Для связи в whatsapp +905441085890

Чарльз Хэнди, английский теоретик менеджмента — Постиндустриальное общество и мораль: историческое развитие

Чарльз Хэнди родился в 1932 году в городе Килер, Ирландия, в семье выдающегося англиканского священника. После окончания Ориэльского колледжа (Оксфорд) в 1956 г. Хэнди поступил на работу в Shell International Petroleum и оставался там до 1965 г., после чего в течение года работал в Charter Consolidated (Лондон). В 1967 году поступил на международный факультет Слоанской школы управления при Массачусетском технологическом институте. Очевидно, что на него оказали влияние «гуру Слоунской школы», в которую входили Уоррен Бенине и Крис Аргирис, которые, в свою очередь, находились под сильным влиянием Дугласа МакГрегора (см. главу 16). После этого Хэнди больше не рассматривал карьеру в бизнесе. Вернувшись в 1968 году в Великобританию, он поступил на работу в Лондонскую бизнес-школу (LBS) и отвечал за организацию программы Sloan Management Program.

Он начал работать на факультете LBS в 1972 году и время от времени посещал LBS, читая лекции по менеджменту. В 1977-1981 гг. он преподавал на закрытом семинаре. В 1977-1981 гг. Хэнди руководил частным семинаром и исследовательским центром в доме Святого Георга, Виндзорский замок. В 1976 году он опубликовал свою первую книгу «Понимание организаций», которая с тех пор стала учебником. Четыре издания книги были опубликованы к 1993 году. На протяжении 1980-х годов Хэнди продолжал публиковать свои работы, пишущие не только об организационном поведении, но и о более широких проблемах работы, этики и общества. В 1984 году была опубликована, пожалуй, самая важная его книга — «Будущее работы», которая будет обсуждаться в следующем разделе. Его последние работы «Эпоха безрассудства» (1989) и «Пустой плащ» (1994) были написаны в популярной манере и предназначались не только для «профессионалов», но и для массового читателя. Последние книги, наряду с журнальными статьями, лекциями, радио- и телепередачами, сделали Чарльза Хэнди ведущим «гуру» менеджмента в Великобритании.

Чарльз Хэнди, английский теоретик менеджмента - Постиндустриальное общество и мораль: историческое развитие

Постиндустриальное общество и мораль: историческое развитие

Глобальный экономический кризис, который переживает сегодня человечество, серьезно актуализировал нравственное содержание проблем материального производства и политических вопросов. Однако нынешний — постиндустриальный — этап развития капиталистического общества уже по своей природе предполагает наличие глубоких нравственных противоречий, которые в годы очевидных социальных кризисов не только все больше привлекают к себе внимание, но и получают шанс на те или иные их решения. Постиндустриальное общество само по себе является «перезревшим» капитализмом, кризисным состоянием, переходом к новому этапу в истории человечества, и поэтому нравственность (нравственность) такого общества может быть только в болезненном состоянии.

Зигмунт Бауманн в своем «Индивидуальном обществе» подчеркивает этот кризисный характер современной морали: «Сейчас принято и даже модно плакать об усилении нигилизма и цинизма среди современных мужчин и женщин, критиковать их близорукость, равнодушие к долгосрочным жизненным планам, приземленность и корыстолюбие своих желаний, склонность делить жизнь на эпизоды и жить каждым из них без оглядки на последствия».

Все эти обвинения достаточно обоснованы, чтобы их можно было поддержать. Однако большинство моралистов, оплакивающих упадок морали, забывают упомянуть, что очевидная тенденция, которую они осуждают, сильна в том, что это разумный ответ миру, в котором человек вынужден рассматривать будущее как угрозу, а не как прибежище или землю обетованную. Большинство критиков также не в состоянии принять во внимание тот факт, что этот мир, как и каждый человеческий, построен самими людьми; он не является ни продуктом совершенных и неоспоримых природных законов, ни продуктом греховной и неисправимой человеческой природы, он в немалой степени является продуктом того, что можно назвать политэкономией неопределенности».

Фундаментальное противоречие капитализма — между общественным характером производства и частным характером присвоения — приводит к ряду ключевых проблем, которые, помимо всех других аспектов, несомненно, имеют моральную сторону:

  1. проблема социально-экономического неравенства (как с точки зрения возможностей социального роста, так и с точки зрения результатов последнего)? В условиях формального равенства всех граждан перед законом;
  2. проблема доминирования индивидуализма в частной и общественной жизни;
  3. проблема взаимоотношений между частной капиталистической и государственной собственностью (проблема интеллектуальной собственности, для которой частные условия, как правило, просто неестественны, действует как особенно актуальный вариант этого вопроса).

Биография и творчество Чарльза Хэнди

Чарльз Хэнди родился в 1932 году в городе Килер, Ирландия, в семье выдающегося англиканского священника. После окончания Оксфорда в 1956 году, Хэнди поступил на работу в Shell International Petroleum и оставался там до 1965 года, после чего проработал в Лондоне в течение года. В 1967 году поступил на международный факультет Слоанской школы управления при Массачусетском технологическом институте.

Очевидно, что на него оказали влияние «гуру Слоанской школы», в том числе Уоррен Бенине и Крис Аргирис, которые, в свою очередь, находились под сильным влиянием Дугласа МакГрегора. После этого Хэнди не задумывался о карьере в бизнесе. Вернувшись в 1968 году в Великобританию, он поступил на работу в Лондонскую бизнес-школу (LBS) и отвечал за организацию программы Sloan Management Program. В 1972 году он принял профессуру в LBS и впоследствии регулярно посещал ее для чтения лекций по менеджменту. В 1977-1981 гг. Хэнди руководил частным семинаром и исследовательским центром в Виндзорском замке. В 1976 г. он опубликовал свою первую книгу «Осведомленность об организации», содержание которой стало парадигматичным.

Четыре издания книги были опубликованы к 1993 году. На протяжении 1980-х годов Хэнди продолжал публиковать свои работы, пишущие не только об организационном поведении, но и о более широких проблемах работы, этики и общества. В 1984 году была опубликована его главная книга «Вероятно, будущее работы», которая будет обсуждаться в следующем разделе.

Его последние работы «Эпоха абсурда» (1989 г.) и «Пустой плащ» (1994 г.) написаны в популярной манере и предназначены не только для «профессионалов», но и для массового читателя. Благодаря последним книгам, а также статьям в журналах, лекциям, радио- и телепередачам, Чарльз Хэнди стал ведущим «гуру» британского менеджмента Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тайлоризма к японизму / Переведено с английского, под ред. 245..

«Будущее работы» и две последние книги, «Эпоха необоснованности» и «Пустой плащ», были написаны в то время, когда безработица была очень высокой (особенно в Великобритании). В послевоенный период промышленному Западу не угрожала безработица, отравлявшая жизнь многих людей в межвоенный период. Длительный экономический бум послевоенного периода породил поколение рабочих, которые не боялись потерять работу. Оптимизм в отношении экономической стабильности и прогресса также разделяли экономисты, политики и промышленники.

Рынок труда, с его высоким спросом на рабочую силу, укрепил позиции профсоюзов и в некотором смысле вынудил руководство занять оборонительную позицию. Теоретики управления разделяли этот оптимизм и считали, что полная занятость все еще гарантирована. В такой ситуации методы управления должны служить для убеждения, а не принуждения. Маслоу, Херцберг, МакГрегор и его коллеги были сторонниками «мягкого» подхода к управлению, где приверженность должна была быть достигнута путем создания условий для личностного развития. Даже Брейверман, который начинал с идеи постепенной деградации труда, не предсказывал его краха.

Однако через некоторое время появились первые признаки (по крайней мере, в Великобритании) того, что послевоенный бум не будет длиться бесконечно. Примером тому является экономическая политика «стэнд-энд-ди», т.е. поочередное сдерживание и стимулирование экономической деятельности, проводимая консервативным правительством в 1950-е годы. Как пишут Викерстафф и Шелдрейк, «к концу десятилетия многие считали, что политика «стоп-сигнала» и другие стратегии платежного баланса ведут к снижению притока инвестиций, снижению производительности труда и темпов роста, снижению общей конкурентоспособности британской экономики и расширению внутренних разделов».

Будущее труда

Хотя в настоящей главе рассматриваются проблемы безработицы в Великобритании, другие западные промышленно развитые страны также сталкиваются с аналогичными проблемами, в том числе исторически процветающие экономики Западной Германии и Соединенных Штатов. Влияние Японии на международную производственную конкуренцию уже обсуждалось в главе 19. В 1970-х годах начала развиваться новая глобальная экономика с быстрым обменом товарами, услугами и информацией через национальные границы.

Этому феномену способствовала быстрая технологическая переделка, которая, помимо прочего, уничтожила ранее установленные базовые модели и стереотипы поведения в работе. Вскоре все показатели, определявшие уровень работы и продолжительность трудовой жизни, воспринимались как завышенные, компании закрывались снова и снова, а потери рабочих мест становились обычным явлением. Хотя были созданы новые рабочие места, они не смогли компенсировать эту потерю. Хэнди описывает ситуацию следующим образом:

В семидесятые годы привычный уклад трудовой жизни начал меняться. Крупные организации, ставшие настоящим домом для большого количества людей в течение рабочей недели, стали сокращаться. Многие известные имена из нашего славного индустриального прошлого исчезли навсегда. Менялись не только имена на вывесках «Хай-стрит», но и жизни тех, кто носил эти имена. Ранняя традиция мужчин выходить на работу, чтобы содержать свои семьи, стала статистической редкостью — к концу десятилетия только 14% семей все еще соответствовали этому стереотипу. «Застойная безработица», «молодежная безработица» и «избыток» стали привычными словами, которые слышатся во всех социальных группах.

Трудно было найти работу, и термин «работа» приобрел новое значение наряду с традиционным «полным» трудоустройством. Такие термины, как второе и третье место работы, теневая экономика и неформальная экономика стали привычными, как чип или видео. Старые стереотипы ломались, и на их место приходили новые.
(Handy, 1984, p. ix).

Если это правда, если знакомые модели поведения на работе, формировавшиеся с XIX века, действительно начали исчезать, то что пришло на их место? По словам Хэнди, появилось много нового. Прежде всего, изменилось само значение слова «работа», которое раньше означало оплачиваемый наемный труд в организации. Через некоторое время феминистки справедливо утверждали, что домашнюю деятельность женщин можно также называть «работой», хотя и «свободной». Во-вторых, появление частичной, контрактной, временной и случайной работы побудило людей занять сразу несколько рабочих мест, что позволило им получать больший общий доход. В-третьих, рост добровольного труда, особенно для пожилых людей, указывает на возможность трудовой деятельности, не подкрепленной материальным вознаграждением. Удобно подвел итог, сказав: «Есть разные формы работы». Мы можем различить три из них:

  1. оплачиваемая работа на какой-то должности, в том числе самостоятельная, в течение всего рабочего дня.
  2. дополнительная работа, которую мы выполняем «на стороне», чтобы получить дополнительный доход, который может быть заявлен или не заявлен (в нашей налоговой декларации).
  3. неоплачиваемый труд, т.е. вся работа, выполняемая бесплатно в неформальном секторе экономики и на общественных началах».

Жизнь, полная абсурда и парадоксов

Многие из вопросов, поднятых в работе «Будущее работы», получили дальнейшее развитие в его работе «Эпоха безрассудства» (1989). Он заканчивает свою предыдущую книгу призывом к радикальному переосмыслению самой работы и ее социальных и экономических аспектов. Он пишет:

Мы, как народ, так и индивиды, закреплены системой занятости. Под работой мы подразумеваем наемный труд. Эта работа приносит нам деньги, и она является основой нашего статуса и самоидентификации. Поэтому мы цепляемся за нее всей своей мощью, измеряем по ней свои успехи, прикладываем к ней все свои ожидания от себя и от своей страны, и без нее не можем представить себе нашего будущего. По иронии судьбы, мы к этому относимся отрицательно, потому что наша индивидуалистическая сторона, в соответствии с марксистской теорией, выступает против такой распродажи из себя и своего времени.
(Handy, 1984/1994, p. 188)

Этот парадокс игнорируется большинством теоретиков, хотя такие мыслители, как Маслоу (см. главу 14), Шумахер (см. главу 17) и, конечно же, Брейверман (см. главу 18) признают сложность и неудовлетворительность рабочих отношений. Удобная позиция заключается в том, что организации или компании, ставшие более или менее серьезными институтами индустриального общества, начинают ослабевать. Эра, когда такие люди, как Генри Форд, могли работать наиболее эффективно, концентрируя все производственные мощности в одном месте, быстро сменилась эпохой аморфных и диффузных предприятий. Хорошо оплачиваемые рабочие места, создающие рабочие места, больше не гарантированы, даже для меньшинства работников. В будущем краткосрочные рабочие места будут играть гораздо большую роль, поощряя комплексный подход и требуя от людей гибкости, прагматизма и максимальной гибкости. Некогда жесткое разделение труда и досуга, возникшее в начале промышленной революции, будет становиться все более размытым.

Самым важным последствием этого, считает Хэндн, будет неизбежное изменение характера образования и системы образования. Британский подход к образованию и подготовке кадров должен измениться. Старое начальное и профессиональное образование как подготовка к сорокалетней трудовой жизни больше не будет рассматриваться как избыточное. Ушли те дни, когда человек впервые получил образование, а затем посвятил остаток активной жизни работе. Новая система образования должна двигаться в направлении, способствующем большей инклюзивности и более широкому спектру образования, доступного для всех. Хэнди пишет:

Когда активные организации нуждаются во все большем количестве умных людей, когда карьера становится все более динамичной, и особенно когда все больше людей стремятся к большей независимости, образование становится самым важным вложением в свою судьбу, которое может сделать человек. Но это будет уже не то образование, которое большинство из нас получило. И чем скорее мы откажемся от нынешнего британского понятия образования, тем лучше. Образование требует обновления.

изменения характера труда

Очевидно, что наблюдаемые Хэнди изменения в характере работы противоречат модели, в которой организация работы может стать центром сообщества или основой самоидентификации. В то время как некоторые крупные производства (например, в автомобилестроении) все еще существуют, их становится все меньше, и средняя продолжительность работы в таких учреждениях все равно сокращается. Люди, обладающие необходимыми навыками и правильной мотивацией, становятся, говоря словами французского экзистенциализма, самосоздаваемыми проектами; постиндустриальное будущее обещает им большую свободу.

Другие люди (которые, скорее всего, будут большинством) будут постоянно страдать, в лучшем случае, от хронического отсутствия безопасности, в худшем — от зависимости от государства или даже от преступного мира. Как далеко это мрачное отражение Хэнди уводит от доброкачественных соображений. Его видение будущего частично основано на некоторых взглядах Шумахера (см. главу 17), изложенных в его посмертном труде «Хорошая работа» (1979). Шумахер считает, что увеличение капиталоемкости производства в сочетании с ростом автоматизации приводит к кризису занятости; промышленно развитым странам необходимо переосмыслить свои системы ценностей и, возможно, «вернуться» к менее сложным способам производства. Хэнди также разделяет точку зрения марксиста/эксистенциалиста Андре Горца, выраженную в его книге 1982 года на английском языке «Прощание с рабочим классом». Горц, как и Хэнди, пишет о частичной разбивке работ в западных индустриальных странах и пытается дать анализ их социальных вариантов. Он пишет:

«Сокращение рабочей силы — это действительно непрерывный процесс, который, скорее всего, только ускорится. Согласно независимым экономическим прогнозам, развитие промышленной автоматизации в каждой из трех ведущих промышленно развитых стран Западной Европы позволит в течение следующего десятилетия сократить количество рабочих мест на 4-5 млн … В условиях нынешнего кризиса и технологической революции невозможно будет восстановить полную занятость посредством экономического роста….. Мы являемся свидетелями возникновения общества, основанного на массовой безработице. Она включает в себя, с одной стороны, растущую массу постоянно безработных, а с другой — аристократию государственных служащих, между которыми существует пролетариат временных работников, выполняющих самую неквалифицированную и тяжелую работу.

Отвергая взгляды ортодоксального марксизма (см. главу 18), Горц утверждает, что промышленный пролетариат уже не достаточно велик, чтобы играть существенную роль в процессе промышленных изменений. Вместо этого он говорит о «неклассе непроизводителей», которые, по его мнению, способны изменить общество. Как он пишет, «только непроизводительный класс…. олицетворяет то, что лежит в основе «продуктивизма»: отрицание накопленной этики и растворение всех классов»


Как и Горц, Хэнди считает, что изменения в характере и объеме работы неизбежно приведут к индивидуальным и социальным изменениям. Хотя Хэнди разделяет некоторые взгляды Горца, он не опирается на тот же европейский интеллектуальный багаж и гегелевскую риторику. Для Handy, будущее — это то, к чему стремятся индивидуумы, то, что соответствует их желаниям. Новый мир труда может способствовать этому благодаря своей большей гибкости и способности формировать собственную трудовую жизнь вне организационных запретов и ограничений. Конечно, есть риск, что растущий «низший класс» станет еще более многочисленным и приведет к сильной поляризации общества.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Диаграмма Исикавы
  2. Кадровый консалтинг
  3. Принципы организационных изменений
  4. Качество управления деятельностью предприятия
  5. Разработка стратегии развития организации
  6. Принципы менеджмента и их реализация в практике управления гостиницей
  7. Планирование и организация работы структурного подразделения
  8. Развитие методологии стратегического менеджмента в современных условиях
  9. Мотивы профессиональной карьеры женщин-менеджеров
  10. Конфликтность и управление изменениями в менеджменте