Для связи в whatsapp +905441085890

Человек как предмет структуралистской антропологии — Человек, как живое биоэнергетическое существо

Объектом педагогической антропологии является связь между человеком и человеком, а субъектом — ребенок. Для того, чтобы понять этот объект и проникнуть в эту тему, необходимо сначала понять, что такое человек, что такое его природа. Поэтому для педагогической антропологии «человек» является одним из базовых понятий. Важно иметь как можно более широкое представление о человеке, так как это позволяет получить адекватное представление о ребенке и образование, соответствующее его природе.

Человек был предметом изучения во многих науках на протяжении многих столетий. Информация, которая накопилась о нем за это время, огромна. Но это не только не уменьшает количество вопросов, связанных с проникновением в суть человеческой природы, но и умножает эти вопросы. Это не только не приводит к единому мнению человека, удовлетворительному для всех, но и умножает эти вопросы. И все же другие науки, еще более новые, найти в человеке свою «сферу деятельности», свой аспект, открыть в нем что-то до сих пор неизвестное, и определить по-своему, что такое человек.

Человек настолько многогранен, настолько «поливокализован», что различные науки обнаруживают в нем прямое противопоставление человеческих качеств и сосредотачиваются на них. Например, если в экономике он является рационально мыслящим существом, то в психологии он в значительной степени иррационален.

В истории он считается «автором» или субъектом определенных исторических событий, а в педагогике — объектом заботы, помощи или поддержки. В социологии он считается существом с инвариантным поведением, в то время как в генетике он считается программированным существом. Для кибернетики человек — это универсальный робот; для химии — набор специфических химических соединений.

Возможности для изучения человеческого рода бесконечны, они постоянно растут. Но сегодня становится все более очевидным, что человек — это очень сложный, неисчерпаемый, во многом загадочный объект знания; его полное осознание (задача с первых дней антропологии) в принципе невозможно.

Этому есть ряд объяснений. Например, изучение человека осуществляется самим человеком и поэтому не может быть полным или объективным. Другое объяснение основано на том, что коллективная концепция человека не может быть собрана как бы из фрагментов, из материалов наблюдений, из исследований отдельных конкретных людей. Несмотря на то, что их много. Говорят также, что та часть жизни человека, которая может быть изучена, не исчерпывает всего человека. «Человек не сводится к эмпирическому существу эмпирического субъекта. Человек всегда больше, чем он сам, потому что он является частью чего-то большего, более полного целого, трансцендентального мира» (Г.П. Щедровицкий). Указывается, что информацию о человеке в разные века невозможно обобщить в единое целое, так как человечество отличается в разные эпохи, так же, как и каждый человек в значительной степени отличается на разных этапах своей жизни.

Тем не менее, картина человека, глубина и масштабы его представления, улучшилась на протяжении веков.

Человек, как живое биоэнергетическое существо

Как и все живые существа, человек активен, т.е. способен избирательно рефлексировать, воспринимать, реагировать на любые раздражения и воздействия, и имеет, в формулировке Ф. Энгельса, «независимую силу реакции».

Она пластична, то есть обладает высокой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, сохраняя при этом специфику вида.

Это динамичное, развивающееся существо: На протяжении веков и в процессе жизни каждого человека происходят определенные изменения в органах, системах и мозге человека.

И, согласно выводам современной науки, процесс развития Homo sapiens не завершен и человеческий потенциал изменений не исчерпан.

Как и все живые существа, человек органически принадлежит к природе Земли и Космосу, с которым он постоянно обменивается веществами и энергиями. Очевидно, что человек является неотъемлемой частью биосферы, растительной и животной жизни на земле, и он проявляет признаки животной и растительной жизни в себе. Последние открытия в палеонтологии и молекулярной биологии показывают, например: генетический код человека и обезьян отличается только на 1-2% (в то время как анатомические различия составляют около 70%). Особенно поражает близость людей к миру животных. Поэтому в мифах и сказках человек часто отождествляет себя с теми или иными животными. Поэтому философы иногда считают человека животным: поэтическим (Аристотель), смехотворным (Рабле), трагическим (Шопенгауэр), инструментальным, обманчивым…..

И все же человек — это не только высшее животное, не только венец природы земли. По мнению русского философа И.А. Ильина, он «все-природа». «Он органично включает в себя все, концентрирует и концентрирует то, что содержится в самых отдаленных туманностях и ближайших микроорганизмах, и заключает все это в свой разум в знании и восприятии».

Органическая принадлежность человека к космосу подтверждается данными таких, казалось бы, далеких наук, как химия кокса, астрофизика и др. В связи с этим на ум приходит утверждение Н.А. Бердяева: «Человек понимает Вселенную, потому что они имеют одну и ту же природу».

Человек — главный «геологический формообразующий фактор биосферы». (по словам В. И. Вернадского). Он не только один из фрагментов Вселенной, один из обычных элементов растительного и животного мира. Это самый важный элемент мира. С его появлением природа Земли существенно изменилась, человек сегодня определяет состояние космоса. В то же время человек всегда был существом, сильно зависимым от космических и природных явлений и условий. Современный человек понимает, что изуродованная природа угрожает человеческому существованию и разрушает его, а понимание природы и установление с ней динамического равновесия делает жизнь человека легче и продуктивнее.

Социальность и разум человека

Человек не только космическое, естественное существо. Он социально-историческое существо. Одной из его важнейших характеристик является социальность. Рассмотрим это утверждение.

Так же органично, как он принадлежит космосу и природе, человек принадлежит обществу, человеческому сообществу. Согласно современной науке, появление Homo sapiens обусловлено трансформацией стада антропоидов, где преобладали биологические законы, в человеческое общество с нравственными законами. Особенности человека как вида формировались под влиянием социального образа жизни. Основными условиями сохранения и развития Homo sapiens, как и для человека, было соблюдение моральных табу и следование социально-культурному опыту предыдущих поколений.

Общество также имеет большое значение для каждого человека, так как оно не является механическим собранием индивидуумов, а представляет собой интеграцию людей в единый социальный организм. «Первое состояние человеческой жизни — это другое человеческое существо. Другие люди — это центры, вокруг которых организован мир человека. Отношения с другими людьми, с людьми — это основная ткань человеческой жизни, ее суть», — писал С.Л. Рубинштейн. Я не могу быть открыт только через отношения с самим собой (не случайно Нарцисс — несчастное существо в древнем мифе). Человек развивается, только «заглядывая» (К. Маркс) в другого человека.

Каждый человек невозможен без общества, без совместной деятельности и общения с другими людьми. Каждый человек (и многие поколения людей) идеально представлен в других людях и играет в них идеальную роль (В.А. Петровский). Даже не имея реальной возможности жить среди людей, человек проявляет себя как член «своего» референтного сообщества. Он ориентируется (не всегда сознательно) на их ценности, убеждения, нормы и правила. Он использует язык, знания, навыки и привычное поведение, которые зародились в обществе задолго до того, как он появился и был передан ему. Его воспоминания и мечты также наполнены образами, которые имеют социальное значение.

Только в обществе человек мог реализовать свои возможности, данные ему космосом и земной природой. Таким образом, деятельность человека как живого существа стала социально значимой способностью к продуктивной деятельности, сохранению и созиданию культуры. Динамизм и пластичность — в способности быть ведомым другим, меняться в его присутствии, испытывать эмпатию. Готовность воспринимать человеческий язык — в общении, в умении вести конструктивный диалог, делиться идеями, ценностями, опытом, знаниями и т.д.

Именно социально-историческая форма бытия сделала предка рациональным существом.

По мнению К.Д. Ушинского, педагогическая антропология понимает чувствительность к пониманию не только мира, но и самих себя в нем:

  • Его присутствие во времени и пространстве;
  • Способность записывать собственное восприятие мира и себя;
  • Способность к саморефлексии, самокритике, самооценке и планированию жизни, т.е. самопознанию, рефлексии.

Рациональность человека врождена. Благодаря этой рациональности человек способен ставить цели, философствовать, искать смысл жизни и стремиться к счастью. Благодаря этому человек способен совершенствоваться, воспитывать себя и изменять окружающий мир в соответствии со своими представлениями о том, что является ценным и идеальным (сущность, человек и т.д.). Это во многом обуславливает развитие случайности психических процессов, совершенствование человеческой воли.

Причина помогает человеку действовать вопреки своим органическим потребностям, биологическим ритмам (подавлять голод, активно работать по ночам, жить в невесомости и т.д.). Иногда это приводит к тому, что человек маскирует свои индивидуальные особенности (проявление темперамента, пола и т.д.). Это дает силы для преодоления страха смерти (подумайте, например, о врачах-инфекционистах, которые экспериментировали на себе). Это способность преодолевать инстинкт и сознательно сопротивляться естественным причинам в себе и в собственном организме, и это особенность человеческого рода.

Духовность и творчество в людях

Другой специфической чертой человека является его духовность. Духовность является общей для всех людей как универсальная базовая потребность, которая должна соответствовать высшим ценностям. Является ли духовность человека следствием его социально-исторического бытия или доказательством его божественного происхождения, этот вопрос остается спорным. Однако существование вышеупомянутой характеристики как чисто человеческого феномена неоспоримо.

Действительно, только у человека есть неудовлетворенные потребности в новых знаниях, в поиске истины, в особой деятельности по созданию нематериальных ценностей, в жизни совести и справедливости. Только человек способен жить в нематериальном, нереальном мире: в мире искусства, в воображаемом прошлом или будущем. Только человек способен работать ради удовольствия и получать удовольствие от тяжелого труда, когда он свободен и имеет личный или социальный смысл. Только человек способен переживать такие неуловимые рациональные состояния, как стыд, ответственность, достоинство, сожаление и т.д. Только человек способен верить в идеалы, в себя, в лучшее будущее, в добро, в Бога. Только мужчина способен любить и не ограничивать себя в сексе. Только человек способен к самопожертвованию и самоограничению.

Как рациональное и духовное существо, живущее в обществе, человек не мог не стать творческим существом. Творчество человека проявляется в его способности создавать новые вещи во всех сферах его жизни, в том числе в стремлении к искусству, и в его чувствительности к ним. Она регулярно проявляется в том, что В.А. Петровский называет «способностью свободно и ответственно выходить за пределы данного (от любопытства к социальным инновациям)». Это проявляется в непредсказуемости поведения не только отдельных людей, но и социальных групп, целых народов.

Именно социально-исторический образ бытия, духовность и творчество делают человека реальной силой, важнейшей составляющей не только общества, но и вселенной.

Целостность человека и противоречивая природа

Другая глобальная характеристика человека — его целостность. Как однажды заявил Леонард Фейербах, человек — это «живое существо, для которого характерно единство материального, чувственного, духовного и рационально-деятельностного существа». Современные ученые предпочитают такую характеристику цельности человека, как «голография»: каждое проявление человека, каждое его свойство, органы и системы объемно представляют все человеческое существо. Например, каждое эмоциональное выражение человека раскрывает состояние его физического и психического здоровья, развитие его воли и интеллекта, его генетические характеристики, его привязанность к определенным ценностям и значениям и т.д. Ребенок — педагогическая антропология

Самое очевидное — это физическая целостность человеческого организма (каждая царапина приводит к реакции всего организма), но это не исчерпывает целостность человека, сверхсложного существа. Целостность человека проявляется, например, в том, что его физиологические, анатомические и психологические характеристики не только адекватны друг другу, но и взаимосвязаны, взаимозависимы и обусловлены.

Человек — единственное живое существо, которое неразрывно и органично соединяет в себе свое биологическое и социальное существо, свою рациональность и духовность. Биология и социальность человека, его разумность и духовность являются историческими: они определяются историей человечества (как и истории личности). Но история вида (и любого человека) является одновременно социальной и биологической, так что биологическое проявляется в формах, которые во многом зависят от истории человечества, от типа конкретного общества, от культурных особенностей конкретного сообщества.

Как целостное существо, человек всегда находится в положении субъекта и объекта (не только в любой ситуации общественной и личной жизни, общения, деятельности, но и в положении культуры, пространства, времени, образования).

Разум и чувство, эмоции и интеллект, рациональное и иррациональное существо взаимосвязаны в человеке. Он всегда существует и «здесь и сейчас», и «там и тогда»; его настоящее неотделимо от прошлого и будущего. Его представления о будущем определяются впечатлениями и опытом прошлой и настоящей жизни. И именно воображаемая концепция будущего влияет на фактическое поведение в настоящем, а иногда и на переоценку прошлого. Человек отличается в разное время своей жизни, но в то же время он является одним и тем же представителем человеческого рода всю свою жизнь. Его сознательное, бессознательное и сверхсознательное (творческая интуиция, по П. Симонову) существо взаимозависимы, адекватны друг другу.

Процессы интеграции и дифференциации психики, поведения и самосознания взаимосвязаны в жизни человека. Например, известно, что развитие способности различать все больше и больше оттенков цвета (дифференциация) сопровождается увеличением способности воссоздавать изображение целого объекта на основе увиденной детали (интеграция).

Каждый человек обладает глубоким единством индивидуальных (общих для человечества как вида), типичных (характерных для конкретной группы людей) и уникальных (характерных только для конкретного человека) качеств. Каждый человек всегда проявляет себя одновременно как организм, как личность и как индивидуум. На самом деле, существо с индивидуальностью, но без организма — это не человек, а фантом. Широко распространенное в образовательном сознании мнение о том, что организм, идентичность и индивидуальность не являются отдельными стадиями развития, ошибочно. В человеке в целом эти три ипостазы взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимно управляемы.

Каждый отдельный человек является носителем определенного генотипа, хранителем (или разрушителем) генетических ресурсов человека, поэтому здоровье человека является ценностью для всего человечества.

С антропологической точки зрения важно понимать, что человеческий организм принципиально отличается от других живых организмов. Это не просто анатомические и физиологические особенности. И дело не только в том, что человеческий организм является синергетическим (не равновесным): его деятельность включает в себя и хаотические, и упорядоченные процессы, и чем моложе организм, тем более хаотична система, тем беспорядочнее она действует. (Кстати, для педагога важно понимать следующее: Хаотичное функционирование детского организма позволяет ему легче приспосабливаться к изменениям жизненных условий, пластически адаптироваться к непредсказуемому поведению окружающей среды, работать в более широком диапазоне условий. Порядок физиологических процессов, который наступает с возрастом, нарушает синергию организма, а это приводит к его старению, разрушению, болезням).

Более существенным является что-то другое: функционирование человеческого организма целостно связано с человеческой духовностью, рациональностью, социальностью. Фактически физическое состояние человеческого организма зависит от человеческого слова, от «силы духа», и в то же время физическое состояние человека влияет на его психологическое, эмоциональное состояние, на его функционирование в обществе.

Человеческое тело нуждается и готово к человеческому образу жизни, к человеческим формам бытия, к общению с другими людьми, к овладению Словом от рождения (или, возможно, задолго до этого).

Социальные процессы, состояние культуры и особенности той или иной системы образования отражаются на внешнем облике человека.

Каждый человек, как член общества, является индивидуумом, т. е:

  • Участник общей и одновременно общей работы и носитель определенной системы отношений;
  • Экспонент и в то же время исполнитель общепринятых требований и ограничений;
  • Носитель социальных ролей и статусов, которые имеют значение для других и для него самого;
  • Защитник определенного образа жизни.

Быть личностью, то есть носителем социальности, является неотъемлемым качеством и врожденной родовой характеристикой человека.

Точно так же, быть индивидуумом, в отличие от других существ, является врожденной характеристикой. Это различие встречается как на физиологическом и психологическом уровне (индивидуальная одинокая личность), так и на уровне поведения, социального взаимодействия, самореализации (личностно-творческая индивидуальность). Таким образом, индивидуальность объединяет черты тела и личности конкретного человека. Если индивидуальное отличие (цвет глаз, нервный тип и т.д.) вполне очевидно и мало зависит от самого человека и его окружения, то личное отличие всегда является результатом его сознательных усилий и взаимодействия с окружающим миром. Оба являются социально значимыми проявлениями личности.

Глубокая, органическая, уникальная целостность человека во многом определяет его сверхсложность как реального явления и как объекта научного исследования, о котором шла речь выше. Это отражено в произведениях искусства, посвященных человеку и в научных теориях. В частности, в терминах, связывающих эго, эго и суперэго и альтер-эго; внутренние позиции «ребенка», «взрослого», «родителя» и т. д.

Особым выражением полноты человека является его противоречивая натура. Н.А. Бердяев писал, что человек может познать себя «сверху и снизу», от божественного начала и от демонического начала в себе. «И он может это сделать, потому что он двойственное и противоречивое существо, существо, поляризованное в высшей степени, богоподобное и животное». Высокий и низкий, свободный и раб, способный подниматься и опускаться, великой любви и жертвенности, великой жестокости и безграничного эгоизма».

Можно отметить ряд интересных, чисто человеческих противоречий, которые лежат в его сущности. Таким образом, как материальное существо, человек не может жить только в материальном мире. Принадлежащие к объективной реальности, человек в каждый момент своего сознательного существа в состоянии выйти за пределы того, что на самом деле дано ему, чтобы дистанцироваться от своего реального существа, чтобы погрузиться во внутреннюю «виртуальную» реальность, которая является его собственным. Мир грез и фантазий, воспоминаний и проектов, мифов и игр, идеалов и ценностей настолько важен для человека, что он готов пожертвовать своей жизнью и жизнью других ради этого. Влияние внешнего мира всегда органично связано со всей силой реального мира, как воспринимается и создается нашим воображением. Иногда взаимодействие реальных и воображаемых пространств человеческого бытия гармонично, сбалансировано. Иногда одно перевешивает другое, или возникает трагическое ощущение взаимного исключения этих двух сторон жизни. Но человеку всегда нужны оба мира, он всегда живет в обоих.

Человеку свойственно жить одновременно и по законам разума, и по законам совести, добра и прекрасного, и они часто не только не совпадают, но и прямо противоречат друг другу. Он определяется социальными условиями и обстоятельствами, ориентируясь на социальные стереотипы и установки даже в полном одиночестве, всегда сохраняя при этом свою автономию. Действительно, ни один человек никогда полностью не поглощается обществом, не «растворяется» в нем. Даже в самых жестких социальных условиях, в закрытых обществах, человек сохраняет как минимум независимость своих реакций, оценок, действий, минимальную способность к саморегулированию, минимальную автономию своего существования, своего внутреннего мира, минимальное непохожесть на других. Никакие условия не могут лишить человека внутренней свободы, которую он достигает в своем воображении, творчестве и мечтах.

Свобода — это высшая человеческая ценность, связанная со счастьем. Ради свободы человек может отказаться от своего неотъемлемого права на жизнь. Но именно достижение полной независимости от других людей, от ответственности перед ними, от ответственности за них, от обязанностей делает человека одиноким и несчастным.

Человек осознает свое «ничтожество» перед Вселенной, элементы природы, социальные катаклизмы, судьба….. Судьба. И в то же время нет такого человека, который не имел бы чувства собственного достоинства, унижение этого чувства крайне болезненно воспринимается всеми людьми: детьми и пожилыми, слабыми и больными, социально разобщенными и угнетенными.

Ребенок как человек

Все вышеперечисленные видовые характеристики врожденные у человека от рождения. Каждый ребенок является целостным, каждый из них связан с космосом, земной природой и обществом. Он рождается как биологический организм, индивидуальная личность, член общества, потенциальный носитель культуры, формирователь межличностных отношений.

Но дети проявляют свою человеческую природу несколько иначе, чем взрослые.

Дети более чувствительны к космическим и природным явлениям, а их возможности вмешательства в земную и космическую природу минимальны. В то же время дети максимально активно справляются с окружающей средой и сами формируют внутренний мир. Будучи более хаотичным и пластичным, детский организм обладает наибольшей способностью к переменам, т.е. наиболее динамичным. Преобладание в нашем детстве тех психических процессов, которые связаны не с корой головного мозга, а с другими структурами головного мозга, обеспечивает гораздо более сильную непроницаемость, спонтанность, эмоциональность и неспособность ребенка к самоанализу в начале жизни и его стремительному развитию, когда мозг созревает. Из-за психических особенностей и отсутствия жизненного опыта, научных знаний, ребенок больше, чем взрослый, предан воображаемому миру, игре. Но это не означает, что взрослый умнее ребенка или что внутренний мир взрослого намного беднее детского. Суждения в этой ситуации вовсе не уместны, потому что психика ребенка просто отличается от психики взрослого.

Духовность ребенка проявляется в способности восхищаться человеческим (нравственным) поведением, любить близких ему людей, верить в добро и справедливость, сосредотачиваться на идеале и более или менее продуктивно следовать ему; в чувствительности к искусству; в любопытстве и познавательной деятельности.

Творчество ребенка настолько разнообразно, его проявления настолько очевидны для всех, сила воображения над рациональностью настолько велика, что иногда творчество ошибочно относят только к детству, и поэтому творческие проявления ребенка не воспринимаются всерьез.

Ребенок гораздо более наглядно демонстрирует как социальность, так и органическую взаимосвязь различных ипостасей человека. На самом деле, поведение ребенка, его личностные качества и даже внешний вид и здоровье оказываются зависимыми не только и не столько от специфики его внутреннего, врожденного потенциала, но и от внешних условий: от потребности других в определенных качествах и способностях; от признания взрослых; от благоприятного положения в системе отношений со значимыми людьми; от насыщения пространства его жизни общением, впечатлениями, творческой деятельностью.

Так что мы можем сказать, что «ребенок» — это синоним слова «человек», ребенок:

  • Космо-психо-социокультурное, пластическое существо в интенсивном развитии;
  • Активно поглощая и формируя социально-исторический опыт и культуру;
  • Самосовершенствование в пространстве и времени;
  • Имея относительно богатую духовную жизнь;
  • Проявляется как органическая, если противоречивая, цельность.

Рассмотрев таким образом специфические особенности человека, мы можем ответить на этот вопрос: Какова природа ребенка, на котором великие педагоги прошлого призывали нас сосредоточиться. Это то же самое, что и природа вида Homo sapiens. Ребенок, как и взрослый, по своей природе является биосоциальным, рациональным, духовным, целостным, противоречивым и творческим.

Это объективно устанавливает эквивалентность и равенство ребенка и взрослого.

Для педагогической антропологии важно не только знать индивидуальные особенности детства, но и понимать, что ребенок по своей природе чрезвычайно чувствителен и чутко реагирует на воздействие образования и окружающей среды.

Такой подход к ребенку позволяет сознательно и системно применять антропологические знания в педагогике и эффективно решать проблемы воспитания и обучения детей, исходя из характера ребенка.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия в России XVIII века: А. Радищев
  2. Влияние протестантской парадигмы в философии зарубежного востока xx века
  3. Сравнение основных метафизических систем нового времени
  4. Возникновение в конце XVIII в. технологии как дисциплины
  5. Лукреций и его поэма «О природе вещей»: современный взгляд — Общая характеристика античной философии
  6. Эстетика. Становление эстетики
  7. Компьютеризация инженерной деятельности
  8. Человек как микрокосм и макрокосм
  9. Концепция деконструктивизма Ж. Деррида
  10. Мишель фуко, французский философ, историк, теоретик культуры