Для связи в whatsapp +905441085890

Целостная концепция диалектики в философии Гегеля — Общие черты гегелевской философии

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) родился в Штутгарте. Он изучал философию и теологию в Тюбингенском университете. Некоторое время он был репетитором, а затем с 1808 по 1816 год ректором престижной гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. Гегель был приглашен в Гейдельбергский университет, а в 1818 г. — Гегель был назначен в Берлинский университет, где занимал должность профессора (а временами и ректора) до конца своей жизни.

Гегель известен как немецкий философ, создавший систематическую теорию диалектики на объективно-идеалистической основе. Его центральное понятие — развитие — является характеристикой активности Абсолюта (Weltgeist), его надвременного движения в сфере чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (Бытие, Небытие, Становление; Качество, Количество, Мера; сущность, явление, реальность, понятие, объект, идея, кульминация — абсолютная идея), его переход в отчужденное состояние инаковости — в природе, возвращение к себе в человеке в формах индивидуальной психической деятельности (субъективный дух), надиндивидуального «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» — семья, буржуазное общество, государство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы психического самопереживания). Противоречие — это внутренний источник развития, описываемый как триада. История — это «прогресс духа в сознании свободы», последовательно осуществляемый «духом» отдельных народов. Реализация демократических требований была задумана Гегелем как компромисс с классовой системой в рамках конституционной монархии. Его главные работы: «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», части 1-3, 1812-16; «Энциклопедия философских наук», 1817; «Наброски философии права», 1821; «Лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии» (опубликованы посмертно).

В развернутом виде содержание философской системы Гегеля, кратко изложенное в «Энциклопедии философских наук» (1817), выглядит следующим образом. В основе всех явлений природы и общества лежит Абсолют, духовное и рациональное начало — абсолютная Идея, Мир-Разум, Мир-Дух и т.д. Это начало активно и функционирует, и его активность заключается в мышлении, а именно в самопознании.

В своем развитии абсолютная идея проходит три стадии:

  • Развитие Идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистой мысли» — «Логике», где Идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных и переплетающихся логических категорий;
  • Развитие Идеи в форме «инаковости», т.е. в форме природы — «Философия природы». Природа служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий;
  • Развитие Идеи в сознании, в праве, в морали, в мировой истории, т.е. в «духе»- «Философия духа». На этом этапе абсолютная Идея возвращается к себе и постигает свое содержание в различных формах человеческого сознания и деятельности.

Гегель оказал огромное влияние на философию XIX века. Многочисленные ученики и последователи разделяют гегельянство на «правое», «левое» и «ортодоксальное» (К. Мишле, К. Розенкранц).

Правые гегельянцы (К. Хешель, Х. Хинрихс) предложили теологическую интерпретацию философии Гегеля, а левые гегельянцы (А. Руге, Б. Бауэр и другие) радикализировали идеи своего учителя, иногда давая им атеистическую или даже революционную интерпретацию. В недрах левого гегельянства возникло широкое движение «младогегельянцев», воспринявших философские учения Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.

Согласно известной, хотя и спорной формуле, Фейербах «перевернул Гегеля с ног на голову», лишив «абсолютную идею» последнего самостоятельного существования и объявив Бога проекцией человеческого существа. Марксисты же рассматривали реформированную гегелевскую философию как один из важнейших источников новой рабочей идеологии. Знаменитый тезис Гегеля «действительное разумно, разумное действительно» был интерпретирован ими в терминах необходимости сознательного преобразования мира. В конце XIX и начале XX века возникло неогегельянство, отголоски которого можно услышать и сегодня в неомарксизме, герменевтике и других философских течениях.

Целостная концепция диалектики в философии Гегеля - Общие черты гегелевской философии

Общие черты гегелевской философии

Ряд важных диалектических идей был сформулирован в философских учениях Фихте (например, антитетический метод) и Шеллинга (особенно диалектическое понимание природных процессов). Кульминацией классической немецкой диалектики стала философия Гегеля.

Он разработал диалектику в систематической, целостной форме, но на основе идеализма и с включением элементов метафизики. Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он с огромным историческим чутьем впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в непрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и попытался показать внутреннюю связь, законы этого движения и развития. В каждой из рассматриваемых в его философии сфер действительности — от чисто логических категорий до категориальной диалектики исторического процесса — Гегель пытался найти и конкретизировать проходящую через них «нить развития», и ему не удалось избежать схематизма и искусственных построений.

Его фундаментальный вклад в философию состоял в том, что он первым в истории философской мысли дал глубокую систематическую разработку диалектического метода мышления и попытался реализовать его принципы в анализе всех сфер действительности.

Однако Гегель развивал диалектику на объективно-идеалистической основе, поскольку в основе всех явлений у него лежало некое духовное начало, которое он обозначал различными терминами (Weltgeist, мировой дух, абсолютная идея). Эта абсолютная идея отчуждает себя (т.е. преобразует себя) в природу, чтобы затем вернуться к себе в духе, т.е. в мышлении и истории. Поэтому основное противоречие философии Гегеля — это противоречие между консервативной идеалистической системой и революционным диалектическим методом.

Наиболее полно диалектика Гегеля изложена в его работе «Наука логики». В этой работе он дал анализ основных законов, категорий и принципов диалектики и утвердил положение о единстве диалектики. Он создал первую в истории мысли подробную систему диалектической логики. Философ раскрыл во всей полноте (насколько это было возможно с позиций идеализма) роль и значение диалектического метода в познании и других формах общественной деятельности, подверг критике метафизический метод мышления.

Если Кант представил лишь «смутные очертания» диалектической логики в виде трансцендентальной логики, то Гегель достаточно ясно и определенно представил содержание последней как целостной системы познания (логика разума). В то же время он не преуменьшал роль и значение формальной (рассудочной) логики в познании и не «критиковал» ее. Гегель не «бросал вызов» формальной логике (без нее невозможно всякое познание), но те из его чрезмерных последователей, которые считали ее единственной, высшей логикой, не видели (или не хотели видеть) логики разума и не понимали необходимости перехода к диалектическому мышлению.

В то же время философ отметил ограниченность (но не порок!) формальной логики, которая заключается в том, что она рассматривает формы мысли в их неизменности и различии, вне их связи и соподчинения. Признавая важность формальной логики, Гегель призывал нас «идти дальше» — к диалектической логике, которая рассматривает формы мышления как формы истинного знания в их взаимной связи и развитии, в их соподчинении.

Для Гегеля диалектика является основой, истинным центром всех философских проблем. Хотя он подверг диалектику мистификации, это не помешало ему первым дать всестороннее и осознанное изложение ее всеобщих форм движения как высших принципов мыслительной и иной деятельности.

Гегель подчеркивал, что невозможно понять предмет, не пройдя весь путь его развития до настоящего времени. Поэтому реальное целое — это не «простой результат», а результат вместе с его становлением. Он обратил внимание на то, что развитие идет не по замкнутому кругу, а по «спирали», поступательно, от низших форм к высшим, от содержания к содержанию. В этом процессе происходит взаимный переход количественных и качественных изменений (эволюции и скачка). Источник развития — противоречие, которое движет миром, является «корнем всякого движения и бодрости», принципом всякого самодвижения и познания.

Логика Гегеля

Наука логики» начинается с вводной концепции, в которой впервые рассматриваются три отношения мысли к объективности: Метафизика, эмпиризм и критическая философия (как две разновидности второго отношения); непосредственное познание. Во-вторых, дается определение логики как науки о мышлении (но не только о формальном мышлении), ее определения и законы, формулируется позиция о совпадении диалектики. Логика и эпистемология, дано разделение логики на три учения (о бытии, о сущности, о понятии).

Гегель неоднократно подчеркивал, что его логику не следует путать с обычной, т.е. формальной, логикой Аристотеля. В этом контексте, говоря о «логическом» (мышлении вообще), он выделяет три стороны (момента) «всякого логически реального»: а) абстрактное, или инференциальное мышление; б) диалектическое, или негативно инференциальное; в) позитивно инференциальное мышление, диалектика как логика и эпистемология.

Описывая эти моменты (стороны), Гегель пишет, что мышление как разум не выходит за пределы фиксированной определенности и считает такую ограниченную абстракцию самостоятельным бытием. И когда эта «непоколебимая уверенность» становится абсолютизированной, мы имеем догматизм.

Другими словами, мысль — это важный необходимый момент мышления, она всегда необходима как «неподвижная мысль», абстрагирующаяся от развития и связности явлений. Но не следует преувеличивать его возможности, чтобы выдавать их за мышление в целом.

Поскольку рассуждение воспринимает вещи и выражающие их понятия как нечто стабильное, неизменное, логика рассуждения — это формальная логика, которую Гегель считал очень важной и необходимой в своей компетенции.

Диалектический момент — это выход конечных определений из самих себя и их «переход в свою противоположность». Исторически этот момент проявляется в двух формах — скептицизм и софистика. В этом смысле диалектика является принципом всякого движения и жизни.

Позитивное рассуждение представляет единство определений в их противоположностях; утвердительное содержится в их разрешениях и переходах.

Таким образом, логика Гегеля — это целостная система категорий, развивающаяся от абстрактного к конкретному, органическое единство всех трех моментов логического (мышления), но с определяющей ролью третьего момента.

Учение о бытии. Учение о бытии начинается с самой общей и абстрактной категории, категории бытия, противоположностью которой является категория небытия, а ее синтезом — категория становления. Между этими двумя полюсами — «бытием» и «ничто» — разворачивается вся гегелевская логика. Все остальные категории являются промежуточными звеньями в развитии этих полюсов.

Становление имеет у Гегеля три аспекта: как синоним категории «развитие»; как выражение процесса создания предпосылок возникающего на их основе объекта; как характеристика начальной стадии уже возникшего объекта.

Основными категориями этого учения являются качество, количество, мера (единство качества и количества) и скачок. С помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один из важнейших законов диалектики — закон перехода количественных (постепенных, непрерывных) и качественных (прерывания непрерывности, скачков) изменений.

Учение о сущности. Основной проблемой этого учения является проблема противоречия и связанные с ней, обычно парные категории — сущность и явление, тождество и различие, основа, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие, взаимодействие и т.д.

Кредо Гегеля в рассматриваемом здесь вопросе состоит в том, что «противоречие есть корень всякого движения и бодрости: только потому, что в чем-то есть противоречие, оно движется, обладает движущей силой и активностью». Иными словами, великая заслуга немецкого мыслителя состоит в том, что он рассматривал противоречие как источник саморазвития всего сущего, в том числе мысли и знания.

Поэтому, иронично сказал Гегель, «нелепо говорить, что противоречие не может быть мыслимо». Мысль должна выражать реальные противоречия предмета. Более того, он считал, что наличие противоречий в мысли является критерием ее истинности, отсутствие противоречий — критерием обмана.

«Философия природы»

«Философия природы», по Гегелю, — это учение об Идее в форме инаковости, то есть в форме природы. Задачу философского рассмотрения последнего Гегель видел в том, чтобы проследить, как природа, которая есть инаковость идеи, становится духом.

Прежде всего, следует отметить, что немецкий философ был достаточно хорошо знаком с современным естествознанием, разделял все его достоинства и ограничения — особенно господство в нем механистического и метафизического способа мышления, пытался (хотя и не всегда успешно) по-своему преодолеть эти ограничения.

В частности, он стремился понять природу в ее целостности и развитии и объединить диалектику с естественными науками. «Философия природы», при всех ее рациональных соображениях, — самая слабая часть его системы, оказавшая впоследствии незначительное влияние как на теоретическое естествознание, так и на философско-методологическое осмысление достижений науки в целом.

«Философия природы» разделена Гегелем на три больших раздела: Механика, физика и органическая физика. Каждый из этих разделов был результатом философского обобщения данных естествознания, накопленных до начала девятнадцатого века. «Мы должны рассматривать природу как систему ступеней, каждая из которых неизбежно вытекает из другой, и следующей истиной является та, из которой она возникла, и здесь нет естественного порождения, а есть только порождение в лоне внутренней идеи, составляющей основу природы. Метаморфозам подвержено только понятие как таковое, поскольку только его изменения составляют развитие».

Уже внешний контур упомянутой работы содержит по крайней мере две важные позитивные идеи: отказ от механистического подхода (т.е. стремления объяснить все явления природы, включая человека и общество, только с помощью механистических законов); акцент (вслед за Шеллингом) на иерархии — расположении природных областей (сфер) по восходящим ступеням от низшего к высшему, т.е. «догадка» о формах движения материи и классификация естественных наук на этой основе.

В «Механике» Гегель рассматривает такие фундаментальные философские категории, как материя, движение, пространство, время; из частных научных понятий — притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, удар и др.

Наиболее фундаментальная позитивная мысль этого раздела, которая в некотором смысле предвосхитила теорию относительности, изложена самим Гегелем следующим образом: Только в движении действуют пространство и время. Движение — это становление, которое порождает само себя. Материя — это продукт внутренней связи времени, пространства и движения, их непосредственного единства; и как нет движения без материи, так нет и материи без движения. В то же время материя по своей природе противоречива.

«Физика» занимается изучением общих и частных свойств материи и их взаимосвязи. В этом контексте изучаются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «элементы» (например, воздух), удельный вес, звук, тепло и т.д. Причем все категории и понятия рассматриваются не произвольно, хаотично, а в определенном порядке, взлетами и падениями. Таким образом, физика универсальной индивидуальности переходит в физику особенной индивидуальности, которая в свою очередь (что примечательно) перерастает в химический процесс. Анализируя последние, Гегель использует такие термины, как соединение, гальванизм, процесс возгорания, нейтрализация, разделение и т.д.

«Органическая физика» содержит три последовательно восходящих подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. Здесь соответственно рассматриваются история и жизнь Земли как планеты, особенности процесса формообразования у растений и животных, функции организма, соотношение рода и вида, рода и особи. Небезынтересно отметить, что в анализе последнего отношения Гегель выделяет три момента: болезнь индивида, излечение и смерть индивида от самого себя.

В заключении «Философии природы» мыслитель пишет, что его заботой было дать образ природы, найти в этом внешнем бытии лишь зеркало нас самих, увидеть в природе свободное отражение духа, познать Бога не в созерцании духа, а в этом непосредственно присутствующем Dasein (т.е. в природе).

«Философия разума»

Заключительной частью системы Гегеля является философия разума, которую Гегель делит на три раздела: субъективный разум, объективный разум и абсолютный разум.

Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, в основном посвящено характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида Гегель связывает с духовным развитием всего человеческого рода. Другими словами, высказывается продуктивная идея о социально-исторической природе сознания.

Согласно Гегелю, предметом антропологии является дух в его телесности, т.е. душа. Основное внимание он уделяет вопросу специфики духовной природы человека в связи с его распространением на земле, различием людей по расе, возрасту и полу.

Объектом изучения феноменологии (которая частично воспроизводит «Феноменологию разума») являются такие базовые понятия, как сознание, самосознание, разум. «Венцом» субъективности духа у Гегеля является психологическое учение о личности в связи с такими понятиями, как Anschauung, Vorstellung, Einbildungskraft, память, влечение, счастье и др.

Во втором разделе, «Объективный дух», немецкий мыслитель исследует общественно-историческую жизнь человечества. Центральными здесь являются понятия права, морали, добра и зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, мировой истории. Так, в разделе «Всемирная история» Гегель высказывает плодотворные идеи о целостном, диалектическом, прогрессивном характере истории, о единстве и многообразии исторического процесса, о его закономерном характере, о прогрессе и его критериях (история — «прогресс в сознании свободы»), о диалектике свободы и необходимости, о важности применения диалектического метода в изучении истории и т.д.

Особого внимания заслуживает гегелевское «прозрение», что в основе деятельности людей (т.е. всемирной истории) лежит хозяйственная деятельность, т.е. труд — преобразование природы с помощью орудий труда. В своих орудиях, — подчеркивал немецкий философ, — человек имеет власть над внешней природой, но в своих целях он подчинен ей. Это утверждение является «зародышем» материалистического понимания истории (исторического материализма).

В то же время в анализе мировой истории у Гегеля много недостатков: идеализм; «герметический историзм» (метафизический) — останавливал развитие истории в «германском мире»; национализм; затушевывание социальных противоречий; «мнимая критика» — апологетика существующего и некоторые другие.

Немецкий философ относил Абсолютный дух к формам общественного сознания, которые он сделал объектом специального рассмотрения. В «Абсолютном духе» Гегель попытался рассмотреть эти формы в их связи и подчиненности друг другу и другим аспектам социальной жизни.

Абсолютный дух, по мнению Гегеля, обнаруживает себя в трех основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве оно было признано в форме Anschauung, в религии — в форме представления, в философии — в форме Vorstellung, то есть как «мыслящее созерцание». Но в то же время он ставит философию выше частнонаучного знания и представляет ее как «науку наук».

В то же время Гегель представил историю философской мысли не как «перечень мнений», а как логический процесс движения мысли к истине. В этом процессе выкристаллизовываются категории, которые являются центральными для конкретной философской системы. Предшествующие философские доктрины содержатся в «урезанном» виде в последующих учениях. Одним из серьезных недостатков гегелевской концепции философии истории является «сковывающий материализм». Второй недостаток — объявление его философской системы конечным пунктом, «кульминационным развитием» мировой философской мысли.

Диалектика Гегеля и её отличие от марксизма

Высшей точкой в развитии домарксистской диалектики была идеалистическая диалектика Гегеля. Гегель впервые представил весь природный, исторический и духовный мир как процесс, т.е. в непрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку показать внутреннюю связь этого движения и развития. Результат диалектики Гегеля намного превзошел то значение, которое он сам придавал ей. В гегелевском учении о необходимости, в силу которой все приходит к своему отрицанию, лежит начало революционизации жизни и мысли, из-за чего передовые мыслители видели в гегелевской диалектике «алгебру революции».

Научное понимание диалектики было создано Марксом и Энгельсом. Отвергая идеалистическое содержание философии Гегеля, они строили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития знания, обобщая реальные процессы, происходящие в природе, обществе и мышлении. Материалистическая диалектика — это глубокое учение о развитии, свободное от односторонности. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру, о развитии практической деятельности человека, общества и культуры. Наконец, это учение об историческом развитии познания.

Реконструкция диалектики, ее обогащение и дальнейшее развитие особенно интенсивно происходило в немецкой классической философии, особенно в философии Гегеля. Для Гегеля философия была наукой о мышлении, но не наукой о внешней форме мышления, не старой формальной логикой, а содержательной наукой, содержательной диалектической логикой.

Гегель отправляет вперед рассуждения о старых философских системах, показывая их достоинства и ограничения, и, что важно для нас сейчас, рассуждения о возможностях понимания в сравнении с более высокой формой мышления, которую Гегель называет разумом. Разум необходим как в теоретической, так и в практической деятельности. Это очевидно. Но мы не должны ограничиваться формами мышления, присущими разуму. Необходимо подняться, подняться к диалектике, которая выходит за пределы конечных определений разума. Диалектика Гегеля, представляет истинную природу определения интеллекта, вещей и конечного в целом. Диалектика — это имманентный переход одного определения в другое, при котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены, т.е. содержат отрицание самих себя. Суть конечного -…. Что он удаляется сам. Диалектика, таким образом, является движущей душой всего развития научной мысли и представляет собой принцип, который один вносит имманентную согласованность и необходимость в содержание науки. Это уже относится к первой категории, к исходному понятию всей философии Гегеля, к понятию «бытие». Бытие, поскольку оно есть первое, изначальное понятие, поскольку оно есть начало, не может быть ничем опосредовано и поэтому не имеет определений. Это чистое бытие есть чистая абстракция, и поэтому, как абсолютное отрицание, оно есть ничто. Таким образом, в первой категории системы Гегель выявляет первое противоречие: бытие есть ничто. Бытие и небытие (небытие) предстают как всеобщие свойства Абсолюта, и Гегель, обращаясь к истории философии, оправдывает и Парменида, утверждавшего, что существует только бытие, и буддистов, для которых Абсолют — это небытие.

Преемником гегелевской диалектики как учения о связях и развитии стал диалектический материализм.

К. Марк и Ф. Энгельс в своих работах неоднократно подчеркивали приверженность диалектике, но не в гегелевском смысле, ибо они не признавали диалектику идеалистической, или, как образно выразился Энгельс, «перевернутой». Они разработали новую историческую форму диалектики — материалистическую диалектику.

Диалектика Гегеля, настаивает Маркс в своих «Экономическо-философских рукописях» 1844 года, — это диалектика разума, мысли, «движения мысли». И такая диалектика не способствует пониманию сущностных сил самого человека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие общества как форма его социокультурной организации
  2. Общая характеристика немецкой классической философии
  3. Теория познания в метафизике 17-18 века. Эмпиризм и рационализм: спор о врожденных идеях
  4. Философия нового времени
  5. Периоды развития античной философии
  6. Принцип тождества бытия и мышления
  7. Ортегга-и-Гассет и его философия
  8. Астрономические открытия Н. Коперника и Д. Бруно их мировоззренческое значение — Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения
  9. Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки.
  10. Философско-исторические проблемы генезиса государства