувственных качеств, а потому может быть постигнуто только мыслью, разумом.
Для того чтобы людям, не владеющим искусством мыслить, то есть философией, было легче понять, что такое бытие, Парменид рисует чувственный образ бытия: бытие — это сфера, шар, не имеющий пространственных границ. Сравнивая бытие с шаром, философ использовал сложившееся в античности убеждение, что шар — самая совершенная и прекрасная форма среди других пространственно-геометрических форм.
Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос — космический Разум. Логос — это не только слово, но и всеобщая основа вещей, которая непосредственно открывается человеку в его мысли. Иными словами, не человек открывает истину бытия, а Истина бытия непосредственно открывается человеку. Отсюда вполне определенная трактовка Парменидом человеческой мысли: она получает знание в непосредственном контакте с Разумом, который и есть бытие. Поэтому не следует переоценивать логическое доказательство как силу человеческого разума, ибо оно имеет своим источником бытие, мысль, превосходящую все человеческие логические действия. Не случайно, когда Парменид прибегал в своих рассуждениях к логической аргументации, он подчеркивал, что произносимые им слова принадлежат не ему лично, а богине. Таким образом, человек призывался смирить гордыню своего разума перед высшей силой Истины, которая есть необходимость. Перменская интуиция бытия внушала людям чувство зависимости от Божества, находящегося за пределами повседневного мира, и одновременно давала им чувство защищенности от субъективного произвола в мыслях и действиях.

Периоды в трактовке бытия

В интерпретации бытия можно выделить несколько периодов. Первый период — это мифологическая интерпретация бытия.

Второй этап связан с рассмотрением бытия «само по себе» (натуралистическая онтология).

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии предпринимается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого бытия.

Суть развития научного и философского знания заключается в том, что человек все больше осознает себя субъектом всех форм своей деятельности, как создателя своей социальной жизни и форм культуры.

В истории философии первое понятие бытия было дано древнегреческими философами VI — IV вв. до н.э. — десократиями. Для них, будучи совпадающими с материальным, неразрушимым и совершенным космосом, некоторые из них считали себя неизменными, едиными, неподвижными, тождественными самому себе. Таков был взгляд древнегреческого философа Парменида. Суть его философской позиции состоит в том, чтобы провести фундаментальное различие между мышлением и чувственностью и, соответственно, между мыслимым миром и миром чувственно воспринимаемым. Это было настоящим философским открытием. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир — это прежде всего «единое», которое Парменид характеризовал как бытие, вечное и неподвижное, однородное, неделимое и завершенное, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Для богов не существует ни прошлого, ни будущего, а только настоящее.
Он дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть — одно и то же», «одно и то же — мысль и то, к чему мысль стремится». Такое бытие, по мнению Парменида, никогда не может быть небытием, поскольку последнее есть нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни произойти из небытия, ни каким-либо образом вместить его в себя.
Вопреки сложившемуся в античности мнению, Парменид не отрицал чувственный мир вообще, а лишь доказывал, что для его философского и научного постижения одной чувственности недостаточно. Считая разум критерием истины, он отвергал органы чувств из-за их неточности.
Другие античные философы рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Таким образом, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика у Гераклита — это концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и представляет собой в основном круговорот материальных стихий — огня, воздуха, воды и земли. Здесь философ использует знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, потому что в каждый момент она все новая.
Становление возможно только в форме непрерывного перехода от одной противоположности к другой, в форме единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, для Гераклита жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло — едины. Противоположности находятся в вечной борьбе, так что «раздор — отец всего, царь всего». Понимание диалектики включает в себя и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих сил и поступков и т.д.), хотя он не упускал из виду единое и целое, внутри которого происходит борьба противоположностей.
Платон
Бытие фиксируется в соотношении с небытием, причем противопоставляется бытие по истине, раскрывающейся в философском размышлении, и бытие по мнению, которое представляет собой лишь ложную, преображенную поверхность вещей.
Наиболее резко это выражено у Платона, который противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как «миру истинного бытия». Когда-то душа была близка к Богу и, «возвысившись, взирала на истинное бытие». Теперь, обремененная заботами, она «едва созерцает бытие».
Важнейшей частью философской системы Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «единое», «ум» и «душа». Основой всего бытия является «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает никакого пространства, не может двигаться, так как для движения необходимо изменение, то есть множественность. К бытию не применимы признаки тождества, различия, сходства и т.д. О нем вообще ничего нельзя сказать, оно есть прежде всего бытие, чувство, мышление. В этом источнике скрыты не только «идеи» или «эйдосы» вещей, т.е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность, но и сами вещи, их становление.
Для Платона красота жизни и реального бытия выше красоты искусства. Бытие и жизнь — это подражание вечным идеям, а искусство — это подражание бытию и жизни, то есть подражание подражанию.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Место и роль категории «движение» в философских учениях — Основные формы движения материи
  2. Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации
  3. Философские проблемы исследования антропогенеза
  4. Проблема истины в истории философии — Наиболее важные аспекты критериев истины
  5. Человек в своей жизнедеятельности
  6. Интерпретация Ницше в философии xx века
  7. Вероятностные подходы к объяснению мира
  8. Специфика управления социальными системам
  9. Историцизм в немецкой философии xviii-xix веков
  10. Структура и функции сознания — Концепции сознания