Для связи в whatsapp +905441085890

Ценности и ценностные ориентации — Понятие ценности и ее характеристика

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, потому что именно ценности характеризуют сам человеческий образ жизни, уровень отделения человека от животного мира.

Проблема ценностей становится особенно актуальной в переходные периоды социального развития, когда кардинальные социальные преобразования приводят к резкому изменению существующих систем ценностей, ставя тем самым людей перед дилеммой: либо сохранить устоявшиеся, знакомые ценности, либо адаптироваться к новым, широко предлагаемым, даже навязываемым представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Ценности и ценностные ориентации - Понятие ценности и ее характеристика

Понятие ценности и ее характеристика

Хорошо известно, что там, где нет общества, нет причин говорить о существовании ценностей. Ведь вещи и события без их связи с личностью и жизнью общества не имеют никакого отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и имеют социальный характер. Это относится не только к гуманизированной природе, то есть ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. К примеру, насыщенная кислородом атмосфера существовала на Земле задолго до появления человека, но только с появлением человеческого общества можно говорить об огромной ценности атмосферы для жизни человека.

Вся человеческая деятельность начинается с определения цели, которой она посвящена. Целью является представление человека о конечном результате деятельности, достижение которого позволило бы ему удовлетворить некоторые из его потребностей. Таким образом, человек уже изначально рассматривает предполагаемый результат своей деятельности как ценность. Поэтому человек считает сам процесс деятельности, направленной на достижение результата, значимым, ценным для него.

Конечно, не все результаты и не вся человеческая деятельность становятся ценностями, а только те, которые социально значимы и отвечают социальным потребностям и интересам людей. И это включает в себя не только вещи, но и идеи, отношения, методы деятельности. Мы также ценим материальные блага, доброту человеческих поступков, справедливость государственных законов, красоту мира, величие духа, полноту чувств и многое другое.

Значение соотносится с понятием «значимость», но не идентично ему. Значение обозначает степень интенсивности, интенсивность отношения стоимости. Что-то влияет на нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас равнодушными. Более того, значимость может иметь не только значение, но и «контрценность», то есть вред. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют огромное значение для общества и отдельных людей, но эти явления обычно не называют ценностями.

Поэтому термин «значение» шире, чем «ценность». Значение — положительное. Феномены, играющие негативную роль в социальном развитии, могут быть интерпретированы как негативные ценности. Таким образом, ценность — это не всякий смысл, а только те ценности, которые играют положительную роль в жизни человека, его ассоциаций или общества в целом.

Что это за качества? Функциональная ценность — это совокупность общественно значимых свойств, функций объекта или идеи, которые делают его ценным в конкретном обществе. Например, идея характеризуется определенным информационным содержанием и степенью достоверности.

Личное значение ценности заключается в ее связи с потребностями человека. Личная значимость ценности частично определяется объектом, выполняющим функцию ценности, а частично зависит от самого человека. Понимая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто естественной потребности в ней, а из потребности, пробуждаемой обществом, к которому он принадлежит, то есть из общей социальной потребности. Как будто он смотрит на вещь глазами других людей, на общество и видит в нем то, что важно для его жизни в этом обществе. Человек, как общее существо, ищет общую сущность вещей, идею вещи, которая функционирует как смысл для него.

Следует отметить, что значение ценностей для людей неоднозначно, оно зависит от их положения в обществе и задач, которые они решают. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и объектом престижа, важным в данном случае как владение, дающее его владельцу определенный престиж в глазах других людей, или как средство получения дополнительного дохода и т.д. Во всех этих случаях один и тот же объект ассоциируется с разными потребностями.

Эта позиция может вызвать возражение. Наконец, уже было заявлено, что бесполезно говорить о ценности, если нет предмета. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, поэтому он рассматривается как нечто субъективное. Более того, вещь теряет свою ценность для человека, как только она перестает его интересовать, удовлетворять его потребности. Другими словами, не может быть никакой ценности вне субъекта, вне связи между вещью и его потребностями, желаниями, интересами.

И все же субъективизация ценности, ее превращение в нечто односторонне зависимое от человеческого сознания, не оправдана. Ценность, как и значение в целом, объективна, и это свойство коренится в субъективно-практической деятельности субъекта. В процессе такой деятельности у людей формируется определенное ценностное отношение к окружающей их среде. Иными словами, объектно-практическая деятельность является основой для того, чтобы вещи, объекты окружающего мира, сами люди, их взаимоотношения приобрели определенный объективный смысл, то есть ценность, для человека, общества.

Таким образом, ценность — это объективное значение различных составляющих реальности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Благожелательное отношение — это благожелательное отношение.

Типы значений

Ценности имеют как количественную, так и существенную сторону. С точки зрения существа, ценности определяют, какие идеи, принципы, поведенческие намерения и т.д. важны. Например, такая ценность, как «верховенство закона», означает равенство всех людей перед законом, которое наказывает всех преступников и защищает всех невинных людей. Одна из первых классификаций ценностей была предложена Г. Олпортом и его коллегами.

Они выделили шесть типов ценностей: теоретические ценности, которые придают наибольшее значение и ценность рациональному мышлению и поиску истины; экономические ценности, которые указывают на приоритет практической пользы и прибыли; эстетические ценности, которые придают наибольшее значение красоте, гармонии и искусству; социальные ценности, которые придают наибольшее значение человеческим отношениям — любовь, дружба, преданность и др. — самые важные. Политические ценности, где приоритетом является получение власти и влияния; религиозные ценности, где следование определенной системе убеждений (вера) имеет первостепенное значение. Непосредственная связь ценностей с реальными потребностями людей вызвала чувствительность прикладных исследователей к предмету ценностей. В частности, это вызвало интерес тех исследователей, которые занимаются психологическими проблемами маркетинга. Они пытались связать ценности человека с его образом жизни. Этот подход позволил им выделить семь иерархических уровней в домене значений поведения:

  1. реактивный. Люди на этом уровне не имеют никаких ценностей и действуют в основном из физиологических потребностей. Такие люди, по понятным причинам, редки в современных организациях;
  2. Стадо. Физические лица на этом уровне развития стоимости характеризуются высокой зависимостью. Они следуют мейнстриму, боятся каким-либо образом отклоняться от предписанных правил, безоговорочно следуют указаниям авторитетных лиц;
  3. Эгоцентричный. Эти люди проповедуют ослепляющий индивидуализм. Они агрессивны и эгоистичны, уступая только жесткому давлению власти;
  4. Жёсткий. Люди на этом ценностном уровне очень терпимы к неопределенности, пренебрежительно относятся к людям с другими ценностными системами, и пытаются навязать свои собственные взгляды на все;
  5. Манипулятивные. Характерной чертой этих людей является стремление к достижению своих собственных целей путем манипулирования другими. Они прагматичны и активно стремятся к высокому положению и признанию;
  6. Социоцентрический. Индивидуумы на социоцентрическом уровне характеризуются ориентацией на создание гармоничных отношений с другими людьми. Они отвергают примат целей над средствами и болезненно реагируют на любые попытки манипуляции или давления;
  7. экзистенциальное. Эти люди совершенно комфортно себя чувствуют в обстановке неопределенности, например, среди людей с разными ценностями. Они являются постоянными противниками и критиками ограничительной политики, негибкого поведения, символов статуса и произвола властей; ценности также можно разделить на две широкие группы: терминальные и инструментальные. Первая группа включает в себя ценности, которые выступают в качестве основы. Человек строит свою жизнь в соответствии с ними и готов поддерживать и укреплять их. В эту группу входят такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и др. Их можно рассматривать как универсальные, универсальные нравственные нормы, которые, как представляется, одинаково важны в каждой стране и культуре. Вторая группа включает в себя значения, которые имеют более специфическое поведенческое значение. Они могут обозначаться прилагательными, которые отражают типы поведения, которые человек одобряет или не одобряет. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичные, лояльные, компетентные, патриотические, вежливые, амбициозные. В отличие от терминальных значений, которые очень стабильны и консервативны, инструментальные значения более гибкие и гибкие. Как и другие элементы поведения, они очень восприимчивы к изменениям через обучение или новый опыт. Степень, в которой конкретная ценность важна для человека, рассматривается исследователями как количественная характеристика ценностной сферы.

Ценность — это значение (важность) чего-либо для общества, человека или определенной социальной группы. Основой формирования значений и ценностных ориентаций являются потребности.

Исследования человеческих ценностей

Проблемы, связанные с изучением человеческих ценностей, можно отнести к важнейшим темам любой социальной науки. Важность заключается, прежде всего, в том, что речь идет о ценностях — интегративной основе существования общества в целом и личности в частности.

Развитие показало, что аксиологические проблемы становятся предметом наук, которые так или иначе занимаются анализом особенностей человека и человеческой деятельности (философия, социология, антропология и т.д.) Формирование ценностного сознания основывается на человеческом опыте и оценке конкретных событий, процессов и явлений.

Ценности, выработанные определенной культурой, непосредственно поглощаются в процессе социализации, через которую происходит формирование представлений о мире и посвящение в дух культуры, понятие определенной эпохи.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций стала рассматриваться в 60-80 годы XIX века. Она называлась аксиологией и выступала как доктрина ценностей и теория осмысленных принципов, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию человеческих поступков.

Формирование теорий ценностей не может быть отнесено к какому-либо конкретному направлению или школе. Это отражает его универсальное значение, поэтому, как правило, предметом обзора чаще всего становятся 3 наиболее определенных подхода к изучению проблем ценностей и ценностных ориентаций:

  • Историко-антропологический,
  • Социокультурный,
  • Философско-культурный.

Первое предполагает, что существуют ценности и ценностные ориентиры, которые напрямую отличают человека от животных. Как биологическое существо, человек характеризуется духовными качествами. Духовное в человеке представляет собой основу индивидуальности.

Человек отличается от мира животных тем, что сознательно существует в пространстве и времени. По своей природе, пространству и времени структура человека формируется особым образом. Время и пространство, воспринимаемые человеком, способны превратить его в условное и историческое существо. Быть историческим существом — это видеть себя звеном в цепи, которая берет начало в настоящем, связана с прошлым и готовит будущее.

Человечество, каким мы его видим сегодня, является результатом постоянного развития и прогресса. Поэтому необходимо воспринимать это явление как фундаментальный закон нашего времени и пытаться связать его с человеческими ценностями, которые служат стимулом для совершенствования древних культурных, национальных и религиозных традиций.

Ценности помогают дать человеку жизненные ориентиры и цели для его жизненных действий. В конечном счете, они способны наполнить человеческую жизнь смыслом.

Подходы к определению стоимости

В различных науках используется категория стоимости, поэтому существует множество ее определений. Широкое применение вызвало общее и очень широкое значение термина, который даже часто сводится к одному из феноменов мотивационного процесса. Е. Толман определил значение как привлекательность целевого объекта. Он считал, что ценность, наряду с потребностью, предопределяет необходимость цели.

В контексте более общих определений термину «стоимость» придается несколько значений. В зависимости от рассматриваемого аспекта, значение может быть:

  • Социальный идеал, развитый через общественное сознание;
  • Абстрактная концепция собственных качеств в различных сферах общественной жизни (конкретно-исторические и общечеловеческие ценности);
  • Объективная форма как продукт материальной и духовной культуры (действия человека);
  • Социальная ценность преломлялась через призму индивидуальной жизнедеятельности и входила в психологическую структуру личности как личностная ценность.

Характер ценностей и ценностные ориентации

В зависимости от их природы, ценности идеальны. Нет смысла приписывать им пространственно-временные качества, но они не представляются без ссылки на мир, бытие и реальность. Это соотношение стоимости и бытия может быть выражено в «правильности».

Положительное значение — это значение, которое должно существовать. Отрицательное значение — это значение, которое должно быть устранено. Такая ориентация на бытие представляет собой неотъемлемую характеристику ценности. Значит, ценности — это идеальное определение. Их реализация способна служить осмысленному дизайну реальности.

При изменении системы ценностей и ценностных ориентаций часто возникает противоречие между различными значениями и значениями традиционного и инициируемого, старого и нового. Опыт и осознание ценностного противоречия выглядит как сложность выбора и принятия решений. Это можно решить с помощью деятельности, основанной на ценностях, когда есть чувство удовлетворенности собой и ситуацией, когда ценности целей и средства их достижения сравниваются в новых видах деятельности.

Характеристика мира ценностей может дать окончательный ответ на проблему судьбы человека. Привилегированное положение духовной жизни над другими разновидностями бытия выражается в том, что только она способна открыть человеку путь к ценностям. Это означает признание жизни, наделенной ценностью.

Значит, главная цель человека — его судьба. Он должен вести духовную жизнь, повышать ценности, защищать, наслаждаться. Эта цель выбрана человеком и в этом смысле предопределена. Такая жизнь наделена ценностью и целью и полностью соответствует духовной стихии, присущей человеку. Ценностное сознание — основа мировоззрения каждого человека. Это определяет отношение человека к окружающему миру.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Программа психологической подготовки
  2. Православная психология
  3. Задачи психотерапии
  4. Детская психология
  5. Душа – целесообразная основа человека
  6. Малая группа в социальной психологии — Межличностные отношения в группах
  7. Защитный механизм: перенос
  8. Взаимосвязь локуса контроля и отношения к деньгам у старших школьников — Понятие локус-контроля
  9. Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций
  10. Педагогическое тестирование