Для связи в whatsapp +905441085890

Человек, общество и государство у Платона — Философская доктрина бытия

Тот, кто хоть немного знает о философии, тем не менее, слышал имя Платона, выдающегося мыслителя древности. Интерес к его творчеству в наше время не уменьшается, а возможно даже возрастает, потому что мнение даже простого человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.

Платон (427-347 гг. до н.э.) был основоположником философии объективного идеализма. Его взгляды сформировались под влиянием Сократа. Платон сформировал собственное видение государственного устройства, сформировал доктрину бытия и небытия и идеалистическую диалектику. Иными словами, Платон внес большой вклад в историю философских доктрин.

Философская доктрина бытия

В этой ветви философии изучаются фундаментальные принципы бытия, наиболее общая сущность и категории бытия. Философская доктрина знания называется гносеологией (от греческого гнозис, знание и логотипы, слово, учение).

По мнению Платона, реально существовал не объект чувств, а только его ментальная, физическая, неощутимая, неощутимая сущность. Эта доктрина является объективным идеализмом, ибо, по мнению Платона, «идея существует сама по себе, существует как общий для всех объектов». В Платоне слово «идея» используется не только для обозначения сущности предмета, но и для обозначения «формы», «формы», «внешнего вида», «вида». Его «идея» (или «взгляд») — это форма, которая воспринимается не чувствами, а разумом. Платон разделил реальность на два мира: мир идей и мир чувственных вещей.

Материальный мир, который нас окружает и который мы воспринимаем чувствами, является лишь «тенью» и происходит из мира идей, то есть материальный мир является вторичным. Все явления и объекты материального мира преходящи, появляются, исчезают и изменяются (а потому не могут быть истинно существующими), а идеи неизменны, незыблемы и вечны. За эти качества Платон признает их истинными, действительными существами и возводит в ранг единственного субъекта истинного знания. Чтобы объяснить разнообразие разумного мира, Платон вводит понятие материи. Он считает, что материя может принимать любую форму, потому что она совершенно бесформенна, неопределенна. По мнению Платона, «идеи» — это реально существующее существование, а материя — это небытие, и если бы не было «идей», то материя не могла бы существовать.

Между миром идей, как реальным существованием, и несуществованием, существует очевидное существование (т.е. мир реально, воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное существование от несуществования. Поскольку мир разумных вещей занимает среднее положение между царством бытия и небытием, поскольку он является продуктом этих двух царств, он объединяет в себе, как бы то ни было, противоположности; он является единством противоположностей: Бытие и небытие, идентичные и неидентичные, неизменные и изменчивые, недвижимые и подвижные, участвующие в Едином и Многом.

Платон уделяет большое внимание вопросу «иерархии идей». Она представляет собой упорядоченную систему объективного идеализма. Асмус А.Ф. показывает следующее разделение идей в Платоне. Во-первых, «идеи» более высоких ценностей — «идеи» добра, правды, прекрасного и справедливого. Во-вторых, «идеи» физических явлений и процессов: Огонь, отдых, движение, цвет, звук и т.д. В-третьих, есть «идеи» и для определенных классов существ, таких как животные и люди. В четвертом Платон иногда признает существование «идей» для рукотворных предметов. В-пятых, большое значение в теории Платона «идеи» имели «идеи отношений».

Теперь мы можем подытожить теорию идей Платона:

  • Идея вещи — это смысл вещи. Чтобы отличить вещи, необходимо ответить на вопрос: Что это за штука и что отличает ее от всего остального? Идея вещи — это как раз ответ на вопрос, что же такое данная вещь, поэтому идея вещи — это, прежде всего, смысл вещи.
  • Идея вещи заключается в целостности всех ее частей, неразрывно связанных между собой.
  • Идея вещи — это совокупность ее составных особенностей и своеобразий, которая является законом для возникновения и принятия этих своеобразных проявлений вещи. Тот факт, что идея вещи — это общий закон, который охватывает появление и проявление ее отдельных своеобразных особенностей, проявляется во всех вещах, и чем сложнее вещь, тем очевиднее ее общий закон идей.
  • Идея вещи несущественна. Хорошо известно, что сама по себе вещь может претерпевать всевозможные изменения, но идея вещи не может измениться. Один из простейших примеров — вода. Вода может быть в твердом и жидком состоянии, а также может испаряться. Но идея воды не может изменить ее состояние.
  • Идея вещи имеет свое собственное и вполне самостоятельное существование; это также особый вид идеальной вещи или вещи, которая существует в своей полной и совершенной форме только на небесах или над ними.

Доктрина Платона об идее как о принципе постижения вещей

Учение Платона о знании неотделимо от его доктрины бытия, его психологии, космологии и мифологии. Теория знания вращается вокруг мифа. По словам Платона, наша душа бессмертна. До того, как она была заселена на Земле и приняла на себя физическую оболочку, душа созерцала истинно существующее существо и сохраняла знание о нем. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, то есть, получая знания внутри себя, так что он будет помнить. Таким образом, по мнению Платона, суть процесса познания заключается в том, что душа помнит уже рассмотренные ею идеи.

Истинный смысл достигается только через мышление. Мышление — это абсолютно самостоятельный процесс запоминания, независимый от сенсорного восприятия. Сенсорное восприятие производит только мнение о вещах. В этом отношении процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство говорить, искусство задавать вопросы и отвечать на них, создавать воспоминания. Другими словами, это рациональное понимание истинно существующих родов бытия или идей — самое совершенное знание. Диалектика Платона — это путь или движение мысли через ложь к истине. Призыв души к размышлению может быть таким впечатлением или мыслью, что содержит в себе противоречие. Первая половина задачи диалектического исследования, в платоническом смысле, состоит в том, чтобы определить определенное, четко определенное определение рода.

Диалектика Платона была важным этапом в развитии логики. По словам Платона, знание возможно не для всех. Философия, буквально любовь к мудрости, невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (у богов оно уже есть), ни для того, кто вообще ничего не знает (невежда и думает, что знания ему не нужны). Поэтому философ — это тот, кто стоит между полным знанием и невежеством, стремясь подняться от менее совершенного знания к все более совершенному знанию.

Одной из самых сложных и противоречивых проблем была, есть и будет проблема государственного строительства. Тысячи лет мужчины пытались выяснить, каким должно быть идеальное государство. Для одних лучшее государство — это сильное, борющееся государство с хорошей экономикой, для других — государство, в котором каждый человек чувствует себя полностью свободным и счастливым. Таким образом, проблема социальной и государственной системы перерастает в проблему понимания добра, человеческих ценностей и личной свободы. Эти вопросы рассматриваются в диалогах Платона «Государство» и «Законы».

В своих работах Платон говорит о модели идеального, лучшего состояния. Эта модель такого состояния, которое никогда нигде не существовало, но которое должно возникнуть. Другими словами, Платон говорит об идее государства как об утопии. Ни разу философ не пытался повлиять на правительство государства. В то время в Сицилии, в Сиракузах, существовало тираническое правило, и Платон пытался вступить в разговор с Дионисием, чтобы положить конец деспотизму и кровопролитию в Сицилии. Это закончилось очень неудачно: афинский философ не только однажды был изгнан из города, но и почти продан в рабство. Так бесславно закончилась попытка приказать правительству на основании причин.

Рассматривая идеальное состояние Платона, необходимо понять, какое состояние он классифицировал как негативное, а какое уже существовало в нем не устраивало его в принципе. Платон разделяет все существующие состояния на четыре разновидности.

Тимократия — власть амбициозных людей. В таком состоянии правители и воины были свободны от сельскохозяйственного и ручного труда. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, но стремление к обогащению уже очевидно, а спартанский образ жизни трансформируется в роскошный, что определяет переход к олигархии.

Олигархия. В олигархическом государстве уже существует четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, что позволяет правящему классу вести совершенно беззаботную жизнь. Согласно теории Платона, развитие олигархии приводит к ее вырождению в демократию.

Демократия начинается со свободы, которая провозглашается высшим благом: «В демократическом государстве слышишь только то, как прекрасна свобода, и только в таком государстве должен жить тот, кто свободен от природы».

Тирания. «Тирания, естественно, проистекает не из какой иной системы, кроме демократии: иными словами, из наибольшей свободы проистекает величайшее и жесточайшее рабство. «2

По мнению Платона, правители идеального государства должны быть исключительно философами, чтобы в государстве господствовали разум и интеллект. Именно философы обеспечивают благосостояние и справедливость. В сущности, философы защищают других людей от зла, которое в состоянии Платона — каждое нововведение. Не менее важно и то, что благодаря философам, стол и вся жизнь идеального государства будут строиться по законам разума, мудрости, не будет места бурям души и эмоциям.

Если в государстве Платона есть люди, которые имеют дело с законами и конституцией государства, это означает, что есть также люди, которые имеют дело только с сельским хозяйством и ремеслами. Основной закон существования идеального государства заключается в том, что каждый член общества обязан выполнять только ту работу, для которой он подходит.

Все жители идеального государства автор разделяет на три социальные группы. Эти группы — правители — философы, стратеги — воины, задачей которых является обеспечение безопасности государства, и производители — землевладельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение насущных потребностей.

Согласно Платону, совершенное государство обладает четырьмя добродетелями:

  • Мудростью,
  • Мужеством,
  • Благоразумием,
  • Справедливостью.

Мудростью могут обладать немногие избранные — правители, философы, несомненно, мудры и принимают мудрые решения. Мужеством обладают все больше людей, не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были свойственны только определенным классам людей, то благоразумие должно быть присуще всем жителям. По четвертой добродетели — справедливости — автор понимает уже упомянутое разделение людей на классы, касты.

Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы лучшего порядка. Платон описывает идеальную государственную систему как правительство, в котором сочетаются принципы демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выборы по заслугам и производительности). Демократические принципы государства находят свое выражение в деятельности Народного Собрания. Все избранные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом.

Итак, можно предположить, что Платон, создавая диалоги «Государство» и «Законы», в первую очередь пытается понять, что такое идея государства в нашем мире, из какой модели были созданы существующие государства.

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового

Именно эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики — научной теории развития, метода познания природы, общества и мысли.

Все, что происходит в мире, а именно: изменения, движение и развитие, подчиняется законам диалектики. Чтобы понять диалектику, необходимо прояснить некоторые отправные точки. Диалектика как понятие используется в смысле отражения универсальных законов движения и развития объективной реальности.

Диалектика как понятие используется в трех значениях:

  • Диалектика понимается как совокупность объективных диалектических законов, процессов, которые действуют в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мысли, понимаемой как объективная сторона процесса мышления.
  • Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
  • Философская доктрина диалектики или теория диалектики. Действует как отражение размышлений. Называется доктрина диалектики, теория диалектики.

Учение Гераклита является не только одним из примеров раннеантичного греческого материализма, но и замечательным примером раннеантичной греческой диалектики.

Движение — самая общая черта процесса жизни в мире; оно относится ко всей природе, ко всем ее объектам и явлениям. Тезис универсальности движения в равной степени применим и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к возникающим вещам, которые движутся переходным движением.

В Гераклите идея универсальности движения и изменения тесно связана с диалектическим пониманием самого процесса движения. Гераклит утверждает, что из факта движения и постоянной мутации всех вещей следует противоречивый характер их существования, так как о каждом движущемся объекте он должен утверждаться одновременно с тем, что, поскольку он движется, он одновременно существует и не существует.

Диалектика по Гераклиту

Диалектика, по Гераклиту, — это прежде всего изменение всего и единство безусловных противоположностей. Здесь изменение рассматривается не как простое движение, а как процесс формирования Вселенной, Космоса.

Если Гераклит, со своей доктриной борьбы противоположностей как движущей силы развития природы, ориентировался прежде всего на объективную диалектику, то Сократ, исходя из элитской школы и софистов, впервые четко поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом режиме мышления.

Платон называет диалектику рациональным пониманием истинно существующих родов бытия или идей. Диалектика Платона — это прежде всего доктрина бытия. Идеализм Платона, как и его эпистемология и диалектика, имеет ярко выраженный онтологический характер. Соответственно, диалектика, как это понимает Платон, это, прежде всего, учение об онтологических архетипах, узорах и причинах вещей в разумном мире.

Платон хочет доказать, что высшие роды всех вещей: бытие, движение, покой, идентичность и изменение, могут быть продуманы только таким образом, что каждый из них есть и не есть, есть и не является тем же самым, что и сам по себе.

И без преувеличения можно сказать, что из всех философов эпохи зарождения древней философии Гераклит наиболее достоин звания основателя объективной диалектики как учение о противоположностях, их борьбе, их единстве, процессе мира.

Платон — один из великих мыслителей древности. Его работа обогатила интеллектуальную культуру всего человечества.

Поскольку в основе учения Платона лежал философский идеализм, естественно, что наибольшее впечатление Платон всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму. Они увидели в учениях Платона модель для своих собственных идеалистических конструкций и гипотез.

Другой стороной содержания философии Платона, ставшей источником длительного философского влияния, была его диалектика. Идеалистическая диалектика Платона является предшественником идеалистической диалектики Гегеля, их философского прототипа. Без диалектики Платона не было бы той формы, в которой гегелевская диалектика появилась бы в Германии в начале 19 века.

Платон был пионером в области философской трактовки множества политико-правовых вопросов, и развитие многих из них отмечено печатью его творческого гения.

Платон — один из тех искателей истины и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всех новых эпох и поколений людей в их неустанных поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.

Во многом можно согласиться с их видением мира, системы правления, социального права, морали и души. Но нельзя не согласиться с тем, что в истории было много примеров таких государств, не все, но во многом они напоминают то, что описывали Сократ и Платон. Согласны ли вы или нет — это второстепенный вопрос. Можно с чем-то согласиться и в то же время быть яростным противником.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия как форма ценностного сознания
  2. Движение как единство изменчивости и устойчивости — Концепция движения. Взаимосвязь между материей и движением
  3. Понятие в философии
  4. Ремесленные знания и специфика их трансляции
  5. Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер и его философия
  6. О чем спорили гносеологи и логики
  7. Русская эстетика 19 века
  8. Неклассическая современная философия
  9. Мартин Хайдеггер, немецкий философ
  10. Реформация и гуманизм