Для связи в whatsapp +905441085890

Человеческая вражда в произведениях искусства и литературы

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Влияние фрустрации на общее развитие ребенка
  2. Одиночество, как психологический феномен и экзистенциальная проблема
  3. Проблема агрессивности: биологические и социальные аспекты
  4. Ревность как психологический феномен
  5. Любовь, как психологический феномен
  6. Интуиция и её роль в психике человека
  7. Движения глаз в процессе восприятия психологических особенностей человека по выражению его лица
  8. Восприятие психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу: проблема сходства и различия источников информации о человеке
  9. Применения арт-терапии для преодоления экстремальных и критических состояний психики
  10. Психологические феномены тревожных состояний

Введение

Оценивая явления эстетически, человек определяет меру своего господства над миром. Эта мера зависит от уровня и характера развития общества, его производства. Последнее выявляет ту или иную ценность для человека естественно природных свойств предметов, определяет их эстетические свойства. Этим объясняется то, что эстетическое проявляется в различных формах: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое и т.д.

Расширение социальной практики человека влечет за собой расширение круга эстетических свойств и эстетически оцениваемых явлений.

В истории человечества нет ни одной эпохи, которая не была бы насыщена трагическими событиями. Человек смертен, и каждый человек, живущий сознательной жизнью, не может не осмыслить свое отношение к смерти и бессмертию в той или иной мере. Наконец, великое искусство в своих философских размышлениях о мире всегда внутренне тяготеет к трагической теме. Через всю историю мирового искусства проходит одна из общих тем — тема трагического. Иными словами, история общества, история искусства, жизнь отдельного человека так или иначе затрагивают проблему трагического. Все это делает ее важной для эстетики.

Трагедия — безвозвратная утрата и утверждение бессмертия

Двадцатый век стал веком величайших социальных потрясений, кризисов и бурных перемен, создавших сложнейшие и напряженные ситуации то в одной части мира, то в другой. Поэтому для нас теоретический анализ проблемы трагического — это самоанализ и понимание мира, в котором мы живем.

В искусстве разных народов трагическая смерть превращается в воскресение, а печаль — в радость. Например, древнеиндийская эстетика выразила эту закономерность через понятие сансары, что означает круговорот жизни и смерти, перерождение умершего человека в другое живое существо в зависимости от характера его жизни. Реинкарнация душ у древних индийцев была связана с идеей эстетического совершенства, восхождения к более прекрасному. Веды, древнейший памятник индийской литературы, утверждали красоту загробной жизни и радость вхождения в нее.

Человеческое сознание с древнейших времен не могло примириться с небытием. Как только люди начинали думать о смерти, они утверждали бессмертие, а в небытии люди давали место злу и со смехом провожали его туда.

Парадоксально, но о смерти говорит не трагедия, а сатира. Сатира доказывает смертность живого и даже торжествующего зла. Трагедия же утверждает бессмертие, раскрывает доброе и прекрасное начало в человеке, которое торжествует, торжествует, несмотря на смерть героя.

Трагедия — это скорбная песнь невосполнимой утраты, радостный гимн бессмертию человека. Именно эта глубинная природа трагического раскрывается, когда чувство скорби разрешается радостью («я счастлив»), смерть — бессмертием.

Общие философские аспекты трагического

Уход человека из жизни безвозвратен. Смерть — это превращение живого в неживое. Но мертвые остаются живыми: культура хранит все, что прошло, она — внегенетическая память человечества. Генрих Гейне говорил, что под каждым надгробием лежит история всего мира, которая не может уйти бесследно.

Хотя трагедия осмысляет смерть неповторимой индивидуальности как непоправимый крах всего мира, она также утверждает стойкость и бесконечность вселенной, несмотря на уход конечного существа. И в самом этом конечном существе трагедия находит бессмертные черты, которые связывают личность со вселенной, конечное с бесконечным. Трагедия — это философское искусство, которое ставит и разрешает высшие метафизические проблемы жизни и смерти, постигает смысл бытия, анализирует глобальные проблемы его устойчивости, вечности, бесконечности, несмотря на его постоянную изменчивость.

В трагедии Гегель считал, что разрушение — это не только уничтожение. Оно означает также сохранение в преображенном виде того, что в данной форме должно погибнуть. Подавленному инстинкту самосохранения Гегель противопоставляет идею освобождения от «рабского сознания», способность пожертвовать своей жизнью ради высших целей. Способность постичь идею бесконечного развития для Гегеля — важнейшая характеристика человеческого сознания.

К. Маркс уже в своих ранних работах критикует идею индивидуального бессмертия Плутарха, противопоставляя ей идею социального бессмертия человека. Для Маркса люди несостоятельны, боятся, что после их смерти плоды их деяний достанутся не им, а человечеству. Продукты человеческой деятельности — лучшее продолжение человеческой жизни, а надежды на индивидуальное бессмертие иллюзорны.

В трактовке трагических ситуаций в мировой художественной культуре проявились две крайние позиции: экзистенциалистская и буддийская.

Экзистенциализм сделал смерть центральной проблемой философии и искусства. Немецкий философ К. Ясперс подчеркивает, что знание о человеке — это трагическое знание. В своей книге «О трагическом» он отмечает, что трагическое начинается там, где человек доводит все свои возможности до предела, зная, что умрет. Это своего рода самореализация личности ценой собственной жизни. «В трагическом познании, следовательно, существенно то, что человек переносит и из-за чего погибает, что он берет на себя, перед лицом какой реальности и в какой форме он предает свое бытие». Ясперс исходит из того, что трагический герой несет в себе как собственное счастье, так и собственное разрушение.

Трагический герой является носителем чего-то за пределами индивидуального существования, носителем силы, принципа, характера, демона. Трагедия показывает человека в его величии, свободном от добра и зла, пишет Ясперс, обосновывая эту позицию ссылкой на мысль Платона о том, что ни добро, ни зло не проистекает из ничтожного характера, тогда как великая натура способна как на великое зло, так и на великое добро.

Трагедия существует там, где сталкиваются силы, каждая из которых считает себя истинной. Исходя из этого, Ясперс считает, что истина не едина, что она расколота, и трагедия показывает это.

Таким образом, экзистенциалисты абсолютизируют самоценность личности и подчеркивают ее оторванность от общества, что приводит их концепцию к парадоксу: смерть личности перестает быть социальной проблемой. Индивид, оставшись один на один со вселенной, не ощущая вокруг себя человечества, охвачен ужасом неизбежной конечности существования. Он отрезан от людей и фактически считает себя абсурдным, а его жизнь лишается смысла и ценности.

Для буддизма человек, умирая, превращается в другое существо; он приравнивает смерть к жизни (человек, умирая, продолжает жить, поэтому смерть ничего не меняет). В обоих случаях, по сути, снимается весь трагизм.

Смерть личности приобретает трагическое значение только там, где человек, обладая самоценностью, живет ради народа, интересы которого становятся содержанием его жизни. В этом случае, с одной стороны, возникает уникальная индивидуальная личность и ценность, а с другой — умирающий герой находит продолжение в жизни общества. Поэтому смерть такого героя трагична и порождает ощущение безвозвратной утраты человеческой индивидуальности (отсюда скорбь), и в то же время возникает — идея продолжения индивидуальной жизни в человечестве (отсюда мотив радости).

Трагическое в искусстве

Каждая эпоха вносит свои особенности в трагическое и подчеркивает определенные аспекты его природы.

Например, для греческой трагедии характерно бессрочное действие. Грекам удалось сделать свои трагедии развлекательными, хотя и главным героям, и зрителям часто сообщалась воля богов или хор предсказывал ход событий. Зрители были знакомы с сюжетами древних мифов, на которых во многом основывались трагедии. Зрелищность греческой трагедии была прочно основана на логике действия. Смысл трагедии заключался в поведении персонажей. Смерть и несчастья трагического героя предвидимы. И в этом — наивность, свежесть и красота древнегреческого искусства. Такой ход событий играл большую художественную роль, усиливая трагические эмоции зрителя.

Герой античной трагедии не может предотвратить неизбежное, но он борется и действует, и только благодаря его свободе и его действиям осуществляется то, что должно произойти. Таков, например, Эдип в трагедии Софокла «Царь Эдип». По собственной воле, осознанно и свободно, он ищет причины несчастий, обрушившихся на головы жителей Фив. И когда выясняется, что «расследование» грозит обернуться против главного «следователя» и что виновник несчастий Фив — сам Эдип, который волею судьбы убил своего отца и женился на своей матери, он не прекращает «расследование», а доводит его до конца. Такова и Антигона, героиня другой трагедии Софокла. В отличие от своей сестры Исмены, Антигона не подчиняется приказу Креонта, который под страхом смерти запрещает ей похоронить брата, сражавшегося против Фив. Закон родства, выраженный в необходимости похоронить тело брата, чего бы это ни стоило, в равной степени относится к обеим сестрам, но Антигона становится трагическим героем, потому что реализует эту потребность в своих свободных действиях.

Греческая трагедия героична.

Цель античной трагедии — катарсис. Чувства, изображенные в трагедии, очищают чувства зрителя.

В Средние века трагическое предстает не как героическое, а как мученическое. Его цель — утешение. В средневековом театре страдательное начало подчеркивалось в актерской интерпретации образа Христа. Порой актер настолько сильно «вкладывался» в образ распятого человека, что сам был недалек от смерти.

Средневековой трагедии чуждо понятие катарсиса. Это не трагедия очищения, а трагедия утешения. Для нее характерна следующая логика: тебе плохо, но они (герои, вернее, мученики трагедии) лучше тебя, и им хуже, чем тебе. Так что утешайся своими страданиями, потому что есть еще большие страдания и еще большие муки у людей, которые даже меньше, чем ты, их заслуживают. Утешение земное (ты не единственный, кто страдает) усиливается утешением потусторонним (ты не будешь страдать там, и тебе воздастся по заслугам).

Если в античной трагедии самые необычные вещи происходят вполне естественно, то в средневековой трагедии сверхъестественность событий занимает важное место.

На рубеже Средневековья и Возрождения возвышается величественная фигура Данте. У Данте не возникает сомнений в необходимости вечных мучений Франчески и Паоло, которые своей любовью нарушили моральные устои своего века и монолит существующего миропорядка, поколебали и преступили запреты земли и неба. И в то же время в «Божественной комедии» отсутствует сверхъестественность, магия. Для Данте и его читателей абсолютно реальна география ада, реален адский вихрь, уносящий влюбленных. Здесь та самая естественность сверхъестественного, реальность нереального, которая была характерна для античной трагедии. И именно это возвращение к античности на новой основе делает Данте одним из первых выразителей идей Ренессанса.

Средневековый человек объяснял мир Богом. Человек Нового времени стремился показать, что мир является причиной самого себя. В философии это выразилось в классическом тезисе Спинозы о природе как причине самой себя. В искусстве этот принцип был воплощен и выражен Шекспиром за полвека до этого. Для него весь мир, включая царство человеческих страстей и трагедий, не нуждается в потустороннем объяснении; в его основе лежит он сам.

Ромео и Джульетта носят в себе обстоятельства своей жизни. Из самих персонажей рождается действие. Роковые слова: «Его зовут Ромео, он сын Монтекки, сын твоего врага» не изменили отношения Джульетты к своему возлюбленному. Единственным мерилом и движущей силой ее поступков является она сама, ее характер, ее любовь к Ромео.

Трагическое в жизни

Проявления трагического в жизни многообразны: от смерти ребенка или смерти человека, полного творческой энергии, до поражения национально-освободительного движения; от трагедии отдельного человека до трагедии целого народа. Трагическое можно найти и в борьбе человека с силами природы. Но главным источником этой категории является борьба добра и зла, смерти и бессмертия, где смерть подтверждает ценности жизни, раскрывает смысл человеческого существования, где происходит философское осмысление мира.

Первая мировая война, например, вошла в историю как одна из самых кровопролитных и жестоких войн. Никогда (до 1914 года) противоборствующие стороны не выставляли такие огромные армии для взаимного уничтожения. Все достижения науки и техники были направлены на истребление людей. Во время войны 10 миллионов человек были убиты и 20 миллионов ранены. Причем мирное население понесло значительные потери не только в результате военных действий, но и от голода и болезней, свирепствовавших в годы войны. Война также привела к огромным материальным потерям и породила массовое революционно-демократическое движение, требовавшее радикального обновления жизни.

Затем, в январе 1933 года, к власти в Германии пришла фашистская Национал-социалистическая рабочая партия, партия реванша и войны. К лету 1941 года Германия и Италия уже оккупировали 12 европейских стран и распространили свое господство на значительную часть Европы. В оккупированных странах они установили фашистский оккупационный режим, который назвали «новым порядком»: ликвидировали демократические свободы, распустили политические партии и профсоюзы, запретили забастовки и демонстрации. Промышленность работала по заказам оккупантов, сельское хозяйство поставляло им сырье и продовольствие, рабочая сила использовалась для строительства военных объектов. Все это привело ко Второй мировой войне, в которой фашизм был полностью разгромлен. Но в отличие от Первой мировой войны, во Второй мировой войне большинство людских потерь пришлось на мирное население. Только в СССР погибло не менее 27 миллионов человек. В Германии 12 миллионов человек были уничтожены в концентрационных лагерях. Жертвами войны и репрессий в странах Западной Европы стали 5 миллионов человек. К этим 60 миллионам загубленных жизней в Европе следует добавить многие миллионы людей, погибших на Тихоокеанском и других театрах Второй мировой войны.

Не успела нация оправиться от одной мировой трагедии, как 6 августа 1945 года американский самолет сбросил атомную бомбу на японский город Хиросима. Атомный взрыв вызвал ужасные катастрофы: 90% зданий сгорели, остальные превратились в руины. Из 306 000 жителей Хиросимы более 90 000 погибли сразу. Десятки тысяч людей умерли позже от ран, ожогов и радиоактивного облучения. Со взрывом первой атомной бомбы человечество получило в свое распоряжение неисчерпаемый источник энергии и одновременно страшное оружие, способное уничтожить все живое.

Заключение

Трагедия — суровое слово, полное безнадежности. Оно несет в себе холодный отблеск смерти, имеет леденящее дыхание. Но сознание смерти заставляет человека острее переживать всю красоту и горечь, всю радость и сложность жизни. И когда смерть близка, в этой «пограничной» ситуации все краски мира, его эстетическое богатство, его чувственная красота, величие привычного, правда и ложь, добро и зло и сам смысл человеческого существования предстают более отчетливо.

Трагедия — это всегда оптимистическая трагедия, в которой даже смерть служит жизни.

Итак, трагическое раскрывает:

  1. смерть или тяжкие страдания человека;
  2. невосполнимая утрата личности;
  3. бессмертное общественно ценное начало, присущее неповторимой индивидуальности, и его продолжение в жизни человечества;
  4. высшие проблемы бытия, социальный смысл человеческой жизни;
  5. трагическая активность по отношению к обстоятельствам;
  6. философски осмысленное состояние мира;
  7. исторически, временно неразрешимые противоречия;
  8. трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает очищающее воздействие на человека.

Центральной проблемой трагического произведения является расширение человеческих возможностей, разрушение тех границ, которые исторически сложились, но стали тесны для самых мужественных и активных людей, одухотворенных высокими идеалами. Трагический герой прокладывает путь в будущее, взрывает сложившиеся границы, он всегда находится в авангарде борьбы человечества, и на его плечи ложатся самые большие трудности. Трагедия раскрывает социальный смысл жизни. Суть и цель человеческого существования: развитие отдельного человека должно идти не за счет, а во имя всего общества, во имя человечества. С другой стороны, все общество должно развиваться в человеке и через человека, а не вопреки ему или за его счет. Таков высший эстетический идеал, таков путь к гуманистическому решению проблемы человека и человечества, который предложила мировая история трагического искусства.

Список литературы

  1. Борев Ю. Эстетика. — М., 2002
  2. Бычков В.В. Эстетика. — М., 2004
  3. Дивненко О.В. Эстетика. — М., 1995
  4. Никитич Л.А. Эстетика. — М., 2003