Человек, культура и образование на современном этапе

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Гуманистическая основа педагогической концепции В.А.Сухомлинского
  2. Становление и развитие негосударственного высшего образования в России 19- начала 20 вв.
  3. Экспериментальная педагогика Марии Монтессори
  4. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
  5. Педагог и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая проблема
  6. Новые парадигмы образования
  7. Переход на Болонскую систему образования. Плюсы и минусы
  8. Системы образования за рубежом (любая страна на выбор)
  9. Европейская философия и классические педагогические системы нового времени
  10. Концептуальные идеи русского национального воспитания и педагогики (XVII-начало XX века)

Введение

Качественные изменения в современном российском обществе, вызванные государственно-политическим переустройством и становлением рыночной экономики, помимо позитивных явлений, сопровождаются обострением ряда противоречий, выражающихся в росте национальной нетерпимости, агрессивности, черствости, кризисе взаимного доверия между людьми, излишнем прагматизме, проблемах экологии и безопасности и др. В новых условиях гуманитарное образование теряет свое первенство. В связи с этим многие исследователи отмечают ее кризисное состояние и, прежде всего, указывают на «культурный дефицит» в ней (Л.П. Буева, В.П. Зинченко, Ю.В. Рождественский, Ю.А. Сенько и др.) Прежде всего, школа должна вернуть приоритетные позиции гуманитарному образованию. Для решения этой проблемы необходима серьезная модернизация, которая должна затронуть все сферы школьного образования. В государственной программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (2002 — 2004 гг.) подчеркивается, что основным направлением модернизации содержания общего среднего образования должно стать усиление его социально-гуманитарной направленности, расширение и ориентация на социокультурный контекст. Перед современным обществом стоит задача подготовки выпускников с активной жизненной позицией, способных гибко адаптироваться к изменяющимся условиям, критически мыслить, находить рациональные решения жизненных ситуаций и социокультурных вызовов, уметь налаживать коммуникацию в различных социальных группах, самостоятельно работать над повышением собственной культуры и осуществлять соответствующий самоконтроль. Для эффективного решения поставленных задач необходимо, прежде всего, скорректировать общее взаимодействие гуманитарного знания и сформировать такую интеграцию, которая обеспечит сближение школьного гуманитарного образования с социокультурной практикой, будет способствовать активному и последовательному вхождению учащихся в социокультурную реальность, более осознанному восприятию возникающих явлений, творческой самореализации в культуре. При таком подходе логико-содержательная основа интеграции гуманитарных знаний должна быть усилена культурологическим компонентом, который понимается как специально организованный процесс подготовки учащихся к социокультурной ориентации.

Образование как способ вхождения в мир науки и культуры

Латинский термин «культура» означает возделывание, улучшение чего-либо. Соответственно, в применении к человеку это означает выращивание, совершенствование и формирование его подобия.

Если принять во внимание эту интерпретацию, то культура является предпосылкой и результатом человеческого образования.

В процессе образования человек усваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного богатства человечества, освоение исходных научных положений является также приобщением к культурным ценностям. В результате была сформулирована дидактическая концепция культуры — образование и воспитание молодого поколения через культуру.

«Сейчас «образование» тесно связано с понятием культуры и в конечном итоге обозначает специфически человеческий способ преобразования естественных задач и возможностей».

Х.-Г. Гадамер. «Истина и метод».

Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых культурных ценностей, в рамках образовательной системы является творчеством. То есть она связана с культурой в ее динамическом аспекте.

Процесс общения учителя с представителями разных наций и народностей, обучающихся в многонациональной России, выступает как опыт межкультурной коммуникации и межэтнического общения. Современное учебное заведение реализует принцип диалога культур (российской, европейской, американской, западной и восточной). Этот принцип реализован в новых курсах «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки».

Язык, как мы знаем, является средством познания окружающего мира и средством общения. В то же время она выступает хранителем и выразителем интеллектуальной культуры, которая передается как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как к отдельному представителю целостной культуры. Поэтому задачей образования является формирование ответственного отношения к родному и иностранному языкам, сохранение и обогащение исторических, научных и культурных ценностей у подрастающего поколения. Образование — это процесс передачи знаний и культурных ценностей, накопленных поколениями. Содержание образования приобретается и дополняется под влиянием культуры и науки, а также жизни и практики человека. То есть, образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Рассмотрим основные социокультурные функции и потенциал развития современного образования.

1 Образование — один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Это процесс образования, в ходе которого человек усваивает культурные ценности. Содержание образования черпается из культурного наследия разных стран и народов, из различных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека и постоянно дополняется. Сегодня мир объединяет усилия в области образования для создания гражданина мира. Мировое образовательное пространство интенсивно развивается. Поэтому международное сообщество призывает к формированию глобальной стратегии образования человека (независимо от места его проживания и страны, типа и уровня образования)

Образование — это процесс передачи знаний и культурных ценностей, накопленных поколениями.

Образование играет большую роль в формировании у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языкам международного общения. Этому способствуют диалогические формы образования. Диалог — это форма субъективного восприятия окружающего нас мира. Это особенно важно на этапе распознавания сущностного, эвристического и творческого в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и поведения человека в социальной группе. Этот выбор определяет тип общения и стиль поведения, который впоследствии проявится в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

В то же время образование — это процесс трансляции культурно оформленных моделей поведения и действий, а также устоявшихся форм социальной жизни. В этом процессе все более очевидной становится зависимость отдельных развитых стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.

Духовное в человеке открывается через его «врастание» в саму культуру. Семья выступает носителем культуры, а первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с другими людьми. Однако в процессе образования человек приобретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и личности. Поэтому, определяя цели образовательных систем, устанавливается социальный заказ. В свою очередь, содержание образования может быть ограничено стандартами региона, страны, мира с учетом характера взаимодействия человека с культурными ценностями, масштабов и степени их приобретения и создания.

2. образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование раскрывается как практика социализации человека и преемственности человеческих поколений. В различных социально-политических условиях (и в период реформ) образование выступает как стабилизирующий фактор между новыми социальными идеями и идеалами предыдущих поколений, закрепленными в исторической традиции. Поэтому образование позволяет поддерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и в то же время закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры социального и культурного развития. Неслучайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в процессе преодоления различных форм жизнедеятельности человека (учеба, работа, общение, профессиональная деятельность, досуг).

В условиях радикальных изменений идеологических взглядов, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом, именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации людей к новым условиям жизни.

Человеческая жизнь — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в пространстве социокультурной традиции, которая оказывает существенное влияние на формирование его характера, стиля поведения, стремлений, ценностей и интересов. В этом отношении связь между традициями и инновациями в сфере образования и воспитания человека воплощает связь между образованием и культурой народов в целом.

Система образования воплощает состояние, тенденции и перспективы общественного развития, либо воспроизводя и укрепляя сложившиеся в ней стереотипы, либо совершенствуя их.

Социальная функция образования характеризуется, с одной стороны, тем, что оно готовит поколение к самостоятельной жизни, а с другой — закладывает фундамент будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Суть подготовки к самостоятельной жизни заключается в следующем:

  • В формировании социально приемлемого образа жизни;
  • овладение различными формами жизнедеятельности (учебной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурной, досуговой, семейной)
  • Развитие интеллектуального потенциала человека для творчества и созидания.

В процессе образования и воспитания человек усваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на работе, в семье и в общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно значение образования видится не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве сложившихся форм социальной жизни в пространстве культуры.

Образовательные системы — это социальные институты, которые специально готовят молодое поколение к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей для конкретных образовательных систем необходимо уточнить социальный заказ в рамках всей образовательной системы страны. Например, в 1970-х и 1980-х годах целью национальной системы образования было воспитание творческих, интеллектуальных и духовно развитых личностей, которые были бы гражданами своей страны и интернационалистами, воспитанными в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-х — 1990-х годах акцент был сделан на подготовку предприимчивого и коммуникабельного человека со знанием иностранных языков. Если в первый период физики, математики и инженеры имели высокий социальный статус, то сегодня социально значимыми являются юристы, экономисты и бизнесмены, а также представители гуманитарных наук — филологи, переводчики и преподаватели иностранных языков.

Образование — это механизм формирования социальной и интеллектуальной жизни человека и сектор интеллектуального массового производства.

В образовательных и воспитательных учреждениях сосредоточены высшие образцы социокультурной деятельности человека определенной эпохи. Таким образом, социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. Целостная система образования всех видов и уровней аккумулирует и развивает интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал страны.

4. образование как процесс трансляции культурно сформированных моделей человеческой деятельности.

В процессе образования человек усваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на работе, в семье и в общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно значение образования видится не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве сложившихся форм социальной жизни в пространстве культуры.

5. образование в связи с региональными системами и развитием национальных традиций.

Специфика населения в некоторых регионах определяет характер образовательных задач. Молодежь участвует в духовной жизни городов и сел через образование. Региональные образовательные системы учитывают образовательные потребности различных социокультурных групп. Например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга региональный компонент включает предмет «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана — предмет «История и культура народов Кавказа».

6. образование — это социальный институт, через который передаются и воплощаются основные культурные ценности и цели развития общества.

Образовательные системы — это социальные институты, которые специально готовят молодое поколение к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей для конкретных образовательных систем необходимо уточнить социальный заказ в рамках всей образовательной системы страны. Например, в 1970-х и 1980-х годах целью национальной системы образования было воспитание творческих, интеллектуальных и духовно развитых личностей, которые были бы гражданами своей страны и интернационалистами, воспитанными в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-х — 1990-х годах акцент был сделан на подготовку предприимчивого и коммуникабельного человека со знанием иностранных языков. Если в первый период физики, математики, инженеры имели высокий социальный статус, то сегодня социально значимыми являются юристы, экономисты и бизнесмены, а также гуманитарные науки — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть которых как система дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В этом контексте образовательные учреждения вовлечены в социальную практику. Их социальная функция заключается в предоставлении образовательных услуг населению страны. Реализация социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образования. Последнее становится важным компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственная норма для того или иного вида образования определяется государственным образовательным стандартом. Одним из основных направлений этой политики является разработка государственных образовательных стандартов для школ и вузов.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учебную программу каждой школы или колледжа. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть состоит из набора обязательных предметов для всех школ или университетов, а вторая — из предметов по выбору. На уровне Российской Федерации первая часть называется федеральным компонентом, а вторая — региональным. На уровне конкретного учебного заведения первая часть — это обязательные предметы учебного плана для всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стандарт содержит обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.

Система культурологической интеграции знаний гуманитарных наук

С древних времен философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: особенности образа жизни человека по сравнению с образом жизни животных, развитие знаний и искусств, разница между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не использовали термин культура, но придавали сходное значение греческому слову paideia (образование, формирование, просвещение). В Средние века культура рассматривалась в основном во имя религии. Для эпохи Возрождения было характерно разделение культуры на религиозную и светскую, понимание гуманистического содержания культуры и искусства. Только в восемнадцатом веке… В восемнадцатом веке, в эпоху Просвещения, понятие культуры стало частью науки и привлекло внимание как обозначение одной из важнейших областей человеческого существования.

Одним из первых, кто использовал термин «культура», был Й. Гердер (1744-1803). В его понимании культура включает в себя язык, науку, ремесла, искусство, религию, семью и государство.

В XIX веке постепенно начала осознаваться необходимость разработки культурологии как отдельной научной дисциплины. Английский антрополог и этнограф Э. Тайлор озаглавил первую главу своей книги «Первобытная культура» (1871): «Наука о культуре»; в начале XX века немецкий философ Г. Риккерт опубликовал книгу под названием «Естественные науки и науки о культуре», а немецкий ученый и философ В. Освальд в своей книге «Система наук» предлагает слово «Культурология» для обозначения изучения культуры.

На сегодняшний день культурология стала фундаментальной наукой и учебной дисциплиной, которая является одним из базовых предметов гуманитарного образования. Возникновение и развитие культурологии выражает общую тенденцию интеграции научных знаний о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, истории искусств, естествознания, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя данные этих наук под единым углом зрения.

Интенсивный рост различных исследований культуры во второй половине XX века и начале XXI века привел к дифференциации знаний о культуре, выделению нескольких взаимосвязанных отраслей.

В широком смысле изучение культуры сегодня рассматривается как комплексная гуманитарная наука, а точнее, как комплекс наук, который охватывает и включает в себя всю совокупность знаний о культуре

  1. Философия культуры;
  2. Теория культуры;
  3. История культуры;
  4. Антропология культуры;
  5. Социология культуры;
  6. Прикладная культурная урология;
  7. История культурных исследований.

В узком смысле под термином культурология понимают общую теорию культуры, которая служит основой для развития культурологических дисциплин, изучающих отдельные формы культуры, такие как искусство, наука, мораль, право и так далее. Если провести аналогию между культурологией и физикой, то общая теория культуры напоминает общую физику, а конкретные культурологические науки соотносятся с ней так же, как конкретные физические науки (механика, электродинамика, термодинамика и т.д.) соотносятся с общей физикой.

Культура — чрезвычайно сложный и многоуровневый объект изучения. Различные аспекты и явления не могут быть строго разделены. Поэтому границы между различными культурологическими исследованиями в структуре культурного знания не являются жесткими и точно очерченными. Тем не менее, можно более или менее четко обозначить специфику вышеупомянутых культурных дисциплин и их связь с культурологией как общей теорией культуры.

В 20-м веке все отрасли науки развивались стремительно. Слившись с различными сферами материального и духовного производства, политической и идеологической жизни общества, наука стала непосредственной производительной силой, главной составляющей научно-технического прогресса. О величии научной сферы жизни современного общества свидетельствуют следующие данные: количество современных ученых (более пяти миллионов человек) составляет около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле; система современного научного знания включает около пятнадцати тысяч направлений. Поэтому формирование новой науки в XX веке — культурологии — это объективный процесс, отражающий расширение и углубление познавательных интересов и возможностей человечества, это адекватный ответ человеческого разума и познавательной интуиции на вызов стремительно меняющегося в связи с постоянно растущим объемом информации образа мира.

Одной из особенностей современного познавательного процесса является его синтетичность, интегративность, формирование новых направлений научных исследований на стыке наук, предмет, объект, методология и проблематика которых прошли этап определения, поиска и разработки.

Культурология (от лат. cultura — возделывание и греч. logos — учение) — гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостное явление, многообразие культур, их взаимодействие, виды культурного творчества, структуру и функции культуры, закономерности социальной жизни и выражение человеческого бытия в культуре.

Социология и антропология используют количественные методы анализа и оценки соответствующей информации, искусствоведение и философия культуры основаны на качественных методах исследования, включая аксиологический компонент. Культуролог часто применяет эпистемологические методы философии, логики, социологии, лингвистики, психологии, семиотики, исторические методы, а также аналитические методы общенаучного знания — структурно-функциональный подход, метод моделирования.

Несмотря на то, что культурология все еще находится в зачаточном состоянии, можно говорить о достаточно долгой истории: Ее исторические корни можно проследить до античности, до философии первых греческих софистов (V-IV вв. до н.э.), — В мышлении представителей архаических цивилизаций культура не стала объектом исследования, поскольку в их «высоких» версиях она была включена в религиозный культ, а в «низких», фольклорных версиях существовала как само собой разумеющееся в традиции.

Согласно Оксфордскому словарю, первое использование термина «культурология» даже в научном обороте было отмечено в 1913 году немецким ученым В. Оствальдом; в 1949 году он был принят американским антропологом Л.А. Уайтом. По своему названию словарь Вебстера определяет культурологию в конкретном смысле как особую методологию, которая рассматривает культуру как самодостаточный процесс, а культурные ценности (институты, объекты, идеологии и технологии) как факторы, не зависящие от не-культуры (климата, человеческого тела, наших желаний и целей).

Культурология имеет интегративный характер, то есть является особым структурно-системным пространством, включающим в свою орбиту достижения других наук: Философия культуры, культурная антропология, социология культуры, этнология, психология культуры, история культуры, семиотика, филология. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знания. Линия этого пересечения — это человек, его потребности и деятельность. Принципиально важно, что интегративный подход имеет то преимущество, что он может создать условия для появления новых знаний путем интеграции различных наук, что как раз важно для статуса культурологии как самостоятельной науки.

Культурное образование как одно из приоритетных направлений модернизации современной школы

Культурологическое образование является одним из приоритетов в модернизации школы.

Нормативная основа этого процесса заложена в Федеральном законе «Об образовании», «Федеральной программе развития образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Эта стратегическая задача проявляется и в задачах масштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В качестве примера следует привести экспериментальную программу одной из школ Южно-Уральского региона. Устойчивое развитие общества требует не только максимального воспроизводства культуры в процессе образования, но и ее модернизации в соответствии с внутренними законами развития. Этот процесс должен осуществляться вместе с обогащением национального обучения и воспитания инновационными и технологическими компонентами, педагогическими инструментами, передовыми средствами и методами обучения.

Школа должна обеспечить процесс эффективного вхождения человека в культуру. Этот процесс означает воспроизводство личности как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру.

Проблема заключается в определении содержания культуры, которая является предметом социального исследования.

На уровне деятельности речь идет об определении набора действий, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.

На когнитивно-информационном уровне — это проблема отбора содержания образования.

На ценностно-ориентированном — выделение и содержание особенностей духовных ценностей, развитие ценностных ориентаций личности.

Модель российского гражданина может стать точкой отсчета для определения конечной цели образовательной деятельности. Такая модель, будучи интегративной и многомерной, должна, тем не менее, охватывать основные, базовые черты предмета, и в то же время создавать систему координат, позволяющую отслеживать, какие характеристики будущего гражданина должны быть сформированы в процессе национального образования и воспитания.

Основными особенностями этой модели являются:

  • культурный кругозор и широту мышления;
  • физическая развитость;
  • Умение жить в условиях рынка и информационных технологий;
  • патриотизм;
  • готовность содействовать процветанию России;
  • уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, стремление к укреплению межнациональных отношений внутри страны;

Формулируя цель формирования гражданина России, способного приумножать свое культурное наследие в общем контексте мировой культуры на основе глубокого знания этнических, культурных и исторических традиций, укорененных в народной среде, мы предлагаем принцип приоритета национальной культуры, важной частью которой является традиционная народная культура.

Реализация цели построения культурно-адекватной школы возможна только через систему, включающую обучение, воспитание и дополнительное образование.

Курсы начальной школы предназначены для реализации этой цели:

«Окружающий мир», содержание которого наполнено национально-региональным компонентом, отражающим особенности природных и социальных явлений Южно-Уральского региона. Здесь существует связь между изучением человека, природы и общества. На этой основе в разделе «Окружающий мир» дается информация о природном и окружающем мире, культуре и человеке как биологическом и социальном существе, формируются первые представления об истории России, историческом времени и исторической карте.

Курс «История» является пропедевтическим и направлен на формирование общих представлений о некоторых выдающихся событиях в прошлом России и на доступное восприятие детьми достижений русской культуры.

Большое значение имеет также образовательная область «Искусство», задачами которой являются:

  1. Поощрение интереса и любви к различным видам изобразительного искусства;
  2. Развитие художественно-образного мышления, эмоционально-ценностного отношения к предметам и явлениям действительности, эстетического вкуса;
  3. знакомство с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием
  4. развитие художественных и творческих способностей детей, изобразительных навыков, воображения и фантазии
  5. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
  6. При изучении основных разделов предмета «Филология» необходимо работать над следующими заданиями.
  7. Языковое, эстетическое, духовное и нравственное развитие детей младшего школьного возраста;
  8. Формирование ценностного отношения к родному языку и осознание учащимися своего вклада в сохранение чистоты, уникальности, выразительности и музыкальности русского языка.

Помимо предметов инвариантной части учебного плана, важное значение для культурологического образования имеет предмет «Природоведение», в котором рассматриваются традиции и обычаи русского народа.

Педагогическими и образовательными целями данного курса являются:

  • Познакомить детей с многовековыми традициями своего народа с целью формирования патриотического чувства;
  • развивать уважительное отношение к работающим людям
  • развивать умственные и физические способности детей, а также их музыкальные и поэтические навыки
  • Воспитание у детей любви к своей родине и чувства исторической преемственности между поколениями
  • Направление творческой деятельности студентов на освоение традиционной культуры своего народа;
  • Создание микросреды для естественного возникновения фольклора.

Изучение фольклора в школе может быть реализовано путем введения предмета «Фольклор» в учебные планы начальной школы (1-3 класс) и средней школы (5-7 класс) с расширением гуманитарного предмета «Фольклор» (3 часа в неделю в начальной школе, 2 часа — в средней школе) за счет школьного компонента.

В начальной школе основными принципами культуросообразного образования являются предметы «История», «Литература», «Русский язык», «Иностранные языки», «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Граждановедение».

Система образования и дополнительного обучения

Сохраняя и развивая многообразие содержательных и методических аспектов воспитательной деятельности в МОУ, его главной целью является объединение общечеловеческих ценностей и характерных для российской культуры идей государственности, державности, народности, коллективизма, взаимопомощи, духовности и нравственности.

Развитие детской самодеятельности, самоуправления, творчества как в учебной, так и во внеучебной деятельности, возрождение детских общественных организаций (в школе есть пионерская организация), предоставляют учащимся возможность самореализации, способствуют развитию лидерства, навыков самоорганизации и сотрудничества, формированию нравственной и гражданской позиции личности.

В школе создана система эстетического воспитания как одно из направлений внеклассной работы. Это единый блок, работающий в начальной и основной школе, включает 15 кружков и секций дополнительного образования в области искусства. Особое место среди них занимают коллективы, основанные на традициях народного искусства. Это фольклорные коллективы, оркестр русских народных инструментов, мастерская творческой резьбы по дереву и другие, способствующие обучению студентов мелодике народных традиций. Элемент народного искусства присутствует и в более современных коллективах, таких как «Театр моды» и «Кукольный театр».

Учитывая необычайное влияние на человека, его чувства и душевное состояние, в целях социальной и культурной адаптации детей, их духовно-нравственного воспитания, формирования сознания, а также в связи с возросшим спросом на художественно-эстетическое образование, в вариативную часть учебного плана начальной и средней школы были введены предметы «Музыкальный инструмент», «Хореография», «Театр». Эти предметы являются органичным продолжением эстетического цикла школы.

Учебная программа предмета «Музыкальный инструмент» направлена на развитие музыкального вкуса учащихся. Упор делается на индивидуальное обучение игре на музыкальном инструменте, активный способ приобщения детей к искусству. Программа позволяет студентам иметь непосредственный контакт с миром искусства, с миром красоты. Он рассчитан на 4-летнее образование с учебной нагрузкой 2 часа в неделю.

Любительский театральный коллектив основан на традициях русского реалистического театра, способствует развитию творческой индивидуальности ребенка в двух направлениях: формирование мировоззрения и мировосприятия ученика, раскрытие его индивидуальности и развитие творческой психотехники, способной оптимизировать эффективность выполнения социальных ролей в общественной и личной жизни.

На втором курсе проводятся экскурсии студентов в этнографический музей. Музей расположен в кабинете, стилизованном под русскую избу. Сегодня насчитывается несколько сотен предметов домашнего обихода предыдущих веков, в том числе утилитарные предметы, плетеные изделия и металлоконструкции. Особую ценность представляют изготовленные на заказ куклы в костюмах народов, связанных с Уралом.

Объединяющим звеном в системе воспитания и обучения являются традиционные школьные праздники: День знаний, День города, Школьные каникулы, День школьного самоуправления, День учителя, Покровская ярмарка, Осенний бал старшеклассников, Рождественские колядки, Фестиваль школьного творчества, День защитников Отечества, Масленица, Юморина, Уральская зарница, Пасхальные торжества, День Победы, отчетный концерт эстетического отдела, Праздник последнего звонка.

Еще одна сфера культурного образования — местная историческая деятельность. Сегодняшние реалии таковы, что краеведение становится одной из важнейших форм образовательной деятельности. Привлекая учащихся к различным видам краеведческой работы, учебные заведения решают стоящие перед ними основные задачи: 1) повышение образовательного уровня учащихся; 2) воспитание их достойными гражданами своей страны; 3) развитие творческих способностей учащихся. Его основными компонентами являются:

Реализация регионального национально-этнического компонента в учебных планах всех образовательных областей, накопление и систематизация педагогико-методического материала по всем преподаваемым в школе предметам является одним из ведущих направлений деятельности школы.

Школьное научное общество учащихся. Основную роль в решении проблемы развития творческих способностей студентов играет ПЭС, объединяющая в основном старшеклассников. В течение 10 лет в школе работает секция краеведения. Студенты выполняют разнообразную исследовательскую работу, результатом которой является создание коллективных или индивидуальных исследовательских проектов с последующей защитой на конференциях и конкурсах различного уровня: от школьного до международного. Темы студенческих исследований очень разнообразны.

Школьный туристско-краеведческий клуб. Деятельность школьного краеведческого клуба включает в себя организацию туристических походов с целью изучения родного края, участие в соревнованиях различного уровня, сбор и оформление материалов о туристических походах и популяризацию туристического движения.

В качестве примера можно привести поездку по местам, связанным с восстанием Емельяна Пугачева (1995), поездку в горы горнозаводской зоны Южного Урала (Миньяр, 1997), поездку на уникальный городской памятник бронзового века, открытый в 1987 году учеными Челябинского государственного университета под руководством Г. Б. Здановича (поездки в 1997 и 1999 годах). В июне 2002 года состоялась четырехдневная эколого-археологическая экспедиция под руководством преподавателя Челябинского государственного педагогического университета Н.Б. Виноградова.

Заключение

Курс художественной мировой культуры в школе, в ограниченных временных рамках урока, позволяет вовлечь учащихся в мир произведений искусства, когда их захватывает изображенная художником жизнь, судьба героев, когда они переживают, задают вопросы, решают жизненные проблемы вместе с художником и людьми, живущими в его произведениях. С помощью специальных средств воздействия на воображение, чувства, мышление — всю психику человека — есть возможность сделать далекое — близким, непонятное — понятным, безразличное — значимым. Искусство, обращаясь к основам человеческой психики, побуждает человека сопереживать другому, «болеть» за него, быть похожим на него в его поступках, переживаниях, борьбе.

Воздействие искусства на человека обусловлено особой чувствительностью человеческой психики ко всем формам выражения эмоциональных состояний.

Опыт преподавания курса «Мировая художественная культура» в школе, сначала как экспериментального, а затем как обязательного предмета, наглядно показал, что эмоциональное и интеллектуальное «погружение» учащихся с помощью изобразительных средств в атмосферу идей современных художников, в основной поток их нравственных и художественных устремлений, позволяет создать те идейно-эмоциональные доминанты, ту сенсорную предустановку, которая совершенно необходима как для целостного восприятия искусства, так и для организации самостоятельной интеллектуальной работы учащихся

Список литературы

  1. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культурологии, 10-11 классы. Учебник для гуманитарных школ, лицеев, гимназий. М., 1998.
  2. Подробнее о мировой художественной культуре. 9 форм. 2. Обобщение уроков мировой художественной культуры, 9 форм: Руководство для учителя/, под ред. Л.В.Пешиковой. — М.: Издательский дом «Гуманитарные науки». Издательство ВЛАДОС, 2004.
  3. Культура: теории и темы. Учебник для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. Культура: теории и проблемы. Учебник для бакалавриата и магистратуры по гуманитарному образованию/ Т.Ф.Кузнецова, В.М.Мезуев, И.О.Шайтанов и др. — М.: Наука, 1995.
  4. Культурология — что это и что должно быть. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. 5/ Под редакцией Л.М.Моревой.
  5. Петрушин С.Н. Управление школой// http://. 1 septembe.ru