Для связи в whatsapp +905441085890

Членство в группе и социальная идентичность — Понятие идентичности в психологии

Термин «идентичность», происходящий от средневекового латинского слова identifico — «идентифицировать», относится к механизму, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивидуума с другими людьми, в первую очередь с его родителями, что приводит к сходству — как правило, бессознательному — с этими значимыми другими людьми. Ориентация на другого человека как на образец для подражания значительно повышает уровень социального обучения. Через идентификацию ребенок младшего возраста развивает поведенческие стереотипы, формирующие личностные черты, ценностные ориентации и полурулевые идентичности — это доказанный эмпирический факт.

Кроме того, идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует множество экспериментальных исследований по идентификации процесса и уточнению его роли в процессе коммуникации. В частности, существует тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию феноменом — эмпатией.

Сегодня проблема идентичности личности решается исследователями в социально-психологическом ключе межсубъективного макросоциального и макросоциального взаимодействия. Рассмотрение проблемы «I» в связи с изучением конститутивной роли значимых и обобщенных «чужих» в процессе формирования идентичности обусловлено рядом зарубежных и отечественных исследователей, изучающих роль «чужих» в процессе личностного самоощущения, самопознания и самоидентификации.

Предыдущие научные разработки более или менее формализовали в психологической науке общее видение проблемы идентичности как результата идентификационных процессов личности, которые реализуются в ходе субъективной истории жизни во взаимодействии с индивидуальным психофизиологическим потенциалом и социальным контекстом его существования. Сознание своей идентичности — это не только знание о себе, но и динамичное отношение к себе.

Идентификация с той или иной социальной (возраст, пол, этническая, экономическая, профессиональная и т.д.) группой особенно важна. Для понимания самосознания человека очень важно, какие роли и группы человек называет при описании себя.

Многие исследователи указывают на тот аспект, что идентификация с другим, без соблюдения определенного расстояния, означала бы растворение в другом, потерю самого себя. Напротив, гипертрофия «отчуждения» подразумевает неспособность испытывать эмоциональную близость, которая включает в себя эмпатию (буквально, совместное чувство).

Членство в группе и социальная идентичность - Понятие идентичности в психологии

Понятие идентичности в психологии

Среди исследователей идентичности до сих пор нет единого мнения о том, кому принадлежит открытие этой концепции для психологической науки. Если в философии можно проследить преемственность развития понятия «идентичность» от античности через немецкую классическую философию до постмодернизма, то в психологии это достаточно сложно, поскольку понятие, войдя в терминологический аппарат психологической науки, приобрело множество значений в силу множественности теоретических парадигм его интерпретаций.

Интерес к проблемам идентичности связан с формированием гуманистической парадигмы в гуманитарных науках, которая охарактеризовала проблемы свободы и ответственности, осмысленности жизни. Появление понятия «идентичность» в психологии обычно ассоциируется с Э. Эриксоном. Однако современные ученые находят истоки этого понятия в работах Z. Фрейд «Интерпретация сновидений» и «Психология группы и анализ эго». В «Толковании снов», опубликованном на рубеже XX века, Фрейд впервые использовал термин «идентификация», который он определил как бессознательное отождествление собственного субъекта с другим субъектом и рассматривал как механизм ассимиляции поведения значимых других и формирования суперэго. К моменту публикации «Психологии группы и эгоанализа» в 1914 г. Фрейд уже придал понятие идентификации более широкий смысл, определив ее не только как бессознательную связь ребенка с родителями, преимущественно эмоциональную по характеру, но и как важный механизм взаимодействия личности и социальной группы. Использование одного и того же термина — «идентификация» — для двух разных уровней человеческих отношений было вполне оправдано с теоретической точки зрения Фрейда, поскольку, по его мнению, ранний детский опыт амбивалентных эмоциональных отношений, который впоследствии переходит в сферу социального взаимодействия, лежит в основе как любви к собственной группе, так и агрессии по отношению к другим.

Следует отметить, что в современной психологии принято отличать понятие «идентификация» от понятия «идентичность». Если идентичность понимается сегодня, вслед за Э. Эриксоном, как определенное состояние самоидентификации, то идентификация — это совокупность процессов и механизмов, ведущих к достижению этого состояния.

E. Сам Эриксон считал У. Джеймса создателем концепции идентичности. Хотя Иаков не употреблял этот термин и вместо него использовал слово «характер», именно он впервые подробно описал острое и убедительное чувство идентичности и полноты, которое современная психология называет идентичностью, задав знаменитый вопрос: «Может ли человек встать с постели утром и с уверенностью утверждать, что он тот же самый человек, который ложился спать вчера вечером»?

Среди теоретических предвестников концепции Эриксона об идентичности нельзя не упомянуть К. Джасперса, чьи идеи отражают размышления об отношениях между «Я» и «Ты», возникшие в то время в экзистенциалистски-ориентированных философских и антропологических исследованиях. В своей диссертации «Общая психопатология», опубликованной в 1913 году, Ясперс определил идентичность как один из четырех формальных аспектов самосознания — осознание того, что я остаюсь тем, кем всегда был, и что все события в моей жизни происходят именно со мной, а не с кем-то другим. Примером расстройства личности, по словам Ясперса, являются заявления больных шизофренией о том, что то, что случилось с ними до наступления психоза, на самом деле было не с ним, а с кем-то другим.

И все же, несмотря на обширную историю анализа категории «идентичность», она приобрела статус отдельной научной концепции в работах Э. Эриксона. Эриксон начал свои исследования в 1940-х годах для изучения «военных неврозов» армии США, а в 1967 году он обобщил результаты своих многолетних исследований идентичности в своей книге «Идентичность: молодость и кризис». В нем он представляет идентичность как внутреннюю преемственность и идентичность, которая существует в контексте непрерывного развития личности и выполняет адаптивные функции. Идентичность — это динамическая сущность, которая меняется на протяжении всей жизни человека. Она дает возможность увидеть свою жизнь с точки зрения ее непрерывности, органично переплетая прошлое и будущее, и интегрируя их в опыт настоящего, приспосабливаясь к изменениям в жизненных ситуациях.

Э. Эриксон считал, что идентичность личности, помимо естественных склонностей, потребностей и способностей, объединяет значимую идентичность и прочные, стабильные социальные роли. Впоследствии, благодаря творчеству Г. Тайфеля и его последователей, социальные аспекты идентичности приобрели относительно самостоятельный статус в психологической литературе, что привело к дебатам о связи между личной и социальной идентичностью, которые продолжаются и по сей день. На сегодняшний день нет четкого решения этой проблемы.

Традиционное для современной психологии толкование идентичности личности как совокупности характеристик, отличающих конкретного человека от других людей, и социальной идентичности как результата осознания своей принадлежности к группе с принятием характеристик, характерных для этой группы, подразумевает противопоставление этих аспектов идентичности.

В последнее время многие исследователи склонны принимать «модель одной корзины» и делать свои гипотезы чисто теоретическими или подтверждать их эмпирически. В рамках когнитивной психологии идея о том, что за каждой социальной категорией стоит конкретное содержание, основанное на тех атрибутах, которые обычно интерпретируются как содержание личной идентичности, получила признание. С другой стороны, описывая себя как «счастливых» или «хороших», индивидуумы отождествляют себя с группами «счастливых» и «хороших» людей и выделяют себя из «грустных» и «плохих», что делает личностные характеристики не полностью индивидуализированными.

Идея о том, что социальные и личностные идентичности не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими элементами идентичности человека, характерна и для представителей теории социального восприятия С. Московича. Таким образом, У. Дойс отмечает, что личность можно рассматривать не только как набор уникальных особенностей, сводя индивидуальный уровень только к различиям. Как различия, так и сходства можно обнаружить как на уровне личной идентичности, так и на уровне социальной идентичности. Кроме того, он выдвигает эмпирически обоснованную гипотезу о том, что личностная идентичность может рассматриваться как социальная репрезентация, являющаяся результатом ассимиляции социально распространенных представлений о человеческой личности.

Как видно из двух подходов, описанных выше, один из ключевых вопросов, на которые пытаются ответить исследователи, заключается в том, какой тип идентичности является первичным по отношению к другому. В целом, исследователи признают примат социальной идентичности и ее опосредованное влияние на формирование личностной идентичности.

Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе развития социальной психологии проблемы корреляции социальной и личностной идентичности остаются нерешенными. Наиболее широко распространенное сегодня мнение заключается в том, что социальная и личностная идентичность являются взаимодополняющими, а не противоречащими друг другу компонентами человеческой идентичности.

Личная социальная идентичность

Обратимся теперь к характеристике непосредственного объекта нашего исследования — социальной идентичности.

Понятие социальной идентичности описывает, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как возраст, род занятий или этническая принадлежность. Именно компоненты «я» человека переживаются на уровне осознания его принадлежности к группе.

Социальная идентичность является результатом процесса социальной идентификации, который относится к процессу определения себя через членство в социальной группе.

Социальная идентификация выполняет важные функции как на групповом, так и на личностном уровне: через этот процесс общество получает возможность включить индивида в систему социальных связей и отношений, а индивид осознает основную потребность в членстве в группе, что обеспечивает защиту, возможности для самореализации, оценки другими и влияния на группу.

Одним из первых о важности социальной идентичности заговорил Курт Левин, который считал, что человеку необходимо сильное чувство групповой идентичности для поддержания чувства внутреннего благополучия.

Практически ни одна из основных теоретических ориентаций социальной психологии ХХ века не проигнорировала этот феномен и не предложила свои взгляды на проблему социальной идентичности.

Психоанализ, конечно, внес очень важный вклад в развитие проблемы социальной идентичности. И здесь тоже нельзя не упомянуть имя Эрика Эриксона — психоаналитика, благодаря которому понятие «идентичность» получило статус независимой научной категории.

Э. Эриксон разработал концепцию психосоциальной идентичности, которая близка к современному пониманию феномена социальной идентичности. Согласно Эриксона (1976), только часть личности находится в сознании, часть — в предсознании, а большинство — в бессознательном состоянии и даже может быть подвергнуто репрессиям. Психосоциальная идентичность является продуктом взаимодействия общества и личности. Посредническим инструментом идентификации является «идеология» — систематизированный набор идей и идеалов.

Социальная идентичность является частью самосознания, которое возникает от осознания человеком своей принадлежности к социальной группе (или группам) наряду с ценностью и эмоциональным смыслом, ассоциируемыми с этой принадлежностью.

Характеристики межгрупповых отношений

При изучении членства в группах (межгрупповые отношения) необходимо различать категории «идентичность» и «идентификация». Считается, что они близки по смыслу, но значительно отличаются как научные термины.

Идентификация в общем смысле — это уравнение чего-то с чем-то. В гуманитарных и социальных науках, особенно в психологии, принято рассматривать различные виды идентификации. Например, его часто определяют как идентификацию неизвестного материального объекта с уже известным объектом, основанную на соответствии их соответствующих значимых характеристик.

Существует также такая категория, как личная идентификация (самоидентификация). Она заключается в развитом отношении человека к самому себе. З. Фрейд, как основатель психоанализа, первым ввел это понятие в науку, но оно наиболее широко используется в социальной психологии.

Фрейд изначально определил идентификацию как бессознательный процесс имитации. Он считал, что это один из психологических механизмов защиты человека. В социальной психологии идентификация является важнейшим условием социализации и усвоения схем и моделей социального поведения человека (особенно детей).

В процессе социализации человек должен принимать свои социальные роли, осознавая, что он принадлежит к определенной группе:

  • Возраст,
  • Профессионал,
  • Религиозный,
  • Политический,
  • Расовой,
  • Этнический.

Самоидентификация — это понятие, представленное в традиционном смысле системой личностных характеристик. Они отличают конкретного человека от других. Что касается социальной идентичности, то она в первую очередь рассматривается как результат осознания человеком своей принадлежности к определенной социальной группе.

В процессе такого сознания люди могут приобретать характерные только для данной группы характеристики. На эмпирическом и практическом уровне часто трудно провести различие между личной и социальной идентичностью. Ученые вынуждены думать о том, с чем имеют дело.

Виды социальной идентичности

Понятие «идентичность» довольно широко используется в современных гуманитарных и социальных науках. Следует понимать, что это качество изначально не свойственно индивидууму. Идентичность — это отношение человека к себе внутри мира. Он формируется и развивается во времени в условиях взаимодействия.

Ученые отдельно рассматривают этническую, профессиональную, политическую, региональную, возрастную и гендерную идентичность. Их типы различаются, так как роль каждого из них в структуре личности различна. Она полностью зависит от временных и ситуационных факторов, таких как место жительства, род занятий, возраст, образование, мировоззрение и т.д.

Этническая идентичность активируется или ослабевает в процессе изменения отношения человека к национальному сообществу, к которому он принадлежит. Чаще всего она формируется не путем «приписывания» окружающим какого-либо национального атрибута. Как правило, его проявление происходит в процессе осознания и индивидуального самоопределения.

Например, если фамилия человека имеет очевидные этнические характеристики, это не означает существования идентичности. Не всегда достаточно идентифицировать лицо как представителя соответствующей национальности. Тем не менее, его можно встретить даже в обществе, характеризующемся явными этническими противоречиями.

Гендерная идентичность формируется в раннем детстве в процессе биологического развития человека. Видимо, это определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Таким образом, нетрадиционная сексуальная ориентация (сексуальная идентичность) является очень трудным для понимания явлением. Это связано с тем, что в современном обществе идет активная борьба за определение норм и условий такой идентичности.

Эта проблема не решается отдельно в рамках психологии, так как требует проведения системного анализа. Для этого необходимо учитывать мнения различных специалистов, в том числе ученых в области культуры, биологов, психиатров и правоведов. Человек и группа должны найти компромисс, так как нетрадиционная социальная идентичность может вызвать дискомфорт у многих членов общества.

Самоидентификация и личностное развитие

Формирование идентичности во многом зависит от общества. Исследования показали, что возрастная, этническая и гендерная идентичность являются элементами общей социальной идентичности. Проблемы в формировании возрастных, этнических или гендерных элементов существенно нарушают существование и нормальное развитие личности. Например, они могут разрушить физическое и психическое здоровье со всеми вытекающими последствиями.

Другой важной задачей, с которой человек сталкивается на определенном этапе, является формирование профессиональной идентичности. Часто психологи рассматривают профессиональное самоопределение отдельно. Такой процесс не может завершиться в подростковом возрасте после выбора карьеры или получения образования.

В течение жизни человек, как правило, вынужден определять свою собственную деятельность, которая зависит не только от него самого, но и от обстоятельств внешнего мира. Примером тому является экономический кризис. Таким образом, одни профессии устаревают в связи с кризисом, а другие, напротив, могут быть более востребованы. Человек должен адаптироваться к постоянно меняющемуся рынку труда.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психические расстройства по мкб
  2. Виды поведения
  3. Диагностика страха и тревоги у спортсменов
  4. Смысложизненные ориентации одарённых девушек подростков, занимающихся изобразительной деятельностью
  5. Ощущение – первичная форма отражения действительности — Понятие ощущения
  6. Книги по детской психологии — список
  7. Влияние профессионального стресса на психические состояния персонала организации
  8. Особенности представлений о мужественности и женственности в юношеском возрасте
  9. Рационально-эмотивная терапия (рэт)
  10. Особенности пасторского консультирования — Сущность пасторской психологии